Какие клятвы давали на руси. Царский путь

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, - Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление - быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным Правилам св. Апостол, и Вселенских Седми Соборов св. Отец и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

Своеручные подписи . А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Белокуров С. А. Утвержденная грамота... Москва, 1906.

Вопрос священнику:

На ваши вопросы отвечает священник Церкви иконы Божией Матери Казанской в пос. Вырица иерей Константин Лебедев.

КЛЯТВА, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого нибудь. Разрешить кого… … Толковый словарь Ушакова

Клятва - Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

КЛЯТВА - КЛЯТВА, ы, жен. Торжественное обещание, уверение. К. верности или в верности. Дать, нарушить клятву. К. Гиппократа (у начинающих врачей: торжественная клятва в верности медицинскому долгу). | прил. клятвенный, ая, ое. К. обет. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

клятва - Аннибалова (Аннибаловская, Ганнибалова), вековая, великая, вечная, горячая, громкая, громогласная (устар.), железная, искренняя, легкокрылая (устар. поэт.), любовная, незыблемая, нерушимая, роковая (устар. поэт.), святая, смертная, страшная,… … Словарь эпитетов

Клятва - I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ В Синод. пер. два евр. слова переданы словом клятва: 1) сущ. шевуа (клятва) имеет тот же корень, что и числит. шева (семь). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22 32 Беэршева, Синод. пер.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Клятва - У этого термина существуют и другие значения, см. Клятва (значения). Клятва торжественное обещание или торжественное заверение. «Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища. Я буду защищать не только то, что… … Википедия

Клятва - евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять … Словарь библейских имен

Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

КЛЯТВА - уверение другого в истинности чего либо сказанного или сделанного; затем клятва призывание Бога во свидетели истинно сказанного, касающегося настоящих, прошедших или будущих фактов, действий и пр., поскольку они зависят от человека. Клятва,… … Русская история

клятва - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἀνάθεμα) заклятое, проклятое; (греч. κατάρα),… … Словарь церковнославянского языка

Книги

  • Клятва , Фрэнк Перетти. Древний грех. Древняя Клятва. Город, хранящий страшную тайну... Некая темная сила орудует в Гайд Ривер, глухом шахтерском городке, затерянном в горах на северо-западеАмерики. Злая сила. Под…

1613 - 2013. Клятва отлучения от Св. Троицы не тяготеет над Русским народом. Исследование Леонида Болотина.

В 2013 году все верные Православию люди будут духовно праздновать юбилей царствования великих сынов из рода Романовых, кто оправдал Божие избранничество и, восприяв в таинстве миропомазания благодать Духа Святаго, нес тяжкое и непосильное простому смертному бремя Царской самодержавной власти ради торжества Божией правды в грешном роде человеческом, ради охранения и сбережения чистоты истинной Православной веры, ради возрастания могущества Богохранимой Державы Российской, ради благоденствия народа Русского и всех народов, населяющих великое Царство.

В связи с этим юбилеем следует провести четкую разграничительную линию между двумя связанными, но не равнозначными понятиями: Благословенным Родом Романовых и современными представителями Дома Романовых. Как известно, формальным главою Дома Романовых из поколения в поколения считаются потомки Вел. Князя Кирилла Владимировича Романова. Этот статус Кирилловичей не признан значительной частью ныне здравствующих Романовых. В настоящее время самым молодым отпрыском кирилловской линии (по матери) является представитель Прусского королевского дома Гогенцоллернов (по отцу) - Георгий. Как считают поклонники этой наследственной линии, Принц Прусский Георгий Гогенцоллерн и есть единственный законный (лигитимный) претендент на Русский Престол.

Нет сомнений, что год сугубого воспоминания Царского Романовского рода станет поводом для усиления амбиций кирилловской ветви и выдвижения притязаний представителей этой ветви на первый план. Претендентство Кирилловичей преподносится, как естественный процесс восстановления исторической справедливости и возвращения утраченной монаршей власти в России законному претенденту. Так считают и многие сторонники легитимистов-кирилловцев в России. Иллюстрацией известных настроений может служить заключительный абзац статьи протоиерея Геннадия Беловолова «Станет ли 2012-й год в один ряд с 1612-м?»:

