Сочинение на тему: «Марк Твен и его любимые герои. Маленькие герои марка твена Том Сойер - обычный ребенок

Герои, над которыми не властно время... (М. Твен. «Приключения Тома Сойера»)

С раннего детства перед нами открывается мир родной литературы. Но не всегда мы задумываемся над тем, что культура - творение всего человечества, а не одной нации. А значит, и украинская литература -- лишь одна из отраслей на плодоносящем дереве мировой литературы.

В маленьком американском городке Ганнибал, у подножия одного из холмов, спускающихся к Миссисипи, стоит скульптурная группа, изображающая двух мальчиков. Оживленно разговаривая, они идут куда-то в широкий мир, полный чудес, неожиданностей и приключений. их зовут Том Сойер и Гекльберри Финн. Они - герои знаменитых книг Марка Твена. История знает лишь несколько случаев, когда памятники сооружались литературным персонажам - вымышленным людям, что никогда не жили в реальности, порожденным творческой мыслью художника: Шерлоку Холмсу в Англии и Русалочке в Дании.

Скульптура Кардиброрського холма - свидетельство чрезвычайной жизненности образов, созданных великим американским писателем. Для многих поколений читателей Том Сойер и Гек Финн - это живые люди, знакомство с которыми не прошло бесследно. Они давно уже перестали быть героями сугубо литературными, превратившись в «отличных ребят», «своих ребят», «одних из нас». Кажется, время и пространство над ними не властно, потому что и сегодня их можно без труда распознать в пестрой шумной толпе практически любого народа.

Том Сойер и Гек Финн - озорники и выдумщики, мудрецы и простаки, «предприниматели» и романтики, шалуны и людинолюбці. Читая об их приключениях, мы вместе с ними погружаемся в яркий, полный необычных событий, жизни.

«Приключения Тома Сойера» - это гимн детству, переложенный прозой, как отмечал сам Твен. По-раВНОму живут два брата - Том и Сид Сойеры. Примерный мальчик Сид - послушный тихоня и ябеда, живет «по правилам», так, как положено жить в городке порядочному мальчику из правил семьи. А Потому такая жизнь не по вкусу - жители городка считают его хулиганом и лентяем. Начитавшись книг, он хочет быть смелым и справедливым, как герои, о которых он читал. Его любимый герой - легендарный Робин Гуд, герой английских народных легенд и баллад, атаман разбойников, защитник народа.

Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Пусть дома и в школе запрещают дружить с Геком, ведь он невоспитанный, «уличный» мальчишка; пусть все мамаше пренебрегают этого шарпака, говоря, что он «лентяй, озорник и никого не слушается», - для Тома Гек - лучший друг. Вдвоем они ищут приключений.

Замысел нового романа - «Приключения Гекльберри Финна» - возник у Твена еще тогда, когда он заканчивал свою книгу про Тома Сойера. И сразу же пришло убеждение, что в этой новой книге не Том будет главным героем. Марк Твен так и писал одному из своих друзей: «Том Сойер для этого не подойдет». Главным героем нового произведения становится мальчишка-безпритульник, «романтический бродяга» Гек Финн.

Гек любит свои лохмотья,свободный берег реки, бочку, что служит ему домом; Гек не может привыкнуть жить в четырех стенах и спать в постели. Сначала может показаться, что в этом и заключается главное различие между ним и Томом. Но на самом деле различие гораздо глубже - это выясняется в новом романе М. Твсна. Роман о Гека Финна является высшим достижением Тве-на-юмориста, Твена-бытописателя, Твена-психолога, Твена-мастера стиля.

У Гека совсем другие приключения, совсем другая жизненная дорога. Том живет выдумками в мире своих фантазий, для него вся жизнь - продолжение любимых книг и игр. Гек - весь на земле. Условия жизни мальчика-беспризорника развили у Гека здравый смысл, практическую смекалку, а не увлечение книжной фантастикой.

В романе «Приключения Тома Сойера» мальчики сбежали на необитаемый остров и решили стать пиратами. В новой книге Гектежутече наДжексонов остров, но уже один и не ради игры, а спасая свою жизнь и свободу.

Джимма Гек встретил на острове случайно и неожиданно. Но эта встреча определила его дальнейшую судьбу, и приключения, и мысли, и душевный мир.

Гек помогает Джимму прятаться. Однако в его мальчишеской душе происходит внутренняя борьба. Гек такой же ребенок, как и Том, но жизнь ставит перед ним серьезный, совсем не детский вопрос. Все вокруг убеждены, что судьба негров - рабство, закон продажи людей справедливый, помочь рабу бежать - значит совершить преступление перед людьми и Богом. Так думает и сам Гек. Спасая Джимми, он чувствует себя «последней дрянью, последним негодяем и мерзавцем». Он думает, что его обязанность - выдать Джимма, и дважды он был готов это сделать. Но Гек отрекается от того, что он считает своим долгом, он остается верным своему черному другу. И хотя Гек до конца так и не понял, что перед ним огромная несправедливость, что, заступаясь за Джимма, он тем самым и выполняет свой настоящий долг честного чело века, он все-таки не побоялся пойти против закона, против человеческой мысли и предрассудков.

Когда Джимма поймали и он снова оказался рабом в Фелтів, то организовывать побег ему вместе с Гском стал помогать и Том.

Но, по сути, мальчики совершенно по-раВНОму относятся к Джимма. Том освобождал свободного негра, зная, что мисс Уотсон дала ему вольную. Для Тома освобождения Джимма - «веселая игра», «богатая пища для ума». Но если Том играет, то Гек помогает Джимму всерьез, потому что Джимм - хороший человек, его лучший друг.

