Творческая работа по изобразительному искусству. Методическая разработка по изобразительному искусству

Лекция 2.3.6 Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

1.Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Кружок

Факультатив

4.Экскурсии, беседы, лекции

5.Арт-студия

Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1.Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

2. Структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Составитель программы:

Учитель ИЗО

Ускова Е. Б.

г. Владимир, 2013 г.

Пояснительная записка.

Направленность программы «По ступеням творчества» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-9 кл.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:

I группа – 5-7 кл.,

II группа – 8-9 кл.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • · Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • · Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • · В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • · Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • · Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • · Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Тематический план

«Сказочная страна рисования»

для 5-7 классов

Тема урока

Кол-во часов

Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края» Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.
Рисование животных (уголь) Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)
Рисование животных (гуашь)
Рисование композиции «Зимующие птицы» Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование зимнего пейзажа Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.
Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Декоративная работа из полос бумаги Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.
Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.
Рисование животных в технике графика. Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.
Рисование портрета Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.
Рисование цветов Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.
Рисование животных «Фауна владимирской области» Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование фигуры человека Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции
Рисование «Мой друг». Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.
Рисование композиции «Страна восходящего солнца — Япония» Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле
Рисование композиции «Китай» Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Тематический план

работы кружка по изобразительному искусству

«Мир рисунков»

для 8 — 9 классов

Тема урока

Количество часов

Рисование осеннего пейзажа.
Рисование осеннего натюрморта
Рисование животных (уголь)
Рисование животных (гуашь)
Рисование зимующих птиц
Рисование зимнего пейзажа
Рисование композиции «Новогодние фантазии»
Рисование новогоднего плаката
Рисование новогоднего натюрморта
Рисование животных (гуашь)
Портрет
Рисование цветов
Рисование животных жарких стран
Рисование весеннего пейзажа
Рисование плаката «День победы»
Искусство Японии
Искусство Китая
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения учащиеся должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубеж­ного изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

— систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­ го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция). Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

— использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

ТЕМА: “Знакомство с графической техникой “Силуэт”

На занятиях по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Возраст детей 11–15 лет.

Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.

В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.

На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.

Принимая во внимание, что работа над каждой темой по композиции занимает от 9 до 18 часов учебного времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).

Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).

Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:

  • посещение выставок;
  • посещение театра;
  • поездки на пленэр;
  • просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.

Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы.

Данные уроки являются составной частью программы по композиции для учащихся 2-ого курса театрально-декорационного отделения. Уроки объединены в блок, состоящий из 12 часов.

Основными целями блока являются:

  1. Образовательная.
  2. Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

  3. Развивающая.
  4. Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

  5. Воспитательная.

Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся группы (14 человек) делятся на 2 группы по возрасту (старшая и младшая). Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.

2. Работа над эскизами.

  • Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
  • Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
  • Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
  • Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.

    6 часов

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)

  • заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;
  • детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;
  • обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);

    Изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)

4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке в выставочном зале школы искусств. – 1 час

Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:

  • ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации

Младшая группа (11-12 лет):

“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина;

Старшая группа (14-15 лет)

“Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, биография Пушкина

  • просмотр спектакля о Пушкине, подготовленного учащимися театрального отделения школы искусств. (Внеклассная работа с учащимися)
  • Просмотр в кинотеатре города нового фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.

(Внеклассная работа с учащимися)

Примечание: на просмотр спектакля и кинофильма приглашаются родители.

План урока по теме “Но, тень мою любя, храните рукопись, о други, для себя!”

Цели, поставленные для всего блока уроков, остаются таковыми и для этого урока.

Оборудование:

  • посреди класса стоят два больших стола, вокруг которых расположились ребята. Они разделены на две подгруппы по возрасту: младшая и старшая. На столах лежат домашние заготовки – зарисовки фрагментов пушкинских произведений, чистые листы, карандаши, ластики.
  • магнитофон, кассеты с записями произведений: Г. Свиридов “Метель”,

П. Чайковский “Осень”, из цикла “Времена года”, стихи А.С. Пушкина.

(Используется на протяжении всех уроков как музыкальный фон)

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского (“Осень” из цикла “Времена года”)

Учащиеся сидят за двумя столами (старшая и младшая подгруппы).

1. Слова учителя о влиянии творчества А.С. Пушкина на развитие русской культуры и изобразительного искусства (использует выставку книг на стенде).

Вопрос учителя: Почему А.С. Пушкин в своем стихотворении “Андрей Шенье” пишет:

“Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!”?

Что он хотел сказать своим потомкам?

Предполагаемый ответ: Пушкинское литературное наследие не умрет, так как его произведения - это учебник русской поэзии, истории, культуры. За свою короткую жизнь Пушкин успел сделать так много и постичь такую глубину русской души, что его творчество будет радовать, учить, понимать самого себя, свои чувства, наталкивать на раздумья о своем месте в жизни России.

