Карл Мария фон Вебер - композитор, основоположник немецкой романтической оперы: биография и творчество. Карл мария фон вебер Оркестр вебер карл мария фон

Карл Мария фон Вебер. Оперы

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали обучению музыке, в 11 лет Карл Мария стал выдающимся виртуозом-пианистом.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжал с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности, работал пианистом и дирижёром . Только в 1817 Вебер поселился в Дрездене. В 1817 он женился на певице Каролине Бранд. В Дрездене Вебер взял на себя руководство немецким музыкальным театром и организовал театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, появились лучшие оперы Вебера: «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон».



В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Вольного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров. Одновременно с «Вольным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера - фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей создания народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично . Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию Вебера. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью , мелодичностью , редким выражением. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.

Представив в 1821 «Вольного стрелка», Вебер значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, появившехся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829. Вообще 1821 был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представил песню «Лесной царь» и начал Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих его предшественников.


Опера «Эврианта» - романтическая опера. Автор либретто - Гельмина фон Шези.

История основана на произведениях Джованни Боккаччо, Уильяма Шекспира, а также средневековом французском романе «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой».

Прерасная девушка Эврианта обручена с Графом Адоляром де Невером. Также в нее влюблен и граф Лизиарт - в присутствии монарха он объявляет, что добьется ее любви. Более того, если он сможет доказать, что девушка неверна своему жениху, то граф Адоляр должен будет отдать самоуверенному графу свои владения. Адоляр уверен в своей возлюбленной, а потому без тени сомнения принимает условия спора.


На помощь графу Лизиарту приходит Эглантина, дочь бунтующего феодала. В свое время она была спасена Эвриантой, но вместо благодарности она ненавидит девушку: ведь Эврианта оказалась более удачливой соперницей в любви. Завоевав доверие Эврианты, Эглантина узнает страшную тайну: Эмма, сестра Адоляра, потеряла однажды жениха. Она не смогла справиться с горем и отравилась ядом из своего кольца. Но всем известно, что самоубийца не сможет обрести покой, пока на гроб не упадет слеза невинной жертвы. Эглантина вынимает из гроба роковое кольцо и отдает его Лизиарту. Тогда он предъявляет кольцо королю и заявляет, что Эврианта стала его любовницей. Земли Адоляра переходят к злому графу, а потерянный Адоляр желает убить свою бывшую невесту. Эврианте удается переубедить монарха в своей правоте: ведь ее оклеветали. От перенесенных потрясений девушка теряет сознание, а все думают, что она погибла от горя. Тем временем граф Лизиарт хочет сыграть свадьбу с Эглантиной. Но девушка почти потеряла рассудок - ее замучили угрызения совести. Она случайно раскрывает правду Адоляру, и тот вызывает Лизиарта на поединок. Но ему не суждено состояться: прибыл король. Он сообщает графам о смерти Эврианты. Эглантина ликует, но не долго: в порыве радости она раскрывает жуткую тайну своего предательства и уже Лизиарт убивает ее, затем отправляется на казнь. Адоляр раскаивается в неверии своей любимой, столь безвременно ушедшей в иной мир. Но тут живая Эврианта, плача от радости, заключает возлюбленного в свои объятия. Ее слезы даровали Эмме вечный покой.



В 1822 композитор получил заказ на написание новой оперы от Доменико Барбайи. Руководитель венского театра желал получить произведение в народном духе, с фантастическими и красочными бытовыми сценами. За написание либретто взялась Гельмина фон Шези. Текст редактировался 11 раз из-за сложности сюжета и ограниченных возможностей сцены. Музыкальное сопровождение было написано за полтора года.

Опера «Эврианта» знаменовала собой новый оперный жанр. Партитура отличается детальной прорисовкой характеров, хоровые и оркестровые партии придают сюжету особую яркость.

Многие критики считают сюжет оперы изначально запутанным и нелогичным. Карл Мария фон Вебер руководил четырьмя первыми постановками, опера имела успех. Однако считается, что это был успех скорее самого автора пьесы, нежели самого спектакля. А сокращение «Эврианты» после отъезда композитора сделало произведение еще более сложным для восприятия.

- «Эврианта» была посвящена императору Австрии Францу I.


- Первая постановка Эврианты с Генриеттой Зонтаг в заглавной партии успеха не имела. Затем, опера обрела заслуженную значительность и её стали считать прологом к музыкальным драмам Вагнера. Образы Лизиарта и Эглантины по музыкальному выражению предвосхищают Ортруду и Тельрамунда в "Лоэнгрине" Вагнера.



Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений».

Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: Неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности — с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) Вебер ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.

belcanto.ru ›weber.html



Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии под управлением Симонова

В виде своеобразного протеста против «серых будней» реаль-ной жизни, в поисках воображаемой идиллии и красоты поэты-романтики создали в своих произведениях прекрасный феерический мир. Этот мир романтической мечты впервые получил музыкаль-ное воплощение в «Обероне» Вебера. Композитор придал ему иг-ривое, скерцозное освещение.
Музыка оперы словно проникнута волшебным светом. Картины природы (воздушные танцы эльфов при лунном свете, русалки, выплывающие из сверкающего океана, полеты духов воздуха, воды и земли) переданы искрящимися, тончайшими по своим оттенкам красками оркестра. С особой виртуозностью и выразительностью использованы валторна и деревянные духовые инструменты (клар-нет, флейты).
Богатство оркестровой и гармонической палитры сочетается в «Обероне» с предельной простотой музыкальных форм. Яркая ме-лодичность народно-бытового склада и танцевальные ритмы про-низывают многие номера этой оперы.

Великолепная увертюра «Оберона», полностью построенная на темах из оперы.



По блеску, тонкости, богатству красок эта увертюра выделяет-ся среди всей современной симфонической музыки. Многие компо-зиторы-романтики следовали по пути, проложенному Вебером; Мендельсон в увертюре и скерцо из «Сна в летнюю ночь», Бер-лиоз в скерцо «Феи Маб», Шуман в сцене Ариеля из «Фауста».

Новым в «Обероне» оказался и экзотический колорит традици-онно комедийных «восточных» сцен. В их музыке Вебер использо-вал подлинный ориентальный мотив, записанный одним из путе-шественников по Востоку.

Интересные факты

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу "Сила любви и вина". Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре непостижимым образом шкаф с содержимым сгорел . Следует отметить, что кроме шкафа, ничего не пострадало. Вебер воспринял это, как "знак свыше" и решил отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако
, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Опера была впервые поставлена в 1800. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и "знаки свыше".

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: "Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини... волю венцев"

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Он пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, Вебер решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гр авировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом. Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:

Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него...

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и много птиц окружали семейство музыканта. Любимцем был большой индийский ворон - каждое утро он важно говорил композитору: "Добрый вечер".
Однажды Каролина сделала поистине чудесный подарок мужу. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника - поздравлять!.. Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером...
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов... Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:

Добрый вечер!

Жаль, что Россини этого не видел...

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов - Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел... сам Вебер. Он был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из четверых детей были названы именами отца: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.



Карл Мария фон Вебер - знаменитый немецкий композитор и музыкант 18 века, приходившийся кузеном супруге Моцарта. Внес большой вклад в развитие музыки и театра. Один из родоначальников романтизма в Германии. Самыми известными произведениями композитора стали его оперы.

Карл Мария фон Вебер: биография. Детские годы

Родился Карл в маленьком немецком городке Эйтине (Голштиния). Случилось это событие 18 декабря 1786 года. Его отцом был Франц Вебер, отличавшийся большой любовью к музыке. Служил он антрепренером в странствующей драматической труппе.

Детские годы будущего музыканта прошли среди кочующих театральных актеров. Эта своеобразная атмосфера сильно повлияла на мальчика и определила его будущее. Так, именно театральная труппа привила ему интерес к драматически-музыкальным жанрам, а также дала знания о законах сцены и музыкальной специфике драматического искусства.

В юном возрасте Вебер также активно увлекался и интересовался живописью. Однако отец и старший брат старались больше знакомить его с музыкой. Франц, несмотря на постоянные разъезды, сумел дать сыну неплохое музыкальное образование.

Первые композиции

В 1796 году Карл Мария фон Вебер учился игре на фортепиано в Хильдбургхаузене, затем в Зальцбурге занимался основами контрапункта в 1707, потом в Мюнхене с 1798 по 1800 учился композиторскому искусству у придворного органиста Кальхерома. В эти же годы брал уроки пения.

