Объекты правовой охраны окружающей среды. Понятие и классификация объектов окружающей среды

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации,

порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности

являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое

пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного

наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные

заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники,

памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические

сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы,

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности

коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная

экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под

угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие

организмы и места их обитания.

О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также:

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим...

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с...

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и...

ñ Объекты охраны

ñ Объекты охраны в первоочередном порядке (нетронутые человеком природные ландшафты и природные комплексы)

ñ Объекты охраны в исключительном порядке (ООПТ - списки всемирного природного и всемирного культурного наследия), животные, занесенные в Красные Книги, традиционное природопользование коренных малочисленных народов.

Не являются объектами экологических отношений объекты, изъятые из окружающей среды (тк они утратили связь с природой)

6. Понятие и система источников экологического права.

Источники - объективные носители норм.

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

По юридической силе:

подзаконные акты

По предмету регулирования:

Специальные

По направленности правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

По характеру:

Кодифицированные

Некодифицированные

7. Природоохранительное законодательство как источник экологического права.

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Для того чтобы получить самое общее представление о системе российского природоохранного законодательства, обратимся к перечню федеральных (и приравненных к ним) законов. Как указывалось выше, в их числе можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты. В качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

Охрану атмосферного воздуха, климата - Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" и "О гидрометеорологической службе";

Охрану животного мира и заповедных территорий - Федеральные законы "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране озера Байкал", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Охрану морской среды - Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

Охрану земель (почв) - Федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном земельном кадастре";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ…, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

Что касается оценки состояния российского природоохранного законодательства в целом, то надо сказать, что отдельные пробелы до сих пор все еще не устранены. Так, не приняты федеральные законы о растительном мире, питьевой воде, опасных веществах. Некоторые акты слишком декларативны (например, Федеральный закон "Об охране озера Байкал") либо регулируют чересчур узкие вопросы, которые в принципе должны быть решены в крупном законе. Во многих актах воспроизводятся не только отдельные нормы, но и целые институты. Требуется, как минимум, систематизация природоохранного законодательства, как максимум - его кодификация. Еще более остро стоит вопрос о системе государственного экологического управления в стране, не сводящийся к воссозданию независимого надведомственного органа, а подразумевающий продуманное совершенствование информационного обеспечения, контроля и других функций. И, конечно, актуальна разработка нормативных требований к процессам принятия экологически значимых решений, особенно тех, последствия которых будут сказываться на будущих поколениях, к расчетам экологических рисков, к гарантиям экологических прав граждан.

8. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Принят ГД РФ 20.12.2001, одобрен ФС РФ 26.12.2001

Структура Федерального закона включает:

Глава I. Общие положения;

Глава П. Основы управления в области охраны окружающей среды;

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

Глава XI. Государственный экологический надзор окружающей среды. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды;

Глава XII. Научные исследования в области охраны ОС;

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Глава XIV.; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окр среды.

Глава XVI . Заключительные положения

ОН действует в 20 редакции. В этом законе дается ряд основных понятий для экологического права, такие как: окружающая среда, вред причиненный окружающей среде. Перечислены основные принципы: например принцип устойчивого развития, сохранение био разнообразия и т.п.

9. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Следовательно, в контексте экологического законодательства характер высшей ценности носит именно право на благоприятную окружающую среду. Впервые вопрос о праве человека на благоприятные условия жизни был затронут на Стокгольмской конференции ООН в 1972г.

В Законе (ст. 1) благоприятная окружающая среда определяется, как "окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов". Таким образом, право на благоприятную окружающую среду имеет довольно широкое содержание: оно не сводится к праву человека на экологическое благополучие в местах, где протекает его повседневная жизнедеятельность. Каждый вправе требовать соблюдения экологического равновесия не только в районе своего непосредственного проживания, но и в других, даже удаленных от него точках планеты. Право на благоприятную окружающую среду как субъективное юридическое правомочие обеспечивается судебной защитой. Нарушения данного принципа могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Источники экологической информации.