Геку понятно, зачем Том начал такую «дикую возню», когда дело дошло до увольнения Джимма. Том все хотел продолжить эту игру, донимал всякими хитроумными задачами Джимму: тот писал «письма» кровью, терпел в своей лачуге ужей, пауков, крыс, которых туда наносил Том, точно зная, что негр их панически боится. В конце концов переиграл Том, оповестив всех знакомых письмом о побеге, что готовится, и сам оказался жертвой своей чрезмерной изобретательности (он был ранен в ногу преследователями Джимма). В определенной степени это было возмездием.

Поэтому скучную жизнь захолустного городка, его мечты не похожи на мечты взрослых. Но все-таки в конце концов Том остается «хорошим» мальчиком. Гораздо позже, думая о своем герое, М. Твен писал, что Том, когда вырастет, когда перестанет играть, будет «врать, как врут все». О Гека же Твен вспоминал как о самой дорогой для него герое, как о человеке, который смог сохранить свою независимость, смогла не подчиниться лжи и предрассудкам, встала против всех на защиту обиженного.

В XX веке рассказ о дружбе Гека и Джимма приобретает общечеловеческую значимость. Можно сказать, что мировая литература дала людям две идеальные модели человеческого общежития - Робинзон и Пятница у Д. Дефо, Гек и Джимм в Г. Твена. Оба примера демонстрируют простую и вечную истину: люди разных рас и национальностей могут мирно сосуществовать и гармонично развиваться только при условии взаимоуважения и познания культуры друг друга.

Понятно, что и в наше время жить по мудрым законам Робинзона и Пятницы или Гека и Джимма очень трудно. Для этого необходимы острый ум, горячее сердце и тонкая душа. Но другого выхода у человечества просто нет: стоит ему, как Геку и Джимму, сделать один неверный шаг - и его поглотят безумие и кошмар. Поэтому дай нам Бог силы и ума жить по вечным и простыми законами, которых учат нас твеновські герои! Они, действительно, «отличные парни», «свои ребята», «одни из нас». Ведь главная идея произведений М. Твена, воплощенная в образах его героев, - утверждение гуманизма, глубокой человечности, мысли о том, что человек в мире не одинока.

Крутяк! 2

Марк Твен один из самых известных писателей прошлого столетия. Сэм Клеменс родился в небогатой семье в 1835г. После того, как умер его отец, он был вынужден жить и зарабатывать самостоятельно. Сначала он освоил типографское ремесло, затем поступил в ученики к лоцману, мечтая водить большие двухтрубные пароходы по водам Миссисипи. Но тяга к переменам не позволяла будущему писателю долго оставаться на одном месте. Через какое-то время он оказывается в Калифорнии в артели золотоискателей. Именно здесь произошел поворот в судьбе Сэма Клеменса: он стал писателем.

Вечером, сидя у костра, после тяжелой работы золотоискатели любили рассказывать истории. Одну из них о Джиме Смайли и его дрессированной лягушке Клеменс записал и ее напечатали в местной газете. Так появился писатель Марк Твен.

В 1876г. вышел в свет роман «Приключения Тома Сойера». Изначально книга задумывалась как произведение для взрослых и призвана была показать читателям недостатки американского общества того времени. Но мир детей в романе описан с такой любовью и так убедительно, будто сам автор участвовал во всех их проделках. Поэтому книга стала любимой для многих поколений детей.

Главный герой - двенадцатилетний мальчишка из провинциального городка. Непоседа и озорник, он вынужден ежедневно выслушивать благочестивые наставления в школе и дома. Том мечтает о приключениях, путешествиях и зарытых кладах. Он все превращает в игру, будь то покраска забора, церковная служба или помощь беглому негру. Благодаря искрометной энергии мальчик попадает в самые невероятные ситуации. Том - врун и проказник, но столкнувшись с несправедливостью, он интуитивно находит правильное решение.

Том любит читать, его захватывают приключения пиратов, но все же, любимый герой - Робин Гуд, помогающий беднякам. Мальчик от всего сердца сочувствует тем, кто несправедливо обижен. У Тома множество незаурядных способностей. Он сообразителен и предприимчив. Ему удается вдохновлять своих друзей на всяческие проделки и рискованные поступки. Присущи Тому и рыцарские качества - он берет на себя вину Бекки Тэтчер и терпит за нее наказание, а заблудившись в пещере, утешает и поддерживает девочку.

И все же, любимый герой Марка Твена, по признанию самого автора, вовсе не Том Сойер, а Гекльберри Финн. Том выдумщик и фантазер, он переносит свои игры на реальную жизнь. Гекльберри живет совсем в других условиях. Беспризорная жизнь заставила его быть практичным и проявлять здравый смысл. Гек живет вольно и независимо. Оказавшись на острове, прекрасно справляется в одиночку: устраивает ночлег, ловит рыбу. Последующая встреча с Джимом изменяет жизнь мальчишки, она становится определяющей в его судьбе и становлении душевного мира. Если все приключения Тома происходят в маленьком городке, то глазами Гека, когда тот путешествует с Джимом по Миссисипи, читатель видит жизнь Америки того времени. Рабство еще не отменено. Скитающийся в лохмотьях Гек видит себя белым человеком, а негра Джима - беглым рабом.

Жизнь ставит мальчика перед серьезным выбором. Он считает своим долгом выдать Джима, но несмотря ни на что, остается верным своему другу. И хотя Гек так и не понимает, что рабство - это огромная несправедливость, он отважился пойти против закона во имя дружбы.
Несмотря на то, что характеры главных героев книги такие разные, мальчишки с честью выдержали испытания жизненными трудностями, богатством и славой и остались настоящими друзьями.