Карл всерьез увлекся музыкой. И в 1798 году он под руководством Й. М. Гайдна даже создал несколько фугетт для клавира. Это были первые произведения композитора. Что удивительно, но оперы Карл Мария фон Вебер также начал писать очень рано. Буквально вслед за фугами появилось два его крупных творения, о которых поговорим ниже, а также большая месса, аллеманды, экосезы, шуточные каноны. Но наибольший успел имел зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи», созданный в 1801. Именно это произведение снискало одобрение самого Йоганна Михаэля Гайдна.

Высокая должность

В 1803 году произошло значительное развитие в творчестве будущего создателя немецкой романтической оперы. В этот год Вебер приезжает в Вену, после длительного путешествия по всей Германии. Здесь он знакомится с очень знаменитым в то время преподавателем музыки аббатом Фоглером. Этот человек быстро отметил пробелы, существовавшие в музыкально-теоретических знаниях Карла, и взялся за их восполнение. Композитор упорно занимался и был высоко награжден. В 1804 году его, семнадцатилетнего юношу, приняли копельмейстером, то есть руководителем, в бреславльский оперный театр, благодаря протекции Фоглера. Этим событием ознаменовался новый период творчества и жизни Вебера, который включает следующие временные рамки - с 1804 по 1816.

Начало важнейшего периода творчества

Музыкальные произведения Карла Марии фон Вебера в это время претерпевают серьезную эволюцию. Вообще, начиная с 1804 года, все творчество композитора изменяется. В это время складываются эстетические взгляды и мировоззрение Вебера, а музыкальный талант проявляется наиболее ярко.

Кроме этого, у Карла обнаруживается настоящий талант организатора в музыкально-театральной сфере. А разъезды с труппой в Прагу и Бреславль открыли в нем способности дирижера. Но Веберу было мало овладеть классической традицией, он стремится все преобразовать и подправить. Так, он, как дирижер, изменил в оперном оркестре порядок размещения музыкантов. Теперь они группировались в зависимости от рода инструмента. Этим композитор предвосхитил принцип оркестрового размещения, который станет популярным в 19 и 20 веках.

Свои смелые перемены восемнадцатилетний Вебер отстаивал со всем пылом юности, несмотря на сопротивление музыкантов и певцов, стремящихся сохранить традицию, исторически сложившуюся в немецких театрах.

Основные произведения этого периода

В 1807-1810 годах начинается музыкально-критическая и литературная деятельность Карла Марии фон Вебера. Он начинает писать рецензии и статьи о спектаклях и музыкальных произведениях, начинает роман под названием «Жизнь музыканта», к своим сочинениям сам пишет аннотации.

Произведения, написанные в течение всего первого периода творчества композитора, позволяют увидеть, как постепенно все ярче проявляются черты будущего более зрелого и серьезного стиля автора. В это время наибольшее значение в художественном плане приобретают музыкально-драматические произведения Вебера, среди которых:

  • Зингшпиль «Абу Гасан».
  • Опера «Сильвана».
  • Две симфонии и две кантаты без названия.

Также в этот период появилось множество увертюр, песен, арий хоров и пр.

Дрезденский период

В самом начале 1817 Карл Мария фон Вебер стал капельмейстером дрезденской «Немецкой оперы». В этом же году он взял в жены Кэролайн Брандт, оперную певицу.

С этого момента начинается важнейший и последний период творчества композитора, который окончится в 1826 году его смертью. В это время очень интенсивный характер принимает дирижерская и организаторская деятельность Вебера. В то же время ему пришлось столькнуться с трудностями как дирижер и руководитель. Нововведениям Карла Марии активно противостояли театральные традиции, властвующие почти полтора века, а также Ф. Морлакки, дирижер итальянской оперной труппы в Дрездене. Несмотря на все это, Вебер сумел собрать новую немецкую оперную трупу. Более того, ему удалось поставить несколько прекрасных спектаклей, невзирая на недостаточно подготовленный коллектив.

Однако не стоит думать, что Вебер-композитор уступил место Веберу-капельмейстеру. Ему удалось совместить обе этих роли и блестяще с ними справиться. Именно в это время появляются на свет лучшие творения мастера, в том числе и его самая знаменитая опера.

«Вольный стрелок»

История, рассказанная в этой опере, восходит к фольклорной истории о том, как человек продал дьяволу свою душу за волшебную пыль, которая помогла ему одержать победу в соревновании стрелков. А наградой стала женитьба на прекрасной даме, в которую и был влюблен герой. Впервые в опере было воплощено то, что близко и знакомо сердцу немца. Вебер изобразил простую деревенскую жизнь с сентиментальной наивностью и грубым юмором. Завораживал и лес, скрывающий под нежной улыбкой потусторонний ужас, и герои, начиная от деревенских девушек и развеселых охотников, заканчивая доблестными и справедливыми князьями.

