Экстрим вокал – что это? Обучение экстрим вокалу Вредит ли экстрим вокал чистому голосу.

Экстрим вокал, как ясно из названия - это пение на грани естественных возможностей человеческого голоса. Такие техники очень популярны среди современных эстрадных исполнителей, и желающим научиться петь в этой манере прежде всего необходимо познакомиться с их искусством. Экстрим-вокал чаще всего применяется исполнителями направлений металл, Black и других. Среди техник экстрим-вокала выделяются гроулинг (в переводе «рычание», в древности этот прием применялся племенами ацтеков, майя и другими для ритуального изгнания злых духов), скриминг (крик, на высоких нотах) и харш (сочетание той и другой техники, причем звук может быть любой высоты, и иметь примесь чистого вокального тона).

Только в октябре! Дарим новичкам 2 занятия в подарок (теория + практика) при оплате месяца обучения.

Экстрим-вокал - это сложная техника, которая потребует от желающих ее освоить также целенаправленных занятий в школе экстрим-вокала. В этой области требуется особый подход и к исполнительским приемам, и в плане выработки бережного отношения к голосовому аппарату.

На уроках экстрим вокала с опытным педагогом в Рок-Академии «Москворечье» вы сможете поставить голос, научиться владеть своим дыханием и добиться неповторимой манеры исполнения экстрим-вокала. Не владея специальными приемами, нельзя подражать любимым певцам, пытаться хрипеть или кричать в их манере: эффекты звукоизвлечения в таких случаях могут быть очень разными, а приемы их создания индивидуальны для каждого исполнительского аппарата. В обучении экстрим-вокалу очень важны постепенность и индивидуальный подход к каждому занимающемуся, к его неповторимым тембровым особенностям и вокальным навыкам. Самостоятельная работа над экстрим-вокалом может привести к серьезным проблемам со связками. В этой работе очень важен контроль и помощь преподавателя вокала , который раскроет вам секреты этих эффектов и поможет сохранить голосовые данные.

Для исполнения композиций с применением экстрим-вокала на сцене нужен микрофон, обладающий специальными характеристиками, например, способностью эффектно усиливать низкие регистры, подчеркивать тембровые особенности того или иного приема. Учащийся, готовящийся к сценическому выступлению, сможет посоветоваться с педагогом, чтобы выбрать наиболее подходящую к данной технике модель. Учащиеся нашей рок-академии успешно выступают на сцене в разных стилях и техниках, в том числе и в стиле экстрим-вокала. Выпускники принимают участие в эстрадных вокальных конкурсах, в том числе в популярном и престижном шоу «Голос», и пользуются большой популярностью среди слушателей.

Цена в месяц:

  • С партнёром: 5500 руб.
  • Индивидуально: 6500 руб.

Если у вас остались какие-то вопросы, вы можете задать их лично преподавателю вокала на дне открытых дверей в субботу. Если же сомнений у вас нет, и вы точно знаете, чего хотите - записывайтесь на занятия по телефону или нажав на кнопку "Записаться".

Сейчас все большую популярность приобретает тяжелая музыка, такие стили как блэк-метал, металкор, дэт-метал, грайндкор, эмокор, дэткор. Поклонники такой музыки образуют целые молодежные субкультуры. Они собирают свои музыкальные команды, репетируют, выступают, несут в массы свое творчество. В связи с этим и растет потребность в обучении молодых начинающих музыкантов или просто ребят увлекающихся данными стилями. Ведь специфика стиля предполагает специфику приемов исполнения этой музыки, что очень ярко видно на техниках вокала.

Вокал, характерный для стилей тяжелой музыки выделился в отдельное направление, и получил название экстремальный вокал. Сюда относятся такие приемы как скриминг, гроулинг, шрай, харш, пигвойс и др. Все названия взяты от иностранных слов, значение которых отражает сущность получаемого звука: scream - крик, grawl - рычание, schrei - вопль, harsh - хриплый, pig voice - голос свиньи. Отсюда можно понять, что экстремальный вокал имеет достаточно агрессивный звук, и, занимаясь им, нужно быть очень осторожным со своими связками. Многие начинают бездумно хрипеть, рычать, кричать, а потом просто перестают петь вообще. Но не нужно бояться, что использование техник экстремального вокала в вашем исполнении нанесет вам непоправимый вред. Если вы уделите занятиям экстремальным вокалом достаточно времени и внимания, то вы научитесь гроулить и скримить без вреда для ваших связок и чистого вокала.

