Llayers of Fear: прохождение игры. Layers Of Fear — решение головоломки с шашками Layers of fear прохождение

В последние годы большую популярность начинают приобретать ужастики в сфере компьютерных игр. Ранее жанр хоррора был представлен в основном такими проектами, как Resident Evil или Silent Hill, в них вам нужно было сражаться с различными монстрами в пугающей обстановке. Однако сейчас все немного изменилось, и из шутеров-ужастиков игры превратились просто в ужастики. Суть заключается в том, что вам не выдают никакого оружия, вам не нужно убивать монстров, призраков или зомби. Ваши цели могут быть разнообразными, но к ним вам придется идти в постоянном страхе, причем обычно вас не просто пугают, чтобы давить на психику, - ваш персонаж реально может умереть. В общем, теперь жанр психологического хоррор-триллера в сфере компьютерных игр стал крайне популярен, и одним из ярчайших примеров является игра Layers of Fear, прохождение которой и будет рассмотрено в данной статье. Этот проект является относительно свежим и крайне привлекательным для тех геймеров, которые любят потрепать себе нервы с удовольствием. В игре Layers of не является затянутым, оно довольно короткое, но при этом крайне насыщенное, так что его завершение оставит вас с бурей эмоций.

Суть игры

В чем же заключается суть проекта Layers of Fear? Прохождение происходит довольно необычным образом, вы оказываетесь в теле художника, который возвращается к себе домой в устрашающего вида особняк, где начинает работать над своим шедевром, и вам предстоит ему в этом помочь. Каким образом? Вся игра поделена на шесть этапов, каждый из которых соответствует определенному этапу в рисовании картины. Каждый из них будет наполнен галлюцинациями главного героя, его воспоминаниями об ужасающем прошлом, а также поиском необходимых предметов и решением головоломок на территории особняка, напоминающего место обитания всех злобных духов из любого фильма ужасов. Данное руководство проведет вас по каждому из шести этапов игры Layers of Fear - прохождение местами может казаться довольно сложным, но можете быть уверены в том, что непроходимых моментов в данной игре нет.

Холст

Сразу же стоит обратить внимание, что данная статья посвящена оригинальной игре, а не проекту Layers of Fear: Inheritance, прохождение которого описывает дальнейшие события уже от лица дочери художника, которую он оставил, чтобы сделать карьеру в искусстве. Inheritance имеет свою сюжетную линию и рассказывает совершенно другую историю. Что касается данной игры, то здесь все начинается с «Холста» - так называется первый этап. Главный герой возвращается домой, и вам тут же нужно начинать управлять им. Отправляйтесь на второй этаж к рабочему кабинету и берите со стола ключи, которыми вы и сможете открыть дверь в мастерскую, расположенную на первом этаже. Оказавшись внутри, осмотритесь - вы увидите мольберт, накрытый тканью. Стягивайте эту ткань, чтобы открыть своему взгляду пустой холст, над которым вам предстоит работать. Когда вы выйдете из мастерской, начнется все самое веселое, у вашего персонажа появятся галлюцинации, и особняк преобразится, превратившись в настоящий дом ужасов. Несмотря на все происходящие вокруг кошмары, добирайтесь до комнаты с сундуком, открывайте его, использовав цифры, появившиеся на картинах. После этого откроется новый проход между двух бюстов - воспользуйтесь им, чтобы пробраться к комнате с картиной, на которой изображена перевернутая кукла. Когда вы встанете рядом с ней, то провалитесь. Вам нужно будет включить свет и добраться до кабинета, где внезапно вся мебель перевернется вверх ногами. Затем вам нужно подойти к двери в кухню, которая не будет открываться. Дождитесь, пока там погаснет свет, и отправляйтесь к большой картине, откуда заберите кусок кожи - через некоторое время выходите из комнаты, и вы сразу же окажетесь в мастерской. Пришла пора использовать кожу на мольберте, чтобы он начал преображаться - на этом и закончится первый этап игры. Как видите, в Layers of Fear: Inheritance прохождение будет сильно отличаться от того, которое описывается здесь. Так что на данный момент вам нужно сосредоточиться на первой части игры.

Краска

Прохождение игры Layers of Fear продолжается на втором этапе, здесь вам нужно будет выйти из мастерской и подняться на лифте наверх. Там у вас не будет особого выбора - все комнаты будут закрыты. Дойдите до конца коридора, и одна из запертых дверей откроется. Зайдите внутрь, возьмите ключ и отправляйтесь еще этажом выше. На этом этаже будет несколько закрытых дверей, одну из которых можно открыть найденным ключом. Там вы сможете подняться по лестнице еще раз и выйти в коридор. Отправляйтесь к дальней двери и откройте ее - вместо прохода вы увидите картину, а за вами откроется другая дверь. Заходите внутрь, берите ключ и зажигайте свечи, вы увидите, что стены превратились в настоящий кошмар. Как бы вам ни было страшно, не выходите из комнаты, пока стены не примут свой обычный вид. Найденный вами ключ - от спальни, отправляйтесь туда и включите граммофон. Опять начнутся проблемы со стенами, но на этот раз вам нужно не ждать, а крутить ручку граммофона еще раз. Когда все уладится, вы увидите на полу пузырек с кровью. Берите его и отправляйтесь в мастерскую, где вам нужно использовать его на холсте. Уже на этом этапе вы могли убедиться в том, насколько пугающей является игра Layers of Fear. Полное прохождение испугает вас еще больше, так что продолжайте только в том случае, если готовы к этому.

