Аниме тян нарисованная карандашом. Уроки рисования в стиле аниме

Уже нарисовал +224 Хочу нарисовать +224 Спасибо +3530

В этом подробном фото уроке вы узнаете как нарисовать собственного аниме персонажа простым карандашом на бумаге шаг за шагом. Урок состоит из 15 фото шагов.

Как нарисовать собственного аниме персонажа по шагам

  • Шаг 1

    Для начала немного разберем положение головы в три четверти.Рисование аниме персонажей обычно начинают с осей. На линии 13 должны быть расположены нос и рот, между линиями 11 глаза, в окружности 18 место для уха


  • Шаг 2

    Теперь разберем профиль вид сбоку.Тут все просто, между линиями 11 будут глаза, на линии 18 - рот, выше этой линии - нос, окружность 18 - место для уха


  • Шаг 3

    Выше, я разобрала 2 положения лица, но все же их труднее рисовать чем анфас (ИМХО), так что пожалуй начнем с него.Первое что мы делаем - это рисуем круг


  • Шаг 4

    Этот этап будет сложнее, нам нужно нарисовать подбородок, отметить линии 11 и 13, так же можно отметить где у вас будут глаза, расстояние между глазами примерно равно величине глаза, обратите на это внимание.


  • Шаг 5

    В этом этапе мы рисуем глаза, рот, нос и брови нашему персонажу


  • Шаг 6

    У некоторых людей не получается рисовать глаза, поэтому я разобрала их детально. Женские глаза:


  • Шаг 7

    Мужские глаза:


  • Шаг 8

    В этом этапе мы рисуем уши нашему персонажу,Так же на этом этапе можно подкорректировать линию подбородка


  • Шаг 9

    Вот несколько примеров ушей: 1.Обычные.2. Ухо вампира (демона)3-4 .Это эльфийские уши.5.Собачьи.6. Кошачьи.


  • Шаг 10

    Рисуем волосы нашему персонажу. Они должны распологаться выше линии головы.


  • Шаг 11

    Виды причесок:


  • Шаг 12

    Я думаю у вас нет проблем с рисованием прямых волос, так что разберем кудрявые:


  • Шаг 13

    Теперь можно обвести нашего персонажа черной ручкой /маркером / карандашом


  • Шаг 14

    Так же его можно раскрасить по вашему усмотрению

  • Шаг 15

    Помимо женского персонажа можно нарисовать и мужского, рисуется он практически так же.(подбородок у мужчин более вытянутый чем у женщин)


Аниме – это особая японская техника рисования. Рисунки в этом стиле отличаются от других жанров, прежде всего тем, как рисуется лицо и глаза. Есть разные виды аниме, к примеру, комиксы или манга. Также к нему относят популярный мультик про покемонов. Покемонв большое количество, но главным считается Пикачу, со своим хозяином. Рисовать героев в этом жанре довольно увлекательно, потому что картинка выходит контрастной, даже если рисовать обычным карандашом. Изображать глаза и лицо в стиле аниме несложно, потому что глаза обычно всегда большие, а овал лица можно делать приблизительным. У персонажей в этом жанре всегда разноцветная яркая одежда, с довольно простыми элементами, что облегчает процесс рисования. Главное чтобы цвета выглядели сочными и яркими. Если вы даже будете творить простым карандашом, стоит сделать картинку очень контрастной, практически без полутеней. В этой статье для начинающих вы научитесь поэтапно рисовать аниме простым карандашом.

Начальные контуры парня в стиле аниме

Когда Вы рисуете любую картинку поэтапно, необходимо на первом этапе правильно разметить контур вашего рисунка. Чтобы нарисовать мальчика, сначала нужно прорисовать его основные контуры.

Чтобы вам было легче, сделайте первичный контур из прямоугольных фигур, которые подходят по размеру частям тела. Сперва прямоугольник для головы, ниже контур для шеи. От нее опустите 2 дуги, они обозначат плечи. От левой линии плеча отведите еще одну линию, которая в будущем будет рукой парнишки. На краю линии руки изобразите кружок, он обозначит локоть. Затем продолжайте чертить руку, используя прямоугольники и простые линии. В конце правой линии плеча изобразите кружок для локтя, а затем отведите от него линии с прямоугольником для кисти. А уже теперь можете приблизительно обрисовать детали костюма вашего рисунка.

