Таблица развитие украинской культуры в 16 веке. Культура Украины в XVI - первой половине XVII ст

Многогранные и сложные процессы происхождения народов и культур постоянно привлекают к себе внимание исследователей различных лет. Многовековая история украинской нации позволила создать собственное культурное наследие и внести весомый вклад в

Истоки. Трипольская культура

История культуры Украины берет начало в 4 тысячелетии до н. э. Именно к этому времени ученые относят расцвет Первые жители украинских земель были земледельцами и скотоводами. Они обрабатывали землю, выращивали занимались различными ремеслами.

Жили трипольцы в довольно больших городах, численность которых составляла около 10 тыс. жителей. Они поклонялись собственным богам, вели свой календарь, регулярно наблюдали за движением небесных тел.

Украина между старой и новой эрой

Киммерийцы заселяли территорию современной Украины в 9-7 вв. до н.э. племя не имело развитой культуры, оставив после себя множество напоминаний. Гончарные и медные изделия киммерийцев, сохранившиеся до наших дней, удивляют тонкостью работы и изяществом отделки даже искушенных ценителей.

Культура Украины получила мощный толчок во времена расцвета скифской державы. Множество произведений искусства и предметов быта археологи находят при раскопках скифских курганов. Расцвет скифской державы приходится на 4 в до н. э. Впоследствии скифскую державу покорили и ассимилировали сарматы. Памятники культуры Украины того времени представляют собой керамические изделия, украшения из драгоценных металлов, оружие.

Узоры имели зооморфный характер - скифы вели свой род от различных реальных и мифических животных. Среди почитаемых ими существ были лошади, козлы, олени и даже грифоны.

Скифы и сарматы имели обширные торговые и культурные связи с греческими полисами, которые процветали на берегах Черного моря. Именно из письменных источников греков современники черпают сведения о культуре праукраинских народов тех времен. Греческие города пришли в упадок уже к 5 веку н. э., когда начало строится новое славянское государство - Киевская Русь.

Культура Киевской Руси

В начале 1 тысячелетия начала формироваться цивилизация восточных славян. Небольшие племена объединялись в союзы, возникали города и оборонительные укрепления. Наши предки прекрасно знали природу своей земли, поклонялись своим богам. Еще до принятия христианства у славян была развита архитектура, имелась письменность и свод верований, объяснявший происхождение стихий и природных явлений.

Киевская Русь существовала в 9-13 веках. Культура народа Украины черпает свое начало именно в наследии этого великого государства. Вместе с христианством на эти земли пришла письменность, оживились торговые и культурные связи с другими странами. Культура Украины эпохи Киевской Руси известна нам благодаря литературе того времени, великолепным образчикам храмовой и светской архитектуры, иконописи и устному фольклору. Ко временам Киевской Руси относится Собор Св. Софии в Киеве - прекрасный образчик древне-украинской архитектуры.

Постоянные нашествия кочевников и кровавые междоусобицы превратили великую страну в множество маленьких княжеств. Так Киевская Русь прекратила свое существование.

Культура Украины в 14-17 веках

Большая часть территории современной Украины в вошла в состав княжества Литовского. Культурные традиции Руси дали стимул для образования просветительских и культурных процессов в литовском княжестве.

Первым книгопечатником в Украине стал болгарин Иван Федоров. Освоив книгопечатное дело в Москве, он в 1566 году приехал в Украину, где основал первую типографию в г. Заблудове. В эти годы издаются первые украинские книги - «Абетка» и «Учительное Евангелие». Позднее был открыт филиал в г. Остроге. Он стал знаменит тем, что там была напечатана «Острожская библия».

В этот период преобразуется украинская архитектура. В строениях и замках исчезают оборонные элементы, замки становятся более удобными и просторными. Восстанавливаются старинные постройки, дерево заменяется камнем.

Заметные изменения произошли в украинской иконописи. Украинская икона приобретает собственные узнаваемые черты, образы становятся теплыми и гуманными. Появляется больше бытовых и жанровых сцен в живописи.

