Упражнения для развития глазомера - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons. Стреляй первым – и стреляй точно

Опытный и профессиональный художник способен определять размеры на бумаге и в жизни с поразительной точностью. Все практикующие художники обладают этой особенностью, но у кого-то она развита больше, у кого-то меньше. Глазомер — это способность без посторонних предметов (линейки, циркуля и т. д.) определять размеры и расстояния. Например, в качестве теста, можно попробовать начертить отрезок и отметить в нём середину. Если середина отмечена с погрешностью в 1 мм., то у Вас хороший глазомер. Развить глазомер может любой человек, но степень его точности будет разной. В силу особенности профессии, художник должен быть развит в этом отношении по определению. Ведь, чтобы нарисовать что-либо, нужно правильно определить размеры, пропорции, характер предмета. А это требует навыка. И здесь мы вплотную подходим к вопросу: как развить глазомер? Чтобы овладеть хорошим глазомером нужно сопоставлять размеры. Нужно постоянно сравнивать одно расстояние с другим, одну форму и другую форму, один фрагмент единого целого с другим фрагментом. Таким образом, художник «рассчитывает» расстояния в своём воображении.

Существуют несколько областей, где проявляется глазомер:

1. Определение параллельности объектов (линий). Например, нужно нарисовать окно. Художник рисует раму. А у рамы вертикальные бруски расположены параллельно. Если не иметь хороший глазомер, то рисунок окна будет кривым. Или человек оклеивает квартиру обоями. Стыки обоев можно проверить по отвесу, а можно отойти и увидеть своими глазами с точностью в несколько миллиметров.

2. Определение симметричности объекта. Когда художник рисует натюрморт из таких предметов, как кувшин, амфора, яблоко — нужно рисовать левые и правые стороны этих предметов симметрично. Глаз в этом случае сравнивает левую и правую сторону. Такое сопоставление позволяет художнику идеально передать форму этих предметов.

3. Определение пропорции объекта (объектов). Например, в портрете необходимо сходу определять размер головы к размеру плеча, размер плеча к размеру предплечья, размер предплечья, к размеру кисти руки… Без соотношения размеров рисунок не получится.

4. Определение характера формы объекта является вершиной в овладении всех вышеперечисленных навыков. Например, характер формы кувшина, подразумевает особенности ширины и высоты его частей. Кувшины бывают разные: с вытянутой горловиной, с широким основанием… Чтобы кувшин был похож на себя, художник должен определить все эти расстояния — и тогда, в голове выстраивается характер всей формы предмета.

Как видим, профессия накладывает свой отпечаток на человека. И хороший глазомер — это необходимая особенность художника, которую можно применить не только в изобразительном искусстве, но в самых разных областях жизни.

Хорошо развитый глазомер позволяет определять пропорции и расстояния без использования приборов. Каждый день, благодаря этому качеству, мы решаем десятки задач:

  • следим за , будучи водителем или пешеходом;
  • рисуем по памяти предметы;
  • догоняем отъезжающий от остановки автобус;
  • за долю секунды выбираем, дотянуться до солонки или же встать за ней;
  • играем в мяч с детьми или домашними питомцами;
  • бросаем в руки коллеге за соседним столом какую-нибудь канцелярскую мелочь;
  • распределяем новые покупки по полкам и ящикам различной высоты.

Регулярные и интересные упражнения, развивающие глазомер, помогут детям одерживать победу в спортивных играх, хорошо ориентироваться на улице среди людей, зданий и автомобилей. Возможно, в будущем умение безошибочно соотносить расстояния скажется на выборе профессии.

