Смотреть что такое "Гребенщиков, Борис Борисович" в других словарях. Смотреть что такое "Гребенщиков, Борис Борисович" в других словарях Родом из детства

Борис Борисович Гребенщиков (БГ). Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки.

Отец - Борис Александрович Гребенщиков (1926-1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929-2009), юрисконсульт Ленинградского дома моделей.

Бабушка - Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила, пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

В 1970 году окончил ленинградскую физико-математическую школу № 239.

В 1976 году окончил факультет прикладной математики - процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. Основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1972 года вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум» . Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Позже сам Гребенщиков так охарактеризовал свой проект: «У меня простой подход. Боб Марли говорил: "Who are playing with me is Wailers" - кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет "Аквариум". Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это "Аквариум"».

По распространённой версии, название группы возникло, когда Гребенщиков и Гуницкий ехали в автобусе и увидели на Будапештской улице Петербурга пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы.

Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций и первый концерт группа дала в Зеленогорске только ранней весной 1973 года. Ещё одно выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными.

Первое время состав был приблизительно таким: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году непродолжительное время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский, впоследствии лидер группы «Пикник». В том же году появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан). В следующем году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов. Вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.

К 1974 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январе - феврале на каникулах Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым.

В 1975 году в «Аквариуме» появился виолончелист Всеволод (Сева) Гаккель.

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles, а в конце марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошеным гостем на «Таллиннские Песни Молодежи - 1976» - Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи.

Летом 1978 года состоялась совместная с Майком Науменко запись акустического альбома «Все братья - сёстры», вдохновленного творчеством Боба Дилана. В записи принимал участие Михаил Файнштейн.

К концу семидесятых «Аквариум» уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока - Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с «Аквариумом» Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.

Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.

В январе 1981 года записан «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума».

В 1981 году группа становится членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

В 1982 году Гребенщиков осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» «45».

C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве. Летом записывается альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил «Аквариуму» концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома - по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.

Популярность «Аквариума» увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина.

В марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» - в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР.

Аквариум - Город Золотой

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей - в канадском Монреале, после которого «Аквариум» в полном составе записал в Канаде две песни («Китай» и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.

В начале 1990-х деятельность «Аквариума» была прекращена.

В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд» . «БГ-Бэнд» был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах, среди которых не было ядра классического «Аквариума» - Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия» (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума».

За время своего существования группа «БГ-Бэнд» дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума».

Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли уже игравшие в «Аквариуме» и «БГ-Бэнде» Александр Титов, Олег Сакмаров и Алексей Зубарев, а также двое новых членов: Алексей «Лорд» Рацен и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.

В 1994 году в свет выходят два сольных альбома Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994». Он приурочен к большому концерту Гребенщикова в парижском Theatre de la Ville.

В 1997 году Гребенщиков вместе с «The Band» (знаменитая американская группа, среди прочего, аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).

В январе 1998 года стал лауреатом премии «Триумф».

31 марта 2002 - Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.

2003 - 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу.

Март 2005 - выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ.

22 мая 2005 - начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.

18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении общения с прессой в России, продолжая изредка давать интервью за границей. В январе 2013 «Аквариум» возобновил сотрудничество с гитаристом состава 90-х годов Алексеем Зубаревым. В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй «естественный» альбом «Аквариум плюс», содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы. «Это фантазия на тему "как бы звучали песни Аквариума, если бы все было по-другому". Альбом был записан между Петербургом, Лондоном и Лос-Анжелесом при деятельной помощи нашего нового коллеги Митчелла Фрума. При записи не пострадала ни одна панда», - комментировал альбом БГ.

2014 - сольный альбом БГ «Соль», «лучший за 40 с лишним лет».

18 марта 2016 года «Аквариум» выпустил мини-альбом из трёх песен «Песни Нелюбимых». Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.

16 июня 2017 года группа «Аквариум» обнародовала новую песню «Пегги Поршень». В недавнем интервью БГ рассказал о работе над новым альбомом «Аквариума». С июня 2017 года у «Аквариума» стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию «Аквариума», с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе «STADIUM» и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС «Юбилейный».

20 октября 2017 вышел мини-альбом «Двери Травы» с тремя песнями, сочинёнными в 1970-е и 1980-е годы и записанными в Петербурге и Париже в 2017 году.

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Рост Бориса Гребенщикова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова:

Первая жена - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года после института. Свадьбу играли в «Астории». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени».

В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года. Развелись в 1980-м.

Дочь Алиса подарила внука Алексея (род. 2008).

