Ксения Вязникова: «Каждый певец вырастает настолько, насколько он умён. Ксения вязникова Ксения вязникова меццо сопрано

Ксения Вязникова - яркое вокальное явление в российском музыкальном пространстве. В репертуаре ведущей солистки Московского музыкального театра «Геликон-опера» свыше 30 ведущих партий для меццо-сопрано. Она - педагог двух ВУЗов, регулярно даёт мастер-классы, участвует во множестве интересных проектов.

- Как у вас появилось желание петь?

Когда я была ребенком, захотела пойти в музыкальную школу, и мама меня отвела на прослушивание в Школу им. Гнесиных. Там сидел такой чудесный дяденька, я его до сих пор помню, он мне сказал: «Хочешь к нам на скрипочку?» - я сказала: «Нет», - «А на флейточку?», - «Нет», - «А чего ты хочешь, девочка?»,- и девочка сказала: «Я хочу туда, где поют» - «Ну, извини, у нас не поют».

В итоге в моей жизни возникло такое замечательное место, как детская музыкально-хоровая школа «Восход», которой руководили три потрясающие сестры: Ирина, Галина и Марина Радченко. Сегодня школа процветает, и Галина Измайловна Радченко - её директор.

Там я занималась всё детство: у нас была интересная и обширная творческая жизнь. Мы постоянно участвовали в каких-то конкурсах, куда-то ездили, занимались в хоре.

Как я сейчас понимаю, подготовка была очень высокого уровня. После этой школы я безо всяких проблем поступила в училище при Московской консерватории, а после его окончания и в Московскую консерваторию в класс народной артистки России, профессора Нины Исаковой. У неё я училась до второго курса, а после отъезда Нины Сергеевны в США ее заменила не менее талантливый педагог и певица Лариса Никитина, очень знаменитая в своё время солистка Большого театра. У Ларисы Александровны я заканчивала консерваторию.

- А кого вы считаете вашим главным педагогом?

Вы знаете, мне бы не хотелось выделять главного, потому что в каждый период жизни тебе даётся определенный педагог. Лично у меня так складывалось. От каждой встречи с педагогом, режиссёром, дирижёром, коллегами-музыкантами, ты можешь взять что-то для себя очень важное, то, что раскрывает тебя с другой стороны и дает импульс твоему развитию.

Мои консерваторские педагоги и профессора гармонично дополнили друг друга. Я считаю, именно синтез двух школ, которые я почерпнула от своих педагогов, успешно отразился на мне. Нина Исакова занималась со мной русской школой, Лариса Никитина в своё время училась у маэстро Барра в школе при театре Ла Скала, куда была послана с труппой Большого театра - она меня познакомила с итальянской школой.

- Что принесло в вашу творческую жизнь обучение в Венской академии музыки?

На моём творческом пути возникла удивительная программа под руководством чудесной женщины Иветты Вороновой «Новые имена».

Эта программа дала мне возможность стажироваться в Венской академии музыки у профессора Ингеборг Вамзе. С Ингеборг мы занимались, конечно, музыкой Моцарта и Вагнера, камерными сочинениями. Ингеборг была прекрасной певицей и давала немецкую школу пения.

Эта школа далека от русской и итальянской, но я постаралась ею овладеть, и мне кажется, довольно удачно - я до сих пор обожаю немецкую музыку и слушать, и исполнять. Вообще, для меня немецкий язык в пении самый удобный.

Тогда я открыла в себе много интересного.

Однажды в Москонцерте был проект с Александром Майкапаром - внуком того самого Майкапара, чьи пьесы мы изучаем с детских лет. Мы подготовили вокальный цикл Брамса «Прекрасная Магелона», который представили в Шуваловской гостиной. Я тогда совершила грандиозный для себя подвиг: я сделала стихотворный подстрочный русский перевод с немецкого языка…Титанический труд. Больше я на подобное никогда решусь! Невероятно мучительно и долго! Но концерты состоялись!..

Моя любовь к немецким романтикам, она, конечно, родом из Вены - от фрау Вамзе.

- Можно ли с уверенностью утверждать, что ваша вокальная карьера сложилась или вам еще есть куда стремиться?

