Какое предательство самое страшное мастер и маргарита. Творческие работы по литературе

При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл. Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы. Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.

Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.

Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?

Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».

Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.

Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.

Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.

Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.

Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.

Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.

Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.

И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.

Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.

Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?

Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.

Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.

Она была готова , лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.

Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.

Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения Мастера из психушки.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита » произвел на меня неизгладимое впечатление ещё в детстве, когда я впервые открыла эту философски сильную и совсем непонятную мне книгу. Третий, и надеюсь не последний раз, мне предстояло прочесть эту книгу совсем недавно.
Итак, в романе «Мастер и Маргарита» автор использует писательский приём «книга в книге», где очень чётко, но меж тем гладко две параллельные сюжетные линии прошлого и настоящего времени. Здесь затронуты практически все земные чувства и темы для размышлений: Что такое религия? Как на самом деле воспринимать справедливость? В чём заключается смысл любви и достойна ли она жертв?
Больше всего меня, как девушку, конечно, затронула тема любви Мастера и Маргариты. Они узнали друг друга по глубокому одиночеству, и их жизнь преобразилась с тех самых пор, когда Маргарита побывала в гостях у Мастера. Отказавшись от роскошной жизни с богатым мужем и достатка, она навечно, по словам автора, ушла из несчастливой жизни. Оттого что для счастья ей нужен был лишь он. Мастер. Верность Маргариты заключалась в тех часах и мгновениях одиночества и томления без возможности получить хоть какое-то известие о Мастере, во второй части книги, кроме того, от любви в жизни героини проснулось бесстрашие к жизни и смерти. Апогеем их любви стал роман Мастера, произведение, которое было дорого как ему самому, так и Маргарите. Она обещала уберечь его, спасти от уничтожения. Занимательно, что и сам Булгаков когда-то сжёг первый вариант романа, и лишь спустя два года сел за него вновь. Так автор даёт своему герою – ниточку собственных переживаний. Что же касается жертвенности – то здесь, Булгаков, благодаря поступку Маргариты открывает для нас её понятие через всё ту же любовь – когда приходит время просить, Маргарита просит не для себя, я преисполненная новым чувством человеколюбия – просит для Фриды. Ведь самой героини больше ничего не надо, кроме как быть рядом с Мастером, «беречь его сон».
Трагедия этой любви заключается в том, что Мастер и Маргарита – были непонятны окружающими, они бросали вызов миру, и были вознаграждены Булгаковым. Он отправил их не в рай, они не заслужили, не в Ад, слишком сильны были прекрасные чувства в их душах, а «на покой».
На мой взгляд, это произведение для людей всех возрастов. Каждый может найти в неё что-то интересное для себя, прикоснуться к загадочным и мистическим обстоятельствам, ощутить переживания, задуматься о философии и религии. Это многоразовое произведение. При каждом новом прочтении, оно сияет иными, не виданными до этого гранями.

Прекрасная Маргарита – это неотъемлемая часть грандиозного произведения «Мастер и Маргарита». Ее образ ассоциируется со свободой, с настоящей любовью, с истинным творчеством. Поэтому, ее персоне М. Булгаков уделил особое внимание.

С ней читатель знакомится не сразу. В начале произведения мы наблюдаем за тоской и скукой , он ищет и ждет появления настоящей любви. И это происходит именно с появлением чарующей Маргариты. Автор поведал нам историю о прежней жизни героини. На первый взгляд, девушка абсолютно счастлива. Ее любит муж, он обеспечивает Маргарину всеми благами. Окружающие завидовали такой жизни. На самом же деле, девушка искала любовь и тепло, ей катастрофически не хватало понимания и смысла жизни. Маргарита постоянно ждала поворота событий, изменений, которые должны сделать ее счастливей. Так оно и произошло.

Случайная встреча с Мастером наполнила жизнь девушки новым дыханием. Она стала музой для него. При первой же встрече, они полюбили друг друга. Мужчина, испытывая вдохновение от такого знакомства, с новыми силами приступил к написанию своего великолепного романа. Именно Маргарита впервые назвала его Мастером, после прочтения первых строк.

Главная героиня романа была очень схожа с настоящей музой Булгакова – его женой. Именно она вдохновляла писателя на создание таких интересных творческих работ, именно она была с ним до последнего.

Маргарита отождествляется с символом верности и преданности. Не смотря на то, что она изменила своему законному мужу, девушка никогда не предавала настоящую любовь и веру в творческие способности возлюбленного. Именно Маргарита помогла Мастеру найти редакцию, которая с опасением напечатала несколько глав романа.

После этого начались высмеивания творца, гонения и насмешки над его работой. Такая реакция общества сводит Мастера с ума, и он отрекается от своей работы. Он отправляется в клинику для душевнобольных. Он не признает даже Маргариту, чтобы не втянуть возлюбленную в еще большие неприятностей. Девушка в отчаяние, она несчастна, она хранит остатки романа, как память о любимом.

В главе романа «Полет», Маргарита становится ведьмой. После встречи с мистическим Воландом, она решается обрести свободу и выйти из рамок реальности. Девушка идет на сделку с Сатаной, она становится его королевой, а все лишь для того, чтобы узнать хоть небольшую весточку о любимом Мастере, для того, чтобы освободить его из клиники.

