Клаудио аббадо. Отрывок, характеризующий Аббадо, Клаудио

Цитата сообщения Великие дирижёры: Клаудио Аббадо(Бетховен и Брукнер)...К 79-ой годовщине со Дня рождения маэстро


Клаудио Аббадо (Claudio Abbado ) — сын известного скрипача Микеланджело Аббадо. Окончил консерваторию им. Верди в Милане, совершенствовался в венской Академии музыки и сценического искусства. В 1958 году победил на конкурсе им. Кусевицкого, в 1963 - 1-я премия на Международном конкурсе молодых дирижёров им. Д. Митропулоса в Нью-Йорке, которая дала ему возможность работать в течение 5 месяцев с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Дебютировал в опере в 1965 году на Зальцбургском фестивале («Севильский цирюльник»).

С 1969 года дирижёр, с 1971 по 1986 - музыкальный руководитель Ла Скала (в 1977-79 художественный руководитель). Среди постановок в театре "Капулетти и Монтекки" Беллини (1967), "Симон Бокканегра" Верди (1971), "Итальянка в Алжире" Россини (1974), "Макбет" (1975). Гастролировал с Ла Скала в СССР в 1974 году. В 1982 году создал и возглавил Филармонический оркестр Ла Скала.

С 1971 года главный дирижёр Венского филармонического, с 1979 по 1988 - Лондонского симфонического оркестров. С 1989 по 2002 год Аббадо являлся художественным руководителем и пятым по счёту главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра.

Клаудио Аббадо был художественным руководителем Венской оперы (1986-91, среди постановок "Воццек" Берга, 1987; "Путешествие в Реймс" Россини, 1988; "Хованщина", 1989). В 1987 году Аббадо являлся Генеральным музыкальным директором Вены. Выступал в Ковент Гардене (дебютировал в 1968 году в "Дон Карлосе").

В 1985 году в Лондоне Аббадо организовал и возглавил фестиваль "Малер, Вена и XX век". В 1988 году положил начало ежегодному событию в Вене ("Вин модерн"), проходившему как фестиваль современной музыки, но постепенно охватившему все сферы современного искусства. В 1991 году учреждил Международный конкурс композиторов в Вене. В 1992 году Клаудио Аббадо и Наталия Гутман основали фестиваль камерной музыки "Берлинские встречи". С 1994 года дирижёр является художественным руководителем Зальцбургского пасхального фестиваля (среди постановок "Электра", 1995; "Отелло", 1996), на котором стали присуждаться награды за композицию, живопись и литературу.

Клаудио Аббадо интересуется развитием молодых музыкальных талантов. В 1978 году он основал Молодёжный оркестр Европейского Союза, в 1986 году - Молодёжный оркестр им. Густава Малера, став его художественным руководителем и главным дирижёром; он также является художественным советником Камерного оркестра Европы.

Клаудио Аббадо обращается к музыке разных эпох и стилей, в том числе к произведениям композиторов XX века, среди которых Шёнберг, Ноно (первый исполнитель оперы "Под яростным солнцем любви", 1975, театр "Лирико"), Берио, Штокхаузен, Мандзони (первый исполнитель оперы "Атомная смерть", 1965, Пиккола Скала). Аббадо известен постановками опер Верди ("Макбет", "Бал-маскарад", "Симон Бокканегра", "Дон Карлос", "Отелло").

В обширной дискографии Клаудио Аббадо - полное собрание симфонических произведений Бетховена, Малера, Мендельсона, Шуберта, Равеля, Чайковского; симфонии Моцарта; целый ряд произведений Брамса (симфонии, концерты, хоровая музыка), Брукнера; оркестровые сочинения Прокофьева, Мусоргского, Дворжака. Дирижёр удостоен крупнейших премий за грамзаписи, среди которых "Standard Opera Award" за "Бориса Годунова" в Ковент Гардене. Среди записей отметим оперы "Итальянка в Алжире" (солисты Бальтса, Лопардо, Дара, Р. Раймонди, Deutsche Grammofon), "Симон Бокканегра" (солисты Каппуччилли, Френи, Каррерас, Гяуров, Deutsche Grammofon), "Борис Годунов" (солисты Кочерга, Ларин, Липовшек, Рэми, Sony).