Ой, конечно, есть. Хотелось бы спеть Эболи, это моя партия: музыка Верди такая роскошная. Пока, к сожалению, не сложилось. Хотя я много спела вердиевского репертуара: «Фальстаф», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Аида» и так далее… Но «Дон Карлос» пока нет - думаю, он еще ждет меня впереди. Эта партия очень удобно написана для моего голоса. Фрагментами я пела и Арию, и Песенку Эболи, но хотелось бы, чтобы партия состоялась целиком.

- Недавно прошла премьерная серия спектаклей «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Вы исполняли партию Графини. Любите ли вы эту партию и считаете ли её чем-то особенным в вашем репертуаре?

Я бы сказала не об особенности, а об уникальности этого сочинения. У русских композиторов, и даже у самого П.И. Чайковского, «Пиковая дама» - это абсолютно отдельное музыкальное произведение: два гения - Пушкин и Чайковский, - слились воедино в каком-то необычайном экстазе. Тот факт, что композитор написал оперу в такой короткий период, что в его музыке столько внутренних душевных переплетений, делает это произведение шедевром. Партия Графини настолько мистическая и загадочная, что ее нельзя назвать любимой, она стоит особняком, она больше актерская, чем вокальная. Этот образ проходит через всю оперу, при этом у Графини не так много пения: на протяжении всей оперы ты должен играть, и это захватывает.

Нам всем очень повезло, что с нами на этой постановке работал Владимир Иванович Федосеев, потому что он - уникальный музыкант. Складывается такое впечатление, что он сидит внутри тебя, когда ты поешь. И шикарно сделанная в плане драматургических переплетений и взаимоотношения героев постановка получилась абсолютно мистической. Дмитрий Бертман разгадал всё мастерски, впрочем, как обычно.

- Вы преподаёте одновременно в двух вузах: в ГКА им. Маймонида и ГИТИСЕ, а как часто вы даёте мастер-классы?

Недавно я провела мастер-класс в рамках конкурса «Дети играют старинную музыку» - в нем участвуют дети до 18 лет.

В декабре я давала мастер-класс в рамках конкурса музыкантов-исполнителей, который проходил в ГКА им. Маймонида и назывался «Шубертиада». Форма мастер-класса каждый раз зависит от аудитории, которая представлена. Ты в течение ограниченного времени должен найти нюансы, маленькие подсказки, которые сам певец быстро для себя трансформирует. То, что сделано педагогом, я не имею право технически изменять. С моей точки зрения, это просто-напросто запрещено. Задача мастер-класса - быстрое улучшение исполнительской манеры, буквально, в кратчайшие минуты. Это очень интересно: все певцы абсолютно разные, ты к ним должен мгновенно пристроиться, найти с ними единый язык общения, постараться, чтобы певец тебя понял. Я всегда записываю свои мастер-классы на видео, потом смотрю, анализирую, насколько все получилось. И, конечно, когда зрители и участники слышат какие-то улучшения, зал бурно реагирует. Все хлопают - это является своеобразным знаком, что тебе удалось помочь. Это очень приятно.

- Занимаясь с молодёжью, можете ли выделить общие проблемы, и имеется ли у вас общая «панацея от бед»?

Основная проблема русских певцов, на мой взгляд - это незнание на должном уровне иностранных языков. Да, пение на английском сейчас есть, и это хорошо. Но английский - это микроскопическая доза в пространстве общемировой музыкально-вокальной культуры. Певческие языки - это скорее немецкий, французский, итальянский, ими свободно владеет очень маленький процент певцов.

В момент передачи эмоционального состояния (пения) очень важно, чтобы певец понимал каждое слово, которое он поет, а не просто имел общее представление о смысле предложения. Для того, чтобы построить музыкальную фразу, необходимо выделить главное слово, и в каждом языке оно будет абсолютно разное. Это проблема!

Никакой «панацеи от бед» быть не может, так как каждый певец вырастает настолько, насколько он умен. Если он не очень умен, то, скорее всего, будет вариться в собственном соку, а умный певец, безусловно, достигнет высот!

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото со спектакля - Ирина ШЫМЧАК, заглавное фото-портрет - Анна ВОЛК

Важня информация!

В рамках конкурса "Дети в мире старинной музыки" пройдут мастер-классы с участием Ксении Вязниковой для вокалистов.