Образование в Украине

Развитие культуры в Украине после распада Литовского княжества несколько замедлилось. Это объясняется тем фактом, что большая часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой. Украинская культура и православная церковь начали подвергаться давлению со стороны польских властей. В этот период возникает особый литературный жанр - полемическая литература, в которой украинские авторы защищали свою национальную и религиозную аутентичность. Возрастает уровень образования, образуется большое количество школ и богословских заведений, а в 1701 году возникает Киево-Могилянская академия - первое высшее учебное заведение восточных славян.

Украинское барокко

Толчком для дальнейшего развития украинской нации стала национальная революция в 1648-1676 годах. Культура Украины 18 века характеризуется возникновением особого художественного стиля, получившего название «украинское барокко». Искусство этого направления характеризуется динамичностью, склонностью к аллегориям, пышностью и театрализацией действительности.

Украинская культура 18 века

Архитектурные памятники культуры Украины дают понятие об этом особом стиле, который удачно соединил европейский стиль с традициями древнерусского зодчества. Отличными примерами украинского является Покровский собор в Харькове и Георгиевская церковь в Киеве.

Живопись 18 века отражала всемирное направление стиля барокко - богатые украшения, позолота и сложная смысловая композиция. Эта тенденция коснулась и иконописи. В образах наблюдается введение украинского этничного типа, иконизируются и исторические лица. В Киево-Печерской лавре открывается школа иконописи.

Развитие культуры в Украине невозможно представить без литературных шедевров того времени. В литературе появляются новые направления: в противовес догматичной религиозной литературе создаются светские произведения различных жанров - сатира, эпиграмма, поэзия и другие. К этому времени относится знаменитая «Энеида» Котляревского, оды Г. Сковороды и научные работы Ф. Прокоповича.

Подводя итоги, можно сказать, что культура Украины в 17-18 веке обрела второе дыхание и начала осваивать и развивать новые направления в искусстве, живописи и литературе.

Хотя украинские земли находились под властью иностранных государств, в XVI - первой половине XVII в. в Украине сложились условия, которые обусловили национально культурное возрождение.

Условия развития украинской культуры в XVI - первой половине XVII в.:

Объединение большинства украинских земель в Речи Посполитой способствовало как полонизации и окатоличиванию части украинской шляхты, так и культурному сближению разных регионов Украины.

Потеря православной церковью, которая была важным фактором культурного процесса, своего привилегированного положения.

Активизация влияния на украинскую культуру западноевропейской. Распространение идей Возрождения.

Усиление борьбы Украинской за свою национальную самобытность в условиях польско-литовского владычества.

В составе Великого Княжества Литовского, которое унаследовало достояние культуры Киевской Руси, условия для развития украинской культуры были достаточно благоприятными. Однако после Люблинской унии на украинские земли началось наступление поляков

и католической церкви. Перед украинском в условиях иностранной экспансии и отсутствия поддержки со стороны государства встала проблема сохранения культуры и национальной идентичности. В то же время, в Украине попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Украинцы нашли в себе силы, примкнув к достижениям западной культуры, сохранить и реформировать православную церковь, создать собственную систему образования.

Подъем национального сознания в Украине было тесно связано с широким функционированием украинского языка. Унаследовав древнерусскую письменность, она продолжала и развивала языковые традиции Киевской Руси, несмотря на полонизации и окатоличивания, которого испытывал украинский народ в Речи Посполитой. В XVI - первой половине XVII в. письменный язык украинский и белорусов называли русской. Она была достаточно распространенной в официальной сфере. В частности, ею были написаны Литовские статуты - кодексы права Великого Княжества Литовского, изданные в XVI в. Под влиянием устной речи в русской речи формируются черты литературного украинского языка.

Самой выдающейся достопримечательностью переводной литературы этого периода было "Пересопницкое Евангелие". Его перевели в 1556-1561 pp. с церковнославянского на украинский народный язык сын священнослужителя из г.. Сянока Михаил Василевич и архимандрит Пересопницкого монастыря на Волыни Григорий. Переводы Священного Писания на украинский язык, что стали возникать в XVI в., Были отражением реформационных идей, охвативших Европу. В наше время на "Пересопницком Евангелии" присягу на верность украинскому народу президенты Украины.