  1. Метать (бросать) в цель. Чтобы попасть в нужную точку, требуется определить длину траектории полета, вложить в мячик определенную силу. Когда малышу исполнится три года, закрепите на стене баскетбольное кольцо . Высота должна соответствовать росту игрока, но при этом исключать вероятность повисания. Еще вариант – дартс . Из соображений безопасности стоит выбрать магнитный или на липучках.
  2. Играть в снежки, салки и вышибалы. Это сложнее, чем занятия из предыдущего пункта, потому что цель постоянно движется. Приходится принимать решение по ситуации: до кого из участников ближе в данный момент.
  3. Срисовывать по клеточкам (упражнение еще и отлично ). Если нет детского журнала с подходящей картинкой, можно сделать ее самостоятельно. Выбираем в Сети неяркий рисунок, помещаем его в левой части горизонтальной страницы word. Расчерчиваем на клетки. Справа делаем точно такую же сетку и переносим несколько элементов рисунка. Распечатываем листок, ламинируем и предлагаем ребенку тонким маркером потренироваться в рисовании. Маркер снимается влажной салфеткой, поэтому пособие прослужит долго.
  4. «Порыбачить» . Магнитную игрушку-рыбалку покупают или изготавливают самостоятельно из картона, фетра.
  5. Обучить ребенка активным играм , среди которых кегли, бадминтон, аэрохоккей и бильярд.

Очень интересная игра для тренировки глазомера – кольцеброс. Он существует в классическом варианте (оси, на которые набрасываются кольца) и креативном, например, «Фламинго Ринго». Недальновидный фламинго разгуливает по лагуне, где не дремлют крокодилы. Защити птичек – запусти из лодки спасательные круги!


Опытный боец спецназа, прошедший войну, хорошо знает цену мгновениям. Более того, их долям. Бывают ситуации, когда даже секунда – это много. Современный бой требует увеличения скорости принятия решения на открытие огня и мгновенной изготовки к его ведению. Интересен результат, рожденный опытом вооруженных конфликтов на территории СНГ: он показал, что шансы на выживание в бою среди спортсменов игровых видов и единоборств значительно выше среднестатистического уровня. Суть в том, что именно игровые и бойцовские виды спорта значительно улучшают реакцию и координацию движений. В бою это один из главных факторов выживания – и, соответственно, выполнения задачи. У тренированного солдата больше шансов выиграть мгновения на принятие единственно правильного решения и открытие огня.

Заметно улучшить реакцию подчиненных, научить их мгновенно вскидывать оружие и прицеливаться вполне возможно за 2–3 месяца систематических занятий. Отмечу лишь, что данная методика легкодоступна, практически не требует финансирования – расходы минимальны. Что немаловажно, она реально проверена многолетним опытом обучения спецназовцев.

Как расширить диапазон восприятия

Необходимо расширять диапазон восприятия – сенсорную остроту. Как известно, у человека есть 5 основных органов чувств – каналов восприятия (KB): зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность (болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов). Вначале идет последовательная, а затем одновременная тренировка каждого KB: это необходимое условие эффективного и адекватного реагирования в нестандартных ситуациях.

Обычно начинают с тренировки зрительного канала. Расфокусировка взора, тренировка периферического (бокового) зрения позволяют замечать малейшие движения вне поля основного обзора. Затем – совершенствование слуха, осязания и т.п. В конечном счете результатом становится закрепленная на уровне автоматизма формула: «Все вижу, все слышу, все чувствую». При этом сознание остается свободным для оценки изменений в окружающей обстановке.

Помните, что человеческий организм обладает громадными возможностями. Например, у тренированного человека точность позицирования головы составляет около 1° вбок и 1,5-2° вперед и назад – на уровне среднего гироскопического датчика. Скорость передачи импульса возбуждения от центральной нервной системы к мышцам – около 120 м/с. То есть теоретически промежуток времени от момента принятия решения до выстрела должен быть 0,008 с, если взять расстояние от мозга до указательного пальца ~1 м, но в жизни оказывается на два (!) порядка больше.

Есть над чем поработать. Объем статьи не позволяет детально остановиться на всех методах тренировок и упражнениях. Перечислю некоторые наиболее простые и эффективные из них.