Вторая жена - Людмила Шурыгина (1980) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год.

Сын Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) - известен как диджей gebe. Внучка - Алиса Гребенщикова.

Третья жена - Ирина. В браке с 1991 года. Бывшая жена Александра Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову - сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса - художник.

Борис Гребенщиков, жена Ирина и Джоанна Стингрей

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»). При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года - сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России. Изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей - Бориса Акунина и Виктора Пелевина.

Любимые фильмы - «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.

Фильмография Бориса Гребенщикова:

1981 - Тбилиси-80 | Советский рок (Финляндия, документальный)
1981 - ...Иванов (короткометражный) - Боря, музыкант
1986 - Диалоги (документальный) - гитарист "Поп-механики"
1986 - Йя-хха! (короткометражный)
1988 - Серп и гитара (From Russia with rock / Sirppi ja kitara) (документальный)
1988 - Рок (документальный)
1990 - Город - Борис Гребенщиков
1991 - Клон (документальный)
1991 - БГ 1991 (документальный)
1992 - Над тёмной водой - эпизод
1993 - Два капитана - 2
2000 - Нежный возраст - Борис Гребенщиков
2005 - Александр Башлачев. Смертельный полет (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock 70-80-е: все братья и сестры (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock-80-е: Цой жив (документальный)
2006 - 40:0 в пользу БГ (документальный)
2008 - Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2008 - Живая история. Русский рок (документальный)
2009 - Рокеры
2010 - Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2010 - Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
2010 - Последний рок-н-ролл (документальный)
2011 - Петр Мамонов. Черным по белому (документальный)
2011 - Жара. Огонь и вода (документальный)
2011 - Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)

Вокал Бориса Гребенщикова в кино:

1984 - Милый, дорогой, любимый, единственный... - песня "Стучаться в двери травы"
1985 - Чужие здесь не ходят - песня "Город"
1987 - Асса
1988 - Трагедия в стиле рок
1989 - Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 - Дом под звёздным небом
1991 - Афганец
2000 - Нежный возраст
2008 - 2-Асса-2
2011 - Как пройти в библиотеку? (использована песни "Обещанный день", "День радости")

Работы Бориса Гребенщикова в кино как композитора:

1981 - ...Иванов (короткометражный)
1985-1991 - Терпение труд (документальный)
1986 - Искусство быть смирным (короткометражный)
1988 - Рок (документальный)
1988 - Жажда (документальный)
1989 - Ты успокой меня (документальный)
1990 - Ёлы-палы, или Митьки в Европе (документальный)
1990 - Город - музыка ансамбля "Аквариум", дирижер
1991 - Приключения Стингрей (короткометражный)
1992 - Трава и вода (короткометражный)
1992 - Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (анимационный)
1993 - Два капитана - 2
2006 - Связь
2010 - Золотое сечение
2012 - Танец Дели

«Доисторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
1973 - Менуэт земледельцу
1974 - Притчи графа Диффузора
1976 - С той стороны зеркального стекла
1978 - Все братья - сёстры (БГ + Майк).

«Исторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1981 - Синий альбом
1981 - Треугольник
1981 - Электричество
1982 - Акустика
1982 - Табу
1983 - Радио Африка
1984 - Ихтиология
1984 - День Серебра
1986 - Дети Декабря
1986 - Десять стрел
1987 - Равноденствие
1989 - Radio Silence (БГ)
1991 - История Аквариума том 3 - Архив
1992 - Русский альбом (БГ)
1993 - Любимые песни Рамзеса IV
1993 - Письма капитана Воронина
1994 - Пески Петербурга
1994 - Песни Александра Вертинского
1994 - Кострома mon amour
1994 - Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной)
1995 - Навигатор
1996 - Снежный лев
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Гиперборея
1997 - Лилит (БГ)
1998 - Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
1998 - Молитва и пост (internet-only album) - на компакт-диске выпущен впервые в 2001 году
1998 - Борис Гребенщиков и Deadушки (БГ + Deadушки)

1999 - Ψ
2000 - Территория
2002 - Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
2002 - Сестра Хаос
2003 - Песни рыбака

2005 - ZOOM ZOOM ZOOM
2006 - Беспечный русский бродяга
2007 - Феодализм (запись 1990 года)
2008 - Лошадь белая
2009 - Пушкинская, 10
2009 - БГ+Зомбияйц (запись 1998 года)
2010 - Оракул Божественной Бутылки (запись 1998 года)
2010 - День радости
2010 - Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
2010 - Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
2011 - Архангельск
2012 - Сроки и цены (запись 1983 года)
2012 - 21-й век
2012 - Воздухоплавание в компании сфинксов
2012 - Тайная история пчеловодства
2013 - Аквариум +
2014 - Соль (БГ)
2016 - Песни Нелюбимых EP
2017 - Двери Травы EP.