В конце XVI в. в ответ на усиление попыток окатоличивания украинского населения стала развиваться полемическая литература. Первым с острыми полемическими произведениями выступил Герасим Смотрицкий. В частности, в произведении "Ключ царства небесного" (1587) он призвал украинский и белорусов стать на защиту родины и ее национальных традиций. Вершиной полемической литературы считается творчество Ивана Вышенского, который в своих посланиях с Афона в Украине призвал соотечественников беречь православную веру, сопротивляться попыткам окатоличивание.

Развития культуры и языка Украины во многом способствовало книгопечатание. Первыми печатными произведениями в Украине считаются "Апостол" и "Букварь", изданные 1574 во Львове московским первопечатник Иван Федоров. "Букварь" был первым школьным учебником на украинских землях.

Приглашенный к князю К. Острожского, Федоров в 1581 осуществляет первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Вместе с богословской литературой Федоров издает полемические труды Г. Смотрицкого, В. Сурожского, X. Филарета. По примеру Федорова создают типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгороде-Северском, Снятине, Рогатине и других городах. В середине XVII в. на украинских землях в разное время действовало 25 типографий.

Наибольшей среди них была типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Е. Плетенецким. Здесь в начале XVII в. вышла целый ряд грамматик, словарей, букварей, разнообразной полемической литературы. Увидели свет «Часослов», а позже - "Лексикон славянорусской". Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковое единство украинского народа.

Положение образования в Украине в условиях полонизации и окатоличивания было достаточно сложным. В Украине издавна существовали начальные школы при церквях и монастырях, где учительствовали благодарности, и домашнее образование. Однако домашнее обучение было доступно только для состоятельных людей, а начальное образование, которое получала подавляющее большинство украинского населения, уже не отвечала требованиям тогдашнего общества. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо было рядом с изучением церковнославянского и греческого языков ввести изучение тех предметов, которые изучались в западноевропейских странах. Прежде всего, это латинский язык и семь "свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, математика, геометрия, астрология (астрономия) и музыка.

На таких принципах в Украине сформировался новый тип учебных заведений - славяно-греко-латинская школа. Первым учебным заведением этого типа в Украине стала Острожская школа, открытая около 1578 на средства князя К. Острожского. В ее программе обучения были три языка (церковнославянский, греческий и латинский), "семь свободных наук", разделенных на предметы тривиуму (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (математика, геометрия, астрономия, музыка), богословие и элементы философии. Преподавание двух последних предметов делало Острожской школе высшим учебным заведением. Современники иногда называли школу академией. ее первым ректором был известный писатель-полемист Герасим Смотрицкий, затем - грек Кирилл Лукарис, который позже стал александрийским и константинопольским патриархом. При школе была типография, действовал научный кружок. После смерти князя К. Острожского (1608) школа пришла в упадок и при преемниках князя она была преобразована в иезуитскую школу.

Славяно-греко-латинские школы организовались также при братства: Львовском (1585), Киевском (1615), Луцком (1620), Кременецком (1636). Отличительной чертой этих школ было то, что они имели всесословное характер и обеспечивали достаточно высокий уровень обучения.

В 1615 г.. Состоятельная киевская шляхтянка Гальсина Гулевичивна подарила свою наследственную землю на Подоле в Киеве Киевском Богоявленском братству. Здесь была основана Киевская братскую школу. В ней работали выдающиеся ученые-просветители и педагоги: Иов Борецкий, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Мелетий Смотрицкий (создал в 1619 учебное пособие - "Грамматику славянскую", по которым учились почти 150 лет), Касьян Сакович.

В 1631 г.. Архимандрит Киево-Печерской лавры П. Могила основал при ней школу высшего типа, по своей программе напоминала иезуитские коллегиума. Киевское братство видело в этом опасность для православия и, опираясь на поддержку запорожского казачества, вступило в переговоры с П. Могилой. Было достигнуто соглашение об объединении обеих школ в новое учебное заведение - коллегиум (1632), который переходил под опеку П. Могилы. Эта школа, сохраняя национальные традиции, приняла программу и методы западноевропейских университетов. Курс обучения длился 12 лет и делился на семь классов: подготовительный (фора), три низших (инфими, грамматика, синтаксис), два средних (поэтика и риторика) и выше. Студеи (студенты), как называли тех, кто учился в высшем классе, изучать философию, которая состояла из логики, физики и метафизики, и сокращенный курс богословия. В коллегиуме, количество учеников которого в отдельные годы достигала 2 тыс. Человек, могли учиться представители всех сословий украинского общества. За организацией обучения Киевский коллегиум практически не отличался от европейских академий, однако, несмотря на неоднократные просьбы П. Могилы, польское правительство так и не предоставил ему этого статуса. Киевский коллегиум сыграл выдающуюся роль в становлении высшего образования Украины, России и других славянских народов.