Всегда подготавливайте свой голос перед занятием скримом, гроулингом или другой техникой. Нужно разогреть связки. Самый быстрый способ - это теплый чай, молоко или просто вода (что бывает даже лучше, так как не сушит связки). И затем нужно немного попеть что-нибудь, чтобы подготовить голос к занятию экстремальными техниками.

Всегда употребляйте много воды. Во время занятия вокалом рекомендуется увлажнять горло.

Во рту должно быть сильное слюноотделение. Этому способствуют зеленые яблоки или любые леденцы (только не переборщите с ментоловыми леденцами).

Ни в коем случае нельзя перед занятием экстремальным вокалом пить алкоголь и курить. А лучше этого не делать совсем, так как это сажает ваше дыхание и раздражает связки. То, что говорят, чтобы лучше гроулить нужно «прокурить» голос - это не правда, так говорят не профессиональные вокалисты. Не забывайте о правильной постановке голоса, только при соблюдении правильной техники чистого вокала вы сможете громко и долго «рычать» и «кричать».

Заниматься экстремальными техниками вокала нужно ни один день и ни один месяц. Нужно упражняться в этом постоянно и тогда вы получите хороший результат. Только тогда вы сможете выдерживать продолжительные выступления, исполняя экстремальный вокал, без последующего вредя для вашего голоса.

Экстремальным вокалом принято называть те виды фонации, которые вызывают у слушателя ощущение их опасности и вредоносности для голосовых связок. Данные виды пришли в российский вокал не так давно и до сих пор подвергаются жесткой критике со стороны классической вокальной школы, как в связи с их «неблагозвучностью» на слух, так и в связи с непоколебимым мнением об их разрушительном действии для голосовых связок.

С другой стороны, как противодействие данному неприятию, пышным цветом расцвела целая гвардия молодых «пророков»-умельцев, берущихся обучать народ тем «фишкам», которые сами умеют делать. В 99% случаев речь идет о дилетантах в области вокала, мало отдающих себе отчет в вокальной анатомии, но инстинктивно овладевших (правильно или не правильно) данными типами звукоизвлечения.

И чем дольше и упорней преподаватели вокала отказываются принять существование чуждой им фонации и приемов, как неотъемлемую часть вокальной техники, чем больше пытаются бороться с «нездоровыми тенденциями», пытаясь обратить очередного любителя death metal в оперную веру, тем более способствуют сложившейся опасной ситуации.

Ведь заставить вокалиста поменять свои вкусы, а порой и карьеру, абсолютно невозможно. Потому, получив очередной отказ в обучении, сопровождаемый наставлением петь более «здоровую» музыку, он напрямую отправляется к очередному кудеснику на YouTube или на урок, дабы постичь азы запретного плода. На западе такое явление наблюдается в гораздо меньшей степени и именно потому, что данный тип вокала был принят, понят и изучен.

Как известно, понимание явления - это ключ к его успешному освоению, так что данная статья имеет целью дать базовые понятия об экстремальном вокале, его видах, принципах, проблематике и общих способах освоения, минуя детальные рекомендации именно по той причине, что осваивать его необходимо под контролем вокального тренера .

Итак, к экстремальному вокалу относятся: grunt, growl, scream (его разновидности: low scream, inhale scream, outhale scream ), pig squeal, rattle и distortion . Безусловно, специалисты-металлисты назовут еще с десяток разновидностей, как то: harsh, fry-screaming, shriek, grim и многие другие.

