Значение творчества мусоргского в русской музыкальной культуре. Камерно-вокальное творчество мусоргского

Черенёва Юлия Николаевна

«Тема народности в творчестве М.П.Мусоргского»

(на примере оперы « Борис Годунов»)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Чайковская районная детская школа искусств»

Телефон:8-3424152798(факс), 8-3424152051,

[email protected]

Пугина Светлана Николаевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Введение

Вторая половина XIX века - время великого рассвета всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале к 60-х годов к большому общественному подъему. Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, а в своих произведениях стремились реалистично показать жизнь простого русского народа.

Во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. В это время складывается музыкальный кружок под названием «Могучая кучка». Они называли себя наследниками М. И. Глинки. Главным для них было воплощение в музыке народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное широкому слушателю.

Особенно идеей народности проникся один из наиболее самобытных композиторов – Модест Петрович Мусоргский. Как художник - реалист он тяготел к социально заостренной теме, последовательно и сознательно раскрывая в своем творчестве идею народности.

Цель данной работы: роль народности в творчестве М. Мусоргского на примере оперы «Борис Годунов».

Рассмотреть этапы жизненного пути М.Мусоргского, связанные с народной темой

Проанализировать народные сцены в опере «Борис Годунов»

«Могучая кучка» и народная песня

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место занял музыкальный кружок «Могучая кучка». На это ему давали право огромный талант, творческая смелость, внутренняя сила. На собраниях «Могучей кучки» молодые музыканты изучали лучшие произведения классического наследия и современности. Здесь складывались этнические взгляды композиторов.

В балакиревском кружке шло тщательное и любовное изучение народной песни. Без национального своеобразия не существует истинного искусства, и в отрыве от народных богатств никогда не сможет творить подлинный художник. Первым в своих произведениях тонко и высокохудожественно претворил мелодии русского народа М.И.Глинка, он выявил особенности и закономерности русского народного музыкального творчества. «Создаем музыку не мы; создает народ; мы только записываем и аранжируем», - говорил М. Глинка. Именно глинкинским принципам и следовали композиторы «Могучей кучки», но их отношение к фольклору знаменовало новый, по сравнению с Глинкой, период. Если Глинка слушал народные песни, иногда их записывал и воссоздавал в своих произведениях, то кучкисты систематически и вдумчиво изучали народное песенное творчество по различным сборникам, специально записывали песни и, делали их обработки. Естественно возникали и размышления о значении народной песни в музыкальном искусстве.

В 1866г был издан составленный М.Балакиревым сборник народных песен, который явился результатом работы нескольких лет. Собирал и тщательно изучал народные песни Н. Римский-Корсаков, которые позже вошли в сборник - «Сто русских народных песен» (1878г).

Члены «Могучей кучки» знали толк в народной песне. Все они родились вдали от Петербурга

(лишь А.Бородин исключение) и поэтому с детства слышали народную песню и горячо полюбили ее. М.Мусоргский, проживший первые десять лет в Псковской губернии, писал, что «ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальной импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Н.Римскому-Корсакову удалось в детстве наблюдать старинный, ещё с языческих времен сохранившийся обряд проводов масленицы, сопровождаемый пением и плясками; его мать и дядя хорошо пели народные песни. Ц.Кюи, родившийся в Вильно, с детства отлично знал польские, литовские и белорусские песни.

Именно народная песня, опора на неё - вот что в первую очередь помогало композиторам определить свои пути в искусстве.

^ Отношение М. П. Мусоргского к народной песне

М.Мусоргский горячо любил народную песню. Изучал её по различным сборникам и делал записи заинтересовавших его мелодий для своих сочинений. Правда, Мусоргский не объединил записанных им песен в сборник, не обработал их, не подготовил к изданию, как М.Балакирев и Н.Римский-Корсаков. Он делал эти записи от случая к случаю, на отдельных листках нотной бумаги, но почти всегда помечал, когда и от кого записал песню.

Истоки любви композитора к народу лежали в детстве. В деревне Карево, где он провел свое детство, его со всех сторон окружала песня. Одним из любимых образов его детства была няня, преданная и добрая женщина. Она знала множество песен и сказок. В основном, её сказки были о простом русском народе, о его жизни и судьбе. На всю жизнь Модесту запомнились ее сказки – то страшные, то смешные, но всегда увлекательные и волнующие. Это было его пер­вым соприкосновением с миром народной фантазии. На­слушавшись этих сказок, он, тогда еще совсем малень­кий, любил подкрадываться к пианино и, поднявшись на цыпочки, подбирать причудливые созвучия, в которых ему мерещилось воплощение волшебных образов.

Долгими зимними вечерами он слушал, как пели девушки-пряхи. На праздниках сам участвовал в хороводах, играх, плясках, засматривался на балаганные представления. Он хоро­шо помнит народные мелодии, усвоенные в детстве. В те времена он проводил дни в обществе крестьянских ре­бятишек; в их семье это не запрещалось. И он обращал­ся с ними запросто, как равный с равными, забывая, что он «барчук». С ними он делил забавы и шалости и при­нимал участие в серьезных, не по годам, рассуждениях о тяготах повседневной жизни.

Быть может, это происходило от того, что в его жилах течет смешанная кровь: бабка по отцовской линии, Арина Егоровна, была простой крепостной крестьянкой. Дед обвенчался с ней уже после того, как у них появились дети, и их при­шлось потом усыновлять. Модесту приятно думать о том, что среди его предков есть женщина из народа (кстати, Арина Егоровна - его крестная). В общем, детство в деревне представляется Модесту в воспоминаниях порой светлого, безмятежного счастья.

Когда Мусоргскому было 34 года, он отказался от своей доли имущества в пользу брата. Ему претило положение помещика, живущего за счет крестьян. Мусоргский ещё с детства помнит беседы с крестьянами, он помнит их тяжелую судьбу, увиденную своими глазами. Он помнит плачи и причитания крестьян. Впоследствии, во многих его произведениях с народной темой, были темы плачей или причитаний, которые он запомнил с детства.

Модест Петрович ещё с детства помнит беседы с крестьянами, их тяжелую судьбу, увиденную своими глазами. Помнит плачи и причитания крестьян. Впоследствии, во многих его произведениях, можно встретить темы плачей или причитаний, которые он запомнил с детства.

М.П.Мусоргский ценил простой народ. Поэтому тема народности главная тема его творчества. В одном из писем он писал: «…Как меня тянуло и тянет к этим родным полям…. – недаром в детстве мужичков любил послушивать и песенками их искушаться изволил…» (письмо В. Никольскому)

В 80-е годы Мусоргский познакомился и подружился с Иваном Федоровичем Горбуновым, который прославился изображениями в лицах сцен из народной жизни, купеческого и чиновнического быта. Модест Петрович высоко ценил его дарование. Горбунов напел Мусоргскому песню «Исходила младенька», которая вошла в «Хованщину» как песня Марфы.

Для работы над «Сорочинской ярмаркой » Мусоргскому нужна была украинская народная песня. В его записях сохранилось 27 народных украинских песен. Многие песни он записал от разных знакомых лиц. Одним из них был писатель Всеволод Владимирович Крестовский, который имел вкус к народному творчеству и написал ряд песен, легенд и сказаний в народном духе.