Рисуем овал лица

Форма лица в жанре аниме похожа на прямоугольник, который соединен с треугольником. Вам нужно изобразить, а затем соединить эти две фигуры, а затем удалить линию, которая сформировалась после стыковки. В результате у вас выйдет овал лица, с остро зауженным подбородком. На этом этапе можно добавить некоторые детали костюма.

Добавляем картинке больше деталей

Сейчас ластиком можете удалить все ненужные контуры, и приступить к их детализации. По тем линиям, что у вас получились, дорисуйте окончательную форму лица. Потом сверху лица нарисуйте дугообразный формы козырек, с круглым основанием для кепки. Теперь рисуйте уши и рядом с ними треугольники, которые будут изображать волосы. Начиная с рукава, по предыдущему контуру очертите руку. Затем необходимо выделить ноги и начертить воротник. В правой руке мы нарисуем Покемона. Для этого начертите прямоугольник – для туловища и окружность – для головы. Если картинка на данном этапе имеет точные пропорции, то самое трудное уже позади.

Заключительный этап рисунка

На данном этапе нужно научиться оформлять изображения деталями, главными из которых являются глаза и лицо. Вот с лица и стоит начать. Сделайте глаза крупной вытянутой вверх формы с большими черными зрачками. Рот изобразите в виде перевернутого треугольника, а рот крохотным. Эта техника используется для того, чтобы придать лицу людей форм и пропорций аниме.

Теперь прибавьте мелких деталей одежды: ремень, карманы, пуговицы. Не стоит забывать про футболку. Нарисуйте руки в перчатках из прямоугольников на кистях рук. Затем треугольники для волос “превратите” в сами волосы. Ластиком из контура для Пикачу удалите лишнее и нарисуйте обычное лицо, которое состоит из кругов. Добавьте хвост, руки и уши.

Разрисуйте полученное изображение

Ну и в завершении сделайте рисунок контрастным и ярким. Резкие, яркие цвета являются главной чертой рисунков в данном стиле. Можете затенить изображение простым мягким карандашом, только добавьте контрастных, ярких теней.

Видео уроки

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как нарисовать аниме девушку карандашом.

В наше время многие относятся к аниме как к виду искусства. Самое главное отличие, характеризующее данный стиль – это гипертрофированные особенности тел главных героев и существ, а именно: большие глаза, пышные (чаще всего яркие) волосы и вытянутые конечности. Тем ни менее этот стиль завоевал множество сердец по всему миру и многие хотят научиться рисовать аниме. В данном уроке вы узнаете, как в полюбившемся многим стиле нарисовать школьницу, девушку в купальнике, девушку-подростка и девочку. После этих уроков вы сможете нарисовать Аниме рисунки карандашом .

Перед началом обязательно прочтите о советах по рисование карандашом.

И так, давайте приступим.

Девочка в стиле аниме.

  1. Нарисуйте эскиз, используя геометрические фигуры, но обратите внимание на голову – дабы сохранить стиль, голова должна быть большой. Так в аниме изображаются молодые девушки и дети.
  2. Добавьте в эскиз фигуры, чтобы получить очертания тела
  3. Продолжайте вырисовывать тело девушки, используя геометрические фигуры, как показано на примере
  4. Добавьте волосы, одежду и аксессуары
  5. Прорисуйте мелкие детали, используя более тонкие инструменты для рисования
  6. Обведите контур вокруг рисунка
  7. Сотрите эскизные наброски
  8. Раскрасьте готовый рисунок

Школьница в стиле аниме.