Клаудио Аббадо награждён многими наградами, среди которых Большой Крест Итальянской республики, Орден Почётного Легиона, Большой Крест "За заслуги" Федеративной Республики Германии, Почётное Кольцо города Вены, Большой Золотой Почётный знак Австрийской Республики, степени с отличием университетов Абердина, Феррары и Кембриджа, Золотая медаль Международного общества Густава Малера и признанная во всём мире "Музыкальная премия Эрнста фон Сименса".

Помимо своей деятельности в качестве дирижёра Нью-Йоркского Филармонического оркестра, оркестра Венской Государственной оперы, Чикагского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и других, Клаудио Аббадо основал в 1988 году фестиваль «Wien Modern».

Он так же является основателем Европейского сообщества молодых оркестров и молодёжного оркестра Густава Малера.

В 1960 впервые выступил на сцене Ла Скала в концерте, посвященном 300-летию А.Скарлатти. Участник мировой премьеры оперы Д.Мандзони «Атомная смерть» (1965, Милан, Пиккола Скала). Эта постановка стала его первой оперной работой в прославленном миланском театре. С 1966 регулярно выступал на основной сцене Ла Скала (в 1971-86 музыкальный руководитель, в 1977-79 художественный руководитель театра). Среди постановок на ведущей итальянской сцене: Капулетти и Монтекки (1966, новая редакция с теноровой партией Ромео ); Лючия ди Ламмермур (1967); Симон Бокканегра (1971); Золушка (1973), Итальянка в Алжире (1973); Макбет (1975); Бал-маскарад (1977), Дон Карлос (1977, к 200-летию основания театра); Борис Годунов (1979); Лоэнгрин (1981); Кармен (1984); Пеллеас и Мелизанда (1986, позднее эта сценическая версия была повторена в Венской опере, 1988; Ковент-Гардене, 1992) и др.

После победы на конкурсе имени Митропулоса (1963) Аббадо получил возможность в течение нескольких месяцев выступать с нью-йоркским Филармоническим оркестром. В 1965 дебютировал в Англии со знаменитым Халле-оркестром. В 1965 по приглашению Караяна провел с Венским филармоническим оркестром свой первый концерт на Зальцбургском фестивале. В 1966 впервые появился за пультом Берлинского филармонического оркестра. В 1968 маэстро дебютировал на Зальцбургском фестивале уже в качестве оперного дирижера, исполнив Севильского цирюльника в постановке Поннеля . В том же году дебютировал «Дон Карлосом» в Ковент-Гардене и Метрополитен (в Нью-Йорке он провел 6 спектаклей и более в этом театре не выступал).

С 1971 руководил Венским филармоническим оркестром. В 1978 стал основателем Молодежного оркестра европейского сообщества. В 1979-88 был главным дирижером, а затем и художественным руководителем Лондонского симфонического оркестра. Работал также главным приглашенным дирижером Чикагского симфонического оркестра (1982-86).

В 1974 маэстро гастролировал с труппой Ла Скала в Москве («Симон Бокканегра», Аида , «Золушка»). В 1975 осуществил совместно с режиссером Любимовым и художником Д.Боровским в миланском театре «Лирик» мировую премьеру оперы «Под яростным солнцем любви» Ноно .

В 1975 исполнил в Ковент-Гардене «Бал-маскарад», в 1983 там же «Бориса Годунова» (авторская редакция, режиссер А.Тарковский). Ярким событием стала постановка на фестивале в Пезаро Путешествия в Реймс Россини (1984) с феноменальным составом солистов – Дара, Арайса, Газдиа, Р.Раймонди, Рэми, Риччарелли, Нуччи, Валентини-Террани, Кьюберли, Маттеуцци и др.