В 1871г Мусоргский присутствовал на собрании географического общества. С исполнением былин там выступал знаменитый сказитель Т. Г. Рябинин. Мусоргский сделал очень интересные записи. Напев былины «Про Волгу и Микулу» он ввел в сцену под Кромами.

Ярко тема народности воплощена композитором в опере «Борис Годунов».

^ Опера «Борис Годунов»

По своей натуре Мусоргский был выдаю­щимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явле­ния действительности. Он был великим масте­ром создания в музыке живых человеческих характеров, причем передавал не только чув­ства человека, но и его внешний вид, повадки, движения. Но главное, что влекло композито­ра к театру, - возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь це­лого народа, страницы его истории, которые пе­рекликались с полной драматизма современно­стью.

Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.

Основой либретто оперы послужило произведение А.С.Пушкина. В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором. Ведь монарх, даже наделенный умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века. «Прошедшее в настоящем» - так определил композитор свою задачу.

Центральным действующим лицом оперы является народ. Жанр оперы опредёлен как народная музыкальная драма.

Составляя либретто, Мусоргский сделал изменения в пушкинской трагедии. Особенно он подчеркнул мысль о решающей роли народа. Поэтому сменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная (IV действие).

Опера «Борис Годунов» начинается небольшим оркестровым вступлением, в котором протяжную одноголосную мелодию народного склада ведут фаготы. Печальным раздумьем звучит начало вступления, словно рассказ от автора. Мусоргский не цитировал или, как говорили в старину, «не брал в заем» подлинную мелодию, а сложился у него этот на­пев, как дивный венок из интонаций крестьянских лирически и протяжных песен. Деревянные духовые созвучны пастушьей, свирели, и трудно бывает поверить, что эту музыку написал композитор. «Душевный толчок-мысль о родине - подсказал Мусоргскому стебель напева, из которого начала расти музыка дальше, больше, глубже, слой за слоем...Слух естественно, лег­ко охватывает мелодию, и память запомнит ее на всю оперу будет крепко держать ее как остов, даже не отдавая себе отчет » дальнейших вариантах. А между тех сила впечатления от прорастания мелодии и органических ее изменений такова, что ка­жется несомненным, что именно этот скромный песенный сте­бель, за который с самого начала ухватилась мысль Мусоргско­го, повел ее к замечательным находкам, вдаль, в просторы музыки», - писал В.В.Асафьев.

Вступление – русская мелодия, один голос начинает, иногда кажется, что начало вступления поют в унисон мужские голоса и только потом к ним присоединяются другие голоса, народные. Мотив вступления глубоко страдальческий. Недаром опера была определенна композитором как народная музыкальная драма: народ – это все, и драма – всех. В куплетной форме неоднократно возвращается главная тема вступления, присоединяя к себе другие голоса оркестра. И превращается из скорбной жалобы в грозный гул могучей народной силы - это в басу у виолончелей, контрабасов и фаготов.

Уже с первой картины Мусоргский дает почувствовать глубокий разлад внутри Московского государства между народом и правящими верхами и создает правдивый образ подневольного, забитого, еще не осознавшего своей силы народа.

Трагизм положения народа композитор раскрывает разнообразными методами. В ряде бытовых эпизодов, характеризующих равнодушие толпы к происходящему избранию царя, Мусоргский применяет излюбленный им метод показа трагического содержания через внешне комическую форму. Не без юмора передает он недоумение собравшихся («Митюх, а Митюх, чево орем?»), рисует споры женщин и разыгравшуюся было потасовку («Голубка, соседушка» и т. д.). В речитативах, исполняемых хоровыми группами и отдельными голосами из хора, метко воспроизведены характерные интонации народного говора. Хоровой речитатив - новаторский прием, впервые введенный Мусоргским. Народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол, - таков герой пролога.

Опорными точками в музыкальном действии картины являются также два проведения хора «На кого ты нас покидаешь». Хотя по сценическому замыслу здесь плач не настоящий, а только инсценированный, хор этот, подобно теме вступления, воспринимается как выражение подлинных народных чувств. Такова сила его народно-песенных интонаций, в которых выразилась вся боль, накопившаяся в крестьянской душе. Народ, скорбно причитая, обращается к Годунову: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.

Здесь слились воедино элементы плача-причета и лирической протяжной песенности. Влияние крестьянского песенного стиля сказывается в свободе мелодического дыхания, переменности тактовых размеров, в постепенном захвате мелодией все более широкого диапазона. Характерен и тип многоголосия, при котором каждый из голосов сохраняет свою самостоятельность, исполняя варианты основной мелодии, чтобы время от времени слиться с другими голосами в унисонном звучании.

Во второй картине пролога происходит венчание Бориса на царство. Площадь в Московском Кремле. Могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса. Народ на коленях ждет выхода нового царя. Звучит хор «Уж как на небе солнцу красному слава». Это так же яркая тема народа. Тема хора - народная величальная песня, неоднократно использованная русскими композиторами. При появлении Бориса Годунова народ - по приказу боярина Шуйского - славит его:

Пять лет отделяют события Пролога и I действия. Противоречия между народом и царем успели углубиться. В 1й картине Пимен выносит от лица народа свой приговор царю-преступнику. Во 2й картине раскрывается неприязненное отношение народа к Борисову правлению на примере бродяг Варлаама и Мисаила и хозяйки корчмы.

Различны образы действующих лиц двух картин первого действия. В сцене в келье величавый Пимен, много видавший и испытавший, умудренный долголетним жизненным опытом, олицетворяет собой народную мудрость и совесть. Этот образ является обобщенным выражением высоких моральных качеств русского народа. Варлаам - жанрово-бытовая фигура, в характеристике которой нашли свое отражение как положительные, так и отрицательные черты, свойственные определенному социальному типу. Варлаам принадлежит к низшим, декламированным слоям Борисова государства и оказывается, естественно, носителем непокорного, мятежного духа. За комической внешностью Варлаама угадывается могучая, богатырская сила, бесцельно растрачиваемая в бродяжничестве и пьянстве. Образы Пимена и Варлаама играют важную роль в опере. Недаром Мусоргский заставил Пимена вторично появиться в сцене боярской думы с рассказом о чудном исцелении пастуха и тем самым высказать в лицо Бориса народный приговор; Варлаам вместе с Мисаилом вторично выступает под Кромами как один из главарей народного восстания.

Во второй картине 1 действия большую роль играют песенные номера. Центральным эпизодом всей картины является песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Композитору потребовалась здесь иная краска: ему нужно было показать баталь­ную тему времен героического прошлого Руси. Из хороводной песни Мусоргский берет только первый стих и присоединя­ет к нему известную в народе историчес­кую песню. Музыкально он разрешает ее в плясовом напеве, используя подлинно народную тему. Не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Огромная, неуемная сила чувствуется в этом человеке. Именно он поднимет народный бунт против царя – «богоотступника».

Детские впечатления от причитаний, плачей крестьян навеяли на Мусоргского ещё один образ оперы - Юродивого. Юродивый является очень ярким образом русского народа. Его образ, воплощение вековечного народного горя, символизирует бесправное положение народа. Но как ни велико унижение, в народе живет высокое чувство человеческого достоинства и не меркнет вера в справедливое возмездие. Эти черты также нашли свое выражение в образе Юродивого.