Этот причудливый сюжет слился с прекрасной музыкой, и все это стало зеркалом, отражающим каждого немца. В этом произведении Вебер не только освободил немецкую оперу от итальянского и французского влияния, но и сумел заложить основы ведущей оперной формы всего 19 века.

Премьера состоялась 18 июня 1821 года и имела головокружительный успех у зрителей, а Вебер стал настоящим национальным героем.

Позднее опера была признана величайшим творением национального немецкого романтического театра. Композитор, взяв за основу жанр зингшпиля, использовал широкие музыкально формы, которые позволили насытить произведение драматизмом и психологизмом. Большое место в опере занимают развернутые музыкальные портреты героев и бытовые сцены, связанные с народной немецкой песенностью. Очень ярко были выражены музыкальные пейзажи и фантастические эпизоды благодаря богатству оркестра, созданного Вебером.

Строение оперы и ее музыкальные особенности

«Вольный стрелок» начинается с увертюры, в которой преобладают плавные мелодии валторн. Перед зрителем рисуется таинственная романтическая картина леса, слышится поэзия древних охотничьих сказаний. В основной части увертюры описывается борьба противоположностей. Заканчивается вступление торжественно-величественной кодой.

Действие первого акта разворачивается на фоне массовых жизнерадостных сцен. Мы видим картины крестьянских праздников, прекрасно воссозданные благодаря хоровой интродукции, народным музыкальным мотивам. Мелодия звучит так, как будто ее действительно играют деревенские музыканты, а деревенский незатейливый вальс отличается простотой и наивностью.

С праздником резко контрастирует ария егеря Макса, которая полна тревоги и смятения. А в застольной песне второго егеря Каспара отчетливо слышится острый ритм, побуждающий к стремительным действиям.

Второй акт разделяется на две картины, контрастирующие друг с другом. В первой части мы слышим сначала беспечную ариетту Анхель, которая служит для оттенения душевной чистоты и глубины чувств ее подруги Агаты. Картина наполнена чередованием песенных мелодий и выразительных речитативов, которые помогают глубже понять девичьи переживания. Заключительная часть наполнена радостью, светом и блеском.

Однако уже во второй картине начинает возрастать драматическое напряжение. И основная роль здесь отдана оркестру. Аккорды звучат необычно, глухо и мрачно, наводя ужас, а партия скрытого от зрителей хора усиливает таинственность. Веберу удалось добиться потрясающе правдоподобного музыкального изображения разгула нечисти и демонических сил.

Третий акт также разделен на две картины. Первая погружает зрителя в спокойно-идиллическую атмосферу. Партия Агаты пронизана поэтичной светлой тоской, а хор подружек окрашен в мягкие тона, в которых чувствуются национальные мотивы.

Вторая часть открывается хором охотников, сопровождающимся звуком охотничьих рожков. В этом хоре слышны народные немецкие напевы, которые позднее получили мировую популярность.

Заканчивается опера развернутой ансамблевой сценой с хором, сопровождающейся радостной мелодией, лейтмотивом проходящей через все произведение.

Создание «Оберона» и последние дни жизни

Сказочная опера «Оберон» была написана в 1926 году, она завершила прекрасный ряд оперных произведений композитора. Вебер писал ее для того, чтобы обеспечить свою семью. Композитор знал, что вскорости умрет, и некому будет больше позаботиться о близких.

«Оберон» по своей форме был совершенно не похож на привычный стиль Вебера. Для композитора, который всегда выступал за слияние оперы с театральным искусством, структура произведения была тяжеловесной. Однако именно для этой оперы Вебер сумел создать самую изысканную музыку. К моменту окончания написания «Оберона» здоровье композитора сильно пошатнулось, и он едва мог ходить, тем не менее Карл Мария не пропустил премьеру. Опера получила признание, в очередной раз критика и зрители превозносили талант Вебера.

К сожалению, жить композитору оставалось недолго. Через несколько дней после премьеры его нашли мертвым. Случилось это 5 июня 1826 года в Лондоне. Именно в этот день Вебер собирался вернуться на родину в Германию.

1861 году был воздвигнут памятник Веберу.

