Духовые инструменты тромбон. Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание

Труба и тромбон

Самая парадоксальная вещь - это то, что духовики ничего не понимают в струнных, деревянные - в медных, все вместе - в ударных, а дирижер верит только в свои иллюзии.

Случайно услышанная фраза

Самая темная для меня компания - это трубачи и тромбонисты. Хотя, казалось бы, вот они, сидят рядом. И слышно их хорошо. Но когда узнаешь, например, что, поев селедки, трубач не может играть, становится ясно, насколько ты их не понимаешь. Конечно, трубач тебе терпеливо объяснит, что от соленого и - более индивидуально - острого, вяжущего вроде хурмы и чего-то там еще пропадает та мелкая вибрация губ, которая и создает звук. Я, безусловно, могу представить, даже и на собственном опыте, весь комплекс ощущений после анестезии у дантиста и его последствия для исполнителя... Но эти особенности... И ведь по выражению лица понятно, что не кокетничают. Отнюдь.

Жаль смотреть на сих несчастных. Их лица искажены как будто судорогой в страшном напряженьи, и вот-вот будет кровь хлестать из губ. И многие из этих несчастных кончают злой чахоткой.

Франсуа Жозеф Гарнье (1759-1825).

Это, между прочим, гобоист пишет о трубачах

Современные вроде получше выглядят. Но смотришь на них все равно с некоторой опаской и сочувствием. Потому что в любом произведении они всегда на передовой. Так исторически сложилось. Начиная с библейских времен. Конечно, под Иерихоном труба была конструктивно иной, но в изображениях архангела Гавриила с трубой, которая протрубит в Судный день, она вполне узнаваема даже без вентильного механизма, который появился значительно позже, чем большинство изображений в готических храмах.

Трубачу невозможно спрятаться в оркестровой массе, хотя часто изумляешься, когда слышишь тихий, теплый и мягкий звук трубы, да еще и в середине аккорда.

И все-таки против природы не попрешь: у трубы репутация сольного и праздничного инструмента, пожалуй, со времен Монтеверди (на самом-то деле и с более ранних времен, но если говорить об оркестре, то, наверно, справедливо считать откуда-то оттуда).

Труба, пожалуй, из тех немногих инструментов оркестра, которые имеют достаточно четкий и однозначный комплекс символики, с ней связанной. Достаточно вспомнить Марш из «Аиды» Дж. Верди или «Позму экстаза» Скрябина.

И каждый раз, когда трубач играет соло, будь то «Американец в Париже» Гершвина или «Неаполитанский танец» из «Лебединого» (ну и что же, что написано для корнета, - играют-то те же люди), смотришь на него с восхищением. А когда две трубы играют сольные октавы, а это у них часто встречается - от Верди до Чайковского, - появляется ощущение чего-то абсолютно недосягаемого.

Собственно, труба как «железо» вписывается в общий ряд медных инструментов: те же акустические особенности и та же борьба музыкальных мастеров за то, чтобы на трубе можно было исполнить весь хроматический звукоряд. Но все фанфары и сигналы, связанные у нас с образом трубы, имеют свое начало там, в натуральных трубах, на которых играли сигнальщики в войсках, на рыцарских турнирах и городских башнях.

Краткое истерическое отступление

И пусть они знают! Все эти исполнители на трубах, валторнах, тромбонах и тубах. Пусть они знают, что со стороны вот в это все въехать невозможно. И понять тоже. А они не в состоянии объяснить. Хотя и не раз пытались. Я всю вину беру на себя.

Потому что помимо базовых вышеперечисленных инструментов есть целая компания саксгорнов, которые обитают в духовых оркестрах: альт, тенор, баритон и очень похожий на него эуфониум, на котором, кстати, не так мучаясь, как обычно, исполняют соло тубы из «Картинок с выставки» Мусоргского - Равеля. А еще существует сузафон - басовый инструмент, напоминающий надетую на музыканта трубу от гигантского патефона. Его придумал тот самый Джон Филип Суза, который знаменит еще и своим маршем «Stars and Stripes Forever». А еще в природе есть такие инструменты, как флюгельгорн, похожий на трубу, но звучащий несколько мягче, фанфара - натуральный инструмент, используемый именно так, как следует из названия (кстати, одну из версий фанфары модернизировали специально для премьеры «Аиды» в 1871 году), геликон, который висит на плече музыканта. Кроме того, приходится принимать во внимание такие вымершие изделия, как офиклеид - кошмарный прибор, который во времена Берлиоза был вытеснен тубой, но написанные для него партии существуют, естественно, до сих пор в бессмертных произведениях классиков. (В том числе, между прочим, и в Реквиеме Верди, а это уже почти наши дни: 1874 год.) А еще существует ряд воплощенных в партитуре и металле фантазий Рихарда Вагнера, таких, например, как семейство вагнеровских тубочек (именно так они и называются) или контрабасовый тромбон из «Кольца Нибелунга». Это я еще не упомянул, что у каждого из инструментов есть куча модификаций в разных строях (или упомянул?.. да тут спятить недолго). А когда мне рассказали про сопрановый тромбон, я совсем загрустил, потому что меня добили тем, что на нем играют трубачи, поскольку, видите ли, мундштук им по размеру ближе. Вконец очумевший, я спросил: «А как же с кулисой? Они же к вентилям привыкли!» На что получил флегматичный ответ: «Ну слух-то у них должен быть…»

