Звучит тенор. Мужские и женские певческие голоса

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Голос - удивительный дар человека. У каждого он свой, уникальный и неповторимый. Однако в профессиональном искусстве существует четкая классификация, объединяющая определенные типы голосов в группы по разным критериям: силе звучания, вокально-техническим качествам, тембру и др. Среди мужских первое место занимает тенор. Это голос великих оперных певцов, с которым мы подробно познакомимся в данной статье.

Описание

Тенором называют высокий певческий голос мужчин. Он является самым популярным в мире. В переводе с латинского данное слово означает "напряжение голоса" или "равномерное движение". По своему диапазону тенор в сольных партиях способен достигать ноты "до" второй октавы. А в хоровых выступлениях его пределом является нота «ля» первой октавы.

В оперном пении ценятся солисты с тенором, которые способны чисто брать «си-бемоль» первой и «до» второй октавы. К слову, это качество считается самым красивым, верхним регистром тенорового голоса. Его нередко именуют «верхним до» или королевской нотой. В Италии за умение брать ее певцам платят большие гонорары.

Классификация

  • лирический;
  • драматический;
  • баритональный тенор;
  • контр-тенор;
  • альтино-тенор.

Давайте разберемся с каждым типом названного мужского голоса отдельно.

Разновидности

Лирический тенор - это голос, обладающий мягким, «серебристым» тембром с хорошей подвижностью и певучестью звука. Под него сегодня в оперном репертуаре создано огромное количество партий. Это Фауст (одноименная опера Гуно), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Пьер Безухов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие. В операх, написанных Россини и Моцартом, партии требуют от тенора высокой подвижности и довольно широкий диапазон. Поэтому солисты, подходящие на эту роль должны обладать особым, россиниевским (или моцартовским) тенором.

Гораздо реже в операх встречается драматический тенор . Он характеризуется густым, насыщенным звучанием. Его нередко путают с лирическим баритоном. Однако он обладает большей силой и более ярким тембром. В операх для этого типа голоса созданы партии для образов с противоречивыми характерами и трагической судьбой. Например, Хосе из «Кармен» Бизе, Отелло (опера Верди) или Герман из «Пиковой дамы» Чайковского. В оперном искусстве существует понятие героического вагнеровского тенора. Дело в том, что оперы Рихарда Вагнера отличаются масштабностью и требуют от исполнителя с драматическим тенором большой выносливости, заставляя его непрерывно мощно и героически петь на протяжении нескольких часов.

Существует также промежуточный тип, именуемый лирико-драматическим тенором . По силе звука и выражению драматизма он уступает драматическому, но превосходит лирический тенор. Это универсальный инструмент для воплощения обоих жанров оперного репертуара.

Баритональный тенор - голос, который одновременно обладает чертами баритона и тенора. По силе звучания он совпадает со своими предшественниками, однако имеет короткий верхний регистр диапазона. Подходящей оперной партией для такого типа голоса является Миме из вагнеровского цикла «Кольцо Нибелунга».

Альтино-тенор является разновидностью лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром и диапазоном, достигающим ноты «ми» второй октавы. Все эти качества накладывают определенные ограничения на репертуар. Примером партии для альтино-тенора может служить Звездочет из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Все большее распространение в оперном пении приобретает контр-тенор . Это самый высокий мужской певческий голос. Его диапазон распространяется от ноты «до» малой и до «си» второй октавы. Продемонстрировать его способно исполнение партии «Полет кондора», написанной в 1913 году перуанским композитором Д. Роблесом.

Кто может петь тенором?

Тенор - голос, который чаще всего можно слышать в операх и мюзиклах. Специалисты утверждают, что он является наиболее сложной техникой мужского пения и научиться владеть ею можно только в ходе многолетней практики. Разумеется, следует помнить, что далеко не каждый мужчина может петь тенором. Ведь все зависит от того, каким голосом наградила его природа.

Сможет ли петь как тенор баритон - голос с более низкой тональностью? Конечно, ему достичь верхних регистров просто невозможно. Зато мужчинам-обладателям мягкого, высокого голоса с помощью профессионального педагога и усердия можно развить тенор. Не стоит при этом забывать о музыкальной теории и нотах, без знания которых освоение сложной певческой техники будет пустым делом.

Известные певцы

Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.

Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.

Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио "Три тенора". Разве что "золотой голос России" - Николай Басков - может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.

И напоследок несколько интересных фактов:

  • Помимо определения мужского певческого голоса, тенор - это еще и духовой музыкальный инструмент, принадлежащий группе саксгорнов. Его созданием впервые занялся Адольф Сакс в середине XIX века. Сегодня саксофон-тенор является, пожалуй, самым популярным инструментом в джазовой музыке.
  • Известны певцы-мужчины, которые поют в диапазоне женского голоса. В эпоху барокко такие оперные партии исполняли кастраты - юноши, которым для сохранения высокого голоса делали кастрацию. Сегодня с этой ролью успешно справляются контр-теноры.