С 1984 выступал в Венской опере (дебют – «Симон Бокканегра», режиссер Стрелер). В 1986-91 был художественным руководителем главного австрийского театра. Всего продирижировал здесь 16-ю опусами. Среди лучших постановок «Бал-маскарад» (1986), Воццек (1987), «Путешествие в Реймс» (1988), Хованщина (1989), Электра (1989), Дон Жуан (1990), Свадьба Фигаро (1991, на сцене Театра ан дер Вин) и др. Особо надо упомянуть о возрождении забытой оперы Шуберта «Фьерабрас», исполненной в Театре ан дер Вин в рамках Венского фестиваля (1988, постановка Бергхаус ). Последним спектаклем в Венской опере стал «Борис Годунов» (1994).

На Зальцбургском фестивале маэстро дирижировал «Электрой» (1989), оперой «Из мёртвого дома» Яначека (1992), участвовал в провокационной постановке «Бориса Годунова» (1994, режиссер Вернике ), в 1997 году исполнял «Воццека» (спектакль Пасхального фестиваля, режиссер Штайн ).

В 1989 после смерти Караяна маэстро был избран главным дирижером Берлинского филармонического оркестра (в 2002 его сменил на этом посту Раттл ). В 1993 исполнил с оркестром сочинения Брамса и Р.Штрауса на сцене Ла Скала (последнее выступление в этом театре). Гастролировал с оркестром в Москве (1999).

Аббадо выступал и на других оперных сценах. Среди его работ «Золушка» (1971, Флорентийский музыкальный май; 1983, Барселона), «Аида» (1972, Мюнхен), «Кармен» (1977, Эдинбург), Плащ Пуччини (1987, Барселона), «Электра» (1996, Флоренция), Отелло (1996, Турин) и др. В 1998 дирижировал в Берлине Тристаном и Изольдой (концертное исполнение).

В 1994-2002 возглавлял Зальцбургский Пасхальный фестиваль, где поставил оперы «Электра» (1995, оперный дебют российского режиссера Л.Додина), «Отелло» (1996), «Тристан и Изольда» (2000), Фальстаф (2001), Парсифаль (2002) и др. Среди работ этих лет также «Дон Жуан» в знаменитой постановке Брука на фестивале в Экс-ан-Провансе (1998), Так поступают все (2000, Феррара), «Фальстаф» (1998, 2001, берлинская Штаатсопер), «Симон Бокканегра» (2002, Флорентийский музыкальный май) и др.

В 2003 маэстро завершает свою деятельность в Зальцбурге и становится руководителем Фестивального оркестра Люцерна. В эти годы он постепенно сокращает свои выступления на оперной сцене. В 2005 впервые исполняет Волшебную флейту в Реджо-Эмилии, затем повторяет ее в Ферраре, Баден-Бадене и Модене, а в 2006 дирижирует этой оперой в Эдинбурге. Среди немногочисленных оперных выступлений А. в последние годы – «Фиделио» в Ферраре (2008). В 2010 он исполнил этот бетховенский шедевр в Люцерне. Осенью того же года продирижировал «Стабат Матер» Перголези на фестивале в Йези.

В 2005 Аббадо, продолжая руководить оркестром в Люцерне, возглавил болонский Оркестр «Моцарт». Именно в это время он стал прибегать в аутентичной манере исполнения, став, пожалуй, первым среди выдающихся маэстро, пришедших к этому типу музицирования после столь длительной и успешной классической карьеры. В 2007 из-за резкого ухудшения здоровья временно прекращал выступления, но вскоре вернулся к творческой деятельности.

