История виолончели. Виолончель - Всё о создании электронной музыки

Музыкальный инструмент, о котором пойдет речь в этой статье, является не просто струнно-смычковым инструментом. Виолончель - это обязательный участник любого струнного ансамбля и симфонического оркестра, который отличается богатой техникой исполнения. В музыке виолончель как инструмент с сочным и певучим звучанием зачастую используется в качестве солирующего инструмента. Виолончель широко применяется для выражения печали, отчаяния, грусти и глубокой лирики. В этом виолончели равных нет.

Место в музыке

Если сравнивать ее с очень похожими на нее инструментами, скрипкой и альтом, то можно отметить сразу, что ее в руках не держат, а ставят вертикально. Скрипка и виолончель отличаются не только визуально, но имеют и разное звучание. Примечателен тот факт, что первоначально на виолончели играли стоя, вертикально расположив ее на специальном стуле, уже позднее был придуман шпиль, упирающийся в пол, что решило проблему с поддержкой инструмента.

Удивительно, но до Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести данного инструмента. А с его легкой руки виолончель заняла значимое место в творчестве романтиков и других сочинителей.

Особенности звука

Виолончель - это инструмент с насыщенным, густым и проникновенным звуком, схожим с низким тембром человеческого голоса, кажется, идущим из самой глубины души. Порой во время сольных выступлений она будто беседует нараспев со своими слушателями… Виолончель - инструмент с поистине завораживающим глубинным звуком.

Музыкальное очарование

Присутствие виолончели в музыке необходимо, когда важно подчеркнуть лиричность или трагичность какого-либо момента.

Каждая из четырех имеющихся струн в виолончели обладает особым звучанием, свойственным только ей. Низкие звуки напоминают мужской бас, верхние - нежный и теплый альт. Именно эта особенность создает впечатление не простого звучания со сцены, а буквально «разговора» со своими слушателями. Диапазон звучания виолончели охватывает интервал в пять октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» в третьей. Зачастую, однако, благодаря своему мастерству исполнитель может брать ноты много выше.

Настраивается виолончель по квинтам.

Самая дорогая в мире виолончель - это Страдивари Дюпора, которая была создана в 1711 году величайшим мастером Антонио Страдивари. Дюпор был гениальным виолончелистом и владельцем этого шедевра на протяжении долгих лет до самой своей смерти. Инструмент имеет незначительные повреждения - небольшие царапины. Как рассказывают легенды, оставлены они были шпорами Наполеона. Говорят, император пометил инструмент, когда старался обучиться мастерству игры на виолончели, но неловко обхватил ее ногами.

За время своих «приключений» эта виолончель на протяжении нескольких лет «жила» у знаменитого коллекционера барона Йоганна Кнопа. Тридцать три года на ней играл М. Ростропович. Есть слухи, что после его кончины Японская музыкальная ассоциация выкупила инструмент у родственников за двадцать миллионов, хотя этот факт и той и другой стороной упорно отрицается. Есть предположение, что инструмент находится до сих пор в семье музыканта.

Другие две красавицы виолончели от Страдивари начали свой путь у графа Вильегорского. Позже одна из них была продана Давыдову К. Ю., затем она оказалась у Жаклин дю Пре, а в наши дни на ней играет известный композитор и виолончелист Yo-Yo Ma.

Потрясающим событием в среде виолончелистов считается оригинальный конкурс, проведенный в Париже. В нем принимал участие великий виолончелист Казальс. Суть состязания - изучение звучания старинных инструментов, вышедших из-под рук таких мастеров, как Страдивари и Гварнери и современных фабричных виолончелей. После отбора количество инструментов, задействованных в эксперименте, составило 12 штук. В целях достичь максимальной чистоты эксперимента был выключен свет. Однако после прослушивания был вынесен шокирующий вердикт: оказалось, что современные модели дали фору старинным образцам. Жюри и сам Казальс были действительно удивлены такому выбору судей. Оказалось, что нынешние виолончели - это инструменты с большей красотой звучания. Тем не менее Казальс заявил, что ему куда милее старинные инструменты, так как «у них есть душа» в отличие от современной черствой красоты.

