С каким чувством чичиков уезжает от ноздрева. Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух характеров? (По поэме Н.В

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.
Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только

С поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, “с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.
Чичиков узнал Ноздрева, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрев только что вернулся с ярмарки, где “убухал четырех рысаков” и “продулся в пух”, с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но “лояльный” Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: “Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить”. Однако он недооценил Ноздрева. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от “встречных предложений” разбитного малого – купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку.
Характеризуя Ноздрева, автор не жалеет, казалось бы, самых лестных эпитетов: “многогранный человек”, “на все руки мастер”, “исторический человек”. Только что стоит за этими определениями?
Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту. Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.
Ноздрев не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно – точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться. Ноздреву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно “пули льет”. Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.
Посетив после Ноздрева еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, “люди умирают как мухи”. Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.
Плюшкин – полный антипод Ноздрева, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.
Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина – поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!
Плюшкин – единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: “дряхлым инвалидом” выглядит не только “странный замок”, где живет Плюшкин, но и он сам – в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке.
Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин – просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека – вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы “сбежал” от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но “щедрый” дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег – выше его сил.
Плюшкин – самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит “ради нищеты” дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа – он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже “прореха на человечестве”.


(No Ratings Yet)

  1. Чичиков, глядящийся в кривое зеркало, – мотив очень значительный. “Ах, Павел Иванович.” – говорит Чичикову старин Муразов. – “Я думаю о том, какой бы из вас был человек если бы...
  2. Он проповедует любовь Враждебным словом отрицания. Н. А. Некрасов Мечтой Н. В. Гоголя было “изобразить, хотя с одного боку, но всю Русь”. Этой стороной, особым ракурсом, точкой пристального внимания автора...
  3. В “Записках сумасшедшего” Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира “маленького человека”, бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: “Да, не...
  4. Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и...
  5. Главным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков – явление новое в литературе как общественно-психологический тип и, возможно, не до конца раскрытый автором в загадочности художественно-философского, мистического осмысления. Сама...
  6. Ошибка, что так дорого обошлась городничему и его подчиненным в комедии Гоголя “Ревизор”, произошла не случайно, и, приняв столичного проезжающего, погрязшего в долгах и безденежье, за влиятельную персону, обитатели уездного...
  7. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и...
  8. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова....
  9. “Мертвые души” не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления....
  10. Тема “маленького человека” в Петербуржском цикле Н. В. Гоголя представлена в повестях “Шинель” и “Записки сумасшедшего”. Главный герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного...
  11. Можно по-разному рассказать об одном и том же явлении. Можно поставить его в тень, можно выдвинуть на яркий свет, развернуть, рассмотреть со всех сторон. Можно показать все большое, что сразу...
  12. Замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в “Ревизоре” является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка....
  13. В поэме Гоголь типизирует образы русских по-мещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно, Онегину и Пе-чорину, он...
  14. Поэма Гоголя с загадочным названием “Мертвые души” рассказывает о фантастической афере Чичикова – купле ревизских душ. Современному читателю, отдаленному от тех событий в 160 лет, трудно представить, что же такое...
  15. Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения. В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я...
  16. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь напоминает, что каждый из них не является исключением. Манилов принадлежит к людям “так себе, ни то ни се”. Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц,...
  17. Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!” В 1842 году поэма...
  18. Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в...
  19. “Тарас Бульба” – это повесть, посвященная страницам истории народа. Главный ее герой, Тарас Клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие...

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее — приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.

Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только с поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, «с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Чичиков узнал Ноздрёва, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где «убухал четырех рысаков» и «продулся в пух», с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но «лояльный» Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: «Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Однако он недооценил Ноздрёва. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от «встречных предложений» разбитного малого — купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку...

Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту... Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.

Ноздрёв не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно — точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться.

Ноздрёву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно «пули льет». Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.

Посетив после Ноздрёва еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, «люди умирают как мухи». Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.

Плюшкин — полный антипод Ноздрёва, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.

Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина — поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!