Теперь, я полагаю, вы и сами догадались, что на басовой трубе играют тромбонисты. Абсолютно логичное решение, не правда ли?

Д’Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных, и что сейчас он тоже сойдет с ума, как уже сошли те, которые находились перед ним. Но он вынужден был молчать, так как совершенно не понимал, о чем идет речь.

А. Дюма. Три мушкетера

P.S. А можно я про сурдины не буду?..

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Труба дело! Эту трубу Юра принес из школы.Была она старенькой, неприглядной: на одном боку вмятина, на другом - заплата, мундштук облез до невозможности.Пока брат снимал с себя пальто и переодевался - менял черные, аккуратно выглаженные брюки на старенькие, коротковатые

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Труба Отдельная страница в будущей саге о «зоолетии» Санкт-Петербурга - история реставрации вышеупомянутого Константиновского дворца с превращением оного, разумеется, в резиденцию президента:О смете говорить не будем, чтобы не расстраивать бюджетников. Речь о другом.

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Водосточная труба Если в городе среди зимы пропадают водосточные трубы, значит, военные готовятся к полевому выходу. Народная примета Зимы конца семидесятых в Литве отличались сибирскими морозами и обильными снегопадами. Четвёртый час соревнуемся с ветром, кто быстрее:

Из книги Зима в стране "Ласкового мая" автора Разин Андрей

Труба в Надыме Мое самое яркое детское воспоминание - это конгресс всего светлоградского детдома по написанию письма в адрес Аллы Борисовны Пугачевой. Обычно в детдоме такими пустяками не интересовались, а все забавы крутились вокруг игры в войну. Правда, от обычных

Из книги Истребители танков автора Зюськин Владимир Константинович

На прицеле - труба Враг, выбитый из Харькова, отступал на запад неохотно. Откатится на несколько километров - закрепится. И отгородится стеной огня. На очередном таком этапе комбат Халтурин ушел в рядах наступающей пехоты (он часто так делал, чтобы корректировать огонь

Из книги Hohmo sapiens. Записки пьющего провинциала автора Глейзер Владимир

ДЕЛО - ТРУБА Холодное лето 1968 года неумолимо наступило после солнечной «Пражской весны». Наша семья задешево, точнее, бесплатно снимала заброшенную дачу у соседей по коммунальной квартире Гали-Валеры Осокиных-Ломовцевых. Это не одна фамилия, а две, неразрывно связанные

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Труба в Китай В феврале 1999 года Ходорковский с командой приехал в Институт нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения Российской академии наук, расположенного в Новосибирске. Считается, что он был первым из российских крупных нефтяных игроков, кто начал

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Чудо-труба Афинуса Скавриди Впереди тяжелой преградой встали огромные Стетковцы - шестой рубеж обороны Палия. Наши силы были на исходе, но еще хуже обстояло дело у бандитов. Ожидая заслуженной расплаты, они отбивались с особым упорством, используя в качестве укрытий

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

«СТАЛЬНАЯ ТРУБА» И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ «Служба на подводной лодке требует от моряка большой самостоятельности и ставит перед ним задачи, для выполнения которых нужны высокое мастерство и бесстрашие. Единственная в своем роде морская дружба, вырастающая из общности судьбы, из

Из книги Братья Райт автора Чарнлей Митчель

ВЕТРОВАЯ ТРУБА Слова Шанюта заставили братьев несколько иначе взглянуть на свое изобретение. Постепенно они делались больше инженерами воздухоплавания, чем спортсменами.Они стали еще более строго обосновывать разрешение своих задач, а это с течением времени научило их

