Что такое язык пчел. Язык общения пчел

Теперь в какой-то степени уже расшифрован сложный язык медоносных пчел. Это язык звуков, жестов, запахов. Они издают звуки и ультразвуки и способны их воспринимать, реагируя на них. Однотонный, глухой шум, доносящийся из улья, свидетельствует о том, что в семье все нормально. Возбужденные, озлобленные пчелы гудят громче и резче. Разрозненный, нескладный шум, из которого то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные, попискивающие голоса, свидетельствует о том, что семья потеряла матку. Исключительно важную роль в жизни сообщества медоносных пчел играет и так называемый химический язык - запахи. Само гнездо пчел переполнено ароматическими веществами. Нектар и цветочная пыльна самых разных растений, прополис березы, тополя, осины, воск, гормональные выделения матки, пчел и расплода - все это создает неповторимый запах улья.

Этот запах - пароль, особый для каждой семьи, служит пропуском в жилище, который предъявляют прилетающие домой пчелы. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют жизнедеятельность семьи и организуют ее. Стоит матке потеряться, как сработает сигнал бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение и расстройство. По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно узнают их возраст и потребность в соответствующей их организму пище. Запахи, таким образом, управляют поведением медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность семьи, как единого, самостоятельного биологического организма. Важнейшее средство общения между пчелами - особые телодвижения на сотах, так называемые танцы. Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника пыльцы или нектара, о найденном для роя новом жилище, о времени выхода роя и т. д. Известно два вида танцев - круговой и виляющий. В танце содержатся сообщения о расстоянии до взятка и направлении полета. Перед началом кругового танца пчела освобождается от нектара, а затем начинает описывать небольшие круги на том месте сота, где до этого сидела.

Она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь направо и налево. Двигаясь то в одну, то в другую сторону в самой гуще пчел, пчела описывает один-два круга, вовлекая в танец других насекомых. Постепенно за танцовщицей движется уже целый хоровод. Такое кружение может длиться от нескольких секунд до минуты, после чего танцовщица внезапно прекращает его, чтобы начать танцевать в другом месте сотов. Затем она направляется к выходу, летит к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет свой танец. Не менее важен в жизни пчел и виляющий танец. Пчела делает небольшой полукруг, пробегая по соту, а затем резко возвращается назад и бежит по прямой к исходной точке. Второй полукруг пчела делает в обратном направлении, дополняя первое движение до полного круга. После этого пчела делает несколько таких полукругов в одну и другую сторону. Все время танца она производит быстрые виляющие движения брюшком, которые и дали название танцу. Пчелы, наблюдающие за танцем, постоянно касаются танцовщиц своими усиками - обнюхивают, запоминая аромат тех растений, на которых танцовщицы собирали нектар. Уяснив из танца, где находится взяток и насколько он велик, они вылетают из улья, отыскивают взяток и при возвращении тоже начинают танцевать, вербуя для сбора меда все новые и новые группы пчел.

У каждого из нас есть свой родной язык, на котором мы общаемся. Танец каждой пчелы обладает своим уникальным языком.

Танец пчел - это обыкновенный элемент коммуникации крылатых тружениц. Пчелка не может крикнуть своему товарищу: «Эй, лети сюда, я нашла тут высококачественную пыльцу!», поэтому приходится прибегать к различным методам и сигналам, которые обозначают этот момент. Сигнал, говорящей о крупном цветочном угодье и тот, который предупреждает об опасности - значительно отличаются. В соответствии с условиями окружающей среды, насекомые взаимодействуют друг с другом, представляя цельный и организованный организм, каждое движение является каким-то определенным знаком.

Кто открыл пчелиный язык?

Все началось с далекого 1923 года. Ученый-пчеловод из Германии, Фриш, впервые открыл пчелиный язык, который представляет собой круговые движения, сложные и запутанные. Такие движения стали попросту называть «танцем». Танец пчел регулирует всю полевую работу обычных особей.(смотрите фото и видео).