Вопрос учителя: Ребята, почему творчество поэта особенно необходимо сегодня?

Предполагаемый ответ: Сейчас наша Родина переживает сложный период своей истории, когда происходит так называемая “переоценка ценностей”. Это время, когда многие молодые люди поддаются влиянию легкодоступной “поп - культуры”, живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, не зная прошлого. Это “Иваны, не помнящие родства своего”. В наше время важно не загубить нашу культуру. Для этого нужны крепкие корни знаний, корни – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой …. Мы обязаны их изучать.

Звучит запись стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” в исполнении Качалова.

Учитель: Ребята, нам сегодня предстоит совершить путешествие в прошлое, примерно на 200 лет назад. Представьте – 1833 год. А.С. Пушкин со своей молодой красавицей – женой Натальей Николаевной приехали в свое имение Болдино. (Предположим!) на плечах Александра Сергеевича – плащ, на голове – цилиндр, на Наталье Николаевне платье с кружевами. Их встречают служанки – крестьянские девушки, одетые в сарафаны.

В класс входят ребята театрального отделения, одетые в костюмы героев. Учащиеся их внимательно рассматривают и делают зарисовки одного из героев (младшая группа – крестьянок, старшая – А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой).

Знакомство с новыми словами.

На доске:

Альмавина – мужской плащ – накидка

Блонды – кружева на платьях светских дам

Цилиндр – мужской головной убор

Сарафан – женская крестьянская одежда

Кокошник – женский крестьянский головной убор

(Актеры уходят)

Рассказ о новой технике.

На доске учитель записывает слово “Силуэт”.

Учитель: Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)

Историческая справка (рассказ ученика)

Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ.

Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.

Сообщение учителя: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).

Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).

Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

Закрепление пройденного материала.

  1. После рассказа учитель раздает каждому учащемуся листочки с кроссвордами. Младшая подгруппа разгадывает кроссворд № 1, а старшая кроссворд № 2 (разгадывание кроссвордов ведется коллективно, подгруппами, ребята советуются друг с другом). (Звучит музыка).
  2. Когда кроссворды отгаданы, учащиеся приступают к разработке эскизов.

а) Объяснение учителем особенностей силуэтной техники:

  • важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);
  • внутреннее пространство предметов закрашивается;

  • изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.
  • работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.

б) работа над эскизами

(звучит музыка)

Младшая подгруппа

Иллюстрирует сказки Пушкина, используя облегченный вариант силуэта – построение сюжетного действия по горизонтальной линии, используя элементы узора (основа: иллюстрации И. Билибина). Использование зарисовок костюмов, стилизованного пейзажа, древнерусской архитектуры.

Старшая подгруппа

Иллюстрирует “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, биографию поэта. Предлагается использовать многоплановость в построении композиции (основа: работа Е. Кругликовой) Использование зарисовок, книг с иллюстрациями для создания образов эпохи (начала XIX чека).

Работы выполняются на бумаге для набросков карандашом или сразу кистью и тушью.

Итог урока

Просмотр и обсуждение выполненных эскизов.

Домашнее задание: продолжение работы над эскизами, подготовка материалов и инструментов для работы над композицией.

Примечание: вся работа на уроке ведется в форме беседы учителя с учениками (в работе важен диалог).

Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)

7. Г
5. И 1. Ф
2. И
3. С
4. Б

По горизонтали:

  1. Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.
  2. В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.
  3. Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.
  4. Название материала, из которого стало модным резать профили.
  5. По вертикали:

  6. Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.
  7. Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.
  8. Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.
  9. Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.

Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)

По горизонтали:

  1. Название плаща без рукавов, в котором А.С. Пушкин часто прогуливался по набережной Невы.
  2. Название женского головного убора в виде короны (одевали крестьянки).
  3. Женская крестьянская одежда (платье без рукавов).
  4. По вертикали:

  5. Название мужского головного убора, в котором часто хаживал А.С. Пушкин.
  6. Название кружев, которые использовали светские дамы времен Н.Н. Гончаровой для украшения платьев и головных уборов.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Рабочая тетрадь для работ по изобразительному искусству 1-4 класс\ авт.-сост. Е.В. Буянова.

Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.:В2сб.\Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013.-сб.1,-304с.

Предложенные задания помогут учащимся 1-4 классов закрепить и проверить знания по изобразительному искусству, а учителю позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно ориентироваться в задании, формировать выводы,

Предназначена учителям курса «ИЗО», педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие для учителя. Предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Изобразительное искусство» в сопровождении и под руководством учителя.

Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания составленные по принципу доступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися ориентированием их на конкретный учебный материал.