Первая юношеская опера

«Немая лесная девушка», первое крупное произведение композитора, заслуживает отдельного упоминания. Премьера оперы состоялась в 1800 году во Фрайбурге. Несмотря на молодость и неопытность автора, она имела успех и снискала признание. Можно сказать, что это постановка этого произведения стала началом композиторской карьеры Вебера.

Что касается оперы, то она не была забыла и долгое время продолжала появляться в театральных программах Праги, Вены, Петербурга и других городов мира.

Другие произведения

Вебер оставил после себя богатое творческое наследие, перечислить которое в полном объеме практически невозможно. Но давайте отметим самые значимые его произведения:

  • 9 опер, включая «Три Пинто», «Рюбецаль», «Сильвана», «Эврианта».
  • Музыкальное сопровождение к семи драматическим пьесам.
  • Сольные и хоровые вокальные произведения включают 5 месс, более 90 песен, более 30 ансамблей, 9 кантат, около 10 обработок народных песен.
  • Фортепианные сочинения: 4 сонаты, 5 пьес, 40 дуэтов и танцев, 8 вариационных циклов.
  • Около 16 концертов для фортепиано, кларнета, валторны и фагота.
  • 10 произведений для оркестра и 12 для камерного ансамбля.

Композитор Вебер был весьма неординарной личностью со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Например, он ненавидел чужую славу. Особенно нетерпим был к Россини. Вебер постоянно рассказывал друзьям и знакомым, что музыка Россини бездарна, что она всего лишь мода, которая забудется через несколько лет.

Трагическая случайность привела к тому, что Вебер лишился своего прекрасного голоса. Однажды в Бреславле композитор ждал к ужину друга, а чтобы не тратить время, сел работать. Вебер быстро замерз и решил согреться глотком вина. Но из-за вечерних сумерек спутал флягу с напитком с той, в которой его отец держал серную кислоту. Композитор сделал глоток и упал бездыханным. Когда его друг пришел, то на его стук никто не открыл, однако в окнах был свет. Он позвал на помощь, дверь удалось открыть, а Вебера быстро доставили в больницу. Врачи спасли жизнь композитора, но ротовая полость, горло и голосовые связки были так обожжены, что тот до конца своих дней вынужден был говорить только шепотом.

Вебер очень любил животных. В его доме жили собака, кошка, множество различных птиц и даже обезьяна-капуцин. Больше всех композитор любил индийского ворона, который мог говорить: «Добрый вечер».

Вебер отличался эгоцентризмом. Он настолько себя любил, что даже писал под псевдонимом хвалебные статьи о самом себе, которые время от времени печатались в газетах. Но этим дело не ограничилось. Композитор настолько любил себя, что троих из четверых своих детей назвал своими именами: Мария Каролина, Карл Мария, Каролина Мария.

Без сомнения, Вебер был очень талантливым музыкантом и композитором, который внес неоценимый вклад в развитие немецкого искусства. Да, этот человек был не без недостатков и отличался тщеславием, но у каждого гения свои причуды.

Биография

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории - Михаэль Гайдн , брались уроки и у Г. Фоглера . - появились первые произведения Вебера - маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене . Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге . Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

Макс Вебер , его сын написал биографию своего знаменитого отца.

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).

Из произведений Вебера, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и ф-но, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen ), 1800 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn ), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl ), 1805 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana ), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan ), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz ), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos ) - незакончена; завершена Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe ), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon ), 1826

В астрономии

  • В честь главной герони оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта (англ.)
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция (англ.) русск. , открытый в 1904 году
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза (англ.) русск. , открытый в 1904 году.
  • В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида (англ.) русск. и (866) Фатме (англ.) русск. , открытые в 1917 году.

Библиография

Дрезден. Могила Карла Марии фон Вебера и его семьи

  • Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
  • Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
  • Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. - Л., 1965;
  • Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
  • Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
  • Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

Примечания

Ссылки

  • Произведения Вебера на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Вольный стрелок» на сайте «100 опер»
  • Карл Мария Вебер: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Ойтине
  • Умершие в Лондоне
  • Композиторы Германии
  • Оперные композиторы
  • Романтические композиторы
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в 1786 году
  • Умершие в 1826 году
  • Умершие от туберкулёза
  • Основоположники национального оперного искусства
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вебер, Карл Мария фон" в других словарях:

    - (Weber, Carl Maria von) КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц… … Энциклопедия Кольера

    - (Weber) (1786 1826), немецкий композитор и дирижёр, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано. («Приглашение к… … Энциклопедический словарь

    Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и… … Большая советская энциклопедия

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Отец мечтал о музыкальной карьере сына и всячески способствовал занятиям музыкой. Семья много переезжала, но в каждом новом городе для Карла всегда находили учителей. Первое произведение он написал в Зальцбурге под руководством Михаэля Гайдна, оно было опубликовано и получило положительные отзывы в прессе. В 1798 году умерла мать Вебера. Семья снова переезжает, на этот раз в Мюнхен. Здесь Карл написал первую оперу «Сила любви и вина». Через два года во Фрайбурге состоялась премьера оперы «Лесная девушка». Отец пытался отдать сына в ученики к Йозефу Гайдну, но тот отказался.

Благодаря успехам в дирижировании в 1804 году Вебер возглавляет театральный оркестр в городе Бреслау. Под его руководством оркестр претерпевает некоторую реформацию: Карл по-новому рассаживает оркестрантов, назначает отдельные репетиции ансамблей для разучивания новых партий, вмешивается в постановки, а также вводит генеральные репетиции. Эти изменения были приняты музыкантами и публикой неоднозначно. Вскоре после несчастного случая, когда Вебер отравился кислотой, противники его реформы вернули всё на прежние места.

16 сентября 1810 года во Франкфурте с успехом прошла премьера его оперы «Сильвана». Воодушевленный, он пишет «Абу Гасан», а спустя полгода отправляется в концертное турне. В апреле 1812 года, находясь в Берлине, Вебер узнает о смерти отца. Здесь он пишет клавирную музыку и занимается переработкой «Сильваны». В следующем году, во время визита в Прагу, ему предлагают возглавить городской театр. Без долгих колебаний он соглашается, для него это была отличная возможность реализовать свои идеи и рассчитаться с долгами. 19 ноября 1816 года Вебер объявляет о своей помолвке с Каролиной Брандт. Вдохновленный этим событием он пишет две фортепианные сонаты, концерт для кларнета и фортепиано, а также несколько песен.

В 1817 году Вебер был приглашен на пост музыкального директора дрезденской немецкой оперы. 4 ноября он женился на Каролине Брандт. В Дрездене он пишет свое лучшее произведение – «Вольный стрелок». Однако работа над оперой продолжалась долгий период. Она была омрачена смертью маленькой дочери композитора и болезнью жены. К тому же у Вебера было много заказов, с которыми он едва справлялся. Премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Вебера ждал успех. Бетховен, восхищенный музыкой, сказал, что Вебер отныне должен писать только оперы.

В это время прогрессирует болезнь легких композитора. В 1823 году он заканчивает оперу «Эврианта», которая тоже весьма успешно была принята зрителем, а затем, во время упорной борьбы со своим недугом, пишет «Оберон». Премьера прошла в Лондоне с небывалым успехом. В истории столичной сцены такое было впервые – композитора попросили на сцену.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
    • 2.1 Оперы
  • 3 Библиография
  • Примечания

Введение

Не следует путать с Бернгардом Вебером, также немецким композитором..

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. ; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин - 5 июня 1826, Лондон) - немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Барон.


1. Биография

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории - Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера. 1798 - появились первые произведения Вебера - маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 - работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 - написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 - опера «Сильвана».

1811 - опера «Абу-Гассан».

1813 - возглавил оперный театр в Праге.

1814 - становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 - возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 - ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» - писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

В 1821 году давал уроки по теории композиции Юлиусу Бенедикту, которому королева Виктория, за его талант, позднее пожалует дворянский титул .

1822 - по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца».

Последним произведением Вебера была опера «Оберон», для представления которой он отправился в Лондон и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.

Памятник К. М. фон Веберу в Дрездене

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент - все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер - по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).

1861 - Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.

Макс Вебер, его сын написал биографию своего знаменитого отца.


2. Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).

Из произведений Вебера, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и ф-но, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.


2.1. Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen ), 1800 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn ), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl ), 1805 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana ), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan ), 1811
  • «Волшебный стрелок» (нем. Der Freischütz ), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos ) - незакончена; завершена Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe ), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon ), 1826

3. Библиография

  • Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
  • Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
  • Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. - Л., 1965;
  • Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
  • Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
  • Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

Примечания

  1. Бенедикт, сэр Юлиус - ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Бенедикт,_сэр_Юлиус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 16:46:33
Похожие рефераты:

Top