Изо урок презентация форма и строение предметов. Урок изо ««Анализ геометрической формы предмета

ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Ц е л и: продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80 см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенки. Л и т е р а т у р н ы й р я д: русские народные загадки, стихотворения. Х о д у р о к а I. Организация учащихся. 1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку. У ч и т е л ь. Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к уроку. Он признался ножу: – Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.) Есть у вас рисовальных дел мастер – Яркий, классный?.. (Фломастер.) 2. С м а ч и в а н и е красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной краской, узнаем, что каждый предмет имеет какую­либо форму, и нарисуем солнышко.

III. Вводная беседа. 1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов. У ч и т е л ь. Каждый предмет имеет форму. По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи на различные геометрические фигуры. Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.) Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат. Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.) Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый». Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.) Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют форму круга. А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива. Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите, кто она? (Ель.) Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф… Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет? (Ответы учащихся.) Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет». О п и с а н и е. Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями – умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу. М а т е р и а л. У каждого учащегося два комплекта по шесть различных фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;

круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см) – всего 12 фигур. Р у к о в о д с т в о. Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших удачные и оригинальные изображения. 3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов. У ч и т е л ь. Все предметы имеют не только какую­либо форму, но и окрашены в разные цвета. Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг какого­то цвета – яркого или блеклого, темного или светлого. А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.) ЖЕЛТЫЕ СТИХИ Поливали канарейки Желтый луг из желтой лейки. Ты не веришь? И не верь! Побеги и сам проверь! – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые бывают исключительно только желтого цвета. ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ Стихи совсем зеленые, Зеленые они… Окно и дверь балконную Пошире распахни! Пусть в комнату врывается Зеленый аромат, Зеленым одеваются И лес, И луг, И сад. Все, все растет зеленое В зеленый месяц май, Открой же дверь балконную И тоже подрастай. – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые мы можем встретить только зелеными. СИНИЕ СТИХИ Небо в речку упало

И немножко полиняло. Полиняло? Полиняло! Речка тоже синей стала, Как цветок Василек, Как у мамы Платок. – Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира, которые нам известны не иначе как синего цвета. Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и т. д. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в сопоставлении и обобщении предметов по цвету). О п и с а н и е. Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какой­нибудь цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную цветовую гамму, подобрать товарищей. М а т е р и а л. Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на всех играющих учеников). Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а холодные удаляют. Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он добивается глубины пространства, воздушности и даже движения. 5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют». У ч и т е л ь. В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока

совсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас увидите и даже поучаствуете в их создании. Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темно­красный, красный, розовый, светло­розовый). По окончании составления картины учащиеся любуются гармонией красок. Будет вечером салют, Все смотреть его пойдут. Ярким праздничным букетом В небе звезды зацветут. М. Ивенсен 6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью. У ч и т е л ь. При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка, которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого предмета. Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные краски для получения желаемых оттенков. Вот тут­то нам и понадобится палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения светлых тонов, либо смешивается с какой­либо другой краской. Давайте попробуем сейчас этому научиться. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем рисовать солнышко. Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?

Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.) Шар воздушный, Золотой Над рекой остановился, Покачался на водой, А потом за лесом скрылся. В. Толоконников Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую­ то другую. (Ответы учащихся.) Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да, солнце желтого цвета. Но всегда ли? Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы учащихся.) Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком. А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все светлее, меняя цвет от желтого до светло­желтого? Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло­ желтое. Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя.

Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны. Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются. V. Этапы выполнения рисунка. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение, рис. 1.) К о н т р о л ь: предметы не касаются друг друга; между ними места меньше, чем вокруг них. 2. О п р е д е л е н и е формы предмета. Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис. 2.) 3. З а л и в к а контура цветом. Первый круг окрашиваем светло­желтой краской, для получения которой желтую краску на палитре разводим водой. Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения. Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с красной для получения оранжевого оттенка. Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.) VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его различными оттенками желтого цвета. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее Показывает на конкретный рисунок солнышка, четверостишие. комментируя его стихотворением.