Международный музыкальный конкурс «Дети в мире старинной музыки» продолжает традиции конкурсов для детей, созданных Многопрофильной компанией «АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС» и Информационным агентством «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК» в содружестве с музейными площадками Москвы, выдающимися музыкантами и педагогами. По традиции в программе будут звучать лучшие музыкальные произведения, созданные до 1780г. Мы предлагаем юным исполнителям окунуться в этот музыкально-исторический период, когда музыкальные композиции, написанные для камерного, театрального и концертного исполнения, были близки по стилю исполнения к духовным произведениям. В рамках подготовки к конкурсу «Дети в мире старинной музыки» запланированы уникальные мастер-классы для участников и выступления лауреатов прошлых лет.

Родилась в Москве.

Закончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 1998 году. Стажировалась в Венской музыкальной академии у профессора И. Вамзера с 1996 по 1998 год. На сцене Венской государственной оперы певица исполнила партии Азучены (Верди «Трубадур»), Керубино (Моцарт «Свадьба Фигаро»).

В 1998 году дебютировала на сцене Чешской национальной оперы г. Брно, в премьерных спектаклях «Кармен» (Кармен) и «Самсон и Далила» (Далила).
Ксения Вязникова неоднократно участвовала в Собиновском фестивале (г. Саратов), Шаляпинском фестивале (г. Казань). В 2000 году совместно с компанией «EURO STAGE» певица приняла участие в международном проекте постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино). В 2003 году с итальянскими постановщиками Марко Боэми (дирижер) и Дени Криеф (режиссер) участвовала в премьере оперы Верди «Набукко» в партии Фенены (Голландия), а в 2004 году приняла участие в премьере этой же оперы в постановке Дмитрия Бертмана в Дижоне и Париже (Франция) с участием оперной примадонны Марии Гулегиной.
Лауреат международных конкурсов вокалистов: первая премия конкурса имени Шуберта, вторая премия конкурса имени Печковского («Вокалисты в Большом»), дипломант конкурса имени Римского-Корсакова. Лауреат программы «Новые имена планеты».

Певицей сделаны CD-записи редко исполняемых камерных произведений Брамса «Прекрасная Магелона», «Четыре строгих напева», а также симфонической поэмы Берлиоза «Ромео и Джульетта».

В с 2003 года.

Гастроли: Великобритания, Израиль, США.

Репертуар:

Ольга «Евгений Онегин», П. Чайковский
Полина, Миловзор, Графиня «Пиковая дама», П. Чайковский
Кончаковна «Князь Игорь», А. Бородин
Марина Мнишек «Борис Годунов», М. Мусоргский
Ратмир «Руслан и Людмила», М. Глинка
Ваня «Жизнь за царя», М. Глинка
Хивря «Сорочинская ярмарка», М. Мусоргский
Марфа «Хованщина», М. Мусоргский
Мать « », И. Стравинский
Подточина «Нос», Д. Шостакович
Кащеевна «Кащей бессмертный» Н. А. Римский-Корсаков
Амастрис «Ксеркс», Г. Гендель
Корнелия «Юлий Цезарь», Г. Гендель
Амнерис «Аида», Дж. Верди
Ульрика «Бал-маскарад», Дж.Верди
Фенена «Набукко», Дж. Верди
Маддалена «Риголетто», Дж. Верди
Азучена «Трубадур», Дж. Верди
Мисс Квикли «Фальстаф», Дж. Верди
Далила «Самсон и Далила», К. Сен-Санс
Керубино, Марселина «Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт
Графиня Гешвиц «Лулу», А. Берг
Кармен «Кармен», Ж. Бизе
Ортруда «Лоэнгрин», Р. Вагнер
Фрика «Валькирия», Р. Вагнер
Любаша «Царская невеста», Н. Римский-Корсаков
Мать Генриетта « », Ф. Пуленк
Клавдия, Мать Алексея, соло из кантаты «Упавший с неба», С. Прокофьев
Секст «Милосердие Тита», В. А. Моцарт
Фенена «Набукко», Д. Верди
Баба-Яга «Русалка», А. Дворжак
Марина Мнишек «Борис Годунов», М. П. Мусоргский (редакция Д. Д. Шостаковича)
Императрица Екатерина Великая «Царица» Д. Ф. Тухманов

Соло «Реквием» В. А. Моцарт
Соло «Реквием» Дж. Верди
Месса си-минор И. С. Бах
«Магнификат» И. С. Бах
Кантаты 109-я и 114-я И. С. Бах
"Stabat Mater" Дж. Перголези
«Ромео и Джульетта» Г. Берлиоз

Ксения Вязникова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Никитиной). Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). Была удостоена звания лауреата на международных конкурсах вокалистов имени Ф. Шуберта (I премия) и имени Н. Печковского (II премия) и диплома Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова. Стипендиат программы «Новые имена планеты».

