Прекрасные женские образы в произведениях И. А

Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю» – такую фразу выписывает

Он из дневника Флобера.

Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой».

С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины. Однако Надежда хороша не только внешне. Она обладает богатым и

Глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Они встретились случайно в «постоялой горнице» у дороги, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – проезжий. Он не в состоянии подняться до высоты ее Чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую… имела», как можно всю жизнь любить одного человека.

В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид») и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка… Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Героиня маленького рассказа «Камарг», несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты». И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий!

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей».

Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К.Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке».

Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.

Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искусству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пошлость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, «Любовь земную». «И как жену обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску». («В Париже»).

А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к любимому: «Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, теперь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня… везде…» («Руся»).

Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: «…то дивное, несказанно прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова». И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотившуюся в женщине.

Творчество И. А. Бунина - крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов.

Женщина в рассказах И. А. Бунина - прежде всего любящая. Писатель воспевает материнскую любовь. Этому чувству, утверждает он, не дано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не знает страха смерти, одолевает тяжкие недуги и подчас обращает обычную человеческую жизнь в подвиг. Больная Анисья в рассказе «Веселый двор» идет в дальнюю деревню, чтобы увидеть своего сына, давно покинувшего родной дом.

Мать дошла до жалкой избушки одинокого сына и, не найдя его там, умерла. За смертью матери последовало самоубийство отчаявшегося от бестолковой жизни сына. Редкостные по эмоциональной силе, трагичности страницы рассказа, однако, укрепляют веру в жизнь, потому что, говоря о материнской любви, возвышают человеческую душу.

Женщина в бунинской прозе воплощает в себе подлинную жизнь в ее органичности и естественности.

Характерный пример - рассказ «Чаша жизни», который всем содержанием раскрывает смысл своего заглавия. Просто физическое существование, каким бы длительным оно ни было, не имеет цены, «чаша жизни» - это ее одухотворенность, любовь прежде всего. Трогателен образ женщины, чей внутренний мир наполнен радостным и святым чувством, безобразен Горизонтов с его расчетливостью всех поступков. Его «философия» состояла в том, что все силы человека должны быть потрачены на продление его физического существования.

Александра Васильевна уверена, что ничего бы не пожалела за одно - пусть последнее - свидание с любимым. И. А. Бунин не скрывает своего сострадания к женщине, в сердце которой сохранилась «далекая, еще Не истлевшая любовь».

Именно женщина проникает в подлинную природу любовного чувства, постигает его трагичность и красоту. Например, героиня рассказа «Натали» говорит: «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»

В рассказах И. А. Бунина именно женщина сохраняет любовь живой и нетленной, проносит ее через все испытания жизни. Такова, например, Надежда в рассказе «Темные аллеи». Полюбив однажды, она тридцать лет жила этой любовью и, встретив случайно своего возлюбленного, говорит ему: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было». Вряд ли героям суждена новая встреча. Однако Надежда понимает, что любовь навсегда останется в памяти: «Все проходит, да не все забывается». В этих словах - и прощение, и светлая грусть.

Любовь и разлука, жизнь и смерть - вечные темы, проникновенно звучащие в прозаическом творчестве И. А. Бунина. Все эти темы связаны с образом женщины, трогательно и просветленно воссозданным писателем.

Переходя к анализу женских образов в конкретных рассказах И.А. Бунина, необходимо отметить, что природа любви и женская сущность рассматриваются автором в рамках неземного происхождения. Таким образом, Бунин в трактовке женского образа вписывается в традицию русской культуры, принимающей сущность женщины как "ангела-хранителя".

У Бунина женская природа раскрывается в иррациональной, загадочной сфере, выходящей за рамки обыденной жизни, определяя непостижимую таинственность его героинь.

Русская женщина в "Темных аллеях" -- представительница разных социально-культурных слоев: простолюдинка -- крестьянка, горничная, жена мелкого служащего ("Таня", "Степа", "Дурочка", "Визитные карточки", "Мадрид", "Второй кофейник"), эмансипированная, независимая, самостоятельная женщина ("Муза", ((Зойка и Валерия", "Генрих"), представительница богемы ("Галя Ганская", "Пароход "Саратов", "Чистый понедельник"). Каждая по-своему интересна и каждая мечтает о счастье, о любви, ждет ее. Проанализируем каждый из женских образов отдельно.