Механизм работы

Перед началом сбора пыльцы вся пчелиная семья сидит смирно. Некоторые отдельные особи вылетают на разведку. В случае обнаружения источника пыльцы к такой пчеле-разведчице устремляется огромное количество помощниц. Ведь когда пчела возвращается с зобиком, полным нектара, она передает его другой соплеменнице, а затем начинает свой особый круговой танец (смотрите на фото).

Танец пчел, конечно же, не макарена, но движения довольно простые - насекомое бегает на соте среди других пчел маленькими кругами, то влево, то вправо. (смотрите фото). Такой танец длится не больше одной минуты. Завершив его, труженица улетает обратно к источнику нектара. Другой вид танца называют виляющим (смотрите на фото), он состоит из чередующихся полукругов, при этом пчелка покачивает задней частью тела, как бы виляя им. Виляющий вид сигнализирует о том, что пища находится на дальнем расстоянии, а круговой - что лететь далеко не придется. Более подробно посмотрите на движения на фото.

Функция

Такие танцы мобилизируют сидячих пчел. Некоторые из них в мгновение поднимаются и летят за заводилой. По ее аромату они отыскивают необходимый медонос. Вернувшись домой, они продолжают исполнять балетные па, вовлекая в процесс оставшихся в улье представителей своего вида. Благодаря этому, они собирают только определенный вид нектара, который имеет свой, особый аромат. Если корм не источает никакого аромата, тогда в работу включается ароматическая железа.

Пчелиный язык очень сложный и многогранный, существует целый набор определенных движений, который может характеризовать выполнение различных действий. Чтоб осознать его, необходимо полностью включиться в основы жизнедеятельности маленьких работников.

Значение при роении

При роении пчелиная коммуникация играет большую роль. Отроившиеся пчелы предпочитают держаться поблизости, но вот разведчицы неустанно ищут место нового жилья. Если они находят подходящее - то показывают остальному рою, куда нужно лететь, где строить новое гнездо. Такие манипуляции происходят без наличия пищи, они более продолжительны по своему времени.

Вот таким вот образом маленькие любители прекрасного общаются между собой. Это еще один момент, которому стоит поучиться у полосатых жителей улья. Если бы люди могли общаться при помощи искусства, то и агрессии в этом мире было бы значительно меньше!

Видео

На видео и фото вы можете наблюдать собственными глазами это прекрасное и завораживающее явление!

Танец пчел – это специфический вид коммуникации, используемый насекомыми в процессе сбора нектара. Он уникален и характерен исключительно для пчел, которые собирают провизию и пыльцу на большом расстоянии. Пчёлы в поисках медоноса разлетаются на расстояние до двух километров от улья. С помощью языка танца медоносная пчела доносит до рабочей пчелы подробную информацию о том, где находится медонос.

Расшифровка кругового танца

Сбор нектара начинается в хорошую погоду и рано с утра. Пробный вылет происходит на расстояние в 100 метров, если разведчики нашли там поляну с большим количеством цветов, то они возвращаются назад и танцуют на сотах. Первые движения пчёл осуществляются слева направо, описывая полный круг, а затем аналогичные действия производятся в обратном направлении. После этого рабочие пчёлы окружают группу разведчиков и обнюхивают их брюшка с помощью своих усиков.

Круговой танец информирует членов семейства о том, что разведчики обнаружили расположение источника с большим количеством нектара и пыльцы поблизости от домика. При этом разведчики не сообщают точного направления, поэтому рабочие ориентируются на запахи, исходящие от цветов и растений. Виляющий танец исполняется при расположении источника провизии на расстоянии свыше двух км.

Значения танца для пчел

Подобный способ передачи данных является своеобразной системой навигации (компасом), так как разведывательная группа летит по направлению к медоносу. При этом танец на летке является более ценным и информативным, чем на сотах. Это объясняется тем, что они располагаются сверху вниз и поэтому пчёлы вынуждены танцевать в вертикальном положении, а оно усложняет расшифровку и восприятие информации.