Грунтовка

Что же еще подготовило для вас прохождение Layers of Fear? Полная версия игры имеет еще немало различных сюрпризов, которые заставят вас устрашиться. Итак, чтобы продолжить прохождение, вам нужно выйти из мастерской и проследовать туда, куда уехал рояль. Оттуда вам нужно будет вернуться и проследовать в комнату, из которой вы не сможете выбраться, когда там окажетесь. Не стойте на месте - двигайтесь и смотрите по сторонам, и тогда выход появится сам. Спускайтесь после этого вниз по лестнице - на каждом столике на вашем пути будет появляться звонящий телефон, снять трубку которого нельзя. Игнорируйте его, пока он не упадет вам под ноги сам - тогда уже возьмите трубку и ответьте. Отправляйтесь в комнату с перевернутой мебелью - как только вы включите свет, все встанет на свои места. Отправляйтесь к лифту и спускайтесь этажом ниже. Далее вас ждет небольшой линейный путь, который не сильно красит в игре Layers of Fear прохождение. Доска, ящик и другие предметы будут преграждать вам путь - избавиться лучше всего от поддона. Проходите в образовавшийся ход и спускайтесь в подвал. Нажмите на клавиши рояля, и предметы начнут летать по комнате, а свет выключится - попытайтесь выйти из подвала, но у вас ничего не выйдет, дверь заперта. Придется в темноте обыскать подвал, чтобы найти шкатулку, внутри которой кости. После этого вы уже сможете покинуть помещение, вернуться в мастерскую и применить шкатулку на холсте.

Кисть

В этой части игры вам предстоит встретиться уже не только с призраком жены, но и с призраком дочери. В процессе прохождения вы окажетесь в детской комнате, откуда вам нужно будет забрать детские ботиночки. Вам нужно будет открыть одну из дверей, которые являются запертыми. Несколько попыток - и дверь внезапно открывается. Посмотрите на картину - и опять начнется ужасающее сумасшествие. Когда оно закончится, отправляйтесь дальше, пока не дойдете до того места, где все повороты начнут повторяться. Просто развернитесь и идите в другую сторону - вы снова окажетесь в детской, где вам нужно будет найти ключ от игрушечной карусели и в рамках очередной галлюцинации прокатиться на ней. С кровати забирайте клочок волос, который вам нужно применить на холсте, когда вы вернетесь в мастерскую.

Финальные штрихи

Вот и подходит постепенно к концу в игре Layers of Fear прохождение. Сейф на данном уровне открывается с помощью специального кода, который вы можете узнать, если сыграете в детскую игру, оказавшись в комнате, войдя в которую вы окажетесь заперты. Когда вы получите доступ к огромной комнате с большой картиной на стене, заходите в нее. Отправляйтесь к картине и рассматривайте ее, пока мир снова не сойдет с ума. На этот раз вам так легко отделаться не удастся, поэтому ваш персонаж потеряет сознание. Очнувшись, отправляйтесь к шкафу, открыв дверцы которого вы обнаружите проход. Отправляйтесь внутрь и блуждайте по коридорам, пока не сможете попасть в кабинет. Там вы услышите звон телефона - он раздается откуда-то из Отыщите телефон и ответьте на звонок - после этого взгляните на картину, на которой написаны три цифры, имеющие очень большое значение для того, чтобы завершить в игре Layers of Fear прохождение. Код от замка? Нет, многие игроки считают, что с помощью этих цифр можно открыть замок, но на деле их нужно набрать на телефоне. Это повторится несколько раз - в последний заход галлюцинации будут настолько сильными, что к телефону вам нужно будет пробираться по поддонам. Когда вы ответите на звонок, начинайте дорогу обратно - вы провалитесь вниз. Там вам нужно собрать то, что осталось от телефона, а также отрезанный палец, который вы сможете использовать на картине в мастерской.

Критический взгляд

«Критический взгляд» - это последний этап прохождения данной игры, так что вам осталось совсем немного. Теперь вам нужно отправиться в комнату, где в самом центре будет висеть уродливая картина. Посмотрите на нее - внезапно все картины в комнате упадут на пол. Выхода из помещения не будет, поэтому вам нужно встать в самом центре и дождаться, пока он не появится. Проходите в коридор, блуждайте по дому, заглянув в комнату с горящей кроватью, откуда вам нужно взять бинты. Отправляйтесь в ванную комнату, где стоит наполненная ванна. Опустите голову несколько раз в воду, пока не сможете отыскать банку с лежащим в ней глазом. После этого отправляйтесь в комнату, которая станет последней, необходимой для посещения, чтобы завершить в игре Layers of Fear прохождение. Спиритическая доска - вот что видят многие геймеры в первый раз, попав туда. Но на самом деле оказывается, что это обычная и вам необходимо собирать фигуры, которые будут появляться в различных комнатах, внезапно возникающих из ниоткуда. Когда вы соберете все нужные фигуры, начнется финальное демоническое сумасшествие. Если вы его переживете, то окажетесь сразу в мастерской. Используйте последний предмет, чтобы завершить ваш шедевр.

Различные концовки

В игре имеются три разные концовки, которые зависят от того, что именно вы делали в процессе прохождения. Каждая из них заслуживает того, чтобы пройти игру заново, потому что каждая дает вам новый взгляд на историю, произошедшую с художником. В данном проекте определить концовки как «хорошую», «плохую» и «нейтральную» довольно сложно, однако для удобства они все же будут так классифицированы.

Хорошая концовка

При этой концовке на картине оказываются жена и дочь художника - он осознает, что все испортил и что его жизнь никогда не будет прежней, поэтому сожжет все свои картины и погибнет вместе с ними в огне.

Плохая концовка

Концовка показывает, что художник работал над портретом своей жены, но каждый раз неплохую картину он видел как безобразие. В результате он окончательно сошел с ума и продолжал рисовать картины до бесконечности.

Нейтральная концовка

В этой концовке художник рисует автопортрет, удовлетворяется тем, что он сделает, и вешает его на стену, несмотря на то, что он использовал части тела его собственной жены для работы над этим «шедевром».

Не удается закончить финальную загадку игры Layers Of Fear? Мы покажем вам шаг за шагом, как последовательно запускать каждую новую комнату.

Заключительная головоломка в Layers Of Fear приводит к небольшим разочарованиям, связанным с тем, как размещаются рычаги. Если вы не стоите в правильных местах или не смотрите в правильную часть комнаты, вы не сможете добраться до финала. Вы на самом деле не играете в шашки в этой головоломке и не можете взаимодействовать с ними на доске. Вместо этого вам нужно найти серию игровых предметов, разбросанных по комнате, которые появляются в разное время. Когда сумасшедший художник подбирает каждый игровой предмет, он исчезает, а затем снова появляется с мерцанием на доске в центре.

