Ежегодный международный фестиваль русского языка. Вокальное и хоровое искусства

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО «Фонд «Мир талантов»

Орлова Е.Н. ________________

«_____» ________________ 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Международного конкурса-фестиваля

«Мир слова и театра» в рамках проекта «Будущее начинается здесь,

Направление «Художественное слово».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.Фестиваль «Мир слова и театра» проводится в форме конкурса исполнителей и творческих коллективов.

1.2.Настоящее положение определяет цели и задачи, порядок проведения, содержание, категории участников Конкурса - фестиваля в 2017 – 2018 г.г.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: выявление и поддержка одаренной творческой молодежи, формирование эстетических вкусов и потребностей в творческой самореализации детей и подростков средствами художественного творчества, воспитания активной жизненной позиции.

ЗАДАЧИ:

развитие традиционных и инновационных форм и методов работы над художественным словом,

популяризация жанра художественного слова,

приобщение к творческому чтению художественной литературы,

просвещение и культурное воспитание в формировании нравственных ценностей среди молодежи,

повышение исполнительского мастерства, интереса детей и подростков к искусству художественного слова,

сохранение и преемственность национальных традиций,

создание условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей и молодежи, гармоничного становления личности,



выявление и поддержка одаренных детей в жанре художественного слова,

приобщение детей к лучшим образцам отечественной и мировой литературы,

обмен творческими достижениями и опытом между участниками,

укрепление международных связей и сотрудничества через молодежное творчество,

установление творческих контактов между коллективами и руководителями,

укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений детей и молодежи регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья.

3. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА - ФЕСТИВАЛЯ

Фонд поддержки и развития детского и юношеского творчества «Мир талантов»

город Тюмень.

Партнеры: ООО «Арт - студия», г. Тюмень, ООО «СибАвтоСервис» г. Тюмень,

ООО «Мир туризма» г. Тюмень.

4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА – ФЕСТИВАЛЯ

В конкурсе принимают участие как коллективы, так и отдельные исполнители: студенты Вузов, учащиеся средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, учащиеся ДМШ и ДШИ, а также участники художественной самодеятельности и просто талантливые дети в номинации художественное слово или литературно-музыкальная композиция.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

5.2.Конкурс проводится по номинациям:

художественное слово (соло);

художественное слово (ансамбль);

литературно – музыкальная композиция.

Участники Конкурса распределяются по возрастным категориям:

Конкурсные прослушивания состоят из одного тура. Прослушивания проводятся публично. Участники исполняют по 2 произведения (для 1 возрастной категории – два стихотворения общей продолжительностью не более 3-х минут, 2 возрастная категория может исполнить как два стихотворения, так и 1 стихотворение и 1 прозаическое произведение общей протяженностью не более 5 минут, 3 и последующие возрастные категории исполняют 1 стихотворение и 1 прозаическое произведение общей длительностью не более 7 минут для 3-4 категории и не более 10 минут для 5 – 9 категории). В случае превышения указанного времени жюри может остановить выступление участника. Не желательно использовать музыкальное сопровождение или видеоряд при сольном выступлении.

Длительность литературно-музыкальной композиции – не более 15 минут.6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

исполнительское мастерство (грамотные логические ударения, интонации, темп), артистизм;

чистота произношения;

сценическая свобода;

профессионализм, художественный вкус;

соответствие исполняемого материала возрасту и индивидуальности конкурсанта.

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы:

Анкету–заявку участника установленного образца только в формате Word на электронный адрес [email protected].

Заявка в отсканированном виде не принимается. Наличие подписи и печати не требуется.

Для иногородних участников список (полностью Ф.И.О., дата рождения участников, руководителей, сопровождающих и т.д.) с указанием даты и времен прибытия, и контактного сотового телефона сопровождающего.

Участник, либо коллектив имеет право участвовать в нескольких номинациях с условием предоставления отдельной анкеты-заявки на каждую номинацию

В каждой номинации может быть до 20% участников из другой возрастной группы.

Возраст участников может быть проверен председателем жюри

Замена репертуара разрешена за 7 дней до общей регистрации участников, далее она осуществляется по согласованию с оргкомитетом на месте выступления.

Присланные материалы возврату не подлежат.

ВНИМАНИЕ! Возможны изменения и дополнения в программе.

8. РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ЖЮРИ КОНКУРСА.

8.1.Участников оценивают высококвалифицированное жюри, хорошо знающие теорию, методику и практику работы с любительскими и профессиональными коллективами и исполнителями.