Согласно ст.3 ФЗ об охране, каждый имеет право на информацию ос состоянии окружающей среды. В РФ понятие экологической информации отсутствует. Данное понятие четко раскрыт в Орхусской Конвенции о праве на экологическую информацию и доступе к правосудию по экологическим делам. Данная конвенция была обсуждена и принята в Дании в 1998. РФ принимала активное участие в разработке этой конвенции. РФ отказалась ее ратифицировать. Понятие экологической информации очень широкое - окружающая среда, состояние природных объектах, о производственных процессах, что практически не остается для информации скрытой, тайны. Ратификация планируется в 2013г.Планируется создать орхусский центр, который будет работать в течении 4 лет и этот цнт разработает изменения в законодательство о тайне.

Родовое понятие "информация" - 27.07.06 "об информации"

"...1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;..."

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Общедоступная

Ограниченного доступа (тайна)

Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.

"...государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;..."

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.11.2011)
"О государственной тайне"

"...1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;..."

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 11.07.2011)
"О коммерческой тайне"

Не может быть коммерческой тайной информация о состоянии окружающей среды, состоянии санэпид обстановки

Критерии

1. Полнота

2. Достоверность

Основная роль по информации возложена на Росгидромет (Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе").

а) Глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды

б) Единство и сопоставимость наблюдения

в) Безопасность проведения работ по наблюдению

г) Интеграция с государственными и межгосударственными структурами

д) Обеспечение достоверности информации

е) Деятельность гидрометеорологической службы должна соответствовать принципам охраны окружающей среды

Сведения, полученные в результате мониторинга

· информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

· специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;

Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (Статья 15.) - ПП от 14.02.2000 - регулирует порядок

Сбор информации для ФЛ и ЮЛ\

Своевременное выявление и прогнозирование загрязнение окружающей среды

Ведение единого госфонда данных (ПП 21.12.1999 №1410) - упорядоченная совокупность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, полученный в результате деятельности Росгидромета, госорганов, ОМС, ФЛ и ЮЛ и области метеорологии и смежных с ней областях. Приоритет у бумажных носителей.

1. Источники информации

2. Нормативные акты

3. Кадастры природных ресурсов

4. Данные мониторинга окружающей среды

6. Материалы государственного статистического учета

8. Системы учетов опасных объектов

9. Государственный каталог агрохимикатов и пестицидов

10. Результаты экологической экспертизы

11. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»)

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

12. Меры обеспечения экологической безопасности.

В 50-е годы 20 века появилось понятие экологической опасности, в часности сформулировал понятие эколог Ремерс. Раз возникла опасность, то второй шаг необходимость в разработке мер по обеспечению безопасности. Начиная с 60-70х годов стало разрабатываться понятие экологической безопасности. Первый шаг принятие закона «О безопасности» от 1992г. В научной литературе стал вопрос определить дифеницию ЭБ. К середине 90х годов слодилось 3 точки зрения. Все сводились к тому что это состояние защищенности. А дальше специалисты расходились во мнении.

1 тз (Петров, МГУ) ЭБ - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, личности и гоударства.

2 тз (Жевлаков) ЭБ – состояние защищенности биологических основ жизни здоровья и развития человека.

3 тз (Винокуров) ЭБ – состояние защищенности населения, животного и растительного мира, окружающей природной среды в целом от последствий антропогенного характера, а так же от стихийных бедствий и катастроф.

В 1995 году был разработан проект ФЗ об экологической безопасности. Разработчики определили что ЭБ – это состояние защищенности жизненно важных интересов личночти, общества, природной среды от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее. Данный законопроект был принят лишь в первом чтении, на этом его судьба закончилась.

Принятие закона об охране окруж среды. Действующая дифениция понятия содержится в статье первой закона и определяется как ЭБ – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности чрезвычайных ситуаций природного и техногогенного характера, их последствий.

складывается на нескольких уровнях:

Международный (м\ународнвые договоры)

Федеарльный уровень (К РФ(анализ 2х статей 41 и 42 ст), ФЗ о безопасности; ФЗ об охране окружающей среды; нормы регулирующие обеспечение безопасности в различных сферах (см вопросы со 2-6); подзаконные акты)

Межрегиональный (регулирование вопроса в рамках федеральных округов)

Региональный

Уровень субъектов (глава исполнительной власти в субъекте – ответственный за документы)

Муниципальный уровень (глава муниц образования)

Локальный уровень (производственные субъекты).

Меры по обеспечению экологической безопасности

действия, снижающие уровень экологической опасности или направленные на снижение потенциальной возможности возникновения экологической опасности. М по о. .э.б. включают в себя комплекс экологических, экономических, юридических и социальных законов и нормативов, обеспечивающих снижение экологической опасности, а также деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями.

13. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «о радиационной безопасности» 09.01.1996 N 3-ФЗ

радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Так же в данной сфере предусмотрены: государственное планирование, нормирование, лизензирование и контроль/надзор.

14. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

1. Общие экологические требования к хозяйственной деятельности

Все законодательство на сегодняшний день направлено на использование наилучших существующих технологий

Гл 7 ФЗ об охране ОС - требования к разработке, консервации, размещению, проектированию, вводу в эксплуатацию, вывода из эксплуатации

1. Все эти мероприятия подлежат ОВОС

2. Обязательно проведение ЭЭ

3. Все объекты, функционирующие с нарушением требований тех регламентов и эк. стандартов - деятельность д.б. приостановлена. невыполнение требований привести в соответствие - прекращение - ТОЛЬКО СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК.

4. при размещении зданий, строений, сооружений обязательно должны быть учтены требования по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов должны быть соблюдены правила по экологической безопасности, биоразнообразия.

1. При проектировании хоз. объектов обязательно учитываются:

Нормативы антропогенной нагрузки

Способы размещения отходов производства и потребления

Максимально должны учитываться наилучшие технологии

Существует прямой правовой запрет снижения стоимости за счет сокращения объема мероприятий по охране ОС.

При размещении полигонов ТГО, в обязательном порядке утверждаются проекты культивации земли

= технический этап - разрабатывается проект рекультивации, проводятся почвенные, гидрологические, почвенные и иные изыскания, обязательно проект рекультивации подлежит ГЭЭ

= биологический этап - осуществление самих рекультивационных мероприятий - снятие, нанесение почвенного слоя, нанесение откосов - результат - акт передачи-приема некультивированных земель

Под объектами охраны окружающей природной среды понимаются природные объекты, то есть составные части окружающей природной среды, находящиеся в экологической взаимосвязи с природой и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

Закон выделяет три группы объектов охраны :

К первой относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы . Эти объекты имеют глобальное значение. Основное предназначение озонового слоя атмосферы состоит в охране живой природы и человека от губительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Ко второй группе относятся отдельные природные объекты. Так, земля в законодательстве - это поверхности земли на глубину ее почвенного слоя. Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В то же время недрами земли являются и те участки поверхности земли, которые содержат полезные ископаемые.

К водам закон относит как поверхностные, так и подземные воды, а также снега, ледники. Не включаются в водный фонд почвенная влага, водоемы, пруды, расположенные в парках, на дачных участках, на сельхозугодьях. Такое разграничение имеет значение при применении водного законодательства в борьбе с загрязнением, засорением, истощением вод.

Лесами называют такие совокупности древесно-кустарниковой растительности, которые произрастают на землях лесного фонда, отведенных для этой цели в установленном законом порядке. При подобных критериях легко разграничивать лес от иной совокупности растительности, которая может быть, например, парком и подчиняться иным экологическим режимам. Под иной растительностью понимают дикую и культурную растительность, не вошедшую в категорию лесов и выполняющую полезащитные, озеленительные, декоративные функции. В указанную категорию не входят посевы сельскохозяйственных культур, плодово-ягодные насаждения, фруктовые деревья и тому подобная искусственная растительность, которая выполняет не экологические, а экономические, культурные функции.

В понятие «животный мир» входит вся фауна на территории государства, находящаяся в диком состоянии. Это наземные животные, птицы, рыбные запасы, насекомые, различные микроорганизмы.

Следует заметить, что Закон не имеет статьи, определяющей право собственности на природные объекты. Во-первых, потому, что собственность на них - условная категория. Они создавались самой природой в результате ее эволюционного развития и, следовательно, являются общечеловеческим достоянием. Во-вторых, не все природные объекты, охраняемые законом, могут быть объектами собственности. Такой природный объект, как атмосферный воздух, не может состоять в чьей-либо собственности по объективным причинам, как не имеющий материальной субстанции. В-третьих, собственность на природные объекты, существующая в цивилизованном мире, носит, как и вся собственность, не экологический, а экономический характер. Государство устанавливает ее не для охраны природы, а для ведения хозяйства.

(естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)
Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты классифицируются по трем группам.
Естественные системы
К этой группе относятся экологические системы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя природную среду обитания человека. Как уже отмечалось, под окружающей средой и ее охраняемыми объектами понимаются только природные компоненты: в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят товароматериальные объекты, созданные человеком; части природы, вышедшие из экологической связи с природой (изъятая из нее вода – в кране, изъятые из естественных условий животные); элементы природы, не представляющие в данное время социальной ценности или охрана которых пока невозможна.
Например, озоновый слой является важнейшей частью околоземного пространства, серьезно влияющей на состояние теплообмена между Землей и Космосом. Государства предпринимают меры для его охраны, (подробнее они рассматриваются в теме об охране атмосферного воздуха). Не все они реализуются в достаточной мере. Еще труднее государствам договориться и охранять более удаленные от Земли пространства от загрязнения летательными аппаратами, исследовательскими, наблюдательными устройствами.
Охране подлежат природные или географические ландшафты – естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности. Типичные ландшафты – горные, предгорья, равнинные, холмистые, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, прокладке дорог, организации туризма.
Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, что может быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредством правового регулирования.
Природные ресурсы и иные объекты охраны
Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих oxране, шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух (анализу их охраны посвящаются отдельные темы особенной части учебника).
Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия (пахотные угодья) и животноводства. Они ничем не могут быть заменены, подвергаются ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствие роста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линий электропередач и связи. Несельскохозяйственные земли служат пространственным операционным базисом для размещения других отраслей народного хозяйства.
Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главных проблем две – комплексное использование минеральных ресурсов ввиду их невозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовое регулирование охраны недр земли осуществляется в Федеральном законе "О недрах" 1995 г.*

* СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 283.
Воды – вся вода, находящаяся в водных объектах. Воды могут быть поверхностные и подземные; водный объект – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Основная задача в использовании водобеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязнения и истощения вод от промышленных и бытовых сбросов*. Основным актом в этой области является ВК РФ 1995 г.**
_____________________________________________________________________________________________________
* См.: О состоянии водоснабжения населения России и мерах по улучшению качества питьевой воды // Экологическая безопасность России. Вып. 2. М.: Юридическая литература, 1996. С. 178.
** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 447.
Объектами охраны являются леса и иная растительность, их главная функция – удовлетворение потребностей в древесине, выработка кислорода ("легкие планеты"), рекреация. Проблемы – переруб, захламление, пожары, воспроизводство лесов*. Основное правовое регулирование охраны, рационального использования и защиты лесов осуществляется ЛК РФ 1997 г.
__________________________________________________________________
*. См.: Об угрозе экологической безопасности России в связи с истощением и расхищением лесных ресурсов // Экологическая безопасность России. Вып. 1. М.: Юридическая литература, 1994. С. 170.
Животный мир, микроорганизмы, генетический фонд также являются объектами охраны окружающей среды. Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.* Его охрана осуществляется на основании Федерального закона "О животном мире" 1995 г.**
Микроорганизмы или микрофлора – это микробы, преимущественно одноклеточные простейшие существа – бактерии, дрожжи, грибы, водоросли, различимые только под микроскопом, находятся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека.*** Наука перестает делить их на полезные и болезнетворные: в экологической взаимосвязи они являются частью среды обитания и поэтому подлежат изучению.
___________________________________________________________________
*. См.: Боголюбов С. А.,Заславская Л. А. и др. Законодательство о животном мире. Постатейный комментарий к закону // Законодательство и экономика. 1996. № 1.
** СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
*** См.: БСЭ. Т. 16. С. 233, 244.
Под охраняемым генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками*. Деградация природной среды может привести к необратимым изменениям растений и животных, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками.
Своеобразным объектом охраны является атмосферный воздух, в котором воплощается естественная среда, окружающая человека. Современными актуальными проблемами считаются предупреждение шумов и радиации – специфических воздействий на человека, передаваемых преимущественно через атмосферный воздух. Его охрана осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" 1982 г.**
____________________________________________________________________________________________________
* См.: Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.:Мысль,1990. С. 89.
** ВВС РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1027.
Особо охраняемые территории и объекты
Все достигаемые природные объекты – компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные территории и части природы. В нашей стране их территория составляет около 1,2%. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
Регулирование их охраны и использования осуществляется на основе Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" 1995 г.* и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г.** Основными проблемами являются сохранение и наращивание особо охраняемых территорий и объектов и поддержание в них объявленного особого заповедного режима (их рассмотрению также посвящается особая тема).
___________________________________________________________________
* СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
** СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
? Контрольные вопросы
Что такое принципы охраны окружающей среды?
Каковы основные принципы охраны окружающей среды?
Что означает устойчивое развитие и в чем его основная стратегия?
Какие используются формы правового обеспечения экологических отношений?
Каковы принципы и основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды? В чем их значение? Каков их правовой характер?
Какова классификация объектов охраны окружающей среды?
Какие шесть основных природных ресурсов подлежат правовой охране?
Темы рефератов
Роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве.
Проблемы взаимоотношения экономики и экологии: общее и особенное.
Этапы и стадии функционирования правовой экологической системы.
Литература
Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. М.: Высшая школа. 1990.
Экологическое право России. Сборник нормативных актов. / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 1997.
Бринчук М. М., Дубовик О. Л., Жаворонкова Н. Г., Колбасов О. С. Экологическое право: от идей к практике. М.: РАН, 1997.
На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России. М., 1996–1998.
Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.
Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1995.
Дуглас О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.
Злотникова Т. В. Законодательные основы экологической безопасности в Российской Федерации. М., 1995.
Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Краснова И. О. Экологическое право и управление в США (предисловие С. А. Боголюбова). М.: Байкальская академия, 1992.
Робинсон Н. А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США (послесловие О. С. Колбасова). М.: Прогресс, 1990.
Сравнительный обзор законодательства государств – участников СНГ. М., 1995.
Постановление Правительства РФ "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях" от 22 ноября 1997 г.
Постановление Правительства РФ "Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к договору об Антарктике" от 18 декабря 1997 г.