Привязанный к своим инструментам, виолончелист Пабло Казальс любил баловать свои виолончели оригинальными декоративными решениями. Так, в смычок одной из них он вставил сапфир, подаренный ему самой королевой Испании.

Современная интерпретация

Очень популярны сегодня молодые исполнители из Финляндии Apocalyptika. Эта группа играет тяжелый рок, но изюминка ансамбля состоит в том, что весь репертуар состоит из композиций, сыгранных на четырех виолончелях и ударных.

До появления этого феерического музыкального коллектива никто бы и подумать не мог, что виолончель способна показать такую страсть, дикость и необузданность. Благодаря своей неординарности группа приобрела всемирную известность. Примечателен тот факт, название группы состоит из двух слов Apocalypse и Metallica (второе слово не просто так присутствует в названии - творческий коллектив пошел по стопам известной группы и сделал немалое количество каверов на их произведения).

А Джулия Бурден, известная художница-абстракционистка, рисует свои картины не на бумаге или традиционном холсте. Ее удивительные картины становятся частью скрипок и виолончелей. Чтобы изобразить картину на инструменте, ей необходимо снять струны, зачистить поверхность, грунтовать ее и затем только приступить к нанесению краски на рисунок. Эта девушка не может объяснить, что же действительно ее так привлекает в виолончелях. Она говорит, что они словно влекут ее к себе, вдохновляя своим видом на создание очередного шедевра.

А знаете ли вы, что...?

Виолончель «Стюарт» была куплена музыкантом Ролдугиным за 12 миллионов долларов. Этот инструмент был выполнен руками мастера Страдивари еще в 1732 году. Первый, кому он принадлежал - прусский король Фридрих Великий.

Безусловно, стоимость виолончелей от Антонио Страдивари является самой высокой. За всю свою жизнь он изготовил 80 инструментов. На сегодняшний день, если верить подсчетам специалистов, их осталось около 60.

Концерты для виолончели в включают в себя 12 инструментов. Виолончелисты данного оркестра прославились тем, что добавили в свой репертуар множество аранжировок на современные популярные произведения.

Классическая виолончель выполняется из дерева. Но некоторые современные мастера, к примеру, Луис и Кларк, бросив вызов стереотипам, изготавливают свои инструменты из углеродного волокна. А компания «Алкоа» еще в 30-х гг. прошлого столетия стала выпускать алюминиевые виолончели. Этому делу посвятил себя и немецкий мастер Пфретцшнер (Pfretzschner).

Санкт-петербургский ансамбль виолончелистов под руководством Ольги Рудневой представляет собой довольно необычную коллаборацию инструментов. В этот редкий состав входят один рояль и 8 виолончелей.

В декабре 2014 г. южноафриканец Карел Хенн смог поставить рекорд по продолжительности игры на этом инструменте: его игра длилась 26 часов кряду, за что его и занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Виолончельный виртуоз двадцатого века, Мстислав Ростропович, сделал значительный вклад в продвижение и развитие виолончельного репертуара. Это он впервые исполнил около ста новых произведений для виолончели.

Среди известных виолончелей отмечают еще инструмент «Король», выполненный в период между 1538 и 1560 гг. Андрэ Амати. Эта виолончель считается одной из самых старинных, и в данный момент она находится в Национальном музыкальном музее в Южной Дакоте.

Это сейчас виолончели идут с четырьмя струнами, а в XVII-XVIII веках в Германии и Нидерландах эти инструменты были пятиструнные.

Изначально струны для виолончели делались из овечьих потрохов, позднее их заменили практичные металлические.

Репертуар

Виолончель обладает богатым репертуаром из сонат, концертов, сюит и так далее. Самыми известными считаются шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, рококо вариации П.И. Чайковского и «Лебедь» Камиля Сен-Санса.

На счету у Антонио Вивальди числятся 25 концертов для виолончели, у Боккерини - 12, Гайдн написал по крайней мере три, а Дворжак и Сен-Санс сочинили каждый по два. Виолончельные концерты есть еще у Блоха и Элгара.

Самыми известными сонатами для виолончели и фортепиано стали произведения, написанные Мендельсоном, Бетховеном, Рахманиновым, Брамсом, Прокофьевым, Пуленком, Шостаковичем и Бриттеном.