«Вселяет особую надежду тот факт, что наступает год 400-летия Дома Романовых. Этот юбилей должен стать главной темой наступающего года. Я бы сравнил его только с 1000-летием крещения Руси. 1988 год стал годом второго крещения Руси, когда мы вспомнили, что мы - православный народ, что за нами - тысяча лет веры и жизни во Христе. И сейчас нам надо вспомнить, что Россия - это царская Держава, что за нами не только 70 лет советской власти, но и 1000 лет православной монархической государственности. Царь - всегда был тем кристаллом, вокруг которого выкристаллизовалась вся русская жизнь. Я надеюсь, что этот год станет не только исторической ретроспекцией, но и откроет нам перспективы нашей истории. Надеюсь, что мы сможем осознать, что Дом Романовых - это не только наше славное прошлое, но и наше великое будущее »

Последнее предложение - ключ к пониманию чаяний сторонников кирилловской ветви. Если «Дом Романовых - наше великое будущее», то кто же кроме Георгия сегодня может обеспечить реализацию этого великого будущего. Никто кроме него. Т. е. если наш будущий Царь - Романов и только Романов, значит - это именно Георгий Гогенцоллерн и только он. Других реальных претендентов, сочетающих законность притязаний с горячим желанием занять престол просто нет в роде Романовых. Значит только Георгий.

Насколько я понимаю, позиция противников «кирилловской ветви» состоит в признании той объективной реальности, что в настоящее время из ныне здравствующих членов Дома Романовых достойного претендента, удовлетворяющего всем требованиям «Закона о престолонаследовании» (или «Основного Закона Российской Империи») нет. Тем более этим требованиям не удовлетворяет принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Разрешение этой коллизии возможно только одним путем. А именно - проявлением Всеблагого Промысла Божьего, неизреченная благость и милосердие Которого укажет в свое время Божьего избранника. Будет ли он из рода Романовых или нет, ведомо Самому Богу и никому более. Русским людям следует лишь быть готовыми принять всеблагую волю Божью, утвердив свой свободный выбор постановлением Всероссийского Собора, как свидетеля волеизъявления всего Народа Русского.

Смысл в том, что в русской и мировой истории нет таких событий, которые жестко обязали бы Русский народ после всего того, что произошло на Руси, привязать свой выбор к роду Романовых. Этот выбор может быть жестко связан только одним - стремлением познать волю Божью. Всей крепостью, всем помыслом, всем существом христианской русской души молить Господа, чтобы дал свое Божественного откровение о судьбе России, и смиренно следовать указующему персту Божьему. И не боле того, и не дерзать навязывать Господу своих желаний после всего того, что случилось в 1916-1918 годах.

Но вожделенные амбиции Кирилловичей, помимо ссылок на Основной Закон Российской Империи (основание номер один) имеют еще два основания (два и три) обязать русских людей привязать свой выбор именно к Дому Романовых.

Вторым основанием (помимо Основного Закона) можно считать слова архиепископа Феофана Полтавского, который опираясь на известные ему пророчества старцев, сказал, что монархия в России будет восстановлена, и будущий Царь по материнской линии будет из рода Романовых. В частности схимонах Антоний (Чернов), келейник архиепископа Феофана, так передает его слова: «Он [грядущий Царь ] не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых».

Слова владыки Феофана, не могут рассматриваться, как прямое указание богодухновенных старцев на принадлежность будущего Царя Роду Романовых. Эти слова всего лишь указывают на родство по материнской линии с Романовыми. При этом ничего не говорится о степени родства. Одним словом, будущий Царь по отцу не будет Романовым, но будет находиться в родстве (степень которого неизвестна) с родом Романовых по материнской линии. Подобная ситуация уже была реализована в русской истории при избрании на царство Михаила Романова, который через супругу Царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасию оказался в родстве с Рюриковичами. Тем самым, Господь как бы зримым образом засвидетельствовал приемство первым представителем нового царствующего рода Романовых царского достоинства Рюриковичей. Итак, еще раз подчеркнем: Царь Михаил Феодорович Романов не был Рюриковичем, но был в дальнем родстве с Рюриковичами через Царицу Анастасию.

Каким образом будет реализовано пророчество старцев о Грядущем Царе и его родстве по материнской (женской) линии с родом Романовых никому не известно. Известно лишь, что Царь будет избран Самим Богом, будет Божьм избранником, на которого укажет Божий перст в чрезвычайных (именно в чрезвычайных!) обстоятельствах. И душа русская сразу почует Избранника Божьего, как своего родного Царя. Никакой альтернативы, никакого иного выбора не будет: Он и только Он, всеми узнанный и принятый - Царь Русский, Царь православный, Божий Избранник, Божий Помазанник.