  1. Сделайте набросок девушки, используя прямые линии и геометрические фигуры. Во-первых, нарисуйте окружность для головы. Добавьте угловую форму в нижней части окружности для подбородка и челюсти. Используйте короткую линию для шеи. Начертите изогнутую линию от шеи вниз, где будет находиться таз. Нарисуйте четыре заостренных формы для грудной клетки и добавьте линии для конечностей. Используйте треугольники в качестве основы для рук.
  2. Используйте нарисованный эскиз в качестве основы для тела девушки. Добавьте геометрические фигуры к рисунку, постепенно вырисовывая детали. Обратите внимание на пропорции в тех местах, где расположены суставы. Добавьте пересекающую линию от лица до грудной клетки. Это поможет вам в дальнейшем сохранить пропорции тела.
  3. Придумайте прическу для вашего персонажа. На данном примере изображена обычная причёска, которая рисуется очень легко с использованием раскосых штрихов. Помимо этого вы можете добавить цветок, заколку или любой другой аксессуар в волосы девушки.
  4. Решите, во что будет одет ваш персонаж. Раз уж мы рисуем школьницу – не будем далеко уходить от стандартов, изобразим стандартный пиджак, рубашку и юбку.
  5. Раскрасьте рисунок. Мы советуем вам выбрать нейтральные тона, которые хорошо сочетаются друг с другом. Не делайте рисунок слишком ярким, иначе это будет сильно бросаться в глаза.
  6. Основываясь на эти изображения, попробуйте нарисовать другую одежду для ваших персонажей, не отходя от школьной тематики.

Как нарисовать аниме (видео)

Девушка-подросток в стиле аниме.

  1. Нарисуйте эскиз, по которому будете строить дальнейшее изображение.
  2. Добавьте в эскиз фигуры, чтобы получить очертания тела.
  3. Продолжайте вырисовывать тело девушки, используя геометрические фигуры, как показано на примере.
  4. Добавьте волосы, одежду и аксессуары.
  5. Прорисуйте мелкие детали, используя более тонкие инструменты для рисования.
  6. Обведите контур вокруг рисунка.
  7. Сотрите эскизные наброски.
  8. Раскрасьте готовый рисунок.

Девушка в купальнике в стиле аниме. (Аниме рисунки карандашом)

  1. Сделайте набросок девушки, используя прямые линии и геометрические фигуры. Во-первых, нарисуйте окружность для головы. Добавьте угловую форму в нижней части окружности для подбородка и челюсти. Используйте короткую линию для шеи. Начертите изогнутую линию от шеи вниз, где будет находиться таз. Нарисуйте форму перевернутого купола для грудной клетки и добавьте больше линий для конечностей. Используйте треугольники в качестве основы для рук.
  2. Используйте нарисованный эскиз в качестве основы для тела девушки. Добавьте геометрические фигуры к рисунку, постепенно вырисовывая детали. Обратите внимание на пропорции в тех местах, где расположены суставы. Добавьте пересекающую линию от лица до грудной клетки. Это поможет вам в дальнейшем сохранить пропорции тела. С учетом того, что персонаж будет в купальнике, наметьте то место, где будет находиться грудь (используйте для этого две каплевидные фигуры). Обозначьте место пупка.
  3. Набросайте эскиз глаз. Расположите их условно, с помощью скрещенных линий. Добавьте маленькие изогнутые штрихи для бровей. Нарисуйте уголок для носа и изогнутую линию для рта.
  4. Определитесь с прической для вашего персонажа. Используйте изогнутые штрихи, если хотите, чтобы волосы были волнистыми. Уши изобразите в форме буквы «С», так, чтобы они выглядывали из-за локонов нашей героини.
  5. Обведите контуры тела и придумайте дизайн купальника. Стандартное решение – это купальник, состоящий из двух половинок.
  6. Подчеркните детали и сотрите эскизные наброски.
  7. Раскрасьте готовый рисунок.

Вот ещё несколько вариантов, которые можно использовать в данном направлении.

Как научиться рисовать аниме?


Герои аниме давно стали любимыми для миллионов подростков и молодежи по всему миру. Этот мультипликационный жанр, появившийся в Японии, сегодня очень популярен и имеет свои особенности. Если знать все нюансы, то научиться рисовать аниме совсем не сложно.