Первоначальная характеристика героя дается в заунывной песенке, которая поется в данной сцене (как у Пушкина) на бессмысленный текст. Песня предваряется кратким трехтактовым вступлением, содержащим основную музыкальную тему Юродивого. В фоновом мотиве (монотонно повторяющаяся секундовая попевка) звучат интонации плача-причета. На них накладывается второй мотив, который близок по типу к первому и основан на часто используемой Мусоргским интонации мольбы, жалобы.

На интонациях Юродивого начинает звучать мелодия хора, с которой народ на площади обращается к царю. Народ ждал, когда царь выйдет из храма и одарит людей своей царской милостью. В музыке сначала, как в хоре Пролога («На кого ты нас покидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба переходит в возглас и вопль.

После пронзительного вопля люди опускают головы (мелодия идет вниз), динамика хора уходит, толпа расступается перед Годуновым. Это страх перед царем – помазанником Божиим. Хор «Хлеба» кончается на звуке, с которого начался. Мольбы народа продолжают звучать в партии Юродивого.

Кульминационным моментом оперы - восстанием народа, является хор восставшего народа «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая». Это подлинная вершина всех народных сцен. Текст, а отчасти и музыкальный характер этого хора навеян образцами так называемых разбойничьих, молодецких народных песен. Хор «Расходилась, разгулялась» выделяется на фоне всех остальных своим волевым, могучим характером, а также грандиозностью и развитостью формы. Он написан в динамической трехчастной форме с большой развернутой кодой. В главной теме воплощены неукротимая сила и буйный порыв. В ней сочетаются подвижность, стремительность с грузностью и мощью. Многократное повторение (как бы «вдалбливание) тоники создает ощущение твердости и силы; мелодический скачок на сексту звучит как выражение удали и размаха. Тема идет на фоне подвижного сопровождения, как бы подгоняющего, подхлестывающего мелодию.

Поочередное вступление голосов в восходящей секвенции производит впечатление буйных, разноголосных выкриков (это впечатление еще усиливается благодаря резким возгласам поддерживающих тему инструментов духовой группы). Вместе с тем имитационное вступление голосов создает непрерывное нарастание, подводящее ко второму, еще более мощному звучанию темы. На этот раз оркестровая ткань усложнена (появляются, в частности, пронзительные, свистящие мотивы деревянных духовых, построенные на отголосках темы). Голоса хора сплетаются в одновременном звучании, образуя сложную полифоническую фактуру в духе народного многоголосия и лишь в опорных точках сливаясь в унисонах. Средняя часть отличается особой лихостью, задором. Здесь господствует радость, вызванная непривычным чувством сво­боды. Этот хор является выражением нового качества, которого достиг в своем развитии образ народа. Интонационно он связан с эпизодами из других народных сцен (песня Варлаама, Хор пролога «На кого ты нас покидаешь»).

«Борис Годунов» - опера нового типа, ознаменовавшая но­вый этап в развитии мирового оперного искусства. В этом про­изведении, отразившем передовые освободительные идеи 60- 70-х годов, правдиво показана во всей ее сложности жизнь целого народа, глубоко вскрыты трагические противоречия госу­дарственного строя, основанного на угнетении масс. Показ жизни целой страны сочетается с яркой и убедительной обрисов­кой внутреннего мира отдельных людей и их сложных разно­образных характеров.

Заключение

Народная музыка не только питала творчество композиторов, входящих в содружество под названием «Могучая кучка» прекрасными темами, она помогала им делать свои произведения достоверными в отношении национальных или исторических особенностей.

Творчество Мусоргского овеяно дыханием крестьянской революции. По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отно­шений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажа­тых ртов».

Мусоргский впервые в истории оперы, не только русской, но и мировой нарушил обыкновение представлять народ как нечто единое. У Мусоргского этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы «Борис Годунов» был определен как народная музы­кальная драма.

«Борис Годунов» - опера нового типа, ознаменовавшая новый этап в развитии мирового оперного искусства.

Главным действующим лицом Мусоргский сделал народ

На первом плане показан народный хор, его динамичность. В начале оперы народ бездействует, а в конце оперы (в отличие от А.Пушкина) бунтует и восстает

Разделил хоры и выделил отдельные реплики народа

Ввел новаторский прием – хоровой речитатив

Композитор вводит новые образы: бродяги, нищего, детей-сирот

В опере Мусоргский опирался на крестьянскую народную песню: плачи-причитания, протяжную, шуточную, хоровую, плясовую.

Яркую самобытность музыке придают фольклорные истоки. Композитор свободно ориентируется в народно-песенных жанрах. Образу по­давленного, покорного народа сопутствуют интонации плача-причета и протяжной песни; стихийный разгул вырвавшихся на волю сил передан буйными ритмами плясового и игрового типа. Имеются примеры и прямого использования подлинных народных мелодий. Элементы плясовой песни проникают в музыку Варлаама, интонации плача и духовных стихов - в партию Юродивого.

Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Мастерски передавал, не только чувства и характер человека, но и внешний вид, повадки, движения. Стремился показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью.

М.Мусоргский - композитор подлинно народный, посвятивший все своё творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа. В его музыке нашли отражение острые социальные проблемы русской жизни 60 - 70-х годов. Творчество Мусоргского было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на композиторов разных стран.

Список литературы

Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М. «Музыка», 1986.

Композиторы «Могучей кучки». М. «Музыка», 1968.

М. П. Мусоргский: Популярная монография. Л. «Музыка», 1979.

Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения / М. Шорникова. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Русская музыкальная литература: Для 6 – 7 кл. ДМШ. М. «Музыка», 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Модест Петрович Мусоргский