Как бы все понятно, и возражений, в общем то, не видно. Но есть третье основание кирилловский притязаний - соборная клятва 1613 года. В соответствии с клятвой никого другого, кроме представителя рода Романовых царем русский народ принять не может. Отсюда следует, что при нынешней ситуации, когда ни один из оставшихся в живых представителей рода Романовых не дерзнет заявлять свои претензии на русский царский трон, хотя бы в силу того, что ни один из них не удовлетворяет однозначным требованиям Закона о Престолонаследовании, единственным претендентом, заявляющим о своих правах и жаждущим эти права реализовать, является принц Прусский Георгий Гогенцоллерн. Противникам кирилловичей остается только одно - доказать, что декларируемых прав на престол у принца Георгия нет. Но это вопрос, как оказалось, не столько относится к существу дела, сколько относится к области компетенции и красноречия знатоков юриспруденции, поскольку положения закона Российской Империи о Престолонаследовании при всей его определенности трактуются по-разному сторонниками кирилловской ветки (лигитимистами) и их противниками, и речь сейчас не об этом.

Речь о том, что, как выяснилось, существует дополнительное обстоятельство, которое в корне переворачивает отношение к вопросу о незыблемости наследственной преемственности русского престола представителями рода Романовых. А именно, в результате кропотливой аналитической работы историк Леонид Болотин пришел к выводу, что текста соборной клятвы в том виде, в каком он приобрел широкую известность, не существует. Тем самым, из-под ног кирилловичей выскользнуло последнее, третье основание их притязаний. Тот подлинный текст, который был утвержден Освященным Вселенским (Всероссийским, Земским) Собором 1613 года, дает основания для более широкого понимания тех идей, которые заключили в Соборное уложение наши предки, желая закрепить выстраданную русскими людьми форму управления Землей Русской на все времена. И этот смысл состоит в клятвенном изъявлении верности Богу и избранному Богом Правителю Земли русской - Божьему Помазаннику Самодержавному Царю на все времена. Там нет буквального указания на верность Романовым из рода в род до скончания века. В Соборном уложении (грамоте) речь идет буквально о верности Царю Михаилу, его благоверной супруге и их детям, которых Господь даст. Далее этого не простираются взоры русских выборных людей и собственно Освященного Собора (духовенства), поскольку не дерзают они вперед просматривать судьбы Божии, предварять Божью волю и предугадывать Божий промысел. Выборными русскими людьми и Духовным (освященным) собором утвержден указанный Богом принцип земной царской самодержавной власти, утвержден принцип отношения русского человека к этой власти, что в совокупности выражает принцип покорности русского человека Божьей воле через покорность Божьему Помазаннику Царю.

Сделанный вывод важен не столько для кирилловичей, которые все равно будут до последнего цепляться за легитимную сторону (уточним, псевдолегитимную, поскольку для некоторой категории людей, как говорится, закон что дышло, куда повернул, туда и вышло). Сделанный вывод важен для простых русских православных людей, над которыми тяготела клятва отлучения от Святой Троицы за измену роду Романовых - клятва, на которой можно было выстраивать разного рода политические спекуляции. Такой клятвы нет, и никогда не было, и связывать русских людей такой клятвой преступно! В этом суть исследования Леонида Болотина и его статьи

клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой… "

(М. Ю. Лермонтов, «Бородино»)

Глава комиссии по национальной безопасности Общественной палаты при Президенте РФ Александр Каньшин выступил с инициативой о внесении изменений в текст Военной присяги. Он предлагает торжественное и обязующее слово «клянусь» заменить на другое - «обещаю» (Известия, 24 декабря 2012 г., статья авторов Дениса Тельманова и Владмира Порошина), которое несет, на наш взгляд, необязательный и размытый смысл.

А.Каньшин объясняет необходимость внесения изменений в текст Военной присяги тем, что «служба в армии и защита Отечества не должны противоречить внутренним убеждениям личности солдата». Им также поясняется, что предложение Общественной палаты сделано «с учетом религиозных взглядов и национальных особенностей».

При этом в средствах массовой информации, обсуждающих этот посыл, говорится о том, что Русская Православная Церковь в лице Главы Синодального отдела по взаимодействию с ВС и другими правоохранительными учреждениями протоирея Димитрия Смирнова поддерживает эту инициативу.