В 2000 году Ксения Вязникова стала солисткой Московского камерного музыкального театра под управлением Б. А. Покровского. В настоящее время - солистка театра «Геликон-опера» (с 2003 года) и приглашенная солистка Большого театра (с 2009 года).

В репертуаре певицы партии Ольги («Евгений Онегин»), Полины («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь»), Марины Мнишек («Борис Годунов»), Марфы («Хованщина»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Вани («Жизнь за царя»), Любаши («Царская невеста»), Кащеевны («Кащей бессмертный»), Керубино и Марселины («Свадьба Фигаро»), Амнерис («Аида»), Фенены («Набукко»), Азучены («Трубадур»), Мисс Квикли («Фальстаф»), Далилы («Самсон и Далила»), Кармен («Кармен»), Ортруды («Лоэнгрин») и многие другие ведущие партии в операх М. Мусоргского, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Тухманова, С. Баневича, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, В. Беллини, Дж. Верди, А. Дворжака, Р. Штрауса, Ф. Пуленка, А. Берга, партии меццо-сопрано в кантатно-ораториальных сочинениях, романсы и песни русских и зарубежных композиторов.

География гастролей артистки весьма обширна: это более 25 российских городов и свыше 20 зарубежных стран. Ксения Вязникова выступала на сценах Венской государственной оперы, Чешской национальной оперы в Брно, Опера де Масси и Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. Участвовала в постановке оперы «Набукко» Дж. Верди в Нидерландах (дирижер М. Боэми, режиссер Д. Криеф, 2003), опер «Набукко» (2004) и «Аида» (2007) во Франции (постановка Д. Бертмана).

В Большом театре Ксения Вязникова дебютировала в 2009 году в опере «Воццек» (партия Маргрет). В рамках перекрестного года культуры России и Франции приняла участие в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля, а также спела партию Фирса в мировой премьере оперы «Вишневый сад» Ф. Фенелона в рамках совместного проекта Парижской национальной оперы и Большого театра (2010).

В 2011 году Ксения спела партию Фрикки в концертном исполнении оперы «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано. Участница фестивалей имени Шаляпина в Казани, имени Собинова в Саратове, «Самарская весна» и Большого фестиваля Российского национального оркестра. В рамках фестиваля, приуроченного к 75-летию Р. Щедрина, приняла участие в исполнении оперы «Не только любовь» (партия Варвары).

В 2013 году выступила на сцене Комической оперы Берлина в «Огненном ангеле» С. Прокофьева и «Солдатах» Б. Циммермана.

Певица сотрудничала со многими известными дирижерами, среди которых Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Кент Нагано, Владимир Понькин и Теодор Курентзис.

Ксения Вязникова записала на компакт-диски редко исполняемые вокальные циклы И. Брамса «Прекрасная Магелона» и «Четыре строгих напева». Кроме того, она участвовала в записи драматической симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» и оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (фондовая запись телеканала «Культура»).

В 2008 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации».

заслуженная артистка России
КСЕНИЯ ВЯЗНИКОВА
меццо-сопрано

Родилась в Москве. В 1998 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где овладевала певческим мастерством под руководством педагогов-корифеев отечественной оперной сцены, народных артисток России профессоров Нины Исаковой и Ларисы Никитиной. Годы учёбы отмечены успешными выступлениями в ряде масштабных творческих проектов (исполнение сольных партий в мессах И. С. Баха и Й. Гайдна, опере Г. Ф. Генделя «Ксеркс»), завоеванием дипломов на международных конкурсах вокалистов им. Печковского (Москва, 1996) и им. Н. А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1977). Творческие достижения молодой певицы были высоко оценены Международным благотворительным фондом «Новые имена», внесшего её имя в список лауреатов фонда и направившего её на двухгодичную стажировку в Венскую музыкальную академию. Руководитель стажировки профессор Инга Вемзер подготовила с Ксенией Вязниковой ведущие партии в операх Дж. Верди «Трубадур» (Азучена), В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино), Ж. Бизе «Кармен» (Кармен), и К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила), которые были исполнены в спектаклях Венской государственной оперы и Чешской национальной оперы в Брно. Также в процессе венской стажировки певица успешно выступила на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Шуберта (1997), завоевав первую премию и звание лауреата.