Предложенный материал значительно облегчит процесс обучения, поможет закрепить изученное, научить последовательно и системно делать выводы, обобщать, социально адаптироваться, сформировать устойчивый интерес к предмету.

Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков.

1.Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

Рисование сюжетное по замыслу

«Посмотрим в окошко»

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по школе с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши.

Содержание занятия.
Учитель читает детям рассказ «Окно»
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Выполнение детьми практического задания.

2.Говорящие цвета.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

3.Игра-упражнение «Цвета радуги»

Прочти внимательно стихотворение Т. Белозерова «На радуге»:

Не во сне, а наяву – что же здесь такого?

Я на радуге живу, в домике лиловом.

Выбегаю поутру в бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору алую морошку.

С листьев падает роса в темно-синей чаще,

Филин желтые глаза на меня таращит.

Там, где свищут соловьи в закоулках бора,

Пробираются ручьи к розовым озерам,

Машет белка за кустом фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут под вишневый мостик…

Я на радуге живу, приходите в гости!

Какие цвета упоминаются в стихотворении? выбери эти цвета.

4.Упражнение «Угадай и нарисуй деревья»

Попробуй отгадать загадки о деревьях и нарисовать эти деревья:

В белом сарафане стала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы.

Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки опадают те иголки.

лиственница

5.«Инопланетяне»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

6.«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

7.Раскрась правую половину елки с игрушками так же, как раскрашена левая.

8. Найди на картинке максимальное количество фруктов и ягод круглой формы.

9.Задания – опознание изображений.

10. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

11. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

12. Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

13.«Дорисуй картинку» . В этом задании нужно придумать, на что похож рисунок, дорисовать его и раскрасить по-своему.

14. Диктант

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом

15. Раскрась рисунки согласно времени года.

17.Упражнение: «Слушаем и рисуем»

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

18.Упражнение: «Нарисуй по рассказу»

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

19. Основные цвета

Характеристика цвета

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» КБР

конференция учащихся «Дорогами открытий» НОУ «Истоки»

МУДО ЦДТ

Художественные материалы

Проектно-исследовательская работа

по изобразительному искусству

Руководитель: Апухтина Н.Р .- педагог дополнительного образования МУДО ЦДТ

2018год г.о. Прохладный

Введение … ……………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретическая часть …………………………………………….

1.1 Актуальность исследовательской работы.

Цель, гипотеза, задачи ………………………………………………..4

1.2 Методы исследования…………………………………………………….4

Глава 2 Практическая часть ……………………………………………

2.1 Цель практической части и методика исследования……………………5

2.2 Работа с литературой по данной проблеме ……………………….. …...5

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке в … . …………..

2.4 Материалы для выполнения рисунка. …………………………………..6

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы… …………………….8

2.6 Мой вернисаж………………………………………………………………8

2.7 Вывод по практической части …………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………… ……9

Список используемых сайтов и литературы ……………………………. ….9

Приложение……………………………………………………………….........10

ВВЕДЕНИЕ

Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Мы, дети, любим играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. Я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.

Когда я занята творчеством, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Можно создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Изобразительное творчество развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый, кто смотрит, умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.

Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда

появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому, мы на занятиях пробовали рисовать разными материалами и в разных техниках. Ведь изображать(рисовать) можно не только карандашами и красками. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования.

Подробнее знакомясь с разными материалами, мне захотел узнать историю рисунка. А потом решила провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя разные материалы и техники рисования

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Актуальность исследовательской работы. Цель, гипотеза, задачи.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир ребёнка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Как помочь ребёнку открыть себя полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с рисунком. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов. На занятиях изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом, пальцем, использовали кляксографию, воскографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.

Цель : выяснить различные способы выполнения рисунка.

Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?

Задачи:

    Познакомиться с историей рисунка

    Исследовать

    Изучить литературу по данной проблеме

    Организовать выставку своих работ

1.2 Методы исследования

    Анализ научной литературы

    Исследование разных приемов и техник рисования.

    Выполнение рисунков разными приёмами.

    Анализ полученных результатов.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Цель практической части и методика исследования.

Цель практической части: изучить разные приёмы и техники рисования.

Для этого были поставлены следующие задачи:

    познакомиться с историей рисунка

    исследовать разные приемы и техники рисования

    изучить литературу по данной проблеме

Чтобы выполнить работу результативно, необходимо:

    выбрать любой приём и сделать свой рисунок

    самостоятельно подготовить сообщение о своём рисунке

    сделать вывод по практической части

    сделать заключение по работе

    организовать выставку своих работ

2.2 Работа с литературой по данной проблеме.

Согласно энциклопедии «рисунок» – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи?

Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру.

Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером, а объем достигается сочетаниями линий, штрихов и пятен. Он может быть многоцветным, но главное в нем –линия, которую при желании можно растушевать. Художественная ценность рисунка определяется манерой нанесения штриха и твердостью руки художника.

Художественный рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения (живопись, графика, скульптура).

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения

между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, уголь, сажа, кровь).

Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно-

прикладного искусства.

2.4 Материалы для выполнения рисунка

Все изобразительные материалы делятся на графические и живописные .

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, фломастеры, различные ручки, тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и необходимый в работе графический материал. Простые карандаши различаются своей твёрдостью.

Мелки (восковые ) предназначены для рисования по бумаге. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей блёстками, оставляют блестящий след, легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом. Я очень люблю работать этим материалом.

Тушь - чёрная краска. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол.

Фломастер – инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастеры изобрели в 1960 году.

Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.

Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.

Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность.

Пастель - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного

карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,

истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.

Гуашь - краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил. Употребляется для живописи по бумаге, шёлку. Гуашь даёт непрозрачный слой.

Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они

густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

На занятиях в детском объединении «Фантазеры» нам рассказывали о том, что такое техника рисунка.

Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых

художником. Художники включают в это понятие технику линии,

определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных

материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Я узнала о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных

инструментов (кисточка, карандаш), используются нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, зубная щётка, крупа, листья деревьев, травы, целлофан, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы.

Для представления своей работы я выбрала самые интересные техники рисования.

Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов.

Гуашевая техника. Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого - дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.

Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую

форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

При создании творческой работы сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор.

Рисунки гелевой ручкой(фломастером) обычно выполняются на гладкой бумаге.. В рисунке желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.

Воскография или граттаж.

Необычность работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (заостренной палочкой.) на подготовленном листе. Лист натирается воском и покрывается черной краской. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона

Монотипия очень необычная техника рисования . Краски наносятся на поверхность(бумагу, стекло, пластик). Сверху накладывается чистый лист и Делается отпечаток. Картины получаются всегда разными. Потом можно что - либо дорисовать или оставить такими.

2.6 Мой вернисаж. Организация выставки.

Используя изученные техники и материалы рисования, я нарисовала рисунки и устроила выставку.

Моя работа акварелью «У реки». Я изобразила летний день. На изумрудно- голубом небе светит яркое солнце. В далеке виден лес. По полянке журит речка, от которой веет прохладой и свежестью. На картине царит атмосфера тишины и покоя.

Следующая моя работа «Подводный мир» выполнена гуашью. Сначала я придумала рисунок. Потом в цвете изобразила море, морское дно. Морские обитатели очень яркие. Эта работа отличается красочностью и яркостью, все цвета насыщенные. В работе я использовала технику набрызг, кустарники выполнила в технике пальцеграфия, что придало работе оригинальность.

«Веселая семейка» так называется работа выполненная в пластилине.

Я изобразила семейство сов: маму, папу и сыночка. Использовала смешанную технику: небо – размазывала пластилин, дерево изобразила с помощью пластилиновых жгутиков, героев лепила по частям и использовала стеку для нанесения узоров. Старалась передать характер каждого героя. Мама сова- добрая, заботливая и немного строгая, папа – серьезный и деловой, а сыночек – немного испуганный

Работа выполненная в этой технике « Чудо - ананас». Простую форму ананаса я преобразила в необыкновенные узоры.

Работа «Золотая рыбка» техника граттаж. Цветной картон затонировала свечкой и закрасила черной краской. Потом выполнила линейный рисунок и стала процарапывать. Используя различные штрихи и линии, рисунок стал выразительным, контрастным.

Вот такая работа у меня получилась в технике монотипия « Таинственный пейзаж» и «Бабочка». В работе «Таинственный пейзаж» я сначала сделала оттиск. Потом изображала кустарники и деревья черной краской выдуванием из трубочки. В работе «Бабочка» узоры дорисовывала фломастером, подчеркивая оригинальные цветовые пятна полученные после отпечатка.

2.7 Вывод по практической части.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

Я познакомилась с историей рисунка, исследовала разные приёмы и техники рисования; изучила литературу по данной проблеме. Я поделилась с друзьями своими открытиями. Выяснила, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнала интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнала о разных приёмах и техниках рисования, о людях занимающихся живописью.

Сделала такой вывод:

исследовательская работа помогла мне стать трудолюбивой, активной, ответственной; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает мне учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Полиграфиздат.Москва 2010г.

2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.

3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.

4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва

5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ; 2010 г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение


«У реки» «Подводный мир»


«Золотая рыбка»

«Бабочка»



« Веселая семейка» «Таинственный пейзаж»

«Чудо-ананас»


Top