8.2. Жюри Фестиваля формируется и утверждается Оргкомитетом. Утверждённый состав жюри обжалованию не подлежит.

8.3.Состав Жюри формируется на месте проведения фестиваля-конкурса.

8.4.В жюри не могут быть включены представители делегаций и руководители коллективов от регионов, если они представляют коллективы на фестивале, независимо от профессионального положения, звания и наград.

ВНИМАНИЕ! Оценочные листы и комментарии членов жюри являются конфиденциальной информацией, не демонстрируются и не выдаются.

Решения жюри окончательны, пересмотру и обжалованию не подлежат.

В случаях проявления неуважительного отношения к членам жюри и оргкомитету, участник может быть снят с участия в конкурсе-фестивале без возмещения стоимости орг.взноса и вручения диплома. В подобном случае в итоговом отчёте будет отражена причина дисквалификации участника.

по согласованию с Оргкомитетом принимать решение об отмене конкурса по заявленной в настоящем Положении номинации, в связи с недостаточным количеством поданных заявок, либо не присуждать никаких призовых мест в данной номинации.

9. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ.

9.1.Организационный взнос:

солист – 2 000,00 рублей; дуэт – 3 000,00 рублей; трио – 3 500,00 рублей;

взнос за одного участника литературно-музыкальной композиции (от 4-х участников) – 1 000,00 рублей.

9.2.Расходы, связанные с пребыванием на конкурсе участников, педагогов, концертмейстеров, сопровождающих, несут направляющие организации или сами конкурсанты

9.3.В случае отказа участника от участия в конкурсе документы и организационный взнос за участие не возвращаются. Оргкомитет не несет ответственности за утерю документов во время пересылки.

10. НАГРАЖДЕНИЕ.

По усмотрению оргкомитета участникам присуждаются специальные призы и награды, памятные подарки.

Информация о результатах выступления оглашается ТОЛЬКО НА ГАЛА-КОНЦЕРТЕ

Церемония вручения дипломов и призов проводится только на Гала-концерте.

Программу Гала-концерта определяет режиссерско-постановочная группа.

На Гала-концерт приглашаются ВСЕ участники независимо от занятого места.

Оргкомитет имеет право по своему усмотрению отмечать концертмейстеров и руководителей коллективов специальными дипломами, призами и подарками.

Все протоколы направляются в Оргкомитет конкурса – фестиваля.

Руководители коллективов могут ознакомиться с итоговым протоколом в Оргкомитете по письменному запросу на электронную почту [email protected].

Оргкомитет принимает претензии по организации конкурса-фестиваля ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ.

11.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Подготовку и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет

Оргкомитет утверждает состав жюри по каждой номинации

Организаторы конкурса не несут ответственности за использование конкурсантами произведений во время выступлений в конкурсе-фестивале. Все имущественные претензии, в том числе авторов и обладателей, смежных прав, могут быть адресованы только участнику конкурса.

Оргкомитет имеет право использовать и распространять (без выплат гонорара участникам и гостям конкурса) аудио и видеозаписи, печатной и иного рода продукции, произведенные во время проведения мероприятий конкурса и по его итогам

Для участия в программе конкурса допускаются группы поддержки, зрители

В организации конкурса могут принять участие спонсоры и меценаты. Условия их участия в организации конкурса согласовываются с оргкомитетом дополнительно

Видеосъёмка конкурсов участниками и сопровождающими их лицами для личного пользования разрешена.

Профессиональная фото- и видеосъёмка возможна только по согласованию с оргкомитетом.

Видеосъёмка Мастер-классов запрещена!

Участие в Конкурсе-фестивале подразумевает безусловное согласие участников со всеми пунктами данного положения. ВНИМАНИЕ! Невыполнение условий настоящего Положения влечет

Воронина Эльвира Эдуардовна , номинация «Вокально-хоровое творчество».
Педагог с большим стажем работы (музыкальный педагогической стаж более 20 лет) с вокально-хоровыми коллективами г. Москвы и Московской области.
Окончила музыкальное училище по классу фортепиано, музыкальную кафедру Педагогического Университета в г. Москве. Работала как педагог фортепиано в Школе искусств и Гимназии № 1528, участвовала в инновационных музыкальных проектах под руководством видных музыкальных деятелей, является разработчиком развивающихся программа по духовно-нравственному и музыкальному образованию школьников. Воронина Э.Э. имеет международный опыт выступлений. В 2014г она участвовала в международном фестивале- конкурсе «Весенняя волна», в номинации «Инструментальный жанр» стала Лауреатом 1 Степени.
В 2011 и 2012 г вместе с вокально – хоровым коллективом принимала участие в Международном музыкальном фестивале в Лоретто, Италия.
В настоящее время Воронина Э.Э является педагогом дополнительного образования по музыке, инструментальное отделение, класс- фортепиано «Юный пианист» и вокально –хоровому пению, много и активно работает над развитием творческих способностей учащихся, имеет многочисленные грамоты и благодарности, пользуется заслуженным уважением среди коллег –музыкантов и снискала искреннюю любовь у своих учеников. Ученики Ворониной Э.Э постоянно участвуют в музыкальных творческих конкурсах и фестивалях (инструментальных и вокально –хоровых) г. Москвы и Московской области.