Но, по сути, они являются лишь вариантами упомянутых выше видов, отличающиеся только своей тональной высотой, дополнительной окраской за счет добавления или не добавления rattle , или же вовсе не верны в своем названии, как например fry-screaming , так как при появлении screaming это уже далеко не fry , а совсем другая техника с точки зрения физиологии, хоть и звучит похоже. Кроме того, многочисленные вокальные школы экстрима часто пользуются разными названиями для обозначения одних и тех же вокальностей.

При всем перечисленном многообразии стилей экстрима, согласитесь, как-то некорректно называть это все «расщеплением». А именно этот термин, не употребляемый ни одной западной школой, почему-то прочно вошел в обиход в нашей стране. Причем что и на что расщепляют, большинство ответить затрудняется.

Кто-то интерпретирует это, как расщепление звука на 2: музыкальный и шум, при этом еще и утверждая, что «один дыхательный поток как бы расщепляется на два». Честно говоря, не встречала в природе ни одного живого существа, обладающего двумя дыхательными аппаратами и способного создавать два дыхательных потока, равно как и феноменов разделения выдыхаемого воздуха на 2 струи.

Да и далеко не во всех стилях образуется музыкальный звук и шум, о чем вы позже узнаете.

Кто-то утверждает, что расщепляются связки: ложные отодвигаются от истинных голосовых и вибрируют независимо. Звучит хоть и привлекательно, но с точки зрения анатомии абсолютно не верно, так как ложные связки находятся в непосредственной близости от голосовых, чуть выше, прилегая к ним и создавая им надежную защиту-прикрытие, и отодвигаться от них не способны. Это равносильно тому, что подвинуть гланды вверх или вниз, или отодвинуть печень от желудка.

Помните, мышцы могут делать только то, что им позволяют суставы. В данном случае суставы гортани не позволяют мышце, лежащей в основе ложных связок (латеральная щито-черпаловидная мышца) двигаться вверх, отодвигаясь от голосовых связок, а только сжиматься, приближаясь к голосовым связкам и создавая эффект рыка за счет искажения вибрации последних; или же отдаляться от них, раскрываясь и не мешая вибрации голосовых связок, но тогда и сами ложные не вибрируют, и звук получается чистым.

Возникает вопрос: неужели все вокальные экстремальные стили задействуют это сжатие ложных связок и их трение о голосовые? Если да, то откуда все же такая разница в экстремальных вокальных стилях? Как же все-таки знаменитые исполнители агрессивных стилей умудряются не потерять голос в течение своей долгой вокальной карьеры?

Итак, все по порядку.

Освоение любого экстремального стиля включает в себя обязательное знание базы вокала и специальные навыки. Овладеть правильно специальными навыками экстремального вокала с нуля, не умея хорошо контролировать свой «чистый» голос невозможно и опасно. Уясните себе твердо этот пункт, все любители быстрого результата при минимальных усилиях!

Очень часто, к сожалению, приходится наблюдать явление, когда молодой парень, увлекающийся каким-нибудь экстремальным стилем рока, часто еще и не обладающий музыкальным слухом, делает ставку на экстремальный вокал. А что: некоторые экстремальные стили больше похожи на шум, интонировать там не надо, то есть по сути можно петь, не «заморачиваясь» попаданием в ноты. Почему бы не освоить сразу данный тип вокала, тем более что другие стили и не нравятся?

А вот и нет. Любая профессиональная фонация, то есть длительная и громкая, будь то вещание на публику или просто хобби орать из окна весь день напролет, требует хорошего вокального контроля, включающего в себя:

Контроль выдоха,

Умение не допускать или регулировать зажим ложных связок,

Умение создавать необходимое смыкание голосовых связок,

Умение создавать нужный эффект резонанса.

Это минимум или базовые навыки, без освоения которых за специальные браться не следует, так как это неминуемо приведет к тому, что вы не просто не сможете петь, но рискуете и потерять ваш разговорный голос. И последствия могут быть непоправимыми!