Дополнительные неудобства создаёт и то, что в жилище не попадают солнечные лучи. Однако это несильно мешает нормальной навигации насекомых, поскольку передвижение осуществляется по закону «силы тяжести», при котором танец изображает прямую линию, соединяющую домик и световой поток.

Если разведчик начинает вилять брюшком и направляется вверх по соте, остальные понимают, что необходимо двигаться в направлении солнца. Если ведущее насекомое движется прямо, это значит, что остальным нужно двигаться в обратном от солнца направлении. Отклонения влево или вправо говорят о необходимости поворота в ту или иную сторону от солнца.

С помощью языка танцев пчёлы запоминают место нахождения источника пищи и в качестве ориентира используют солнце, вместе с направлением, показанным в процессе танца.

Восприятие пространства пчелой

У пчёл удивительная биология, которая помогает им не только собирать нектар, но и отлично ориентироваться в пространстве. Анализ полученных данных осуществляется с помощью омматидиевых глаз, реагирующих на потоки света. Глаза обладают светопреломляющими свойствами и воспроизводят окружающее пространство в виде отдельных объектов. Такое воспроизведение получается из-за мозаичнообразного строения глаз, каждый из которых отделён от других черными клетками.

Из-за этого пчеле не составляет трудностей определить путь к дому, а также полянам с цветами и растениями в безоблачную и ясную погоду. Однако и в отсутствии солнца насекомое может ориентироваться в пространстве с помощью поляроида при наличии минимального просвета.

На видео можно посмотреть этот необыкновенный и прекрасный танец.

Видео: танец пчел

Танец в улье при темноте

При темноте для передвижения по жилищу и сообщения об источниках пищи ориентируются по солнцу, при этом выполняются немного иные движения, нежели при наличии света:

  • движение по прямой линии сверху соты вниз с опущенной головой информирует остальных пчёл о том, что объект находится в противоположной от солнца стороне;
  • движение с поднятой головой, сопровождаемое вилянием брюшка, говорит о необходимости движения к солнцу.

Кто открыл пчелиный язык?

Открытие пчелиного языка принадлежит австралийскому учёному-зоологу Карлу фон Фришу. В рамках своих исследований он обнаружил, что для коммуникации внутри пчелиного семейства используется своеобразная азбука жестов, которые отображаются в некотором подобии танцевальных движений.

Значение при роении

Такой своеобразный способ коммуникации очень важен в процессе роения, так как большинство насекомых предпочитает оставаться поблизости от дома, в то время как разведчики совершают постоянные вылеты для поисков места для строительства нового гнездовья. Пчёлам необходимо связываться между собой, и для этого используется, казалось первоначально необычный, но эффективный способ указать путь.

Уже на протяжении тысячелетийЧеловек пытается решить невероятно трудный вопрос: есть ли на свете другие разумные существа?С тех пор как научные открытия дали людям понятие «космос», поиски «другого Разума» направились во Вселенную.Люди настойчиво ищут там себе подобных, не задумываясь над тем, поймутли они сами тот другой Разум.

Между тем, вокруг нас обитает огромное количество живых существ, наделенных Создателем просто необыкновеннымиспособностями. Люди часто и не представляют,насколько разумны, например,действия пчел, ос, шмелей или муравьев.

Всех этих «букашек», а также термитов относят к категории общественных или социальных насекомых.Таковыми этологи (специалисты в области поведения животных) считают таких животных, у которых существуют следующие черты:

Совместное обитание не менее двух поколений – материнского и дочернего;

Разделение особей на способных размножаться (у пчел это -матка и трутни) и бесполых, выполняющих различные работы в гнезде (рабочие пчелы);

Совместная забота о выращивании потомства, строительстве и защите гнезда, добывании корма, расселении и т. п.

