Джон грин бумажные города содержание. Джон Грин — «Бумажные города

. 23-го июля выходит ещё одна экранизация его романа, а «Бумажные города» являются основой будущей ленты.

https://youtu.be/rC2HPFBvWjE

  • Название: Бумажные города
  • Название в оригинале: Paper Towns
  • Джон Грин
  • Жанр: Молодёжный роман, Роман, Детектив
  • Год: 2008

В центре сюжета находится довольно посредственный школьник Кью Джейкобсен , который не стремиться быть в центре всеобщего внимания, довольствуясь посредственным существованием. Ярким приключениям он предпочитает рутину и компьютерные игры. Но всё меняется, когда однажды ночью в его окно стучится Марго Рот Шпигельман – дерзкая девчонка, живущая по соседству, в которую по уши влюблён Кью. Марго предлагает ему принять участие в «карательной операции», и эта ночь становится для парня самым ярким приключением в его жизни. Но утром Марго пропадает, и Кью решает во что бы то не стало отыскать девушку, благо та оставила за собой цепочку подсказок, разгадав секрет которых, Кью сможет найти Марго.

В целом, сюжет довольно прозаичен и нетривиален, но произведения Джона Грина ценны не этим. В «Бумажные города» вы не найдёте той драмы и эмоционального уровня, который присутствовал в , тем не менее, для своей аудитории книга подходит просто идеально. Читается она легко и непринуждённо. Яркие персонажи и динамичные события умело удерживают внимание читателя, позволяя провести уютный вечер, следя за развитием событий и стараясь вместе с Кью найти разгадку загадочным посланиям Марго.

В некоторых моментах, правда, присутствуют довольно наивные сцены с весьма странными поступками главных героев. Но учитывая целевую аудиторию произведения, этот недостаток можно с лёгкостью причислить и к достоинствам. Читателям школьного возраста будет действительно интересно следить за сюжетом.

Помимо этого, в книге присутствует большая доля юмора и весьма удачных сравнений, в духе автора! В процессе чтения, то и дело возникает непроизвольная улыбка, а некоторые моменты хочется зачитывать вслух. И такое встречается довольно часто. Вместе с этим, повествование поднимает и социальные вопросы (о чём говорит название книги в контексте сюжета). Важно ли материальное в жизни человека? Нужно ли стремиться к достижению призрачных, навязанных социумом условностей? Произведение оставляет эти вопросы открытыми, чтобы читатель сам мог сделать для себя необходимый вывод.

  • Нацеленность в основном на подростковую аудиторию
  • Наличие нелогичных ситуаций
  • Порой странное поведение персонажей

Оправданность ожидания: 7 0%

Книга «Бумажные города» - одно из известнейших произведений Джона Грина. Большинство читавших книгу склоняются к тому, что наиболее интересна она будет для подростков. Примечательно, что сюжет книги не заезжен, трудно найти произведения с похожими героями, сходными ситуациями.

В центре повествования подросток Кью, почти уже выпускник школы и его соседка Марго. Она очень популярна в школе, красива, мальчик влюблён в неё. Когда они были детьми, то дружили и часто играли вместе. Повзрослев, парень стал более спокойным, осторожным, а Марго была всё той же озорной девчонкой, любящей приключения, которую не волнуют никакие запреты.

Однажды ночью Марго влезла в окно Кью и предложила ему поучаствовать в наказании своих обидчиков. Это было настоящим приключением для парня. Всё проходит удачно, и ночь заканчивается на самом верху самого высокого строения города. Молодые люди разговаривают, девушка произносит фразу о том, что всё здесь бумажное, ненастоящее: люди, дома, город.

