Русская православная церковь. В праздновании в тихвинском богородичном успенском монастыре приняли участие клирики поместных православных церквей Митрополит тихвинский и лодейнопольский мстислав

Мстислав,
епископ Тихвинский и Лодейнопольский
(Дячина Михаил Валерианович)

Родился 11 ноября 1967 г. Дата хиротонии: 22 мая 2012 г. Пострижен в монахи 26 марта 1998 г. Страна: Россия

Биография

Родился 11 ноября 1967 г. на Украине. В 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.

В 1992 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1996 г. - Санкт-Петербургскую духовную академию. Назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.

26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава, во святом крещении Георгия Храброго, Новгородского.

12 апреля 1998 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром рукоположен в иеродиакона, 4 декабря 1998 г. - в иеромонаха.

В 1999-2001 гг. - наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

В 2007 г. назначен секретарем Санкт-Петербургской епархии.

В 2011 г. возведен в сан игумена. Назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря д. Старая Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. с сохранением должности секретаря епархии.

Решениями Священного Синода от 16 марта 2012 г. назначен (журнал № 16) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря и избран (журнал № 19) епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

Наречен во епископа 23 апреля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру.

Образование

1992 г. - Санкт-Петербургская духовная семинария.
1996 г. - Санкт-Петербургская духовная академия.

Добрый день!

  1. Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте ).
  2. Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
  3. Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля . Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля ) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
    Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
  1. Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия) .
  2. Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: [email protected] .
    Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля ), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
  3. Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.

С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии

Утром 8 сентября 2017 года в городе Луге Ленинградской области «в старости, насыщенный днями» (Иов 42:17), на 83-м году жизни отошел ко Господу иеросхимонах Валериан (Дячина ) – отец епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, 55 лет прослуживший Богу в священном сане у престола. Из них более тридцати лет отец Валериан пребывал на Западной Украине: был настоятелем Архангело-Михайловского каменного храма в селе Белозирка Лановецкого района Тернопольской области, нес послушание настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы на Туниках в Кременце и благочинным храмов Кременецкого района Львовско-Тернопольской епархии.

Отец иеросхимонах Валериан родился в 1935 году в селе Бодаки, что на Волыни, в 25 км от Почаевской Лавры, в семье Феодоры и Никанора Дячина. Третьего ребенка назвали Валерианом, в честь мученика, память которого праздновалась в этот день. Мальчику повезло, он рос в воцерковленной семье, где чтились и строго соблюдались православные традиции. Дом родителей находился в 100 м от храма Николая Чудотворца.

Мама, Феодора Григорьевна, окончила церковно-приходскую школу, причем была одной из первых учениц, так как ранее в подобных заведения обучались только мальчики. Господь даровал ей чудесный голос, и уже в восемь лет она пела в церковном хоре. Голос ее был настолько чист, что на уездном смотре церковных хоров ей было присуждено, как солистке, первое место. А в качестве подарка преподнесено Евангелие, которое она читала с детства и которое стало путеводителем в ее жизни и в жизни ее сына, будущего священника Валериана. Пела Феодора Григорьевна в хоре до 82 лет. Господь даровал ей долгую жизнь, она прожила 95 лет.

Отец, Никанор Васильевич, родился в 1893 году, прошел Первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Трудился в сельском хозяйстве. Он умер, когда ему исполнилось 62 года. Сам Никанор Васильевич не служил в храме, но его отец, Василий Дамианович, был церковным старостой в течение 25 лет.

Кроме Валериана в семье росло два старших брата, Леонид и Владимир, и младшая сестра Мария. Однако почему-то именно младшего сына Валериана брали родители с собой, когда ходили в Почаев на богомолье в Лавру. А однажды отец сказал сыну: «Ты будешь батюшкой». Тогда юноша не придал значения этим словам. А они оказались пророческими.

Почаевская Лавра. Отец Валериан (в центре) с братией обители и отроками – будущими епископами нашей Церкви. 1978 г.

Семья жила скромно, но дружно. Каждый знал свои обязанности по дому, по хозяйству. Любовь к труду прививали детям с малых лет. Ребята помогали родителям, учились, рисовали, клеили елочные игрушки и, конечно же, посещали храм.

