Картина большие глаза кто ее написал. Большие глаза маргарет кин

Маргарет Кин (Margaret Keane) - знаменитая американская художница, которая известна благодаря своим удивительным портретам женщин и детей с большими глазами .

Маргарет Д. Х. Кин родилась в 1927 году в Нашвиле, Теннеси. Её картины стали пользоваться популярностью в 50-х годах, но долгое время продавались под именем её мужа Уолтера Кина. Так как в те времена в обществе существовало предвзятое отношение к женскому искусству, и никто не воспринимал его всерьёз, то было решено выдавать за автора мужа художницы. Только в 1986 году, после развода и третьего брака, Маргарет Кин решилась и объявила, что все картины, автором которых до сих пор считался Уолтер, на самом деле написала она. Так как Уолтер отказался признавать этот факт, Маргарет подала на него в суд. После долгих разбирательств, судья предложил написать портрет ребёнка с большими глазами прямо в зале суда. Уолтер сослался на боль в плече, а Маргарет потребовалось всего 53 минуты, чтобы представить законченную работу. Суд признал автором всех картин Маргарет Кин и назначил выплату компенсации в 4 миллиона долларов. Четыре года спустя Федеральный апелляционный суд отменил компенсацию, но оставил авторство за Маргарет.

Тим Бёртон - известный режиссёр, который был впечатлён историей талантливой художницы, снял фильм, который назвал «Большие глаза», рассказывающий о жизни Маргарет Кин, её семьи и её картинах. Фильм вышел на широкие экраны в 2014 году, стал очень популярным, получил множество положительных отзывов и получил награду «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль».


С 2012 года Тим Бёртон (Голливуд) снимал фильм «Большие глаза»- историю о художнице Маргарет Кин (Эми Адамс), которая уже более 40 лет является Свидетелем Иеговы.
В известном журнале «Пробудитесь!» за 8 июля 1975 г.(англ) была опубликована ее подробная биография. Чуть ниже вы можете прочитать ее на русском.

Фильм «Большие глаза» 2014 –история.

С 15 января 2015 года в российском прокате появится фильм «Большие глаза» Тима Бартона. На английском языке премьера фильма запланирована за 25 декабря 2014 года. Наверняка, режиссер добавил в сюжет красок, но в целом это история жизни Маргарет Кин.

Так что, скоро многие люди в России будут смотреть фильм «Большие глаза»! В интернете можно посмотреть не только трейлер фильма «Большие глаза» картины Маргарет Кин. Но уже комментариях, читатели поделились ссылками, где можно посмотреть фильм онлайн «Большие глаза» видео.

Главная героиня фильма «Большие глаза» — известнейшая художница Маргарет Кин, которая родилась в штате Теннесси в 1927 году.

Маргарет Кин художник, приписывает вдохновение в искусстве глубокому уважению к Библии и близким отношениям со своей бабушкой. В фильме Margaret Keane - это душевная, порядочная и скромная женщина, которая учится стоять за себя.

В 1950-е годы Маргарет становится знаменитостью благодаря своим картинам, на которых представлены дети с большими глазами. В огромных количествах начинают тиражировать ее работы, они печатались буквально на каждом предмете.

В 1960-х художница решила продавать свои работы под именем Уолтера Кина, своего второго мужа. Который оказался наглецом, клеветником и обманщиком. Когда она обратилась к священнику, чтобы попросить совета, когда пришлось лгать, то священник сказал, что будет правильно слушать мужа во всем, так как он глава семьи. Героине фильма пришлось годами жить во лжи и страдать. Но после того, как она познакомилась со свидетелями Иеговы и они ей показали в Библии праведные нормы Бога, например, как Бог смотрит на ложь, ей стало понятно, как она должна поступать. По словам Маргатет Кин, правда очень сильно изменяет жизнь к лучшему. И истина помогла героине поступить правильно. У нее появилась уверенность, мужество и справедливость была восстановлена. Как сказала сама героиня, когда она стала Свидетелем Иеговы, она наконец-то нашла свое счастье. Вот как библейская истина меняет жизнь людей.

В фильме «Большие глаза» также можно, целых 3 раза, услышать имя Бога. Увидеть как Свидетели Иеговы проповедуют. как на них клевещут и как истина не смотря на это восторжествует.

Сегодня миллионы людей в мире могут рассказать свои, не менее интересные истории о том как изменилась их жизнь благодаря знаниям, полученным при изучении Библии.
Когда вы видите счастливых, улыбающихся людей, которые предлагают вам познакомиться с Библией, не торопитесь отказываться, может и ваша жизнь нуждается в изменениях в лучшую сторону.
И пусть улыбки этих людей не кажутся вам поддельными — эти люди (свидетели Иеговы) действительно счастливы. Они делают людей счастливыми — не верите, тогда попробуйте это проверить. Прочитайте чуть ниже, удивительную биографию этой художницы и вы узнаете больше интересных подробностей о ней и еще больше сможете понять эту премьеру «Большие глаза».

Биография Маргарет Кин

Ниже приводится биография Маргарет Кин, в известном журнале «Пробудитесь!» (8 июля 1975г, неофициальный перевод с английского)

Моя жизнь как известного художника.


ВЫ, возможно, видели картину задумчивого ребенка с необычно большими и печальными глазами. Вполне возможно, это было то, что нарисовала я. К сожалению, я была недовольна тем, как я рисовала детей. Я росла в южной части Соединенных Штатов в регионе, часто называемом «Поясом Библии». Возможно, именно эта окружающая среда или моя бабушка-методистка, но это привило мне глубокое уважение к Библии, хотя я знала очень мало об этом. Я росла, веря в Бога, но с большим количеством оставшихся без ответа вопросов.
Я была болезненным ребенком, одиноким и очень застенчивым, однако у меня рано обнаружили талант к рисованию.

Секрет больших глаз.
Большие глаза, почему?


Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог справедлив и добр?

Мой путь к популярности в мире искусства был тернистым. Было два разрушенных брака и много душевных мучений на этом пути. Споры, окружающие мою частную жизнь и авторство моих картин, привели к судебным процессам, размещенным на первой полосе картинам и даже статьям в международных СМИ.
Много лет я позволяла моему второму мужу называться автором моих картин. Но в один прекрасный день, не в состоянии продолжать больше обман, я оставила его и мой дом в Калифорнии и переехала на Гавайи.

После периода депрессии, когда я очень мало писала, я начала восстанавливать мою жизнь и позже снова вышла замуж. Один переломный момент произошел в 1970, когда газетный репортер устроил показ по телевидению соревнования между мной и моим бывшим мужем, которое состоялось на Юнион-сквер в Сан-Франциско, чтобы установить авторство картин. Я была совсем одна, приняв вызов. Журнал Life осветил этого событие в статье, которая исправила предыдущую ошибочную историю, где приписала авторство картин моему бывшему мужу. Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило мне ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести.
У меня все еще были вопросы о жизни и Боге и они принудили меня искать ответы в странных и опасных местах. Ища ответы, я исследовала оккультизм, астрологию, хиромантию и даже анализ почерка. Моя любовь к искусству побудила меня исследовать много древних культур и их основные положения, которые были отражены в их искусстве. Я прочитала тома по восточной философии и даже попробовала трансцендентальную медитацию. Мой духовный голод принудил меня изучать различные религиозные верования людей, которые вошли в мою жизнь.
С обеих сторон моей семьи и среди моих друзей я общалась с различными протестантскими религиями, помимо методистов, включая такие из христианских учений, как мормоны, лютеране и Сторонники объединения. Когда я вышла замуж за своего нынешнего мужа, католика, я серьезно исследовала эту религию.