Сольная дискография Бориса Гребенщикова:

1989 - Radio Silence (БГ)
1992 - Русский альбом (БГ)
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Лилит (БГ)
1999 - Песни Булата Окуджавы (БГ)
2004 - Без слов - в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2014 - Соль (БГ)
2018 - Время N.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде.
В 1974 году он окончил факультет прикладной математики - процессов управления Ленинградского государственного университета. В июле 1972 года была создана группа "Аквариум", у ее истоков стояли Борис Гребенщиков и его школьный товарищ Анатолий Гуницкий. Первое выступление Бориса Гребенщикова состоялось весной 1973 года, а группа "Аквариум" дебютировала в ноябре 1974 года. Известность и группе, и ее лидеру принесло выступление на рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году. С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принимал самое активное участие в его деятельности. За полтора десятилетия творческой деятельности "Аквариум" выпустил множество альбомов, отмеченных экспериментами в области стиля. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи "гласности и перестройки", группа вышла из "подпольного" состояния и начала насыщенную концертную деятельность, стали широко выходить альбомы и пластинки. Песни "Аквариума" звучали в фильмах "Асса", "Милый, дорогой, любимый, единственный", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Нежный возраст". Сам Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме "Два капитана-2". Автор музыки песен на стихи Гумилева к спектаклю Р.Виктюка "Лжец" по Гольдони.

Имя : Борис Гребенщиков (Boris Grebenshhikov)

Знак зодиака : Стрелец

Возраст : 65 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Рост : 182

Деятельность : музыкант, композитор, поэт

Теги : композитор, музыкант, поэт

Семейное положение : женат

27 ноября 1953 в семье петербургских интеллигентов (инженера и юриста) родился мальчик, которому спустя годы суждено было стать целой эпохой в истории русской музыки, духовным учителем и автором любимых композиций многих тысяч слушателей. Борис Борисович Гребенщиков рос в славном городе Ленинграде, учился в школе с математическим уклоном и с детских лет был очень сильно увлечён музыкой.

После школы он стал студентом Ленинградского университета, учился на факультете прикладной математики. Но главное, что в этот период он решил сформировать собственный музыкальный коллектив – «Аквариум». Школьный друг Анатолий Гуницкий, которого за очень большое сходство с Харрисоном прозвали «Джордж», составил Борису компанию в его долгих творческих поисках и репетициях в актовом зале университета. Как рассказывают очевидцы, мальчики были одарёнными поэтами и не могли представить в своей жизни радости большей, чем пение песен.

Воспитанные на классике рок-н-ролла, влюблённые в Марка Болана, Боба Дилана и «The Beatles», они с самого начала писали и пели по-английски. Но в скором времени было принято твёрдое решение: исполнять песни лишь на родном языке.

Первый альбом коллектив выпустил в свет самиздатом. «Искушение Святого Аквариума» в 1973 году критики назвали «первой попыткой создать концептуальную музыку в Советском Союзе». В 1974 в составе «Аквариума» появляются еще 2 персонажа — М. Файнштейн и А. Романов. Ребята расширяют свои творческие горизонты и создают на родном факультете театральный кружок. Файнштейн придумывает абсурдные пьесы, а Романов и Гребенщиков с радостью в них играют. Одно только плохо – ребята настолько сильно увлекаются драматургией, что практически забывают о музыке. Они выходят из состава коллектива, в это же время им запрещают репетиции в университете, а лидера группы вообще грозятся отчислить.

В «поле» «Аквариума» остается лишь один воин – Гребенщиков. Однако Борис не впадает в уныние: Вселенная начинает медленно, но верно сводить его с музыкантами, которые задержатся в составе группы на 15 ближайших лет. Первой ласточкой оказался виолончелист Всеволод Геккель. Тогда же БГ сочиняет истинные хиты, поныне звучащие на концертах. Репетировать и записывать песни группе в эти годы абсолютно негде – всё довольно дорого и не одобрено в нужных кабинетах. Несмотря на это в 1976 «Аквариум» издаёт альбом «С той стороны зеркального стекла», а в 1978 на открытом воздухе записывает дуэтом с Майком Науменко пластинку «Все – братья-сёстры». С 1981 года дела пошли немного веселее: Борис стал сотрудничать с легендарной студией Андрея Тропило, в которой были записаны пластинки «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра» и «Дети декабря».