Шорина Татьяна Александровна , номинация «Знатоки русского языка, истории и культуры России».
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Кандидатская диссертация посвящена подготовке и методическому сопровождению учителей русского языка при обучении учащихся-инофонов аудированию.
Автор многочисленных научных публикаций, учебно-методических пособий по языковой и социально-культурной адаптации мигрантов, участник международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам преподавания русского языка как неродного, разработчик авторский образовательных программ КПК по обучению мигрантов, государственный сертифицированный тестолог.
Почетный учитель Пушкинской школы г. Лейден, Нидерланды.
Награждена почетными грамотами, благодарственными письмами за участие в акциях по продвижению русского языка за рубежом, за проведения конкурсов в поддержку русского языка.


Боговая Александра Геннадьевна , номинация «Театральное творчество и художественное слово».
Выпускница Архангельского театрального училища.
В 2010г. окончила актерскую группу режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская С. Голомазова).
Актриса Театра «Школа драматического искусства» (лаборатория Н. Коноваленко, И. Лысова).
Номинирована на литературную премию как лучший чтец стихов.
Фильмография:
Театр:
«Чайка» (А. Чехов) / Маша (реж. - В. Лысов), «Снежная королева» (Е. Шварц) / Маленькая разбойница (реж. - В. Берзин), «Дульсинея Тобосская» (А. Володин) / Санчика (реж. - О. Бородина), «Гранатовый браслет» (А. Куприн) / Анна (реж. - А. Новоселов).
Кино:
«Точка», «Муха», «Тайны института благородных девиц», «Жемчуга», «Ищите маму», «Алиби надежда, алиби любовь». Сериалы:
«Обреченная стать звездой», «Детки в клетке», «Мачеха», «Ералаш», «Обручальное кольцо», «Маруся», «Терминал», «Немного не в себе» и др.


Лила Евгения , номинация «Детское и юношеское кино и телевидение».
Выпускница Института Современного искусства.
На счету Евгении сьемки и монтаж десятков видеороликов и короткометражек для региональных и международных мероприятий (конференций, международных акций, лагерей и т.д.).
В настоящее время звукорежиссёр в студии речевого озвучивания Greb&Creative.
В составе команды студии, успешно реализует множество проектов по адаптации зарубежных сериалов, анимационных фильмов, сериалов и музыкальных мультсериалов на русский язык. Среди работ: «Русалки острова Мако», «Шахерезада. Нерассказанные истории.», «Эй, Пип», «Шоу Мо», и др.



Шевцова Анна Александровна , номинация «Современное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство».
Профессор Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор исторических наук.
Член редакционного совета журнала «Палеоэтнология».
Член Союза художников России.
Имеет благодарность:
Российской академии художеств (2014).
Федеральной миграционной службы (2016).
Образование:
Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2001).
Aспирантура Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2003).
Автор многочисленных книг, монографий, учебных пособий, статей.


Калинова Ольга Борисовна , номинация «Хореографическое творчество».
Балетмейстер, художественный руководитель Народного коллектива ансамбля народного танца «Россияночка».
Лауреат областных, всероссийских и международных конкурсов исполнителей и балетмейстеров.
Образование – высшее МГУКИ,
специальность – педагог-балетмейстер.
Председатель комиссии по культуре, здравоохранению, образованию, экологии, качеству жизни, возрождению историко-культурного наследия и развитию народных промыслов Общественной Палаты Пушкинского муниципального района Московской области.
Работала артисткой балета Государственного ансамбля танца России, ансамбля народного танца «Метелица», ансамбля песни и пляски ВДВ, доцент кафедры актерского искусства Ульяновского Государственного Университета.