1) Солнце ярко светит, Весело на свете. Тра­ля­ля, тра­ля­ля, Весело на свете. А. Ганчев 2) Стало ясно солнышко припекать, припекать. Землю, словно золотом, заливать, заливать. О. Высотская 3) Ярче, солнышко, сияй, К нам пришел веселый май. Туча, мимо проплывай. Н. Найденова 4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба земля­матушка, уроди, уроди! О. Высотская 5) Солнце светит спозаранку, Всей земле улыбку шлет. Мы выходим на полянку, Ручеек в лесу поет. 6) Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я. – Здравствуй, солнце, это я! К. Ибряев 7) Нам до солнышка добраться Нелегко, да, нелегко. Светит солнышко, смеется Высоко, да, высоко. 8) Солнышко­ведрышко, выйди из­за облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. 9) Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю­матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это … (солнце). 10) Ну­ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце.)

2. О б о б щ е н и е изученного материала. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я: – Что нового вы узнали на уроке? – Как можно получить краску нужного оттенка? – Зачем мы изучаем форму предмета? – Как вы сегодня использовали полученные знания? – В чем они помогли вам? – Что понравилось на уроке? – Где будете применять умения, которым научились? У ч и т е л ь. Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые рисунки. Смотрите, сколько солнышек у нас! Молодцы! 3. И г р а «Солнышко». Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше! Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все выше и выше обе руки; смотрят на руки. К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется! Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на месте.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Изобразительное искусство 5 класс

Тема: Рисунок. Анализ формы предмета.

Тип урока: комбинированный (рассуждение, практическая работа, игра-упражнение на закрепление темы урока)

Вид занятия: Изучение геометрических тел, фигур. Анализ формы предметов. Конструктивное построение.

Цель: Научить анализировать форму предметов, и на основе анализа выполнять конструктивное построение.

Задачи: Учиться внимательно рассматривать натуру, анализировать форму изображаемого предмета, переходить от плоского изображения к объёмному.

Развивать пространственное мышление, логику, умение сопоставлять, сравнивать, мыслить. Навыки построения предметов, графические навыки работы карандашом.

Воспитывать уважение к труду художника, усидчивость, внимание и трудолюбие, самокритичность.

Оборудование: для учащихся- альбом, графитный карандаш; для учителя- набор шаблонов геометрических тел, геометрических фигур, набор моделей геометрических тел. Рисунок-загадка (плакат).

Зрительный ряд: презентация темы, высказывания художников важности темы, детские работы.

Ход урока

    Французский художник Энгр часто повторял своим ученикам, что если бы он вознамерился повесить вывеску на дверь своей студии, он бы написал: «ШКОЛА РИСУНКА».

Давайте и мы с вами представим, что мы находимся в школе рисунка. Сегодня на уроке мы с вами научимся внимательно рассматривать форму предметов, анализировать её. Тема нашего урока «Анализ геометрической формы предмета».

Давайте рассмотрим таблицы,которые перед вами представлены. Во всех рисунках прослеживается тщательное построение и изучение натуры. Конструктивное построение. Поэтому без знания основ рисунка мы не сможем выполнить какую либо композицию, которая бы в дальнейшем привлекла внимание зрителя.

(демонстрация работы с ошибками)

а) Как вы считаете, почему эта работа не прошла отборочный тур, и не выставлялась? (не продумана композиция, не простроены элементы рисунка)

В какой бы вы технике не выполняли свою работу, главное это создание эскиза, наброска и конструктивного построения.

Рисунок – основа всего

    А теперь, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция).

Назовите геометрические фигуры представленные в таблице.

А какие вы знаете геометрические тела? (шар, куб,цилиндр, конус(полный и усечённый), пирамиды, призмы)

Назовите геометрические тела представленные в таблице.

На столе расположены геометрические тела, на доске – геометрические фигуры. Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур? (тела – объёмные, фигуры - плоские)

    Следующий этап нашего урока – решение задачи. На одной полке стояли геометрические тела, а на другой были расположены геометрические фигуры. Сейчас они все перемешались. Давайте расставим их по полкам. На первую – тела, на вторую фигуры. Объясните свои ответы.