Улучшение реакции и координации движений

Для упражнения нужен небольшой мяч, но подойдет и мешочек, набитый опилками или песком. По команде бойцы отрабатывают поочередные уклонения от мяча или отбивают его, стоя в дверном проеме или самодельных воротах 1,5х2 м. Смена задания – через каждые 30 сек. Надо сказать, наиболее трудно придется более крупным бойцам, им сложнее маневрировать в узком дверном проеме. Хорошие навыки появляются после выполнения такого простого упражнения, как ловля мяча, отскакивающего от стены или пола. При этом надо учесть, что бросать мячи следует из-за спины обучаемого, стоящего лицом к стене, и в высоком темпе. Это упражнение развивает еще и боковое зрение.

Подбрасывание одновременно нескольких камешков (монет) и ловля их бросающей рукой. Исходное положение стоя, монеты лежат в ряд на тыльной стороне ладони. Подбрасывать не выше своего роста, а ловить поочередно каждую хватом только сверху. Известный мне рекорд – 5 монет!

На конце гибкого, упругого прутика L~1 м закрепляется груз в виде куска пластилина или гильзы. Его начинают вращать и качать с большой амплитудой. Задача обучаемого перехватить груз броском руки. В дальнейшем условия необходимо усложнить. Обучаемому завязывают глаза, а на прутике закрепляют колокольчик (или гильзу с шариком). Цель – тренировка слухового аппарата. Высшая форма тренировки – рукопашный бой с завязанными глазами.

Игра за столом в паре. На середину ставят любой небольшой предмет (например, гильзу 12,7×108, 7,62×54 или монету на ребре – для мастеров). По команде руководителя обучаемые стараются схватить его по принципу – кто быстрее. Периодически надо давать команду на смену рук. Можно устроить чемпионат подразделения по олимпийской системе на звание «самого быстрого бойца». Не забудьте поощрить победителя.

Развитие глазомера

Перед началом занятий врач части должен определить у бойцов доминирующий (направляющий) глаз. Длительная работа одним глазом способствует тому, что он становится направляющим. Наличие астигматизма должно обусловливать выбор типа прицельных приспособлений, поэтому при отборе снайпера обязательно воспользуйтесь таблицей, позволяющей обнаружить астигматизм. Проверьте у солдат умение правильно прицеливаться – пропустите каждого через командирский ящик КЯ-73.

На заранее подобранной местности с характерными для вашего подразделения целями устройте соревнование на точность определения дальностей до нескольких из них. Победитель тот, кто сделает это максимально точно. Проверку результатов выполняйте любым дальномером (оптическими ДС-0,9 и ДС-1, квантовыми ДКРМ или ЛПР). Добейтесь запоминания реальных дальностей всем личным составом: в дальнейшем ваши подчиненные будут ассоциативно сопоставлять отложившиеся в памяти размеры учебных целей с реальными.

Обучение инстинктивному вскидыванию оружия

Используйте лазерный целеуказатель (ЛЦУ) (или лазерную указку, что на порядок дешевле), смонтированный на оружии (рис.2). Для применения указки соберите схему питания, как показано на рис.4. Чтобы замкнуть цепь, используйте микровыключатель с передней крышки транспортно-пускового контейнера ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс». Точка прицеливания и «зайчик» должны совпадать. Ход спускового крючка для срабатывания микровыключателя должен примерно соответствовать его ходу, необходимому для срыва курка (рис.1). Учебное оружие должно иметь массу снаряженного боевого, поэтому присоединяйте магазин с учебными патронам, ремень. Для обучения используйте любое помещение (спортивный зал, класс, спальное помещение). «Стрельба» навскидку производится по заранее отмеченным номерами целям по команде руководителя в любой последовательности: 6, 9, 1, 5… Попадание «зайчика» ЛЦУ на мишень означает ее поражение. Постепенно, по мере появления устойчивого навыка, мишени необходимо уменьшать и рассредоточивать до 360° по горизонту и до 45° по вертикали. Следует также повышать темп подачи команд и усложнять тренировки: отрабатывать применение оружия со сложенным прикладом, занимать различные исходные положения – лежа на спине, сидя, на ходу, с одной «раненой» рукой и т.д. Высшей формой отработки данного упражнения является использование внешних раздражителей (световых мигалок, сильных шумов) и «стрельба» из неустойчивых положений (примените батут или панцирную сетку кровати).