Ещё больше сочинений на тему: «Марк Твен и его любимые герои»

Общеизвестно, что настоящее имя американского писателя Марка Твена – Семюель Ленгхорн Клеменс. Марк Твен был популярным еще при жизни, какой-либо фабрикант в его честь даже ваксу выпустил с его именем, а газеты его называли «второй знаменитостью Америки». «Слухиа о моей смерти преувеличены» такие телеграммы получили газетчики от автора, на который напечатали некролог (сообщение о смерти). Конечно, это был сам Марк Твен – непревзойденный юморист в свое время. Он и в самом деле едва не погиб – попал в автокатастрофу, но выжил.

Он жив и до сих пор! Миллионы детей читают его произведения и смеются, угадывая в том или другом герое себя, а взрослые просто возвращаются в собственное детство. Такое чудо делает книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (вышла в 1875 году), которую автор задумал как пародию на вежливых девочек и вежливых мальчиков.

Продолжение историй о Геккельберри Финне и Томе Сойере писатель напишет лишь через десять лет. И сейчас остаются популярными такие произведения Марка Твена, как повесть «Принц и нищий», повесть «Жанна Д’арк», роман «Янки при дворе короля Артура», сатирический и юмористический рассказы.

История о двух пареньках – выдумщике и фантазере Томе Сойере и его верного друга и оруженосца Гека Финна – захватывала не одно поколение читателей. Очень мало обнаружится взрослых, которые бы не читали «Приключения Тома Сойера». Эта повесть принадлежит к тем книжкам, которые читают в детстве и перечитывают во взрослом возрасте, находя остроты, которые потерялись через детское безрассудство.

Эта книга – разнообразная и многоцветная – умело написанное произведение и одновременно пародия на «страшные» детские книжки. Это рассказ о людях, которые живут в провинции, они заражены скукой, святошеством, глупыми предрассудками, но вместе с тем – это поэма о довольно добрых людях.

В произведении Марка Твена (Семюэла Клеменса) «Приключения Тома Сойера” идет речь о ребятах, которых удручает школа и церковь, но все же таки им удается жить свободной и счастливой жизнью.

Том и Гек – не безрассудные головорезы. Ребята помогают людям и даже спасают их. Если бы не неугомонность Тома, Бекки осталась бы в пещере, если бы ребята не пошли на кладбище, Мефа Поттера казнили бы за преступление, которое он не творил, если бы Гек не позвал на помощь, вдову убили бы.

Том неповторимый – как бы нам не хотелось, сложно было бы повторить его «подвиги», но мы видим в образах Тома и Гека собственные черты, черты своих друзей, находчивых неугомонных фантазеров. Так как целью писателя было не только развлечь ребят и девушек, но и «напомнить взрослым, какими они были сами когда-то, что ощущали, как разговаривали и в какие странные авантюры попадали».

Произведения Марка Твена не обременяют моралью, что «помахивает куценьким хвостиком в конце каждого произведения», так как, возможно, сами являются моральными. И их нравственность заключается в том, чтобы жить свободно от предрассудков и проблем, которые нам навязывают другие, весело и просто. И тогда придет счастье – «будь более простым, и к тебе потянутся люди». Но это лишь одна мысль из тысяч мыслей по этому поводу, так как любой из нас находит что-то свое в этой книжке.

Источник: litrasoch.ru

Твен Марк (псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса) - американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Марк Твен это псевдоним его профессионального занятия. Он работал лоцманом на Миссисипи. Оставался затем до конца жизни страстным противником рабовладения.

Свою литературную деятельность Т., как и большинство американских писателей начал с журналистики. Он писал очерки, печатал их в журналах («Простаки»).

Твен защищал демократические свободы, пропагандировал разумное отношение к действительности, боролся с предрассудками, скептически относился к фанатической вере, набожности. «Путешествие капитана Стронфилда в рай» – о современном американце, жизнь в раю для которого однообразная, скучная, пища постная, выпивки нет, азартных игр нет, курить нельзя. Капитан убеждён, что далеко не благая жизнь на Земле интереснее скучной в раю.

Марк Твен первым среди американских писателей ездил по стране и выступал как чтец, вёл огромную корреспонденцию. Человек с блестящим чувством юмора, но юмор у него специфичный. Юмор проявляется не столько в языке, в стилистических приемах, сколько в комических ситуациях (в «Приключениях Тома Сойера» на выпускном опустили кошку на голову учителю, «Укрощение велосипеда»).

Творчество Твена очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различнейших жанров, от легких очерков до толстых исторических романов.

Твен начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Вера в американскую демократию, в превосходство американской конституции над европейской государственностью красной нитью проходит сквозь все его произведения раннего периода. Он саркастически высмеивает нравы и обычаи Старого Света («Простодушные за границей», «Путешествие за границу»).

Мировую славу Т. создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов - «Приключения Тома Сойера»- прозвучал свежим и новым словом в американской литературе для юношества. Юные герои романа Т. наделены предприимчивостью, смелостью и воображением, переживают различные приключения, совершают «подвиги», - они увлекают своей энергией и непосредственностью. Все это делает понятным, почему Том Сойер был и остается до сих пор одной из любимых книг юношества всех стран и с увлечением читается также и взрослыми. Продолжением «Тома Сойера» служат «Приключения Геккльберри Финна».

Здесь очень ярко разработаны образы обоих мальчиков. Это не только живые и яркие индивидуальные характеры, но и представители определенной социальной среды. Буржуазный мальчик Том Сойер противопоставлен Гекку - сыну пьяницы и бродяги, презирающему буржуазную мораль. Другие известные романы: «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура».

Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Марка Твена стали его «Приключения Тома Сойера» (1876). В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками. И описанный в книге городок Сент-Питерсберг очень похож на городок Ганнибал, в котором родился и вырос писатель.

В герое книги выпячиваются черты маленького дельца, он предстает своего рода миниатюрной «моделью» типичных американских бизнесменов. Разве не мечтает Том разбогатеть? Разве не ищет он выгоды от окраски забора? Разве не скупает он билетики, позволяющие завоевать почетное место в воскресной школе?