В 2000 году по приглашению народного артиста СССР профессора Б. А. Покровского Ксения Вязникова поступила в Московский камерный музыкальный театр, где работала свыше 5 лет, исполняя ведущие партии в 25 оперных спектаклях, среди которых Подточина («Нос» Д. Шостаковича), Хивря («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского), Дорабелла («Так поступают все» В. А. Моцарта), Корнелия («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя) и другие.
В 2001 году актриса дебютировала в спектакле театра «Геликон-опера» в опере А. Берга «Лулу» в партии Графини Гешвиц, партии, отличающейся сложнейшим музыкальным языком, значительными вокальными трудностями и незаурядными актёрскими задачами. Дальнейшие её выступления в операх Дж. Верди «Фальстаф» и Ж. Бизе «Кармен» показали, что она идеально вписывается в реформаторскую концепцию оперной режиссуры Дмитрия Бертмана, предполагающей постановку оперы прежде всего как драматического спектакля, но с обязательным участием лучших вокальных артистических сил.

В 2003 году Ксения Вязникова органично вливается в труппу «Геликон-оперы», становится одной из его ведущих солисток. За время работы в театре ею исполнено свыше 25 оперных партий первого положения, создана галерея трагических образов (Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Мадам де Круасси в «Диалогах кармелиток» Ф. Пуленка, Ульрика в «Бал-маскараде» Дж. Верди), иронично-гротесковых персонажей (Баба-Яга в «Русалке» А. Дворжака, Принцесса Клариче в «Любви к трём апельсинам» С. Прокофьева, Миссис Квикли в «Фальстафе» Дж. Верди), исторических личностей (Марина Мнишек в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, императрица Екатерина Великая в «Царице» Д. Тухманова).

Богат и насыщен репертуар внетеатральных творческих свершений. Она участвовала в антрепризном спектакле – опере Р. Щедрина «Не только любовь» (партия Варвары), посвящённом юбилею композитора, в премьерных спектаклях Большого театра России, – операх А. Берга «Воццек» и М. Равеля «Дитя и волшебство», в исполнении монументальных кантато-ораториальных произведений («Реквиемы» В. А. Моцарта и Дж. Верди, «Всенощное бдение» С. Рахманинова, камерных вокальных сочинений и романсов русских и зарубежных авторов – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Ф. Шуберта, Р. Штрауса и других. Певица нередко выступала в медународных творческих проектах, участвовала в фестивалях искусств (Собиновском в Самаре, Шаляпинском в Казани), в оперных спектаклях других театров (в том числе, Большом театре России).

География гастролей актрисы весьма внушительна: более 25 российских городов, среди которых Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск, Владивосток, Уфа, Краснодар, Ханты-Мансийск; свыше 20 зарубежных стран – Италия, Испания, Великобритания, Германия, КНР и многие другие.

В 2008 году за большие успехи в развитии отечественного музыкального театрального искусства Ксения Вязникова удостоена государственной наградыпочётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

27 апреля 2016 года Ксения Вязникова исполнила партию Адальджизы в концертном исполнении оперы «Норма» В. Беллини при участии мировой оперной звезды Марии Гулегиной (Норма), солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера» в Концертном зале им. Чайковского Московской государственной филармонии. Дирижёр Константин Хватынец.

