Станция театральная. Станция метро театральная Культурные и исторические памятники

Станция метро «Театральная» расположена на Замоскворецкой линии. Свое название она получила по площади, находящейся неподалеку. Это станция приобрела статус объекта культурного наследия, является последним проектом архитектора Ивана Фомина. В статье рассказано об объектах, расположенных вблизи метро «Театральная». Также речь идет об истории основания этой станции.

Строительство

В 20-х годах прошлого столетия площадь, которая находится недалеко от выхода из метро «Театральная», имела название, отличное от современного. Как и прочие объекты в Москве и других городах страны, она носила имя одного из государственных деятелей. Именно под площадью Свердлова в 1927 году, согласно составленному проекту, предполагалось начать строительство новой станции. Однако этот план тогда не был реализован. Строительство началось в 1936 году. Станция метро «Театральная» открылась спустя 2 года.

История

Во время ВОВ станция еще называлась «Площадью Свердлова». В те годы метро «Театральная» служило бомбоубежищем. В середине 70-х гг. реконструкции подвергся Центральный пересадочный узел. В результате появилось два перехода. Первый вел к станции «Площадь Революции», а второй - на «Охотный ряд». Из метро «Театральная» и сегодня можно перейти на Сокольническую или Арбатско-Покровскую линии.

В 1990 году Театральной площади было возвращено исконное название. Переименовали и станцию метро. Однако следы букв, которые составляли старое название, сохранились и по сей день.

Архитектурные особенности

Метро «Театральная» относится к станции глубокого заложения (35 м). Конструкция трехстворчатая, пилонная. При создании плана Иван Фомин использовал технологии, применённые им впервые при пректировке станции «Красные ворота». Хотя метро «Театральная» изначально имело другое название, в оформлении он сделал акцент на театральной тематике.

Внутреннее убранство станции похоже на напоминая жителям города и туристам об архитектурных и исторических памятниках, расположенных на поверхности. Своды центрального зала отделаны ромбовидной кессонами. Нижний ряд их украшен декоративными вставками из фарфора. Всё это выдержано в театральном стиле народов СССР.

Фигурки, которые можно видеть на своде центрального зала, имеют высоту около метра. Каждая из них изображает персонажа в национальном костюме, танцующего или играющего на музыкальном инструменте. Когда проект создавался, в СССР входило всего 11 республик. Здесь представлено 7 из них. Фигурки были созданы по эскизам скульптора-керамиста Натальи Данько на Ленинградском фарфоровом заводе.

В оформлении станции преобладают светлые тона. К сводам подвешены светильники из хрусталя в бронзовой оправе. Над скамьями и в нишах находятся бра с шарообразными плафонами. В центральном зале пол облицован черными плитами из габбро.

Станция метро «Театральная» в Москве является одной из исторических достопримечательностей. Расположена в самом центре столицы. Один из вестибюлей встроен в бывшй доходный дом и расположен на улице Из метро «Театральная» выход в город с южной части ведет к площади Революции, а из северной - к Театральной площади.

Стоит несколько слов сказать об объектах, которые находятся в окрестностях этой станции.

Культурные и исторические памятники

В окрестностях станции находится немало достопримечательностей. Это и Большой театр, и Малый театр, и Московский Художественный театр имени Чехова. Если выйти от станции в сторону Театральной площади, можно всего за несколько минут добраться до ЦУМа. Отсюда недалеко до Красной Площади, Государственного исторического музея и гостиницы «Метрополь».

Театральная площадь

Несколько столетий назад здесь находился Петровский театр. Назван он был в честь одной из улиц Москвы. Таким образом, некоторое время площадь называлась Петровской.

Сегодня район, в котором расположена станция метро «Театральная», является одним из самых благоустроенных и живописных в Москве. Но несколько столетий назад выглядела эта местность несколько иначе. Положение усугублялось пожарами, самый страшный из которых пришелся на 1812 год.

Проект будущей площади был создан в начале XIX века. Согласно плану, она должна была иметь форму прямоугольника, а по периметру ограничиваться симметрично стоящими зданиями. Примечательно, что большая часть Театральной площади была недоступна горожанам до 1911 года. Здесь был размещен плац-парад, огороженный канатами.

Большой театр

История этого культурного и исторического памятника началась в конце XVIII века. Изначально это был небольшой театр, имевший императорский статус. Время от времени он переходил в подчинение то генерал-губернатору, то петербургской дирекции. В 1917 году всё имущество, как известно, было национализировано. Полное разделение Большого и Малого театров произошло именно тогда. Район, где расположена станция, о которой рассказано в этой статье, многие годы представлял собой сосредоточение театральной жизни столицы.

Станция «Театральная»

Станция была открыта для пассажиров 11 сентября 1938 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Свердлова (до 05.11.1990).

Театральная» - единственная станция Московского метро, служащая посредством перехода между станциями «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющих собственного смежного перехода между собой. Кроме того, собственные выходы у станции отсутствуют - она соединена с второстепенными вестибюлями обеих станций через те же самые переходы. При движении поездов как по Сокольнической, так по Арбатско-Покровской линиям, между собой пересадки не объявляются. То есть объявляется лишь пересадка на саму «Театральную».

Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией «Охотный ряд», а южный - в общий вестибюль со станцией «Площадь Революции». Первоначально выходы со станции использовались для перехода и уже к началу войны были перегружены. 30 декабря 1944 года был открыт новый прямой переход из центра зала на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии, а 9 мая 1946 года - прямой переход из южного торца станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. При реконструкции центрального пересадочного узла в 1974 году были построены еще два перехода: из центра зала станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции» и из северного торца - на станцию «Охотный ряд». C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года южный вестибюль был закрыт для замены шести эскалаторов 1938 года выпуска станций «Театральная» и «Площадь Революции».

Станция «Театральная » расположена в Тверском районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

«Театра́льная» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» - «Тверская», «Театральная» - «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название - «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. «Театральная» связана переходами с двумя станциями - «Охотный Ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.

Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве. В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным. В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный Ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов). Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым. Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина». Изначально пересадка на станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов. 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный Ряд», а 9 мая 1946 года - переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». В 1974 году…

Музей-квартира А.И. Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах: «Кухня» Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына. Зал «Нобелиана» Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата - Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке. «Арест» Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. «Работа над “Красном Колесом”» В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи. «Фотолаборатория» Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов» В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.


Top