Различение частиц не и ни. Различение не и ни Различение частицы не и ни правило

Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), нельзя не сознаться... (т. е. “надо сознаться”);

б) в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не - ли, например:

Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).

Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа!

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов) .
Да не изволишь ли сенца? (Крылов) .

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду;

г) частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство;

д) частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а, например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин) .

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов) .

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский) .

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например:

Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов) .

На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев) .

Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).

В деревне теперь ни души: все в поле (Фадеев) .

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов) .

Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного друга (Пушкин) .

Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов) .

Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев) .

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:

Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин) .

Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин) .

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков) .

Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни т.п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.;

б) частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т. п.;

в) частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Урок русского языка в 7

Тема урока: Различение частиц НЕ и НИ на письме

Цель : показать различие частиц НЕ и НИ.

Вид урока : урок – ОНЗ: посещение картинной галереи.

Технология: элементы технологии проблемного обучения.

Знать: условия выбора частиц Не и Ни.

Уметь : различать и правильно писать частицы НЕ и НИ.

Попутное повторение пунктуации : однородные члены предложения, сложное предложение.

Оборудование : карточки, репродукции картин Н Рериха.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Цель: Совершенствовать знания в области русского языка, научиться различать и применять на письме частицы-не,-ни.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Различие частиц НЕ и НИ», вспомним пунктуацию простого предложения с однородными членами и сложного предложения.

Проблема: Когда в каких случаях в словах нужно писать частицу-не,-ни?

2 . Актуализация опорных знаний.

Цель: восстановить в памяти учащихся условия выбора частиц НЕ и НИ.

Давайте повторим условия выбора частиц НЕ и НИ при помощи таблицы. Подберём свои примеры к каждому из пунктов таблицы.

В вопросительных и восклицательных предложениях

(Кто не слышал об этом?

Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла

С существительными в родительном падеже

(На небе ни облачка.

Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях

3. Работа с текстом по картине на основе разноуровневых заданий.

Цель: формирование речеведческих и правописных навыков.

Давайте перенесёмся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами «картинка с выставки». Представьте себя гидом. Прочтём текст.

Ответим на вопросы по тексту:

Докажите, что перед вами текст.

Определите тему текста, придумайте заголовок.

Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.

Выполните предложенные задания.

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком - таблицей и подсказками.

Кто (н…) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»? (простое вопросительное предложение)

Кто (н…) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным (предложение сложное, частицу можно опустить). (Н…) раз (много раз ) замечено, что горы, изображённые на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н…) разу (никогда) (н…) проводилось (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) никаких исследований. (Н…) один (никто) человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н…) запретить (частицу можно опустить) , (н…) спрятать (частицу можно опустить ) искусство (н…) удастся (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный ) никому.

4. Самостоятельная работа с перфокартами.

А теперь продолжим знакомство с картинами Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы «Различие частиц НЕ и НИ».

Перфокарты по теме «Правописание частиц».

В -1

1. Горы производят (н…) забываемое впечатление.

2. (Н…) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

3. (Н…) одного мгновения не хочется терять.

4. Кто (н…) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

5. Что (н…)говори, горы всегда прекрасны.

6. Сколько (н…) смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

7. Эту вершину пытались покорить (н…)раз.

8. И (н…)разу восхождение не было лёгким.

9. Вокруг (н…)души.

10. Равнодушно относиться к горам не могут (н…)начинающие, (н…) опытные альпинисты.

В - 2

Отметьте номера, в которых пропущена частица НИ.

1. В предрассветной тишине не слышно (н…)шороха.

2. Ощутить себя частичкой мироздания дано (н…)каждому.

3. (Н…)славы, (н…)денег не требуют отважные путешественники.

4. (Н…) раз художники пытались изобразить горы.

5. Но (н…) один из них не смог превзойти своим мастерством н. Рериха.

6. Разве вы (н…)мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

7. Как (н…) трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

8. На подготовку к восхождению уходит (н…) один день.

9. Тот, кто побывал в горах, (н…) разу не пожалеет о проведённом времени.

10. Мы должны добраться во что бы то (н…) стало.

5. Работа по составлению текста на основе картины.

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание.

Легко ли описать картину, на которой изображены горы?

Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников и поэтов.

Составьте текст.

Когда я вижу горы, то не могу___________________________________________________________
_____________________________________________________.

Не одно столетие________________

_____________________________________________________________________________________

______________________.

Ни ветер, ни солнце не властны __________________________________
________________________________________.

Даже человек, сколько бы ни пытался___________

_________________________________________________

_______________________________________________________.

Горы – это непостижимая тайна, и ни один из вас__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________.

6. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.

Мне ещё предстоит познакомиться с вашими текстами, а сейчас мы попробуем обнаружить и исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях на ту же тему.

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.

(Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)

Ключ:

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого).

Ключ:

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.

3. Рассматривая картины Николая Константиновича Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

(Подсказка: ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).

Ключ:

Рассматривая картины Николая Константиновича Рериха, мы мечтаем оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Итак, подведём итоги нашего урока. Какова была цель сегодняшнего урока?

( Сегодня мы потренировались в различении и правописании частиц НЕ и НИ).

Достигли ли мы цели? Если да, то как?

Как достигли? Возникли ли какие-то затруднения?

(Мы словно побывали в картинной галерее и познакомились с картинами Н. Рериха. Описывая горы, мы часто прибегаем к использованию частиц НЕ и НИ. Действительно, ни один человек не забудет это чудо природы. Он ещё не раз вспомнит о нём. И каждое воспоминание будет приводить нас к знаниям, которые получили сегодня. И сколько бы ни смотрел на горы, они всё равно останутся загадкой.

Итак, правила, которые мы запомнили на правописание частицы-НЕ.

1)Если опустить частицу -не, смысл изменится на противоположный (не выучил – выучил). 2) В вопросительных и восклицательных предложениях

(Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)

3) В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т.д.).

Если опустить частицу, смысл не изменится

(Её не остановят ни горы, ни реки. – Её не остановят горы, реки.)

Правила, которые мы запомнили на правописание частицы –НИ.

1)Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Её не остановят ни горы, ни реки. – Её не остановят горы, реки.)

2) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.)

Придаточная часть начинается словами:

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…, куда ни…, о чём ни…, где бы ни…

3) С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка.

Не слышно ни шороха.)

4) В устойчивых выражениях

(ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

8. Домашнее задание.

Спланируйте программу действий по закреплению сегодняшней темы. Часто ли в своей речи вы употребляете частицы НЕ и НИ?

Если вы знаете пословицы и поговорки, то, конечно, часто. Дома я предлагаю вам вспомнить об этих сокровищницах народной мудрости.

Урок в 7 классе

Тема урока «Употребление деепричастий в речи».

Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.

Проблема:

Вид урока : ОНЗ.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; о выразительных возможностях деепричастий.

Уметь : -находить деепричастия,

Образовывать деепричастия от глаголов,

Определять вид деепричастия,

Правильно писать орфограмму «Не с деепричастиями»,

Правильно использовать деепричастия в речи,

Правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты,

Конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Технология: элементы технологии проблемного обучения

Оборудование : учебник, карточки.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Мы попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами.

2. Создание мотивации обучения.

Работа с текстом.

Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности.

Обозначая добавочное действие, деепричастий украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

Прочитайте текст (один ученик читает)

Сколько предложений в этом тексте?

Почему же мы называем это предложение текстом?

С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

Задание: расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь стремясь вырастая

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р. Саути «Лодорский водопад»

в переводе А Шмульяна)

3. Работа с текстом по картине ИК Айвазовского.

Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера.

Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвёл на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Задание: Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Роберта Саути

Перед нами картина И К Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,__________

Устремляются вниз с огромной высоты___________________________________________________.

Они,_____________________________________, неостановимо бегут наперегонки,______________

Переливаюся под лучами солнца, а вот,_______________

Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_____________________________________________________

Веками удивляет человека?

4. Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте попробуем исправит ошибки.

Исправьте грамматические ошибки.

1. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

(Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)

Ключ:

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям.

2 Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом – сказуемым)

Ключ: Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника.

3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

(Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий)

Ключ:

Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.

5. Работа с разноуровневыми заданиями .

Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в предложении.

Расставьте знаки препинания.

1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль.

2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль.

3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая всё на своём пути устремляется вдаль.

4. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.

1. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.

2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.

3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах.

4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.

Перестройте предложение в соответствии со схемой.

Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром.

Ключ:

1. Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2. Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3. Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

6. Подведение итогов урока.

Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнышко, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создаёт удивительные стихотворения. Вспомним Сергея Есенина: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину И К Айвазовского при помощи деепричастных оборотов.

Следует различать частицы не и ни по значению и употреблению.

Частица НЕ

Частица не употребляется для отрицания всего предложения или отдельных членов предложения.

Например: Не я говорил об этом. - Я не говорил об этом.- Я говорил не об этом.

Если убрать частицу не , то смысл предложения изменится на противоположный: Я говорил об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НЕ:

· при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл.

