Музыка была главным в моей жизни всегда. Музыка превыше всего

Потрясающий концерт!

Привет, друзья!
15 сентября я побывал на концерте Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского флота России, который был посвящен 175-тилетию Н.А. Римского-Корсакова. И это было великолепно!
В самом начале концерта дирижер оркестра Алексей Карабанов сказал нам, что мы счастливчики))) Дело в том, что в концертную программу было включено сразу три сочинения для солирующих инструментов с духовым оркестром, написанные Н.А. Римским-Корсаковым специально для сводного оркестра Кронштадтского порта – а эти произведения редко когда играют сразу все на одном концерте! Обычно одно или два, но не три! Вот так вот!
Знаете, я искренне восхищаюсь музыкантами, которые играют на духовых инструментах – это же на сколько мощные у них легкие, чтобы по пять и больше минут дуть в трубу не прерываясь на вдох! А вдохи у музыкантов очень короткие! И не просто дуть, но и настолько потрясающе играть такие сложные произведения! Фантастика просто!
Когда оркестр заиграл Испанское каприччио (соч. 34) я так и представил: испанское побережье Атлантического океана, теплая, тихая летняя ночь, костер и красивая девушка танцует качучу с кастаньетами. Даже шум океана был слышен!
Благодаря же симфонической сюите для оркестра «Шехеразада» мы перенеслись в Каир. Арабские сказки, тысяча и одна ночь, Синдбад и его корабль, джины и таинственный восток и скрипка, которая заманивает в эту сказку. Все это было на концерте!
Знаете, это было хорошее окончание недели и просто потрясающий вечер в компании красивой музыки и волшебного исполнения!
Благодарю Центральный концертный образцовый оркестр им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского флота России за такой волшебный вечер!

Отличная программа на лучшей концертной площадке в Москве

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был первым инспектором военно-морских оркестров России происходил из дворянской семьи Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте.
В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Переехав в Санкт-Петербург Римский-Корсаков познакомился с Кюи,Мусоргским и другими композиторами, которые входили в Балакиревский кружок, сам Балакирев активно помогал молодым композиторам. Именно с этого момента жизнь и судьба композитора разделилась надвое- флот и музыка. Он будет писать музыку в морских экспедициях и пытаться найти способ «изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию». В 1971 году он станет профессором Санкт-Петербургской консерватории, и после этого оставит военную карьеру насовсем.

Не случайно имя Римского-Корсакова в год его 150-летия присвоено замечательному Орекстру ВМФ России. Этот замечательный оркестр состоит из 36 музыкантов и играет под управлением дирижёра
Капитана 1 ранга Карабанова Алексея Алексеевича. Оркестр часто выступает с композициями из Римского -Корсакова, но большой редкостью стал концерт, прошедший 15 сентября в Большом зале московской Консерватории. В нем прозвучали все три концерта для духового оркестра, написанные композитором для сводного оркестра Кронштадтского порта, а также известные произведения «Испанское Каприччио» и «Шахерезада». Концерт очень понравился!

Великолепный концерт

15 сентября в Большом зале Консерватории Центральный концертный образцовый оркестр им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова представил концерт, посвященный Римскому-Корсакову - композитору, имя которого навсегда вписано в историю российской и мировой музыки и в историю российского флота.

Концерты этого коллектива проходят на разных площадках, но в Консерватории они особенно хороши.
Классический интерьер способствует особой атмосфере, Андреевские флаги на сцене как будто вносят в зал морскую свежесть.

Перед концертом и в антракте можно было заметить повышенный интерес зрителей к картине «Славянские композиторы» - групповому портрету русских, польских и чешских композиторов, написанному И.Е. Репиным в 1871-72 годах по заказу московского предпринимателя А.А. Пороховщикова. Римский-Корсаков изображен здесь в военной форме.

В первом отделении прозвучали три концерта для духового оркестра, написанные композитором для сводного оркестра Кронштадтского порта. Интересно и странно то, что эти произведения редко исполняются вместе, хотя звучат они вместе очень гармонично. Порадовало яркое и энергичное «Испанское каприччио». Апофеозом концерта стала знаменитая симфоническая сюита "Шахеразада", исполненная во втором отделении.