Том Сойер добрый, щедрый, отчаянный выдумщик. С друзьями отбывает на остров, играет в Робин Гуда. Все их ищут. Во время поминальной службы по ним они появляются в церкви.

С безупречной правдивостью автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Твен обладал гениальной способностью понимать детей, знал их характер, их психологию.

Совершенно очевидно, что юмор в «Приключениях Тома Сойера» играет важную роль. Без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям.

Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Том Сойер - сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать - хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки.

Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное - это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах.

Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер - девочки, за которой неловко пытается ухаживать, - и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.

Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном.

Он сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребенка. Гека никто не заставляет ходить в школу. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное - быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека бесспорно привлекают занимательные игры, выдумываемые Томом, но дороже всего Геку личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя не в своей тарелке, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек во втором романе уже один предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город.

В благодарность за спасение от мести индейца Джо вдова Дуглас взяла Гека на воспитание. Слуги вдовы умывали его, причесывали гребнем и щеткой, каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни. Ему приходилось есть при помощи ножа и вилки и посещать церковь. Несчастный Гек выдержал лишь три недели и исчез. Его искали, но без помощи Тома вряд ли смогли бы найти. Тому удается перехитрить простодушного Гека и вернуть его на какое-то время к вдове. Тогда Гек мистифицирует собственную гибель. Сам же садится в челнок и плывет по течению.

Во время путешествия Гек тоже переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, прежде всего ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

Цель урока: развивать интерес к творчеству Марка Твена, к изучению литературы и английского

языка, формировать навык работы в группе.

Оформление: рисунки детей; выставка книг писателя; портрет Марка Твена; плакаты со словами:

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрецами.

Д. С. Лихачёв.

Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, из его Гекльберри Финна.

Э. Хеменгуэй.

Ход урока

1. Инсценировка

Звучит музыка “кантри”. (Появляется Гек в лохмотьях и рваной шляпе, с кошкой (мягкая игрушка в руках). Навстречу ему выходит Том.)

Том: Эй, Гекльберри! Здравствуй!

Гек (солидно, с достоинством): Здравствуй и ты, если хочешь…

Том: Что это у тебя? (Дотрагивается до кошки.)

Гек: Дохлая кошка.

Том: Дай-ка, Гек, посмотреть!.. (Щупает кошку). Ишь ты, окоченела совсем. Где ты её достал?

Гек: Купил у одного мальчишки.

Том: Что дал?

Гек: синий билетик да бычий пузырь… Пузырь я достал на бойне.

Том: А где ты достал синий билетик?

Гек: Купил у Бена Роджерса две недели назад. Дал ему палку для обруча.

(Гек садится на пол, держа кошу на коленях.)

Том: Слушай-ка, Гек, дохлые кошки – на что они надобны?

Гек: Как на что? А бородавки сводить.

Том: Разве? Ну, а как же их сводить дохлыми кошками?

(Том усаживается рядом с Геком.)

Гек: А вот как. Возьми кошку и ступай с ней на кладбище незадолго до полуночи к свежей могиле, где похоронен какой-нибудь плохой человек, и вот в полночь явится черт, а может, два или три; но ты их не увидишь, только услышишь, будто ветер шумит, а может, и услышишь ихний разговор. И когда они потащат покойника, ты брось им вслед кошку и скажи: “Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом,- тут и дело с концом, все трое долой от меня”.

(Достаёт из кармана трубку и деловито “раскуривает”.)

Том: Похоже на то. Сам-то ты когда-нибудь пробовал, Гек?

Гек: Нет, но мне сказывала старуха Гопкинс…

Том: Ну, так это верно: говорят, она ведьма. (Том тоже достаёт трубку. Хлопает Гека по плечу.) слушай-ка, Гек, ты когда будешь пробовать кошку?

Гек: Нынче ночью. Я так думаю, черти наверняка придут в эту ночь за старым грешником Вильямсом…

Том: Да ведь его ещё в субботу похоронили. Они, поди уж, утащили его в субботнюю ночь?

Гек: Глупости! До полуночи они не могли утащить его, а в полночь настало воскресенье. В воскреенье черти не очень-то бродят по земле.

Том: Верно, верно. Я и не подумал. Возьмешь меня с собой?!

Гек: Конечно, если ты не боишься.

Том (вскакивает, возмущаясь): Боюсь! Ну вот ещё!

(Гек тоже встаёт. Звучит музыка. Мальчики уходят пританцовывая.)

2. Слово учителя литературы

“ Даже самый серьезный, самый деловитый американец, когда говорит об этих всемирно известных мальчиках, начинает улыбаться, и глаза у него добреют,”- писали Илья Ильф и Евгений Петров, побывав в США в 30 –е годы XX века. Речь, конечно, вы уже догадались, идет о Томе Сойере и его закадычном друге Геке Финне, с приключениями которых американский читатель впервые познакомился в декабре 1876 года.

А написал эту чудесную книгу известный писатель Марк Твен. Вот какие воспоминания оставила о нем старшая дочь: “ У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется ещё красивее, добрые синие глаза и пышные усы”.

3. Сообщение учеников о писателе на английском и русском языке

My dear friends!

Teacher: Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. Some of his books are very popular with the children in our country, in other countries of the world and in America, of course. What books are these? Do you know (показывает книги)? Yes, you are right! Here are “The Adventures of Huckleberry Finn”, “The Prince and the Pauper”, “Life on the Mississippi”. These books are great favorites not only with the boys and girls all over the world but also with grownup readers.

Listen please some words about Mark Twain`s life.

In these books Mark Twain shows the joys and sorrows of children with such deep understanding and sympathy that readers always see themselves in the characters. As Mark Twain said later, many events in “The Adventures of Tom Sawyer” really happened, and the characters were from real life.