Как решить головоломку Layers Of Fear

Когда вы впервые войдете в комнату, найдите стену напротив стола с шашками, где вы увидите комод со всеми его ящиками, висящими под странными углами. В верхней правой части шкафа находится первая шашка. Просто нажмите на нее, как будто вы взаимодействуете с ящиком, чтобы он появился на доске.

Поверните направо и направитесь в другую сторону комнаты, чтобы найти еще один сломанный комод слева от полуразрушенного шкафа.

В этом комоде есть несколько книг и разорванная рамка для картин, лежащая сверху. Вторая часть шашек находится на левой стороне шкафа рядом со шкафом. Ее может быть трудно увидеть, так как этот сегмент игры очень темный, прежде чем комната начнет меняться.

Когда вы пойдете посмотреть на доску, все части будут летать в воздухе, а затем вернуться к нормальному состоянию. Пройдите по комнате несколько раз, глядя на перемещаемые объекты, затем возвращайтесь к доске, чтобы увидеть, как детали двигаются сами по себе.

После перемещения предметов в углу откроется новая область с кроваткой и вращающимся светом. Посмотрите на крысу в кроватке, затем поверните направо, чтобы забрать новую деталь, находящуюся в кресле.

Поднимитесь на доску снова, чтобы увидеть новый ход, затем развернитесь, чтобы увидеть новую причудливую скульптуру куклы на стене. Полностью развернитесь еще раз, чтобы найти новую открытую дверь.


Входите внутрь и смотрите вниз прямо на проигрыватель справа, чтобы вызвать кучу предметов, которые вылетают из стены. Теперь посмотрите на кровать на потолке, которая принесет новую шашку, падающую на землю у ваших ног. Вы должны просто поднять ее с пола.

Эта часть очень особенная — вам нужно смотреть на проигрыватель и кровать в определенных местах или они не будут срабатывать, поэтому немного двигайтесь, если вначале ничего не появляется.

Вернитесь к доске для другого странного видения, а затем сразу снова вернитесь, чтобы посмотреть, как движется еще больше деталей. После этой сцены поверните налево, чтобы найти новую лестницу, ведущую вверх.

Лестница вообще никуда не уходит и внезапно заканчивается. Не пытайтесь прыгнуть — вместо этого найдите пятую часть на уступе.

Посмотрите на доску снова, затем развернитесь, чтобы найти новую комнату, открытую за лестницей. Внутри есть ванная комната, где вы можете найти следующий кусочек на стойке для раковины рядом с чашкой, несколькими стаканами и очками. Вы поймете, что это правильное место, если вы увидите расцарапанную картину справа от вас.

В этот момент боковая комната с досками и цепями покажет запертый сейф. Безопасная комбинация — 042 (поворот безопасного диска до 00 — 40 — 20 в обычном порядке по часовой стрелке / против часовой стрелки / по часовой стрелке), а внутри — спиннинг.

Вернитесь на шашки, чтобы найти комнату, покрытую черным мусором. Повернитесь и используйте свечи, чтобы включить свет. Посмотрите на доску снова, чтобы вызвать еще одну сцену, где летают предметы.

Затем в углу напротив комнаты ребенка появится кухня, зайдите внутрь и откройте печь, чтобы найти бутылку.

Повернитесь и установите бутылку на шкале, на прилавке в центре кухни. Теперь снова взгляните на доску шашек, чтобы открыть новую комнату.

Посмотрите на гигантскую картину на стене, затем вернитесь и посмотрите на шашки. Обернитесь и посмотрите на биение сердца на стене, чтобы ваше зрение размылось, и игра окончилась.

Layers Of Fear — приключенческая игра в жанре от первого лица, вдохновленная картинами и архитектурой 19-го века. Игра установлена в зловещей усадьбе, в то время как вы принимаете на себя роль безумного живописца, стремящегося закончить свой шедевр любой ценой. Геймплей сводится к поиску, поскольку игрок ищет источник безумия героя и инструменты, необходимые для завершения картины. Во время игры вы испытываете странные видения и страхи, рожденные в голове главного героя, что делает задачу намного сложнее. Игра пропитана темной, психоделической атмосферой, которая далее углубляется путем подгонки аудиовизуальных материалов.

Эпизод 5: Штрих

Покиньте комнату. Пройдите через коридор, пока на вашем пути не появятся картины. Вы также найдете сундук, который закрыт. Вскоре свет погаснет. Продолжайте идти вперед и войдите в комнату, в которой вы можете заметить тень ребенка на деревянном коне.

Свет погаснет. Включите лампу в маленькой комнате. Посмотрите на часы - маятники начнут быстро двигаться. Скоро часы взорвутся. Оставьте комнату через любую дверь. Найдите другое место - в новом коридоре.

Войдите в первую дверь слева. В ящике стола вы найдете семейный сувенир.

Выйдите из комнаты и пройдите в дверь слева. В конце коридора вы увидите призрака. После того, как вы подойдете к свету, на полу вы найдете другой семейный сувенир. Быстро возьмите его - вскоре после этого вы будете атакованы.

Войдите через дверь. На земле вы заметите кучу всяких предметов. Среди них есть ключ, который вы должны забрать. Ключ откроет первую дверь справа.

Дойдите до конца коридора, переместите защелку двери и откройте ее. Продолжайте идти через узкий коридор. Вы достигнете комнаты, в которой вдруг закроется дверь. К сожалению, она будет закрыта навесным замком.

На столе рядом есть записка, в которой вы найдете три слова и номера, присвоенные линиям. Следуя каждой линии, вы получите три цифровых кода для животных. Код кошка 3-4-1, код крыса 6-8-7 и код собака 2-5-9. В зависимости от того, какое животное находится в записке, код будет необходим для открытия двери. В этом случае это собака.

Подойдите к замку, наберите комбинацию числе, потяните и выходите из комнаты. Через некоторое время вы заметите падающие лучи и крик ребенка. Выберите коридор без света - следуйте за крысой.

Войдите в комнату. В нижнем ящике шкафа с полками вы найдете рисунок крысы (в правом нижнем углу).