Музыкант продолжал записывать песни, хотя в этот период проблем у него было «выше крыши» — после выступления на тбилисском рок-фестивале в восьмидесятом году его исключили из комсомола, уволили с должности младшего научного сотрудника и официально запретили выступать.

Гребенщиков опять не теряется и устраивается работать дворником, чтобы не стать «дармоедом». Его концерты превращаются в «квартирники» — формат, когда музыканты и слушатели приходят домой и довольно тихо поют под гитару, чтобы бдительные соседи не вызвали милицию. Тогда же музыканта сводит знакомство с ленинградским авангардистом Сергеем Курёхиным, и с его помощью появляется в телепрограмме «Весёлые ребята».

После этого приглашения на ТВ приходят певцу всё чаще. В 81-м Борис становится членом Ленинградского рок-клуба, в 82-м замечает и продюсирует первый альбом легендарного Виктора Цоя и группы «Кино». Спустя несколько альбомов и лет Гребенщиков записывает сразу 2 англоязычных пластинки в Америке — «Radio Silence» и «Radio London» выходят в 1989 году. Тогда же певец знакомится со многими иностранными рок-деятелями. С 1990 коллектив «Аквариум» официально не существовал. Гребенщиков возглавил «БГ-Бэнд», но хватило его не на долго – в 1993 «Аквариум» возобновил свою работу.

С перестройкой исполнитель вышел из «подполья» на вполне приличные сцены клубов, концертных залов и стадионов. Его альбомы становятся все более необычными по звучанию, его приглашают сочинять музыку для массового кино. В этот же период он не на шутку интересуется буддизмом, становится учеником ламы Оле Нидала, и много раз посещает ашрам индийского гуру Саи Бабы. Сам артист себя не считает убеждённым адептом любой из религий, но слывёт пропагандистом общечеловеческих гуманистических ценностей. С конца девяностых музыканта заслуженно осыпают наградами: 1998 – премия «Триумф», 2000 – премия «Люди нашего города», 2001 – премия журнала «Fuzz», 2002- премия «НАШЕГО Радио», 2002 – Царскосельская художественная премия, 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за весомый вклад в развитие музыкального искусства.

С 2005 по сей день Борис Борисович ведёт авторскую передачу «Аэростат» на «Радио России». Программа пользуется неизменной популярностью у широких масс населения – в ней лидер «Аквариума» в свободной форме поднимает интересующее его вопросы, рассказывает о малоизвестных иностранных группах и ставит лучшую, как он считает, музыку. В 2006 году Борис встретился с гуру неоиндуистского толка – Шри Чинмоем, который дал певцу имя Пурушоттама. Новый знакомый помог в проведении концертов Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холее. В 2007 артист дал сольный концерт в ООН.

В 2013 ходил упорный слух, что «Аквариум» окончательно прекращает свою деятельность. Слух оказался газетной «уткой» — коллектив лишь в очередной раз обновил состав и превратился в «Aquarium International», вобрав в себя ирландского флейтиста Браяна Финнигана.

С 1981 БГ выступает актером в театральных постановках и кинокартинах. В их числе «Жажда», «Долгая дорога домой», «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Красное на красном», «Два капитана-2», «Нежный возраст».

В ещё большем количестве кинокартин звучит музыка коллектива «Аквариум»: «Асса», «Дом под звёздным небом», «Азазель», «Питер FM», «Сезон дождей», «Соловей-Разбойник».

В 2014-м был поставлен мюзикл по песням артиста — «Музыка серебряных спиц».

Гребенщиков создал пару произведений в прозе: повесть «Лес» и рассказ «Иван и Данило». В 2009-м участвовал в написании книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Является автором переводов нескольких буддийских и индуистских трактатов, в частности «Бхагават-гиты».

Изданные книги певца: «Сочинения в 2-х томах: «Песни», «Непесни», «Книга Песен», «Два стиха о квартире номер шесть», «Аэростат. Течения и земли», «Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты», «Аэростат. Параллели и Меридианы», «Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы», «Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник».

В 1976 Борис узаконил свои отношения с Натальей Козловской. Спустя 4 года пара развелась, от брака осталась дочка – ныне востребованная российская актриса Алиса Гребенщикова (12 июня 1978).

Второй раз узами брака певец сочетался в восьмидесятом году с художницей Людмилой Шульгиной – до этого бывшей гражданской супругой Всеволода Геккеля. 14 декабря 1984 в семье появился на свет мальчик – Глеб, сегодня знаменитый как диджей Gebe. Финалом совместной жизни с Людмилой оказался очередной развод и еще одна женитьба.