Изображение парня или девушки в таком стиле отличается от обычного рисунка большими, широко раскрытыми глазами, небольшим, малозаметным носом и ртом без вырисовывания губ. Кроме этого, у героев аниме длинные волосы в виде отдельных прядей и непропорционально длинные ноги.

1 этап: рисование набросков

В стиле аниме получаются очень милые девушки. Каждый начинающий художник может научиться рисовать женские изображения, придерживаясь определенных правил. Потребуется лист бумаги и простой карандаш.

2 этап: рисование лица

  1. В соответствии с нанесенной разметкой четко прорисовать верхнее веко, зрачок и радужку глаза.
  2. Зрачок у девушки аниме должен быть вытянут по вертикали, и иметь темный цвет.
  3. Радужка немного светлее.
  4. Нижнее веко не нужно тщательно вырисовывать, достаточно тонкой линии.
  5. Брови будут тонкими. Изобразить их нужно довольно далеко от глаз.
  6. Теперь нужно изобразить небольшой схематичный нос.
  7. Сразу под ним следует нарисовать рот в виде тонкой горизонтальной линии. Губы выполнять не нужно.
  8. На уровне кончика носа будут уши.
  9. Подбородок сделаем небольшим и заостренным.
  10. Теперь осталось наметить линию роста волос и изобразить пряди, распустив их или уложив в прическу.

3 этап: рисование тела

Переходим к телу. У девушки аниме нужно прорисовать:

  • тонкую шею,
  • изящные руки,
  • обозначить тонкую талию,
  • линию бедер,
  • пышную грудь.
  • ноги будут стройными и необыкновенно длинными.

Нужно придумать одежду и изобразить ее на теле. Тело, в отличие от головы, выполняется по правилам классического рисунка.

Когда все детали рисунка стали четкими и выразительными, можно стирать лишние линии и приступать к раскрашиванию. В образе героев аниме всегда присутствуют контрастные цвета, яркие детали. Волосы могут быть любых, даже самых неожиданных цветов. То же самое можно сказать об одежде. При рисовании аниме не нужно затемнять и высветлять отдельные участки.

Перед вами несколько поэтапных линейных построений героев манги для упражнений в рисовании и раскраске. Обратите внимание на причёски — причёски героев являются своеобразной торговой маркой манги — зачастую герои узнаются только по причёскам:

1. 2.

3. 4.

Sasami Kawaii

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

Son Goku

1. 2. 3. 4.

5. 6.

7. 8.

3. 4.5.

6. 7. 8. 9.

Ash Ketchum

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8. 9.
http://members.tripod.com/~incomming/


1) Перед тем, как рисовать волосы, нарисуйте основу — голову, плечи, лицо и т.д.
Нарисуйте затылок, чтобы знать, где заканчивается голова.


2) Сейчас нарисуйте все невьющиеся части волос. Например, я нарисовала этой девочке прямую челку.
У вас уже должна быть идея, какую прическу вы хотите сделать своему персонажу. Хвостик, косички или распущеные волосы — иметь представление уже сейчас это хорошая идея (можете сделать грубый набросок если надо)


3) Это конец моих приготовлений к рисованию самих кудряшек. Я заплела волосы моей девочки в узлы (или оданго — называйте их как хотите) и добавила несколько прядей, чтобы создать впечатление, что волосы туго стянуты.
Вы не обязаны делать свои волосы также, как я, это лишь один из примеров, как приготовить ваш персонаж к кудрявому этапу.


4) Теперь начинаем завивать. Нарисуйте несколько изогнутых линий, которые будут изображать заднюю цасть первого завитка. Мой завиток разделился на тонкую и толстую части, но вы можете делать один толстый, если хотите.


5) Теперь нарисуем переднюю часть. Сделайте легкое закругление на одной стороне, чтобы придать некоторый вес и толщину. Убедитесь, что вы закрыли линии нарисованные в 4 шаге, чтобы получился законченый завиток.


6) Нарисуйте заднюю часть второй кудряшки. Т.к. эти волосы будут очень свободными и «пружиноподобными», я оставляю достаточно места между завитками.


7) Нарисуйте переднюю половину завитка, на этот раз добавляя закругление за ним, в отличии от предыдущего завитка. Обратите внимание на разную толщину каждого завитка.