В течение XVI - первой половины XVII в, .зминюеться вид большинства украинских городов. их застройка начинает упорядочиваться согласно плану. Растет количество каменных сооружений: церквей, монастырей, светских зданий (дома мещан и шляхты, магистраты и т.д.). Однако архитектура этого периода представлена прежде всего оборонительными сооружениями: замками, крепостями и другими укреплениями. Наиболее известные сооружения, которые сохранились на сегодня, следующие: город-крепость Каменец-под- Ильский, замки Луцка, Острога, Меджибож и др. Значительного успеха в строительстве оборонительных сооружений достигли казаки. В частности, укрепление Запорожской Сечи было первоклассной для своего времени крепостью.

С начала XVII в. оборонительные сооружения, светские здания, церкви приобретают черты, присущие ренессансном стиля (изящество, декоративная отделка, большие окна, скульптуры и др.). Уникальным образцом ренессансного строительства стал ансамбль львовской площади Рынок: дом Корнякта и Черная Каменица, а также сооружения, связанные с Львовским Успенским братством - Успенская церковь, часовня Трех святителей, башня Корнякта. Авторами этих проектов были Павел Римлянин, Амброджо благосклонно, Петр Барбон и др.

Основная масса сооружений XVI - первой половины XVII в. до нас не дошло. Несмотря на широкое каменное строительство, основная масса зданий возводилась с дерева.

Для изобразительного искусства этого периода присущи художественное использование народных и религиозных традиций. Его главными жанрами были церковный и светский. Украинский иконам XVI - первой половины XVII в. свойственно продолжение и усовершенствование традиций византийской иконописи. Все чаще изображения на образах приобретали реалистических черт. Настоящей жемчужиной, созданной украинскими мастерами первой половины XVII в., Является иконостас Пятницкой церкви во Львове. К шедеврам украинского искусства относятся также иконостас Львовской Успенской церкви, иконы для которого рисовали известные львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович, иконопись в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Богородчанский иконостас в Скит Манявский в Галичине выдающегося художника и резчика Иова Кондзелевича тому подобное.

Наряду с церковным развивались светские жанры. В этот период, в частности, появились портрет, батальное живопись. Показательны в этом отношении портреты К. Острожского и львовского князя К. Корнякта.

Совершенным видом тогдашнего искусства была книжная миниатюра. Ярким примером использования украинскими мастерами мотивов европейского Возрождения является миниатюры Пересопницкого Евангелия.

С появлением книгопечатания получил распространение новый вид искусства - гравюра (сделанный на бумаге отпечаток с изображением, вырезанным на доске). Сначала сюжеты для гравюр брались из Священного Писания. Высоким мастерством сказывались гравюры в львовском "Апостоли" и "Острожской Библии" Ивана Федорова. Славилась своими гравюрами типография Киево-Печерского монастыря. В частности, в изданном ею "Евангелие учительное" (1637) помещено около пятидесяти гравюр.

В начале 20-х годов XVII в. появилась светская гравюра. Первые такие гравюры были помещены как иллюстрации к книге К. Саковича "Стихи на жалосний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного".

Братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское . Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинских учиться в университетах Европы, то есть знать много языков, пользоваться достижениями мировой , воспринимать идеи , Реформации и распространять их в Украине.

Наблюдая пренебрежение образования и культуры родного народа, немногочисленная украинская начала задумываться над подъемом национального просвещения. Центрами развития образования города Острог, Львов, Киев.