Великие создатели виолончелей

Многие мастера пытались создать идеальную виолончель, но мало кто знает, что привычная сейчас для нас форма виолончели появилась только во время Антонио Страдивари. До этого самые первые виолончели были сделаны мастерами Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Их инструмент был сконструирован в конце шестнадцатого - начале семнадцатого веков. Он лишь отдаленно напоминал современную виолончель.

Классическая же форма виолончели появилась благодаря работе таких мастеров, как Антонио Страдивари и Они добились отличного сочетания древесины и лака, благодаря чему каждый инструмент приобретал свой неповторимый звук и манеру звучания. Бытует мнение, что каждая виолончель, вышедшая из мастерской Страдивари и Амати, обладала собственным уникальным характером.

Инструменты "на миллион"

На сегодняшний день все виолончели Страдивари относятся к самым дорогостоящим в мире. Специалисты называют цену в миллионах долларов.

Несомненно, узнаваемыми в мире музыки считаются и виолончели Гварнери. Казальс, кстати, предпочитал именно их. Стоимость инструментов этого мастера значительно ниже. Если цена шедевров Страдивари исчисляется в числах с шестью нулями, то инструмент этого мастера стоит от 200 000 долларов.

Вытесняя конкурентов

Многих волнует причина такого ошеломительного успеха работ Страдивари. Хотя по оригинальности звучания, тембру, характеру Страдивари и Гварнери схожи, у Страдивари история гораздо лаконичнее: их создавало всего несколько известных мастеров, в то время как Гварнери сменили десятки производителей. Еще при жизни Амати и Страдивари заполучили мировую славу, а Гварнери стали известны лишь много спустя после смерти своих представителей.

Особенности

Ноты для виолончели пишутся в диапазоне басового, тенорового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. Ее партия в оркестровой партитуре располагается между альтами и контрабасами. Виолончелист предварительно перед концертом натирает смычок канифолью.

Делается это для сцепления волоса со струной, что позволяет извлекать нужный звук. Однако ни в коем случае после музыкального исполнения нельзя забывать об удалении канифоли с инструмента, так как она портит древесину и лаковое покрытие. Ибо качество звучания зависит от выполнения этого условия.

Интересный факт: каждый смычковый инструмент требует использования своего вида канифоли.

Виолончель (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, однако значительно бо́льших размеров.

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны - намного длиннее.

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало.

В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Никколо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.

Геррит ван Хонтхорст Концерт 1624 г.

Первым "открыл" красоту тембра виолончели Бетховен. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли.

Хендрик Тербрюгген Улыбающийся виолончелист со стаканом 1625 г.

Жан-Батист-Камиль Коро Монах с виолончелью 1874 г.

К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Федерико Зандоменеги Виолончелист

Уинслоу Хомер В студии 1867 г.

Поль Гоген Виолончелист. Портрет Фрица Шеклуда 1894 г.

Томас Айкинс Виолончелист 1896 г.

Амедео Модильяни Виолончелист

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века. Раньше, в прошлые века - инструмент ставили на специальный стул, причем играли стоя, позже играли сидя, удерживая виолончель икрами ног. На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.

Эдвин Дикинсон Виолончелист

Гюла Деркович Концерт 1922 г.

Норман Роксвелл Дедушка маленькой балерины 1923 г.

William Whitaker Виолончелист

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения. Известны «Вариации на тему рококо» Чайковского, концерты для виолончели с оркестром Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели часто поручают выразительные соло, такие, как чудесная вальсовая мелодия из первой части Неоконченной симфонии Шуберта, как тема второй части Шестой симфонии Чайковского, как в "Дон-Кихоте" Р.Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке.

Александр Добровольский Сплю

Елена Кудряшова Пау Касалс

Герман Непомнящий Виолончелист 2007 г.

Йосеф Островский Виолончель1990 г.

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк — от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

История виолончели

Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) - смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века

Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей. Это - Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари.

Что представляет собой современная виолончель и на что она способна в оркестре?
- Этот инструмент, также, как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому объем виолончели очень велик, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.

В техническом отношении виолончель является пости совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер оркестра, как Иоган-Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами.