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

Тромбон Тромбон - единственный оркестровый духовой инструмент, который был механически совершенен еще до возникновения организованных оркестров. А. Карс. История оркестровки Так, с чего бы начать: с тромбонов или с тромбонистов? Потому что и то и другое - довольно

Из книги Циолковский автора Воробьев Борис Никитович

ГЛАВА IX ПЕРВАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА В РОССИИ Изучение сопротивления воздуха начало теперь занимать все внимание Циолковского. Он был глубоко убежден, что точное, научное разъяснение этого вопроса докажет окончательно права гражданства дирижаблей как воздушных судов

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги автора

XXVI. Труба В твоих стихах не только пенье: В них есть призыв, в них есть борьба, И кличет волю на сраженье Неотразимая труба. За все, с чем сердцу жаль расстаться, С чем все святыни нам слились, - Ты бьешься, ты не хочешь сдаться, Как мы, безвольные, сдались. 30 января

(итал. - Trombone, франц. - Trombone,
нем. -
Posaune, англ. - Trombone,)

Тромбон – духовой инструмент, изготовляемый из меди, способный воспроизводить звуки басово-тенорового регистра.
Тромбон был изобретён в XV веке. Прототипом данного музыкального инструмента считаются кулисные трубы, при игре на которых, также как и на тромбоне, звучание варьируется с помощью передвижения трубки.

Диапазон и регистры Тромбона

Оркестровый диапазон – от ми большой октавы до ля первой октавы.


Название «тромбон» дословно переводится с итальянского, как «большая труба». Техника игры на тромбоне принципиально не отличается от техники извлечения звуков из других духовых инструментов. Данный процесс основан на изменении положения губ исполнителя и длины воздушного столба в тромбоне, за счёт движения кулисы.

Натуральный звукоряд с задвинутой кулисой (I ПОЗИЦИЯ):



Семь различных позиций кулисы вкупе с определёнными для каждой из них комбинацией вентилей, позволяют понижать либо повышать строй тромбона на полтона. Следует отметить, что строение тромбона остаётся практически неизменным, начиная с самых первых инструментов данного вида – сакбутов, и заканчивая современными тромбонами. Главное различие между ними заключается в том, что сакбуты были менее габаритными инструментами. Существует и ещё несколько отличий тромбона от сакбута, но они настолько незначительны, что не стоят упоминания, так как уже в 17-м веке были устранены и тромбон стал выглядеть почти также как и в наши дни.

На фото Сакбут Как видите он не сильно отличается от тромбона.
Предпринимались некоторые попытки усовершенствовать строение тромбона. В 19-м веке предлагалось установить на тромбон дополнительные вентили, но такое нововведение не прижилось, так как значительно ухудшало звучание инструмента. Лишь изобретение Кристана Затлера – кватервентиль – стало частью тромбона. Благодаря кватервентилю стало возможным воспроизводить звуки на кварту ниже, что не удавалось сделать ранее в силу некоторых особенностей конструкции инструмента. Тромбоны, снабжённые кватервентилем, сочетают в себе качества басового и тенорового видов инструмента. Их так и называют «тенор-бас-тромбон».

Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки.

trombone (итал., франц, англ.), Posaune (нем.)

От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы. При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент. На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона.


Диапазон тромбона — от G 1 до с пропуском звуков между B 1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H 1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля. Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его партия всегда записываются в соответствии с действительным звучанием.

Тромбон обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект —глиссандо — достигается скольжением кулисы.

Один из лучших тромбонистов нашего времени Кристиан Линдберг исполняет две пьесы из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева: "Танец рыцарей" и "Джульетта - девочка"


Появление тромбона относится к XV веку. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас.


Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров.

Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются. Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Музыкальный инструмент: Тромбон

Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.

Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой , но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису.

Не подлежит сомнению наличие данного инструмента в музыкальных произведениях драматического характера. Гектор Берлиоз во второй части своей «Траурно-триумфальной» симфонии скорбную поминальную речь доверил именно тромбону. Сегодня в симфоническом оркестре используется три тромбона: 1 басовый и 2 обычных, теноровых.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Величайший композитор Л.В. Бетховен говорил, что голос тромбона – это голос Бога.

Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.


Диапазон тромбона от соль контроктавы, до фа второй октавы. Тембр – яркий и светлый в верхнем регистре; благородный и твердый - в среднем; таинственный, мрачный и даже зловещий - в нижнем. Звук тромбона очень разноликий, он может создавать праздничный и драматический эффект.