Аббадо - крупнейший дирижер 2-й половины 20 века. В его репертуаре широко представлены западноевропейская классика, а также русская музыка и авангард (Берг, Шёнберг, Берио, Ноно, Штокхаузен, Пендерецкий и др.). Аббадо – основатель фестиваля современной музыки Wien Modern.

Неоднократно исполнял ораториальную музыку – «Страсти по Матфею» Баха, «Глорию» Вивальди, «Стабат Матер» Перголези, Большую мессу до-минор и Реквием Моцарта, Мессу соль-мажор Шуберта, Реквием Верди, Немецкий реквием Брамса и т. д.

Исполнительская манера дирижера отличается точностью нюансировок и внутренней эмоциональностью без излишней внешней аффектации. Среди лучших студийных оперных записей «Макбет» (1976, солисты Каппуччилли, Верретт, Доминго, Гяуров ), «Симон Бокканегра» (1977, солисты Каппуччилли, Френи, Каррерас , Гяуров, Ван Дам ), «Кармен» (1977, солисты Берганса , Доминго, Котрубас, Милнс ), «Итальянка в Алжире» (1987, солисты Бальтса, Лопардо , Дара, Р.Раймонди), «Пеллеас и Мелизанда» (1991, солисты Ле Ру, Юинг , Ван Дам). Все эти работы осуществлены на фирме Deutsche Grammophon.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря . К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

Итальянский дирижёр, пианист. Сын известного скрипача Микеланджело Аббадо. Закончил консерваторию им. Верди в Милане, совершенствовался в венской Академии музыки и сценического искусства. В 1958 году победил на конкурсе им. Кусевицкого, в 1963 - 1-я премия на Международном конкурсе молодых дирижёров им. Д. Митропулоса в Нью-Йорке, которая дала ему возможность работать в течение 5 месяцев с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Дебютировал в опере в 1965 году на Зальцбургском фестивале («Севильский цирюльник»). С 1969 года дирижёр, с 1971 по 1986 - музыкальный руководитель Ла Скала (в 1977-79 художественный руководитель). Среди постановок в театре «Капулетти и Монтекки» Беллини (1967), «Симон Бокканегра» Верди (1971), «Итальянка в Алжире» Россини (1974), «Макбет» (1975). Гастролировал с Ла Скала в СССР в 1974 году. В 1982 году создал и возглавил Филармонический оркестр Ла Скала.

С 1971 года главный дирижёр Венского филармонического, с 1979 по 1988 - Лондонского симфонического оркестров. С 1989 по 2002 год Аббадо являлся художественным руководителем и пятым по счёту главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра (его предшественники - фон Бюлов, Никиш, Фуртвенглер, Караян; преемник - сэр Саймон Рэттл).

Клаудио Аббадо был художественным руководителем Венской оперы (1986-91, среди постановок «Воццек» Берга, 1987; «Путешествие в Реймс» Россини, 1988; «Хованщина», 1989). В 1987 году Аббадо являлся Генеральным музыкальным директором Вены. Выступал в Ковент Гардене (дебютировал в 1968 году в «Дон Карлосе»). В 1985 году в Лондоне Аббадо организовал и возглавил фестиваль «Малер, Вена и XX век». В 1988 году положил начало ежегодному событию в Вене («Вин модерн»), проходившему как фестиваль современной музыки, но постепенно охватившему все сферы современного искусства. В 1991 году учреждает Международный конкурс композиторов в Вене. В 1992 году Клаудио Аббадо и Наталия Гутман основали фестиваль камерной музыки «Берлинские встречи». С 1994 года дирижёр является художественным руководителем Зальцбургского пасхального фестиваля (среди постановок «Электра», 1995; «Отелло», 1996), на котором стали присуждаться награды за композицию, живопись и литературу.

Клаудио Аббадо интересуется развитием молодых музыкальных талантов. В 1978 году он основал Молодёжный оркестр Европейского Союза, в 1986 году - Молодёжный оркестр им. Густава Малера, став его художественным руководителем и главным дирижёром; он также является художественным советником Камерного оркестра Европы.