К сожалению, для того, чтобы получить все предметы коллекционирования, необходимо перезапустить главу. Достичь момент, когда вы слышите плач ребенка и следовать за светом. Идите через дверь - на столе вы найдете семейный сувенир.

Перед тем, как идти через дверь, с правой стороны в отверстии в стене вы найдете рисунок крысы. Пройдите через другую дверь, пока не дойдете до коридора с большим количеством самооткрывающихся дверей.

В соседней комнате вы найдете семейный сувенир между горшком и увядшим растением.

Выходите через дверь с правой стороны. Откройте сундук и возьмите намордник, инициирующий слово шепота. Подойдите к большой картине, а затем обернитесь. После короткой последовательности вы окажетесь в новой комнате.

Выйдите из комнаты и войдите в первую дверь справа. На полотне вы найдете рисунок крысы. Вернитесь в коридор и поверните направо.

Пройдите через короткий коридор и войдите в другую комнату. На столе вы найдете бутылку виски, которая запустит слово шепота. Оставьте комнату через другую дверь. Лучше не смотрите назад.

Протяните цепь в середине соседней комнате несколько раз, пока не откроется дверь. Идите по коридору. Вы найдете щетку на полу возле брошенной мебели, в поцарапанном месте. Это вызовет слово шепота.

Войдите в другую комнату с камином. Откройте другую дверь и после короткой последовательности начнется пожар. Рядом с камином вы найдете разрушенную палитру с краской, инициирующую слово шепота. Выйдите из комнаты и идите к лифту. Войдите внутрь и поднимайтесь.

После остановки, посмотрите вокруг, пока не появится призрак. Затем нажмите на все решетки слева и посмотреть вверх - лифт упадет вам на голову. Вы попадете в комнату с дверями, через которые вы можете из неё выйти.

Подойдите к ящику и откройте его. Внутри вы найдете часы, которые вызовут слово шепота.

Выйдите из комнаты после того, как найдете часы. В коридоре вы найдете небольшое зеркало на подоконнике. Это вызовет слово шепота. Пройдите по коридору вперед и войдите в комнату с призраком. Войдите в эту комнату два раза.

Выйдите из комнаты и пройдите через другую дверь. Войдите в офис. Потяните книгу на полке.

Картина сразу изменится - вы найдете на ней номер 363. Используйте этот номер на телефоне.

Посмотрите. В том месте, где был телефон, появится еще одна дверь. Идите через неё - вы окажетесь на вершине, на краю. Следите, чтобы не упасть.

Идите влево, а затем заберите телефон. После того, как вы возьмете его, на двери, которая упала на землю, появится номер 853. Наберите этот номер - активируется еще один телефон. Выйдите из комнаты и идите налево. Там вы должны забрать телефон, который падает на землю.

Вернитесь к предыдущему месту и повернитесь спиной к комнате. Вы увидите, как на землю упадет ребенок. После чего вы увидите номер - 354.

Вернитесь назад и наберите номер на телефоне. Идите по платформам, висящим на цепях. Обернитесь и попытаться вернуться - вы упадете.

Возьмите телефон, лежащий на столе, и посмотрите, что от него осталось. Из него вы получите палец, Выйдите из комнаты и нажмите на картину - палец будет использован, и вы завершите пятый эпизод.

Эпизод 6: Созерцание

Выйдите из комнаты и идите направо. Достигните предпоследнего столба и обойдите его вокруг - на нем вы найдете рычаг. Вытащите его дважды.

Войдите в открытый коридор и откройте сундук с помощью кода 906. Внутри вы найдете семейный сувенир.

Вернитесь в коридор, через который вы пришли, и идите через дверь. Пройдите через кладовую и через комнату с большим количеством яблок. Затем пройдите через другую комнату, пока не окажетесь в большой комнате с картиной в середине.

После того, как вы посмотрите на картину, мольберт упадет на землю и из-под него выбежит стая крыс. Одна из них умрет на ковре. Возьмите её - вы вызовете слово шепота.

Выйдите из комнаты и идите по коридору, пока не заметите призрака. Когда это произойдет, развернитесь и возвращайтесь к той же самой комнате, из которой вы шли. Теперь используйте другую дверь, а затем поверните направо. Окажетесь в окрашенной комнате.

Дойдите до конца коридора и посмотрите на картину. После чего смотрите под ноги - вы найдете дверь. Откройте ее - вы упадете. Идите через две другие двери. На третьей двери вы найдете штапель - переместите его и откройте еще одну дверь.

Используйте катушку - включите её, пока из пропасти не появится изображение.

Теперь вы можете прыгать вниз или пройти через соседнюю дверь - вы окажетесь в комнате. Пройдите через коридор и войдите в комнату с кроватью на правой стороне. Возьмите повязку, лежащую на столе - это другое слово шепота.

Войдите в комнату с доской. Введите комбинацию 363 853 354.

В открытом комоде вы найдете семейный сувенир.

Идите через две другие двери. В коридоре вы можете найти ожерелье на подоконнике - это вызовет слово шепота.


Поверните направо. За дверью на правой стороне коридора на полу вы найдете семейный сувенир.

Выходите через последнюю дверь в коридоре и идите по залу с картинами. В следующем коридоре, на правой стороне, вы найдете последний рисунок крысы.

Пройдите через другую дверь, пока не дойдете до ванной. Возьмите нож - это другое слово шепота.

Окуните голову в воду три раза. Затем нажмите на банку с глазом. Это еще одно слово шепота.

Войдите в комнату с картиной - она исчезнет. Теперь вы должны найти две недостающих пешки. Одна из них лежит на столе под разрушенной картиной...
Идите по шахматной доске и наблюдайте за игрой. Идите под лестницей. На столе вы найдете другую пешку - заберите ее.

Идите вверх по лестнице. На вершине вы найдете другую пешку. Вернитесь к шахматной доске.

Теперь идите на кухню. Возьмите пешку на весах - она будет быстро возвращаться туда, откуда вы её взяли.

Вы должны заменить её чем-то. Рядом с котлом, в ящике на дне слева находится противовес. Теперь уберите пешку с весов - она будет автоматически заменена на противовес.