Утром Кью обнаруживает, что девушка исчезла. Марго оставила ему послания, которые помогут ему отыскать тайное место в одном из городов Флориды. Подросток думает, что это место, где он сможет её увидеть, но оказывается, что Марго там нет. Однако, вместе с друзьями он обнаруживает следы, которые она по неосторожности оставила. Найдя девушку, друзья видят, что Марго вовсе не тот человек, которым притворялась…

В книге есть интрига, тайна, любовь – всё, что так интересно каждому подростку. Достоинство книги в том, что своим названием и фразой Марго о бумажных городах, она заставляет задуматься о том, а не является ли всё вокруг бумажным, ненастоящим, не таким, как мы видим? Важна тема иллюзорной любви. Ведь то, каким ты видишь человека, представляешь его, не означает, что он таков в действительности. Можно нарисовать образ, который будешь любить и боготворить всю жизнь, но имеет ли это смысл, если в реальности всё совсем иначе.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Бумажные города" Джон Грин бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Этим летом в кино была очередная премьера по бестселлеру Джона Грина "Бумажные города". Книга отзывы на самом деле имела очень неоднозначные: одни пели ей дифирамбы, другие утверждали, что это второсортная литература, рассчитанная на подростков, и глубинный смысл в ней более чем надуман. Стоит ли говорить, что и после фильма суждения были очень похожие? Добавилась только критика игры актеров, а фанатские мнения разделились на "это гениально" и коронное "в книге было не так". После последнего особенный интерес вызывает вопрос о том, а как же было в книге. На самом ли деле Джон Грин написал нечто выдающее в этих строках? Ведь людей зацепила чем-то эта книга.

О чем книга "Бумажные города"?

Отзывы книга, как уже было сказано, имеет очень разношерстные. По ним сложно сказать, что происходило в популярном романе. То и дело среди мнений мелькает имя Марго Рот Шпигельман, но несведущим не понять, о чем говорят поклонники "Бумажных городов". Стоит кратко рассказать сюжет.

Сюжет

Старшеклассник и почти что выпускник Кью Джейкобсен и "королева школы" Марго Рот Шпигельман - соседи. В детстве они часто гуляли и дружили. Но по мере взросления их мнения стали несколько разделяться: спокойный, осторожный Кью и неугомонная Марго, для которой не существует никаких пределов и преград. В один момент их пути просто разошлись - безо всяких ссор и споров, просто так бывает. Прошло много лет, и Марго Рот Шпигельман стала той, кого невозможно не заметить, а Кью стал (или остался?) просто фриком, влюбленным в свою "королеву" по уши.

В чем кульминация?

В один прекрасную ночь Марго влезает в окно к Кью и предлагает совершить тому самое невероятное приключение в его жизни - покарать и отомстить ее обидчикам. Парочка великолепно совершает свой набег и оканчивает ночь на самом высоком этаже самого высого здания в городе, где Марго Рот Шпигельман, собственно, и произносит знаменитую фразу, давшую книге название - "Бумажные города". Книга отзывы по конкретно этому поводу имеет, как уже полагается, противоречивые: есть те, которые восхищаются глубокомысленным "это бумажный город... бумажные люди в бумажных домах", а находятся и те, что утверждают: на самом деле так автор, Джон Грин, лишь придал своей героине немного пафоса, а о ее мудрости, да и мудрости самой книги это совсем не говорит.

Кульминация в том, что на следующее утро Марго Рот Шпигельман исчезает. Ну а рыцарь Кью Джейкобсен решает ее благородно найти. Чем все заканчивается, может рассказать сама книга "Бумажные города".

Отзывы

Книга Джона Майкла Грина сюжетом, в принципе, цепляет - у нее есть интрига, так необходимая для того, чтобы читателю не стало скучно. Любопытные персонажи. Пара веселых второстепенных героев. Претензия на мудрые мысли.

Что же обо все этом думают читатели?

Рецензии на книгу бумажные города уверяют, что книга хороша для того контингента, для которого она писалась: подросткам школьного возраста по вкусу придуется и юмор, вставленный к месту, и несколько наивные ситуации, удивляющие читателей постарше.

Большое внимание рецензенты уделяют тому, как автор построил финал. Его смело можно назвать открытым: Джон Грин не ставит прямых вопросов, он наводит на размышления, и ответы читающему становится интересно найти самому.

Подобный стиль не чужд Грину: аналогичное наблюдается и в менее знаменитой "В поисках Аляски".

Достоинства

"Бумажные города" - книга, отзывы о которой читать любопытно не менее самого произведения. Ее плюсами называют простой слог - эта книга легкая, ее можно прочесть за ночь и остаться довольным таким ценным приобретением. Также за достоинства принимают качественный юмор, которого, кстати, предостаточно, незаезженный сюжет. Это чистая правда: в "Бумажных городах" нет клише ни по событиям, ни по персонажам, что весьма радует. Ведь это современная проза, а молодым авторам порой сложно удержаться от использования уже проверенного временем.