Клаудио Аббадо обращается к музыке разных эпох и стилей, в том числе к произведениям композиторов XX века, среди которых Шёнберг, Ноно (первый исполнитель оперы «Под яростным солнцем любви», 1975, театр «Лирико»), Берио, Штокхаузен, Мандзони (первый исполнитель оперы «Атомная смерть», 1965, Пиккола Скала). Аббадо известен постановками опер Верди («Макбет», «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра», «Дон Карлос», «Отелло»).

В обширной дискографии Клаудио Аббадо - полное собрание симфонических произведений Бетховена, Малера, Мендельсона, Шуберта, Равеля, Чайковского; симфонии Моцарта; целый ряд произведений Брамса (симфонии, концерты, хоровая музыка), Брукнера; оркестровые сочинения Прокофьева, Мусоргского, Дворжака. Дирижёр удостоен крупнейших премий за грамзаписи, среди которых «Standard Opera Award» за «Бориса Годунова» в Ковент Гардене. Среди записей отметим оперы «Итальянка в Алжире» (солисты Бальтса, Лопардо, Дара, Р. Раймонди, Deutsche Grammofon), «Симон Бокканегра» (солисты Каппуччилли, Френи, Каррерас, Гяуров, Deutsche Grammophon), «Борис Годунов» (солисты Кочерга, Ларин, Липовшек, Рэми, Sony).

, Болонья ) - итальянский оперный и симфонический дирижёр и музыкальный деятель.

Биография

Клаудио Аббадо родился в Милане, в семье известного скрипача Микеланджело Аббадо . Окончив Миланскую консерваторию им. Верди , Аббадо в дальнейшем совершенствовался у Ханса Сваровски в Венской Академии музыки и исполнительского искусства . В 1958 году получил 1-ю премию на конкурсе дирижёров им. С. А. Кусевицкого в США , а в 1963 году - 1-ю премию и на конкурсе им. Д. Митропулоса.

В качестве оперного дирижёра Аббадо дебютировал в 1958 году в Триесте с оперой «Любовь к трём апельсинам » . В 1965 году впервые выступил на Зальцбургском фестивале , с «Севильским цирюльником » Дж. Россини. В -1986 годах он был главным дирижёром и художественным руководителем театра «Ла Скала ». В -1991 годах - главный дирижёр и художественный руководитель Венской государственной оперы . Одновременно выступал и как симфонический дирижёр: в -1987 годах Аббадо возглавлял Лондонский симфонический оркестр , в 1989 году , после смерти Герберта фон Караяна , возглавил Берлинский филармонический , который покинул в 2002 году . В 1978 году Аббадо основал Молодёжный оркестр Европейского союза .

В 2000 году у Аббадо обнаружили рак желудка; в ходе лечения дирижеру удалили немалую часть пищеварительной системы. В конце 2007-го по состоянию здоровья он прекратил концертную деятельность. 20 января 2014 года , после продолжительной болезни Клаудио Аббадо скончался в Болонье.

Брат музыканта, Марчелло Аббадо (род. 07.10.1926, Милан), - пианист и композитор, руководитель Миланской консерватории (1972-1996). Племянник, Роберто Аббадо (род. 30.12.1954, Милан), - оперный и симфонический дирижёр .

Признание

Аббадо награждён многими наградами, среди которых Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» , Большой крест ордена Почётного легиона , Большой Крест «За заслуги» Германии, Почётное Кольцо города Вены, Большой Золотой Почётный знак Австрийской Республики. Лауреат премии Эрнста фон Сименса (), премии Вольфа ().

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Мравинский (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Клаудио Аббадо занял третье место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён . Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Напишите отзыв о статье "Аббадо, Клаудио"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Аббадо, Клаудио

– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.