Подходили к концу годы учебы в школе, и перед молодым человеком встал вопрос, как жить дальше. Он имел хорошие литературные способности, а душа тянулась к храму. Решение было принято окончательно и бесповоротно: отдать свою жизнь на служение Господу и людям. Отец Валериан рассказывал и такой факт. После последнего выпускного урока он пошел вместе с одноклассниками к реке, сели на траву и решили по очереди поведать друг другу, кто кем хочет стать. «Я стану художником, а я военным…» – открывали секреты мальчишки, последним говорил Валериан: «Я буду священником». Это заявление ошеломило всех. «Как, в такое время, когда храмы закрывают?! Может, передумаешь?» – уговаривали друзья. «Нет, не передумаю», – последовал твердый ответ.

По окончании школы Валериан, как и все, был призван в советскую армию, где отслужил по совести три года. Предлагали остаться, продолжить военную карьеру. Но юношу, уже посвятившего себя служению Богу, подобно родному дяде Иоанну Дьячине, который в 1930-е годы стал священником в далекой Канаде и много лет (более 40 лет) служил в Американской митрополии, а с 9 марта 1941 г. и до кончины 17 января 1976 г. являлся настоятелем значимого собора Христа-Спасителя в Торонто, ждала Ленинградская духовная семинария. Он поступил в семинарию, несмотря на серьезный конкурс, сразу после демобилизации. Во время поступления Валериан познакомился с семинаристом Сергием Бучковским, братом своей будущей матушки. По окончании третьего класса семинарии в 1961 г. он женился на Таисии, к которой относился с большой нежностью и уважением.

В четвертом классе семинарии Валериан служил диаконом в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Рукоположение в сан диакона состоялось 9 октября 1961 г., на престольный праздник академического храма. А по окончании обучения, 6 июня 1962 г., был рукоположен в священники митрополитом Пименом (будущим патриархом) в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Во время четырехлетней учебы в духовной академии отец Валериан служил священником в академическом храме. Распорядок дня был довольно напряженным. Поднимались семинаристы в семь часов утра, служащий Литургию священник – около 5 утра. Затем – утренняя молитва, завтрак в столовой, занятия, обед, с 15 до 17 часов свободное время, после – подготовка к занятиям. В 11 часов сон. Отцу Валериану было несложно привыкнуть к такому распорядку, сохранилась армейская привычка к режиму. В 1962 году матушка Таисия родила дочь. Девочку назвали Софией. Пока батюшка учился в Ленинграде, матушка с дочкой жили на Украине вместе со своими родителями.

После служения Литургии. Луга

Защитив диссертацию, написанную в духовной академии на тему «Евангелие – как основа нравственности для христианина», отец Валериан получил ученую степень кандидата богословия. Годы обучения в духовной академии он вспоминал особенно, ведь с его курса вышло четыре архиерея. Один выпускник остался преподавать в академии, другой стал настоятелем Владимирского собора в Ленинграде, третий – в Ломоносове, и еще один – в Москве.

В 1966 году отец Валериан окончил духовную академию и по направлению Учебного комитета Московской Патриархии вернулся домой. В 1967 году у него родился сын Михаил, ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский.

В канцелярии Львовской епархии отцу Валериану предложили очень хороший вариант для служения: курортный город Залещики на Украине. Но обещание, данное родителям матушки Таисии перед женитьбой (жить всем под одной крышей и похоронить стариков на родине), не оставляло ему выбора. И он стал священником в селе Белозерка Лановецкого района на Волынской части Тернопольщины, в 60 км от областного центра, где служил смиренно, избегая духа властолюбия и карьеризма. Село большое, до 1000 домов. Молодой батюшка стал настоятелем храма архистратига Михаила. Тогда он с сотрудниками первые в области произвели ремонт храма. В Белозерке батюшка прослужил девять с половиной лет, после чего Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика) был назначен благочинным храмов Кременецкого района, где находится известная Почаевская Лавра, и переведен на служение в город Кременец.

Расположенный в 25 км от Почаева Кременец насчитывал 33 тысячи человек населения. Отец Валериан служил помощником благочинного отца Сергия Каринковского, старенького и больного. А спустя три месяца был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы и благочинным района. Служа настоятелем городского прихода на Туниках в Кременце, он привел храм в образцовый вид: прекрасное благолепие и идеальный порядок. Как добрый хозяин он заботился о благосостоянии всех храмов района, которые посещал в дни престольных праздников. Имея богословское образование, отец Валериан, сам замечательно проповедуя, старался поднять уровень проповедничества в приходах. Он особенно, как добрый отец, заботился о благочинии между клириками и высоком уровне духовной жизни духовенства.