Например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), не льзя не сознаться ... (т. е. “надо сознаться”);

· в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания:

как не,

кто не,

кто только не,

где не, где только не,

чем не,

чего не,

чего только не.;

сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли .

Например: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Да не изволишь ли отобедать?

· частица не входит в состав устойчивых сочетаний, обозначающих:

а) предположение: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не;

б) усиленное отрицание: далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не.

Например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство.

· частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а,

Например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь.

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется.

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы.

· Под ударением не входит в состав относительных местоимений: не́кто, не́что ; и наречий: не́сколько, не́где и т.п. В этих словах не становится приставкой.

Частица НИ

Частица ни употребляется для усиления отрицания. Например: На небе позади не было ни одного просвета. В таких предложениях есть отрицательное сказуемое или слово нет , а частица ни стоит с существительным в Р.п. Например: не было (чего?) ни просвета.

Если убрать из предложения частицу ни , смысл предложения не изменится: На небе не было просвета.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НИ:

· частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла. Придаточные предложения начинаются сочетаниями:

кто ни, кто бы ни,

что ни, что бы ни,

как ни, как бы ни,

сколько ни, сколько бы ни,

куда ни, куда бы ни,

где ни, где бы ни,

какой ни, какой бы ни,

чей ни, чей бы ни,

когда ни, когда бы ни т.п.

Например: Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Кто ни проедет, всякий похвалит.

· частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т.п.;

· в безударном положении частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто́, никого́ и т. д.; и наречий: никогда́, нигде́, никуда́, ниотку́да, никаќ, ниско́лько и т.п.

· повторяющаяся частица ни приобретает значение союза.

Например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

· двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

Домашнее задание

Упражнения № 387, 391. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы не или ни .

1.(...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (...) кроткий блеск лазури неба, (...) запах, веющий с полей, (...) быстрый лет коня ретива - (...) что души (...) веселит (Бат.). 2. В глуши (...) слышно было (...) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (...) долгогривыми конями, (...) златом, данью крымских орд, (...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (...) любить оно (...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - (...) истребят (...) годы их, (...) моды, (...) пожары (Гр.). 6. (...) было лица, на котором бы (...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (...) в чем (...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был (Ч.). 10. Для него (...) было (...) каких - (...) физических, (...) моральных оков: он все мог сделать, и (...) нужно было, и (...) что его (...) связывало... Он (...) во что (...) верил и (...) чего (...) признавал. Но, (...) признавая (...) чего, он (...) только (...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье. Он (...) откуда (...) бежал, и бежать ему было (...) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (...) за что бы я (...) хотела, чтобы и я ему так же (...) нравилась (Л.). 13. Я (...) намекал (...) разу (...) о пьяном господине, (...) о прежнем моем поведении, (...) о Грушницком (Л.). 14. У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц (Т.). 15. Как (...) старались люди, собравшись в одно (...) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (...) росло на ней, как (...) счищали всякую пробившуюся травку, как (...) дымили казенным углем и нефтью, как (...) обрезывали деревья и (...) выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Что за тишь! Не клонит ветер ни былинки, ни цветочка. Не дождешься ты такого благодатного денёчка! (А. Плещеев.)

Частица Не чаще всего передаёт отрицание: Не я, не мог, не друг, не болен. Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения: При наличии двойного отрицания: Я не мог не знать (= я знал); В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа: Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя: Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать. Усиливать отрицание – основная функция частицы НИ!

Частица Ни, как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится. Употребляясь при однородных членах, частица Ни приобретает значение союза И: Ни брат, ни сестра уезжать не хотели. (= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

1. В предложениях с отрицательным смыслом, но без отрицательных слов не, нет, нельзя: Ни звука, ни шороха. . . (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха).

2. В придаточной части предложения типа Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)

Отличие не от ни - наиболее трудная для правописания тема и в VI классе, где она изучается впервые, и в старших классах, где повторяется не раз. Поэтому остановимся на ней подробно, используя все возможные сопоставления.

Учащиеся должны запомнить:

Не может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы не при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка).

Не во значению равняется нет: Я не был в театре. (Был?- Нет.) Здесь не место и не время вести эти разговоры. (Место?- Нет. Время?- Нет.)

Частицу не нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.

Ни - частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.

Остановимся на первом значении ни.

Ни усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком. Сопоставим предложения: Уснуть доктор не мог и не старался. Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан.).

В первом предложении оба сказуемых отрицательные. (Мог?- Нет. Старался?- Нет.) Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном ни усиливает утвердительное значение. Здесь ни по значению равняется да. (Уснуть мог?- Нет. Старался?- Да.)