В 1991 Борис отправился под венец с Ириной Титовой, бывшей супругой бас-гитариста «Аквариума» Александра Титова. От предыдущего брака у Ирины 2-е детей – Марк и Василиса, ставшая приёмной дочерью Гребенщикова. Марк Титов играет в нескольких группах, сочиняет электронную музыку под псевдонимом Bio C. Василиса Гребенщикова является художницей.

Дискография

  • Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
  • Все братья - сёстры (БГ + Майк)
  • Синий альбом
  • Дети Декабря
  • Radio Silence (сольный)
  • История Аквариума том 3 — Архив
  • Русский альбом (сольный)
  • Любимые песни Рамзеса IV
  • Кострома mon amour
  • Radio London (сольный)
  • Беспечный русский бродяга
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
  • Воздухоплавание в компании сфинксов
  • Тайная история пчеловодства
  • Соль (сольный)

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

БГ, Гребень, Борис Борисыч - человек, стоявший у истоков русского рока, экспериментатор - поначалу и культовый музыкант - сегодня. Сегодня ему исполнилось 60 лет.


Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) - долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Бабушка Екатерина Васильевна, была для Бориса незаменима и жила с ним со времени переезда семьи родителей Бориса под одну с ней крышу до своей кончины в 1992 году, в это время Борис находился в США. Екатерина Васильевна (как и её дочь Людмила Харитоновна) пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1970 Борис Гребенщиков заканчивает Физико-математическую школу № 239 Ленинграда и поступает на факультет прикладной математики — процессов управления ЛГУ (Ленинградского государственного университета им. Жданова), где в июле 1972 вместе со своим школьным другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) и группой единомышленников основал группу «Аквариум»как поэтически-музыкальный проект. Тридцать лет спустя Гребенщиков так охарактеризует этот проект: "У меня простой подход. Боб Марли говорил: «Who are playing with me is Wailers» — кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это «Аквариум»." (Из интервью Гребенщикова «Нашему радио», Брянск, 2002.)


По распространённой версии название группы предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы:

"РД. Кто придумал это название?
БГ. Никто не придумал. Когда мы совсем устали, случилось так, что мы ехали где-то в Купчине. Проехали такую двухэтажную «стекляшку». Она называлась «Аквариум». И кто-то сказал, что вот — «Аквариум». И мы решили, что — да.
РД. А где была эта «стекляшка»?
БГ. Где-то на Софийской или Будапештской… Сейчас там шашлычная, по-моему."
Интервью А. Житинскому, октябрь-ноябрь 1988 г. («Путешествие Рок-Дилетанта», Лениздат, 1990 г.)

"Такова версия моего друга Толи Гуницкого, с которым мы вместе и основали «Аквариум» летом 1972 года. Но я с ней абсолютно и полностью не согласен. Потому что пивом я не интересовался никогда — ни тогда, ни сейчас. И я твёрдо знаю, что название «Аквариум» было придумано где-то на двух третьих теперешнего Троицкого моста через Неву, приблизительно между серединой и выходом с моста к Петропавловской крепости, в результате того, что мы в течение трёх суток перебирали все возможные слова. <…> Мы ходили по городу, ездили по городу, передвигались всеми методами и перебрасывались трое суток, без сна и отдыха, сочетаниями слов, одно из которых должно было стать названием группы. Двое с половиной суток мы этим занимались, и примерно в 17 часов на этом мосту, то ли он, то ли я, вот этого я уже сказать не могу, сказал: «Аквариум». Мы остановились, посмотрели друг на друга и сказали «О! Может быть»." (БГ для BBC, Лондон, 2007.)

Группа была неформальной, жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций, но, по некоторым данным, в 1972 году группа всё же дала один маленький концерт за городом. По другим сведениям, первое выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными. В 1973 году у «Аквариума» появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко: "Всё это время «Аквариум» почти не выступает, а сидит преимущественно на юге, пьёт портвейн и поёт песни (свои и Битлз) или же репетирует на факультете ПМ. Аппаратура стоит в подсобке, и её вполне достаточно, чтобы изредка играть на свадьбах." (Из интервью Гребенщикова.)

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 25 февраля 1976 года, а 10 марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошенным гостем на Таллинский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу.Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем.

В 1977 году после окончания университета БГ поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. В это же время он основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1978 года «Аквариум» записывает первый акустический альбом «Все братья – сестры», вдохновленный творчеством Боба Дилана. Скандальную известность группе принесло участие в Тбилисском рок-фестивале в апреле 1980 года. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ исключили из комсомола (вступил в 1967), сняли с должности м.н.с. (младшего научного сотрудника), уволили с работы, а группу запретили официально.