Вокальная мышца слабо чувствительна, так что даже когда вокалист не чувствует во время пения болевых или других неприятных ощущений, это не означает того, что он не разрушает свои голосовые связки. Поэтому очень важно уметь распознавать вокальный зажим, являющийся главным врагом вокалиста, и уметь его контролировать: не допускать вовсе или же создавать в такой пропорции и количестве, чтобы звуковой эффект был получен без вреда для здоровья.

Абсолютно во всех видах экстремального вокала участвуют следующие части вокального аппарата: ложные связки, голосовые связки, преддверие гортани, гортань, язык, мягкое нёбо, а также особые комплексы воздействия на скелетную мускулатуру - анкеровка головы и шеи, анкеровка торса.

Что касается ложных связок, то тут важно уметь как расширять их, не допуская зажима, так и сужать их (а не сжимать ! ), создавая контролируемый или нужный вам зажим, о чем уже было написано выше.

Преддверие гортани, а именно его мышца-сфинктер, участвует в резонансе, создавая twang , работающий в данном случае как усилитель не только голоса, но и всех шумовых эффектов, которые без него не были бы слышны даже в микрофон. Без данного типа резонанса вокалисту просто пришлось бы орать, как резаному, создавая зверский зажим, а также бесспорный и скорый конец своим голосовым связкам.

Гортань, мягкое нёбо и язык, путем смены их положения от низкого до высокого, участвуют в создании тембровой окраски звука и/или дополнительной вибрации, необходимых для каждого вида экстрима.

Анкеровка помогает контролировать выдох, а также создавать дополнительный резонанс.

Что касается выдоха, то тут вступает в действие особый баланс между силой выдоха и подсвязочным давлением. Для каждого отдельно взятого вида экстрима важно знать, какое подсвязочное давление необходимо, и сколько воздуха нужно использовать для создания отдельных спецэффектов. Эти два понятия не равнозначны, так как сильное подсвязочное давление никогда не создается выталкиванием огромного количества воздуха, а наоборот - использованием малого или же только чуть бОльшего, но в обоих случаях с очень хорошим контролем выдоха, позволяющим избежать выталкивания (за это отвечает анкеровка). При высоком подсвязочном давлении смыкание голосовых связок всегда более плотное (толстое состояние или «масса»).

Слабое же подсвязочное давление создается двумя путями: небольшим и слабым выдохом, если речь идет о низких и негромких звуках, либо бОльшим выдохом, если речь идет о фальцете*, который входит в «рецепты» некоторых видов экстрима (в этом последнем случае тоже необходима анкеровка).

* В западно-европейской и американской школе фальцетом принято называть звук любой высоты с наличием в нем воздуха.

Так, для growl (grunt ) необходима большая воздушная струя, а для death scream (вопль смерти) - сильное подсвязочное давление, но небольшая воздушная струя и т.п.

То есть для каждого вида экстрима нужно использовать необходимое подсвязочное давление и необходимую воздушную струю.

Ну что, укладываются все эти познания в рамки «расщепления» и отдельно взятых уроков у носителей экстремального мастерства лично или на YouTube , с рецептами «покашлять», «пробовать сжимать ложные связки, пока они не огрубеют и не привыкнут», «посылать звук в нос» и т.п.?

Подробно виды экстремальных стилей и их отличия будут рассмотрены .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Что такое экстрим вокал? Виды экстремального вокала? Бывают ли вообще экстремальные виды пения?

Итак, давайте разбираться, что такое экстрим вокал. Это вокал, при котором рискуют жизнью, спросите вы? Или может быть есть риск оглушить себя или слушателей? И да, и нет, ответим мы вам! Экстрим вокал – это такой вид вокала, при котором используются специальные техники, и звучит этот вокал очень специфически. Давайте рассмотрим основные виды экстремального вокала. Самые популярные виды – это скриминг , что означает крик, гроул – рычание, шрай – вопль, харш – хрип, пиг воис – голос свиньи.