Приложение 2

Творчество Мусоргского связано с лучшими классическими традициями, в первую очередь с произведениями Глинки и Даргомыжского. Однако, будучи последователем школы критического реализма, Мусоргский на протяжении своей жизни шел тернистым путем первооткрывателя. Его творческим девизом были слова: "К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни!" Они служили путеводной звездой композитору, поддерживая его в периоды невзгод и разочарований, воодушевляя в годы напряженных творческих исканий. Задачи искусства Мусоргский видел в раскрытии жизненной правды, о которой он мечтал поведать людям, понимая искусство не только как средство общения между людьми, но и как средство воспитания людей. Вершина наследия Мусоргского - его народные музыкальные драмы "Борис Годунов" и "Хованщина". Эти гениальные сочинения одного из величайших русских композиторов являются подлинным откровением в истории развития мировой оперной драматургии. Судьба народа более всего волновала Мусоргского. Особенно его увлекали исторические события переломных эпох; в эти периоды в борьбе за социальную справедливость приходили в движение большие человеческие массы. В операх "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргский показал различные исторические эпохи и различные социальные группы, правдиво раскрыв не только внешние события сюжета, но и внутренний мир действующих лиц, переживания героев. Тонкий психолог и драматург, Мусоргский средствами искусства сумел донести до современного ему общества новое, передовое понимание истории, дал ответ на самые злободневные и наболевшие жизненные вопросы. В операх Мусоргского народ становится главным героем, он показан в процессе исторического развития; впервые на оперной сцене с реалистической силой воплощаются картины народных волнений, народного бунта. "Борис Годунов" и "Хованщина" - произведения подлинно новаторские. Новаторство Мусоргского определяется прежде всего его эстетическими воззрениями, оно идет от постоянного стремления к верному отображению действительности. В операх Мусоргского новаторство проявилось в самых разнообразных областях. Изображение народа в опере и в ораториальных жанрах во все времена осуществлялось посредством хора. В оперных хорах Мусоргского появляется и подлинный психологизм: массовые хоровые сцены раскрывают духовную жизнь народа, его раздумья и чаяния. Значение хоров и в "Хованщине" и в "Борисе Годунове" бесконечно велико; хоры этих опер поражают разнообразием, жизненной правдивостью и глубиной. По методу музыкального построения хоры Мусоргского можно подразделить на две группы. К первой относятся те из них, в которых голоса исполнителей звучат все вместе, в одновременности ("компактные" хоры) с оркестром или без него. Ко второй - хоры, которые, можно было бы назвать "диалогическими". В опере "Борис Годунов" в прологе есть большая народная сцена, построенная по принципу свободного диалога, где хор делится на несколько групп; из групп выделяются отдельные действующие лица; они обмениваются репликами (особый вид хорового речитатива), спорят, обсуждают события. Здесь состав участников все время меняется - то слышится голос солиста, то поет вся толпа (хор), то несколько женских голосов, потом опять солист. Именно по такому принципу Мусоргский строит в своих операх большие массовые сцены. Подобная форма хорового изложения способствует наиболее реалистическому раскрытию характера и настроений пестрой, разноликой толпы. Как в хорах, так и в других оперных формах Мусоргский, с одной стороны, следует сложившимся оперным традициям, с другой - свободно их видоизменяет, подчиняя новому содержанию своих произведений. К крупным оперно-драматическим произведениям он впервые обратился уже в ранний период творчества (1858 - 1868). Его привлекли три совершенно различных сюжета; "Царь Эдип" (1858) по трагедии Софокла, "Саламбо" (1863) по роману Флобера и "Женитьба" (1865) по комедии Гоголя; однако все три сочинения остались незавершенными. В сюжете "Царя Эдипа" Мусоргского заинтересовали остроконфликтные ситуации, столкновение сильных характеров, драматизм массовых сцен. Девятнадцатилетний композитор был увлечен сюжетом, однако развить и завершить задуманное не сумел. Из всей музыки оперы сохранилась лишь интродукция и сцена в храме для хора и оркестра. Замысел оперы "Саламбо" возник под влиянием оперы Серова "Юдифь"; для обоих произведений характерны древневосточный колорит, монументальность героического сюжета и драматизм патриотических чувств. Либретто оперы композитор писал сам, значительно видоизменив содержание романа Флобера. Сохранившиеся сцены и отрывки из музыки к "Саламбо" очень выразительны (Молитва Саламбо, сцена жертвоприношения, сцена Мато в тюрьме и др.). Позднее они были использованы в других оперных произведениях Мусоргского (в частности, и в опере "Борис Годунов"). Мусоргский не докончил оперу "Саламбо" и никогда более к ней не возвращался; в процессе работы он нашел, что ему чужд и далек ее исторический сюжет, что он по-настоящему не знает музыки Востока, что его творчество начинает отходить от правды изображения, приближаясь к оперным штампам". С середины 60-х годов в русской литературе, живописи и музыке появляется большое тяготение к реалистическому воспроизведению народной жизни, ее правдивым жизненным образам и сюжетам. Мусоргский начинает работать над оперой по комедии Гоголя "Женитьба", стремясь к максимально верной передаче речевых интонаций, намереваясь положить на музыку гоголевскую прозу без всяких изменений, точно следуя за каждым словом текста, раскрывая его каждый тончайший нюанс. Идея "разговорной оперы" была заимствована Мусоргским у Даргомыжского, который по такому же принципу писал свою пушкинскую оперу "Каменный гость". Но завершив первое действие "Женитьбы", Мусоргский осознал ограниченность избранного им метода иллюстрации всех деталей словесного текста без обобщенных характеристик и ясно почувствовал, что эта работа послужит для него лишь экспериментом. Этим произведением заканчивается период исканий и сомнений, период становления творческой индивидуальности Мусоргского. За свое новое сочинение, оперу "Борис Годунов", композитор взялся с таким подъемом и увлечением, что в течение двух лет была написана музыка и сделана партитура оперы (осень 1868 - декабрь 1870 года). Гибкость музыкального мышления Мусоргского позволила композитору ввести в оперу самые разнообразные формы изложения: монологи, арии и ариозо, различные ансамбли, дуэты, терцеты и хоры. Последние оказались наиболее характерными для оперы, где так много массовых сцен и где основой вокального изложения становятся омузыкаленные речевые интонации в их бесконечном многообразии. После создания социальной и реалистической народной драмы "Борис Годунов" Мусоргский на некоторое время отходит от больших сюжетов (70-е годы, период "реформ"), чтобы потом вновь с увлечением и страстностью отдаться оперному творчеству. Его планы грандиозны: он начинает работать одновременно над исторической музыкальной драмой "Хованщина" и над комической оперой по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка"; тогда же созревает решение писать оперу на сюжет из эпохи пугачевского восстания - "Пугачевщина" по повести Пушкина "Капитанская дочка". Это произведение должно было войти в трилогию исторических опер, освещающих стихийные народные восстания России XVII - XVIII веков. Однако революционная опера "Пугачевщина" написана так и не была. Над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой" Мусоргский работал почти до конца своих дней, не вполне закончив обе оперы, которые имели впоследствии множество редакций; здесь же, говоря о формах вокального и инструментального изложения в процессе их становления, хотелось еще раз напомнить, что в "Женитьбе" в поисках "правды в звуках" (Даргомыжский) Мусоргский совсем отказался от законченных номеров и ансамблей. В операх "Борис Годунов" и "Хованщина" мы находим все виды оперных номеров. Структура их отличается разнообразием - от трехчастности (ария Шакловитого) до огромных свободно-речитативных сцен (монолог Бориса в сцене с курантами). В каждой новой опере Мусоргский использует ансамбли и хор все чаще. В "Хованщине", написанной после "Бориса Годунова", четырнадцать хоров, что дало основание театральному комитету окрестить ее "хоровой оперой". Правда, в операх Мусоргского относительно мало законченных арий и несравненно больше ариозо - то есть небольших и глубоко эмоциональных музыкальных характеристик героев. Важное значение приобретают ария-рассказ и бытовые вокальные формы, органически связанные с драматургией целого, а также монологи, где словесный текст определяет и направляет музыкальное построение. Вершиной и итогом исканий в этой области была партия Марфы из оперы "Хованщина". Именно в этой партии композитор достиг "величайшего синтеза" речевой выразительности с подлинным мелодизмом. В операх Мусоргского очень велика роль оркестра. В инструментальных вступлениях и самостоятельных картинах оркестр часто не только "досказывает", но и раскрывает основное настроение и содержание действия, а иногда и идею всего произведения. В оркестре звучат постоянные музыкальные характеристики или так называемые лейтмотивы, которые играют важнейшую роль в операх Мусоргского. Лейтмотивы и лейттемы трактуются композитором по-разному: иногда совершенно тождественный музыкальный материал появляется в различных, соответствующих событиям сюжета, ситуациях; в других случаях музыкальная тема, постепенно меняя облик, раскрывает внутренние, духовные стороны того или иного образа. Преобразуясь, тема, однако, всегда сохраняет свои основные очертания. Стремясь к достижению наибольшей жизненности и правдивости в портретных зарисовках отдельных персонажей, а также в жанровых массовых сценах, Мусоргский в своих музыкальных драмах широко использует и подлинные народные мелодии. В "Борисе Годунове" на народных напевах построены хор из второй картины пролога "Уж как на небе солнцу красному слава", песня Варлаама "Как едет ён" из первого действия, хоры в сцене под Кромами - "Не сокол летит", "Солнце, луна померкнули"; народный текст стал основой песни Шинкарки и хора "Расходилась, разгулялась", а в его средней части использована народная песня "Заиграй, моя волынка". В "Хованщине" кроме нескольких церковных песнопений, положенных в основу хоров раскольников (второе и третье действия, хоры "Победихом, по-срамихом"), на народные мелодии написаны хор пришлых людей (за сценой) "Жила кума" из первого действия, песня Марфы "Исходила младешенька", хоры ("Возле речки", "Поздно вечером сидела", "Плывет, плывет лебедушка") из четвертого действия. В "Сорочинской ярмарке" широко представлен украинский фольклор: во втором действии - песня Кума "Вдоль по степям, по привольным", тема дуэта "Ду-ду, ру-ду-ду", песня Хиври "Утоптала стеженьку" и ее же песня о Брудэусе; во второй картине третьего действия - подлинно народная плясовая песня Параси "Зелененький барвиночку" и свадебная песня "На бережку у ставка", ставшая основным музыкальным материалом всей заключительной сцены оперы. Основу оркестра Мусоргского составляет струнная группа. Использование солирующих инструментов в опере "Борис Годунов"* ограничено. Медные инструменты вводятся композитором с большой осторожностью. Применение каких-либо колористических приемов в партитурах Мусоргского встречается редко, как правило - в особых случаях. Так, например, лишь один раз в сцене колокольного звона композитор расцвечивает партитуру введением фортепиано (в четыре руки). Появление арфы и английского рожка в любовной сцене у фонтана ("Борис Годунов") также следует отнести к особому колористическому приему. Изучение оперного творчества Мусоргского - его мастерства в передаче массовых народных сцен, музыкальной речи и гармонического языка - позволяет ощутить близость драматургии композитора нашей эпохе. Творчество Мусоргского - не только историческое прошлое; в его сочинениях живут темы сегодняшнего дня. Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х гг. 19 века, а в 70-х гг. - с такими течениями русской мысли, как народничество и др. В центре его творчества - народ как "личность, одушевлённая единою идеею", важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение "тончайших черт природы человека", создание психологическо - музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная "полифоническая" драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм западно-европейской классики (в т.ч. от сонатности), а также его мелодика - естественная, "творимая говором", т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонический язык Мусоргского, где элементы классической функциональности сочетаются с принципами народно-песенной ладовости, с импрессионистическими приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистического плана.