Образ женщины-простолюдинки

С образами женщины - простолюдинки, крестьянками сталкиваемся в "Дубках" и "Стене". При создании этих образов И.Л. Бунин сосредоточивается на их поведении, чувствах, тогда как телесная фактура дается лишь отдельными штрихами: "... черные глаза и смуглое личико... коралловое ожерелье на шейке, маленькие груди под желтеньким ситцевым платьем..." ("Степа"), " ... она... сидит в шелковом лиловом сарафане, в миткалевой сорочке с распашными рукавами, в коралловом ожерелье -- смоляная головка, сделавшая бы честь любой светской красавице, гладко причесанная на прямой пробор, в ушах висят серебряные серьги". Темноволосые, смуглые (излюбленный бунинский эталон красоты), они напоминают восточных женщин, но в то же время отличны от них. Эти образы привлекают своей естественностью, непосредственностью, импульсивностью, но более мягкой. И Степа, и Анфиса не раздумывая отдаются полым чувствам. Разница лишь в том, что одна идет навстречу новому с детской доверчивостью, верой в то, что вот оно, ее счастье в:лице Красильникова ("Степа") -другая -- с отчаянным желанием, быть может, в последний раз в жизни испытать счастье любви ("Дубки"). Следует отметить, что в новелле "Дубки" И.А. Бунину не задерживаясь на самой внешности героини, довольно подробно описывает ее наряд. Крестьянка, облаченная с шелк. Это несет определенную смысловую нагрузку. Женщина, большую часть жизни, прожившая" с нелюбимым мужем, вдруг встречает человека, который пробуждает в ней любовь..Видя его "мучения", понимая что в определенной степени ее чувство взаимно, она счастлива. На свидание с ним, для него надевает она праздничный наряд. Собственно, для Анфисы это свидание и есть праздник. Праздник, в конечном итоге превратившийся в последний. Он рядом, и она уже почти счастлива... И тем трагичнее выглядит финал новеллы-- смерть героини, так и не испытавшей счастья, любви.

Ждут своего счастливого часа и женщина из "Визитных карточек", и горничная Таня ("Таня"). "....худые руки.... увядшее и оттого еще более трогательное личико.... обильные и. кое-как убранные темные волосы, которыми она все встряхивала; сняв черную шляпку и, скинув с плеч, с бумазейного платья. серое пальтишко". Снова И.А. Бунин не останавливается на детальном описании внешности героини; Несколько штрихов -- и портрет женщины, жены мелкого чиновника из провинциального городка, уставшей от вечной нужды, хлопот, готов. Вот она, ее мечта - "неожиданное знакомство с известным писателем, ее короткая связь с ним. Женщина не может упустить этот, скорее всего, последний, шанс на счастье. Отчаянное желание воспользоваться им сквозит в каждом ее жесте, во всем облике, в словах: " -- .....Не. успеешь оглянуться, как жизнь пройдет! ... А я еще ничего, ничего не испытала в жизни! -- Еще не поздно испытать... - И испытаю!". Веселая, разбитная, развязная героиня на самом деле, оказывается наивной. И эта "наивность, запоздалая неопытность, соединяющиеся с крайней смелостью", с которой она вступает в связь с героем, вызывает в последнем сложное чувство, жалости и желания воспользоваться ее доверчивостью. Почти в самом конце произведения И.А. Бунин снова прибегает к портрету женщины, представляя ее в ситуации обнажения:. "она... расстегнула и стоптала с себя упавшее на пол платье, осталась стройная, как мальчик, в легонькой сорочке, с голыми плечами и руками и в белых панталончиках, и его мучительно пронзила невинность всего этого" .

И далее: "Она покорно и быстро переступила из всего сброшенного на пол белья, осталась вся голая; серо-сиреневая, с той особенностью женского тела, когда оно нервно зябнет, становится туго и прохладно, покрываясь гусиной кожей...". Именно этой сцене героиня - настоящая, чистая, наивная, отчаянно желающая счастья хотя бы на короткое время. И получив его, вновь превращается в обычную женщину, жену своего нелюбимого мужа: "Он поцеловал ее холодную ручку... и она, не оглядываясь, побежала вниз по сходням в грубую толпу на пристани".