У общественных насекомых подобное поведение естественно и ни одна особь не пытается уклониться от своих обязанностей. Так, муравьи трудятся с восхода до заката солнца, не требуя перерыва для отдыха, а пчелы отважно жалят напавшего на улей медведя, хотя каждая из них тотчас же погибает, будучи не в состоянии вытащитьжало обратно.

Сравнивая людей с общественными насекомыми, легко заметить, что выполнение перечисленных выше условий общественной жизни требует от нас постоянного духовного напряжения. Людям чрезвычайно трудно относиться к чужим детям с такой же любовью, как к своим собственным, у нас считается великим подвигом погибнуть в борьбе с врагом. Большинство людей совсем не стремится жить вместе с родителями или дедами, а пытается устроиться хотя бы в худших условиях, но отдельно. И нам свойственно ожидать награды за свой труд, если он оказывается большим, чем труд другого человека.

Так что, если говорить честно, человеку еще очень далеко донастоящей общественной жизни, то есть до состояния, когда каждая особь ставит интересы общества выше своих собственных интересов. То, что мы называем человеческим обществом весьма и весьма несовершенно, хрупко и поддерживается невероятными усилиями. С этой позиции следует признать,что христианские заповеди наставляют человека именно на путь истинной общественной жизни.

Преимущества в организацииобщественных насекомых признавали уже античные мыслители, а Аристотель сравнивал устройство семьи пчел с устройством государства. Он первым предположил, что насекомые имеют «язык общения», то есть способны обмениваться информацией и сообщать друг другу, допустим, о месте нахождения корма.

Оказалось, что такой «язык» действительно существует. Правда, открытие этого языка произошло спустя более двух тысячелетий после Аристотеля. Эта честь выпала на долюпрофессора Мюнхенского университета Карла Фриша, посвятившего поведению пчел всю свою жизнь. Впервые опубликовав свои выводы в 1946 г.,К. Фришизучал пчел при помощи особого застекленного улья, позволявшего наблюдать жизнь пчелиной семьи и даже следить за поведением отдельных, помещенных разноцветными метками особей.

Оказалось,что «язык» пчел с нашей точки зрения напоминает танец. Обнаружив источник нектара (например, поле цветущей гречихи),пчела-разведчица возвращается в улей и начинает возбужденно бегать по одному из сотов («танцевать»). При этом движущаяся пчела бегает по траектории, напоминающей восьмерку: она поочередно описывает полукруги то вправо, то влево. Главнейшим элементом танцаявляется поперечная ось восьмерки (на рисунке слева показана в виде стрелки). Направление движения пчелы по этой оси указывает направление полета от улья к источникам нектара.

Движение в любом направлении непременно требует какого-либо неподвижного ориентира. Пчелывыбирают в качестве такого ориентира Солнце. За время полета одной пчелы оно практически не перемещается по небосводу. А вот в темном улье направлением на Солнце для пчел служит направление против силы тяжести. Другими словами, для танцующей пчелы и ее сестер Солнце в улье находится всегда вверху.

На приведенном ниже рисунке слева поперечная ось восьмерки направлена к вертикали (= к Солнцу) под углом в 45º. (Пчела всегда пробегает по этой осииз левого нижнего угла в правый верхний, но не наоборот!). Другие пчелы, запомнив танец разведчицы, выйдут из улья, найдут Солнце и под углом в 45º к нему полетят в поисках корма.

Если поперечная ось восьмерки танца направлена строго вверх, то к источнику нектара следует лететь в сторону Солнца. Если же танцующая пчела пробегает поперечную ось строго сверху вниз, то ее сестры, покинув улей, полетят прямо от Солнца.

В 1963 г. за исследования в области«языка» пчел К. Фришубыла присуждена Нобелевская премия. Со временем оказалось, что механизм передачи информации среди пчел необыкновенно сложен.

Кроме направления полета к источнику нектара пчела-разведчица указывает и на видцветущего растения.Касаясь усиками тела разведчицы, другие пчелы ощущают запах растения-медоноса и, полетев в указанном направлении, будут искать именно его.