Я все еще не находила удовлетворительных ответов, всегда были противоречия и всегда чего-то не хватало. За исключением этого (не имея ответы на важные вопросы жизни), моя жизнь наконец-то начала налаживаться. Я достигла почти всего, что я когда-либо хотела. Большая часть моего времени уходила на то, что я любила делать больше всего - рисовала детей (главным образом маленьких девочек) с большими глазами. У меня были замечательный муж и прекрасный брак, прекрасная дочь и финансовая стабильность, и я жила в своем любимом месте на земле, Гавайях. Но время от времени я задавалась вопросом, почему я не была полностью удовлетворена, почему я курила и иногда пила слишком много и почему я была так напряжена. Я не понимала, какой эгоистичной стала моя жизнь в моем стремлении к личному счастью.

Свидетели Иеговы приходили часто, каждые несколько недель, к моей двери, но я редко брала их литературу или не обращала на них внимания. Мне не приходило в голову, что однажды один стук в мою дверь может кардинально изменить мою жизнь. В то особое утро две женщины, одна китаянка и другая японка, появились на моем пороге. Когда-то до их прихода моя дочь показала мне статью о дне покоя, субботе, не воскресенье, и о важности соблюдения его. Это произвело такое впечатление на нас обоих, что мы начали посещать Церковь адвентистов седьмого дня. Я даже прекратила рисовать в субботу, думая, что делать так -это грех. Таким образом, когда я спросила одну из этих женщин у моей двери, какой день был днем покоя, я был удивлена, что она ответила - суббота. Дальше я спросила: «Почему Вы не соблюдаете его?» Нелепо, что я, белая, воспитанная в «Поясе Библии», ищу ответы у двух выходцев с Востока, которые были, вероятно, воспитаны в нехристианской среде. Она открыла старую Библию и прочитала непосредственно из Священных Писаний, объяснила, почему христиане больше не обязаны соблюдать субботу или различные другие особенности Моисеева закона, почему был дан закон о субботе и о будущем Дне покоя — 1 000 лет. Ее знание Библии произвело на меня такое глубокое впечатление, что я сама захотела далее изучить Библию. Я с удовольствием приняла книгу «Истина, ведущая к вечной жизни», которая, по ее словам, могла бы объяснить основные учения Библии. На следующей неделе, когда женщины возвратились, моя дочь и я начали изучать Библию регулярно. Это было одним из самых важных решений в моей жизни и привело к разительным переменам в наших жизнях. В этом исследовании Библии моим первым и самым большим препятствием была Троица, так как я полагала, что Иисус был Богом, частью Троицы, имея эту веру, которой внезапно бросили вызов, будто выбили почву из-под моих ног. Это было пугающим. Поскольку моя вера не могла удержаться в свете того, что я читала в Библии, я внезапно почувствовала более глубокое одиночество, чем я когда-либо испытывала прежде. Я не знала, кому молиться и появились сомнения даже в том, есть ли Бог вообще. Постепенно я убедилась из Библии, что Всемогущий Бог — Иегова, Отец (не Сын), и поскольку я училась, я начала восстанавливать свою разрушенную веру, на сей раз на истинном основании. Но поскольку мое знание и вера начали расти, начали усиливаться давления. Мой муж угрожал оставить меня и другие близкие родственники были чрезвычайно расстроены. Когда я увидела требования к истинным христианам, я искала выход, потому что я не думала, что смогу когда-либо свидетельствовать незнакомцам или идти от двери до двери, чтобы говорить с другими о Боге. Моя дочь, которая теперь училась в соседнем городе, продвигалась намного быстрее. Ее успех, фактически, стал другим препятствием для меня. Она так верила полностью в то, что она узнавала, что хотела стать миссионером. Планы моего единственного ребенка в далекой стране напугали меня и я решила, что должна защитить ее от этих решений. Таким образом, я начала искать недостаток. Я чувствовала, что если я смогу найти что-то, что эта организация преподавала, что не было поддержано Библией, я смогу убедить свою дочь. Имея столько знаний, я тщательно искала недостатки. Я закончила тем, что приобрела более чем десять различных переводов Библии, три соответствия и много других словарей Библии и справочников, чтобы добавить книги в библиотеку. Я получала странную «помощь» от своего мужа, который часто приносил домой книги и буклеты Свидетелей. Я детально изучила их, тщательно взвесив все, что они говорили. Но я никогда не находила недостатки. Вместо этого ошибочность доктрины Троицы, а также факт, что Свидетели знают и сообщают имя Отца, истинного Бога, также их любовь к друг другу и их строгая приверженность Священным Писаниям, убедили меня, что я нашла истинную религию. Я была глубоко впечатлена контрастом между Свидетелями Иеговы и другими религиями по вопросу финансов. В свое время мою дочь и меня крестили вместе с сорока другими 5 августа 1972 в красивом синем Тихом океане, день, который я никогда не забуду. Дочь теперь вернулась домой, таким образом, она может посвятить свой полный рабочий день служению как Свидетель здесь, на Гавайях. Мой муж все еще с нами и даже поражается изменениям в нас обоих.

От печальных глаз до радостных глаз

С посвящения своей жизни Иегове, в моей жизни произошло много изменений. Маргарет Кин, картины. Одним из первых было то, что я прекратила курить. Я фактически потеряла желание и потребность. Это было привычкой двадцати двух лет, выкуривая в среднем пачку или больше в день. Я отчаянно пыталась отказаться от привычки, потому что я знала, что это было вредно, но сочла это невозможным. Поскольку моя вера росла, текст Священного Писания в 2 Послании к Коринфянам 7:1, оказался, более сильным стимулом. С помощью Иеговы посредством молитвы и моей веры его обещанию в Малахии 3:10, была наконец полностью побеждена привычка. Удивительно, у меня не было абстиненции или любого дискомфорта! Другие изменения были глубоко психологическими преобразованиями в моей индивидуальности. Из очень застенчивого, замкнутого и ушедшего в себя человека, который искал и нуждался в долгих часах одиночества, когда можно было рисовать и расслабиться от моей напряженности, я стала намного общительнее. Теперь, я провожу много часов, делая то, что я раньше очень не хотела делать, разговаривать с людьми, а сейчас я люблю каждую такую минуту! Другое изменение было то, что я трачу приблизительно одну четверть времени, которое я раньше тратила на живопись, и все же, удивительно, я достигаю почти того же самого объема работы. Однако продажи и комментарии указывают, что картины становятся еще лучше. Живопись раньше была почти моей одержимостью. Я не могла не рисовать, потому что это рисование было для меня терапией, спасением и релаксацией, моя жизнь полностью вращалась вокруг этого. Я все еще очень наслаждаюсь этим, но склонности к ней и зависимости от нее уже не стало.