8) Сделайте еще один набор завитушек, на этот раз ближе друг к другу — если вы хотите сделать тугие кудри, то рисуйте их близко на всем протяжении вместо того чтобы оставлять расстояния как это делаю я.


9) Продолжайте делать завиток за завитком варьируя толщину и растояние между ними. Вы можете добавить несколько линий на заднюю часть завитка.


10) Продолжайте завивать. Убедитесь, что вы знаете, где остановиться (коротко это тоже хорошо!)


11) Закончите маленьким завитком.


12) Повторите весь процесс с другой стороны головы. Нарисуйте все передние кудри перед тем, как приниматься за задние.


13) Теперь приступим к задним. Если вы начинаете путаться, попробуйте рисовать их с меньшим нажимом карандаша. Это может помочь если кудрей много.


14) Это законченная версия со всеми кудряшками! Все еще не хватает нескольких мелочей. Давайте добавим их сейчас.


15) Просто добавьте несколько маленьких завитушек (типа тех, которыми мы заканчивали каждый ряд).
Наконец-то! Набросок готов!


16) Теперь обводка. Делайте линии разной толщины. Так же как на наброске, попробуйте делать передние ряды первыми, и делайте каждый завиток отдельно, чтобы не запутаться.


17) Это законченые обведенные кудри. Чередуйте тонкие и толстые линии.
Здесь я дорисовала персонажа, чтобы показать как будет выглядеть все изображение. Но вы можете нарисовать ваш персонаж полностью до того, как вы начнете делать кудри. Будет обидно, если после всей этой работы вам не понравится остальная часть картинки. ;р


18) Теперь вы можете добавить цвет!
Я использую для раскраски маркеры, слой за слоем добавляя все более темные оттенки для теней.
Т.к. это не урок по раскраске, я не буду говорить, что вам делать. Эксперементируйте или найдите урок.


Так выглядит картинка на текущий момент. Далека от завершения.
Надеюсь этот урок поможет вам понять, как я рисую кудрявые волосы своим персонажам.
Помните, что это лишь указания. Вы можете использовать их для практики и развития собственного стиля.
Удачи!

Перевод: Nancy aka Lalaokati

1.Давайте переходить к основам!
Что Вы делаете не так, как надо?

Возьмите например три точки А, В и С ниже.
На что Вы смотрите, когда рисуете прямую линию — В и изогнутую линию — С — В? На карандаш? Или на точки С или В?

Когда Вы рисуете картину, Вы должны видеть направление линии, которую Вы рисуете, смотреть не только на точку карандаша, а одинаково на все три точки А, В и С. Люди не могут рисовать формы должным образом если, они смотрят только на точку карандаша.

Затем, смотрите на 7 случайных точек ниже. Что Вы видите?
Только группа точек? Или Вы можете слабо различить форму?

Давайте пронумеруем точки наугад. Вы все еще не получили желаемой формы?

Давайте перенумеровывать точки, чтобы дать им, значения, за которыми ваши глаза автоматически следуют по форме. Те, кто может разобрать форму от смотрения на точки таким способом, способны рисовать формы.

Наконец точки соединены. Случайные линии соединяются, чтобы создать форму, талантливые люди при рисунке могут чувствовать скрытые линии в пределах картины и прослеживать их. Ваша способность рисовать формы зависит от того, действительно ли Вы можете визуализировать точки в правильном порядке.

2. Как нарисовать «хорошую картину? «

Что делает работу хорошей? Эскиз? Интересная деталь? Проект? Тема? Состав? Все эти компоненты важны, но если Вы хотите слышать положительные отзывы о вашей работе от других, Вы должны создать впечатление и передать ваши чувства. Другими словами, Вы должны быть способны связаться подсознательным способом с теми, кто видит вашу работу.
Начало, нарисуй квадратную коробку. Это — Графическое испытание.



В номерах 1-6, новая информация постепенно добавлялась к коробке. Количество информации, содержавшейся в рисунках, сделанных на уровне абсолютного новичка, отлично: от простой коробки до продвинутой. Это иллюстрировано различием между номером 1 и 8.