Древнерусский город Острог в 70-х pp. XVI в. было значительным центром украинской культуры, « Афинами». Его обладатель Константин Острожский стал ревностным защитником и украинской культуры. Занимая киевского воеводы, он служил и участвовал в подавлении казацко-крестьянского движения. Однако, оставаясь православным, К. Острожский стал на защиту веры и языка украинского. В 1576 г. он основал Греко-славянскую школу, просуществовавшую до 1640 В ней изучались старославянский, греческий, латинский языки, а также «свободные науки»: арифметика, грамматика, логика, риторика, музыка и т.д. Вскоре школа получила статус Острожской и заняла достойное место среди современных ей европейских университетов. Должность первого ректора занял известный педагог и писатель . Преподавали в ней Василий Суражский - выпускник европейских университетов, Демьян , Клирик Острожский. Школа способствовала распространению образования в Украине, выпустила много образованных людей. Среди них - гетман запорожских казаков и сын ректора, впоследствии известный ученый, писатель и церковный деятель Мелетий . Его перу принадлежит много полемических произведений, a также издана в 1618 г. книга «Грамматика словенская», много лет, вплоть до конца XVIII века, использовалась как пособие старославянского языка и неоднократно переиздавалась.

В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали братства, а Острожская школа способствовала открытию братских школ во , Луцке, Львове. Количество школ увеличивалась, а значит росла и количество образованных людей. Распространение же образованности способствовало не только развитию культуры, но и освободительного движения.

Первой и самой крупной в Украине стала основана 1586 Львовская братская школа. В нее, в соответствии с уставом, набирали детей разных сословий. Ученики обучались понятном им тогдашней украинской книжной языке. Они изучали старославянский, греческий и латинский языки, риторику (литературу), богословие и музыку. Школа выпускала высокообразованных людей, через которых оказывала большое влияние на школьное образование не только Украины, но и Беларуси, Молдовы, других стран.

Еще большего признания заслужила основана в 1615 г. Киевская братская школа. Одним из ее организаторов и первым ректором стал , который прежде был ректором Львовской братской школы. Позаимствовав основные уставные и просветительские идеи из Львовской школы, Руководители Киевской братской школы значительно расширили круг предметов, изучавшихся и углубили их содержание. Школа завоевала признание общественности. Помогать ей частные лица, в том числе и гетман .

Учениками братской школы были выходцы из казацкого и среды. В 1632 г. по инициативе Петра - Киевская братская школа объединилась со школой Киево-Печерской Лавры и была реорганизована в высшее учебное заведение - Киево-Могилянский коллегиум.

Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Особенно развилось печатания по прибытии во Львов высланного из Москвы опытного печатника, выпускника Краковского университета . Приехав во Львов, изложил свои образовательные задачи в таких словах: «Я должен по миру рассеивать и всем раздавать духовный полезно. В 1573 г. I. открыл во Львове типографию, a 1574 p. выпустил в свет полным изданием книгу « », в которой рассказывается о деяниях учеников Иисуса Христа. Это была первая печатная в Украине книга с высокохудожественным оформлением миниатюрами, гербом Львова и личным знаком печатника. Здесь же вышел «Букварь» Ивана .

Переехав через материальные лишения в имение К. Острожского в Острог, Федоров основал там Острожскую типографию и издал в ней в 1580 году уникальную теперь «Острожской Библии». Это было первое полное издание Библии на старославянском языке, долгие годы служило православным в борьбе с наступлением в Украине . Печатник выпустил и букварь под названием «Азбука с грамматикой», который стал важным пособием для распространения просвещения.

Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. Это было уже достаточно развито предприятие, выдавало значительное количество литературы. Публиковались в ней главным образом произведения религиозного содержания: рассказы о деяниях Христа, служителей православной . Первой отпечатанной в 1616 году книгой этого предприятия стал «Часослов» - сборник молитв. Отдельные экземпляры книги сохранились до наших дней. А наиболее известной книгой этого издательства был также сохранен до нашего времени, «Киево-Печерский Патерик». Эта драгоценная сборник пронизанных религиозной фантастикой рассказов о Киево-Печерскую Лавру впитала в себя оригинальные произведения, начиная со времен Руси и до XV в. Патерик прославляет ведущих деятелей Руси-Украины и Печорского монастыря, строителей, художников. В нем описаны жизнь и быт князей, служителей церкви и отношение к ним и к монастырю разных слоев населения.

