Описание переднего и заднего плана картины жатва. Описание картины «Жатва» Пластова

Урок развития речи в 6 классе

Работа над сочинением по картине А.Пластова «Жатва»

    Сведения о художнике.

Пластов – певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она – не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва»

Пластова А. А.

2 . История создания Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся – вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие – 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина – «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

3. Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах – старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками . Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки – вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка – рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы – либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины – общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

4. Фон картины Картина «Жатва»

Пластова – рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным – хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

5. Работа со словарем.

6. Составление плана.

7. Устный пересказ.

8 Написание сочинения.

9.Домашнее задание. Сочинение по картине А.Пластова

«Фашист пролетел»

А.Пластова «Фашист пролетел»

Жатва

Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому. Мужчина перед нами пожилой, но он явно физически крепок и умудрен опытом, на его фоне контрастируют более подвижные и резвые фигуры детей.

Художник разделил переднюю часть композиции как бы на две половины, с одной стороны стог сена, с другой – люди. Как мы выяснили ранее, пшеничный колос может отсылать к символике круговорота природы, но и вторая половина композиции тоже говорит об этом. Мы видим не просто преемственность поколений, но и жизненный цикл, который воплощается в конкретных людях.

Отживет свое старичок, ему на смену придут эти детишки, они тоже заведут детей и тоже будут сеять и жать, возделывать землю и созидать, работать и создавать, чтобы в завершении удобрить собой землю и снова прорасти. Таков вечный цикл, непрерывное движение существования.

На картине Пластов изобразил далекую перспективу, пейзаж простирается докуда хватает взора и далее. Когда смотришь, кажется, можешь охватить своим взглядом вообще всю планету. Этим, на мой взгляд, художник подчеркивает свою мысль.

С одной стороны перед нами частность вечного движения, которая заключается в простых людях. С другой стороны – всеохватность этого движения, которое простирается безгранично и по всей земле много подобных людей, стариков и детей. Как колоски в стогу прижались друг к другу, так прижимаются друг к другу люди, составляя целое.

Когда смотришь на такую картину, охватывает какая-то светлая печаль. Тоска от ограниченности человеческого существования, однако, и радость от осознания величия этого мира.

В традиционной культуре символ пшеничного колоска всегда связывался с идеей вечного возвращения, природных циклов и вневременного характера души. Подобно тому, как пшеничный колос падает в землю, чтобы прорасти и стать чем-то новым, строится и вся перетекающая структура мироздания.

Во времена Советского Союза люди старались держаться подальше от религиозной веры и мистицизма. Тем не менее, осознание и понимание мира практически не представляется возможным полностью отнять у человека и люди всегда осмысливают мироздание. Особенно, если речь идет о творческих людях, таких как художники.

Вариант 2

"Жатва" - картина знаменитого российского художника Пластова Аркадия Александровича. Автор изображает обед простой крестьянской семьи в поле во время жатвы.

Рядом с высоким стогом сена расположились члены крестьянской семьи. Они усердно трудились и пришло время покушать и отдохнуть во время обеденного перерыва. На картине изображены старик, двое мальчиков и девочка. У старика длинная седая борода, лохматые нестриженые седые волосы, грубые крестьянские руки. Несмотря на то, что стоят теплые летние дни, дедушка накинул коричневую куртку и одел ботинки. На детях более легкая одежда: мальчики сидят в рубашках и штанах, а девочка надела красное платье, кофту и покрыла голову платком. Один из мальчиков пьет из глиняного кувшина, остальные дети кушают. На крестьян жалостливым взглядом смотрит собака, выпрашивая у них еды для себя.

Рядом с героями картины лежат их рабочие инструменты: грабли, серпы, коса. Серпами трудятся мальчишки, а девочка, по-видимому, работает граблями, сгребая в кучки скошенные колоски пшеницы. Седовласый старик работает косой. Все герои картины выполняют очень тяжелый труд: мальчикам и девочке приходится работать не разгибая спины, а дедушке усердно трудится косой. Неподалеку от обедающих старика и детей есть другие люди, которые так же как и главные персонажи картины трудятся в поле. В поле стоят большие снопы, видны колоски пшеницы и лошади.

Картина вызывает у зрителя целую гамму чувств. С одной стороны она излучает доброту, тепло и заботу, так как члены семьи дружно и сплочённо трудятся. Маленькие дети помогают старику уже в таком раннем возрасте. Однако, с другой стороны, зрителю очень жаль этих людей, ведь им приходится выполнять очень тяжелую работу, чтобы прокормить себя.

Пластову очень доступно удалось передать эмоциональную составляющую картины. Автор изображает нелегкий быт типичной деревенской семьи, в которой работают и «стар и млад». «Жатва» - картина, иллюстрирующая одну из сотен тысяч простых крестьянских семей России.