Недостатки

К сожалению, достоинства, которые являются таковыми, поскольку подходят для подростковой аудитории, сводятся именно к этому недостатку - узкой возрастной категории. Для маленьких читателей книга Джона Майкла Грина "Бумажные города" слишком насыщена взрослыми событиями, им это будет непонятно, для взрослых она наивна и простодушна. Это же вызывает нелогичную последовательность событий, а порой и вовсе странное поведение героев.

В среднем книге дают оценку около 6-7 баллов из возможных десяти.

Положительные мнения

Многие прочли "Бумажные города" после нашумевшей "Виноваты звезды" и получили столь же яркие впечатления, хотя книги, по сути, разные. Восторженные отзывы чаще направлены в сторону Марго Рот Шпигельман - необычной героини в противоположность такому обыденному Кью Джейкобсону. Читатели уверяют, что книга идеальна для поклонников любовных, приключенческих и детективных романов.

Ничего удивительного, что многие из фанаток "Городов" - девушки. Они полюбились им благодаря проникновенности и философскому подтексту. Любящие загадки, они радостно приняли и недосказанность в финале.

В нашем безумном скоростном мире к плюсам произведения относят и его малый объем. Именно тако говорят некоторые отзывы.

"Бумажные города" (Джон Грин) - книга достаточно популярная, поэтому рецензий и мнений на ее счет было множество. Читатели уверяют, что книгу можно назвать очень доброй, она заставляет задуматься об отношении к своим близким, к миру, к пресловутым стереотипным правилам общества.

Мораль сей басни такова...

Есть несколько основных выводов, которые выходят на передний план после прочтения книги.

Во-первых, тот, который задает сама Марго Рот Шпигельман, говоря о своем мироощущении - она называет все бумажным, и читатель задумывается: может, и правда бумажное? Может, и он сам - бумажный?

Во-вторых, тот, который возникает сразу после финала: стереотипы, какие они? С какими рамками мы давно смирились? Может, пора отпустить эти глупые правила?

В-третьих, тот, который появляется после некоторого раздумья над произведением "Бумажные города" (Джон Грин). Отзывы на книгу не всегда учитывают этот вывод. А заключается он вот в чем: если бежать быстрее, убежать все равно не получится. Не была ли попытка Марго сбежать к сразу взрослой (в ее понимании) версии себя более чем глупой? Не построила ли она вместо не нравящихся ей иллюзий этого мира свои собственные, что на деле ничем не лучше?

В-четвертых, тот, который среди отзывов заметен менее всего: проблема идеализации образа "королевы" Марго Рот Шпигельман. В кумиры ее возводид Квентин (Кью) Джейкобсен, туда же относят ее и поклонники "Бумажных городов". Это неправильно, потому что сам автор в финале указывает, как важно видеть не образ человека, созданный у себя в голове, а постараться разглядеть истинную суть. Любить выдумку всегда проще, наделяя персонажа какими угодно качествами. Эдакий идеал. А проблема такой иллюзорной любви, что немаловажно, актуальна не только для подростков, но и во взрослой жизни. Причем чем человек старше, тем для него болезненнее отказаться от такой привычки.

Отрицательные мнения

Хитросплетения легкого и сложного, несущественного и серьезного - вот что за книга "Бумажные города". Отзывы она имеет не только хорошие. Те, кому произведение не запало в душу, нашли в нем достаточно недостатков.

Утверждают, что несмотря на то, что книги Джона Грина называют "жизненными", на деле они такими не являются. Марго слишком идеальна, Квентин слишком обычный.

Смысл в произведении перекрывается слишком пошлыми и вульгарными разговорами друзей-товарищей, которые, кажется, не чувствуют и грамма стыда за сказанные вещи.

Сюжет в конечном итоге путается настолько, что финал выходит не столько открытым и недосказанным, сколько неубедительным. Персонаж не должен вплотную коррелировать с читателем, но написано должно быть так, чтобы выбор героя можно было понять, даже если все остальные в произведении его как раз таки осознать и принять не смогли. С этой задачей легкий слог Грина не справился.