Бетховен был несомненно первым композитором - классиком, определившим истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики - Вебэр и Мэндельсон - еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато использовал виолончель Чайковский в своих произведениях, Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие права, что сделал это свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом.

Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сэн-Санса, и к сожалению редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К числу любимых, но также довольно редко исполняемых, следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.

Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта - автора известной в свое время «Школы для контрабаса», напечатанной им во второй половине ХVIII столетия, - называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году Парижская опера располагала только одним инструментом. На что же способен современный оркестровый контрабас? В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.

Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра, раскатом грома и вообще создает полное ощущение разбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах художественно- исполнительские возможности участников «струнной группы». Но в современном симфоническом оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как «оркестр в оркестре».


Постоянный адрес статьи: История виолончели. Виолончель

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Ансамбль

Ансамбль (от фр. ensemble - вместе, множество) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до...

Музыкальный инструмент: Виолончель

Виолончель – это струнно-смычковый инструмент, обязательный участник симфонического оркестра и струнного ансамбля, обладающий богатой техникой исполнения. Благодаря своему сочному и певучему звучанию зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется, когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику, и в этом ей нет равных.

В отличие от скрипки и альта , на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

Историю виолончели и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук виолончели

Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.


Её присутствие необходимо, когда нужно подчеркнуть трагичность или лиричность момента. Каждая из четырех струн виолончели имеет свое особое звучание, свойственное только ей. Так, низкие звуки напоминают басовый мужской голос, верхние – более нежный и теплый женский альтовый. Именно поэтому кажется порой, что она не просто звучит, а «разговаривает» со зрителями.

Диапазон звучания охватывает интервал пяти октав от ноты «до» большой октавы до ноты «ми» третьей октавы. Однако часто мастерство исполнителя позволяет брать ноты намного выше. Настройка струн производится по квинтам.

Фото :





Интересные факты о виолончели

  • Самым дорогим инструментом в мире считается виолончель Страдивари, Дюпора. Она была сделана великим мастером Антонио Страдивари в 1711 году. Дюпор – гениальный виолончелист был её владельцем долгие годы до самой смерти, поэтому виолончель и получила такое название. Она немного поцарапана. Существует версия, что это след от шпор Наполеона. Император оставил эту метину, когда пытался научиться игре на этом музыкальном инструменте и обхватил его ногами. Виолончель погостила несколько лет у знаменитого коллекционера барона Иоганна Кнопа. На ней 33 года играл М. Ростропович. Ходят слухи, что после его смерти Японская музыкальная ассоциация купила инструмент у его родственников за 20 млн $, хотя они упорно отрицают этот факт. Возможно, инструмент до сих пор находится в семье музыканта.
  • Граф Вильегорский владел двумя прекрасными виолончелями Страдивари. Одной из них позже обладал К.Ю. Давыдов, потом Жаклин дю Пре, сейчас на ней играет известный виолончелист и композитор Yo-Yo Ma.


  • Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души».
  • Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.


  • Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.
  • Известная художница-абстракционистка Джулия Борден рисует свои удивительные картины не на холсте или бумаге, а на скрипках и виолончелях. Для этого она снимает струны, зачищает поверхность, грунтует её и затем наносит красками рисунок. Почему она выбрала для картин столь необычное размещение, Джулия объяснить не может даже себе самой. Она рассказала, что эти инструменты будто тянут её к себе, вдохновляя на выполнение очередного шедевра.
  • Музыкант Ролдугин купил виолончель «Стюарт», сделанную мастером Страдивари в 1732 году за 12 млн $. Первым её владельцем был король Пруссии Фридрих Великий.
  • Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.
  • В Оркестре Берлинской филармонии играет 12 виолончелистов. Они прославились тем, что ввели в репертуар множество аранжировок популярных современных песен.
  • Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Например, Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели. Этим же увлёкся и немецкий мастер Pfretzschner.


  • Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет довольно редкий состав. В ансамбле участвуют 8 виолончелей и рояль.
  • В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.
  • Одной из самых известных виолончелей является “Король”, который был сделан Андрэ Амати между 1538 и 1560. Это - одна из самых старых виолончелей и находится она в Национальном музыкальном музее Южной Дакоты.
  • Не всегда использовались 4 струны на инструменте, в 17-18 веках были пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах.
  • Первоначально струны изготавливались из овечьих потрохов, позже их заменили металлические.