Так Интерфакс утверждают, что Д.Смирнов заявил: «…идея замены клятвы обещанием позитивна, поскольку в Евангелии сказано: «Не клянись вовсе». (Интерфакс/ Религия; http://interfax-religion.ru/?act=radio&div=1871 , статья Елены Фоминой от 25 декабря 2012 г.).

Не понятно, по каким причинам Д.Смирнов вырвал слова из контекста Святого Евангелия, имеющего, на наш взгляд, совершенно иной смысл.

Слово «Клянусь» неразделимо с торжественным принятием Присяги, оно подчеркивает исключительность и важность момента, усиливает патриотический настрой военнослужащего. Вполне очевидно, что в жизни это слово используется гораздо реже, чем расхожее - «обещаю». Обещание с нас требуют в семье, детском саде, школе: обещай больше не шалить, обещай хорошо учиться, обещай не обижать младших, и т.д. А немного постарше можно услышать: «Обещай жениться», «Обещаю к утру вернуться».

Хорошее слово «Обещай», но оно для других случаев. Обещания, к сожалению, часто не исполняются, причем людьми независимо от общественного положения, возраста и пола. Чего только стоят предвыборные обещания многих политиков, которые забывают о них, как только пробьются к власти. За обещание нельзя привлечь к ответственности, можно только пожурить или обидеться.

А.Каньшин ссылается на некую национальную особенность, не поясняя ее характера. Какие такие в нашем обществе национальные особенности, что слово «клянусь» «...противоречит внутренним убеждениям личности солдата»?

Клятва верности Отчизне имеет древние корни, применяется в большинстве стран, тексты Присяги которых начинаются именно со слов «Я ….. клянусь».

Например:

Военная Присяга в Украине: «Я, (фамилия, имя и отчество), поступаю на военную службу и торжественно клянусь народу Украины всегда быть верным и…».

Военная присяга в Германии: «Я клянусь служить Федеративной Республике Германия и добросовестно отстаивать права и свободу немецкого народа…».

Военная присяга рядового в Австралии: «Я (фамилия, имя) клянусь , что буду в качестве (звание и род войск) хорошо и верно служить в соответствии с законом…»

Военная присяга в США (общая): «Я (имя, фамилия) торжественно клянусь сохранять верность Соединенным Штатам Америки, верно служить им против любых врагов…»

Военная присяга в Турции: «Настоящим клянусь своей честью, что в мире и войне, на земле, на море и в небе, всегда и везде я буду служить своей нации и своей республике..».

Список текстов военной присяги со словами «Клянусь» достаточно велик. В некоторых единичных странах в тексте присяги применяется слово «обещаю. Так в Финляндии текст присяги начинается со слов: «Я (фамилия, имя) обещаю перед Богом всемогущим и всеведущим быть достойным гражданином, преданным финляндскому государству. Я буду честно служить моей стране…»

Даже в тесте Присяги гражданина США при принятии гражданства слова «клянусь» нет, но применяется не менее торжественное и значимое словосочетание «клятвенно заверяю ».

Может быть пресловутая « национальная особенность…», которая мешает клясться в верности Отечеству, хранится в истории России?

Тоже нет. Так, например.

Присяга в Русской императорской армии:

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [Имя и отчество]… …». Необходимо напомнить, что Император в царской России был Помазанником Божьим.

Даже религиозные лица приносили присягу со словами «клянусь». Например, Присяга для членов Святейшего Синода царской России:

«Азъ, нижеименованный, обещаюся и клянуся предъ Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангеліемъ, что долженъ есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду, въ советахъ и судахъ, и всехъ делахъ сего Духовнаго Правительствующаго Собранія, искать всегда самыя сущія истины и самыя сущія правды, и действовать вся по написаннымъ въ Духовномъ Регламенте уставомъ…».

И только члены Государственной Думы не «клялись», а «обещали»: «Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору…» И к чему это привело? К предательству России!

В современной истории Президент Российской Федерации при вступлении в должность приносит своему народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».(Конституция РФ, Статья 82)

Президент может быть отрешен от должности в случае нарушения им Конституции и законов России, а также данной им присяги.

Протоирей Димитрий Смирнов при оценке предложения Общественной палаты ссылается на Евангелие. Да, действительно в Евангелие от Матфея, гл.5, сказано:

«…33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого….»