Насчет слога к автору также возникают претензии. "Бумажные города" - книга, отзывы о которой всегда начинаются с того, как пишет автор. И не все довольны его простым стилем. К тому же некоторые и вовсе жалуются, что в середине произведение вместо того, чтобы быть захватывающим, становится монотонным и нудным. Это свидельствует о том, что Джон Грин не сумел сделать переход от легкого к серьезному удачно.

Есть ли единое мнение?

К сожалению, нет, единого мнения нет. Книгу "Бумажные города" (Джон Грин) отзывы покупателей характеризуют совсем неоднозначно. Как и всегда: кому лимоны, кому ящики из-под лимонов. И на каждого ставящего "Бумажные города" на алтарь найдется тот, кто предпочтет выбросить ее и отписаться, что деньги и время потрачены зря. Что же, чтобы сложилось собственное мнение, стоит ее просто прочитать!

«Бумажные города» краткое содержание книги напомнит о чем этот роман.

«Бумажные города» краткое содержание

Рассказ в первых 2 главах ведется от лица старшеклассника Квентина Джейкобсена. Последняя глава рассказана от третьего лица.

Бумажные города начинаются с пролога. Действия там проходит за девять лет до событий романа. Когда Квентину Джейкобсену и Марго Рот Шпигельман было девять лет, они находят мертвого мужчину в соседнем парке. Марго выяснила, что Роберт Джойнер (так звали мужчину) покончил с собой из-за развода с женой. Этот опыт связывает Квентина и Марго. Но с той поры он и Марго больше не общались.

В первой части Марго уже популярная девушка, она не общается с Квентином с девяти лет. А Квентин Якобсен — 17-летний парень, учащийся в выпускном класе в школе Орландо. Он любил своего лучшего друга детства, Марго, всю свою жизнь. Квентин — умный мальчик, а Марго в свою компанию заучек не принимает.

За несколько недель до окончания средней школы Марго появляется в окне Квентина посреди ночи. Она просит помочь ей отомстить парню, который изменил ей. Обратилась она к нему, так как у нее нет машины и он должен был помочь ей воплотить в жизнь 11 пунктов ее плана и отомстить друзьям, которые обидели ее. Марго и Квентин творчески врываются в дома и машины друзей, нанося им ущерб. Их ночь озорства и мести завершается в аквапарке Морской мир.

В части второй описываются последние несколько недель в школе. После ночных приключений Марго исчезает. Она убегает из дома уже не первый раз. На этот раз родители решают ее не искать. Тем не менее, она оставила подсказки Квентину, и он намерен собрать их, чтобы выяснить, куда она пропала.

Квентин обращается к своим друзьям Радару и Бену, и к подруге Марго, Лейси, за помощью в попытке найти ее. Они в конечном отправляются в путешествие, чтобы найти или «спасти ее». Марго оставила ключи в томе «Листья травы Уолта Уитмена». По пути Квентин понимает, что Марго на самом деле не такая, как он думал, он знал

Расплывчатые подсказки Марго привели Квентина и его друзей к старому, заброшенному торговому центру, в котором Марго провела некоторое время. В мини-зале они находят карты и другие подсказки, которые помогают предположить куда Марго планировала маршрут.

Квентин начинает изучать одержимость Марго тем, что она называет «бумажными городами», или псевдо-пригородными загородными застройками, которые были оставлены до того, как были полностью построены. Квентин совершает короткие поездки по всем таким постройкам, которые он может найти в Центральной Флориде, чтобы узнать, не находится ли она там, но не находит ее.

В ходе своих поисков Квентин, который выискивает группу вундеркиндов, способных восстановить порядок в хаосе, который является социальной иерархией средней школы, и заслужил некоторое уважение от популярной толпы. Квентин более одержим поиском Марго, чем его друзья, потому что Марго — это центр вселенной Квентина, а Радар и Бен больше обеспокоены школой, их подругами и выпускными экзаменами. В вечер выпуска Квентин, не заинтересован в том, чтобы отправиться на выпускной вечер, планирует провести ночь в заброшенном торговом центре в укрытии Марго. Он заснул там, но проснулся, чтобы после вечеринки-выпускного отвезти своих друзей.