Предмет, методы и система экологического права.

Предмет – общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Две группы отношений:

1.Отраслевые - отношения по охране и использованию земель недр, лесов, вод, животного мира и атмосферного воздуха;

2.Комплексные – по охране и использованию природных комплексов в совокупности (заповедники, заказники, ценные и особо охраняемые природные территории, санитарные зоны, рекреационные зоны (отдыз)).

Метод – способ воздействия на общественные экологические отношения. Методы:

1.Административно-правовой – основан на отношении власти и подчинения и исходит из неравного положения сторон (любое производственное предприятие в процессе своей деятельности выбрасывает в атмосферный воздух вредные вещества, но это право не является естественным, а осуществляется на основе разрешения, выдаваемого уполномоченным гос. органом, в котором указывается объем выбросов, период, размер платы и др);

2.Гражданско- правовой – основан на равенстве сторон и на экономических инструментах регулирования (между специально уполномоченным гос. органом и хозяйствующим субъектом может быть заключен договор пользования определенным природным ресурсом (договор аренды лесного участка) в котором стороны имеют примерно одинаковые права и обязанности и регулируются такие отношения ГК РФ);

3.Экологизация – все иные отрасли законодательства должны соответствовать сложившимся в настоящее время экологическим правилам, нормам, регламентам и т.п.

Система – совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с экологическими закономерностями.

Экологическое право в трех качествах: 1)как отрасль права; 2)как науку; 3)как учебную дисциплину.

Как наука и учебная дисциплина ЭП состоит из общей, особенной и специальных частей.

Общая – понятие, предмет, метод, источники, объекты охраны, право собственности на природные ресурсы, гос. управление, экологическая экспертиза, аудит, сертификация, надзор, контроль, ответственность и др.;



Особенная – использование и охрана отдельных ресурсов или комплексов;

Специальная – ЭП в зарубежных странах и международное ЭП.

Как отрасль – ЭП состоит из подсистем: природоохранное и природоресурсное право.

Первая изучает: общие положения, цели и задачи охраны, основные принципы охраны, экологические права граждан, экономический механизм охраны окружающей среды, нормирование в этой сфере, разрешение споров, ответственность, международное сотрудничество и др.;

Вторая состоит из: земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и воздухоохранного права.

Каждая из ресурсных отраслей имеет общую и особенную части.

Объекты охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1.Классические объекты: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2.В первоочередном порядке: естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3.Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Меры охраны природных объектов подлежащих особой охране:

Создаются особо охраняемые природные территории для объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Земли таких объектов не подлежат приватизации.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, изъятие земель которого запрещается.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и уничтожению таких природных объектов.

В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красные книги РФ. Объекты в них занесенные, подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На его территории запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на него и препятствующая осуществлению им функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и субъектов РФ.


Top