Описание картины Жатва

Когда вы смотрите на это полотно, следует помнить год, в котором оно написано. Это 1945 год! То есть мирная бытовая сцена, показанная нам, происходит либо в еще военном 1944, либо в первом послевоенном 1945 году. Да и сорок пятый–то условно мирный: еще не вернулись выжившие отцы и братья, в августе предстоит новая бойня – война на Дальнем Востоке с империалистической Японией и новые похоронки придут во многие семьи…

На первом плане старик – колхозник с внуком и двумя маленькими внучками, полдничают на ржаном или пшеничном поле, присев на жнивье около снопов. Простая сельская пища: каша, которую они бережно берут деревянными ложками, хлеб, огурцы и молоко в кувшине.

Особое впечатление производит старый крестьянин. Он кряжистый, сильный, несмотря на возраст. Сразу видно, что этому человеку пришлось пережить очень многое, но испытания не сломили и никогда не сломят его.

Контрастно и одновременно гармонично смотрятся внуки старика. Они еще совсем маленькие, им бы играть, а не работать в поле, но жизнь заставила и они, как и их дед растят и убирают хлеб, так нужный Родине и полноправно, едят в поле свою нехитрую пищу.

Эта картина задерживает около себя, призывает задуматься и осознать какие испытания выпали в те времена на долю простого народа, и взрослых, и детей!

Сочинение на эту тему пишут в 6 классе.

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

  • Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс

    Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

  • Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс описание

    На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс (описание)

    Мне так нравится картина «Первый снег»! Я очень люблю зиму и всегда тоже жду первого снега. Хотя я не знаю, ждали эти дети первого снега или нет. Но понятно по их радостным лицам, что они счастливы.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

Сочинение­описание картины А.Пластова «Жатва»  Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» ­ главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она – не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва»

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения) ­ В какое время года проходит жатва? Стог ­ куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной. ­ Сноп – связанный пук колосьев какого ­ нибудь злака. ­ Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Жатва Пластова Татьяна Эйхман « О, Боже, дай мне год ещё» Он сел, вздыхая, у копны. В тылу над золотым жнивьём Не слышно грохота войны. И стариковская рука Погладила вихры мальца. Глаза прикрыл, издалека Увидеть бы его отца, Сказать ему: «Терплю пока, А ты воюй, мой сын, дерись! С внучонком терпим. Нелегка И непроста в деревне жизнь… О, Боже, мне ещё бы год!» ­ Ковригу хлеба резать стал­ « А там внучонок подрастёт!» « Я, деда, и сейчас не мал, Могу серпом и молотком, Вперёд тебя косить бегу!» Из крынки тягостным глотком Старик отпил, но молоку Не рад, и протянул сосуд Мальчонке, ведь ему расти. « О, Боже! Отодвинь твой суд! И душу грешную прости» « Ну, что перекусили, друг, Пора вставать, работа ждёт…» За кругом – круг, за кругом – круг, За годом –год, за годом­ год… « О, Боже!» Дед, а рядом боль… Бушует на фронтах война. Далёк ещё победный бой… Дед знал, что победит страна.

История создания  Полотно написано в 1945­м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся – вот основные настроения того времени.

Характеристика полотна  На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик­ колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины.

Характеристика полотна  Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно­ коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах – старые разбитые ботинки.

ЗАСКОРУЗЛЫЙ, ­ая, ­ое. 1. Затвердевший; загрубелый. Заскорузлые руки. Раненый в заскорузлых бинтах. 2. Чёрствый, грубый. Заскорузлый мужик. Заскорузлая душа. 3. Отсталый, закоснелый. Заскорузлый консерватор, бюрократ. Заскорузлые привычки. <Заскорузло, нареч. Заскорузлость, ­и; ж.

Характеристика полотна  обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10­12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из­под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки – вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. ­

Характеристика полотна  За нею сидит её братишка – рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы – либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины – общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины  Картина «Жатва» Пластова – рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным – хлебом. Потому­то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих ­ большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из­за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Лексическая работа А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор. Картина – полотно, холст, произведение, репродукция Жатва – уборка урожая. При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные. Руки старика – натруженные, сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик. Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки. Дети. Девочка – белый ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки Мальчики: А) рыжеволосый, вихрастый, нестриженый; Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета. Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть Описание заднего фона. Цветовая гамма. На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко­желтый, солнечный, соломенный. Есть оттенки коричневого: светло­коричневый, палевый

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения.

Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

После смерти известного художника Пластова осталось более тысяч работ, которые он оставил своим потомкам. Но, к сожалению, в 1931 году случилась трагедия, и в пожаре погибло много картин Аркадия Александровича, но это не остановило художника, и он продолжил работу, создавая новые гениальные живописные шедевры. И если до этого случая, который заставил по-другому взглянуть на мир художника, Пластов описывал крестьянскую Русь, но более поверхностно, то уже после пожара он начинает глубоко вникать в то, что он изображал. Именно поэтому все его картины - это жизнь крестьян, совершенно простых людей. Но эта жизнь уже ушла в прошлое, и теперь к ней уже нет возврата. И вот теперь эти интересные картины из прошлого стали оживать на пластовских полотнах.

На одной из картин Пластова показан отдых семьи, которая целый день работает в поле, чтобы собрать урожай. Полотно «Жатва» передает атмосферу того дня, когда все заняты работой. Так уже видно на пластовской картине, что вся пшеница в полях скошена, поэтому часть дела уже сделана, но все-таки борьба за урожай, за его сохранность продолжается. На полотне можно увидеть, что пшеницу уже успели даже наметать в снопы, а кое-где уже стоят даже стога. Теперь крестьянам предстоит увезти все это на ток, чтобы урожай не пропал. Вдалеке виднеются повозки, запряженные лошадьми, которые спешат на ток. Они уже успели загрузиться снопами. А та же часть урожая пшеницы, которую еще предстоит вывезти, на поле аккуратно сложена в копны и виднеются по всему полю.

Но такая работа требует много сил, поэтому нужно и пообедать. Художник изображает именно такое время, когда бедные люди, крестьяне, решают немного пообедать. Их обед не роскошный и очень простой. В одной чашке еда и для девочки, и для дедушки. Скорее всего, девочка принесла обед дедушке. Но тот, понимая, как скуден обед бедняка и что дети всегда хотят кушать, решил предложить поесть и своей внучки. И та не стала отказываться. Но из этой же миски ест не только девочка, но и мальчишки, которые, скорее всего, помогали старику на поле и тоже хорошенько проголодались. Чуть-чуть перекусив, один из мальчиков, изображенных на картине Пластова, решает попить молоко. В кувшине молоко долго будет прохладным, поэтому так живительно она будет казаться для людей, которые трудятся в поле в такую пору.

Невдалеке от обедающих крестьян сидит пес, который спокойно наблюдает за тем, как обедают люди. Он тоже голоден, но уже приучен к тому, что его обед будет после того, как поедят трудяги, поэтому он старается сохранять спокойствия и ждать, но это у него плохо получается. Видно, что пес совсем молодой, поэтому время от времени он лает, чтобы напомнить тем, кто ест, что он тоже здесь и ждет свою часть еды.

Чтобы лучше изобразить людей, к какому классу они относятся, художник детально прорисовал их одежду. Так, старик одет в простую и бесхитростную одежду. На ногах его обувь, так как ходить по полю опасно: можно и наколоть ноги. У него седая борода и такие же седые и густые волосы, которые растрепались в разные стороны. Он усердно работал, чтобы хоть что-то заработать для своей семьи, поэтому ему некогда думать о том, как он выглядит. Но привлекает больше всего на полотне Пластова руки крестьянина, большие и натруженные.

В тот момент, когда его запечатлел художник, он просто держит небольшой кусок черного хлеба, но относится к нему бережно, так как знает, как дорого он достается. В другой руке старика деревянная ложка, которую обычно на Руси всегда носили с собой в надежде где-нибудь поесть. Одет он в рубаху и штаны синего цвета. Напротив него села девочка, поэтому можно заметить, что волосы у нее длинные и заботливо заплетены в две небольшие косички. Голову, как было и положено в те времена, она покрыла платком. На ней надета ярко-красная юбка и носочки. Она тоже не пришла на поле босиком, а на ногах у нее ботиночки.

Мальчики на пластовской картине одеты проще. Оба они в простых холщовых рубахах белого и желтого цвета, штаны темного цвета, чтобы на них не была видна пыль. Куда не глянуть на картину, везде вокруг центральных образов поле с пшеницей. Все окрашено в желтый цвет, который сочетается с пшеницей, ее остатками. Поэтому люди сели отдохнуть и перекусить под один из таких снопов, чтобы хоть как-то укрыться от палящих лучей солнца. Рядом они бросили свои орудия труда. Серпами работали ребята: они сначала срезали, нагнувшись, колосья под самый корень, а затем, взяв грабли, все хорошенько подгребали, чтобы не пропустить ни одного колоска. Кстати, сейчас уже никто так в поле не работает. А тогда этот труд был очень тяжел. Но граблями и серпами работают ребята, а вот орудие труда у старика другое: он косит пшеницу. Она стоит, прислоненная к стогу.

Картина Пластова прекрасно показывает время, которое было совсем недавно, но которое ушло навсегда. Светлое и прекрасное чувство возникает в душе, когда смотришь на бескрайность русских полей и понимаешь, как же все-таки прекрасна русская земля.


Top