Наконец,в танце пчел содержится информация и о дальности полета. Ведь, покидая улей, пчела должна взять с собой в зобике запас меда на дорогу. Меньше взять его нельзя, а носить избыток невыгодно. Вот почему особыми движениями (вилянием брюшка) разведчика обозначает, насколько далеко находится источник корма. Самое удивительное в том, чтопри попутном ветре разведчица указывает расстояние, чуть меньшее действительного,а при ветре встречном, напротив, увеличивает длину полета. Проще говоря, она помнит, сколько меда потратила на дорогу, и сообщает об этом другим пчелам.

Привлеченные открытиями К. Фриша, другие ученые тоже принялись изучать «язык» пчел. Выяснилось, что он таит в себе массу загадок и удивительных находок.

Было установлено, например, что при боковом ветре летящая пчела делает соответствующую поправку от заданного направления, то есть движется к Солнцу под иным углом, чем указывалось разведчицей. Благодаря такой поправке пчела не сбивается с курса и благополучно находит источник нектара.

Еще одним открытием стало «знание» пчелами траектории движения Солнца. Было замечено, что иногда разведчица может «танцевать» на соте в течение одного часа и более. Такое случается, если она находит очень богатый источник нектара. Но ведь за час Солнце переместится пол небосводу на 15º. Оказывается, и восьмерка танца за это время тоже наклонится вправо на 15º!Не исключено, что у пчел имеется некий точный часовой механизм, позволяющий им ощущать ход времени даже в полной темноте.

Танцы пчел используются не только при поиске нектара, но и в других случаях, например, при роении. Покинувшая старый улей семья пчел присаживается на соседнем дереве или кусте и ожидает разлетевшихся во все стороны разведчиц. Когда те обнаружат подходящее дупло или пустой улей, то они вернутся и тем же танцем сообщат о том, куда следует лететь. При этом они танцуют прямо на поверхности клуба пчел.

Интересно, что разные породы пчел отличаются своими танцами. Так, карпатские пчелы не совсем правильно понимают танец кавказских, а те с трудом понимают итальянских. Получается что-то похожее на диалекты у людей.

После открытий К. Фриша и его коллег неизбежно возник вопрос о том, как же появился «язык» пчел? Эволюционная теория предполагает, что большинство изменений происходит постепенно, проходя длительный путь совершенствования. Для пчел такое объяснение не годится. Их «язык» должен был быть совершененным изначально, иначе он неимел бы никакой ценности и не сохранялся у потомков. С другой стороны, трудно представить себе внезапное появление сложнейшего танца пчел в результате случайной мутации или других генетических перестроек. Такая случайность практически просто невозможна.

В целом же,«язык» пчел несравненно интереснее, чем размышленияписателей-фантастов об инопланетянах. Ведь мир насекомых и животных вообще существует реально ирасположен совсем рядом. Сможем ли мы когда-нибудь познать его, а через него и наших соседей по планете?

ЛИТЕРАТУРА

Кипятков В. Е. Мир общественных насекомых. Л. Изд-во ЛГУ. 1991. 480 с.

Фриш К. Из жизни чел. М. Изд-во «Мир». 1980.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М. Изд-во «Мир». 1965.

В. Н. АЛЕКСЕЕВ,

канд. биол. наук.

Язык пчел

  • Перейти в оглавление раздела: Пчелы
  • Язык пчел ; ; ;

Сколько возражений и насмешек вызвали в свое время работы Фриша, посвященные танцам пчел! При этом многие думали, что речь идет о трудах относительно новых, а ведь в действительности первые публикации по этому вопросу вышли еще в 1926 году. К тому же Фриш писал только по-немецки, а в послевоенной Франции лишь немногие из научных работников нового поколения знают немецкий язык. Помню, как я был поражен, когда, получив в центральной библиотеке Музея естественной истории несколько старых трудов Фриша, увидел, что я первый разрезаю их страницы.

