Биография эллы фицджеральд. Элла Фицджеральд: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать Фицджеральд джазовая певица

Ella Fitzgerald – выдающаяся певица из США, «первая леди джаза», обладающая голосом меццо-сопрано диапазоном 3 октавы. За пятидесятилетнюю музыкальную карьеру выпустила 90 пластинок, продажи которых составили 40 миллионов копий. Обладатель многих наград, включая «Орден Искусств и литературы», «Президентскую медаль Свободы», а также «Грэмми». Сотрудничала с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Каунтом Бейси (Count Basie) и Куинси Джонсом (Quincy Jones). Известна композициями «Cry Me A River», «I’m Making Believe», «Oh, Lady Be Good!» и «Flying Home».

Детство Эллы прошло в нищете нью-йоркских трущоб, где певица полюбила церковные песнопения и развивала талант, разучивая госпелы. Фицджеральд увлекалась танцами, спортом и болела за бейсбольную команду «Лос-Анджелес Доджерс». В подростковом возрасте Элла работала смотрителем публичного дома, бросив школу после смерти матери. В это же время певица сделала первый шаг в профессиональную карьеру певицы – участвовала в конкурсе «Amateur Nights» в гарлемском театре «Аполло» и победила.

Первое выступление Эллы Фицджеральд с джазовым оркестром Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw) состоялось в том же театре в 1935 году, а запись песни «A-Tisket, A-Tasket» в 1938 году принесла певице успех.

До 1942 года в составе оркестра «Ella and Her Famous Orchestra» певица исполняла поп-джазовые песни. В 40-е годы Элла переходит от свинга к бибопу и сотрудничает с трубачом-импровизатором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), используя скэт – манеру исполнения вокализов, повторяющую звучание инструментов. В 50-е годы Элла выпустила дебютную пластинку «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» на лейбле «Verve Records». Альбом стал первым в коммерчески успешной серии пластинок «Great American Songbook», на которых певица представляла работы отдельного поэта или композитора. В конце 50-ых – начале 60-ых годов исполнительница много работала с Луи Армстронгом, а также с оркестром Каунта Бэйси. Эксперты отмечали этот этап, как значимый и выдающийся в музыкальной карьере Фицджеральд.

В 60-е годы концертная деятельность Фицджеральд сошла на нет, в это время она записала сборники и альбом «Misty Blue» в стиле кантри. Пластинка 1972 года «Jazz at Santa Monica Civic "72» имела большой успех, после которого Элла начала работать с пианистом Томми Флэнаганом (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Кетером Беттсом (Keter Betts).

После выступления на немецком телевидении в 1975 году музыкальные эксперты отметили ухудшение вокальных данных певицы. Из-за проблем со здоровьем концертную деятельность пришлось прекратить, а в 1993 году из-за осложнений, вызванных диабетом, певице ампутировали ноги. В 1996 году Элла Фицджеральд скончалась дома, в Калифорнии.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).
  • Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

    Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

    Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

    Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

    Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

    Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена … Читать всё

    Ella Jane Fitzgerald (Элла Джейн Фитцджеральд, 25 апреля 1917 - 15 июня 1996) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни».

    Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.).

    Элла была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара - несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).

    «Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны».

    Оскар Питерсон пишет:

    «Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
    - Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?»
    - Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
    - Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…»

    Официальная дискография:
    (по издательствам)

    Decca (1934-1955)

    1950
    Pure Ella (originally Ella Sings Gershwin)
    Souvenir Album

    1954
    Lullabies of Birdland
    Songs in a Mellow Mood

    1955
    For Sentimental Reasons
    Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
    Sweet and Hot
    The First Lady of Song
    Song’s from «Pete Kelly’s Blues»

    Verve (1956-1966)

    1956
    Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
    Ella and Louis (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook

    1957
    Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella at the Opera House (Live)
    Like Someone in Love
    Porgy and Bess (with Louis Armstrong)

    1958
    Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
    Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)

    1959
    Get Happy!
    Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
    Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance

    1960
    Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Wishes You a Swinging Christmas
    Hello, Love
    Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)

    1961
    Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
    Ella in Hollywood (Live)
    Clap Hands, Here Comes Charlie!
    Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)

    1962
    Rhythm Is My Business
    Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Swings Gently with Nelson

    1963
    Ella Sings Broadway
    Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
    Ella and Basie! (with Count Basie)
    These Are the Blues

    1964
    Hello, Dolly!
    Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
    Ella at Juan-Les-Pins (Live)

    1965
    Ella at Duke’s Place (with Duke Ellington)
    Ella in Hamburg (Live)

    1966
    Whisper Not
    Ella and Duke at the Cote D’Azur (Live) (with Duke Ellington)

    1969
    Sunshine of your Love (Live)

    Capitol (1967-1968)

    1967
    Brighten the Corner
    Ella Fitzgerald’s Christmas

    1968
    30 by Ella
    Misty Blue

    Reprise (1969-1970)

    1970
    Things Ain’t What They Used to Be

    1972
    Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

    1973
    Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

    Pablo (1970-1989)

    1966
    The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington)

    1970
    Ella in Budapest, Hungary (Live)

    1971
    Ella A Nice (Live)

    1972
    Jazz at Santa Monica Civic ‘72 (Live)

    1973
    Take Love Easy (with Joe Pass)

    1974
    Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    Ella in London (Live)

    1975
    Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
    Montreux ‘75 (Live)

    1976
    Fitzgerald and Pass… Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal

    1977
    Montreux ‘77 (Live)

    1978
    Lady Time
    Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)

    1979
    Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    A Classy Pair (with Count Basie)
    A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    1981
    Ella Abraça Jobim

    1982
    The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    1983
    Speak Love (with Joe Pass)
    Nice Work If You Can Get It (with André Previn)

    1986
    Easy Living (with Joe Pass)

    1989
    All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    Notable guest appearances

    1955
    Songs from «Pete Kelly’s Blues»

    1957
    One o’Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)

    1989
    Back on the Block (Qwest Records)

    Boxed sets and collections

    1994
    The Complete Ella Fitzgerald Songbooks

    1997
    The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

    
    Top