Список основных произведений

Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я ред. 1872)

Опера «Хованщина» (ок.1873-1880, не окончена). Подзаголовок: Народная музыкальная драма. В клавире сохранилась вся музыка кроме окончания 2-го действия (после реплики Шакловитого «И велел сыскать») и некоторых частей 5-го действия (сцена Марфы и Андрея Хованского не гармонизована, утеряно «Любовное отпевание Марфы» и, вероятно, не написана заключительная сцена самосожжения раскольников). В партитуре сохранились два фрагмента 3-го действия (хор стрельцов и песня Марфы). Редакции: Н. А. Римского-Корсакова (1883), Б.В. Асафьева (1931), Д. Д. Шостаковича (1958). Критическое издание клавира: П.А. Ламм (1932).

Опера «Женитьба. Совершенно невероятное событие в трех действиях» (1868, не окончена). Подзаголовок: Опыт драматической музыки в прозе. На текст одноимённой пьесы Н. В. Гоголя. Посвящена В. В. Стасову. Сохранилось I действие в клавире. Редакции: М. М. Ипполитова-Иванов (1931), Г. Н. Рождественский (1985). Издания: 1908 (клавир в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1933 (авторская редакция).

Опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, не окончена). По одноименной повести Н. В. Гоголя. Посвящения: «Думка Параси» - Е. А. Милорадович, «Песня Хиври» - А. Н. Молас. В 1886 г. в авторской редакции были изданы «Песня Хиври», «Думка Параси» и «Гопак веселых паробков». Редакции: Ц. А. Кюи (1917), В. Я. Шебалин (1931).

Опера «Саламбо» (1863-1866, не окончена). Подзаголовок: По роману Г. Флобера «Саламбо», с введением стихов В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. И. Полежаева. В опере предполагалось четыре действия (семь картин). В клавире написаны: «Песнь балеарца» (1-е действие, 1-я картина). Сцена в храме Таниты в Карфагене (2-е действие, 2-я картина), Сцена перед капищем Молоха (3-е действие, 1-я картина), Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале. Мато в цепях (4-е действие, 1-я картина), Женский хор (Жрицы утешают Саламбо и одевают её в брачные одежды) (4-е действие, 2-я картина), изд.: 1884 (партитура и клавир Женского хора из 2-й картины 4-го действия в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова), 1939 (авт. ред.). Редакция Золтана Пешко (1979)

Для голоса с фортепиано : Юные годы. Сборник романсов и песен (1857-1866). Детская. Эпизоды из детской жизни. Вокальный цикл на слова композитора (1870)С няней (1868; посв. «великому учителю музыкальной правды А.С. Даргомыжскому»; вар. назв.: Дитя). «Без солнца». Вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1874). Песни и пляски смерти. Вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1877). Переложения вокальных номеров из опер «Женитьба», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина» для голоса и фортепиано

Неоконченные песни и романсы : Крапивная гора. Небывальщина (слова Мусоргского; вар. назв: Между небом и землею) Надгробное письмо (слова Мусоргского; вар. назв: «Злая судьба», «Злая смерть»; на смерть Н.П.Опочининой). Ныне исполняется в ред. В.Г.Каратыгина

Для фортепиано: Картинки с выставки, цикл пьес (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр. Полька «Подпрапорщик» (1852). Интермеццо. Посв. А. Бородину (1861). Экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе» (1865). Няня и я. Из воспоминаний детства (1865). Скерцо «Швея» (1871) и т.д.

Для оркестра и хора : Марш Шамиля, для четырёхголосного мужского хора и солистов (тенора и баса) с оркестром (1859). Посв. А. Арсеньеву. Ночь на Лысой горе («Иванова ночь на Лысой горе») (1867), симфоническая картина; изд.: 1886 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова). Intermezzo in modo classico (для оркестра, 1867). Посв. Александру Порфирьевичу Бородину; изд. 1883 (в редакции Н. А. Римского-Корсакова). Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880); изд.: 1883 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова). Скерцо B-dur для оркестра; соч.: 1858; посв.: А. С. Гуссаковскому; изд.: 1860. Иисус Навин, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877, вторая ред. Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; 1883, издание в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова). Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий» (1867; 1874 - вторая ред., с припиской Мусоргского «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»; 1871 - издание, для хора с фортепиано). Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра (в характере ночного шествия) (1861).