Плюшкин — единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: «дряхлым инвалидом» выглядит не только «странный замок», где живет Плюшкин, но и он сам — в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке. Материал с сайта

Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин — просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека — вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы «сбежал» от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но «щедрый» дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег — выше его сил.

Плюшкин — самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит «ради нищеты» дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа — он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже «прореха на человечестве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • купил ли чичиков мертвые души у ноздрева
  • поступки особености поведенния чичикова
  • сочинение на тему чичиков в гостях у коробачки
  • мертвые души чичиков в гостях у ноздрева
  • в гостях у Ноздрёва

«Ну, баба, кажется, крепколобая» подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя.

Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым». Чичиков не церемонится.

Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда отвлекается от интересующего его дело. Настасья боится продешевить, все остальное не беспокоит. Она, «женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на убытки и держат голову несколько набок, а между тем обирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща.

Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги. Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».

Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя«Мёртвые души»«Чичиков у Ноздрёва»

История создания:

Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам говорил - “с одного боку”.

В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).

Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.

В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.

В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе.

Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.

Потом пошли в кабинет. Там у них произошла размолвка из-за нехотения нашего героя играть в карты. Чичиков до размолвки предложил купить у Ноздрёва “мёртвые души”. Ноздрёв начал ставить свои условия, но Чичиков ни одно из них не принимал.

Чичиков после разговора остался наедине с собой.

На следующий день они начали играть в шашки на условии: если наш герой выиграет, то души его, если он проиграет, то “на нет и суда нет”. Автор характеризует Ноздрёва так:“Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными приятными щеками, с белыми,как снег, зубами и чёрными, как смоль, букенбардами. Свеж он был, как кровь с солоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.”

Нодрёв присоединился к нашему герою, рассказал о ярмарке, что продулся там в пух и прах. Затем Чичиков, Ноздрёв и зять Межуев поехали к Ноздрёвую После ужина зять Межуев удалился. Чичиков и Ноздрёв, по своему обыкновению, начал “мухлевать”. Чичиков заметил это и возмутился, после чего завязалась ссора, начали махать друг на друга руками. Ноздрёв позвал своих слуг Павлушу и Порфирия и начал кричать им: “Бейте его, бейте!” Чичиков пбледнел, душа его “ушла в пятки”. И если бы не капитан-исправник, который вошёл в комнату, чтобы объявить Ноздрёву, что он находится под стражей по поводу нанесения личной обиды розгами в пьяном виде помещику Максимову; быть нашему герою сильно покалеченным. Во время того, когда капитан объявлял извещение Ноздрёву, Чичиков скорее взял шапку, спустился вниз, сел в бричку и велел погонять Селифану лошадей во весь дух.

Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению,
Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

Роль эпизода :

Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.

Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, - это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.

Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке.

В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.

Художественные детали :

Сначала посмотрим, как автор описывает трактир:“Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва:“В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.

Внутренний мир героя в этом эпизоде:

Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства:“Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек–дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой.

По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы.

Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело.

Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи.

Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку», главный герой романа зарабатывал деньги самыми разными способами и очень не любил с ними расставаться.

Будучи школьником, Чичиков продавал втридорога пироги своим голодным одноклассникам. Поступив на службу в казённую палату, он начал ухаживать за дочерью начальника, намереваясь за счёт этого занять более высокую должность. Находясь на службе в таможне, Чичиков провернул крупное дело, проведя через границу дорогие кружева.

Что касается Ноздрёва, то он предстаёт перед нами как любитель погулять, выпить, повеселиться и поиграть в карты. Страсть к веселью и азарту была настолько велика, что Ноздрёв был готов играть во что угодно, поставив какую угодно сумму. Эта черта характера героя особенно чётко прослеживается тогда, когда Ноздрёв предлагает сыграть с Чичиковым в шашки, поставив на кон необходимые второму мёртвые души.