Сюжет для "Шехерезады" был взят из книги "1000 и 1 ночь" в основу которой положены фольклорные сказки Индии, Ирана и арабских народов.
В 19 веке композиторы охотно использовали восточную тематику с своих произведениях. Можно вспомнить "Хованщину" Мусоргского, "Руслана и Людмилу" Глинки. Но именно Римский-Корсаков, обратившись к непростому и провокационному первоисточнику, особенно глубоко затронул, прочувствовал и представил Восток, воплотив в симфонической сюите его тончайшие и замысловатые нюансы.

Римский-Корсаков был моряком, участвовал в кругосветном морском путешествии и смог с помощью музыки в совершенстве раскрыть морские образы.
Струнные и духовые инструменты рассказывают и о мятежности и красоте водной стихии, и о характерах героев - сильных и самобытных, лиричных и игривых.
А как представлена Шехерезада? Образ прелестной рассказчицы - это скрипка-соло, чарующая, нежная, вкрадчивая, связывающая воедино всю историю.

Особый и гениальный взгляд на восточную сказку и морскую стихию по достоинству оценили и современники композитора, и будущие поколения меломанов.
Интересно, что вариации на тему "Шехерезады" Римского-Корсакова часто используют музыканты самых разных направлений, в том числе рок и джазовые.

Мы же насладились классикой и от всей души благодарим оркестр ВМФ за доставленное удовольствие.

Стоит сходить!

В это воскресенье (15 сентября), после долгих летних каникул вновь начался мой культурный досуг. И снова музыка, как заядлый меломан, я не могла пройти мимо данного мероприятия. Во-первых, 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, а, во-вторых, 20тый юбилейный фестиваль «Адмиралтейская музыка». И спустя почти 8 месяцев снова Большой зал консерватории. И так вышло, что впервые за долгое время на концерт мы выбрались с мужем вдвоём.
Вначале, хочу отметить Большой зал консерватории, как всегда, очень уютно и атмосферно. Сразу понимаешь, что очутился в месте, где музыку любят: все вокруг очень воспитанные, всегда подскажут и помогут при обращении и аура тоже иная. Здесь приятно находится всегда. Сам зал считается самым красивым и знаменитым концертным залом Москвы, в котором проходит всемирно известный Конкурс им. П.И. Чайковского. Акустика потрясающая. Поэтому настоятельно рекомендую хотя бы раз посетить зал, и можно даже с ребенком. Знакомство с прекрасным должно начинаться в знаковом месте.
Итак, 15 сентября состоялся концерт-открытие нового сезона «Приношение Н.А. Римскому-Корсакову», посвященный 2м памятным датам. Программа состояла из 2 частей и включала себя: 1 отделение - сочинения для кларнета, гобой и тромбона с духовым оркестром, «Испанское каприччио», 2 отделение - сюита «Шехеразада», соч. 35.
Игра была потрясающей, и да, сразу было заметно, что музыка была написана в лучших военно-морских традициях. Возможно, не все знают, что Римский-Корсаков окончил Морской корпус и несколько лет посвятил морской службе.
Отдельно хочу отметить слаженную и органичную игру Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова. А также поблагодарить Алексея Алексеевича за потрясающее мастерство дирижёра и мастерство оркестра. Было очень приятно наблюдать за мгновенной реакцией музыкантов на любой жест дирижёра. Я считаю, это очень показательно и демонтирует не только мастерство участников процесса, но и доверительные отношения внутри оркестра.
Воскресный вечер был чудесен и от души советую посетить Большой зал консерватории и послушать замечательную игру Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова.