Тромбон имеет одно преимущество перед остальными инструментами группы медных духовых, он единственный может скользить из одного звука в другой, все это становится возможным из-за движения кулисы. Знаменитое красивое тромбоновое глиссандо исполнятся по такому принципу и является природным штрихом для кулисного инструмента. Ранее в классической музыке использование глиссандо не дозволялось и считалось знаком плохого вкуса. Первые композиторы, которые побороли это утверждение, были А. Глазунов и А. Шенберг, независимо и примерно в одно и то же время.

Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, грушевидную насадку, назначение которой – изменение силы звука и достижение некоторых звуковых эффектов.

Фото :





Интересные факты

  • На раскопках Помпеи, на которых присутствовал король Англии, были найдены древние тромбоны. Неаполитанский король преподнес их в подарок английскому монарху, так как эта находка очень заинтересовала английского короля.
  • Одним из первых ансамблей с участием тромбона был судебный ансамбль города Неаполя, которому также разрешалось играть на свадьбах, в церкви и на полях сражений.
  • Знаменитыми мастерами XV-XVI веков по изготовлению тромбонов была династия Нойшель. Им заказывали тромбоны королевские фамилии со всей Европы. Зачинателем родового бизнеса стал Ганс Нойшель, который сам отлично играл на этом инструменте.
  • Сопрановый тромбон последний раз использовался в XVIII веке в мессе C-dur В.А. Моцарта .


  • «Для частого использования тромбон слишком священный» - эта цитата принадлежит великому композитору Ф. Мендельсону .
  • Первое концертное выступление тромбона, как солирующего инструмента, состоялось в 1468 году на свадьбе герцога Бургундского.
  • Почти во всех операх Вагнера в кульминационных моментах можно услышать группу тромбонов.
  • Партию первого тромбона в знаменитой опере Глинки «Жизнь за царя » единодушно признают самой сложной для исполнения оркестровой партией на этом инструменте.
  • Проверкой профессионализма для любого тромбониста считается исполнение соло на тромбоне в «Болеро » М. Равеля. Сложность задачи заключается в том, что до этой партии инструмент не играет, то есть остаётся «холодным», а исполнять соло приходится в высоком регистре.
  • В начале XX века тромбон стали широко применять в джазовых композициях.
  • В настоящее время во Франции будущие композиторы, выпускники консерватории, обязаны на экзамене представить некоторое количество сочинений, при этом одно из них обязательно должно быть для духового инструмента, в том числе тромбона.
  • Французские и немецкие школы тромбона больше всех в Европе вырастили талантливых тромбонистов.
  • Один из старейших тромбонов, сохранившихся до наших дней, был сделан в 1551 году в Нюрнберге, мастером Э. Шнитцером.

  • До начала применения инструмента в джазе, лучшими считались тромбонисты из Германии и Франции, но затем лидирующие позиции заняли музыканты из США.
  • Двести лет назад на тромбон пытались приспособить вентильную систему, такую как у валторны или трубы. В техническом плане такие инструменты стали значительно подвижней, но их звучание серьёзно проигрывало, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
  • Крупнейший ансамбль, состоящий только из тромбонов, включал в себя 360 исполнителей, которые выступили в 2012 году в Вашингтоне на национальном бейсбольном поле.

Произведения для тромбона

Н.А. Римский-Корсаков - Концерт для тромбона и духового оркестра (слушать)

Анри Томази - Концерт для тромбона с оркестром (слушать)


Конструкция тромбона

Тромбон представляет собой изогнутую два раза цилиндрическую трубку, которая в середине раздвигается кулисой, а в конце резко превращается в конус. Длина трубки составляет 3 метра, диаметр - 1,5 см. Мундштук у тромбона большой, в форме закругленной чашечки.

Средний вес тромбона - 2 кг, с футляром - 4 кг.


Отличие инструмента от остальных членов медно – духовой группы – это наличие особой детали, выдвижной кулисы. Благодаря её перемещению можно воспроизводить звуки хроматического звукоряда. Эту функцию на трубах, тубах, валторнах выполняют вентили.

Иногда на тромбоны устанавливают квинтвентель или квартвентель, чтобы понизить звуки в пределах квинты или кварты. Среди всех инструментов группы «медные духовые» тромбон может претендовать на звание «самого постоянного», поскольку за свою многовековую историю этот инструмент мало в чём менялся. Различают следующие его части:

  1. Крону общего строя.
  2. Раструб.
  3. Кулису.
  4. Мундштук.
  5. Клапан для жидкостного слива.
  6. Первую и вторую стойки.
  7. Уплотнительное кольцо.