Родился Аббадо в Милане, Италия (Milan, Italy), в семье скрипача и композитора Микеланджело Аббадо (Michelangelo Abbado). Именно отец и стал первым наставником Клаудио. Некоторое время 16-летний Аббадо изучал игру на фортепиано, композиторское дело и искусство дирижирования в Миланской консерватории (Milan Conservatory); в 1955-м Аббадо взялся изучать дирижерское дело в Венской музыкальной академии, под началом Ганса Сваровки (Hans Swarowsky). Некоторое время Клаудио провел в Музыкальной академии Киджи (Chigiana Academy) в Сиене (Siena).

В 1958-м Аббадо выиграл дирижерский конкурс имени Сергея Кусевицкого на музыкальном фестивале "Tanglewood"; победа принесла ему не только большой почет и уважение коллег, но еще и возможность поработать в качестве режиссера целом ряде оперных проектов самого разного уровня (преимущественно на территории Италии).

В 1963-м Клаудио выиграл приз имени Димитриса Митрополуса (Dimitri Mitropoulos); эта победа позволила Аббадо пять месяцев проработать с оркестром Нью-Йоркской Филармонии (New York Philharmonic).

В 1960-м Клаудио впервые выступил на сцене миланского La Scala; в период с 1968-го по 1986-й Клаудио занимал в La Scala пост художественного руководителя. Аббадо занимался не только классическими итальянскими постановками, у него находилось время и на более современные оперные постановки. Довольно хорошо запомнилась организованная Клаудио серия концертов на основе работ Альбана Берга (Alban Berg) и Модеста Мусоргского. Во многих отношениях именно стараниями Аббадо опера в La Scala стала куда более доступной для широких масс (в том числе, и представителей рабочего класса).

В 1965-м Аббадо дебютировал в компании с Венским филармоническим оркестром; случилось это на фестивале в Зальцбурге (Salzburg Festival). Позже – в 1971-м – Клаудио стал главным директором проекта. В период с 1986-го по 1991-й Аббадо занимал должность художественного руководителя и дирижера Венской государственной оперы (Vienna State Opera); помимо прочего, именно в этот период в оперном театре был поставлен оригинальный "Борис Годунов" и сравнительно малоизвестная "Хованщина" Мусоргского, "Фьеррабрас" ("Fierrabras") Франца Шуберта (Franz Schubert) и "Путешествие в Реймс" ("Il viaggio a Reims") Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini).

В 1965-м Аббадо впервые выступил на британской земле, с оркестром Halle Orchestra; год спустя он дебютировал в компании Лондонского симфонического оркестра (London Symphony Orchestra), с которым впоследствии начал сотрудничать очень и очень активно.

С 1979-го по 1988-й Клаудио занимал в Лондонском симфоническом должность ведущего дирижера; с 1982-го по 1986-й он занимал аналогичный пост в Чикагском Симфоническом оркестре (Chicago Symphony Orchestra). С этими оркестрами Клаудио несколько раз записывался для "Deutsche Grammophon", "Decca" и "Sony".

В 1989-м Аббадо сменил Герберта фон Караяна (Herbert von Karajan) на посту главного дирижера Берлинского Филармонического оркестра (Berlin Philharmonic).

Лучшие дня

В 2000-м у Клаудио обнаружили рак желудка; в ходе лечения дирижеру удалили немалую часть пищеварительной системы. В 2003-м оправившийся от рака Аббадо основал довольно популярный оркестр "Lucerne Festival Orchestra"; параллельно Клаудио продолжал работать и с другими проектами.

В сентябре 2007-го Аббадо счел за благо оставить дирижерскую деятельность – по состоянию здоровья; впрочем, уже два месяца спустя он вернулся в строй. По данным на июль 2011-го, Аббадо находился в довольно неплохом состоянии; увы, затем его здоровье вновь начало ухудшаться.

20 января 2014-го, после продолжительной болезни Клаудио Аббадо скончался; умер великий дирижер в Болонье.


Top