Несохранившиеся и/или утраченные сочинения : Буря на Чёрном море. Большая музыкальная картина для фортепиано. Вокализы для трех женских голосов: Andante cantabile, Largo, Andante giusto (1880). Соната до мажор для фп. в 4 руки (1861).

Камерно-вокальное творчество М.П.Мусоргского

Вокальная миниатюра занимает значимое место в творчестве композитора. Мусоргский развивает традиции своих предшественников, из которых ему наиболее близок Даргомыжский.

I. Литературные первоисточники романсов и песен связаны с именами Некрасова и Голенищева-Кутузова (на его тексты созданы циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти»), которых Мусоргский открывает для русской музыки. Кроме того, Мусоргский нередко создавал собственные тексты (цикл «Детская»). Он был хорошим стилистом и умел воссоздать тип речи нужного ему человека.

II. Музыкальный язык связан с несколькими установками:

1. Принцип обобщения через жанр. Этот принцип базируется на том, что каждый жанр сам по себе несёт некую смысловую нагрузку. Композитор прибегает к определённому жанру, чтобы через него раскрыть смысл сочинения.

2. Парадоксальное прочтение жанра («Песни и пляски смерти»).

3. Характеристический речитатив. Мусоргский развивает установку Даргомыжского, стремясь к максимальному слиянию музыки и слова. Характеристический речитатив воплощает образ человека, принадлежащего определённому социальному классу в конкретной жизненной ситуации и эмоциональном состоянии. В этом отношении интересен цикл «Детская», где воспроизводятся поведение и речь ребёнка в различных ситуациях. Мусоргскому удаётся уловить воплотить в музыке отличие детской и взрослой речи.

4. Очень значима роль фортепианной партии, которая выходит за рамки аккомпанемента, поскольку несёт серьёзную смысловую нагрузку.

III. Тематика романсов и песен.

1. Лирическая тема проявилась в ранний период творчества. Наиболее ярко она раскрыта в цикле «Юные годы»;

2. Обращение к социальной теме характеризует зрелый период творчества Мусоргского. Эта тема раскрывается в различных характеристических портретах:

а) образы крестьян воплощаются с глубоким психологизмом, сочувствием и состраданием. К этой группе песен относятся «Колыбельная Ерёмушке», «Калистрат», «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти»;

б) образы юродивых впервые появляются в русской музыке у Мусоргского (западные аналоги – Риголетто, Квазимодо). Пример такого образа в вокальной миниатюре Мусоргского – «Светик Савишна»;

в) образы священнослужителей – «Семинарист»;

г) образы детства. Мир детства раскрывается в двух плоскостях – как светлый мир непосредственности, искренности («озорник» из цикла «Детская»). Другая «плоскость» – детство, омрачённое невзгодами и заботами: «Сиротка», «Колыбельная» из «Песен и плясок смерти»;

д) сатирические образы – «Раёк», «Козёл».

3. Тема войны у Мусоргского отмечена необыкновенным трагическим пафосом, хотя произведений, раскрывающих её не так много. Примеры – баллада «Забытый», «Полководец» из «Песен и плясок смерти».

4. Тема смерти у Мусоргского решена с особым трагизмом. Ей посвящён отдельный вокальный цикл – «Песни и пляски смерти». Первоначальный план цикла включал 12 произведений, однако создано было 3 – композитор дал им заглавие «Она». Затем был включён «Полководец».

Жанр «Плясок смерти» сложился в средневековой живописи. Фрески этого жанра изображали хоровод смерти с людьми, различных сословий и классов, или смерть, настигающую людей в различные, часто светлые и радостные моменты их жизни – на охоте, на пиру. Особенно значимые моменты содержания этих произведений – контраст жизни и смерти, постоянное присутствие смерти (человек может умереть в любой момент), равенство людей перед лицом смерти (власть, богатство, удача не могут от неё спасти). В определённой степени Мусоргский следует этой традиции, поскольку каждое произведение цикла соответствует определённому жанру и раскрывает конкретную жизненную ситуацию. Жанры цикла – «Колыбельная», «Серенада», «Трепак», марш – «Полководец».

Одновременно в цикле проявляются черты театрализации. Каждое произведение открывается вступлением, вводящим в обстановку действия.

«Колыбельная» – диалог матери умирающего ребёнка и смерти. Реплики матери по мере развития становятся всё более напряжёнными, тема смерти неизменна (аналог – Шуберт «Лесной царь»).

«Серенада» – рыцарская, а не лирическая: смерть является умирающей девушке в образе рыцаря.

«Трепак» – замерзающий пьяный крестьянин. Здесь используется приём звукоизобразительности – образ метели. Песня состоит из двух контрастных разделов: монолог смерти в духе трепака «Ах, старичок, мужичок убогой» и картина парадоксально счастливого смертельного сна. Смерть здесь раскрывается как освободительница от тягот жизни.

«Полководец» – кульминация всего цикла. Это произведение самое масштабное и сложное по замыслу из всех 4-х, оно состоит из нескольких разделов: I – вступительный, рисующий картину битвы; II – появление смерти «тогда, озарена луною»; III – монолог смерти «Кончена битва»; IV – пляска смерти «Пляской тяжёлою землю сырую» – этот последний раздел является смысловым итогом всего цикла.

Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.

Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов

Вокальное творчество Мусоргского

Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы» (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).

М.П.Мусоргский

К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).

Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».

Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:

  • лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
  • линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
  • линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).

Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).

Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.

Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»

(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)

— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).

Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается

  • в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
  • « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).

Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:

«А тот забыт – один лежит».

Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.

Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:

  • мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
  • изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.

Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.

Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:

  • 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
  • 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
  • 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
  • 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.

Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.

Музыкальный язык М.П.Мусоргского

Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.

Оперное творчество

Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.

Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы

«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;

нереализованными остались

«Саламбо» (исторический сюжет),

«Женитьба» (есть 1 действие),

ряд замыслов, вообще неосуществленных.

Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:

  • в общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;
  • индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.

Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).

Фортепианное творчество Мусоргского

Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес (« Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.

Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.

Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:

  • колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
  • виртуозность;
  • в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).

Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.

Симфоническая музыка М.П.Мусоргского

Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.

Оркестровка

Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.

Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.

Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:

«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».

Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:

  • в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
  • Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Модест Петрович Мусоргский (1839-1981) - русский композитор мирового значения, опередивший свое время. Новатор, чье наследие стало источником идей в искусстве XX в., реформатор европейского искусства (наряду с Гойей, Шуманом, Гоголем, Берлиозом, Флобером, Достоевским). Истинно русский художник по величию души, для которого музыка была не профессией, а жизненным предназначением. Обладал уникальным художественным талантом и интуицией. Человек исключительно сложной судьбы и характера, душевно богатый и разносторонний в интересах (история, философия, литература), Мусоргский был великолепным литератором, автором своих песен и либретто, певцом и пианистом. Эстетические взгляды композитора характеризуются независимостью и оригинальностью суждений, убежденностью в своих взглядах на искусство. Его музыкальными кумирами были Палестрина, Бах, Бетховен, Лист, Берлиоз. Мусоргский - русский романтик, человек «шумановской эпохи»: вслед за Глинкой, Гоголем, Даргомыжским, Достоевским, Репиным переживал классико-романтический рубеж как испытание русской духовности и как личное подвижничество. С другой стороны, Мусоргский - русский художник-реалист , человек времени общественного подъема. Его взгляды сформировались под влиянием социально-обличительных идей народничества. Мусоргский видел в музыке живую, непосредственную беседу с людьми: музыкальные фразы строятся по законам речевой интонационной выразительности. Считал себя вне кружков и школ, в последние годы отмежевался от «Могучей кучки», декларировал обособленность своей музыки и воззрений на искусство. Первым среди музыкантов обратил внимание на непостижимую сложность человеческой природы и психики, был мастером трагедии и гротеска и психологом-драматургом в операх.