На инструменте имеется 7 позиций с разницей от предыдущей в полтона. Позиционирование соотносятся с положением кулисы. Если на 1-ой позиции она совсем не выдвинута, то на последней 7-ой её выдвижение максимально.

Разновидности тромбона

Тромбон относится к группе аэрофонов (духовых инструментов), для которых характерно содержание воздуха внутри, а звуки образуются в результате его колебаний.

Сегодня тромбоны выпускают разных размеров и регистров, классификация тромбонов выглядит так:


  1. Обычный тромбон (теноровый).
  2. Альтовый.
  3. Басовый.
  4. Сопрановый.
  5. Контрабасовый (разница с теноровым одна октава).

Два последних вида сегодня почти не применяются на практике. Самым популярным из них является теноровый, его называют в обиходе просто словом «тромбон».

Применение и репертуар

Развитие исполнительской школы послужило большой популяризации тромбона. Сфера применения его очень обширна: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бенд оркестры, джаз, фанк, ска-панк, свинг, сальса, меринге и другие музыкальные жанры. По звучанию, в симфоническом оркестре тромбон играет значимую, а иногда и первостепенную роль. Ему хорошо удается передать героический или трагический характер, инструмент может звучать как оратор с речью, наполненной воодушевлением. Композиторы поначалу использовали его мрачные тембральные краски, например, В. А. Моцарт в опере «Дон Жуан» и «Реквиеме» поручил инструменту изображать глубины ада. Пример известного использования тромбона в симфонической музыке мы находим у Л.В. Бетховена, в 4-ой заключительной части симфонии № 5 .


Стоит заметить, что способность тромбона точно передавать душевное настроение композиторы поняли и начали использовать только в эпоху романтизма. Г.Берлиоз, Г. Малер, Р. Вагнер, И. Брамс, восхищаясь благородным и величественным звучанием, доверяли тромбонам в своих симфониях не только патетические, но и выразительные лирические моменты.

Занимая важное место в оркестровой и ансамблевой практике, тромбон с большим успехом выступает как солирующий концертный инструмент. Композиторы: И.С. Бах , Г. Персел, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Р. Глиэр , А. Вивальди, К.М. Вебер, И. Гайдн, Э. Григ , Ф. Шуберт, Д. Дварионис, Ф. Куперен, Ж. Б. Люлли, Б.Марчелло, М. Глинка, П.И. Чайковский , С.Рахманинов, Н.А. Римский – Корсаков , Д. Кабалевский, В. Блажевич, Н. Рота и многие другие создали для него шедевры классического концертного репертуара.

Выдающиеся тромбонисты

Заняв прочное место, как активно выступающий оркестровый и ансамблевый музыкальный инструмент, тромбон энергично выходит на концертную сцену как солирующий инструмент.

Среди выдающихся тромбонистов-виртуозов следует несомненно отметить Ф. Бельке, В. Блажевича, К. Мейера, К. Квейссера, А.Г. Дьеппо, Дж.Стампа, А. Фолкнера, З. Пулеца, К. Бакарджиева, К. Линдберга, А. Скобелева, В. Назарова, В. Сумеркина, А. Лихоносова, А. Шипилова.

Знаменитые джазовые тромбонисты: Дж. Джонсон, Т. Дорси, Б. Брукмейер, Ф. Лэйси, К. Ори, Глен Миллер (создатель знаменитого джазового оркестра), Д. Морсалис, К. Хервиг, С. Туре, Т. Дорси, Л. Армстронг, К. Уиндинг, Б. Харри, В. Баташев, А. Козлов, Н.С. Коршунов, Е.А. Рейхе, В.А. Щербинин.

История


Сегодня уже нельзя назвать точную дату появления на свет первого тромбона. Историки нашли самое раннее упоминание о нём в произведениях римских писателей Вергилия и Исидора (первые года новой эры или по римскому календарю 570-730 года). При извержении Везувия в 79 г. н.э. в списках реестров присутствовал этот инструмент.

На раскопках Помпеи археологи обнаружили два отлично сохранившихся инструмента, мало чем отличающихся от современных тромбонов. Они были сделаны из меди и украшены золотыми мундштуками. Некоторые исследователи, например, Г. Риман, полагают, что этот инструмент существовал ещё в IV веке до нашей эры.

Основной же версией, по мнению большинства учёных, является утверждение, что дата появления тромбона в том виде, в каком мы его знаем XV век н.э. Именно с этого времени принято вести отсчёт истории тромбона, поскольку он начал широко использоваться в Европе, для него стали сочинять отдельные произведения и сольные партии.