    Сейчас мы переходим к практической работе. В ходе этой работы можно увидеть, как важно в изобразительном искусстве уметь правильно рассматривать и анализировать изображаемые предметы. Давайте проанализируем форму вазы. (на экране) Она составлена из геометрических тел или фигур? (фигур) Назовите их. Ваза смотрится плоской или объёмной? (плоской) Как превратить плоскую вазу в объёмную? (добавить элипсы)

    У меня в руках круглое блюдо. Если мы посмотрим на блюдо прямо, то видим круг, но если блюдо медленно опускать на плоскость, то зрительно круг как бы сужается. Закройте один глаз и карандашом (способом визирования), на вытянутую руку, обведите края блюда. Какую фигуру обвёл карандаш? (овал). Такое же сокращение круга происходит при построении вазы. (на экране)

    Что изменилось в изображении вазы? (она стала объёмной)

Из каких геометрических тел она состоит?

Рассмотрев геом.тела, геом.фигуры, перспективное сокращение круга, проанализировав форму вазы, ответьте на вопрос. Что значит выполнить анализ формы предмета?

(на экране)

    А теперь попробуйте сами придумать и построить эскиз вазы. Сначала составьте её из геометрических фигур, а затем превратите её в объёмную. Пусть это будет какая-то волшебная, не обычной формы ваза.

8 . Итог урока. Выставка –просмотр работ учащихся. Анализ.

Д.з. Составить из геометрических тел, фигур эскиз животного.

(на экране) Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная. И.Репин

На следующем уроке мы с вами будем рисовать с натуры натюрморт из геометрических тел. А тема сегодняшнего урока вам пригодится в дальнейшем на уроках изобразительного искусства, математики, в старших классах на уроках геометрии и черчения.

«Рисунок- это свеча, которую зажигают для того, чтобы не споткнуться во тьме»

Форма предмета

Форма (лат. forma - форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма предмета, наряду с цветом , размерами , освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.

В геометрии две фигуры считаются имеющими одинаковую форму, если они могут быть преобразованы друг в друга с помощью перемещений (параллельного переноса и поворота) и пропорционального увеличения (уменьшения). Такие фигуры называются подобными.

В реальном мире наблюдается бесконечное разнообразие форм. Поэтому в обыденном употреблении используется лишь приблизительное соответствие конкретного предмета какой-либо простейшей геометрической фигуре (например, «тело кубической формы»). Также в речи применяется приблизительное подобие формы конкретного предмета форме широко известного объекта (например, «нитевидная форма», «бочкообразная форма»).

Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Форма предмета" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Форма (лат. forma форма, внешний вид) взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом … Википедия

    Фигура (лат. figura √ внешний вид, образ), ═ 1) внешнее очертание, вид, форма предмета. ═ 2) Очертание человеческого тела, телосложение. ═ 3) Положение, позиция, принимаемая кем либо при исполнении чего нибудь в движении (в танце, фехтовании,… …

    Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура очертание человеческого тела, телосложение. Фигура скульптурное, живописное или графическое… … Википедия

    - (лат. forma форма, внешний вид): В Викисловаре есть статья «форма» … Википедия

    - (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… … Философская энциклопедия

    форма - ы, ж. forme f. , нем. Form <лат. forma. 1. Очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. БАС 1. Груды утесов, .. разные формы камней, особливо при месячном свете; спуски, всходы. Гриб. Путев. зап.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова

    Форма (лат. forma √ форма, вид, образ), 1) очертания, внешний вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Приспособление для придания чему либо определённых очертаний (например, литейная Ф.). 4) … Большая советская энциклопедия

    - (лат. forma) ..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета2)] Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма)3) Установленный образец чего либо (напр., написать отчет по форме)4) Приспособление для придания чему либо… … Большой Энциклопедический словарь


§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).

39. Анализ строения формы кувшина

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

40. Натюрморт

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.

41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади

42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)

Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.

43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.

Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.

44. Превращения яблока

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!

Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.

На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.

В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».

45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека

Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.

46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека

47. Скелет человека

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.

48. Проволочные человечки

49. Хоккеисты

50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.

Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни - КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд Айн

Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Простые вещи Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу - иногда, правда, его берут грузчиком,

Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся


Top