Смысл этих слов совершенно другой, нежели нам пытается «разъяснить» Д. Смирнов. До христианской веры язычники клялись всеми богами, (Клянусь Юпитером, Клянусь Марсом), клялись Небом, клялись Землей и т.д. Клялись чем угодно, но только не от своего имени, а ссылкой на некое могущество, с которого спросить за клятву не представлялось возможным. Суть слов Евангелия, по нашему мнению, в том, что клятва не может произноситься всуе и по любому поводу, а клятва дается человеком в самые важные моменты его жизни и он становится ответственным за ее выполнение!

Военнослужащий, принимая военную присягу, в ее нынешнем содержании со словами «клянусь», в этом мы уверены, выполняет требования Евангелия! А свидетелем тому - Бог!

Клятва для русского воина во все времена была духовно-нравственным рубежом, мерилом своей доли ответственности перед Родиной.

Тот, кто нарушил клятву, является клятвопреступником. В военное время за это его ждет суровое наказание. Военнослужащий, нарушивший обещание, преступником по определению не является, а вот клятвой люди не бросаются. Есть в этом слове глубинный смысл соответствующий защитнику Отечества.

Военнослужащие Вооруженных Сил и других силовых ведомств, сотрудники правоохранительных органов, принимая присягу, дают клятву верности своему слову перед Всевышним!

Вполне очевидно, что предложения по замене слова "клятва" на слово "обещание", изменят сам смысл служения Отечеству, приведут к подрыву боевой готовности наших Вооруженных Сил и к снижению ответственности военнослужащих во время военной службы и защите своего Отечества.

Президент Объединения Высших офицеров России, генерал-лейтенант Е.Д. Макоклюев, Первый Вице-Президент Объединения Высших офицеров России, член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант, профессор В.Я. Шатохин


Словам люди всегда придавали сакральный смысл. Традиция клясться возникла в очень древние времена. Человек как бы заключал договор с высшими силами, понимая, что, если его слова окажутся неправдой, если он не сдержит данное обещание, то небо его покарает. Интересно, а какие клятвы приносили на Руси?

Какие клятвы давали славяне?

В языческие времена славяне, давая ложные обеты, призывали на свою голову гнев богов. Собственно, само слово «клятва» имеет тот же корень, что и «заклятие», «проклятие». В этом несомненно просматривается магическая обрядность.

Клятвы являлись официальной частью харатий (хартий) – договорных грамот, если судить, например, по текстам русско-византийских договоров Х века, переводы которых были включены в «Повесть временных лет». Так, в тексте договора 911 года читаем, что мир между государствами скрепляется «клятвою (твердою)», которую никто не должен «преступити». А в договоре русского князя Святослава с греками за 971 год можно найти такие слова: «Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (т.е. превратимся в презренный металл - Авт.), и своим оружием иссечены будем».

В знак крепости клятвы на Руси целовали лезвие меча или прикладывали его ко лбу, так как оружию приписывали сакральное значение. Вот отрывки из летописей: «...По русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом»; «…А некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные – Авт.), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем»; «...Заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его...» О тех, кто нарушал клятву, говорилось: «Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих».

Как клялись воины?

Для русских воинов клятва являлась обязательной. Перед битвой они клялись сражаться за Святую Русь, быть ей верными сынами. Так родился ритуал принятия военной присяги. Известно, что присягу приносили воины князя Александра Невского накануне битвы на Чудском озере. Новгородские ратники приносили клятву в соборе Святой Софии, произнося такие слова: «Постоим за отца и за брата, за свой род; умрем за святую Софию».

Клятвы в земельных спорах

Особую клятву давали при разрешении земельных споров. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли с дерном со спорного поля, и шел в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить граница с соседним участком. При этом он приговаривал: «Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!» Этот обряд был связан со славянским культом Матери-Земли.

С приходом христианства в подобных ситуациях стали клясться на иконе Богородицы. Даже в официальных землемерных документах появился следующий оборот: «Отводить землю по Пречистой».

Как клялись в народе?

У русского народа были распространены такие клятвы: «Лопни мои глаза, коли скажу неправду!», «Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!», «Не сойти мне с этого места!», «Убей меня бог!», «Разрази меня гром!» и т.п. В клятвах часто упоминался Бог, поэтому у слова «клясться» появился синоним – божиться. В доказательство правдивости клятвы часто целовали крест, Библию, иконы.

В наше время порой можно услышать, как люди невоцерковленные клянутся своей жизнью и здоровьем, а то и жизнью и здоровьем своих близких, не задумываясь над тем, что это отнюдь не праздные слова, брошенные на ветер. Не стоит забывать о том, как относились к таким вещам наши предки.


Top