Квентин продолжает поиски, он не может думать ни о выпускном, ни о экзаменах, когда его мозг постоянно занят мыслями о Марго. Утром выпускного Квентин обнаруживает, что Марго оставила ключ на веб-сайте Радара, что она находится в «бумажном городке» Аглои, возле Нью-Йорка, и она будет находиться там до 29 мая в полдень. Это дает Квентину всего двадцать четыре часа, чтобы добраться туда. Квентин, Радар, Бен и Лэйси пропустили выпуск и едут в Аглои на микроавтобусе, которые родители Квентина подарили ему на выпускной.

В третьей части описывается эта эпическая поездка из Центральной Флориды в северную часть штата Нью-Йорк, которую Квентин расписал по часам. Дорожная поездка безумна, они едут поочередно, но это опыт общения для четырех друзей. Когда они прибывают в Аглои, Марго ведет себя безразлично и холодно к ним. Лэйси, Бен и Радар рассердились и ушли, но Квентин остается и разговаривает с Марго. Она объясняет, почему она чувствует себя обязанной прервать связь с Орландо и ее прошлым, и приглашает Квентина отправиться в Нью-Йорк с ней. Она не хочет жить по сценарию — дом, работа, семья, дети…

Они целуются. Тем не менее, Квентин отказывается оставаться в буквальном и символическом бумажном городке Марго, и Марго отказывается возвращаться к эмоциональным целям своей жизни в Орландо..

Таковы факты: я наткнулся на мертвого мужика. Маленький миленький девятилетний мальчик, то есть я, и моя еще более маленькая и куда более миленькая подружка нашли в парке мертвеца, у которого шла ртом кровь, и когда мы помчались домой, маленькие миленькие кедики моей подружки были в этой самой его крови. Очень драматично, конечно, и все дела, но что из того? Я его не знал. Каждый треклятый день умирают люди, которых я не знаю. Если бы всякое несчастье, происходящее в этом мире, доводило меня до нервного срыва, я бы давно уже слетел с катушек.


В девять вечера я пошел к себе в комнату, собираясь лечь спать - по расписанию. Мама подоткнула мне одеяло, сказала, что любит меня, я сказал ей «до завтра», она тоже сказала мне «до завтра», выключила свет и закрыла дверь так, что осталась лишь маленькая щель.

Повернувшись на бок, я увидел Марго Рот Шпигельман: она стояла на улице, буквально прижавшись носом к окну. Я встал, открыл его, теперь нас разделяла только москитная сетка, из-за которой казалось, что у нее лицо в мелкую точечку.

Я провела расследование, - серьезным тоном сообщила она.

Хотя сетка мешала разглядеть ее как следует, я все же увидел в руках у Марго маленький блокнотик и карандаш со вмятинами от зубов около резинки.

Она посмотрела на свои записи:

Миссис Фельдман из Джефферсон-корт сказала, что его звали Робертом Джойнером. И что он жил на Джефферсон-роуд в квартире дома с гастрономом Я сходила туда и застала кучу полицейских, один из них спросил, я что, из школьной газеты, я ответила, что у нас в школе нет своей газеты, а он сказал, что если я не журналист, то он может ответить на мои вопросы. Выяснилось, что Роберту Джойнеру было тридцать шесть лет. Он адвокат. В его квартиру меня не пустили, но я зашла к его соседке по имени Хуанита Альварес под предлогом, будто хочу одолжить у нее стакан сахара, и она сказала, что этот Роберт Джойнер застрелился из пистолета. Я спросила почему, и оказалось, что его жена захотела с ним развестись и это его очень расстроило.

На этом рассказ Марго закончился, а я стоял и молча смотрел на нее: ее серое от лунного света лицо разбивалось оконной сеткой на тысячи крошечных точек. Взгляд ее больших круглых глаз метался с меня на блокнот и обратно.

Многие разводятся без самоубийства, - прокомментировал я.

- Знаю, - взволнованно ответила она. - Я как раз то же самое сказала Хуаните Альварес. А она ответила… - Марго перелистнула страницу. - …что мистер Джойнер был человеком нелегким. Я спросила, что это означает, а она просто предложила помолиться за него и велела нести сахар маме, я сказала ей: «Про сахар забудьте» - и ушла.