Наблюдатель (человек, который поставил задачу нарисовать коробок), ожидал бы увидеть только то, что спрашивал, квадратная коробка номер 6 — 8 превышает эти ожидания. Вы не можете сказать, что номер 6 — 8 — ошибки. Эффективный ключ — показать индивидуальную интерпретацию.

Необходимо дать рисунку элемент неожиданности и включить дополнительную информацию в него, которое делало бы его более интересным. Конечно, чтобы сделать это, Вы должны быть способны к эскизу. Но вдобавок ко всему, Вы должны также придумать интересную тему, позу персонажа и проект.

Хотя персонаж в примере 9 и 10 является одним и тем же, Вы можете видеть, как они отличаются не только по проекту, но также и по индивидуальности. Это — подсознательная предпосылка в мнении читателя о главном anime, и manga персонаже, чтобы быть привлекательным. Это — то, что ожидается, добавляя глубину к их привлекательности. Мы можем удивить читателя, превосходя их ожидания, это является первым шагом когда кто — то говорит, что ваш рисунок «хорош», но реальное начало, когда они говорят, это «великолепно».

Вы можете также рисовать в соответствии с ожиданиями читателя подобно в журналах кружка.
Например, смотря на коробки, хотя аниматор может рисовать до уровня 8, этого не делает, потому что читатели ожидают видеть уровень 6 рисунка. Точно так же аниматор, вместо того, чтобы рисовать реалистичные иллюстрации, рисует manga с простыми линиями и создает подходящие персонажи типа Простого искажения (SD).

Прежде всего, рисуйте квадратные коробки.
Что? Снова!
Мы должны изучить основы!




Как рисовать с точной перспективой объясняется в специальных книгах, но Вам не обязательно рисовать с точностью подобно архитектору. Как только Вы привыкните к этому, Вы не будете долго рисовать или думать об исчезающей точке.
Рисуйте прямые линии от руки (без линейки и шаблонов). Рисуйте линию на чистом листе бумаги от одной точки до другой, воображая конечный результат в вашем сознании. Вы делаете то же самое с вашими эскизами, только в большем масштабе.

3. Прежде, чем Вы начинаете.
Начните рисовать! Но перед этим.

Это хорошо сказано, что Вы начнете рисовать, но что Вы собираетесь рисовать?
Вы овладели карандашом волей-неволей? Вы собираетесь рисовать RPG (Role Playing Game) персонажа? manga персонажа? Героя в борьбе? Или, Вы планируете рисовать иллюстрацию или эмблему? Диаграммы Основных Выражений персонажей? Не имеет значения если Вы рисуете — каракули. Только, удостоверьтесь, что Вы имеете конкретное образ персонажа, места и позы. Хорошие картины начинаются с проекта.
Как только это решено, Вы рисуете контур движения, чтобы создать общее изображение, в котором Вас не должны волновать чистота рисунка или есть ли достаточно места для ног на странице, хорошая картина имеет твердую схему. Это — первый шаг в эскизе

Теперь изложите в деталях контур!

Вообще, люди думают, что получить гармоничный эскиз очень трудно, если рисовать простые многоугольники. Действительно, когда Вы рисуете иллюстрацию, Вы не рисуете квадрат. Однако, Вы должны решить, в каком положении находится каждая часть тела. И когда Вы разберётесь с этим, Вы будете хорошо и быстро рисовать.

Пока Вы можете рисовать квадратные коробки, но скоро Вы будете способны рисовать персонажей.

4. Давайте переходить к основам

Пришло время подумать о размерах тела.

4. Shoujo Manga (Комичные Девочки)
Персонаж с очень тонкой талией и с длинными ногами. Для девочек, контуры тела определены пропорционально, но голова маленькая. Мальчики нарисованы почти также, но с более широкими плечами.

5. Смешной SD персонаж
Этот тип выглядит забавным с маленьким телом, но большими руками, ногами и головой.

6. Реалистичный тип.
Длина туловища, тела и ног пропорциональны — грубо те же самые Девочки, кроме преувеличенной узкой талии.