Считается, что предшественницей тромбона была кулисная труба, имеющая выдвижную трубку, при помощи которой музыкант мог не только исполнять хроматический звукоряд, но и создавать вибрирующий звук. Это увеличивало сходство с человеческим голосом, так как такие трубы использовались для усиления звучания церковного хора.

Первейшие тромбоны, по сравнению с современными инструментами, отличались меньшими размерами и назывались сакбутами. Они имели несколько видов: сопрано, альт, тенор и бас в соответствии с высотой певческого голоса, который усиливали. В 17-м веке сакбуты претерпели некоторые конструктивные изменения, в результате которых получили вид современных инструментов. Название тоже изменилось, сакбуты стали называться тромбонами.

В 19-м веке музыкальный мастер из Германии К. Затлер изобрел квартвентиль, при помощи которого стало возможным понижение звуков тромбона на кварту, и тем самым озвучивание «мертвой зоны», так как из-за специфической конструкции на инструменте невозможно было извлекать некоторые звуки. Примерно в это же время тромбон вошел в составы симфонических и духовых оркестров.

С начала 20-го века тромбон начал динамично развиваться не только как оркестровый, но и как солирующий инструмент. Модернизировался процесс его изготовления, появились крупные фабрики по производству тромбонов: в США - Conn, Holton, King; в Европе – Zimmerman, Heckel, Courtois, Besson. Большую распространенность обрели школы игры, значительно пополнилась концертная литература. Тромбон стал неотъемлемой частью разных музыкальных жанров, например джаза, а в 80-х годах прошлого столетия возрос интерес к сакбутам - тромбонам первого поколения, которые издавна не использовались музыкантами.

За 500 лет существования обрел огромную популярность и сыскал широкое применение. Этот чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью, может мгновенно привлечь внимание слушателей и поднять им настроение. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами и гармонично дополняет их, порождая изумительную по красоте музыкальную палитру.

Видео: слушать тромбон

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Подпорожская детская школа искусств»

РЕФЕРАТ

На тему: «Роль тромбона в развитии духовной культуры»

Выполнил: Дмитриев Вадим

учащийся по классу тромбона

Преподаватель: С.В.Ляпин

г.Подпорожье

2014г.

    Введение.

    История тромбона и его роль в развитии духовной культуры.

    Музыкальный инструмент – тромбон.

    Известные тромбонисты.

    Список литературы.

Введение.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность.

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся: философия, эстетика, религия, искусство, моральное сознание. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Духовность – свойство природы самого человека.

Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность.

Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Искусство и музыка помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность.

Духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

История тромбона, его роль в развитии духовной культуры.

Появление тромбона относится к XV веку.

Непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Сакбуты (первые тромбоны).

Первые инструменты, представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer - тянуть к себе, bouter - толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование нижних голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей. Глюк поручил трио тромбонов сопровождение погребального хора в «Альцесте», а также драматический эпизод в «Ифигении в Тавриде». Моцарт использовал тромбоны почти исключительно в операх и в церковной музыке, в частности, в Реквиеме, где этому инструменту поручено соло. У Бетховена тромбоны впервые появляются в финале Пятой симфонии используются в дальнейшем в Шестой и Девятой, в оратории «Христос на Масличной горе» и других сочинениях.

Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара - Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие.

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне.

В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона). Предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании.

Тромбон (итал. trombone - большая труба) - басово-тенорового регистра .

Тромбон - нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеется добавочная крона, позволяющая понижать звуки на кварту и подключаемая с помощью квартвентиля.

Тромбон существует в нескольких разновидностях , образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Диапазон тромбона - от G (соль контроктавы) до F (фа второй октавы) с пропуском звуков между B и E (си-бемоль контроктавы - ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H, си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон - разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным - в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект - глиссандо - достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона - симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Устройство тромбона


Составные части тромбона:

    крона общего строя;

    мундштук;

    раструб;

    клапан слива жидкости;

    кулиса;

    вторая стойка кулисы;

    первая стойка кулисы;

    уплотнительное кольцо кулисы.

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой - выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо - приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты.

Фридрих Август Бельке(1795-1874)

Немецкий тромбонист, первый выдающийся солист.

Рейхе Евгений Адольфович (1878-1946)

Владислав Михайлович Блажевич (1881-1942)

Профессор московской консерватории

Козлов Аким Алексеевич (1908-1994)

Профессор Санкт-Петербургской консерватории


Top