Популярные произведения для виолончели

И. С. Бах - Сюита №1 соль мажор (слушать)

П.И.Чайковский. - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (слушать)

А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром (слушать)

К. Сен-Санс - "Лебедь" (слушать)

И. Брамс - Двойной концерт для скрипки и виолончели (слушать)

Репертуар виолончели


У виолончели очень богатый репертуар из концертов, сонат и других произведений. Возможно самые известные из них - это шесть сюит И.С. Баха для виолончели соло, вариации на тему рококо П.И. Чайковского и "Лебедь" Сен-Санса. Антонио Вивальди написал 25 концертов для виолончели, Боккерини 12, Гайдн написал по крайней мере три, Сен-Санс и Дворжак написали по два каждый. Так же виолончельные концерты включают произведения, написанные Элгаром и Блохом. Самые известные сонаты для виолончели и фортепиано были написаны Бетховеном, Мендельсоном , Брамсом, Рахманиновым , Шостаковичем, Прокофьевым , Пуленком и Бриттеном .


Инструмент долгое время сохраняет свой первозданный вид. Конструкция его довольно проста и никому не приходило в голову переделывать и что-то менять в ней. Исключение составляет шпиль, которым виолончель упирается в пол. Сначала его не было вовсе. Инструмент ставили на пол и играли, обхватывая корпус ногами, затем ставили на возвышение, и играли стоя. После появления шпиля единственным изменением был его изгиб, благодаря чему корпус мог находиться под другим углом. На вид виолончель напоминает скрипку большого размера. Она состоит из 3 основных частей:

  • Корпус. Содержит верхнюю и нижнюю деку, эфу (отверстие для резонации), подгрифник, обечайку, петлю, пуговку, дужку (распорка внутри).
  • Гриф. Здесь имеются порожек, шейка и пятка.
  • Головка. Это деталь с колковой коробкой, где находятся колки для натягивания струн. Заканчивается она завитком.

Немаловажной отдельной деталью инструмента служит смычок. Он бывает разных размеров и состоит также из 3 частей:


  • Деревянной трости (применяется бразильское дерево либо фернамбук).
  • Колодки (производится из прочного чёрного дерева, имеет перламутровые вставки).
  • Конского волоса (берётся натуральный либо искусственный). Его натяжение регулируется восьмигранным винтом, расположенном на трости.

Место, где волос прикасается к струне, имеет название «игровая точка». На звук влияет игровая точка, сила надавливания на смычок, скорость его перемещения. Кроме того, на звучание можно влиять наклоном смычка. Например, применять технику флажолетов, артикуляционных эффектов, смягчения звука, piano.

Размеры виолончели


Стандартный (полный) размер виолончели 4/4. Именно такие инструменты можно встретить в симфонических, камерных и струнных ансамблях. Однако используются и другие инструменты. Для детей или людей низкого роста производятся модели меньшего формата с размерами 7/8, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8, 1/10, 1/16.

Эти варианты схожи по своему строению и звуковым возможностям с обычными виолончелями. Их небольшие размеры создают удобство при игре юным дарованиям, которые только начинают свой путь в большую музыкальную жизнь.

Есть и виолончели, размер которых превышает стандартный. Подобные модели предназначены для людей большого роста с длинными руками. Подобный инструмент не выпускается в производственных масштабах, а делается на заказ.

Вес виолончели довольно небольшой. Несмотря на то, что выглядит она массивно, весит не более 3-4 кг.

История создания виолончели

Изначально все смычковые инструменты произошли от музыкального лука, который немногим отличался от охотничьего. Первоначально они распространились в Китае, Индии, Персии вплоть до исламских земель. На европейской территории представители скрипичных начали распространяться с Балкан, куда их привезли из Византии.

Отсчёт своей истории виолончель официально начинает с начала XVI века. Так учит нас современная история инструмента, хотя некоторые находки заставляют в ней усомниться. Например, на Пиренейском п-ове уже в IX веке возникла иконография, на которой присутствуют смычковые инструменты. Таким образом, если копнуть глубоко, история возникновения виолончели начинается более тысячелетия назад.