Рисунок персонажа отличается со стилем. Это — не просто изменение пропорции тела, в зависимости от того, является ли это manga или иллюстрацией, например, тот же самый персонаж будет иметь различные особенности. Сравните различные рисунки одного и того же персонажа ниже, особенно смотрите на способы, которыми были нарисованы глаза и руки. Вы замечаете, как некоторые детали были отрисованы подробно, в то время как другие были опущены.

5. Рисунок Деталей
Рисунок персонажа
Пока Вы смотрели на отдельные персонажи, но мультипликация или работа manga не могут быть произведены только с одним героем. Вы также должны уметь рисовать персонажей поддержки.
Так же смотрите на то, как рисовать персонажей поддержки. Вы должны выразить индивидуальность каждого с точностью. Есть две вещи, которые Вы должны сделать, заставьте ведущих героев выделиться и обеспечьте персонажей поддержки достаточной индивидуальностью, чтобы сделать их интересными. Думайте о личном фоне (их прошлое, их верования, их отношения с главным героем и т.д.) для каждого персонажа, и затем передайте эту информацию в работе через такие вещи как их выражения, прическа, костюм и принадлежности.


Персонажей номер 3 — 7 намного труднее рисовать, чем привлекательных главных героев. Рисунок старших людей вдохнёт жизненную реалистичность в вашу работу и персонажей.



Злодеи

1- Вражеский Советник: Волшебник (персонаж №1) Старик с согнутой спиной.
2- Вражеский Руководитель. Упрямый.
Его плечи являются более узкими, чем у Сильного Солдата на стороне Положительных героев.
3 — Вражеский Советник: плохая Ведьма (персонаж №2) тот же самый размер как у ведьмы на стороне Положительных героев, но она не стоит в женской позе.
4 – Вражеский руководитель номер 2. Голова выше чем у Героя, но худее чем Вражеский Руководитель. Привлекательный персонаж.
5- Женский вражеский персонаж
Властная поза независимый от меня тип жанра. Немного выше Героя.
6 — Вражеский Шпион. Обезьяний тип (Низкий с длинными руками)
Шаги подобно ниндзя.
7 – Монстр. Огромные руки подчеркнут его силу.
8 — Домашнее животное Вилленса
Никакое специфическое значение в истории не несёт.
В истории, чтобы подчеркнуть обработку дьявола.

6. Ищем подходящую позу.

Перевод: Alevtina

Шаг 1: Основы

1) Я начинаю рисовать с позвоночника, так как это помогает мне определить изгибы тела. Начинаю сверху и провожу плавную кривую в форме S вниз, к тому месту, где предположительно у нас конец позвоночника (копчик).

2) Потом набрасываю торс с деталями (головой, руками и контурами талии). Форму груди пока не намечаю, это только начало.

3) После получения хорошего упругого наброска тела, намечаем внешние границы грудей легкими кривыми линиями (красные линии). Не забудте наметить крошечные складочки кожи там, где руки и груди (подмышки) соединяются.

4) Начинаю добавлять детали. Объем груди можно показать направляющими линиями. Помните, что сиськи крепятсяк телу и если вы обведете контуром полностью всю массу груди, она будет смотреться сплошной массой с грудной клеткой, а не выпирающей.

5 и 6) В этих двух шагах я пробую определить место расположения сосков. В 6 пункте я использую небольшую уловку, чтобы определить центр каждой груди. В этом вам поможет представление груди как трехмерного объекта: проведите вертикальные линии, как бы делящие каждую грудь пополам, от подключичной ямочки через центр грудей и немного сходящиеся внизу у из основания. Помните: только плавные кривые линии!!!

7) Поскольку не бывает людей без жировых отложений, я рисую тело в 7 пункте с небольшими округлостями на бедрах и туловище ниже груди.

8) Грубый набросок большой груди на том же самом туловище. Использую тот же принцип для размещения сосков, только с поправкой: соски более массивные и бОльшего диаметра, и располагаются ниже из-за веса и объёма груди.

