Запятая в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения.
Примеры
:
Наступило утро, дождь прекратился.
Любишь кататься – люби и санки возить.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ:
СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ:
1) если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). | Как проверить | Примеры с проверкой |
можно вставить союзы А ИМЕННО, | Предметы потеряли свою форму: всё сливалось в серую массу. Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось в серую массу. |
|
2) если второе предложение дополняет первое. | можно вставить или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д. | Петр оглянулся: котенок топал за ним. Петр оглянулся и увидел, что котенок топал за ним. |
3) если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. | можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО | Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед. Мальчик был счастлив, потому что ему подарили велосипед. |
СТАВИТСЯ ТИРЕ:
1) если простые предложения противопоставлены друг другу. | Как проверить | Примеры с проверкой |
можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д. | Один ушел – другой пришел. Один ушел, зато другой пришел. |
|
2) если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. | по смыслу | Он упал – все засмеялись. |
3) если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во втором. | можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК | Лес рубят – щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. |
4) если второе предложение содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом. | можно вставить наречие ПОЭТОМУ | Он победил – как не радоваться! Он победил, поэтому как не радоваться! |
5) если второе предложение содержит сравнение. | можно вставить союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д. | Глянет – к земле пригвоздит. Глянет, словно к земле пригвоздит. |
6) если второе предложение является присоединительным предложением. | можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д. | Всё небо в тучах – плохая погода. Всё небо в тучах, такова плохая погода. |
Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, части которого связываются при помощи интонации. На письме предложения в составе БСП могут отделяться запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении обычно зависит от значения и соотношения его частей.
Таблица Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знак препинания | В каком случае ставится | Какими союзами или союзными словами можно проверить | Примеры предложений |
Запятая | Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) | и | Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес. |
Точка с запятой | Части БСП распространены или отдалены по смыслу | и | Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке. |
Двоеточие | Второе предложение имеет значение причины | потому что | Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили. |
Второе предложение объясняет первое
(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно ) |
то есть, а именно | Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом. | |
Второе предложение дополняет первое | что | Маша решила: завтра она точно не опоздает | |
Тире | Части БСП противопоставлены по смыслу | а, но | Весна сажает – осень собирает. |
Первое предложение указывает на время или условие | когда, если | Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше. | |
В БСП есть сравнение | словно, будто | Крикнет – гром в небе разразится. | |
Второе предложение указывает на следствие | так что, вследствие чего, поэтому | Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу. | |
Второе предложение имеет присоединительное значение | такой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части) | Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе. | |
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий | и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг | Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей. | |
Запятая с тире | Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово | – | Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде. |
Различайте пунктуацию в БСП со значением перечисления и в БСП со значением неожиданной смены событий. Если в речи предложение произносится с интонацией перечисления, оно пишется с запятой. Если интонационно между частями БСП делают паузу – оно пишется с тире. Примеры : Молния ударила в старый дуб, (и) дерево загорелось. Молния ударила в старый дуб – (и вдруг) дерево загорелось.
В школе знаки препинания в бессоюзном предложении изучаются с 9 класса.
В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире .
Запятая ставится между частями БСП, которые невелики по объёму и тесно связаны между собой по смыслу. Составные части такого бессоюзного сложного предложения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные облака. ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Точка с запятой ставится, когда части БСП не так тесно связаны по смыслу, значительны по объёму, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания: Круглые, низкие холмы. распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами…
Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть дополняет первую, поясняет её или раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Обычно после первой части такого предложения можно вставить союзы так как, потому что, что и др.
Двоеточие. Примеры |
Значение |
Можно ввести слова |
Лес точно ожил: везде начали раздаваться разные весёлые восклицания, ауканье, звонкий смех и одиночные голоса многих песен. | пояснение | а именно, как-то |
Найти место старых сосен было трудно: от них не осталось даже пней. | причина | потому что, так как, ибо |
Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. | дополнение | что |
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. | добавочное | и увидел, что |
Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если:
- а) они передают быструю смену событий, явлений;
- б) во второй части дано противопоставление;
- в) когда первая часть указывает на время или условие действия, о котором говорится во второй части;
- г) когда вторая часть заключает в себе результат, следствие того, о чём говорится в первой части;
- д) когда вторая часть содержит сравнение.
После первой части такого предложения обычно можно вставить союзы но, если, когда, поэтому, как .
Тире. Примеры |
Значение |
Можно ввести слово |
Проснулся - пять станций убежало назад . | быстрая смена явлений | - |
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - мороз-воевода дозором обходит владенья сво и. | противопоставление | а, но |
Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй… | условие | если |
Придёт счастливый май-чудесник - зацветёт твой черешневый сад. | время | когда |
Солнце дымное встаёт - будет день горячий. | следствие | поэтому |
Молвит слово - соловей поёт. | сравнение | как, словно |
Таблица «Знаки препинания
Схема «Пунктуация
в бессоюзном сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.
Цели урока:
- Образовательная : ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
- Развивающая : развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
- Воспитательная : воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.
Задачи:
- формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
- создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
- развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.
К концу урока ученики должны
- знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
- уметь : находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.
Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»
Используемые ЦОР: слайды, тесты.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью
» (Презентация
, слайд №1).
- Как вы понимаете слова известного писателя?
- Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.
Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.
Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место»
(слайд №2)
- О каких знаках идет речь в высказывании?
- Вы согласны с этим утверждением?
- А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
- Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала
Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.
Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации
1. Теоретическая разминка «Верно - неверно» (слайд № 4)
1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.
Ответы: 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)
Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
- Кто получил 6 баллов - поднимите руки!
- Кто выполнил разминку на 5 баллов - хлопнете в ладоши!
- Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
- Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.
2. Тестовое задание . Задание по группам. (слайд № 6)
1 вариант
. Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант
. Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1
)
Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.
Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)
Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.
Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
- Кто не ошибся в указании СПП?
- Молодцы!
Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.
3 этап. Проверка домашнего задания
А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
- Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение - простое, остальные - сложные с бессоюзной связью).
- Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
- Итак,
тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
(запись в тетрадь)
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
- Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.
5. Изучение нового материала. (слайд № 12)
Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95
А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)
Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?
Делаем вывод : бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)
Какими стали предложения
? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию»
заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»
2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?
Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.
Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.
Варианты:
А) Лес рубят - щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире, с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.
Делаем вывод:
Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
- Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование: какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.
Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой, в 16 веке - двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.
6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений
А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18
1 вариант . Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.
2 вариант . Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?
3 вариант. Работа с текстом.
Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?
Тип текста - повествование с элементом описания, стиль - художественный. Тропы - эпитет, сравнение, метафоры. БСП - 1) - быстрая смена событий; 4) - условие; 5) - пояснение.
Проверка (слайды №19-21)
В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)
Ответы: 1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2 (слайды № 24-29)
Домашнее задание
1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)
Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
- Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!