Наиболее популярной из смычковых инструментов была виола да гамба . Именно её впоследствии вытеснила виолончель из оркестра, являясь прямым её потомком, однако с более красивым и разнообразным звучанием. Все известные её родственники: скрипка, альт, контрабас, также ведут свою историю от виолы. В XV веке началось разделение виолы на различные смычковые инструменты.

После своего появления, как отдельного представителя смычковых, виолончель начала применяться в качестве баса для сопровождения вокальных выступлений и партий для скрипки, флейты и прочих инструментов, имевших более высокий регистр. Позже виолончель начали часто применять для исполнения сольных партий. Без неё не обходится и по сей день ни один струнный квартет и симфонический оркестр, где задействовано 8-12 инструментов.

Великие создатели виолончелей

Первыми известными мастерами по изготовлению виолончелей являются Паоло Маджини и Гаспаро Сало. Они сконструировали инструмент в конце XVI – начале XVII века. Первые виолончели, созданные этими мастерами, лишь отдалённо напоминали тот инструмент, который мы можем сейчас видеть.

Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер.


Виолончели Страдивари считаются самыми дорогостоящими на сегодняшний день. Их стоимость исчисляется миллионами долларов. Не менее знамениты и виолончели Гварнери. Именно такой инструмент больше всего любил знаменитый виолончелист Казальс, предпочитая его изделиям Страдивари. Стоимость этих инструментов несколько ниже (от 200 тыс. $).

Почему инструменты Страдивари ценятся в десятки раз выше? По оригинальности звучания, характеру, тембру обе модели имеют исключительные особенности. Просто дело в том, что фамилию Страдивари представляло не более трёх мастеров, тогда как Гварнери было не менее десяти. Слава к дому Амати и Страдивари пришла ещё при жизни, фамилия Гварнери зазвучала намного позже смерти своих представителей.

Ноты для виолончели пишут в диапазоне тенорового, басового и скрипичного ключа в соответствии с высотой звучания. В оркестровой партитуре её партию располагают между альтами и контрабасами. Перед началом игры исполнитель натирает смычок канифолью. Это делается для сцепления волоса со струной и позволяет извлекать звук. После музицирования канифоль удаляется с инструмента, поскольку она портит лаковое покрытие и древесину. Если этого не делать, звучание впоследствии может потерять в качестве. Интересно, что для каждого смычкового инструмента существует свой вид канифоли.

Видео: слушать виолончель

Виолончель - это обязательный инструмент в составе ансамблей и симфонических оркестров. Именно она делает технику звучания мелодии глубокой, насыщенной и полной. Благодаря певучести ее «голоса», виолончель часто солирует, если музыкальному коллективу необходимо ярко выразить такие эмоции, как печаль, точка или теплая грусть, наполнить мелодию лирическим настроением.

Что такое виолончель

Виолончель - музыкальный инструмент струнно-смычкового типа, из басового и тенорового регистра. Он известен с 16 века, визуально похож на альт или скрипку, но гораздо больше, чем они, по габаритам. В музыке виолончель используется, благодаря своим безграничным «голосовым» возможностям, в следующих гранях:

  • сольно (одиночно),
  • в составе оркестра,
  • при исполнении мелодии струнным ансамблем.

У виолончели, как и у скрипки, 4 струны. Она является самым низким по звучанию струнно-смычковым инструментом, и без нее просто не могут функционировать некоторые музыкальные коллективы, к примеру, такие как квартет или камерный ансамбль.

Строй струн виолончели на октаву ниже, чем у альта. Ноты для ее партии пишутся в теноровом или басовом скрипичном ключе, но диапазон ее звучания необычайно широк, благодаря созданной за столетия существования виолончели уникальной технике игры на ней.

История создания инструмента

До сих пор доподлинно не известно, кем именно изобретена виолончель. Впервые упоминания о ней появились в начале, а точнее - в первой половине, 16 века, и связаны они были с именами двух мастеров по изготовлению струнных инструментов - итальянцем Гаспаро да Сало и его учеником Паоло Маджжини. Есть и еще одна версия того, кем и когда была изобретена виолончель. Согласно ей, создателем инструмента был известнейший в 16 веке мастер из семьи Амати по имени Андреа.