Такой вид вокала имеет очень агрессивное звучание и применяется в таких музыкальных стилях как металкор, эмокор, блэк-метал, дэд-метал, дэткор. Техника, которая требуется для исполнения в таких жанрах не так проста и требует специального подхода. Ни в коем случае нельзя без педагога самостоятельно осваивать эти экстремальные виды вокала , потому что это может привести к сильным повреждениям связок! Ни в коем случае нельзя бездумно начинать хрипеть или кричать, подражая любимым исполнителям. Они, в свою очередь, долго тренировали свой аппарат, чтобы добиться такого звучания. Об этом нельзя забывать ни в коем случае. Но также нужно понимать и то, что правильные занятия и уделение экстрим вокалу достаточного времени скоро научить вас петь в любимом жанре.

Вот несколько советов, которые помогут вам при занятиях экстремальным вокалом.

  • Занятия всегда должны проходить на разогретых связках. Помимо распевки , вам помогут горячее молоко или чай.
  • Этот вид техники всегда требует сильного увлажнения связок, поэтому пить воду во время занятий просто необходимо.
  • Обязательным условием удачного экстрим вокала должно быть хорошее слюноотделение, часто для этого исполнители едят зелёные яблоки.
  • Перед занятиями, да и вообще не рекомендуется вокалистам курить и пить алкоголь, так как это сильно раздражает связки.
  • Как и в любой другой вокальной технике, нужно помнить про правильное дыхание и вокальную опору. Только при таких условиях вы сможет долго и с грохотом рычать или кричать, не сорвав связки и голос.

Подводя итоги, хочется сказать, что заниматься экстремальным вокалом нужно долго и регулярно, чтобы добиться правильного звукоизвлечения и не навредить своим связкам, а также помнить, что в некоторых случаях занятия таким видом вокала приводит к образованию узлов на связках, потому что организм защищает связки и делает их грубее, чтобы они не повредились. Так что подумайте, уверены ли вы, что желание научиться петь экстремальным вокалом это цель вашей жизни? Может быть просто наслаждаться творчеством любимых исполнителей, не пытаясь настраивать свой голосовой аппарат на подобных волнах?

Тот, кто всерьез интересуется вокалом, наверняка с удовольствием просмотрим вводный видео урок в школу экстремального вокала. Этот тип вокала – это именно та манера пения, которая является чрезвычайно популярной в современной тяжелой музыке. Начать знакомиться с тем, как научиться петь экстрим вокалом, можно начав смотреть цикл видео уроков от Влада Лобанова.

Видео-урок «Школа экстрим вокала Влада Лобанова»

Когда можно начать заниматься экстремальным вокалом?

Голосовой аппарат человека изначально приспособлен для того, чтобы издавать звуки, которые становятся основой экстремального пения. Именно поэтому нельзя сказать, что существует какой-то определенный возраст, когда можно начинать заниматься. Обучение данному типу вокала возможно практически в любом возрасте. Поскольку мы не использует такой вокал в жизни, связки постепенно ослабевают. Это приводит к тому, что нужно дополнительно тренироваться, желая обучиться экстрим вокалу.

Когда нельзя заниматься?

Существует несколько противопоказаний для занятий экстремальным вокалом, среди которых:

  • болезни, связанные с ЛОР-областями;
  • период ломки голоса.

Вредит ли экстрим вокал чистому голосу?

Люди, которые начинают брать уроки экстремального вокала, часто спрашивают, вредит ли такое пение умению петь чисто. Стоит знать, что экстрим вокал не вредит чистому пению. Занимаясь правильно и соблюдая технику, нельзя навредить своему чистому голосу. Можно параллельно петь чистым вокалом и экстремальным вокалом. Стоит помнить, что для эффективного совмещения необходимо практиковаться.

С чего стоит начинать?

Желая заняться скримингом или гроулингом, стоит ознакомиться с тем, какие бывают виды экстремального вокала. Почитав про типы экстремального пения и послушав демо записи, можно выбрать то, что придется по душе. Чтобы определиться, что подходит Вам лучше, попробуйте записать несколько кавер версий песен после того, как посмотрите основные уроки школы Влада Лобанова.

Ответы на основные вопросы относительно экстремального вокала помогут тем, кто желает научиться скримить или гроулить, начать занятия и определиться с типом экстремального пения.


Top