Подойдите к шахматной доске, а затем идите к лестнице. Последняя будет разрушаться. Затем идите к большой картине, которая будет меняться. Затем идите к шахматной доске.

Покинув комнату, вы достигнете комнаты с холстом. Теперь вы должны нажать холст и игра будет пройдена!

Игра безумно красива и интерактивна и вы вполне вправе рыскать по всем комнаткам и просмотреть каждую полочку, но чтобы развить сюжет нам нужно идти наверх. Там сворачиваем налево в комнату, которая сама приоткроется, берём со стала ключ и идём вниз. Ключом можно открыт дверь, которая находится справа от нас, если мы спускаемся по лестнице. Открываем дверь, ознакамливаемся со странной картиной, выходим.

Окружение вокруг нас резко меняется и мы уже входим в комнату, которой раньше не было. Там снова нет ничего, кроме пугающего своим неожиданным хлопком окна. Выходим, идём в близлежащую комнату. В ней находим маленький сундучок, где нужно ввести код, который легко узнать когда зажжёте свечи справа. Цифры будут на картинах – 548. Открываем сундук, находим кольцо, кладём его на место и идём в только что появившуюся дверь. Идём до конца и у одной из стен сваливаемся в какое-то очень тёмное помещение. Готовьтесь – здесь может стать страшно.

Поднимаемся по лестнице, видим вновь тот стрёмный портрет и идём открываем следующую дверь. Проходим прямо по коридору, входим в комнату и идём к камину. Пугаемся, снова. Выходим отсюда. Перед нами новая сгенерированная комната, от коридора с картинами не осталось и следа. Здесь нам делать нечего, идём дальше.

Входим в коридор и слышим женский плач – идём на его звук, сворачиваем налево. Проходим комнату и идём вплоть до столовой. Там начинается очередной кошмар, всё темнее из картины натюрморта выпадают яблоки. Ждём пока всё успокоится, кликаем на картину, забираем кусочек кожи. Выходим отсюда по добру по здорову, входим в комнату где уже были, с картиной посередине. Нажимаем на неё, картина меняет свой вид. Здесь всё – выходим.

Идём прямо, входим в лифт, жмём вправо до упора рычаг, не забыв при этом закрыть решётку лифта. На нём поднимаемся выше и входим в приоткрытую комнату слева. Берём с тумбочки ключ, открываем дверь напротив. Здесь для нас ценность представляют носы, также лежащие на тумбе. Берём их, слушаем несколько строк, выходим и идём налево. Заходим, открываем дверь ведущую на чердак. Видим одну единственную дверь и идём туда. Там сундук, в нём ужасная кукла, идём дальше. Всё время шагаем прямо, пока не попадаем в комнату, где герой падает. Встаём, двигаемся дальше и входим в комнату с большим зеркалом. Крутим глобус и подходим к зеркалу, входим в него.

Справа будет дверь, открываем и идём на лай собак. Справа в комоде в верхнем правом ящике лежит ошейник. Разворачиваемся и идём прямо, прямо по длинному коридору никуда не сворачивая. Открываем дверь, за ней будет картина. Оглядываемся, видим её миниатюру и резко всё меняется. Вновь идём по тому же коридору. Теперь обе двери справа и слева открыты, идём в любую из них – там и там всё одинаково. Проходим в дверь, которая сама захлопывается. Здесь берём ключ и ждём пока кто-то не перестанет барабанить в дверь. Открываем её. Видим дверь справа, используем ключ, идём дальше. В шкафу будет скрипка. Видим граммофон, берём пластинку справа и вставляем её в инструмент. Заводим его, меняем кнопки сзади и настраиваем волну, чтобы играла чистая песня. Если всё правильно – окружение меняется и на пол падает пузырёк с кровью. Теперь снова нужно брать за граммофон, завести его и настроить новую песню на нормальный лад. Окружение меняется и исчезают тёмные тона. Выходим отсюда.

Вновь видим привычную картину посреди комнаты, клацаем на неё пузырьком, выходим и идём в комнату прямо. Там видим фортепьяно, которое убегает от нас. Что ж, мы тоже не рады его видеть, разворачиваемся и идём назад. Заходим в дверь, открываем её и оборачиваемся. Ещё одна дверь, открыв которую неожиданно выпадет кукла. Берём ключ, который зацеплен на ней. Идём в темноту, комната вновь генерируется. Открываем сундук ключом и читаем записку. Входим в только что выбившую дверь. Двигаем дальше, в коридоре сворачиваем налево. Спускаемся по лестнице вниз и идём прямо. Тут небольшая задачка. Звонит телефон, если идти всё время прямо, то ничего не происходит. Доходим ровно до телефона, потом шагаем обратно. Телефон разбивается и подымаем то, что от него осталось. Идём дальше пока не увидим дверь справа. Заходим. Находим сразу же выключатель в следующей двери и шагаем прямо по длинному коридору. Дальше входим в лифт, жмём рычаг влево до упора, закрываем двери и спускаемся вниз.

Двигаемся вперёд. Видим слева ванну, но нам прямо, отодвигаем решётку. Доходим до небольшой комнаты с тремя дверями, открываем их всех, за каждой из них – кирпичная стена. Оглядываемся назад и открываем дверь откуда мы вышли. Там – коридор. Проходим его и спускаемся вниз по лестнице. Прямо по курсу видим фортепьяно, играем на нём, все вещи начинают подниматься в воздух. Выходим с погреба и идём наверх по лестнице и, поцеловав ручку двери, поскольку она закрыта, спускаемся вновь вниз и берём с фортепьяно предмет. Это шкатулка с костью внутри. Забираем кость и спокойно выходим, оказываясь в центровой комнате с большой картиной, вновь кликаем по ней.

Выходим из комнаты, направляясь прямо, видим как и раньше комнату с дверями, где за каждой дверью кирпичная стена. Открываем все, двери исчезают и остаётся одна. Идём туда. Видим медвежонка в центре, кликаем на его праздничную шапку, проходим дальше и сворачиваем налево. Рыскаем по шуфляткам и идём назад, двери сами выбьются. Сворачиваем налево, клацаем на детские туфельки, выходим. Двигаемся дальше и в дали видим тёмную комнату. Идём туда и попадаем в ловушку. Выбираемся отсюда и попадаем в комнату, которая повторяется несколько раз. Проходим её 4 раза, перед нами появляется кукла, свет пропадает. Ждём пока кошмар прекратится и открываем дверь. Тут вновь куклы, взаимодействуем с окружением, включаем свет, смотрит на картину и снова начинается кошмар.