Я снова промолчал. Я хотел, чтобы продолжала говорить она - в ее тихом голосе звучало возбуждение человека, приблизившегося к разгадке какого-то важного вопроса, и у меня от этого создавалось ощущение, будто происходит что-то очень важное.

Мне кажется, что я, может быть, понимаю, почему он это сделал, - наконец сказала Марго.

У него, наверное, все ниточки в душе оборвались, - объяснила она.

Думая, что на это можно ответить, я нажал на защелку и вынул из окна разделявшую нас сетку. Я положил ее на пол, но Марго не дала мне ничего сказать. Она, практически уткнувшись в меня лицом, велела: «Закрой окно», и я повиновался. Я думал, что она собирается уходить, но она осталась и продолжала смотреть на меня. Я помахал ей рукой и улыбнулся, но мне показалось, что она смотрит на что-то у меня за спиной, на что-то столь ужасное, что у нее кровь отхлынула от лица, и я настолько перепугался, что не осмелился повернуться и посмотреть, что же там. Но у меня за спиной, естественно, ничего такого не было - кроме, разве что, того мертвеца.

Я перестал махать. Мы с Марго смотрели друг на друга через стекло, наши лица находились на одном уровне. Я не помню, чем это все закончилось - я пошел спать или она ушла. У меня это воспоминание конца не имеет. Мы просто стоим и смотрим друг на друга целую вечность.


Марго обожала всякие загадки. Впоследствии я часто думал, что, может быть, именно поэтому она и сама стала девочкой-загадкой.

Часть первая

Самый длинный в моей жизни день не спешил начаться: я проснулся поздно, очень долго принимал душ, так что завтракать в ту среду мне пришлось в 7:17 в мамином минивене.

Обычно я езжу в школу вместе со своим лучшим другом Беном Старлингом, но он в тот день вышел вовремя, так что меня прихватить не смог. «Приехать вовремя» у нас означало «за полчаса до звонка». Первые тридцать минут школьного дня были самым значимым пунктом в графике нашей общественной жизни: мы собирались у черного хода в репетиционную и разговаривали. Многие из моих друзей играли в школьном оркестре, так что почти все свободное время мы проводили в радиусе двадцати футов от их репетиционной. Но сам я не играл, поскольку мне медведь на ухо наступил, отдавив его так, что иногда меня вообще можно принять за глухого. Я опаздывал на двадцать минут, что означало, что я все же приеду за десять минут до начала первого урока.

По пути мама завела разговор о школе, экзаменах и выпускном.

Меня выпускной не интересует, - напомнил ей я, когда она заворачивала за угол.

Я держал тарелку с хлопьями с учетом динамических перегрузок. Опыт у меня уже был.

Я думаю, ничего страшного не будет, если ты пойдешь туда с девочкой, с которой у вас просто дружеские отношения. Ты же можешь пригласить Кэсси Задкинс.

Да, я мог пригласить Кэсси Задкинс - она просто отличная, и милая, и приятная, только вот с фамилией ей не повезло.

Дело не только в том, что мне не нравится сама мысль идти на выпускной. Мне еще и не нравятся те люди, которым нравится мысль идти на выпускной, - объяснил я, хотя это, по сути, было неправдой. Бен, например, этим выпускным просто бредил.

Мама подъезжала к школе, и на лежачем полицейском я придержал тарелку, которая, впрочем, была уже почти пустой. Я посмотрел на стоянку для старших курсов. Серебристая «хонда» Марго Рот Шпигельман стояла на своем обычном месте. Мама заехала в тупик у репетиционной и чмокнула меня в щеку. Бен и остальные мои друзья стояли полукругом.

Я направился к ним, и полукруг принял меня, став чуть больше. Они обсуждали мою бывшую, Сьюзи Ченг. Она играла на виолончели, а сейчас решила произвести фурор, начав встречаться с бейсболистом по имени Тэдди Мэк. Я даже не знал, настоящее ли это имя или кличка. Но как бы то ни было, Сьюзи решила идти на выпускной с ним, с этим Тэдди Мэком. Еще один удар судьбы.


Top