Неудивительно, что начиная с моего познания Иеговы — Источника всякого творчества, качество моих картин улучшилось, хотя время на их выполнения уменьшилось.

Теперь большая часть моего бывшего времени для живописи тратится на служение Богу, изучение Библии, обучение других и посещение пяти встреч для исследования Библии в Зале Царства каждую неделю. За последние два с половиной года восемнадцать человек начали изучать Библию со мной. Восемь из этих людей теперь активно учатся, каждый готов стать крещенным, а один крестился. Из числа их семей и друзей более тринадцати начатых изучений с другими Свидетелями. Это была большая радость и привилегия - иметь честь помогать другим узнать Иегову.


Было нелегко - бросить мое заветное одиночество, мой собственный распорядок жизни и много моего времени для живописи, и поставить на первое место, перед чем-либо еще, исполнение заповеди Иеговы. Но я была готова пытаться посредством молитвы и доверия искать помощи у Иеговы Бога, и я увидела, что каждый шаг был поддержан и вознагражден Им. Доказательство одобрения, помощи и благословения Бога, убедило меня, не только в духовном плане, но также и в материальном.


Оглядываясь назад, на свою жизнь, на свою первую живопись, сделанную, когда мне было приблизительно одиннадцать лет, я вижу большую разницу. В прошлом символические большие, печальные глаза, которые я рисовала, отражали озадачивающие противоречия, которые я видела в мире вокруг меня, и которые поднимали во мне столько вопросов. Теперь я нашла в Библии причины противоречий в жизни, которые когда-то мучили меня, а также ответы на мои вопросы. После того, как я получила точные знания о Боге и его цели для человечества, я обрела одобрение Бога, душевное спокойствие и счастье, которые приходят с ним. Это отражается в большей степени, в моих картинах, и многие замечают это. Печальный, потерянный вид больших глаз уступает место теперь более счастливому взгляду.

Мой муж даже назвал один из моих недавних счастливых портретов — дети, за которыми следят, «Глаза Свидетеля»!

Вот такая интересная и честная биография, которая была опубликована в журнале «Пробудитесь!». Вам понравилась биография? Мне очень! В этой биографии я нашел ответы на некоторые вопросы которые мы не увидим и не узнаем в фильме. Я также разместил некоторые фото картин Маргарет Кин, они тоже открывают во что Маргарет Кин верит — в прекрасный новый мир, где будет гармония как между людьми, так и животными!


В настоящее время Маргарет и ее муж живут в Северной Калифорнии. Маргарет продолжает читать Библию каждый день, ей сейчас 87 лет и теперь она имеет эпизодическую роль старушки, сидя на скамеечке.

С актрисой Эми Адамс на специальном показе фильма в Лос-Анджелесе, 9 декабря 2014 года, штат Калифорния. В фильме «Большие глаза» Адамс сыграла роль Кин. Обратите внимание, на значок у Маргарет Кин!


Here she is with actress Amy Adams at a special screening of the film in Los Angeles. Notice her JW.ORG pin. December 9, 2014 in Los Angeles, California.
Посмотрите еще, некоторые ее картины «Большие глаза видео»

Интервью и цитаты Маргарет Кин

А какие еще подробности вы знаете о Маргарет Кин?

ПОНРАВИЛОСЬ? ДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ СЕТЯХ!


С 2012 года Тим Бёртон (Голливуд) снимал фильм - историю о художнице Маргарет Кин (Эми Адамс), которая уже более 40 лет является Свидетелем Иеговы. В журнале «Пробудитесь!» за 8 июля 1975 г.(англ) была опубликована ее подробная биография.


Чуть ниже вы сможете прочитать ее на русском.

Фильм –история.

С 15 января 2015 года в российском прокате появится фильм «Большие глаза». На английском языке премьера фильма запланирована на 25 декабря 2014 года. Наверняка, режиссер добавил в сюжет красок, но в целом это история жизни Маргарет Кин. Так что скоро многие люди в России будут смотреть драму "Большие глаза"!

Здесь уже можно посмотреть трейлер на русском:



Главная героиня фильма «Большие глаза» - известнейшая художница Маргарет Кин, которая родилась в штате Теннесси в 1927 году.
Маргарет приписывает вдохновение в искусстве глубокому уважению к Библии и близким отношениям со своей бабушкой. В фильме Маргарет — это душевная, порядочная и скромная женщина, которая учится стоять за себя.
В 1950-е годы Маргарет становится знаменитостью благодаря своим картинам, на которых представлены дети с большими глазами. В огромных количествах начинают тиражировать ее работы, они печатались буквально на каждом предмете.
В 1960-х художница решила продавать свои работы под именем Уолтера Кина, своего второго мужа. Позже она подала в суд на своего бывшего супруга, который отказывался признавать этот факт и различными путями пытался отсудить право на ее работы.
Со временем Маргарет знакомится со Свидетелями Иеговы, что, по ее словам, очень изменяет ее жизнь к лучшему. Как она говорит, когда она стала Свидетелем Иеговы, она наконец-то нашла свое счастье.

Биография Маргарет Кин

Ниже приводится её биография из журнала «Пробудитесь!» (8 июля 1975г, перевод неофициальный )

Моя жизнь как известного художника.


ВЫ, возможно, видели картину задумчивого ребенка с необычно большими и печальными глазами. Вполне возможно, это было то, что нарисовала я. К сожалению, я была недовольна тем, как я рисовала детей. Я росла в южной части Соединенных Штатов в регионе, часто называемом "Поясом Библии". Возможно, именно эта окружающая среда или моя бабушка-методистка, но это привило мне глубокое уважение к Библии, хотя я знала очень мало об этом. Я росла, веря в Бога, но с большим количеством оставшихся без ответа вопросов. Я была болезненным ребенком, одиноким и очень застенчивым, однако у меня рано обнаружили талант к рисованию.

Большие глаза, почему?

Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог добр?

Всегда «Почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система.

Мой путь к популярности в мире искусства был тернистым. Было два разрушенных брака и много душевных мучений на этом пути. Споры, окружающие мою частную жизнь и авторство моих картин, привели к судебным процессам, размещенным на первой полосе картинам и даже статьям в международных СМИ.

Много лет я позволяла моему второму мужу называться автором моих картин. Но в один прекрасный день, не в состоянии продолжать больше обман, я оставила его и мой дом в Калифорнии и переехала на Гавайи.

После периода депрессии, когда я очень мало писала, я начала восстанавливать мою жизнь и позже снова вышла замуж. Один переломный момент произошел в 1970, когда газетный репортер устроил показ по телевидению соревнования между мной и моим бывшим мужем, которое состоялось на Юнион-сквер в Сан-Франциско, чтобы установить авторство картин. Я была совсем одна, приняв вызов. Журнал Life осветил этого событие в статье, которая исправила предыдущую ошибочную историю, где приписала авторство картин моему бывшему мужу. Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило мне ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести.