Берегите паза от лазерного излучения!




Проверьте полученные навыки на стрельбище и будете приятно удивлены результатами подчиненных. Кстати, бойцы СОБРа, с которыми проводились занятия с применением некоторых указанных методик, уже практически самостоятельно пришли к выводу об эффективности ведения одиночного огня в высоком темпе (40–70 выстр./мин). Правда, это противоречит КС СО-85, требующему вести огонь из автоматического оружия очередями.

Кроме того, используйте специальные мишени (рис.3) для тренировок с оружием с установленным ЛЦУ. Прицеливаясь, максимально быстро и плавно перемещайте «ровную мушку» по периметру мишени внутри контура. Можно устраивать соревнования: кто быстрее проведет «зайчик» без выхода за линии.

Развитие ночного зрения

Как правило, неуверенность действий солдат в ночных условиях связана с отсутствием элементарной тренированности. Старайтесь побольше проводить занятий в темное время суток. Для этого можно использовать любые возможности: подъем в темноте, проведение стрелковых тренировок при низкой освещенности. В конце концов, даже почистить картошку попробуйте в затемненном помещении (не оставьте часть без завтрака).

Ускорение адаптации зрения. Известно, что сужение зрачка до устойчивого уровня продолжается до 5 с, для обратного расширения после прекращения действия светового раздражителя требуется до 3 мин. Поэтому при выходе из светлого помещения посветите в глаза красным светом. Наблюдайте за местностью при пуске осветительной ракеты одним глазом, таким же образом поступайте при стрельбе трассирующими боеприпасами (для ведения огня из СВД и ПКМ используйте патроны 7БТ1 и 7Т2М с выносом начала трассирования), точно так же наблюдайте за фарами машин. Проверьте и отработайте эти приемы на стрельбище.

Улучшение ночного зрения. Используйте медикаментозные средства: за несколько дней до начала боевого применения вашего подразделения начните регулярный прием препаратов типа «Олиговит» и «Гексавит». В повседневной деятельности употребляйте побольше витаминов и микроэлементов с растительной пищей.

Обучение определению скорости целей при их фронтальном и фланговом движении

Очень эффективно применение в обучении милицейских скоростомеров. Рекомендую договориться с местным отделением ГИБДД, чтобы прислали специалиста с прибором. Измеряйте скорости любых движущихся объектов. После появления у бойцов некоторых навыков устраивайте опрос на точность действий. Постарайтесь отработать это упражнение в сумерках.

Развитие равновесия

В этом помогают следующие упражнения: длительное стояние на деревянном бруске, балансирование на доске, положенной на круглую опору, хождение по рельсу. В последнем случае, где-то на 10-м километре, наиболее способные бойцы смогут идти строевым шагом и бежать по рельсу.

Рекомендую проводить стрелковые тренировки в форме комплексных занятий. Например, при отработке темы «Ведение огня по появляющимся и движущимся целям» можно охватить практически все упражнения, перечисленные в данной статье. Уверяю, что занятие пройдет насыщенно и интересно, ваши бойцы будут действовать с азартом и даже в перекурах устраивать незамысловатые соревнования. Используя перечисленные приемы тренировок, не переусердствуйте, чаще консультируйтесь с врачом части, сделайте его своим союзником.

Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Я в свое время этим пренебрегла, из-за чего до сих пор мучаюсь:)

Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки)

Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше.

Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука.

Итак, упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению.

Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей

Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д.



После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7.

При этом руководствуемся следующим: для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать.

Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, и середину всего отрезка совпадала с серединой третьей части

Для деления на 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному выше. Делить отрезок на 5 и 7 сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться.

После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части

Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, или путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и паралеллограммы делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями.

Упражнения для развития глазомера Штриховка и тушевка в рисунке — что выбрать?

Первый урок фактически является тестом на глазомер, умение проводить линии – прямые и кривые, выполнять штриховку и т.д.Это, пожалуй, единственная не творческая работа, но она позволит вам понять, где стоит еще позаниматься и, соответственно, уделить большее внимание и время самостоятельным дополнительным упражнениям.