Луга. На освящении престола

В Кременце семья прожила 25 лет. 31 марта 1972 г. митрополитом Николаем по благословению Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси отец Валериан был награжден саном протоиерея. Жили скромно, но воспитанию и образованию детей уделяли большое внимание. Дочь и сын посещали музыкальную школу. Одиннадцать лет, вплоть до 1988 года, прослужил батюшка благочинным города Кременца и района, в этом большая заслуга матушки Таисии. Работы было очень много, порой на все не хватало времени. Ведь в благочинии насчитывалось более 30 приходов. Отец Валериан стоял у истоков возрождения в Кременце при Свято-Николаевском соборе Регентских курсов, которые вскоре стали Регентско-богословским училищем структурным подразделением Почаевской духовной семинарии.

В 1992 году отец Валериан был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета для регентов-псаломщиков церковных хоров, а спустя два года стал инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии, т. е. практически руководителем. Отец Валериан в учебный процесс и преподавание вкладывал всю душу и сердце. Батюшка был еще и редактором местной православной газеты. В 1987 году награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. За работу инспектором регентского отделения при Почаевской духовной семинарии получил орден преподобного Нестора Летописца, а в 1991 году награжден митрой.

В 2000 году матушку Таисию настигла тяжелая болезнь – инсульт. Отец Валериан, видя, как нуждается в помощи родной человек, разрывался между домом и службой. После вневременной кончины матушки и выхода за штат духовенства Тернопольской епархии по возрасту, в 2000 г. он переехал в Санкт-Петербургскую епархию, где служили его дети: старшая дочь София, которая по окончании регентского отделения при ЛДА вышла замуж за выпускника академии Николая Денисенко из священнического рода, ставшего настоятелем храмов в Луге и благочинным Лужского округа), и сын игумен Мстислав (в миру Михаил), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Проживая у дочери, он постоянно помогал молодым клирикам во время богослужений, был духовником мирян и духовенства... Надо отметить, что его дочь, матушка София, тоже с усердием служит Церкви и Господу своими певческими талантами. Она много лет руководит церковным хором и поет в нем. В 1996 г. протоиерей Валериан Дячина совершил первое паломничество во Святую Землю и в апреле 2007 г. побывал в Иерусалиме на светлый праздник Воскресения Христова и церемонии Благодатного огня.

Во время паломничества во Святую Землю. Храм Воскресения Христова. Раздача антидора

Личность блаженнопочившего отца Валериана, его пастырский облик и ревностное служение оставили особый след в жизни многих молодых юношей, которым он дал рекомендации на поступление в семинарии и на посвящение в священный сан. Он стал добрым примером для подражания для многих будущих пастырей нашей Церкви. Его молитвенный дух и умиление при служении, спокойный и в то же время величественный голос, настоящая мудрость и рассудительность, кротость и смирение, сердечные слова проповеди навсегда остались в душах тех, кто общался с ним. Он был настоящим воспитателем и любил учащуюся молодежь, умел наставлять её так, что все его слова, благопожелания и замечания становились незабываемыми и приносил для Церкви замечательные плоды.

Великим счастьем для настоящего духовного пастыря явилось осуществление его благого желания – принятия монашеского пострига, которого Господь удостоил его перед завершением земной жизни сразу в Великий Ангельский образ.

В воскресенье, 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, которого почивший пастырь так любил и чтил, было совершено его отпевание и погребение.

Знакомые и духовные чада отца Валериана в Украине и во многих уголках мира молятся Победителю смерти Господу нашему Иисусу Христу, дабы Он упокоил с праведными душу Своего верного служителя в месте, «идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» , и сотворил Новопреставленному вечную память.

Епископ Иов (Смакоуз)

12 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава с 15-летием служения в священном сане.

В своем послании Первоиерарх Русской Православной Церкви молитвенно пожелал Его Преосвященству "укрепления свыше душевных и телесных сил, мира и радости во Святом Духе (см. Рим. 14:17)".

Большая часть жизни Преосвященнейшего Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, связана с Санкт-Петербургом, где он получил семинарское и академическое образование, был сопричислен к клиру, сделал первые шаги на пастырской стезе и был произведен в викарные епископы.

Ныне Вам надлежит совершать архиерейские труды в новообразованной Тихвинской епархии, заботясь о всестороннем развитии приходской жизни и иноческого делания, духовного просвещения и социальной работы. - отметил в своем поздравлении Предстоятель Русской Православной Церкви.