«Аквариум» продолжил играть нелегально, став с марта 1981 членом незадолго до этого основанного Ленинградского рок-клуба, и участвуя во многих его фестивалях. Достаточно (имхо) просто перечислить альбомы: «Синий альбом» (январь 1981), записанный в стиле регги и ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума» и первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление); «Треугольник» (летом 1981), который, по замыслу Гребенщикова, должен был стать новым «Сержантом Пеппером», и ставший своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року; «Акустика. История Аквариума — Том 1» (1981-82) - сборник песен, которые группа исполняла на домашних концертах, и о котором БГ сказал, что тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»; «Табу» (лето 1982), на обложке которого после названия группы был поставлен вопросительный знак, так как по словам БГ, для группы это были тяжёлые времена; «Радио Африка» (весна-лето 1983), названный БГ «языческим», в который вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия; «День Серебра» (начало октября 1984), который многие считают одним из лучших альбомов группы — благодаря стройной концепции (создававшейся в течение восьми месяцев), удачным аранжировкам и, как всегда, малопонятным, но философским текстам...
Борис Гребенщиков в 1987 году
Несмотря на то, что популярность «Аквариума» увеличивалась, и в конце 1983 года группа даже попала в тройку лучших (после «Динамика и «Машины времени») в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина, а в феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты «Московский комсомолец» уже занимала второе место среди ансамблей, выйти из подполья музыкантам удалось лишь во времена перестройки.

Десятый альбом «Аквариума» — «Десять стрел» (1986) — стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме — песня «Город», ставшая одной из самых известных композиций в исполнении «Аквариума» (часто авторство её музыки и стихов ошибочно приписывают соответственно Франческо да Милано и Алексею Хвостенко). В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Впрочем, полноценным выходом из подполья это событие назвать было рано: «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Музыканты продолжали общаться с лидерами советского андеграунда: кинорежиссёрами Александром Сокуровым и Сергеем Соловьёвым, музыкантами Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, журналистом Артемием Троицким. Близкие отношения установились у «Аквариума» с митьками.

БГ. 1987 год.
Вскоре после появления «Red Wave» с мёртвой точки дело сдвинулось и в СССР: выходит первая официальная пластинка группы (так называемый «Белый Альбом»), изданная фирмой «Мелодия» в 1987 году и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Всеволод Гаккель даже связывает между собой выход двух этих пластинок: "Одну копию она (Стингрей) послала Рейгану, другую Горбачёву, сопроводив это заявлением, что то, что не могут достичь политиканы на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате чего Горбачёв спросил у своих советников: Какой такой Аквариум? Почему у них нет пластинки? И Министерство культуры дало директиву фирме «Мелодия» в срочном порядке выпустить пластинку этой группы, дабы создать иллюзию того, что пластинки этих групп давно выпущены и продаются."

Именно в этот период группа начинает приобретать всё бо́льшую известность, а 1987 год можно считать «годом великого перелома» в истории «Аквариума». Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» публикует первую (без учёта подпольных изданий) рецензию на творчество «Аквариума».

Ещё в марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» — в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР. Это было своеобразным свидетельством окончательного выхода группы из подполья, её официального признания и узнавания как существенного элемента советской молодёжной музыкальной культуры того времени. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан Гребенщиков.

В 1987 году на «Мосфильме» был отснят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума», в том числе «Город». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении. Гребенщиков пишет музыку и к фильмам Сергея Соловьева: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст».

В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума». Гребенщиков в интервью журналу «Урлайт» охарактеризовал его как лебединую песню «Аквариума» 80-х и в целом был недоволен пластинкой: "И вот мы связались с ними (с «Мелодией»), записали «Равноденствие» и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Всё нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает «Мелодия» — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И всё это выразилось в полной желеобразности." Автор обложки «Равноденствия» — кинорежиссёр Сергей Дебижев, в следующем, 1988, году снявший фильм «Золотой сон», с музыкой «Аквариума», а в его фильме «Два капитана-2» можно не только услышать музыку БГ, но и увидеть самого композитора.

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого Гребенщиков записал две песни («Китай» и «King Arthur») для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»), с участием Дэйва Стюарта из Eurythmics. Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы. Идёт работа над альбомом «Феодализм», но группе не удаётся его дозаписать и выпустить в свет.

Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. Позднее Гребенщиков однозначно выразится по этому поводу:

"— Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда?
— Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд."
(Из интервью с Гребенщиковым в газете «Выбор», Киров, 11 октября 1991.)
"Группа «Аквариум» существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали". (Из интервью с Гребенщиковым в Ярославле, 17 ноября 1991 года.)