В этом случае ни можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как ни само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).

Здесь полезно сопоставить предложения с не и ни: Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и кто ни отвечал сегодня, ответил хорошо. Из первого предложения частицу не выпустить нельзя, так как получится бессмыслица, из второго предложения утвердительную частицу ни легко выпустить, не изменив при этом его смысла (Кто отвечал сегодня, ответил хорошо).

После анализа достаточного количества примеров можно провести такие тренировочные упражнения.

1. Переделать текст, чтобы вместо не было ни и наоборот; Чтобы он не делал ошибок, с ним много работали.- Чтобы он ни делал, все делал с большим старанием.

1) Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

2) Кто ни приезжал в эти места, все мечтали приехать сюда снова.

3) Кто не приезжал в город, тот ничего не знал о событиях.

4) Кто не посетил выставку, может пожалеть об этом.

5) Чтобы он не говорил на эту тему, мы старались отвлечь его,

2. Дополнить предложения.

1) Куда не пойду… . Куда ни пойду… .

2) Что (бы) ни случилось… . Что (бы) не случилось,.. .

3) Где бы ни был… , Где бы не был… .

4) Кто с ним не работал… , Кто с ним ни работал… .

5) Кого не просил… . Кого ни просил… .

6) Когда он не обращался… . Когда он ни обращался… .

7) Кому ни… . Кому не… .

Где ни… . Где не… .

9) Кто ни… . Кто не… .

10) Кого не… .Кого ни… .

11) Куда не… . Куда ни… ,

12) Когда не… . Когда ни… .

3. Перестроить следующие предложения, вставив в них частицу ни: Много сплю, а все спать хочется.- Сколько ни сплю, а все спать хочется.

1) Вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего.

2) Он торопился, но все равно опаздывал.

3) Что он задумает, ему все удается.

4) О чем ты попросишь, я все выполню.

Второе назначение ниусиливать отрицание, которое выражено частицей не, стоящей перед сказуемым. Отрицательное сказуемое может выражаться так же словом нег. На небе ни звездочки не видно.На небе нет ни звездочки; У меня не было ни минуты свободного времени.У меня нет ни минуты свободного времени.

Отрицательное сказуемое в таких предложениях может вообще отсутствовать, но его очень легко восстановить, и тогда ни усиливает подразумевающееся отрицание: На небе ни звездочки. У меня ни минуты свободного времени.

В этих предложениях ни можно заменить усилительной частицей даже или союзом и: На небе даже звездочки не видно; На небе и звездочки не видно. Если опустить ни, смысл предложения не изменится: На небе звездочки не видно; У меня минуты свободного времени не было.

Итак, ни — даже — и. Ни можно опустить.

Несколько упражнений на закрепление правописания частицы ни, усиливающей отрицание.

1. В приведенных предложениях там, где возможно:

1) опустить сказуемое.

2) заменить ни усилительной частицей даже.

3) союзом и.

4) выпустить ни из предложения.

1) Он от меня ни на шаг не отстает.

2) Вокруг не было ни души.

3) Его нельзя оставить ни на секунду.

4) Дождь не прекращался ни на час.

2. Вставить существительное с ни.

1) Кругом не было ….

2) Отступать нельзя … .

3) Во рту не было…..

4) В его рассказе правды нет … .

5) Свободного времени у меня нет ….

Часто встречаются предложения с повторяющейся частицей ни, которая употребляется в качестве соединительного союза при однородных членах и усиливает не только отрицание, но и перечисление. Здесь, так же как и в предыдущем случае, ни – даже — и и ни можно опустить. Чтобы учащиеся уяснили это, следует сопоставить предложения:

1) Ни под деревом, ни под кустом зверька не было. - Он оказался не под деревом, не под кустом, а на открытом месте.

2) Этой картины не было ни в музее, ни на выставке.- Эта картина была не в музее, не на выставке, а в запасном фонде.

При решении вопроса о написании не или ни мы приучаем школьников рассуждать. Возьмем в качестве примера предложение Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Учащиеся будут рассуждать так: «Алексей старался? - Да, старался (ни- да). Он мог разглядеть? - Нет, не мог (не-нет). Ни радости, ни удивления (даже радости, даже удивления; и радости, и удивления; радости и удивления). Можно опустить ни: Алексей старался, но не мог разглядеть на их лицах радости и удивления.

Для подобного разбора можно использовать следующие предложения.

1) Какая бы жара ни стояла, как бы ни трещали морозы, работа ни на минуту не прекращалась.

2) Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок (Т.).

3) Куда ни посмотришь, нигде не увидишь ни кустика, ни деревца.


Top