"…ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом... ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью...". Так Бунин говорит о Тане. Писателя интересует рождение в ней нового чувства - любви. В течение всего произведения он несколько раз вернется к ее портрету. И не случайно: внешность девушки является своеобразным зеркалом, в котором отражаются все ее переживания. Она влюбляется в Петра Алексеевича и буквально расцветает, когда узнает, что ее чувство взаимно. И вновь меняется, когда слышит о разлуке с любимым: "Он был поражен, увидя ее, - так похудела и поблекла- она вся, так несмелы и грустны были ее глаза". Для Тани любовь к Петру Алексеевичу - первое серьезное чувство. С чисто юношеским максимализмом она отдается ему вся, надеется на счастье с любимым человеком. И в то же время она ничего не требует от него. Она покорно принимает любимого человека таким, какой он есть: И только придя к себе в каморку, отчаянно молит бога, чтобы любимый не уезжал: "...Дай, господи, чтоб не утихало еще дня два!".

Как и других героев цикла, Таню не устраивают "полутона" в любви. Любовь либо есть, либо нет. Вот почему она мучается сомнениями в новый приезд Петра Алексеевича в усадьбу: " ... нужно было или совсем, совсем прежнее, а не повторение, или нераздельная жизнь с ним, без разлук, без новых мучений...". Но, не желая связывать любимого человека, лишать его свободы, Таня молчит: "... она старалась гнать от себя эту мысль...". Для нее мимолетное, короткое счастье оказывается предпочтительнее отношениям "по привычке", как и для Натали ("Натали"), представительницы еще одного социального типа.

Дочь обедневших дворян, она напоминает пушкинскую Татьяну. Это девушка, воспитанная вдали от столичного шума, в глухой усадьбе. Она проста и естественна, и так же прост, естественен, чист ее взгляд на мир, на отношения между людьми. Как и бунинская Таня, она отдается этому чувству без остатка. И если для Мещерского две совершенно разные любви вполне естественны, то для Натали - подобная ситуация невозможна: " ... Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки". Любовь должна быть только одна. И героиня подтверждает это всей своей жизнью. Подобно пушкинской Татьяне, свою любовь к Мещерскому она хранит до самой смерти.

- 70.00 Кб

Женские образы в произведениях

И.А. Бунина.

Вступление

Женщина-это тонкий труднодостижимый мир, не подвластный пониманию мужчин.И единственный, кто может раскрыть тайну женщины, - писатель, доказательства этому мы видим в литературе.

Женщины в литературе ХIX века очень часто выступают в роли носителей нравственных и духовных качеств и ценностей, утверждаемых автором. Они, несомненно, человечнее, возвышеннее, духовно богаче и даже, порой, сильнее мужчин.

Внутренний мир женщины, как правило, формируется в относительной независимости от воздействия социальной среды, от житейской суеты, в оазисе девичьей, возвышенных книжных впечатлений, идеальных мечтаний. Сфера её интересов и устремлений - сфера чувства, высокой любви, нравственной идеальности. Писатели ХIX века очень ярко и эмоционально раскрывают женскую натуру. Одним из таких писателей является Иван Алексеевич Бунин. Знаток женского характера, певец красоты, он, дарит нам прекрасную галерею женских образов в своей поэтической прозе.

Актуальность

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого - ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений, правдивы. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. Старшеклассники с интересом читают поэтическую прозу Бунина. Ведь все проблемы: вопросы нравственности, любви, и чистоты, раскрытые в произведениях Бунина, - являются актуальными, и по сей день.

Цель работы: Рассмотреть и проанализировать женские образы в прозе И.А. Бунина. А так же исследовать некоторые закономерности пересечения вещного, бытового и духовного, найти и понять духовно – философский подтекст рассказа Бунина «Чистый понедельник».

Особенно привлекательны в бунинских рассказах женские образы. Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она, так или иначе, прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. «Чем более изучаю их, тем менее понимаю», – такую фразу выписывает он из дневника Флобера

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи” Создание цикла рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937- 1944 гг., своим высшим достижением. Цикл рассказов критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, - энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. Женщины играют здесь главную роль. С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины.

Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой».

В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид») и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка… Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты».

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Нельзя не упомянуть о несчастной, всеми заброшенной, еще «зеленой» девчонке Парашке («При дороге», 1913). Девчушка отдается первому встречному, оказавшемуся вором и негодяем. Автор не затеняет её инстинктивного тяготения к мужскому сильному началу, желание «расплескать вино» своей расцветающей женственности. Только не в том лежит исток развернувшейся драмы. Непроясненность простейших понятий, одиночество, нечистая обстановка в которой живет Парашка, делают её легкой, неживой для потенциального преступника. Несчастная, едва попав под его власть, болезненно ощущает страшную зыбкость, порочность своего существования

На другом, по сравнению с Парашкой, жизненном «полюсе» находится красавица, дочь богатых аристократов Оля Мещерская героиня рассказа «Легкое дыхание». Сам рассказ легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской. Только произошедшее с Олей не поддается столь же легкой расшифровке.

С первых строк рассказа складывается двойственное впечатление: грустного пустынного кладбища, где на одном из крестов – «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами» Жизнь и смерть, радость и слезы - символ судьбы Оли Мещерской

Контраст этот развит и далее. Безоблачное детство, отрочество героини: Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. Она любила жизнь, принимая ее такой, какая она есть. У молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разочарований. К тому же, ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи. «Юна, ничего не боялась» и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекала к себе внимание окружающих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом движений.
Рано развившись физически, превратившись в очаровательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стремилась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у нее не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому верная себе, она все хотела испробовать самостоятельно. Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалерами, получая бесконечное удовольствие от осознаний собственной женственности. Более чем необычно сочетается её полудетское состояние бегающей на перемене ученицы, и тут же её чуть ли не горделивое признание, что она уже женщина. Да, она очень рано почувствовала себя женщиной. «Но разве это плохо?» – спрашивает автор. Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощущении принадлежности к слабому полу - разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жестокую душевную драму. Не умея ничего делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный проступок. В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни твердости решений. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужаса своего положения.

Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое «рассеялось в мире», в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала.

И каким контрастным кажется образ еще одной женщины, ее классной дамы, «немолодой девушки», чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств, стала Оля, чью могилу она посещает так часто.
Два женских образа, таких непохожих, стоят перед глазами после прочтения короткого рассказа: Оля - рано развившаяся женщина и начальница гимназии - седая «немолодая девушка», жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллюзорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска. Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

Очень интересно и по-своему необычно рассказ А.И Бунина «Чистый понедельник». Бунин вложил свою душу в создание этого рассказа. По свидетельству жены, в одну из бессонных ночей на клочке бумаги он оставил свое признание: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность, написать «Чистый понедельник».

Герои: Он и она - русские, живут в России, но красивы не русской, а экзотической красотой: «Я был в ту пору красив почему-то южной горячей красотой». «У нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы …». «Чаще всего молчалива…». «Царь-девица Шамаханская царица».

В её квартире, выходящую окнами на древнейшую часть Москвы, смешались языки, стили, предметы со всего мира: турецкий диван, дорогое пианино, «Лунная соната», книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского, портрет преданного анафеме Толстого.

Эти детали интерьера подчеркивают, что и самой героине перемешалось «высокое» и « низкое». Она любила изысканные блюда, развлечения, много пила, курила, носила красивую дорогую одежду, позволяла ему дерзкие ласки. Перед читателем современная женщина, рожденная Новым Временем.И все-таки много в ней было непонятного, таинственного, романтичного, мечтательного, мудрого. В одном образе кажется, совместилось несовместимое.

Кто же победит в ней: патриархальная женщина или эмансипированная особа?