There is also a b satirical element and humor in these books.

Mark Twain, whose real name was Samuel Clemens, was born in 1835 in the small town of Hannibal on the Mississippi River. He was the son of a lawyer.

Little Samuel spent his childhood in his native town. He was a bright, lively boy. He went fishing and swimming to the river and he was the leader in all the boy"s games.

Samuel had a lot of friends at school. And when he became a writer he described them in his stories.

When Samuel was eleven years old, his father died, leaving his wife and four children with nothing. And the boy had to leave school and look for work. He learned the profession of a printer. For some years Samuel worked as a printer for the town newspaper and later for his elder brother, who at that time started a small newspaper of his own. The two young men published it themselves. Samuel wrote short humorous stories and printed them in their newspaper.

When Samuel was a boy, he dreamed of becoming a sailor. At the age of 20 he found a job on a ship traveling up and down the Mississippi.

Here on a ship he “found” his pen-name “Mark Twain”. It was taken from the call of the Mississippi pilots when they measured the depth of the river.

Many steamboats moved up and down the river carrying all kinds of people - rich and poor , farmers and businessmen , slave owners and slaves. Thus, Samuel Clemens saw America passing before his eyes. This work gave him the opportunity to get to know a great deal about life. He worked as a pilot for more than four years.

Later he used to speak about this time as the happiest period of his life and described it in his book “Life on the Mississippi’’

Then the young man worked with the goldminers in California for a year. Here he began to write stories about camp life and sent them to newspapers under the name of Mark Twain.

The many professions that he tried gave Mark Twain a knowledge of life and people and helped him to find his true calling – that American satirical and critical literature began with Mark Twain.

In 1876 he published “The Adventures of Tom Sawyer” and eight years later “The Adventures of Huckleberry Finn”. Children and grownups all over the world now know these two novels.

Writing did not bring much money to Mark Twain, so he had to give lectures on literature and read his stories to the public. He visited many countries and lived in England for a long time. In 1907 Oxford University gave Mark Twain an honorary doctorate of letters (почтительный доктор наук).

We advise you to read Mark Twain’s books.

Учитель сам определит количество ведущих, которые расскажут о жизни и творчестве Марк Твена. Во всех сценах, приведенных ниже, главный персонаж – Том Сойер. Эту роль также могут исполнять несколько учащихся.

Сэм Клеменс родился в 1835 году. Его родители были небогатыми людьми. Когда умер отец, маленький сын должен был оставить школу и семью, искать заработки. Жизнь заставила мальчика пойти в люди. Сначала он изучил типографское ремесло и сделался бродячим наборщиком. Он скитался по стране, работал в типографиях больших городов. Однако иное влекло Сэма Клеменса. В своих дерзких мечтах мальчик из города Ганнибал видел себя у штурвала, ведущим большие двухтрубные пароходы через пороги и перекаты Миссисипи. Сэм Клеменс поступил в “щенки” (так звали лоцманских учеников) к одному из самых знаменитых лоцманов на реке.“Вызубрив Миссисипи наизусть, юноша стал отважным водителем пароходов”.

Но Клеменс не мог оставаться долго на одном месте. Он хотел всё увидеть и всё узнать. Через несколько лет мы встретим его на окраине страны, в Калифорнии, среди золотоискателей. Это была суровая жизнь, полная неожиданностей и ярких впечатлений.

Здесь наступил великий переворот в судьбе Сэма: он стал писателем. Сидя у костров после трудового дня, золотоискатели любили рассказывать смешные и задорные истории. Одну из таких историй Клеменс решил записать и напечатать в местной газете. Это был рассказ о Джиме Смайли и его дрессированной лягушке. Под пером Клеменса незамысловатый рассказ превратился в маленькое чудо веселья и остроумия. Стало ясно, что молодой золотоискатель одарен большим писательским талантом. Его пригласили сотрудничать в газете. Тогда же родилось его новое имя - Марк Твен. Мало кому из тех, кто читал очерки и рассказы нового писателя, было известно, что “марк твен” - старое выражение судоводителей, привезенное Клеменсом с Миссисипи. “Марк твен!” - (мерка два) кричит матрос, вытащив из воды лот и убедившись, что глубина реки достаточна для прохождения судов.

Учитель: Конечно, английский язык известен не всем. Но язык театра - это международный язык.

Посмотрите сценки, которые приготовили наши одноклассники. Постарайтесь вспомнить, о каких событиях рассказывают ребята на аглийском языке.

4. Инсценировка сцены “Том и тётя Полли” (на английском языке)

Я надеюсь, что вы внимательно читали произведение и убедились, что Том не представлял жизнь

без испытаний, без приключений. А вы готовы к испытаниям?

Listen please to my children. They are today the heroes from the books by Mark Twain.

Scenes from the book “The Adventures of Tom Sawyer”

Scene 1

Aunt Polly: Tom! Tom! Where is that boy? Where are you, Tom?

Aunt Polly: Oh, you’ve been in that closet. What were you doing there?

Aunt Polly: Nothing! Look at your hands. (Tom looks at his hands.) And look at your mouth. What is that?

Tom: I don’t know, Aunt.

Aunt Polly: Well, I know. It’s jam, that’s what it is. (Pointing to a switch on the floor) Hand me that switch!

Tom: Oh, look behind you, Aunt! Aunt Polly looks behind her. Tom runs away. Aunt stands surprised, then she breaks into a laugh and goes away.

Teacher: Tom liked the adventures very much but he didn’t like to go to school. We have a little story about Tom and about school for you.

Scene I I

Tom and Sid are in their beds. It is morning and time to get up. Tom doesn’t want to go to school. He wants to be ill. Then he could stay at home.

Tom: oh, Sid, Sid!

Sid: What’s the matter, Tom?

Tom: Oh, Sid! I am dying. I forgive you everything, Sid. When I am dead… (Groans.)