Идём вперёд в угол комнаты, оборачиваемся, выходим. Идём прямо по коридору, сворачиваем направо в конце и идём пока не увидим куклу, которая притягивает героя и тот после падает. Оказываемся в знакомой комнате, заходим в маленькую комнатушку и на полу кликаем на солдатика. Выходим. Идём прямо, слева флакон духов, справа дверь, где кукла рисует картинку. Рассматриваем сие художество, выходим и идём налево. Двигаемся дальше пока не натыкаемся на детскую комнатку. Прямо видим шарманку, вертим её ручку, правее комод, где в одной из шуфляток ключ. Берём его. Выходим с детской, идём налево к серванту и клацаем на нижние ящики. Слышим выстрел, возвращаемся в детскую и нажимаем на побрекушку в центре. Очередной кошмар. Когда всё закончится, берём с кроватки клочок волос и выходим. Справа дверь, в которой находится всё та же картина. Используем волос на ней, картина меняется, выходим из комнаты.

Двигаемся дальше, входим в открытую комнату. Четыре двери – выбираем любую и выходим. Пройдя немного, видим образ плачущей девушки. Как только мы пройдём пару шагов, на нас накинется какое-то чучело. Встаём с пола, идём на свет и заходим в комнату. В центре лежит мусор, а в нём нужный нам ключ. Открываем дверь рядом. Идём за крысой и натыкаемся на дверь, которая не открывается. Обратите внимание, что сверху она закрыта на засов, убрав его, дверь откроется. Шагаем за крысами, впереди всё рушится и образуется завал. Если выйти обратно, то на двери замок, код к которому легко разгадывается благодаря рисунку на столе. Нужно провести линии относящиеся к Cat – это 341. Применяем шифр на замке. Выходим.

Вновь упираемся в поломанные балки, идём в комнату откуда только что вышли и снова идём обратно. Окружение меняется – нам прямо. Когда дойдём до крысы, наш герой провалится под пол. Поднимаемся и выходим из комнаты. Дальше перед нами все двери сами распахиваются, нам остаётся лишь дойти до очередной комнаты. Чуть дальше видим сундук, в нём важный предмет. Проходим дальше к картине, где начинается балагур. Падаем и поднимаемся. дальше идём до страшной картины, на столике – бутылка спиртного. Изучаем и шагаем в новую комнату.

Там с потолка свисает цепь, жмём на неё и тянем несколько раз вниз. Железные двери открываются, входим внутрь. Возле портрета впереди лежит акварель, выйти из комнаты не получится – в начале нужно кликнуть по двери рядом с картиной. Теперь можно выходить. Перед нами старый добрый лифт. Вправо до упора, закрываем решётку и поднимаемся вверх. Лифт застревает между этажами и становится темно. Посмотрите наверх. Всё, теперь лифт падает и мы оказывается в комнате с одинаковыми дверями. Пробуем открыть все по очереди – ничего не выходит. Смотрим вверх, снова коротенькая сценка. Выходим из комнаты, в которую только что попали. Видим сундук правее, открываем – в нём часы. Выходим и в коридоре сворачиваем направо. В приоткрытой двери видим какое-то существо. Несколько раз продвигаемся в комнату пока существо не нападёт и мы не окажемся в другом месте. Идём дальше в комнату, где висит картина. Звонит телефон, нужно на него ответить. Телефон находится справа, за книжкой стойкой, которую легко открыть, нажав на одну из книг. Отвечаем на звонок и набираем номер 363.

Теперь звонит другой телефон. Посмотрите на верх. Уголок, где стоял телефон, станет дверью. Идём туда по длинному коридору и на балконе падаем вниз. Повторяем те же действия – заходим в комнату откуда только что ушли, жмём на книгу справа, входим в комнату. Аккуратно двигаемся по краю, отвечаем на телефонный звонок и набираем номер – 853. Путь нам заграждает шкаф, но стоит нам пихнуть его, как он упадёт. Открываем двери, отвечаем на телефонный звонок. Выходим, видим в открывшемся шкафу код и заходим снова туда где телефон. Набираем 354. Теперь идём по качелям, доходим до телефона и падаем вниз. Встаём, телефон плавится и в куче жижи находим палец. Забираем его. Всё, наконец-то выбираемся из этой комнаты и входим в главную, где снова нужно дополнить портрет. Используем на нём палец и выходим.

Сворачиваем налево, видим кучу разбросанных яблок. Двигаемся дальше. Видим картину, подходим к ней, она разваливается на 3 части. Ждём пока прекратится очередной кошмар, выходим и натыкаемся на монстра, с которым ранее уже встречались. Встаём, продолжаем идти, натыкаемся на дверь в полу. Открываем её и попадаем в кромешную темноту. Здесь нужно найти дверь и выйти отсюда. Продолжаем движение, справа подъёмник, крутим рычаг, поднимается какой-то мусор. Заходим на мостик и падаем в темноту. Идём дальше, в коридоре сворачиваем направо, потом ещё раз направо и открываем дверь. На столике коробка с буквами и цифрами. Она нам сейчас не нужна, продолжаем идти. Доходим до ванной комнаты, слева окровавленный нож. Изучив его, 3 раза ныряем головой в ванну. После того в ней появляется банка с глазом.