Историческим, доказанным документально фактом является лишь то, что современная форма виолончели, с типичным струнным рядом и характерным звучанием - заслуга Антонио Страдивари. Кроме этого, в совершенствовании инструмента, в разные века, принимали участие такие известные музыканты и мастера, как Джезеппе Гварнери. Карло Бергонци, Никколо Амати, Доминико Монтаньяна и другие. С конца 18 века форма корпуса, размеры инструмента и его струнный ряд уже не менялись.

Особенности конструкции виолончели

Виолончель - это единственный музыкальный инструмент, веками сохраняющий форму и уникальные особенности конструкции. Даже скрипка видоизменялась - менялось дерево для производства корпуса и составы для его пропитки, покраски, обновлялись струны.

Основные детали виолончели:

  • корпус,
  • гриф,
  • головка,
  • смычок.

Корпус виолончели состоит из нижней и верхней деки, отверстия для обеспечения резонации звука (эфы). Кроме этого, в конструкции корпуса есть и другие немаловажные детали - внутренняя распорка «дужка», петля, подгрифник, пуговка, обечайка.

Для игры на виолончели не подойдет скрипичный смычок или смычок для альта. Этот неотъемлемый атрибут инструмента состоит из трости, которая делается из натуральной древесины бамбука или фернамбука, колодки из черного дерева с перламутровыми вставками, натурального или искусственного конского волоса. Натяжение конского волоса на смычке для виолончели регулируется с помощью винта с восьмью гранями, закрепленном на трости.

Особенности звучания виолончели

Возможности виолончели, в плане звукоизвлечения, отличаются от возможностей аналогичных инструментов широтой и глубиной. Мастера оркестрового искусства характеризуют ее звук как

  • певучий,
  • слегка сдавленный,
  • напряженный,
  • сочный.

В палитре ансамбля, квартета или оркестра виолончель звучит как низший тембр голоса человека. Во время сольного выступления этого инструмента создается впечатление, будто виолончель ведет неспешную беседу с залом о чем-то очень важном и реальном, ее глубинный, певучий звук завораживает, буквально гипнотизирует, причем не только знатоков искусства, но и тех, кто слушает ее впервые.

Каждая из струн виолончели звучит особенно и неповторимо, а диапазон их звучания распространяется от мужского сочного баса до теплого и нежного альта, характерного для истинно женских партий. Величайшие композиторы и музыканты с мировыми именами не раз говорили о том, что виолончель способна «рассказать», к примеру, сюжет оперы без слов и визуальных картинок.

Как играть на виолончели

Техника игры на виолончели кардинально отличается от техник игры на других струнных музыкальных аналогах. Инструмент довольно большой, даже громоздкий, и должен иметь опору в трех точках - в области шпиля (на пол), ближе к правой стороне груди и у левого колена. При обучении игре на виолончели темами первых уроков являются именно способы ее установки, удерживания.

Далее осваиваются навыки владения смычком. Для того чтобы он полностью охватывал струнный ряд инструмента при звукоизвлечении, виолончель незначительно поворачивают вправо от музыканта. Очень важно следить за тем, чтобы свобода движений левой рукой ничем не ограничивалась.

Удивительно то, что многие начинающие музыканты, даже при наличии идеального слуха и умении играть на струнно-смычковых инструментах, не могут освоить технику игры на виолончели, и останавливаются именно на этапе обучения ее удерживанию и опоры.

Оценка качества звучания виолончелей для лучших музыкантов и музыкальных коллективов с мировыми именами происходит в темноте, и в этих своеобразных конкурсах, как правило, побеждают модели, изготовленные скрипичными мастерами 16, 17 и 18 веков.

Виолончель - инструмент не только для классических музыкальных произведений. Финская группа Apocalyptica, исполняющая тяжелый рок, не выходит на сцену без нее. Каждая мелодия их песен включает в себя партию для виолончели, и звучит такой рок очень красиво, своеобразно, но традиционно для жанра.

Инструмент используется не только как музыкальный инструмент - художница Джулия Борден рисует на корпусах виолончелей картины в жанре «абстракция», которые активно раскупаются ценителями искусства по всему миру, и украшают богатейшие дома и даже музеи.


Top