Лирический тенор, понятие довольно растяжимое. Обладатели этого типа голоса, могут звучать как легко, так и довольно крепко, иногда их даже можно спутать с драматическими тенорами, столь "объемно" и мощно они звучат. Особенность лирического тенора, в его мягкости звукоизвлечения, возможности достижения совсем тихого звучания, большой подвижности голоса, обычно легкости тембра, но при этом в отличие от легкого тенора эти голоса звучат уже вполне мужественно, крепко, иногда даже с некими баритональными нотками в тембре. Наверху у них обычно бывает До - До Диез, а иногда Ре второй октавы.
Некоторые лирические тенора, обладая прекрасной техникой, иногда позволяют себе петь и более тяжелый репертуар, расчитанный на другой тип голосов.

Беньямино Джильи. Мягкий лирический тенор (первой половины двадцатого века), обладал светлым тембром, часто пел пиано, так что казалось, он поет не голосом а скорее фальцетом, но при желании он мог и показать, что у него далеко не легонький голос и так сказать "выдать" звука.
Плачь Федерико "Арлезианка" Франческо Чилея.
Эту арию, Джильи большей частью поет пиано, но в кульминационные моменты он позволяет себе дать побольше звука. Именно такие партии, больше расчитанные на широту голоса, кантилену, мягкость звучания, больше всего подходят лирическим тенорам.

Смейся Паяц "Паяцы" Леонкавалло.
В этой арии, Джильи поет на пределе своего голоса, и вполне вероятно, на пределе своих эмоциональных возможностей. Беньямино был очень добрым и эмоциональным человеком, в одном из своих интервью он рассказывал, что когда он дебютировал в партии Канио, то на арии "Смейся паяц" ему стало настолько жаль своего героя, что он в слезах ушел со сцены, и смог продолжать представление только через некоторое время.


Юсси Бьерлинг, знаменитый шведский певец, лирический тенор, обладая большим диапазоном и звучностью голоса, при необходимости мог соперничать почти с любым драматическим тенором, но лирическая природа его голоса позволяла ему также петь очень мягко и легко.
Иногда Бьерлинга относят к лирико-драматическим тенорам, но я считаю подобную классификацию ошибочной, просто у него был широкий динамический диапазон, он мог расширать и сужать тембр голоса, но по природе он все таки был лирическим.

Плачь Федерико. В отличие от Джильи Бьерлинг поет большим звуком, и не делает такого "фальцетного" звучания, все равно, он поет лирически, позволяя звуку плавно течь лишь иногда превращая его в бурный поток.

Смейся Паяц. В данной арии от лирического звучания у Бьерлинга не остается почти ничего, вся мощь его голоса, весь тембральный объем задействован, порой может даже показаться, что поет не тенор а легкий баритон.

Лучиано Паваротти. Лучиано обладал, наверное, наиболее идеальной техникой, в его репертуаре были партии от самых легких, обычно исполняемых легкими тенорами, вроде оперы "Дочь Полка", до тяжелой, требующей мощного звучания партии Отелло из одноименной оперы Верди.

Плачь Федерико. Манера Лучиано тут чем-то похожа на Джильи, тоже много легкого звучания, правда без фальцетных призвуков, он нигде не давит на звук, поет легко, мягко, звук льется совершенно свободно.

Смейся Паяц. В отличие от Бьерлинга, Паваротти постарался сохранить в этой партии лирическое звучание, хотя и ощутимо добавил силы в голос.

Дуэт Яго и Отелло "Отелло" Джузеппе Верди.
Вот тут, Лучиано уже постарался максимально показать свой голос, заключенную в нем энергетику. Впрочем, даже тут он не стал пытаться показать, что он драматический тенор.

Голос, которым природа наделила человека, способен передавать звуки не только в разговоре и выражении эмоций, но и при пении. Мелодика человеческого голоса очень богата, палитра ее многокрасочна, а диапазоны высот звучания очень индивидуальны. Именно эти критерии позволили человеку определить в искусстве отдельный жанр вокала.

Само понятие было определено и обозначено еще на латыни (vocalis - «звучащий»). Вокалист - это музыкант, использующий свой голос как инструмент. Он может быть низко звучащим и поющим ноты верхнего регистра. Бас или сопрано, баритон или меццо-сопрано, альт или тенор - это разные типы певческих голосов.

В разряд вокалистов попадают не только певцы классических партий, но и исполнители речитативов и художественной декламации. Композиторы-классики всегда пишут свои произведения, относясь к голосу вокалиста, как к самостоятельному музыкальному инструменту, учитывая его особенности и возможности.