Выходим из комнаты и попадаем в ту, где портрет. Резко всё меняется. В темноте нам нужно находить шашки в начале и конце комнаты. Забрав две шашки, подходим к шахматной доске. Появляется детская. Справа на кресле берём шашку и подходим к столу с шашками. Появляется комната с граммофоном. Смотрим наверх на кровать, оттуда падает шашка, подбираем её и идём к столу. Стоим там пока не появится лестница. Берём на ней шашку, ещё одна рядом с унитазом на тумбочке. Вновь возвращаемся к шахматной доске. На кухне, которая должна появится, берём в начале шашку, лежащую на весах, а потом пузырёк в нижней тумбочке справа. Снова подходим к весам, кладём на них пузырёк на котором появляются числа – 219. Можно открыть сейф в узком проходе где был граммофон, просто крутя бегунок в разные стороны, но ничего там хорошего нет – просто крутящаяся юла. Двигаемся к появившейся картине, потом к шашкам, снова к новой картине – к шашкам. Начинается некий абсурд и мы оказываемся в комнате с картиной по центру. Кликаем по ней – вот и всё, картина готова. Только она из симпатичного художества превращается в ужас.

После короткой кат-сцены идём налево и берём ключ со стола. Спускаемся вниз и идём в правую комнату. Открыв её ключом и видим то же, что и в начале. Снимаем с холста простынь и…игра закончена.

Открываем дверь и входим в холл. Поднимаемся на второй этаж и в кабинете берем со стола ключи. Спускаемся на первый этаж и открываем запертую дверь в мастерскую. Стягиваем ткань с мольберта.

Выходим из комнаты. Все вокруг поменялось. Идем вперед (здесь заблудиться негде), пока не дойдем до комнаты с запертым сундуком. Зажгите свечи в другом углу комнаты, и на картинах появятся цифры – 548. Вводим их на замке на сундуке, после чего он открывается. Выходим через появившуюся дверь между двух бюстов. Дойдя до следующей комнаты-тупика, подойдите к картине напротив входа, с перевернутой куклой, после чего провалитесь вниз.

Идите к лестнице и включите свет, поднимитесь по лестнице и опустите рычаг. Доходим до кабинета и идем на противоположную его часть, где висит большая картина над камином. Когда вся мебель перевернется, выходим обратно. Снова идем по коридорам, пока не дойдем до кухни. Пытаемся открыть дверь на противоположной стороне. Когда свет погаснет, подходим к большой картине и смотрим на нее, после чего забираем кусочек кожи. Выходим и попадаем сразу в мастерскую. Взаимодействуйте с картиной, и холст начнет преображаться.

2. Краска

Видеопрохождение

Выходим и поворачиваем рычаг вправо, чтобы подняться на лифте. Выходите и идите по коридору. Все двери закрыты. Дойдя до конца коридора, откроется одна дверь позади. Зайдите в нее и возьмите ключ. Выходите и идите направо. Откройте запертую дверь с помощью ключа и поднимайтесь по лестнице слева. Дойдя до развилки, идите прямо, в единственную доступную для посещения комнату. Идите все время вперед, пока не дойдете до коридора, в конце которого, открыв дверь, вместо прохода будет картина. Идите назад и заходите в дверь справа. Снова особых развилок не будет. Зайдите в дверь, которая захлопнется, когда Вы будете неподалеку, и возьмите ключ и зажгите свечи. Не выходите, пока стены не станут вновь нормальными. Выходите из комнаты и идите направо и откройте дверь найденным ключом.

В спальне возьмите пластинку со стола и положите ее на граммофон, после чего крутите ручку, чтобы он заиграл. Крутите затем еще раз, чтобы комната стала нормальной. Возьмите с пола бутылочку и выходите обратно. Попадете сразу в мастерскую. Примените найденную бутылочку с кровью на холсте.

3. Грунтовка

Видеопрохождение

Выходим из мастерской и идем направо. Дойдите до конца коридора, куда уехал рояль, а затем выходите через ту же дверь, что и пришли сюда. Дойдя до комнаты, из которой не будет выхода, покрутитесь, после чего появится проход. Дойдя до стеклянной двери, обернитесь и окажетесь в комнате, а не в коридоре. Дойдя до перекрестка, поверните налево и спуститесь вниз по лестнице. Далее будет коридор с телефоном, который будет все время появляться на столике. Это будет продолжаться бесконечно, поэтому просто идите в обратную сторону, пока телефон не свалится Вам под ноги. Поднимите трубку и идите дальше по коридору, пока не дойдете до двери.

Попадете в комнату, где все перевернуто. Нажмите на переключатель на стене, чтобы включился свет, и все стало на свои места. Выходите через дверь и дойдите до лифта. Поверните рычаг влево, чтобы ехать вниз. Далее путь линеен. На одном из участков Вам будет преграждать путь груда деревянных ящиков. Опрокиньте поддон и идите дальше. Дойдете до комнаты с четырьмя дверями. За троими из них будет стена, а через оставшуюся попадете в коридор. Далее спуститесь вниз в подвал и нажмите на клавиши на рояле. Все предметы начнут летать. Пытаемся выйти из подвала той же дорогой, но дверь закрыта. Спускаемся обратно вниз и идем в кромешной тьме к единственному просвечивающемуся предмету, берем его – на этот раз шкатулку с костью. Выходим из подвала и применяем найденный предмет на холсте.

4. Кисть

Видеопрохождение

Выходим из мастерской и идем прямо по коридору. Снова за всеми дверями стена, а потом двери и вовсе исчезают. Крутимся, пока не появится проход. Далее путь линеен. Доходим до комнаты-тупика и берем детские ботиночки и выходим обратно. Дойдя до развилки идем направо. Далее будут повторяющиеся комнаты – идите до конца, пока не дойдете до запертой двери. Несколько раз пробуйте открыть двери, пока одна из них не поддастся. В следующей комнате присмотритесь к картине несколько раз, чтобы началась вакханалия. Появится проход и идите в него. Проходите по коридору прямо. В конце будут повторяющиеся элементы зигзагообразного коридора – просто идите в обратную сторону и сразу поверните налево. Идите до куклы на полу в части коридора, освещенной красным.

Выходим из комнаты и идем до белой двери, через которую попадаем в детскую. В комоде рядом с кроваткой забираем заводной ключ и вставляем его в игрушку-карусель посередине комнаты. После поездки забираем клок волос с кроватки. Пытаемся выйти через дверь, после чего поворачиваемся и выходим в уже освободившиеся двери. Идем направо и попадаем сразу в мастерскую, где применяем на холсте найденный предмет.