Родился в селе Карево Псковской губернии в семье помещика, предста-вителя рода Рюриковичей. Занимался игрой на фортепиано со своей матерью, в возрасте 9 лет исполнил концерт Фильда. В 1849 г. он поступил в Петро-павловскую школу в Петербурге, а в 1852 г. - в Школу гвардейских подпра-порщиков. Вскоре было издано первое произведение Мусоргского -фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у А. Герке. В 1856 г. начал писать оперу на сюжет Гюго. В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 г. познакомился с А. Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них с М. Балакиревым и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 96

В. Стасовым, стал участником «Могучей кучки». После нервного и духовного кризиса уволился из армии, стал отдавать своѐ время сочинению музыки. Музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертов. В 1863-1865 гг. он работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести Г. Флобера. В то время служил чиновником одного из министерств, но в 1867 г. он был отчислен со службы. Летом 1867 г. Мусоргский написал свое первое значительное произведение для оркестра - «Ночь на Лысой горе». Следующий оперный замысел Мусоргского - «Женитьба» на текст комедии Гоголя (осталась незавершенной).


В начале 1869 г. он вернулся на государственную службу, смог завер-шить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либ-ретто по Пушкину и Н. Карамзину, после начал готовить ее новую редакцию. В 1872 году опера была отвергнута вновь, но отрывки из нее стали испол-няться публично, а клавир вышел в издательстве В. Бесселя. Наконец Мари- инский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» со-стоялась с большим успехом (1874).

В 1870 году Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собст-венные слова, а два года спустя начал работать над своей второй исторической оперой «Хованщина» (народная музыкальная драма). В течение 1870-х гг. Мусоргский сочинил вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (на стихи поэта А. Голенищева-Кутузова) и фортепианный цикл «Картинки с выставки», вдохновленный рисунками В. Гартмана. Тогда же увлекся идеей создания комической оперы «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. В 1878 году совершил поездку на юг России в качестве аккомпаниатора певицы Дарьи Леоновой, сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». В 1881 г. он был помещен в госпиталь, где умер.

Камерно-вокальное творчество. Конец 1865, весь 1866, 1867 и часть 1868 годов считаются периодом создания целого ряда романсов, являющихся одними из совершеннейших произведений Мусоргского. Его романсы были в основном монологами, что подчеркивал и сам композитор (например, романс «Листья шумели уныло» имеет подзаголовок «Музыкальный рассказ»). Самым любимым был для Мусоргского жанр колыбельной песни. Он использовал его чрезвычайно часто: от «Колыбельной кукле» цикла «Детская» до трагической колыбельной в «Песнях и плясках смерти». В этих песнях присутствовали ласка и нежность, юмор и трагизм, скорбные предчувствия и безнадежность.

В мае 1864 года композиторам была создана вокальная пьеса из народной жизни - «Калистрат» на слова Некрасова. В тоне всего повествования «Калистрата» прослеживается усмешка, терпкий народный юмор, но в большей степени смысл произведения трагичен, потому что это песня-притча об унылой и беспросветной доле бедняка.

В 1866-1868 годах Модест Петрович создал несколько вокальных народных картинок: «Сиротка», «Семинарист», «По грибы» и «Озорник». Они являются зеркальным отображением стихотворений Некрасова и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 97

живописи художников-передвижников. В это же время композитор попробовал свои силы в сатирическом жанре. Им были созданы две песни - «Козел» и «Классик», которые выходят за рамки обычной тематики музыкальных произведений. Первую песню Мусоргский охарактеризовал как «светскую сказочку», в которой затронута тема неравного брака. В «Классике» сатира направлена против музыкального критика Фаминцына, являвшегося ярым противником новой русской школы.

В своем знаменитом романсе «Раѐк» Мусоргский постарался развить те же принципы, что и в «Классике», еще более заострив их. Этот романс является подражанием народному кукольному театру с раешником-зазывалой. В данном музыкальном произведении показана целая группа противников объединения «Могучая кучка».

В вокальной сценке «Семинарист» показан здоровый, простой сельский парень, который зубрит скучные, совершенно ему ненужные латинские слова, тогда как ему в голову лезут воспоминания о только что пережитом приключении. Во время службы в церкви он засмотрелся на поповскую дочку, за что был здорово бит ее отцом. Комизм вокального сочинения заключается в чередовании невыразительного бормотания на одной ноте скороговоркой бессмысленных латинских слов с широкой, грубоватой, но не лишенной удальства и силы песней семинариста о красоте поповны Стеши и о его обидчике - попе. В «Семинаристе» Мусоргский создал пародию на церковное пение в соответствии с социальным положением своего героя. Протяжное заунывное пение в сочетании с совершенно неподходящим текстом производит комическое впечатление. Рукопись «Семинариста» была отпечатана за границей, но российская цензура запретила ее, ссылаясь на то, что в этой сценке показаны в смешном виде священные предметы и священные отношения. Этот запрет ужасно возмутил Мусоргского. В письме к Стасову он писал: «До сих пор цензура музыкантов пропускала; запрет „Семинариста" служит доводом, что из соловьев „кущей лесных и лунных вздыхателей" музыканты становятся членами человеческих обществ, и, если бы всего меня запретили, я не перестал бы долбить камень, пока из сил бы не выбился».

С иной стороны раскрывается талант Модеста Петровича в цикле «Детская». Песни из этого сборника - это песни о детях. В них композитор проявил себя психологом, который в состоянии раскрыть все особенности детского восприятия мира. Музыковед Асафьев определил содержание и смысл этого цикла как «становление в ребенке размышляющей личности». Тут и ребенок, разговаривающий с няней о буке из волшебной сказки, и дитя, которого поставили в угол, а он пробует свалить вину на котенка, и мальчик, рассказывающий про свой шалашик из прутиков в саду, про налетевшего на него жука, и девочка, укладывающая спать куклу. Ференц Лист был так восхищен этими песнями, что тут же пожелал переложить их для фортепиано.

В вокальном цикле «Песни и пляски смерти» композитор воссоздает русскую действительность, которая оказывается губительной для многих

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 98

людей. В социально-обличительном плане тема смерти находится далеко не на последнем месте в русском искусстве того времени: в картинах Перова, Верещагина, Крамского, в стихотворениях Некрасова «Мороз, Красный нос», «Арина, мать солдатская» и др. Вокальный цикл Мусоргского стоит в этом ряду. В этом сочинении Модест Петрович использовал жанры марша, пляски, колыбельной и серенады, что вызвано стремлением подчеркнуть неожиданность и нелепость вторжения ненавистной смерти. Мусоргский, сблизив бесконечно далекие понятия, достиг чрезвычайной остроты раскрытия темы

Цикл состоит из четырех песен, которые расположены: по принципу нарастания динамики сюжета: «Колыбельная», «Серенада», «Трепак», «Полководец». Действие постепенно разрастается, из уютной и уединенной комнатной обстановки в «Колыбельной» слушатель переносится на ночную улицу «Серенады», затем в пустынные поля «Трепака» и, наконец, на поле битвы в «Полководце». Противопоставление жизни и смерти, вечная их борьба между собой - это и есть драматургическая основа всего цикла.