Основное понятие, которое никак не хотели признать, было Bienensprache - язык пчел. Надменные лингвисты (знавшие о Фрише только из двух-трех популярных статей) сейчас же принялись поучать нас, толковать о том, чем является язык и чем он не является, и по каким причинам пчелы навсегда лишены права говорить. Нужно сказать правду: факты, о которых писал Фриш, были беспримерными в биологии- пчелы-разведчицы указывают своим соплеменницам направление, ведущее к найденному источнику корма, и расстояние до него, и информацию об этом несет ритм и направленность специального, исполняемого на сотах танца. У тех, кто читал подобные заявления, буквально валился из рук ныне ставший знаменитым журнал со статьями Фриша - «Известия сравнительной физиологии» (Zeitschrift fur vergleichende Physiologie) .

Но вот наконец Торпе (Кембридж) пожелал увидеть все своими глазами. В один прекрасный день он прибыл в Тироль, где в Брюнвинкле проводил свой отпуск Фриш, и с места в карьер попросил его показать свои знаменитые опыты. «Это легче легкого, - ответил тот. - Все, что вам нужно, это улей со стеклянной стенкой, угломер и часы с секундной стрелкой. Я поставлю где-нибудь в парке мисочку с сиропом, а вы разыщете ее, руководствуясь теми указаниями, которые дадут вам сами пчелы». После этого Фриш удалился, а Торпе остался, как вы можете себе представить, в некоторой растерянности. Ну да что там! Попытка не пытка. И вот хронометр и угломер показывают ему, что пчелы сигнализируют: это отсюда в 400 метрах, под углом 30°, влево от солнца. Торпе идет в этом направлении: триста пятьдесят метров, четыреста... Он останавливается, сердце его замирает от того ощущения необычного, какое иногда приходится испытывать биологам, - мисочка здесь, он чуть не наступил на нее.

Конечно же, англичанин вернулся, преисполненный энтузиазма, и после его рассказов многие биологи призадумались, не стоит ли, в свете опытов, Ярове" ренных Торпе, повнимательнее перечитать номера «Zeitschrift fur vergleichende Physiologie». Сражение было выиграно. Опыты и теории Фрища получили всеобщее признание, более того, нашлись биологи, например Бирюков из Фрибурга на Брисгау, которые и у некоторых других насекомых обнаружили, правда в зачаточном состоянии, язык танцев. В научных журналах ежегодно публикуется по нескольку больших сообщений, посвященных танцам пчел; на них следует остановиться подробнее.

Первый опыт, в котором участвует передача информации

Установим на лугу застекленный улей того типа, который был введен Фришем (в таком улье гораздо легче метить, пчел и наблюдать за ними), поставим на известное число пчел разноцветные метки. Делается это сравнительно просто, причем с помощью разных красок можно Снабдить индивидуальными метками многие сотни пчел, условившись, например, что метки на груди справа и слева будут обозначать единицы и десятки, а на брюшке - сотни.

Расставим затем в направлении четырех стран света четыре мисочки с медом, каждую на расстоянии 800 метров от улья; если угодно, у каждой мисочки может дежурить наблюдатель. Пройдет некоторое время, и одна из разведчиц откроет, скажем, северную мисочку; допустим, что это разведчица, помеченная на груди бедой краской. Она возвращается в улей, и через несколько минут какое-то количество пчел вылетает по направлению к северной мисочке, именно к северной, а не к какой-либо другой. Однако нашей Белогрудки с ними нет. Вывод может быть только один: разведчица тем или иным способом дала знать своим подругам по улью, где находится источник продовольствия. Расположив все мисочки в одном направлении, по на разных расстояниях, мы без труда убедимся, что пчелы будут посещать лишь одну из них, именно ту, которую открыла разведчица; ясно, что информация может касаться не только направления, но и расстояния.....

P. ШОВЕН. ОТ ПЧЕЛЫ ДО ГОРИЛЛЫ. ИЗД-ВО «МИР», Москва 1965.


Top