Sid: Oh, Tom, you are not dying! Don’t!

Tom: I am not angry with Aunt Polly. Tell her so. And, Sid, give my cat with one eye to the new girl at school and tell her…

Sid runs away. A minute later Sid and Aunt Polly come in.

Sid: Oh, Aunt Polly, Tom is dying.

Aunt Polly: Dying?

Aunt Polly: Tom, what has happened to you, my boy?

Tom: Oh, Auntie, look at my right hand! It is red and hot.

Aunt Polly: Oh, Tom, stop that nonsense and get up!

Tom stops groaning. He feels a little foolish.

Tom: Oh, Auntie, it so hot that I’ve forgotten about my tooth.

Aunt Polly: Your tooth! And what has happened to your tooth?

Tom: It’s loose and aches terribly.

Aunt Polly: Open your mouth. Well, you are right. Your tooth is loose. Sid, bring me some thread.

Tom: Oh, please, Auntie, don’t pull it out. It’s all right now.

Sid brings the thread. Aunt Polly ties one end of the thread to Tom’s tooth and the other to the bed. Then she suddenly claps her hands before Tom’s face. Tom falls back. The tooth hands on the thread.

Tom: Oh! oh!( He covers his mouth with his hands.) Oh! My tooth was all right. But I didn’t want to go to school.

Aunt Polly: Oh, Tom, so all this is because you don’t want to go to school! You want to go fishing. Tom, Tom, I love you so dearly, and you… Now get up quickly and get ready to go to school!

6. Слово учителя литературы

Марк Твен был неистощимым выдумщиком, мастером розыгрыша, верил, что “против смеха ничто не устоит”.

Посмотрите инсценировку эпизода “Марк Твен и его друг в поезде”. Сцена на английском языке.

Mark Twain, as everybody knows, was a famous American writer. He wrote many stories, which are still popular in many countries today. Mark Twain was also famous in his days as a speaker. In his speeches Mark Twain always liked to tell funny stories and to play jokes on his friends.

Scene III

“A Journey with Mark Twain ”

Mark Twain and his friend are buying tickets

Mark Twain"s friend:" Mark, I have lost my money Pay please my train fare for me."

Mark Twain:" But I haven"t enough money to pay both your fare and mine."

Mark Twain"s friend: That"s too bad. What shall I do then?"

Mark Twain:" I"ll tell you what we can do. We can get on the train and when the conductor asks the passengers for the tickets, you can get under my seat."

(Scene in the train. The conductor comes to ask for the tickets.Mark Twain gives him two tickets-one for himself and one for his friend.)

Conductor: "Your tickets, please."

Mark Twain:" My friend is a very strange man. When he travels on a train, he doesn"t like to sit on the seat. He prefers to lie on the floor under the seat."

Если ребята не поймут, можно перевести. На вокзале друг обнаружил, что забыл деньги. В растерянности обратился он к Марку Твену: “Что же делать?”. Писатель ответил, что у него денег хватит только на один билет. Затем он предложил приятелю спрятаться под сиденьем. Друг так и сделал. Когда вошел проводник, Марк Твен протянул ему два билета, а показав под сиденье, пояснил: “Друг мой странный: он не любит путешествовать сидя на скамейке, а предпочитает лежать под ней”.

5. Викторина

По окончании сценки ребятам предлагается викторина “Марк Твен и его герои” (“Mark Twain and his characters”).

I тyp. " Кoт в мeшкe"

Из заранее приготовленного мешка один из учащихся достаёт карточки с вопросами для каждой группы. Карточки должны быть двух видов: одни - для ребят, изучающих английский язык, другие - для остальной части класса. Ребятам, изучающим английский язык, предлагается отвечать на вопросы на английском языке.

Примерный список вопросов на английском языке

1.What is the real name by Mark Twain?

2.When and where did Mark Twain live?

3.What professions did he know?

4.What is his best novel?

5.What did Tom Sawyer like to eat?

a) milk
b) jam
c) honey

6. Tom didn"t like to go…

a) to the river
b) to the school
c)to the church

7.What present did Tom Sawyer become for the whitewashing of the fence?

a)dead dog
b)dead cat
c)good dinner

8.Who was Tom Sawyer"s best friend?

Правильные ответы учащихся оцениваются устной похвалой.

Примерный список вопросов на русском языке

1. Что случилось с яблоком и пряником во время покраски забора? (Тётя Полли дала Тому яблоко,

а пряник он стащил из кладовой .)

2. Какую болезнь выдумал Том, лишь бы не идти в школу?(Он сообщил, что у него на пальце гангрена. )

3. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (Сводить бородавки, прихватив дохлую кошку .)

4. Кто был любимым героем Тома? (Робин Гуд ).

5. Что предпочли бы президентству Том и его друг, кем бы они хотели стать? (Разбойниками из шервудского леса. )

6. Для чего Том повязал платок так, словно у него болели зубы? (Чтобы не проговориться во сне, когда бредил из-за истории с убийством на кладбище .)

7. Зачем тетя Полли искала кусочек коры в кармане Тома? (Она искала записку, чтобы убедиться в том, что мальчик думал о ней на острове .)

8. Почему Том вступил в “Общество друзей трезвости”. (Том был привлечен блестящим мундиром с красным шарфом .)

9. Благодаря чему Том помирился с Бекки?(Том взял на себя вину девочки, когда она порвала учительскую книгу. )

II тур

Задания этого тура даются сразу для четырёх групп и выполняются одновременно.

Задания для ребят, изучающих английский язык.

1. Учащимся предлагаются группы прилагательных, существительных, глаголов, из которых они должны составить характеристику Тома Сойера как литературного персонажа.

Например: gay, cheerful, merry, jolly, kind, helpful, hero, friend, bravemen, adventures, adventureslover, find, like, love, considerate, think.