Напомним, что Тихвинская епархия была о бразована решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. путем выделения из состава Санкт-Петербургской епархии, на новообразованную кафедру назначен викарный епископ Мстислав. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Тихвинский и Лодейнопольский». Тихвинская епархия объединяет приходы в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области. Новая епархия включена в состав Санкт-Петербургской митрополии.

Наша справка.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав(в миру Дячина Михаил Валерианович), родился 11 ноября 1976 г. на Украине. После окончания школы служил в 1985- 1987 годах в рядах Советской армии.

Служение в Церкви начал с должности иподиакона архиепископа Псковского и Порховского Владимира (Котлярова). В 1988 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1992 году. В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургского епархиального управления.

26 марта 1998 года пострижен в монашество с именем в честь благоверного князя Мстислава Храброго, Новгородского. 12 апреля 1998 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, 4 декабря того же года - во иеромонаха.

С 18 июля 1999 по 2001 год управлял Коневским Рождество-Богородичным монастырем. Был штатным священником Николо-Богоявленского собора города Санкт-Петербурга. К Пасхе 2007 года возведён в сан игумена. В 2007 году назначен секретарём Санкт-Петербургской епархии.

28 октября 2011 года был назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Александро- Свирского мужского монастыря с сохранением должности секретаря епархии.

16 марта 2012 года назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, и избран епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

1 апреля того же года возведён в сан архимандрита с вручением игуменского жезла митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской области.

23 апреля 2012 года был наречён, а 22 мая того же года - хиротонисан во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии.

12 марта 2013 года назначен правящим архиереем новообразованной Тихвинской и Лодейнопольской епархии.

При подготовке материала использованы: официальные сайты Московского Патриархата и Санкт-Петербургской Митрополии, открытая православная энциклопедия "Древо", фото Артемия Кострова.

Специально для газеты "Ладога" материал подготовил Виталий Тихонов.

ОБЩЕСТВО

ВНИМАНИЕ, СУДОВОДИТЕЛИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ!

Важные изменения в КоАП РФ. Значительно увеличились штрафы за нарушения правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ.

ОБЩЕСТВО

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить…

Временно исполняющий обязанности главы администрации Кировского района Ленинградской области Алексей Васильевич Кольцов о себе, работе, успехах и трудностях, обо всем, что интересует жителей района.

ОБЩЕСТВО

«Человек из прошлого»

В Кировском районе немало людей, привлекающих своей неуёмной энергией и жаждущих сделать что-то хорошее. Одним из таких (и я думаю, многие со мной согласятся) является заведующий музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылёв. В сентябре 2019 года будет 10 лет, как Денис Валерьевич приехал в Кировский район. В этом году Д.В. Пылёву объявлена благодарность Президента РФ за заслуги в развитии культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность. Есть повод поговорить об этом человеке.

На заседании руководителей ведущих предприятий Кировского района

25 июня во Дворце культуры г. Кировска состоялось совместное заседание Совета директоров при главе администрации и Общественной палаты Кировского муниципального района Ленинградской области.

ПРОИСШЕСТВИЯ

ГИБДД ищет очевидцев происшествия

В производстве отделения дознания ОМВД России по Кировскому району ЛО находится уголовное дело, возбужденное по факту повторного управления лицом автомобилем в состоянии опьянения, а именно 18.03.2019 года около 17 часов 30 минут гр. В., управляя автомобилем « ВАЗ-21093» г.р.з. М 308 РЕ 47, двигался по главной дороге по ул. Красный проспект г. Шлиссельбург Кировского района Ленинградской области, где у корпуса №1 дома №1 не справился с управлением и совершил съезд на встречную полосу движения с последующим съездом на тротуарную дорожку и столкновением с препятствием.

Операция "Подросток" продолжается!

17 июня в рамках проведения 3-го этапа «Лето» комплексной профилактической операции «Подросток» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского муниципального района ЛО провела профилактическое мероприятие в летнем лагере труда и отдыха «Энтузиаст», организованном на базе МБОУ «Мгинская средняя общеобразовательная школа».

ОБЩЕСТВО

Утечка бытового газа - дело опасное!

Многие природные газы являются источником опасности для человека. Однако наиболее опасным является метан, городской магистральный газ и сжиженный нефтяной газ в баллонах. Используют их в быту. При утечке они вызывают удушье, отравление и способны привести к взрыву, поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и ухода за ними.