После такого поступка, читатель действительно понимает, насколько она любила Мастера, насколько была предана и верна своим чувствам. Такой поступок удивил самого Сатану. Он вознаграждает Маргариту за храбрость и возвращает жизнь сгоревшему роману Мастера. Автору романа Воланд подарил вечный покой, а Маргарита заслуживала только на Свет. Именно ее образ стал символом преданности и верности своим чувствам. И он прошел сквозь века, он перенесся и в неше время.

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков не мог в своем романе "Мастер и Маргарита" обойти столь важную тему, как коварство и любовь, верность и предательство в любви.
Идеалом верности в любви у писателя является Маргарита Николаевна, которая остается с Мастером даже в вечном покое "первого круга" ада. Но так уж безупречен этот идеал? Ведь Маргарита, по сути, сбежала от своего мужа. Вот вам и коварство. А все дело в том, говорит нам Булгаков, что в этом мире "юдоли мирской" любой идеал недостижим.
Светлой героине Маргарите в романе противопоставлена "черная" Низа. Она за деньги или по каким-нибудь иным причинам предает влюбленного в нее Иуцу, обрекает его на верную смерть. Будем считать, что Низа предает из-за корысти. Маргарита хоть тоже предает любящего, наверное, ее мужа-инженера, но делает это во имя любви к Мастеру. Подруга Мастера, сострадая возлюбленному, вместе с тем ловко лжет мужу. И предательство, и ложь - все во имя любви? Нескладно у нас получается. Но вот постепенно Маргарита возрождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую ее способной противостоять глубинам сатанинских искушений.
Низа выступает в роли палача, Маргарита же сама готова к самопожертвованию, хотя и роль палача ей не чужда - вспомним ее полет на швабре и разгром квартиры критика Латунского. С другой стороны, можно и так выкрутиться: Низа не просто предала, а предала возмездию самого величайшего из предателей - Иуду. И в этом при желании можно отыскать нравственную позицию. Коварство и предательство - вещи обоюдоострые и двусмысленные.
"Мастер и Маргарита" - роман о трагедии любви, притом о трагедии безысходной любви. Для Мастера любовь всего лишь "домашний уют", но отнюдь не смысл жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей ее страстности тоже всего лишь замена сытой и богатой, но бездуховной жизни на жизнь подлинную, пусть даже после физической смерти.
Перевоплотившись в королеву Марго, героиня проникает в потусторонний мир. И он оживает перед ней во всей своей фантасмагории. Маргарита ничуть не смущена переменами и "страшными красотами" в потустороннем мире. Она готова отдать за любимого свою душу: "После всех волшебств и чудес... она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной: "Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!"
В сделку с дьяволом первым вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила для первого контакта. Место благочестивой Гретхен в поэме Гете "Фауст" в романе Булгакова занимает раскосая ведьма, голая королева шабаша. Когда силы тьмы наделяют Маргариту сверхъестественными свойствами летать и быть невидимой, она использует их для мелочной мести. И во время погрома в доме критика страдают не только гонителя Мастера, но и невинные люди. И только вид испуганного ребенка заставляет бездетную Маргариту "смягчить свой осипший на ветру, преступный голос" и рассказать мальчику печальную "сказочку": "Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастье вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая".
Однако еще до встречи с нечистой силой Маргарита уже приняла на себя роль ведьмы и "временное ведьмино косоглазие": "Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горит какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?" Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с Воландом. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, соблазнами и слабостями, раскрывается как сильная и гордая, но иногда совестливая и честная. Если она по христианским догмам и грешница, то грех ее искупается великой любовью.
После бала у Маргариты не остается иллюзий: "Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты... Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал... Попросить, что ли самой, как искушающе советовал Азазелло?.. "Нет, ни за что", - сказала она себе". И оказалась права. "Мы вас испытывали, - продолжал Воланд, - никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!"
На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро переживает свой уход к любовнику, силы зла же заставляют ее выстроиться в один ряд с величайшими преступниками мира, которые ей кланяются. А Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем. Но и тут она проявляет силу: "Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой".
Характер Маргариты целиком раскрывается на балу у сатаны. Она рада получить индульгенцию за предательство мужа - перед ней проходит череда куда более гнусных преступлений. Маргариту можно обвинить в чем угодно, но она не "феминистка" и не "эман- сипантка". Она придерживается консервативной традиции разделения ролей полов. Себе она на всю жизнь выбирает роль заботливой и преданной подруги Мастера. Это может стать поводом для искупления греха.
Маргарита - не единственный персонаж, радующийся своему дьявольскому перерождению. Безумно рада стать ведьмой и ее домработница Наташа. Она рада изменить человеческое естество, чтобы избавиться от чудовищной "несвободы" советской жизни.
В СССР Мастеру и Маргарите жизнь хуже ада. Воланд умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив им "покой" и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода. Пока Маргарита лишь только лживое подобие "Вечной красоты", она бессильна чем-либо помочь Мастеру. Она не в состоянии удержать его от уничтожения рукописи в огне. Когда же "все обманы исчезли", и красота Маргариты, прежде "обманчивая и бессильная", преображается в "красоту неземную", эта женщина избавляет Мастера от страданий, в конечном счете побеждает смерть, ибо в смерти восходит со своим возлюбленным к новой вечной жизни, вечному покою, где нет места коварству, потому что царит вечная любовь.


Top