5. Финальные штрихи

Часть 1

Часть 2

Видеопрохождение

Выходим из мастерской и ходим по кругу, пока в центральной части не появится открытая дверь. Проходим в нее. В комнате выключится свет, поэтому находим лампу и включаем ее. После того, как беспредел закончится, выходим в коридор, а затем в единственную дверь, ведущую из этого коридора. Далее путь линеен. Дойдя до запертой двери, посмотрите под ноги, рядом будет на полу валяться ключ. Откройте им дверь и идите далее. Следующая запертая дверь открывается легко – нужно просто отодвинуть защелку. В конце дойдете до комнаты, в которой Вас запрут. На бочке будет листок с цифрами. Посмотрите, какие линии ведут к, например, кошке. Вводим их (341) на замке, после чего он откроется. Также необходимо отодвинуть засов, чтобы открыть дверь. Идите по коридору, пока впереди путь не будет прегражден упавшими элементами перекрытия. Идите обратно в открывающуюся дверь с ярким источником света. Зайдя в комнату с большой картиной на противоположном ее конце, подойдите к картине. Снова начнется чертовщина. Покрутитесь, пока главный герой не потеряет сознание.

Идите по коридорам, пока не дойдете до первой комнаты. Слева будет шкаф. Откройте его дверцы. Внутри будет комната. Возьмите со стола рукоятку и идите дальше. Подойдите к механизму, который служит для запирания двери и вставьте в него рукоятку. Поверните или рукоятку, или дерните за цепь, которая висит посередине комнаты, чтобы открыть дверь. Пройдите в нее и опустите рычаг слева. Идите дальше по коридору. Зайдя в комнату с перевернутой картиной над камином, выключите весь свет (лампа на столе, а также выключатель рядом со входом). Появится новая дверь – пробуйте пройти через нее, после чего идите через другую дверь и спуститесь на лифте. В комнате находим в сундуке часы. Рассматриваем их и выходим обратно в коридор. Доходим до кабинета. Начинает звонить телефон. Подойдите к стеллажу с книгами, откуда доносится звонок и дерните за книгу.

Обратите внимание на картину над камином – на ней будет изображен код – 363. Взаимодействуйте с телефоном, а потом наберите три цифры, изображенные на картине. Начнет звонить другой телефон. Подойдите к картине и посмотрите наверх. Затем идите обратно к тому месту, где было потайное место с телефоном. Теперь там коридор. Идите по нему до конца, а затем по узкому выступу налево. Там будет еще один телефон. Взаимодействуем с ним, после чего наблюдаем, как падает шкаф. Сзади написаны цифры – 853. Набираем их на телефоне. Снова проходим по уступу до комнаты с телефоном и взаимодействуем с ним. Выходите и дойдите по уступу до противоположного конца. Откроется дверца на другой стороне комнаты и появятся цифры – 354. Возвращайтесь к телефону и введите их. Идите по поддонам до телефона, а затем обратно, пока не свалитесь. Оказавшись в комнате, взаимодействуйте с телефоном, а затем возьмите то, что от него осталось. Выходите из комнаты и примените отрезанный палец на картине.

6. Критический взгляд

Часть 1

Часть 2

Видеопрохождение

Выходите и идите направо, затем прямо. Далее развилок не будет. Дойдя до уродливой картины по центру комнаты, присмотритесь к ней, после чего картины упадут. Станьте в центр и дождитесь, пока появится дверь. Выходите через нее. По коридорам дойдете до двери в полу. Откройте ее и провалитесь вниз. Выходите через дверь и идите далее. По дороге будет запертая дверь, которая открывается после того, как отодвинете засов. Идите далее, пока не дойдете до горящей кровати. Возьмите со стола бинты. Выходите в коридор и идите далее, пока не дойдете до ванной. Там несколько раз погружайтесь в ванную, пока на получите банку с глазом. Берите ее и выходите из ванной комнаты.

Дойдя до комнаты с шахматной доской, возьмите две шашки (они лежат на комодах), а затем подойдите к шахматной доске. Появится детская. Там на кресле возьмите еще одну шашку и возвращайтесь к доске. Появится еще одна часть комнаты. Подойдите там к картине и дождитесь, пока из нее все не вывалится, в том числе и шашка. Поднимите ее и возвращайтесь к шахматной доске. Появится часть ванной комнаты. Возьмите две шашки (одну с комода, вторую – на лестнице). Появится кухня. Возьмите шашку с весов, а затем возьмите груз с духовки. Положите его на весы и вернитесь к шахматной доске. Появится часть кабинета. Зайдите в нее, а затем возвращайтесь к доске. Подождите, пока закончится вакханалия, и Вы окажетесь в мастерской. Примените последнюю найденную часть на холсте, чтобы завершить картину. Далее разнится от концовок, однако никаких сложностей возникнуть не должно. Или ничего не нужно будет делать, т.к. игра завершится, или придется спуститься вниз, зайти в мастерскую и снять ткань с картины.

Гайд по концовкам

Внимание! Спойлеры!

Всего в игре 3 концовки:

Эгоистичная концовка

На картине изображен сам художник (автопортрет). Не обращайте внимания на свою семью и сосредоточьтесь на картинах.

  • Ни разу не умрите (никогда не подходите близко к жене)
  • Часто рассматривайте картины
  • Следуйте за крысой всякий раз, когда это возможно
  • Взаимодействуйте только с необходимыми для прохождения вещами или предметами, связанными с эгоистичной личностью художника (например, разбитые очки)
  • Возможно, можно получить только при очень медленном прохождении
  • Возможно, можно получить только после нейтральной концовки

Нейтральная концовка

На картине изображена только жена. Концовка, которую получают большинство игроков, она же у нас и в видеопрохождении. Собирайте предметы и погибните пару раз.

Раскаивающаяся концовка

На картине изображены жена и ребенок. Ее сложнее всего получить.

  • Игнорируйте все вещи, связанные с эгоистичным прошлым художника, кроме необходимых для прохождения
  • Подходите к жене при каждом ее появлении и «обнимите» ее
  • Игнорируйте крыс и картины насколько это возможно
  • Во время детской главы подойдите к ребенку в красном помещении, вместо того, чтобы отступить.

Top