В «Колыбельной» показана сцена глубокого горя и отчаяния матери, сидящей у колыбели умирающего ребенка. Всеми музыкальными средствами композитор старается подчеркнуть живую тревогу матери: и мертвое спокойствие смерти. Фразы смерти звучат вкрадчиво, зловеще-ласково. В финале песни фразы матери начинают звучать все отчаяннее, а смерть просто повторяет свое монотонное «Баю, баю, бай».

Во второй песне, «Серенаде», любовь противопоставлена смерти. Во вступлении не только показан пейзаж, но и передана эмоционально на-каленная атмосфера юности и любви. Существовало предположение, что композитор показал в песне гибель девушки-революционерки в тюрьме. Однако Мусоргский запечатлел судьбу многих русских женщин и девушек, которые погибали бесплодно и бесполезно, не найдя приложения своим силам в повседневности того времени, душившей многие молодые жизни.

«Трепак» уже не песня, а пляска смерти, которую она танцует вдвоем с пьяным мужичком. Тема пляски постепенно разворачивается в большую и довольно разноплановую картину. Плясовая тема звучит то простодушно, то зловеще и мрачно. Контраст основан на противопоставлении плясовой и колыбельной.

Песня «Полководец» была написана композитором намного позже ос-тальных, примерно в 1877 году. Основной темой этой песни является траге-дия народа, который вынужден посылать на поля войны своих сыновей. Во время сочинения песни на Балканах развивались трагические военные со-бытия, которые привлекали к себе всеобщее внимание. Вступление к песне написано как самостоятельная часть. Вначале звучит траурная мелодия «Со святыми упокой», а затем музыка приводит слушателя к кульминации песни и всего вокального цикла - победному маршу смерти. Торжественно-трагическую мелодию для этой части Мусоргский взял из польского революционного гимна «С дымом пожаров», который исполнялся во время восстания 1863 года.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 99

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» является вершиной реалистических устремлений композитора. В ХХ веке произведение было оркестровано Д.Д. Шостаковичем.

Оперное творчество. В 1868 году Модест Петрович решил написать оперу на тему «Женитьбы» Гоголя. Гениальное произведение Гоголя было по духу очень близко композитору. Мусоргский задумал переложить на музыку все произведение целиком, не стихи, а прозу, а этого до него не делал никто.

В июле 1868 года композитор закончил I действие оперы и приступил к сочинению II действия. Но он недолго занимался этой работой, так как увлекся темой «Бориса Годунова» Пушкина, которую ему предложил один из друзей во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой. Прочтя пушкинское сочинение, Мусоргский был захвачен сюжетом.

Он приступил к работе над оперой «Борис Годунов» в сентябре 1868 года, а 14 ноября уже был полностью написан I акт. В конце ноября 1869 года опера была готова целиком. Быстрота неимоверная, если учесть, что композитор сочинял не только музыку, но и текст. Летом 1870 года Мусоргский передал законченную оперу в дирекцию императорских театров. Комитет рассмотрел на своем заседании данное произведение и не принял его. Новизна и необычность музыки поставила в тупик почтенных представителей музыкально-художественного комитета. Кроме того, они упрекнули автора за отсутствие в опере женской роли. Настойчивые уговоры друзей и страстное желание увидеть оперу на сиене заставили его взяться за переработку партитуры оперы. Он довольно значительно расширил общую композицию, добавив отдельные сцены. Например, он сочинил «сцену под Кромами» и весь польский акт.

После долгих мытарств 24 января 1874 года была дана целиком вся опера «Борис Годунов». Это представление стало подлинным триумфом Мусоргского. Никто не остался равнодушным к опере. Молодое поколение ликовало и приняло оперу «на ура». Критики взялись травить композитора, называя его музыку грубой и безвкусной, поспешной и незрелой. Однако многие понимали, что появилось великое произведение, равного которому ещѐ не было.

В последние 5-6 лет своей жизни Мусоргский был увлечен сочинением двух опер одновременно: «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки». Сюжет первой из них ему предложил Стасов еще в то время, когда опера «Борис Годунов» была поставлена в театре.

Действие оперы «Хованщина» происходит в эпоху напряженной борьбы общественных сил на Руси в конце XVII века, который был эпохой народной смуты, стрелецких бунтов, дворцовых усобиц и религиозных раздоров перед самым началом деятельности Петра I. В то время рушились вековые устои феодально-боярской старины, определялись пути нового Российского государства. Исторический материал был настолько обширным, что не укладывался в рамки оперной композиции. Переосмысливая и отбирая главное, композитор несколько раз переделывал сценарный план и музыку оперы. От очень многого, ранее задуманного, Модесту Петровичу пришлось

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 100

отказаться. «Хованшина» была задумана как опера, основанная на русской истории. Мусоргский пристально изучал все материалы, которые помогали создать представление о характере исторических персонажей. Поскольку у композитора всегда была особая тяга к характерности, то он часто в текст оперы переносил в виде цитат фрагменты подлинных исторических документов: из подметного письма с доносом на Хованских, из надписи на столбе, поставленном стрельцами в честь своей победы, из царской грамоты, дарующей милость раскаявшимся стрельцам.

В «Хованшине» композитор предвосхитил тематику двух выдающихся картин русского живописца В. И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Мусоргский и Суриков творили независимо друг от друга, тем большее удивление вызывает совпадение трактовки темы.

Наиболее полно показаны в опере стрельцы. Своеобразие их образа отчетливо приступает, если сопоставить два типа маршевости (второй тип - это петровцы). Стрельцы - это песенность, удаль, петровцы - чисто инструментальная звучность духового оркестра. При всей широте показа народной жизни и народной психологии петровцы очерчены в опере лишь с внешней стороны. Слушатель видит их глазами народа, для которого армия Петра представляет всѐ жестокое, безликое, безжалостно вторгшееся в их жизнь.

Еще одной народной группой оперы является московский пришлый люд. Появление этого собирательного образа объясняется желанием композитора показать происходящие события не только с позиции тех, кто играл в ник главную рель, но и глазам той части народа, которая судит об этой борьбе со стороны, хотя и испытывает еѐ воздействие.

Важную роль играет в опере ещѐ одна социальная группа – раскольники. Они выступают в роли особой духовной силы, которая, оказавшись в необычной исторической обстановке, обречена на физическую гибель (самосожжение).

Еще летом 1873 года Модест Петрович наигрывал своим друзьям отрывки из V действия оперы, не торопясь заносить их на нотную бумагу. Только в 1878 году Мусоргский сочинил сцену Марфы с Андреем Хованским перед самосожжением. Окончательно формировать оперу начал в 1880 году.

22 августа 1880 года в письме к Стасову Мусоргский написал: «Наша „Хованщина" окончена, кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Но этот маленький кусочек так и остался недописанным. После смерти композитора Римский-Корсаков, а позже Шостакович по-своему воплотили в партитуре замысел Мусоргского.


Top