Минувший март принёс в Санкт-Петербургскую епархию большие перемены. Решением Священного Синода она был превращена в митрополию и поделена на четыре новых епархии: Выборгскую, Тихвинскую, Гатчинскую и Санкт-Петербургскую. Сегодня у нас в гостях духовный управитель одной из новосозданных епархий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина). Владыка милостиво согласился рассказать нам о «духовной географии» своей епархии и о своём пути в Церкви Христовой. Вот его рассказ.

КРАЙ ДРЕВНЕГО МОНАШЕСТВА

Всего лишь несколько недель назад появилась на карте Руси Православной наша Тихвинская епархия; и вы, быть может, думаете теперь: «Ну разве успела эта земля прославиться? Велик ли её вклад в духовную историю нашего Отечества?» Велик ли, - решайте сами: на наших землях стоят девять древних монастырей. И что же это за монастыри? Во-первых, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, в котором пребывает хранительница русских рубежей Тихвинская икона Божией Матери - святыня, значение которой мы не можем и оценить по достоинству своим человеческим разумом. Некогда Сама Царица Небесная ступила в тихвинские пределы и чудесным образом принесла сюда свою икону, написанную евангелистом Лукой, - одного этого было бы достаточно, чтобы считать наш край святой землёй. А ведь у нас есть и другие славные обители.

Староладожский Свято-Никольский мужской монастырь - обитель древняя, исполненная благодатью, с давних времён почитаемая русскими людьми. И в той же Старой Ладоге есть Успенский женский монастырь, построенный ещё до татарского нашествия. Кстати будет заметить, что и сама Старая Ладога - первая известная историкам столица Руси; а значит, этот посёлок сам по себе является святыней для всякого русского человека.

Продолжаем перечислять: Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь, в глубокой древности основанный великим подвижником благочестия св.Антонием Дымским, одним из первых русских преподобных, Введено-Оятский женский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий, созданный прп.Мартирием, Покровский Тервенический, Введенский Тихвинский женский монастырь и, конечно же, Троицкий Александро-Свирский. Не могу не сказать об этой обители особо: год назад я был назначен её игуменом и с тех пор не устаю удивляться обилию благодати Божией, разлитой здесь! Я не раз паломничал в Святую Землю, бывал и в Иерусалиме, и у Мамврийского дуба… Что сравнится с тем восторгом духовным? Только посещение Александро-Свирского монастыря, молитва у раки преподобного Александра. Не думайте, что я преувеличиваю: вспомните, что на этой земле было явление Пресвятой Троицы - событие неповторимое, которое в истории человечества прежде случилось только раз, в глубокой ветхозаветной древности… Преподобный Александр Свирский после праотца Авраама единственный на земле человек, лицезревший Божественную Троицу в виде Трёх Ангелов, - и этот святой человек почиет телом на нашей земле, а душой благословляет её с небес. Александро-Свирский монастырь - это наша северная Палестина, наш край Богоявления.

Вот и судите теперь, мал или велик удел Тихвинско-Лодейнопольской епархии на Святой Руси. Что говорить: Россию не удивишь святостью, в ней каждый уголок облагодатствован молитвой какого-нибудь славного подвижника, - и наш край тоже Богом не забыт, дары Господни здесь явлены преизобильно.

А СЕГОДНЯ?

Не раз приходилось мне слышать, что нынешние жители наших мест - народ в духовном отношении едва ли не дикий: давно забыты славные дела предков, к храму Божию усердия нет… Что ответить на это? Я бы сказал так: прежде чем осуждать людей, вспомните, в какие времена им пришлось жить, какие испытания перенести… А знаете ли вы, что в первые годы советской власти в Тихвинском районе были арестованы и вывезены все до одного монахи и священнослужители? Знаете ли вы, что население нашего края по большей части составлено из людей пришлых, не коренных, присланных сюда советской властью, чтобы поднимать местную промышленность? Может быть, это были и неплохие люди, но духовной и кровной связи с теми, кто жил здесь во времена расцвета Православия, у них не было; они не воспринимали наш край как святыню, понятия не имели о тех духовных сокровищах, что здесь таятся. Но разве они виноваты в своём неведении? Это мы будем виноваты, если не сумеем объяснить людям, на какой святой земле они живут! Давайте будем мудрее, давайте проявлять милосердие к тем нашим собратьям, кто ещё далёк от Церкви, кто возрос на закваске атеизма. Их трудно переубедить? Но мы должны это сделать - своей молитвой, своим примером: пусть хоть на миг они почувствуют в своих душах веяние благодати. Да, сейчас наша паства такова, что ей требуются не исполнители треб, а проповедники. Наш путь - путь апостольский, а апостолы не боялись проповедовать ни в синагогах, ни среди языческих капищ. Мы должны идти в школы, на предприятия, в общественные организации, нужно битвой духовной завоёвывать каждый шаг и укрепляться на достигнутых рубежах. Помните, что люди, как бы ни были они настроены против веры, в душе всё равно остаются и русскими, и православными: это у них в крови, пусть даже они сами и не осознают своих корней. Как бы то ни было, а семена добра лежат в их душах, и только мы можем так возделать эту землю, чтобы семена дали всходы.