2. Учащиеся составляют письмо-послание будущим читателям, будущим любителям приключений на английском языке. Учащиеся с хорошим уровнем подготовки могут выполнить эту задачу самостоятельно. Менее подготовленным учащимся можно предложить заранее подготовленное письмо, разрезанное на составные части. Они должны соединить в нужном порядке разрезанные части.

7. Работа в группах

Самостоятельное обобщение - вывод о герое произведения – составление синквейна.

Задания для ребят, не изучающих английский язык. Вот несколько вариантов.

Том Сойер, любящий приключения и ищущий их повсюду, борется, спасает, творит, он вечный возмутитель покоя взрослых.

Том Сойер, влюблённый, благородный, мужественный ищет, хитрит, выдумывает, у него горячее сердце, тонкая душа, он джентельмен.

Задание для второй группы: написать письмо пятиклассику с просьбой прочитать произведения М. Твена. Письмо - результат работы группы.

Письмо младшему брату

Мой маленький друг! Ты ещё не читал чудесную книгу Марка Твена “Приключения Тома Сойера”? Как я тебе завидую! Тебе только ещё предстоит наслаждение смеяться вместе с озорным Томом Сойером. Ты только ещё будешь глазами, расширенными от восторга, впиваться в строчки описания шалостей весёлого чудака Тома. Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуту и вовремя прочесть эту прекрасную книгу.

Вовремя прочитанная книга Марка Твена может решить твою судьбу, определить твои возвышенные цели.

Несправедливо полагать, что вся ответственность за твоё образование, за то, каким ты будешь, лежит на плечах учителя, учившего тебя. Как от каждого члена экипажа на корабле, так и от каждого ученика в школе зависит облик школы. Чем больше в классах любознательных, начитанных ребят, тем живее и интереснее работают все кружки, тем легче учителю открывать для ребят что-то новое, а не тратить время на подтягивание отстающих и повторение пройденного.

Это говорю тебе я, твоя старшая сестра. Послушайся меня, Серёжа, и прочитай, как можно больше книг Марка Твена.

После выполнения задания ребятам предлагается оценить самостоятельно свою работу.

Для самооценки готовятся карточки с символами:

8. Заключительное слово учителя

Марк Твен, на мой взгляд, был одним из самых талантливых писателей прошлого столетия. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей. “Я ещё не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи”,- писал Твен. Знал ли он, что сам станет одной из величайших удач теперь уже XX века? А его слова: “Мир, счастье, братство людей – вот, что нужно нам на этом свете”,- будут современны и своевременны.

Домашнее задание:

Работая над "Томом Сойером", Твен сам хорошо не знал, пишет ли его для взрослых или для детей. Вложив в эту задорную, насмешливую, жизнерадостную книгу свои заветные мысли и стремления, писатель был склонен думать, что "Приключения Тома Сойера" "будут читаться только взрослыми" . Однако восторженные письма юных читателей, а также отклики признанных корифеев детской литературы убедили Твена в том, что он, неожиданно для себя, стал автором детской книги. Эта точка зрения нашла поддержку у многих представителей современной Твену американской литературы и критики. Так, У. Д. Хоуэллс писал Твену: "Неделю тому назад я кончил читать "Тома Сойера". Я не вставал, пока не дошёл до конца рукописи, - просто нельзя было оторваться. Это лучшая повесть для мальчиков, которую я когда-либо читал. Книга будет иметь беспредельный успех. Но вы должны совершенно определённо относиться к ней, как к книге для мальчиков. Если это будет так, то и взрослые будут наслаждаться ею в равной степени, а если вы перейдёте к изучению характера мальчика с точки зрения взрослого - это будет неправильно" .

Марк Твен считал свой первый самостоятельно созданный роман поэзией детства. "Это просто гимн, переложенный прозой для того, чтобы дать ему словесную оболочку", - говорил он.

Джон Голсуорси признавался: "Поистине, из всех книг, которые я читал когда-либо, наиболее чистое наслаждение я получил от очаровательного эпоса юности - "Тома Сойера" и "Гекльберри Финна". Они оживляли моё детство и продолжают доставлять радость во взрослой жизни - по сей день" .

Уместно здесь вспомнить мысль В. Г. Белинского о том, что детская книга - это литературное произведение, написанное "для всех" . Примерно так же решал и Марк Твен проблему специфики детской литературы.

"Я считаю, - утверждал Марк Твен, - что правильный метод написания произведения для мальчиков - писать так, чтобы было интересно не только для мальчиков, но чрезвычайно интересно для любого, кто был когда-либо мальчиком. Это чрезвычайно расширяет аудиторию" .

С подкупающей безыскусственностью рассказывая о жизни, приключениях и переживаниях мальчиков, оставаясь правдивым и простым в раскрытии детской психологии, Марк Твен создаёт реалистическую картину той действительности, которая окружает его маленьких героев.

Поэзия чистоты детских чувств и мальчишеского непокорства имеет для него социальный смысл. В мире, им описанном, лишь в детском и отроческом возрасте человек сохраняет цельность и чистоту души, свежесть и непосредственность чувств, которые тускнеют и уродуются у взрослых.

"Том Сойер" - не автобиографическая книга, но в ней очень много непосредственных впечатлений детства, реальных фактов собственной биографии автора, которые придают повествованию чарующую прелесть. Однако этот материал подвергается в сознании художника своеобразному отбору и перестройке, диктуемой любовно-элегическим отношением к былому.

В предисловии к повести о Томе Сойере Марк Твен пишет: "Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения - со мною, остальные - со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в нём объединились черты трёх моих знакомых мальчишек" . Позже было установлено: ими были сам автор, его школьный товарищ Уилл Боуэн и мальчуган из Шоунитауна. Этот бойкий весёлый двенадцатилетний мальчик рассказывал Твену о своих школьных проделках; звали его Томас Сойер Спиви. Много лет спустя Спиви встречался с Твеном в Нью-Йорке. Спиви был фермером, пытался писать романы. Умер он в 1938 году. Каждый из остальных персонажей также имел определённого прототипа.