У меня все еще были вопросы о жизни и Боге и они принудили меня искать ответы в странных и опасных местах. Ища ответы, я исследовала оккультизм, астрологию, хиромантию и даже анализ почерка. Моя любовь к искусству побудила меня исследовать много древних культур и их основные положения, которые были отражены в их искусстве. Я прочитала тома по восточной философии и даже попробовала трансцендентальную медитацию. Мой духовный голод принудил меня изучать различные религиозные верования людей, которые вошли в мою жизнь.

С обеих сторон моей семьи и среди моих друзей я общалась с различными протестантскими религиями, помимо методистов, включая такие из христианских учений, как мормоны, лютеране и Сторонники объединения. Когда я вышла замуж за своего нынешнего мужа, католика, я серьезно исследовала эту религию.

Я все еще не находила удовлетворительных ответов, всегда были противоречия и всегда чего-то не хватало. За исключением этого (не имея ответы на важные вопросы жизни), моя жизнь наконец-то начала налаживаться. Я достигла почти всего, что я когда-либо хотела. Большая часть моего времени уходила на то, что я любила делать больше всего — рисовала детей (главным образом маленьких девочек) с большими глазами. У меня были замечательный муж и прекрасный брак, прекрасная дочь и финансовая стабильность, и я жила в своем любимом месте на земле, Гавайях. Но время от времени я задавалась вопросом, почему я не была полностью удовлетворена, почему я курила и иногда пила слишком много и почему я была так напряжена. Я не понимала, какой эгоистичной стала моя жизнь в моем стремлении к личному счастью.


Свидетели Иеговы приходили часто, каждые несколько недель, к моей двери, но я редко брала их литературу или не обращала на них внимания. Мне не приходило в голову, что однажды один стук в мою дверь может кардинально изменить мою жизнь. В то особое утро две женщины, одна китаянка и другая японка, появились на моем пороге. Когда-то до их прихода моя дочь показала мне статью о дне покоя, субботе, не воскресенье, и о важности соблюдения его. Это произвело такое впечатление на нас обоих, что мы начали посещать Церковь адвентистов седьмого дня. Я даже прекратила рисовать в субботу, думая, что делать так -это грех. Таким образом, когда я спросила одну из этих женщин у моей двери, какой день был днем покоя, я был удивлена, что она ответила — суббота. Дальше я спросила: «Почему Вы не соблюдаете его?» Нелепо, что я, белая, воспитанная в «Поясе Библии», ищу ответы у двух выходцев с Востока, которые были, вероятно, воспитаны в нехристианской среде. Она открыла старую Библию и прочитала непосредственно из Священных Писаний, объяснила, почему христиане больше не обязаны соблюдать субботу или различные другие особенности Моисеева закона, почему был дан закон о субботе и о будущем Дне покоя - 1 000 лет.

Ее знание Библии произвело на меня такое глубокое впечатление, что я сама захотела далее изучить Библию. Я с удовольствием приняла книгу «Истина, ведущая к вечной жизни», которая, по ее словам, могла бы объяснить основные учения Библии. На следующей неделе, когда женщины возвратились, моя дочь и я начали изучать Библию регулярно. Это было одним из самых важных решений в моей жизни и привело к разительным переменам в наших жизнях. В этом исследовании Библии моим первым и самым большим препятствием была Троица, так как я полагала, что Иисус был Богом, частью Троицы, имея эту веру, которой внезапно бросили вызов, будто выбили почву из-под моих ног. Это было пугающим. Поскольку моя вера не могла удержаться в свете того, что я читала в Библии, я внезапно почувствовала более глубокое одиночество, чем я когда-либо испытывала прежде.

Я не знала, кому молиться и появились сомнения даже в том, есть ли Бог вообще. Постепенно я убедилась из Библии, что Всемогущий Бог - Иегова, Отец (не Сын), и поскольку я училась, я начала восстанавливать свою разрушенную веру, на сей раз на истинном основании. Но поскольку мое знание и вера начали расти, начали усиливаться давления. Мой муж угрожал оставить меня и другие близкие родственники были чрезвычайно расстроены. Когда я увидела требования к истинным христианам, я искала выход, потому что я не думала, что смогу когда-либо свидетельствовать незнакомцам или идти от двери до двери, чтобы говорить с другими о Боге.

Моя дочь, которая теперь училась в соседнем городе, продвигалась намного быстрее. Ее успех, фактически, стал другим препятствием для меня. Она так верила полностью в то, что она узнавала, что хотела стать миссионером. Планы моего единственного ребенка в далекой стране напугали меня и я решила, что должна защитить ее от этих решений. Таким образом, я начала искать недостаток. Я чувствовала, что если я смогу найти что-то, что эта организация преподавала, что не было поддержано Библией, я смогу убедить свою дочь. Имея столько знаний, я тщательно искала недостатки. Я закончила тем, что приобрела более чем десять различных переводов Библии, три соответствия и много других словарей Библии и справочников, чтобы добавить книги в библиотеку.

Я получала странную «помощь» от своего мужа, который часто приносил домой книги и буклеты Свидетелей. Я детально изучила их, тщательно взвесив все, что они говорили. Но я никогда не находила недостатки. Вместо этого ошибочность доктрины Троицы, а также факт, что Свидетели знают и сообщают имя Отца, истинного Бога, также их любовь к друг другу и их строгая приверженность Священным Писаниям, убедили меня, что я нашла истинную религию. Я была глубоко впечатлена контрастом между Свидетелями Иеговы и другими религиями по вопросу финансов.

В свое время мою дочь и меня крестили вместе с сорока другими 5 августа 1972 в красивом синем Тихом океане, день, который я никогда не забуду. Дочь теперь вернулась домой, таким образом, она может посвятить свой полный рабочий день служению как Свидетель здесь, на Гавайях. Мой муж все еще с нами и даже поражается изменениям в нас обоих.

От печальных глаз до радостных глаз


С посвящения своей жизни Иегове, в моей жизни произошло много изменений.

Картина Маргарет Кин — "Любовь изменяет мир".

Одним из первых было то, что я прекратила курить. Я фактически потеряла желание и потребность. Это было привычкой двадцати двух лет, выкуривая в среднем пачку или больше в день. Я отчаянно пыталась отказаться от привычки, потому что я знала, что это было вредно, но сочла это невозможным. Поскольку моя вера росла, текст Священного Писания в 2 Послании к Коринфянам 7:1, оказался, более сильным стимулом. С помощью Иеговы посредством молитвы и моей веры его обещанию в Малахии 3:10, была наконец полностью побеждена привычка. Удивительно, у меня не было абстиненции или любого дискомфорта!

Другие изменения были глубоко психологическими преобразованиями в моей индивидуальности. Из очень застенчивого, замкнутого и ушедшего в себя человека, который искал и нуждался в долгих часах одиночества, когда можно было рисовать и расслабиться от моей напряженности, я стала намного общительнее. Теперь, я провожу много часов, делая то, что я раньше очень не хотела делать, разговаривать с людьми, а сейчас я люблю каждую такую минуту!