Сейчас уже совсем не то. Духовой оркестр состоит из опытных музыкантов, а репертуар включает разные прекрасные произведения, в том числе непосредственного патрона оркестра.
Мне лично была особенно интересно первое отделение концерта, в котором прозвучали три концерта для разных духовых инструментов: кларнета, гобоя и тромбона. Как известно, Н.А. Римский-Корсаков научился лично играть на флейте, кларнете и тромбоне, и в помощь себе в том числе, как исполнителю, написал виртуозные сочинения для них. Жаль одного: концерты – короткие, звучат недолго.
На кларнете солировал Сергей Петров. Не смогла определить, французский или немецкий кларнет у него был в руках, но звучал инструмент хорошо.
Концертштюк для кларнета продолжился концертом для гобоя, инструментом со сложным характером и гнусавым, узнаваемым тембром. (дудук - родственник гобоя) Играл на нем Владимир Вяткин. И замечательно.
Все это были деревянные духовые. Тромбон - медный, и он вызывает уважение публики. Блеск металла, размер, выдвижная кулиса, которую солист (в этом концерте на нем играл выдающийся музыкант Эркин Юсупов) туда-сюда двигает. Эффектно, что и говорить.
Дирижер оркестра – фигура тоже весьма эффектная.
Капитан I ранга, высокий, сухощавый Алексей Карабанов когда-то играл на кларнете, между прочим, у него настоящая военная выправка, блог в жж и усы почти как у Сальвадора Дали. Почти. В пределах мужской элегантности.
Мужчины-оркестранты смотрят на руководителя внимательно, скромно, почти боязливо, видимо, дисциплина. Лишь скрипка держится независимо. Петр Федотов высокомерно улыбается, знаменитые мелодии «Шехерезады» интонирует низко, и получает удовольствие от своей работы. Нам тоже нравится. Музыка этой сюиты – очень известная и очень красивая. Часть с морем и кораблем Синдбада обожаю. Вот и турки ценят, похоже, раз взяли эту музыку в качестве саундтрека к сериалу «Тысяча и одна ночь». Живопись, а не музыка, Айвазовский отдыхает.
Помимо духовых и скрипки, играют на арфе, ударных (раз! И в воздух поднялись огромные тарелки-литавры, рядом бледная нимфа блестит очками и стучит в треугольник) и контрабасики все это поддерживают фундаментально, без них никак.
Уверена, в парках это прозвучало бы еще более вдохновляющее, и в Большом Зале приятные чувства обеспечены.

Легенда фортепианной музыки, современный гений, фаворит миллионов меломанов и авторитетный исполнитель Евгений Кисин даст большой сольный концерт в Москве. Этого события ждут многие, и если вы хотите оказаться в числе присутствующих на программе - пора покупать билеты на концерт Евгения Кисина на нашем сайте.

С детства Евгений стал объектом пристального внимания. Талантливого мальчика называли вундеркиндом и пророчили феноменальный успех. И как в воду глядели: Кисин пользуется сумасшедшей популярностью во всем мире! Не поддаются подсчету премии и звания, которыми награжден музыкант. Огромен список ведущих оркестров, звездных музыкантов и прославленных дирижеров, с которыми он делил сцену. Плотный график гастролей сменяют занятия в престижных школах в качестве преподавателя музыки.

Стоит ли сомневаться, что его концерт в Москве - большая удача для ценителей классической музыки? Мэтр фортепианного искусства с оригинальной техникой игры подарит слушателям незабываемый вечер, на котором сотрутся границы времени и стран. 8 сентября останется лишь ее величество Музыка с потрясающей энергетикой и океаном чувств! Спешите купить билеты на концерт Евгения Кисина в Большом зале консерватории.

Пианист Евгений Кисин долгое время находился под прицелом советских телекамер, которые демонстрировали его не иначе, как вундеркинда и пророчили ему огромную популярность. Так и произошло, причем по обе стороны океана. И Евгений Кисин получил на Западе не просто мимолётную популярность, а обеспечил себе авторитет. Сегодня в Америке он является почетным доктором музыки в одной из престижнейших музыкальных школ и еще членом лондонской королевской академии музыки.

Легенда фортепианной музыки Евгений Кисин

К его имени прислушиваются и оно является очень авторитетным, подкреплено победой на большом количестве конкурсов. Среди них премия Шостаковича, Герберта фон Караяна, Артуро Бенедетти Миланджели.

Также он получал такие престижные международные награды, как например Grammy. Список оркестров, с которыми он выступал как солист, огромен. Его гастроли затронули все передовые страны, в которых понимают значение сохранения и развития классической музыки.

Московская консерватория для Евгения Кисина является особенным местом, там он выступал в последний раз более десяти лет назад и вот возвращение, да еще с таким важным поводом - тридцатилетие знаменитого оркестра Виртуозы Москвы.

Дирижером в этот вечер будет Владимир Спиваков, а звучать будет подлинная классика. Бах, Шенберг и Бетховен. Вообще послушать Бетховена в исполнении Евгения Кисина - это большая удача для всех поклонников классической музыки, потому что пианист долгие годы был увлечен музыкой немецкого гения и довел её исполнение до совершенства.

Что касается самого оркестра Виртуозы Москвы, то в нём собраны сильнейшие музыканты и эффект от их исполнения ошеломит каждого зрителя.


Top