Определение типа певческого голоса

Певческие голоса разделяются на типы по диапазону звуков, высота которых определена индивидуальными возможностями вокалиста. Отнесение голоса к определенному типу - задача очень важная. Бас, альт, сопрано, тенор - что это за диапазон, определить сможет только специалист. Более того, певческий диапазон вокалиста может со временем меняться, а использование голоса за пределами возможностей может сказаться и на здоровье музыканта.

  • Тембр (педагоги по вокалу называют его «цветом голоса»).
  • Тесситура (предельные возможности и выносливость взятия верхних звуков).
  • Артикуляция.
  • Строение гортани (проводится консультация врача-фониатра).
  • Внешние, поведенческие и психологические характеристики вокалиста.

Самый высокий из мужских голосов

Как ни странно, в наше время предметом мечтаний юношей, планирующих сделать вокальную карьеру, является тенор. Это, скорее всего, дань моде. Сегодня она диктуется современными композиторами, которые чаще пишут мужские партитуры для высокого голоса. Так было не всегда. Но нам надо разобраться, тенор - это какой голос?

Классические стандарты типов певческого голоса тенор определяют как самый высокий из мужских диапазонов, обозначенный пределами «до» первой октавы - «до» второй октавы. Но никак нельзя утверждать, что границы эти непоколебимы. Здесь надо сказать, что тенор - это не только классический вокал, когда теноровые партии пишутся строго в пределах диапазона, но и музыкальный регистр для поп- и рок-певцов, мелодии которых часто переходят границу обозначенного диапазона.

Каким бывает тенор

Заключать теноров только в рамки отведенного диапазона будет несправедливо. Сила, чистота и объемность звучания определенных нот теноров позволило им, как и другим типам, получить дополнительную градацию. Тонкости разграничения одного подтипа от другого доступны только опытным преподавателям вокала. Какие же бывает тенор?

Тенор-альтино или контртенор

Голос, похожий на мальчишеский, самый высокий из всех теноров, который не сломался после мутации и сохранился наряду с низким тембром. Этот тенор больше напоминает женский голос: явление крайне редкое, можно назвать ошибкой природы. Примером вокала контртенора может быть «Ария Царицы ночи» в исполнении М. Кузнецова.

Лирический тенор

Лирико-драматический тенор

Подтип тенора близкий к лирическому, но окрашенный обертонами, значительно плотнее и насыщеннее.

Драматический тенор

Из классификации теноров он самый низкий, отличающийся мощностью звучания и близости по тембральному оттенку к баритону. Для драматического тенора пишутся многие оперные партии (Отелло, Герман из «Пиковой дамы»).

Из характеристик подтипов теноров можно понять, что все они, за исключением контр-тенора, отличаются друг от друга своей окраской, тембром. Тенор - это излюбленное звучание голоса для партий героических персонажей, начиная с героев-любовников и заканчивая героями-освободителями, героями-борцами.

Переходные ноты

Еще одним признаком, классифицирующим теноров, будут так называемые переходные участки. На этих нотах голос начинает приспосабливаться и менять способ воспроизведения. Переходные ноты напрямую зависят от строения голосового аппарата. Это предельные высокие звуки, которые певец извлекает без изменения положения связок. Этот участок у каждого вокалиста свой, индивидуальный. Он напрямую зависит от тренировки голосовых связок. Тенор - это самый подвижный из типов певческих голосов. Поэтому переходный участок для тенора будет меняться на протяжении всей карьеры.

Тембр - особенность теноров

Основной ошибкой начинающих юношей-вокалистов при определении своего типа голоса будет попытка классифицировать его только по диапазону. Когда же определением занимается специалист, он непременно будет оценивать тембр голоса. Профессионалы называют тембр «красками звука». Именно тембр помогает голосу воспроизводить ноты точными по высоте и полноценными по силе. Часто бывает, что одного прослушивания не хватает для точного «диагноза». Ведь тембр - это характеристика тоже непостоянная. Но это больше касается классического вокала.

Тенор и современная музыка

А для исполнения современной музыки, не касаясь оперных партий, совершенно не нужно уточнять, какой у вас тенор. Голос может быть просто определен как высокий, средний или низкий. На Западе уже давно практикуется такая градация. В ней тенор - это просто по определению самый высокий из мужских голосов.

Такая условность дает почву для огорчения юношам, имеющим от природы голос низкого или среднего регистра, не такой как тенор. Голос - это музыкальный инструмент, а любому инструменту найдется партия в оркестре. Даже среди современных музыкальных композиций, к сожалению, сегодня ориентированных в основном на теноров, можно услышать уникальные мелодии, написанные и для баритона, и для басов.


Top