Другое изменение было то, что я трачу приблизительно одну четверть времени, которое я раньше тратила на живопись, и все же, удивительно, я достигаю почти того же самого объема работы. Однако продажи и комментарии указывают, что картины становятся еще лучше. Живопись раньше была почти моей одержимостью. Я не могла не рисовать, потому что это рисование было для меня терапией, спасением и релаксацией, моя жизнь полностью вращалась вокруг этого. Я все еще очень наслаждаюсь этим, но склонности к ней и зависимости от нее уже не стало.


Неудивительно, что начиная с моего познания Иеговы - Источника всякого творчества, качество моих картин улучшилось, хотя время на их выполнения уменьшилось.

Теперь большая часть моего бывшего времени для живописи тратится на служение Богу, изучение Библии, обучение других и посещение пяти встреч для исследования Библии в Зале Царства каждую неделю. За последние два с половиной года восемнадцать человек начали изучать Библию со мной. Восемь из этих людей теперь активно учатся, каждый готов стать крещенным, а один крестился. Из числа их семей и друзей более тринадцати начатых изучений с другими Свидетелями. Это была большая радость и привилегия — иметь честь помогать другим узнать Иегову.


Было нелегко — бросить мое заветное одиночество, мой собственный распорядок жизни и много моего времени для живописи, и поставить на первое место, перед чем-либо еще, исполнение заповеди Иеговы. Но я была готова пытаться посредством молитвы и доверия искать помощи у Иеговы Бога, и я увидела, что каждый шаг был поддержан и вознагражден Им. Доказательство одобрения, помощи и благословения Бога, убедило меня, не только в духовном плане, но также и в материальном.


Оглядываясь назад, на свою жизнь, на свою первую живопись, сделанную, когда мне было приблизительно одиннадцать лет, я вижу большую разницу. В прошлом символические большие, печальные глаза, которые я рисовала, отражали озадачивающие противоречия, которые я видела в мире вокруг меня, и которые поднимали во мне столько вопросов. Теперь я нашла в Библии причины противоречий в жизни, которые когда-то мучили меня, а также ответы на мои вопросы. После того, как я получила точные знания о Боге и его цели для человечества, я обрела одобрение Бога, душевное спокойствие и счастье, которые приходят с ним. Это отражается в большей степени, в моих картинах, и многие замечают это. Печальный, потерянный вид больших глаз уступает место теперь более счастливому взгляду.



Мой муж даже назвал один из моих недавних счастливых портретов - дети, за которыми следят, "Глаза Свидетеля"!


В этой биографии можно найти ответы на некоторые вопросы, которые мы не увидим и не узнаем в фильме.

Маргарет Кин сегодня

В настоящее время Маргарет и ее муж живут в Северной Калифорнии. Маргарет продолжает читать Библию каждый день, ей сейчас 87 лет и теперь она имеет эпизодическую роль старушки, сидя на скамеечке.


Эми Адамс обучается у Маргарет Кин в ее студии, в рамках подготовки к своей роли в фильме "Большие глаза".
Здесь Маргарет Кин в Музее современного искусства.

15 декабря 2014 года в Нью-Йорке.


" Отстаивай свои права, будь храбрым, и не страшись "

Маргарет Кин





" Я надеюсь, что фильм поможет людям, никогда не лгать. Никогда! Одна крошечная ложь может превратиться в ужасные, страшные вещи ."- говорит Кин в интервью Entertainment Weekly.

Цель этой статьи не в том чтобы призвать посмотреть фильм, так как в фильме ни слова не скажут, что она Свидетель Иеговы. В фильме история жизни Маргарет, до того как она стала Свидетелем. Но возможно, с помощью этого предстоящего фильма кто-нибудь из нас сможет начать хороший разговор с человеком об истине.

Подборка самых примечательных картин Маргарет Кин





















© All Media Company, обл., ил.

© The Weinstein Company, обл., ил.

© ООО «Издательство АСТ»


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

История грандиозного скандала. Самая великая афера в искусстве XX-го века

Предисловие

Фееричная слава художника Уолтера Кина в середине прошлого века потрясала. Его картины были необычайно популярны во всем мире. Репродукции его работ продавались практически во всех магазинах и на бензоколонках Америки и Европы. В студенческих и рабочих общежитиях висели плакаты с изображением картин. Открытки продавались во всех киосках. Уолтер зарабатывал миллионы. И причина успеха была понятна: он рисовал очаровательных детишек с огромными глазами – как блюдца. Одни критики называли «большеглазиков» китчем, другие – шедеврами. Но тем не менее именитые коллекционеры и музеи мира считали за честь приобрести эти полотна.

И как же была шокирована публика, когда узнала, что автором этих картин была жена Уолтера Кина. Она работала на него, как гастарбайтер, в подвале или в комнате с зашторенными окнами и закрытой дверью в течение многих лет. Этих прекрасных большеглазых детей рисовала Маргарет Кин. Устав от унижения, она подала на мужа в суд – заявила всему миру, кто настоящий автор работ. И выиграла, получив 4 миллиона долларов за моральный ущерб.

Невероятная история не оставила равнодушным знаменитого режиссера и почитателя таланта Кин Тима Бертона. В Голливуде он снял фильм о самой великой афере в мире искусства XX века. Картина выходит на российские экраны 15 января 2015 года.

«Сахарин, китч, безумие»

Невероятно огромные глазища, как блюдца, на лицах маленьких очаровательных детишек. Почему-то очень грустных. Со слезами на глазах. С мокрыми кошками на руках. Одетых в костюмы арлекинов и балерин. Одиноко сидящих в полях среди цветов. Невинные и потерянные. Задумчивые и строгие.

Такие трогательные картины с изображением печальных детей стали необычайно популярными во всем мире в 1950–1960 годах. Репродукции картин с грустными детьми тогда продавались практически во всех магазинах и на бензоколонках Америки и Европы. В студенческих и рабочих общежитиях висели плакаты, открытки продавались в каждом киоске.

Художественные критики к сентиментальным «большеглазикам» относились по-разному. Одни называли картины «восхитительными шедеврами». Другие – «простотой образов». Третьи – «артсенсацией». Четвертые – «безвкусной топорной работой».



Известный американский публицист, редактор и основатель издательства Feral House Адам Парфрей отозвался о картинах, вообще, тремя словами (хорошо, что не матерными): «Сахарин, китч, безумие».

А архиепископ Нью-Йорка, кардинал Тимоти Долан назвал картины всего лишь «плаксивым народным творчеством».

Но народ от этих большеглазых детей был без ума! Тогда эти работы выставлялись в галереях Сан-Франциско, Нью-Йорка, Чикаго, Нового Орлеана… Сегодня на них можно полюбоваться в самых престижных музеях мира: Национальном музее современного искусства в Мадриде, Национальном музее западного искусства в Токио, в Национальном музее современного искусства в Мехико, Музее изящных искусств в Брюгге, Музее изобразительных искусств в Теннесси, Капитолии штата Гавайи и даже в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Феерическая слава!