3 конца XVI в. писатели, преподаватели, печатники все чаще начинают обращаться к живой разговорной речи украинского народа. Эта «простой язык» постепенно становилась языком деловых бумаг и художественных произведений, а сама она стала набирать новые черты «книжной», или литературной, языка. Осуществлялись и переводы с церковнославянского языка на язык украинского простонародья. В 1561 p. в городке Пересопница на сын протопопа Михаил Васильевич и архимандрит местного монастыря Григорий перевели с церковнославянского на «простой» язык Евангелие. Написанное на пергаменте, оно имеет много украшений, орнаментов, миниатюр, заставок. А фонетика, грамматика, лексика имеют отчетливые признаки живого разговорного украинского языка. Сегодня на «Пересопницкое Евангелие» присягу на верность народу Президент Украины.

Украинские ученые большое внимание обращали на изучение языка. Еще до в 1596 p. во Львове Лаврентий Зизаний издал «Грамматику словенский», содержащий основы и будущей украинской грамматики. A 1627 p. Памво Беринда напечатал в Киеве первый украинского-старославянский словарь - «Лексикон словенороський. В нем около семи тысяч объяснений церковнославянских слов на украинском языке.

В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровый литература. События в Берестти вызвали целую слива полемической (дискуссионной) литературы между католиками, униатами и православными. Талантливые писатели-мыслители направляли свои произведения на обоснование правильности или ошибочности решений Брестского и правомерности распространения униатства и католицизма. В ответ на выступление с книгой «В защиту Брестской унии», в которой оправдывалось покорения православия Рима, появилось много полемических произведений. Со стороны униатов выступал Ипатий Потий.

В защиту православия одним из первых откликнулся ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. Его поддержал книгой «Предостережение» . Большое произведение «Полинодия, или Книга обороны» написал архимандрит Киево-Печерской Лавры Захария Копыстенский. Он призвал к единству славян и к единению всех православных. И наибольший вклад в полемическую литературу сделал талантливый украинский писатель Иван Вышенский родом из Судебной Вишни в . По словам И. , он был «одним из родителей и создателей народного юго-русской литературы». Пламенный патриот Украины, гуманист, он, используя религиозную полемику, выступал против социальной несправедливости. Проведя 40 лет в Афонском монастыре в Греции, И. Вишенский резко критиковал Рим, Брестскую унию и чиновных униатов. Особенно острую полемику он вел в произведениях: «Краткословний отвит Петру жалобе», «Воспоминание философам латинским», «Послание к Сбежав от православной веры . Во всех произведениях (к нам их пришло 17) Иван Вышенский разоблачал сребролюбия церковных и светских всех трех церквей, их стремление окончательно поработить Украину и ее несчастной населения.

В большом количестве распространялись религиозные произведения - переводы сюжета Библии, размышления над заповедями и церковные поучения. Их авторами были священнослужители - Елисей Плетенецкий, Мелетий и Герасим Смотрицкий, Захария Копыстенский. Большое внимание в своем творчестве они уделяли воспитанию нравственности, братолюбия, покорности и уважения.

Продолжалось и , отбило прошлое нашего народа. Наиболее известными среди тогдашних летописей стали Киевский (852-1500), Густынский (от Руси до 1598 г.) и Литовско-Руский (1515-1543). Их авторы прославляли борьбу народа с иноземными захватчиками и призвали славянские народы к единству в этой борьбе.

Зарождалась поэзия, первые произведения которого были близкими по смыслу и форме к народным песням. стихи дополнялись юмористическими и сатирическими панегирики, баснями, эпиграммами. С развитием литературы совершенствовалась украинская речь. К речи входило все богатство народной речи, она поднималась до уровня литературного.

Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Учителя писали стихи, декламации-панегирики, крики (стенания), диалоги. Актерами становились подготовленные для этого ученики, a зрелища проводились на школьных и церковных дворах.