Репертуар:
I. Оперные партии, исполненные в спектаклях «Геликон-оперы»

1. М. Мусоргский «Борис Годунов» – Марина Мнишек (редакция Д. Шостаковича)
2. А. Бородин «Князь Игорь» – Кончаковна
3. Н. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Любаша
4. Н. Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный» – Кащеевна
5. Н. Римский-Корсаков «Садко» – Любава
6. П. Чайковский «Пиковая дама» – Графиня
7. П. Чайковский «Пиковая дама» – Полина
8. П. Чайковский «Пиковая дама» – Миловзор
9. П. Чайковский «Евгений Онегин» – Ольга
10. И. Стравинский «Мавра» – Мать
11. С. Прокофьев «Упавший с неба» – Клавдия
12. С. Прокофьев «Упавший с неба» – Мать Алексея
13. С. Прокофьев «Любовь к трём апельсинам» – Принцесса Клариче
14. Д. Тухманов «Царица» – Императрица Екатерина Великая
15. В. Беллини «Норма» – Адальджиза
16. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Керубино
17. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Марселина
18. В. Моцарт «Милосердие Тита» – Секстус
19. В. Моцарт «Аполлон и Гиацинт» – Зефир
20. Дж. Верди «Аида» – Амнерис
21. Дж. Верди «Бал-маскарад» – Ульрика
22. Дж. Верди «Набукко» – Фенена
23. Дж. Верди «Фальстаф» – Мисс Квикли
24. Ж. Бизе «Кармен» – Кармен
25. А. Берг «Лулу» – Графиня Гешвиц
26. Р. Вагнер www.nibelungopera.ru – фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Золото Рейна» и «Валькирия»
27. А. Дворжак «Русалка» – Баба Яга
28. Ф. Пуленк «Диалоги кармелиток» – Мадам де Круасси
29. К. Вайль «Семь смертных грехов» - Анна I
30. Дж.Верди «Трубадур» - Азучена
31. П.И. Чайковский «Мазепа» - Любовь Кочубей
32. Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» - Ключница Амелфа
33. Дж. Верди «Травиата» - Флора

II. Оперные партии, исполненные в других театрах
1. М. Мусоргский «Сорочинская ярмарка» – Хивря (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
2. Д. Шостакович «Нос» – Подточина (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
3. Г. Гендель «Юлий Цезарь» – Корнелия (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
4. Дж. Верди «Трубадур» – Азучена (Вена, Австрия)
5. К. Сен-Санс «Самсон и Далила» (Брно, Чехия)
6. А. Берг «Воццек» – Маргрет (ГАБТ России)
7. М. Равель «Дитя и волшебство» – Мать (ГАБТ России)
8. В. Моцарт «Так поступают все – Дорабелла (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
9. Э. Вольф-Феррари «Четыре самодура» – Маргарита (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского)
10. Р. Щедрин «Не только любовь» – Варвара (фестиваль, посвящённый 75-летию Р. Щедрина)

III. Концертный репертуар
a) Сольные партии в произведениях кантатно-ораториального жанра
1. Дж. Перголези “Stabat Mater”
2. И. С. Бах «Магнификат»
3. И. С. Бах Месса h-moll
4. И. С. Бах Кантаты № 109 и № 114
5. И. Гайдн Месса
6. В. Моцарт «Реквием»
7. Г. Берлиоз «Ромео и Джульетта»
8. Г. Гендель «Мессия»
9. С. Рахманинов «Всенощное бдение»
б) камерные вокальные сочинения
И. Брамс – цикл песен «Прекрасная Магелона» (в авторизованном стихотворном переводе Ксении Вязниковой)
Романсы русских и зарубежных авторов – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Штрауса, многих других

IV. Записи на CD
1. Г. Берлиоз – Романтическая симфония «Ромео и Джульетта»
2. И. Брамс – вокальный цикл «Прекрасная Магелона»
3. И. Брамс – вокальный цикл «Четыре строгих напева»

Кармен («Кармен», Ж. Бизе)

Марина Мнишек («Борис Годунов», М. П. Мусоргский)
Рангони - Андрей Вылегжанин

Баба-Яга («Русалка», А. Дворжак)

Принцесса Клариче («Любовь к трём апельсинам», С. С. Прокофьев)
Леандр - Андрей Вылегжанин

Императрица Екатерина Великая («Царица», Д. Ф. Тухманов)
Князь Потёмкин-Таврический - народный артист России Юрий Веденеев, Платон Зубов - Василий Ефимов

Фото Олега Начинкина, фото спектакля «Царица» предоставлено агентством SPNOgylvi


Top