Надо идти к людям с уважением, с любовью, с благодарностью. Вот пример: на территории Александро-Свирского монастыря наша епархия организует музей истории вепсского народа. Это наша дань благодарности вепсам - малой народности, которая подарила России великого святого, прп.Александра Свирского. Вепсов сейчас осталось очень мало, и мы надеемся, что наш музей поможет им сохранить свою культуру, свой язык, свою родовую память. И конечно же, мы думаем, что этот музей станет для них своеобразной и доходчивой проповедью Православия. Мы собрали немало собственных экспонатов, а недавно финское общество «Коневец» обещало прислать нам редкие образцы предметов вепсской культуры.

Что ещё сказать о современном состоянии епархии? Она пока не зарегистрирована официально - мы сейчас собираем необходимые документы, и с Божией помощью через несколько недель регистрация совершится. Территория епархии - это пол-Чехии или целый Люксембург: земли обширные, а население немногочисленно - всего около 500 тыс. человек. «Столица» епархии - это, конечно, Тихвин (сейчас мы ведём переговоры с городскими властями о выделении нам здания под епархиальное управление); но есть и вторая «столица» - это Александро-Свирский монастырь. Кроме того, у наших монастырей есть несколько подворий в Санкт-Петербурге (например, подворье Александро-Свирского монастыря на ул.Челиева, д.10), и это очень удобно: епархия, как я говорил, весьма большая, и многим нашим батюшкам сподручнее ездить на приём к епископу не в Тихвин, а в Петербург, на одно из подворий. Храмы и монастыри епархии - это древние сооружения, когда-то сиявшие несказанной красотой, а сейчас по большей части лежащие в руинах. Разумеется, своими силами нам всё это не возродить, - нужна помощь государства, без неё не обойтись; и руководство Ленинградской области с пониманием относится к нашим трудностям.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

…Всё зависит от наших батюшек: если они будут служить примером для своих прихожан, если они будут молиться, если смогут проповедовать, то епархия встанет на ноги и сможет жить полнокровной жизнью. Однако не только от батюшек всё зависит, но и от владыки: епископ во многом определяет духовное лицо своей церковной вотчины; а потому думаю, что не лишним будет мне немного рассказать о себе.

Меня иногда спрашивают: как случилось, что я из двух возможных для священнослужителя путей выбрал путь не самый лёгкий - монашеский?.. Что на это ответить? Да для меня как будто и выбора-то никогда не стояло: я с детства мечтал об иноческой жизни. Я родился в семье священника: папа мой, протоиерей Валериан Дячина, и сейчас служит в Луге… Моя духовная родина - великая святыня святорусской земли Почаевская Лавра: я с малых лет приезжаю туда для молитвы и трудов… Как рассказать о Почаеве? Духовные переживания трудно передавать словами… Помню, как в детстве я прикладывался к деснице прп.Иова Почаевского; а когда взрослым попал в Александро-Свирский монастырь и впервые приложился к деснице прп.Александра, я вдруг почувствовал что-то родственное, что-то духовно знакомое, как будто они были родными братьями - святой Иов и святой Александр, - хотя у прп.Иова рука тёмная, точно шоколадная, а у прп.Александра - совсем белая…