Как сказать «спасибо»? Коснуться кулачком сначала лоб, а потом подбородок. На жестовом языке, которым пользуются глухие люди, можно сказать почти все. А имена и другие названия лучше показывать дактильной азбукой, в которой для каждой буквы – свой жест. На фестивале «Мир глухих» в парке Сокольники многие люди говорили жестами. Они привыкли так общаться, потому что не слышат от рождения. На краю сцены фестиваля сурдопереводчица жестами переводила приветствия почетных гостей и слова песен, под которые выступали неслышащие танцоры. Особо красивый жанр – жестовая песня, когда артистка «пела» плавными жестами под звуковую фонограмму. Так в парке Сокольники проходил Международный день глухих , который традиционно отмечается 29 сентября.

«Когда неслышащий человек приходит в кафе, он не может сказать «дайте мне чаю», потому что не услышит ответа. Ему приходится показывать пальцем в меню или писать на листочке. А вот как вызвать «скорую» по телефону? Мы хотим привлечь внимание к проблемам тех, кто не слышит, и показать, что это жизнерадостные, красивые, талантливые люди. Только они говорят чуть-чуть по-другому, часто – с помощью жестового языка. Он, кстати, несложный, его можно выучить, как и любой иностранный язык, чтобы говорить с теми, кто живет рядом». Екатерина Вербицкая , президент благотворительного фонда «Мир и Любовь» , и ее друзья начали проводить фестиваль «Мир глухих» десять лет назад. Это единственный в России масштабный фестиваль в поддержку людей с нарушениями слуха. Сюда приезжают известные артисты, которые тоже хотят принять участие в добром и полезном деле. Ну и конечно, здесь выступают неслышащие артисты самых разных жанров.

Когда человек не может выразить эмоции словами, он с особым «жаром» использует жесты и движения. Среди неслышащих людей много талантливых танцоров и мимов. Многие начинают заниматься, еще учась в школе для глухих и слабослышащих детей. «Мои подопечные не слышат звуков, но точно попадают в ритм, который я показываю им пальцами. Сегодня мы исполним танец «Матрешки», здесь девочки из начальной школы, они занимаются недавно, но делают очевидные успехи, потому что очень артистичные и, главное, хотят танцевать», – поясняет педагог Ирина Гурова из интерната при Курчатовской школе.

После окончания школы можно поступить в Российскую государственную специализированную академию искусств, где людей с нарушениями слуха учат на артистов драмтеатра и кино. Выпускники академии работают в Театре мимики и жестов, в танцевальных коллективах, преподают в кружках. Несколько лет назад бывшие студенты создали собственный театр под названием «Недослов», в его репертуаре уже десяток пластических спектаклей (их фрагменты показали на фестивале). «Я с детства мечтала стать артисткой и была счастлива, когда узнала, что могу учиться этой профессии. К нам в школу для слабослышащих детей приехали педагоги из академии, они устроили прослушивание и пригласили меня поступать. Сейчас я занята почти во всех постановках «Недослова», любимая роль – в спектакле «Утиная охота». Поначалу мои родители были против того, чтобы я стала артисткой, но сейчас они уже так не думают», – рассказывает жестами Антонина Пичугина (нам помогает беседовать сурдопереводчица). «А мои родители обрадовались, когда я сказала, что хочу поступать на театральный факультет специализированной академии, – улыбается Ирина Христова . – Мне нравятся разные роли, и трагические, и комические. Но почему-то мечтаю сыграть роль смешливой старушки, вижу себя в этом образе».

«Неслышащие актеры могут быть востребованы в разных театральных проектах и популярны у зрителей, – уверен Сергей Бидный , директор театра «Недослов», – Сейчас двое наших ребят работают в мюзикле «Оскар и Розовая дама» в Питере, трое – в Губернском театре, в постановке «Калигула». Пелена изоляции исчезает, меняется и общество, и сами актеры, мы движемся на сближение».

Разные артисты отлично дополняют друг друга, когда их объединяет интересная творческая идея. Молодежь, в том числе с нарушением слуха, «зажигает» на барабанах в студии «Этно-ритм DEAF» культурного центра «Интеграция». «Мы придумываем интересные творческие эксперименты, играем не только на этнических барабанах, но и на других ударных инструментах, на колокольчиках, например. Глухие не слышат и поэтому копируют движения других, но получается слаженно, потому что у всех людей есть внутреннее природное чувство ритма», – говорит руководитель студии Николай Иванов . На фестивале вместе с барабанщиками отбивали ритм все, от мала до велика. Те, кто не слышат, повторяли удары в ладоши, глядя на окружающих. Барьеры в общении почти исчезли. Мы живем рядом и вполне можем понимать друг друга, даже если кто-то из нас обычно говорит на жестовом языке.


Top