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на лицевой стороне обложки указано только имя Гребенщикова. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм «Долгая дорога домой» (англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

В начале 1990-х годов, после распада группы «Аквариум», БГ создает новую группу — «БГ-Бэнд» - своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах. За время своего существования (1991—1992) новая группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке». В январе — феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения Гребенщикова на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела»; вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть архангел Михаил).

"Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…" (Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».)

Но в сентябре 1992 года коллектив «Аквариума» собирается вновь. Выпускают альбомы "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

Наступает период признания творчества Гребенщикова. За вклад в развитие рок-музыки он получает премии «Триумф», «FUZZ», «ПобоRoll», «Своя колея» и другие:
Январь 1998 — лауреат премии «Триумф».
23 сентября 2000 — вручение премий «Люди нашего города», Санкт-Петербург.
7 апреля 2001 — вручение премии журнала «Fuzz» «За вклад (в развитие рок-музыки)».
31 марта 2002 — Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
18 октября 2002 — лауреат Царскосельской художественной премии.
24 января 2004 — вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.


БГ (на первом плане) во время концерта на сцене МХАТ, 2005 год.
Представлен новый альбом группы "Zoom Zoom Zoom".
БГ и бас-гитарист Андрей Светлов. МХАТ. 2006 г.
новый альбом "Беспечный русский бродяга"

БГ (в центре) и "Аквариум". ДК "МАИ". 2006 год.
МХАТ им.Горького. 2007 год.
В марте 2005 БГ выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. 22 мая 2005 года БГ начинает вести почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", выложив свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" представил новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа выложила в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате. Но и сегодня знаменитый музыкант, один из «отцов-основателей» русской рок-музыки - Борис Гребенщиков продолжает свою творческую карьеру, он много гастролирует, создает новые песни, выпускает альбомы.

Семья

с женой и дочкой
Первая жена БГ — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В июне 1978 года расстались. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
дочь Алиса Гребенщикова, актриса.
зять Сергей Дондурян.
Внук Алексей (род. 2008)

Вторая (по данным одной из программ «НТВ», первая) жена — Людмила Шурыгина (1980—1989) (до этого — гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала уборщицей в 222-й школе.
сын Глеб Гребенщиков (род. 14 февраля 1985) — известен как диджей gebe.
внучка Алиса Гребенщикова

Третья (1991 год) жена Ирина, бывшая жена Александра Титова. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

БГ на граффити. Харьков, 2008
Увлечения, интересы, отношение к искусству

Как сказал БГ в интервью КП: "Нельзя быть невежами, это вредно. Это вредно для потенции."

В 2012 году по просьбе издательства «Розовый-жираф» Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше», ведь "мне было интересно читать, я начал читать до школы". В список вошли следующие литературные произведения (кстати, мне тоже нравятся все эти книги) за исключением "Ветра в ивах", её я просто не читал, нужно будет прочесть):
«Ветер в ивах» К. Грэм;
«Книга джунглей» Р. Киплинг;
«Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
«Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
«Буратино» А. Н. Толстой;
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
«Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Александра Сергеевича Пушкина, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Гребенщиков неоднозначно относится к творчеству писателей-экзистенциалистов, утверждая, что «когда европейцы начинают заниматься философией, у меня это вызывает хохот».


БГ и сам пишет. Написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило». 31 марта 2009 года состоялась презентация книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», выпущенная фондом благотворительной помощи хосписам «Вера», в создании которой участвовал наравне с Акуниным, Маканиным, Прилепиным и др. писателями.

Кроме того, с 1978 БГ пишет картины. Дебютировал как художник на первой официальной выставке группы "Митьки" в 1985, был дружен с художниками "Новой Академии" и представителями "ленинградского экспрессионизма". Как вспоминает сам БГ: «У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители... И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать». В 1996 году БГ записал в Вудстоке сольный альбом «Лилит», на котором выразил свое кредо следующим образом: «Ван Гог умер, Дарья, а мы еще нет. Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет. Ты можешь добиться реального сходства, или феноменального скотства, ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет.» (Дарья Дарья)


В мире кино, музыкант отмечает фильмы «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Помимо этого, он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах. "На мифическом Западе был Элвис, у нас был Высоцкий, и они несли на себе один и тот же крест: сказать несказанное. Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни. Никто и никогда не пел по-русски так просто и мудро, как Булат Окуджава. Песни Окуджавы всегда казались мне образцом достоинства, культуры и рыцарства." (из интервью КП)


Религия

Как сообщается в FAQ официального сайта группы «Аквариум», Гребенщиков не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама, что в переводе с санскрита означает «выходящий за пределы ограничений». При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года — сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Гребенщиков изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Гребенщиков иногда посещает православные храмы и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России.