НАСТАВНИКИ

С десятилетнего возраста и до ухода в армию я окормлялся у знаменитого почаевского старца архимандрита Сильвестра. Вот человек поразительной судьбы! Он прошёл всю войну, служил в развед-роте, получил три ордена Славы, а после Победы ушёл в монастырь. Как это случилось? Однажды их рота попала в окружение, и все товарищи о.Сильвестра погибли - остался только он сам да его друг. Три дня бойцы сидели в болоте, прятались от немцев, а выйти не было никакой возможности: кругом враги. И вот, когда иссякла последняя надежда, друзьям явилась Сама Матерь Божия! Она указала им безопасную дорогу, а потом велела строго: «После войны идите в Почаевскую Лавру - там спасётесь!» И они оба выполнили этот завет: друг о.Сильвестра тоже постригся и стал о.Богданом. Как они дружили все эти годы! Это было настоящее духовное братство, при том что о.Сильвестр был украинцем, а о.Богдан - русским. Помню, о.Сильвестр рассказывал мне такую историю: как-то, ещё в советские годы, ему случилось лететь с Украины в Москву. Он был в монашеском облачении, и его вид потряс всех пассажиров: «Поп - а летает на самолёте!» «Эй, батюшка! - говорят ему. - Как же ты летишь на таком чудище - с крыльями, с хвостом?!. Можно ли монаху летать на драконе?» - «Что ж, - отвечает отец Сильвестр, - хорошо, что я на нём, а не он на мне!»

Надо признаться, мне всегда везло на духовных руководителей. Долгое время я служил в Псковской епархии, был иподиаконом у архиепископа Псковского и Порховского Владимира - нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Со многими славными тамошними старцами я тогда познакомился: и с о.Иоанном (Крестьянкиным), и с о.Адрианом (Кирсановым)…

Но особенно я благодарю Господа за то, что в течение 20 лет мне довелось общаться с о.Николаем Гурьяновым. Без его духовного совета я и шагу не ступал, и какой же благодатью наполнены для меня эти годы!.. Отец Николай мог прозревать будущее и в большом и в малом - мне не раз удавалось в этом убедиться. Вот простой пример - мне он почему-то запал в душу. Как-то раз на Покров мне очень захотелось съездить на остров Залита, но на носу сессия, экзамены, нужно сдавать церковнославянский язык… Преподаватель у нас был очень строгий - о.Александр Кудряшов: он всегда требовал, чтобы на экзамене мы показывали конспекты его лекций. А у меня этих конспектов не было! Я надеялся списать у товарищей. До поездок ли тут? Но желание пообщаться с отцом Николаем победило, и я, махнув на всё рукой, отправился на остров. Прошёл праздник Покрова, пора возвращаться, а у меня на душе кошки скребут: как же быть с конспектом? Вдруг отец Николай, которому я ни словом не обмолвился о своих бедах, подходит ко мне и говорит: «Не волнуйтесь, Миша (он всегда обращался ко мне на вы), - поезжайте спокойно: вы всё успеете. И церковнославянский сдадите!» Я приехал в Ленинград и узнал, что наш преподаватель куда-то уехал и экзамен откладывается на две недели. Понятно, что я успел переписать все конспекты, отлично подготовился и сдал успешно - по слову отца Николая!

КАК СТАТЬ ЕПИСКОПОМ?

Что греха таить, в ту пору я ещё подумывал о женитьбе и заводил знакомства с девушками, но как-то дальше простой дружбы дело никогда не заходило… А отец Николай всегда говорил мне: «Это не для вас. Вы епископом будете». Честно говоря, я ему не верил: какое епископство, - я, может быть, ещё женюсь!.. Но все девушки, с которыми я знакомился, очень скоро выходили замуж за других, и, надо сказать, расставались мы с ними без всяких обид: дружба продолжалась и продолжается до сих пор; все они сейчас замужем за священниками, всеми уважаемыми батюшками.

Когда я стал епископом, никто из моих знакомых не удивился: «Ну, тебе же это отец Николай предсказал!». Удивлялся только я сам: я и не представлял, какое это чудо - хиротония! Вдруг в душе раскрывается что-то новое, что-то, о чём ты и не подозревал, - какая-то светлая волна поднимает тебя над миром… У меня хранятся две мои фотографии, сделанные в один день: одна перед хиротонией, другая - после. Когда я их увидел, я был поражён до глубины души: на снимках два разных человека!

Перед самой хиротонией, всего лишь за 10 минут, ко мне пришёл один архиерей и сказал так: «Запомни, не то важно, что; ты, как епископ, будешь говорить людям. И даже не то важно, что ты сделаешь!.. Важно - как ты будешь молиться! На первом месте для тебя - твоя молитва Богу. А остальное - суета, она не должна возобладать над молитвой». Стараюсь всегда помнить эти слова…


Top