Она была недосягаемой в своем совершенстве: хороша на столько, что ее провожали взглядами, носила бархатное гранатовое платье или черное бархатное, туфли с золотыми застежками, алмазные сережки подчеркивали изысканную красоту героини. Кажется, в этой совершенной форме никогда не рождаются мысли об обыденном. Как просто, по-земному, звучит ее признание: «Не понятно, почему, - говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, - но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха…»

Автор помогает читателю в героине увидеть нежную, трепетную душу. Ее физическая оболочка, яркая, смелая, броская, легкомысленная, не соответствует глубине душевных переживаний. Оказывается, нет ни одного исторического места в Москве и округе, где она не была или не хотела бы быть - от раскольничьего кладбища до квартиры Грибоедова.Ее интересует история Отечества, это не понятно герою: «…Прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов». Ей интересна жизнь Петра и Февронии, как символ вечной любви. Она размышляет о предназначении человека вместе с Платоном Каратаевым, пытается разобраться в философских воззрениях Л.Толстова, восхищается героями Куликовской битвы Пересветом и Ослябей. Отдает дань уважения Чехову, подлинному русскому интеллигенту. Она любит «русское, летописное, русские сказания», перечитывает их так часто, что заучивает их наизусть. Она вспоминает, как в прошлом году, на страстной, ходила в Чудов монастырь: «Везде лужи, воздух уж мягкий, весенний, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины ее старины». Героиня говорит о себе: «часто хожу по утрам или по вечерам, когда не таскаете меня по ресторанам в кремлевские соборы».

В начале рассказа героиня говорит короткими предложениями, которые заканчиваются многоточием:

Все-то вам не нравится!

Да, многое...

Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь...

Образ героини постепенно развивается, развивается и ее речь: от коротких предложений до сложных конструкций с философскими понятиями и определениями:

Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь - вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!

Но что остается неизменным так это то, что она по-прежнему что-то не договаривает, о чем-то умалчивает, оставляя несказанное для домысливания,

Бунин, постепенно меняя стиль повествования, подводит читателя к мысли, что уход от мирской суеты героини закономерен, обдуман. И дело все не в религиозности, по ее мнению, а в желании жить одухотворенной жизнью. Отказ от жизни «здесь» - не душевный порыв, а продуманное решенье, которое героиня может обосновать. Она все знает о современном мире, а узнанное отторгает. Да, героиня пытается найти смысл, опору в окружающем мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувствам и, отдавшись ему, уходит в монастырь.

Описание работы

Женщина-это тонкий труднодостижимый мир, не подвластный пониманию мужчин.И единственный, кто может раскрыть тайну женщины, - писатель, доказательства этому мы видим в литературе.
Женщины в литературе ХIX века очень часто выступают в роли носителей нравственных и духовных качеств и ценностей, утверждаемых автором. Они, несомненно, человечнее, возвышеннее, духовно богаче и даже, порой, сильнее мужчин.
Внутренний мир женщины, как правило, формируется в относительной независимости от воздействия социальной среды, от житейской суеты, в оазисе девичьей, возвышенных книжных впечатлений, идеальных мечтаний. Сфера её интересов и устремлений - сфера чувства, высокой любви, нравственной идеальности. Писатели ХIX века очень ярко и эмоционально раскрывают женскую натуру. Одним из таких писателей является Иван Алексеевич Бунин. Знаток женского характера, певец красоты, он, дарит нам прекрасную галерею женских образов в своей поэтической прозе.

Творчество И. А. Бунина - крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов.

Женщина в рассказах И. А. Бунина - прежде всего любящая. Писатель воспевает материнскую любовь. Этому чувству, утверждает он, не дано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не знает страха смерти, одолевает тяжкие недуги и подчас обращает обычную человеческую жизнь в подвиг. Больная Анисья в рассказе «Веселый двор» идет в дальнюю деревню, чтобы увидеть своего сына, давно покинувшего родной дом.

* А на пленах дымчато-сквозная
* С золотыми мушками вуаль,
* Аза ней долинная, лесная,
* Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви - одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь - пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых - боль и одиночество:

* Не плита, не распятье.
* Предо мной до сих пор -
* Институтское платье
* И сияющий взор.
* Разве ты одинока,
* Разве ты не со мной
* В нашем прошлом далеком,
* Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

* Ранний, чуть видный рассвет,
* Сердце шестнадцати лет,
* Штора в окне, а за ней
* Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

* Молчат гробницы, мумии и кости,
* Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

    И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь...

    Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе...

    Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим...

    Проза И.А.Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало ("Антоновские яблоки"). Зачастую лирика заменяет сюжетную основу, и в результате появляется рассказ-портрет ("Лирник Родион"). ...

    В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие...


Top