Созданию школьного театра способствовали произведения из поэтики и риторики, большинство которых до нас, к сожалению, не дошло. Среди сохранившихся уникальных драматических изданий того времени можно назвать «Трагедию русскую» неизвестного автора. ее содержание состоит из пролога, трех действий и эпилога. Действующие лица вели диалог украинском языке. Комедия бурлескного (шутливого) стиля по содержанию напоминала украинское народное творчество.

Сначала в школьных театрах ставили пьесы на религиозно-церковные темы (мистерии. Но впоследствии распространились комедии на бытовые темы. В антрактах между действиями основных постановок выполнялись миниатюрные комические произведения - интермедии и интерлюдии. До нас дошли в отрывках драмы и интермедии Якова Гаватовича, написанные в начале XVII в.

И особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Это был довольно большой деревянный ящик на два этажа, где наверху ставили религиозные драмы, а внизу - сценки на разные темы. Актерами в нем студенты - студенты, которые ходили с вертепом от города к городу, зарабатывая таким образом на жизнь. Говоря за от имени кукол, студенты в юмористической и сатирической форме разоблачали алчность, нечестность, несправедливость и другие человеческие пороки.

Значительное развитие получил народный эпос. Одна за другой появлялись многочисленные исторические песни и думы, оплакивали потерпання народа от нападений, гнета и татарских грабежей. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Дума о , Павлюка и », «Побег трех братьев из Азова», «Маруся », «Самойло Кошка», «Затужила Украина», посвященные героической борьбе украинского народа за свободу и независимость. А также героико-эпические песни о беспримерные отважные подвиги украинских казаков - защитников народа: «Ой у воскресеньице рано пораненько», «За рекой огни горят». Одна из украинских народных песен - «Дунаю, Дунаю, почему грустном течеш» попала даже к содержанию чешской грамматики XVI в.

Тяжелая казака-нетяги талантливо воспетая в народной думе о «Феська Ганджу Андыбере, гетмана запорожского. В ней сказано: «Козак-нетяга в город Черкасс прибывает на казаку-нетязи три семирязи, опатина рогозовая, поясина хмельовая. На казаку бедному нетязи сафьянцы - видные пяти и пальцы ».

Уже в XVI в. песни и думы выполняли странствующие певцы - кобзари и бандуристы. 3 поколения в поколение передавали они мастерство и знания. Кобзарей называют украинскими Гомера за те замечательные произведения, они составляли и выполняли. Украинские народные думы и доныне остались неповторимыми, совершенными художественной формой и музыкальным насыщением.

По традициям прошлого развивалось музыкальное и танцевальное . Профессиональная музыка в основном обслуживала церковную службу. Обрядовые песни, колядки набирали все более светский характер. Распространялись бытовые, лирические песни и танцы - гопаки, казачки, метели. Кобзари рядом с кобзой и лирой использовали скрипки, бубны, . Путешествующие музыки объединялись, создавая своеобразные ансамбли, чаще всего «троистые музыки». Они обслуживали праздники, свадьбы, различные обряды. В городах увеличилось количество музыкальных цехов, появились казачьи военные оркестры. Вдосконалилося искусство исполнения религиозных хоровых и сольных пения псалмов и кантов, создателями и исполнителями которых были, как правило, учителя и ученики братских школ.

Богатой и разнообразной предстает перед нами оригинальная и неповторимая архитектура разных регионов украинских земель. Это деревянные постройки жителей Карпат, каменные храмы и дома Галиции и Приднепровья. Немногочисленные архитектурные достопримечательности Украины той эпохи сохранились до нашего времени. Это и церкви, отдельные частные дома. Несмотря на возраст, культовые сооружения и ныне очаровывают изящными архитектурными формами, белыми стенами, великолепным лепным орнаментом, разноцветными крышами, позолоченными куполами и богатством внутреннего убранства.

В Киеве на Подоле создан торговый центр, в комплексе которого главенствующее место заняли ратуша и дом киевского братства. После пожара 1527 г. в камне збудувався центр Львова. Здесь многочисленные каменные купцов и мещан объединяли монументальность с эстетическим оформлением фасадов. Образцом гражданской застройки является построенный 1580 дом купца Корнякта на площади Рынок.

В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. В стиле барокко выполнили и установили в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры надгробие князя Константина Острожского.

Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретный и настенные, роспись, иконопись и графика. Школы маляров и граверов существовали по всей Украине. В них обучали талантливых юношей рисовать иконы и портреты знати. В искусстве появляется образ живого человека, стремление мастера отойти от канонических византийских иконописных образцов. В нем больше земного, человеческого, жизненного. Это заметно на портретах князя К. Острожского, купца К. Корнякта, митрополита , .Донас дошли имена художников - Николая Петрахновича, Федора Сеньковича, Себастьяна Корункы.

Определенных успехов достигли авторы миниатюр в рукописных книгах и гравюр в печатных. Ярким примером высокохудожественного и богатого оформления цветными миниатюрами является «Пересопницкое Евангелие». Первые гравюры на светскую тематику появились в 1622 г. Это иллюстрации к «Стихотворений на жалобный погреб гетмана Петра », что написал ректор Киевской братской школы Сакович.

В истории Украины, как и во всемирной истории, XVI в. стало важным рубежом, которым закончилась эпоха средневековья и начались новые времена цивилизации. Великие географические открытия мало повлияли на украинские земли, где продолжало развиваться аграрное общество. Но и в нем чувствовались изменения. Первый Литовский Статут и «Устава на волоки» законодательное закрепили подневольное положение , а на межгосударственном уровне передала украинские земли в состав Польши.

Знаменательным страницей исторического бытия украинского народа XV в. стало образование свободного и его славной - оплота борьбы с польско-литовскими угнетателями и татарскими грабителями.

В условиях иноземного владычества, при отсутствии государственности, основным выразителем национальной обособленности украинского была православная церковь. Непосредственным следствием Люблинской унии Польши и Литвы стала 1596 Она заострила к краю национально-религиозный вопрос в Украине.

3 конца XVI и по 30-е pp. XVII в. по Приднепровской Украине прокатились , направленные против социального и национально-религиозного гнета. Несмотря на тяжелые условия жизни, украинский все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.

Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального
и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т.п.

Развитие экономики способствовало потребности и обтшованны.
людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатание т. и.

Рост национально-освободительного движения со 2-й половин!.
16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­тельного движения - идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавшихстарославянскомуязыку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светскихшкол (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и. др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в неемногих известных преподавателей: ректора - Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя - священника Демьяна Наливайко - брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

Братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а
затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­
личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­
го отношения ко всем детям, независимо от происхождении; воспитыва­
ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

В начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись 3. Копыстенскпй, П. Беринда, Т. Немка, Л. Зизаний-Туста-
новскн Л, А. Митура и др. В декабре КНО у. ими был подготовлен к печа­
ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 - «Визерупок цнот», в 1С 19 -
«Анфолонион.» объемом в 1048 страниц.

Высшее образование - первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения. Киев­ской братской школы (Iв 15 г.) и Лаврской школы (1031 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­
ром Могилой (отсюда название «могилянской»). Благодаря проведенной
в 1633 - 1647 гг. И. Могилой реформе просвещения школьная система
Украины была перестроена по наиболее эффективной системе - иезуитских колледжах, обучения в коллегии совпадало с европейским типом.


По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму - 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культурен православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

0на явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Лесах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­
мени готовила кадры, общественно-культурных деятелей не только для Ук­
раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т.к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564г. Они издали в Москве «Апостол», в 1565г. «Часовник», «Евангелия», распространявшиеся не только в России но и на Украине. В последствии И.Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и другую литературу (всего известно 28 изданий)

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северське и др. городах.

Значение - книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т.к. издаваемая литература была известна во многих странах Западной Европы.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни Украинского народа:

Героико-патриотическая тематика- о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;

О борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «дума об Алексее Поповиче» и др.);

Общечеловеческие ценности- о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

(песня-баллада «о казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).

8 класс" width="522" height="40" class=""/>

История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

· определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

· характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

· называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

· оценивать их деятельность;

· распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

· самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

· Работать с ИКТ.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».


Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

1. Имела ли Украина в данный период собственное государство ?

2. В состав каких государств входила Украина?

3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

5. Что такое культура?

6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

1. Чему и как обучали в братских школах?

2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально - экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

3. Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»






Top