Невероятно огромные глазища как блюдца на лицах маленьких очаровательных детишек.

Почему-то очень грустных.

«Бред сумасшедшей»

30 лет автором чудесных творений считали Уолтера Кина. Голливудская актриса Джейн Ховард в 1965 году даже сделала такое неожиданное сравнение: «Если выдающегося джазового музыканта и композитора Говарда Джонсона все сравнивают с супервкусным мороженым, то Уолтера можно назвать „Большим Глазом искусства“».

«Кин делает потрясающие портреты! – восхищался другой почитатель таланта Уолтера – американский художник, издатель журналов и кинорежиссер Энди Уорхол. – Если бы это было не так, то у него не было бы столько поклонников».

Уолтера восхваляли в свое время очень известные американские художники Томас Кинкейд, Дейл Чихули и Лиза Франк. А такие звезды того времени, как американские актрисы из Голливуда Джоан Кроуфорд, Натали Вуд и Ким Новак, а также ведущий исполнитель рок-н-ролла Джерри Льюис даже попросили написать их портреты в этом тогда новом поразительном стиле.


«Кин делает потрясающие портреты!»

Энди Уорхол

Уолтер зарабатывал миллионы долларов в год. Жене – ни копейки.


Но Уолтер врал. Как выяснилось, его жена, гениальная художница Маргарет, как гастарбайтер, писала картины в закрытом подвале. Или в комнате с зашторенными окнами и закрытой дверью. Она добровольно отдалась в рабство для поддержания успеха своего мужа. А Уолтер, получив «продукт», всего лишь ставил внизу полотна свою подпись. Жена долгое время покрывала мужа, восхваляя его в статьях и интервью. Сам Уолтер свой успех называл «творческим союзом художников», один из которых просто смешивал краски, имея в виду свою жену. Любые же попытки супруги рассказать правду он называл «бредом сумасшедшей». Уолтер зарабатывал миллионы долларов в год. Жене – ни копейки. Все это время она была заложницей собственного таланта и тирании своего мужа.

Почему существует печаль если Бог благ?

Маргарет Кин родилась в 1927 году в штате Теннесси. Сейчас ей 88 лет. Для своих лет она выглядит прекрасно. Вот что она рассказывает о себе в своей короткой автобиографии:

«Я была болезненным ребенком. Часто чувствовала себя несчастной, одинокой. При этом я была и очень застенчивая. Рано начала рисовать…

Выросла я в южной части Соединенных Штатов в регионе, который часто называют „библейский пояс“ (англ. Bible belt – регион в Соединенных Штатах Америки, в котором одним из основных аспектов культуры является евангельский протестантизм. -). Возможно, это место повлияло на мою веру. А моя бабушка привила мне глубокое уважение к Библии, хотя я плохо разбиралась в религиозных вопросах.



Я была болезненным ребенком.

Часто чувствовала себя несчастной , одинокой.


Я выросла, веря в Бога, но поскольку я была любознательной от природы, то у меня было множество вопросов, которые оставались без ответов.

Меня мучили вопросы о смысле жизни. Почему мы здесь? Почему существуют боль, печаль и смерть, если Бог благ? У меня было много „почему“. Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах детей на моих картинах».



Домашний тиран заставлял ее писать картины и молчать.

«Я убью твою дочь, если ты откроешь тайну»

Маргарет вышла замуж за Уолтера Кина в 1955 году. Оба до этой встречи имели семьи. По собственному признанию, восемь из десяти лет ее брака с ним были самыми ужасными в ее жизни. Домашний тиран заставлял ее писать картины и молчать. Он хотел славы и денег.

В 1965 году их брак распался. Она ушла из дома в Сан-Франциско. И поселилась на Гавайях. В 1970 году вышла замуж в Гонолулу за спортивного писателя Дана Макгуайра.

Но при расставании Уолтер пригрозил Маргарет: если она перестанет рисовать для него, то он убьет и ее саму, и ее дочь от первого брака. Несчастная женщина поклялась, что будет продолжать тайно писать для него.

Своему новому супругу она призналась со слезами на глазах: «Ты – единственный, кому я могу поведать свою тайну. Я написала каждую из этих картин, каждый портрет с большими глазами создала я. Но никто, кроме тебя, об этом не узнает. И ты тоже должен молчать, потому что Уолтер – страшный человек».

Но пройдет время, и Маргарет сама захочет избавиться от своего унизительного рабства. Однажды она сказала себе: «Все, хватит! Хватит этой лжи. Отныне я буду говорить только правду».


Ты – единственный, кому я могу поведать свою тайну.

Глаза говорят о человеке больше, чем он сам о себе знает

Ее работы в период супружества с Уолтером, когда она жила в его тени, как правило, изображают печальных детей и женщин. И чаще всего – на темном фоне. Но после развода и переезда на Гавайи картины стали интереснее, ярче и радостнее. Это отмечают все почитатели ее таланта. В соцсетях она сейчас рекламирует свои картины как «Слезы радости» и «Слезы счастья».

«Вопросы о смысле бытия, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах моих детей на полотнах, – признавалась Маргарет в своей автобиографии. – Глаза для меня – всегда нечто подобие „координационного центра“ человека, ведь в них отражается и живет душа. Я уверена, что в них сконцентрирована духовная сущность большинства людей, и они – глаза – говорят о человеке больше, чем он сам о себе знает и что думают о нем окружающие. Надо только заглянуть в них глубоко-глубоко».


«Надо только заглянуть в них глубоко-глубоко ».


Если бы у Маргарет спросили, как к ней приходит вдохновение в то время, когда она жила с мужем-тираном, она скорее всего пожала бы плечами и ответила: «Не знаю». Картины просто лились из нее.

– Но теперь, – говорит она, – я знаю, как рождались все эти необыкновенные образы. Эти печальные дети, на самом деле, были моими собственными глубокими чувствами, которые я не могла выразить другим способом. Именно в их глазах я искала ответы на мучающие меня вопросы: почему в мире так много горя? Почему мы должны болеть и умирать? Почему люди стреляют друг в друга? Почему близкие унижают своих родных?

И тихо добавляет:

– И еще хотелось бы знать ответ, почему мой муж так со мной поступал? Он же вел себя как деспот. Почему на мою долю выпали такие страдания? Почему именно я оказалась в этом хаосе?



Эти печальные дети, на самом деле, были моими собственными глубокими чувствами .

«Когда я шла в спальню, то находила там мужа с проститутками»

Маргарет вела затворническую жизнь. Именно такое существование создал ей ее муж Уолтер. А сам он жил светской жизнью – бурной и развратной.

«Он всегда был в окружении трех или четырех девиц, – вспоминает Маргарет. – Они плавали обнаженными в бассейне. Девушки были пьяные и наглые. Видя меня, бросали обидные реплики. Случалось, что когда я после суток работы за мольбертом шла в кровать спать, то находила там Уолтера с тремя проститутками».

Были у Кинов в гостях и очень именитые гости. Например, их часто навещали звезды шоу-бизнеса: популярная американская рок-группа The Beach Boys, французский шансонье и актер Морис Шевалье, звезда кино-мюзиклов Говард Кил. Но Маргарет редко их видела, потому что занималась живописью по 16 часов в сутки.