9) Маленькая грудь на том же туловище. Применяется то же правило: меньше грудь, соски меньше и располагаются выше.

Шаг 2: Ракурсы!

Женщина может быть крупной или маленькой, и грудь нужно стараться рисовать прапорционально. Даже в большинстве мультяшных стилей применяют это правило. На примере слева: груди похожи на бейсбольные мячи и выглядят отделёнными от туловища. Справа: они смотрятся гармонично. Помните, что если меняется изгиб тела, то и линия груди меняется. Тут я набросал небольшую схемку: заключил основные части тела как бы в коробки и расчертил серединными линиями, для наглядности. И запомните: сисек две , и надо каждую рисовать в отдельности, они никогда не сдавливаются в единую массу!

Когда руки подняты, груди немного растягиваются расходятся в стороны. Когда одна рука поднята, то груди будут располагаться немного на разных уровнях (ближняя подтянется вверх за рукой). Не забудьте наметить маленькие кривые линии под мышками, когда обе руки подняты над головой.

Шаг 3: Форма груди и Методы воздейсвия на нее!

Люди частенько забывают одну важную вещь: грудь сделана не из пластмассы! Она не твердая. Ее форма скорее как горка, чем как шар. Думайте о грудях, как о пузыре, наполненом водой: когда пузырь висит свободно, он походит на маятник, но если вы надавите на грудь, то получите вмятину в месте надавливания и увеличение объма по краю вдавливания.

Даже некоторая одежда может сдавить грудь или заставить её выпирать в различных местах. Груди не бывают округлыми всё время и редко бывают округлыми вообще. (Если конечно, они не из силикона).

На схемке вниху я показываю, как движения рук влияют на изменение формы груди. На левой — груди в покое. Справа — их сжали, или надавили. Вертикальная складка между грудью и туловищем удлинняется, грудь прижата к телу.

Шаг 4: Подсказки

Слева направо — маленькая, средняя и большая грудь. Последний рисунок — это то, какой грудь быть не должна. Посмотрите внимательнее, красная линия под каждой грудью обозначает складочку кожи между грудью и грудной клеткой. Самая крайняя грудь справа почти не имеет веса, поэтому и складки там нет. Но помните, что даже самая маленькая грудь имеет вес!

Расмотрим какого цвета бывают соски. Не нужно делать их очень розовыми. Они имеют тон тела, только более красноватые, коричневатые, оранжеватые.
По крайней мере, я ярко-розовых сосков не встречал.
(Прим. перев.: наивный автор, никогда не дергал девушек за соски))

Рядом: вид соска сбоку. Имейте ввиду, что соски не всегда торчат перпендикулярно груди. Как правило, они могут быть довольно плоскими и не выделяться, но иногда торчат очень дерзко!
(Прим. перев.: ага, какой-то опыт в этом деле у автора все же имеется))

Перевод: Хлоя

Как нарисовать аниме кошку

Шаг 1. Итак, начнем. Рисуем овал в качестве базы для головы. Затем рисуем лицевый направляющие линии. Они помогут вам пропорционально расположить детали мордочки. Добавляем небольшие детали носика, рта и глаз. Переходим к телу. Рисуем сердце вытянутой формы, это будет грудь нашей кошечки. От сердца проводим вниз две линии. Это будут передние лапки нашего котенка. После этого проводим две изогнутые линии по бокам, это задние лапки. Не забудем провести еще одну длинную изогнутую линию справа, хвостик.

Шаг 2. Начинаем шаг с оформления нижней части мордочки. Обозначаем выгнутыми дугами глаза. Далее проводим линии — зарисовки лапок и хвоста.

Шаг 3. Прорисовываем шерсть на грудке, хвосте. Добавляем детали на мордочке, ушах. Детализируем лапки.

Шаг 4. Добавляем усы, прорисовываем глаза. Детализируем ухо. Заканчиваем лапки и добавляем отметки на груди. Готово!

Шаг 5. Вот так выглядит наша кошка после стирания лишних линий. Итоговый вариант. Если хотите, можете не рисовать отметку на груди у или добавить что-то свое. Я постаралась сделать урок как можно проще.


Top