Марк Твен 13 лет прожил в небольшом уютном городе Ганнибале на западном берегу Миссисипи. Этот город впоследствии он перенесёт на страницы своих повестей под названием Сент-Питерсберг. Для Твена Ганнибал стал источником тех жизненных впечатлений, которые впоследствии сыграли такую огромную роль в его творческой жизни. Здесь прошло его детство, здесь вместе со своими сверстниками он проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах, расположенных неподалёку от города. Здесь, в толпе босоногих мальчишек, наводнявших узкие улички Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев. Дружба Твена с маленьким бродягой Томом Бленкешипом, впоследствии увековеченным им под именем Гекльберри Финна, стала одним из самых ярких воспоминаний его жизни. Прототипом отца Гека был простой ганнибальский горожанин. Был в Ганнибале и индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер. "В книге, которая называется "Том Сойер", - пишет Марк Твен в "Автобиографии", - я заморил его до смерти в пещере, но единственно в интересах искусства - на самом деле этого не было" . Прообразом Бекки Тэчер послужила девочка Лаура Хаукинс. Она жила как раз напротив дома Твена. Именно здесь перед её окном маленький Твен пробовал свои силы в нехитрой акробатике, чтобы обратить на себя внимание Лауры, совсем так, как это делал Том Сойер. Прообразом судьи Тэчера стал отец Лауры. Младший брат Тома, тихоня и ябеда, Сид - это Генри, младший брат Твена, погибший при взрыве парохода "Пенсильвания"; кузина Мэри - сестра Твена Памела; тётя Полли - мать писателя; негр Джим списан с "дяди Дэна" - раба на плантациях Джона Куорлза - дяди писателя.

Воспоминания Твена о детстве окружены поэтическим ореолом, и он неоднократно обращается к ним в своих произведениях. Чтобы увидеть, из каких впечатлений складываются нарисованные в книге картины, следует обратиться к страницам "Автобиографии" Твена, написанным в том же ключе, что и книга о Томе Сойере:

"Я могу вызвать в памяти торжественный сумрак и таинственность глубины леса, запахи земли, лёгкое благоухание лесных цветов, блеск омытых дождём листьев, дробь падающих дождевых капель…" .

"Я знаю, какова на вид дикая ежевика, и какова она на вкус, знаю, как выглядит хороший арбуз, когда он греет на солнце толстый круглый живот…" .

"Вижу большой очаг, в зимние вечера доверху полный пылающими ореховыми поленьями, на концах которых пузырится сладкий сок… ленивая кошка, растянувшаяся на неровных камнях очага..."

Это Твен вспоминает ферму своего дяди, где он помногу гостил в детские годы.

В приведённых автобиографических воспоминаниях Твен говорит, что такая жизнь была "рай для мальчишек" .

Но светлые, жизнерадостные впечатления ганнибальской жизни были неотделимы от страшных и трагических. Отзвуки буйной, шумной жизни Запада нередко вторгались в мирное существование Ганнибала. Однажды Марк Твен стал свидетелем убийства, которое среди бела дня произошло на одной из главных улиц города. Эту картину Твен впоследствии запечатлел на страницах своей повести "Приключения Гекльберри Финна".

Многие тяжёлые впечатления детства Твена связаны с существовавшим в Ганнибале рабством. Он вырос в окружении негритянских невольников, в тесном общении с ними и ко многим из них питал дружескую привязанность.

И всё же будущему писателю неоднократно случалось быть свидетелем жестокой расправы над неграми-рабами. Он видел, как шестеро мужчин избивали изнурённого, обессиленного беглеца, как рабовладелец за ничтожный проступок убил принадлежащего ему негра.

Старший брат его приятеля Тома Бленккеншипа - Бен в течение двух недель прятал беглого негра в камышах, потихоньку доставляя ему пищу. Когда негра выследили, он помог ему бежать. Впоследствии это воспоминание из детства Марк Твен запечатлел на страницах повести о Геке Финне.

Ненависть, которую Марк Твен на протяжении всей своей жизни питал ко всяким проявлениям расовой дискриминации, несомненно, впервые зародилась в его душе в связи с ранними впечатлениями детства.

В "Томе Сойере" нет конкретного героя-рассказчика. Но он, взрослый человек, писатель Марк Твен незримо присутствует в повести, и этот "эффект присутствия" является источником и особой еле слышимой ностальгической ноты повествования, и его лирического юмора. События, происходящие в книге, освещены улыбкой автора, из глубины времени созерцающего "утраченный рай" своего детства. Именно этот взгляд издалека, из другой эпохи как мировой, так и своей собственной жизни и позволяет Твену увидеть многое, ранее не увиденное, и найти причину конфликта поколений не только в особенностях их возраста, но и в условиях жизни Америки прошлого и настоящего. Соотнесённость этих двух временных измерений устанавливается здесь самим замыслом повести, в основу которой положены факты авторской биографии.

Заканчивая повесть о Томе Сойере, Твен напишет: "Большинство героев этой книги здравствуют и посейчас; они преуспевают и счастливы" . Лаура Хаукинс дожила до преклонных лет. В 1902 году вместе с другим школьным товарищем Марка Твена, Джоном Бриггсом (Джо Гарпер в романе), она приветствовала Марка Твена, когда он приехал в Ганнибал для получения учёной степени от Миссурийского университета. Они сфотографировались вместе, и Марк Твен внизу на карточке написал трогательное: "Том Сойер и Бэкки Тэчер" .

Долгий и счастливый путь у этих литературных героев, любимцев читателей всего мира.


Top