Правила жизни. Борис Гребенщиков

Мик Джаггер сказал: «Если ты начнешь думать о том, что другие люди думают о тебе, — ничего сам не сделаешь». Кто-то считает меня буддистом-маразматиком? Я не против.

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать. Реакция мужчин меня не интересует — близкие друзья не в счет.

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них — твоя музыка. Остальное все — сельская самодеятельность. Из наших музыкантов пока никто не дотянулся.

Самое большое удовольствие для меня — сидеть в теплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями.

Деньги — это эквивалент энергии. Я пою и отдаю довольно большое количество энергии. Те, кто приходят на концерт, мне за это платят. Они не могут платить напрямую своей энергией — поэтому дают бумажки, которые ее заменяют. На эту бумажку я могу купить бутылку водки, приму ее, и во мне высвободится определенное количество энергии, которую я могу использовать в своих целях. А те, кто относится к деньгам с придыханием, не видят самого главного: что это не деньги, это энергия. Есть анекдот: с завода ликеро-водочных изделий вынесли десять ящиков водки. Продали их — на деньги напились. Но два первых действия были не нужны. Большая часть людей стремится к приобретению денег, теряя при этом возможность воспринять то, что они на эти деньги купят.

Нормальные люди в России мучаются, потому что не знают, что им делать. Не знают, кто они такие, зачем они здесь. Они коротают время в ожидании какого-то подарка. Когда же им поступает этот подарок — не знают, что с ним делать. У каждого есть сотни примеров.

Те, кто говорят о власти с придыханием или захлебываясь от ненависти, — глубоко ошибаются. Власть не заслуживает ни того, ни другого. О власти нет смысла говорить в той же степени, в какой нет смысла говорить о водопроводчиках.

Большое искусство не может возникнуть в эпоху катаклизмов. Гиппиус? Есенин? — упаси господь. Маяковский? — ужасный поэт. Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом и оттачивать каждую миниатюрную грань.

Я все время с чем-то ношусь . Высказываю категорические суждения по поводу явлений, которые еще до конца не усвоил, а позже говорю: на самом деле это полное говно. И мне не стыдно. Нужно пестовать свой идиотизм — это называется «контролируемая глупость».

Дэвид Боуи лет 15 назад говорил мне что-то про войну с мусульманским миром, но я не запомнил. Не запоминаю, что люди говорят про войну: когда Земле будет нужна очередная война — она будет. Мы же, по сути, не понимаем, почему возникают войны. Война может начаться в любую секунду, сейчас, например, — и перерасти в мировую.

Говорят: самые надежные друзья — те, с которыми ты познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей. Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.

Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом.


"ПОЛОВИНЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МЫ ОБСУЖДАЕМ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ" (из интервью КП, 27.11.2013)

- Когда ты тратишь много времени, для того чтобы заслужить собственное имя

Я не трачу время, чтобы заслужить. Зачем заслуживать собственное имя, когда оно у тебя есть с рождения?

- Но надо много работать, для того чтобы стать известным, популярным...

Какие бедные эти люди, как жалко, что им приходится тратить жизнь на то, чтобы казаться кем-то в глазах других людей. Какой это позор!

- Это же не специально происходит.

Если ты занимаешься искусством, тебе не важно, что по твоему поводу думают. Вот, например, Клод Моне сидит и рисует. Он пишет и пишет, потому что ему важно добиться определенных результатов, которые только он понимает. Естественно, ему удобно, если у него есть какие-то связи и его картины продаются. Удобно, но не важно.

- Но если нет денег, то тот же гипотетический Моне не сможет купить себе краски...

Мы все время ставим повозку впереди лошади. Если человек начинает делать то, что он делает, то может случиться так, что ему не понадобятся все те устройства для решения проблем, которые он придумал, еще не начав делать. Эти места на искусственном Олимпе никому не нужны, кроме людей, которые настолько лишены какой-то потенции, что им приходится заменять настоящую жизнь ее подобием.

- Соглашусь.

Так вот, если мы с этой точки зрения посмотрим, выясняется, что половина вопросов, которые мы обсуждаем, даже не существует. Потому что есть искусство, которым интересно заниматься, сложно и абсолютно неприбыльно. А есть вещи, которые прибыльны, но неинтересны, и заниматься ими не стоит, потому что они ничего хорошего не дают, кроме воображае­мого престижа, воображаемых денег.

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Top