Основными чертами характера героя являются склочность, излишний азарт, хвастовство, наглость, развязность. Отдельно стоит отметить то, что Ноздрёв часто вредил окружающим, считая свой поступок очень смешной шуткой. Например: Ноздрёв даже не подозревал, что помещик Максимов, его знакомый, не оценит чувства юмора своего приятеля и очень сильно удивился, когда узнал, что Максимов подал на «приятеля» в суд. Избить в пьяном виде Максимова розгами было для Ноздрёва лишь милой шуточкой, на которую, как он считал, не стоило обижаться.

У Чичикова и Ноздрёва можно с лёгкостью проследить общие черты. Они оба расчётливые и хитрые, желающие изъять из любого своего поступка максимальную выгоду. Это отчётливо видно из торга за мёртвые души.

Ноздрёв предлагал Чичикову сыграть в карты на небольшую сумму, пытался продать собак, жеребцов и даже шарманку, а мёртвые души отдать вдобавок, а Чичиков изо всех сил пытался избежать карточных долгов и покупки ненужных ему вещей. Оба они очень любят хорошенько повеселиться. В качестве примера можно привести празднование Чичиковым со всем культурным обществом губернского города NN отправки мёртвых душ в Херсонскую губернию: светское общение, карты, застолье, шампанское. Празднование удалось на славу, ведь Чичиков. Вернулся в свой номер пьяным. Об этом можно судить из пожелания Чичикова устроить перекличку всем купленным крестьянам.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Ноздрёв и Чичиков, несмотря на все свои различия, в какой-то степени – родственные души.

Одними из ключевых персонажей произведения являются Павел Иванович Чичиков, бывший государственный служащий, и помещик Ноздрев.

Сюжетная линия произведения сталкивает ранее познакомившихся на прокурорском обеде героев в имении Ноздрева, в которое Чичиков приезжает по приглашению хозяина в надежде выкупить у него несколько сотен мертвых душ с целью их дальнейшего залога в банк для получения кредита в качестве живых.

Для начала Ноздрев показывает гостю свое большое хозяйство, состоящее из водяной мельницы, кузницы, огромного поля, конюшни и большого количества собак. Чичиков, являясь чрезвычайно аккуратным и опрятным человеком, с неприязнью наблюдает окруженного псарней радушного хозяина, желая лишь поскорее обсудить дело, приведшее его в усадьбу Ноздрева.

Приглашая Чичикова отобедать, Ноздрев, привыкший к пьяному разгулу, буйному веселью, пытается напоить гостя, смешивая различные алкогольные напитки и делая вид, будто сильно напился. Однако хитрый Чичиков, видя эту игру, предпочитает опорожнять свои рюмки под стол.

С точки зрения Чичикова, Ноздрев является дрянным человеком, имеющим склонность ко всякого рода гадостям и пакостям в отношении окружающих.

Обсуждение вопроса о продаже мертвых душ приводит Чичикова и Ноздрева к крупной ссоре, поскольку помещику не привык знать меру в чем-либо и не желает просто так проводить сделку по продаже либо дарению мертвых душ. Ноздрев не верит названной Чичиковым причине о придании ему общественного веса, по которой последний собирает души умерших крестьян. Он считает Чичикова последним мошенником, которому надлежит быть повешенным на первом суку.

Ноздрев предлагает Чичикову выиграть мертвые души в игре в шашки, при этом, начав играть, ловко жульничает, не понимая, что связался с таким же, как и он, шулером. Проигрыш приводит Ноздрева в ярость, перерастающую в конфликт, который грозится перейти в драку.

Чичиков, опасаясь потерять свой имидж среди окружающих, разрешает назревший конфликт, предпочтя быстро покинуть ноздревское имение.

Раскрывая взаимоотношения Чичикова с Ноздревым, писатель демонстрирует их сходные особенности характера, заключающиеся в авантюризме, лживости, наглости, способных в собственных корыстных целях на поступлении нравственных законами общества. Писатель именует образы своих героев в качестве исторических личностей, проводя параллель с реально существующими представителями общества того периода времени.

Несколько интересных сочинений

  • Музыка революции в поэме Блока Двенадцать

    Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.

  • Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс

    Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл.


Top