Позже журналисты спрашивали у нее:

– Слуги знали, что происходит?

– Нет, дверь всегда была заперта, – мрачно отвечала она. – А шторы закрыты.

Газетчики были шокированы:

– Вы жили все эти годы с закрытыми шторами?

– Да, – с содроганием вспоминает Маргарет. – Иногда, когда к нему приходили его девицы, он выпроваживал меня в подвал. А когда его не было дома, то он, как правило, звонил каждый час, чтобы убедиться, что я не сбежала. Все эти годы я жила, как в тюрьме.

– Но знали ли вы о его делах? О том, что ваши картины он продавал за огромные деньги? – допытывались дотошные журналисты.

– Меня не волновало, что он делал, – пожимала она плечами.


Все эти годы я жила, как в тюрьме.

«У него была очень яркая жизнь».

Джоан Кин


А газетная хроника свидетельствует о бесшабашности Уолтера. Так, в Сан-Франциско его грубые выходки были отмечены в газетных статьях и заметках. Например, писалось о его стычке с владельцем яхт-клуба Энрико Бандуччи. Дело разбиралось в суде. Кина обвинили в хулиганстве, но адвокат добился оправдательного приговора.

Свидетели этого дела говорили, что Уолтер в общежитии избил женщину, бросил тяжелую телефонную книгу в Бандуччи, а потом «ползал по полу со шляпой, изготовленной из салфеток».

«У него была очень яркая жизнь», – посмеивалась его первая супруга Джоан Кин.

«Он ударил в живот моего единственного друга – собаку»

Во время одного из интервью у Маргарет спросили:

– Вам, наверное, было очень одиноко?

– Да, – согласилась Маргарет, – ведь муж не позволял мне иметь друзей. Если я пыталась ускользнуть от него, то он тотчас следовал за мной. У меня был единственный друг дома – собачка чихуахуа, я ее очень любила. Эта маленькая собачка так много для меня значила. А Уолтер однажды взял и пнул ее в живот. И приказал от нее избавиться. Мне пришлось отдать собачку в приют.

Муж был очень ревнивый и властный. Он однажды меня серьезно предупредил: «Если ты когда-нибудь расскажешь правду о себе и обо мне, я тебя уничтожу». И ударил меня по лицу. Он очень напугал меня. Я поверила в его угрозы: он мог сделать все, что хотел. Я знала, что среди мафиози у него было много знакомых. Он попытался ударить меня еще раз, но я сказала: «Там, откуда я родом, мужчины не бьют женщин. Если еще раз поднимешь на меня руку, я уйду». После этого он замолк.


«Если ты когда-нибудь расскажешь правду о себе и обо мне, я тебя уничтожу».

Уолтер Кин

Уолтер с каждым годом требовал, чтобы Маргарет делала все больше и больше картин.


Но Маргарет с сожалением констатирует, что она позволяла ему делать все остальное, что было еще хуже.

– Например, он приходил домой с вечеринок и тотчас требовал, чтобы я показала ему, что я нарисовала за время его отсутствия. И я безропотно подчинялась.

Уолтер с каждым годом требовал, чтобы Маргарет делала все больше и больше картин. Часто диктовал свои сюжеты, которые, по его мнению, могли иметь коммерческий успех: «Сделай один портрет с клоунским костюмом». Или: «Нарисуй двух детей на лошадке».

Вещий сон бабушки Уолтера

– Однажды у мужа появилась идея, что я создам огромное полотно, и этот «его» шедевр он повесит в штаб-квартире ООН или в Белом Доме. Точно не говорил, да и я и не спрашивала. Но дал мне жесткий срок – один месяц. Тогда я работала сутки напролет. Практически без сна.

Шедевр назывался «Завтра навсегда». На нем изображены сотни детей всех вероисповеданий с большими грустными глазами. Они стоят колонной, которая простирается до самого горизонта.

В 1964 году организаторы Всемирной выставки (Экспо (Expo) – международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений. – Ред. ) повесили полотно в свой павильон образования. Уолтер чувствовал себя на вершине успеха и очень гордился своим «достижением».


Уолтер чувствовал себя на вершине успеха и очень гордился своим «достижением».


В своих мемуарах он писал, что его уже умершая бабушка рассказывала ему о своем необыкновенном видении. Будто бы ей во сне явился сам Микеланджело и сказал, что он близкий друг семьи Кин, или даже как будто дальний родственник, и поставил свое имя на одном из «его» полотен. А уходя, Микеланджело произнес: «Шедевры вашего внука завтра и навсегда будут жить в сердцах и умах людей так же, как и моя работа в Сикстинской капелле».

Но, может, это был сон не бабушки, а самого Уолтера?


«Шедевры вашего внука завтра и навсегда будут жить в сердцах и умах людей так же, как и мои работа в Сикстинской капелле».

Уолтер не принадлежал к числу меланхоличных людей, каких он якобы изображал на своих полотнах.

«Наглый и жадный тип»

Уолтер Стэнли Кин родился 7 октября 1915 года в городе Линкольн, штат Небраска, США. Умер 27 декабря 2000 года в возрасте 85 лет. Он был старше Маргарет на 12 лет.

Уолтер был очень популярен у телерепортеров из-за своего эксцентричного поведения, манеры говорить о самом себе в третьем лице и не скрывать своего тщеславия и пренебрежения к окружающим. «Наглый и жадный тип», – так о нем отзывались журналисты.

Вот что о нем писал обозреватель The Guardian Джон Ронсон: «Уолтер не принадлежал к числу меланхоличных людей, каких он якобы изображал на своих полотнах». По словам его биографов – руководителя издательства Feral House Адама Парфрея и Клетуса Нельсона – он был жуткий пьяница. Больше всего на свете он любил себя и женщин. Ни одной юбки не пропускал. Много и без зазрения совести врал.


Вот как Уолтер вспоминал свою первую встречу с Маргарет в своих мемуарах 1983 года: «Марагарет подошла ко мне на открытой художественной выставке в Сан-Франциско в 1955 году. „Я люблю ваши картины, – сказала она мне. – Вы – величайший художник из всех, кого я когда-либо видела. И вы самый красивый. Жалко, что дети на ваших картинах такие грустные. Мне больно смотреть им в глаза. Я хотела бы попросить у вас разрешения прикоснуться к вашим картинам руками, чтобы почувствовать эту детскую грусть“. Но я категорично сказал ей: „Нет, никогда не прикасайтесь к моим картинам“. Я был тогда еще неизвестным художником. Да и еще пройдет много лет после этой встречи, пока меня станут принимать в лучших домах Америки и Европы».



Дальше Уолтер описывает момент их сближения с Маргарет. Рассказывает много интимных моментов. И, по его словам, на следующее утро после бурной ночи Маргарет якобы призналась ему: «Ты – величайший любовник в мире». Скоро они поженились.