Для выполнения задания нам понадобятся два листа бумаги формата А4 и мягкий хорошо отточенный карандаш (лучше несколько карандашей различной твердости). Бумага может быть любой – для черчения, рисования или просто принтерной. Карандаши художники затачивают с помощью скальпеля или макетного ножа, это позволяет получить более длинный и тонкий стержень. Ластик использовать не будем, но опыт показывает, что новички себя чувствуют гораздо увереннее, имея его под рукой.

Все задания, и это в том числе, лучше выполнять на наклонной поверхности – это может быть мольберт или просто доска, опирающаяся нижним краем вам на ноги, а серединой – в торец стола (если вы сидите на стуле за столом).

Лист 1

Лист бумаги расположите горизонтально. Мысленно разделите его пополам. В левой половине сверху и снизу разместите по 7 точек. Точки не должны быть расположены в геометрическом порядке (на одной линии или в узлах регулярной сетки).

Верхние 7 точек (все возможные пары) соедините прямыми линиями. Не обязательно это делать одной идеальной линией, которая строго начинается и заканчивается в точке. Главное – линии должны быть прямые. В нижней части все точки соедините плавными кривыми линиями. Они могут делать любые изгибы и петли, но не должны иметь изломов и углов.
Зачем нам нужны эти навыки?
При рисовании различных предметов сначала проводят оси симметрии, намечают пропорции по ширине и высоте, затем с помощью прямых и кривых линий соединяют полученные точки.
В рисунке, а особенно если это рисунок фигуры или лица человека, очень важно соблюдать пропорции. При несоблюдении пропорций лица узнать лицо становится все сложнее.

Портреты Джонни Деппа с верными и нарушенными пропорциями лица. Использованы рисунки Игоря Казарина

Упражнение на развитие глазомера заключается с делении отрезков на равные части. В правой половине от руки рисуем 9 параллельных горизонтальных отрезков. Дальше на глазок делим их на равные части: верхний – пополам, второй – на 3 части, следующий – на 4 и так до 10 частей.

Лист 2

Как в карандашном рисунке передать полутон? Для этого есть два варианта – тушевка и штриховка. Что выбрать?
Тушевка – получение полутона путем сплошного наложения штрихов без пробелов между ними. При штриховке между отдельными штрихами есть промежутки, поэтому к этому способу предъявляются более строгие требования.

Сравним возможности тушевки и штриховки при выполнении утемняющейся шкалы.
Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Кроме тог о, тушевка карандашом проявляет текстуру бумаги или поверхности, на которой она лежит. Поэтому ее не стоит применять на бумаге типа акварельной или пастельной, если не стоит задача сделать текстуру бумаги видимой.
Тушевку использовать , безусловно, можно, но в ограниченном числе случаев – например, для передачи гладкой текстуры изображаемой поверхности.
Второй лист расположите также горизонтально. Делим лист мысленно пополам, левую половину еще раз пополам. В левой четверти тренируемся выполнять штриховку в различных направлениях – по прямой, по дуге и т. д. Сложность в том, что если рука опирается на ребро ладони или на палец, она начинает работать как циркуль, и штрихи получаются не прямыми.

В следующей четверти второго листа от руки рисуем шкалу из 8 ступеней и заштриховываем ступени с наращиванием интенсивности: первая – самая светлая, вторая – темнее и т.д. Следите, чтобы штриховка ступеней выполнялась строго в их границах – исключены как выход за границы, так и вариант, когда штриховка не доходит до рамки.
Для равномерного покрытия штриховкой больших площадей художники применяют так называемую «конопатку» – штриховку под небольшим углом (примерно 20°).

В правой половине на глазок строим квадрат, проводим в нем диагонали, вписываем в квадрат окружность, дальше в эту окружность вписываем еще один квадрат и еще одну окружность. На пересечении окружностей, квадратов и диагоналей получаем фигуры, которые надо заштриховать в разных направлениях с разной интенсивностью.


Top