Маргарет же вспоминает их первое знакомство совсем иначе: «Он силой затащил меня в постель, а утром сказал, что я буду его фиктивной женой и буду на него батрачить столько, сколько нужно – рисовать детей с большими глазами, потому что они хорошо продаются на рынке. А за несогласие пригрозил испортить мне жизнь: не дать рисовать для себя. Мне пришлось согласиться». Но через какое-то время призналась: «Вообще-то тогда он просто сочился очарованием. Он мог обаять кого угодно».


«Вообще-то тогда он просто сочился очарованием. Он мог обаять кого угодно».

Жизнь домашнего тирана

Уолтер рос в семье, где было еще десять детей. Его отец Стэнли Кин родился в Ирландии, а его мать была из Дании. Дом Кинов находился рядом с центром Линкольна, где в основном делали деньги на продаже обуви. Он тоже занялся этим бизнесом. В начале 1930-х годов Уолтер переехал в Лос-Анджелес (штат Калифорния), где закончил городской колледж. В 1940-х годах переехал в Беркли со своей невестой Барбарой. Оба были брокерами по недвижимости. Занимались продажей домов.

Их первый ребенок – сын – умер вскоре после рождения в больнице. В 1947 году у них родилась здоровая девочка Сьюзан Хэйл Кин. Уолтер и Барбара купили огромный дом, спроектированный известным архитектором Джулией Морган, которая в свое время спроектировала замок Херста (Hearst Castle).


В 1948 году семья Кинов путешествовала по Европе. Жила в Гейдельберге, потом в Париже. И именно во французской столице Уолтер стал изучать искусство, живопись, в первую очередь, ню. Его жена Барбара училась кулинарии и изучала дизайн платьев в различных модных домах в Париже. Когда они вернулись домой в Беркли, занялись другим бизнесом. Они придумали обучающие игрушки Susie Keane Puppeteens, которые учили детей говорить по-французски, а также для обучения использовали граммофонные пластинки и книги. Самая большая комната в их доме – «банкетный зал» – стал мастерской, где расположился по сути сборочный конвейер по изготовлению игрушек – деревянных кукол с различными искусно сделанными костюмами. Куклы продавались в таких дорогих магазинах, как Saks Fifth Avenue.


И именно во французской столице Уолтер стал изучать искусство, живопись, в первую очередь, ню.


Барбара Кин позже стала начальником отдела модного дизайна в университете Калифорнии в Беркли. А Уолтер Кин впоследствии закрыл свою контору по продаже недвижимости и компанию по производству игрушек с тем, чтобы все свое время посвятить живописи.

С Барбарой он развелся в 1952 году. А в 1953 году на одной из художественных выставок Уолтер встретил Маргарет. Она была замужем за Фрэнком Улбриш, от которого у нее была дочь Джейн. Вместе с Маргарет прожил десять лет. После развода с Марагарет Уолтер женился на своей третьей жене Джоан Мервин, урожденной канадкой. Жили в Лондоне. У них было двое детей, но и этот брак также закончился разводом.

«Моя душа была в шрамах»

Кин заявлял журналистам, что идея рисовать большеглазых детей пришла к нему, когда он учился живописи в Европе, будучи студентом.

«Моя душа была как будто в шрамах во время изучения искусства в Берлине в 1946 году – тогда мир отходил от ужасов Второй мировой войны, – с пафосом рассказывал он. – Память о войне и мучениях невинных людей была неистребима. Это читалось в глазах всех переживших этот кошмар. Особенно – в глазах детей.

Я видел, как детишки с огромными глазами на худых личиках боролись за остатки праздничной еды, выброшенной кем-то в мусорный бак. Тогда я ощутил настоящее отчаяние, и даже неистовство. В эти моменты я сделал первые карандашные наброски этих грязных, печальных, злых, оборванных жертв войны с их покалеченными умами и телами, с их спутанными волосами и вечным насморком. Там началась моя новая жизнь как художника, который рисует детей с большими глазами.


Память о войне и мучениях невинных людей была неистребима.



Ведь в детских глазах таятся все вопросы и ответы человечества. Я уверен, что если человечество будет смотреть глубоко в души маленьких детишек, то оно всегда будет идти по верному пути без всяких навигаторов. Я хотел, чтобы другие люди знали об этих глазах, поэтому я и стал их рисовать. Я хочу, чтобы мои картины достучались до ваших сердец и заставляли вас кричать: „Сделайте что-нибудь!“»

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5

Новейший фильм Тима Бертона ждут поклонники мрачного мастера, иногда любуясь подборкой очень больших, очень своеобразных, таких знакомых глаз.

Название фильма "Big Eyes". Он рассказывает историю мужа и жены - двух художников, Маргарет и Уолтера Кин, которые поднялись к славе в 1950-х и 60-х. Их тема была - дети и девушки с глазами, как у лани, сейчас они напоминают драгоценные моменты XX - го века. Те моменты, в которых эти глаза были символом ныне ушедшей эпохи.

Читая историю жизни и совместного творчества двух художников, понимаешь и чувствуешь жуткий характер героев картин - сладких-сладких, но демонических - кажется, они зеркало взаимоотношений Кина и его жены.

Однажды они оказались в суде, доказывая миру, кто был настоящим автором Big Eye. Было ли это Уолтер, публичное лицо царства Keane? Или Маргарет, домохозяйка, как утверждал ее муж, она не могла нарисовать даже закат?

Жизнь у Маргарет не была такой уж легкой, и она заговорила. "На протяжении многих лет я позволяла мужу приписывать себе мои картины. Но однажды, не в силах больше терпеть обман, я оставила его и мой дом в Калифорнии и переехала на Гавайи". В 1965 году, она получила развод. И в 1970 году она призналась на радио-шоу, что все «глаза» картин были ее.

В ответ, Уолтер сравнил себя с Рембрандтом, Эль Греко и Микеланджело, и сказал, что он был "изумлен" прокламаций Маргарет. Решение нашлось - художественная дуэль на глазах у судей. Но Уолтер не пришел! Он заявил, что у него травма плеча и писать он не может. А Маргарет, перед присяжными, спокойно и быстро - всего за 53 минуты, написала очередные Большие глаза, чем и завершила спор.

Суд постановил Уолтеру выплатить $ 4 млн в качестве возмещения ущерба в 1986 году.

Там было много интересного в этой истории, и думается, лучше посмотреть фильм, премьера которого - ура(!), постепенно приближается! Тим Бертон обещал ее на Рождество и недавно подтвердил свое обещание.

Ждем фильм, в котором будет история тревожная, романтическая и, говорят, просто жуткая. И в полной мере насладимся биографической работой Бертона, в ролях: Эми Адамс и Кристоф Вальц.
Надеюсь, у нас тоже "Big Eyes" появится в кинотеатрах в декабре этого года.


Но насколько эти работы хороши? Тогда Адам Parfrey назвал их "сахарин, китч, безумие", епископ назвал их "плаксивое народное творчество". А в то время, покупатель продолжал поглощать в се, от открыток до больших полотен.


Сейчас многие критики называют эти работы восхитительными шедеврами, а картины Маргарет Кин находятся в государственных коллекциях по всему миру: Национальный музей современного искусства, Мадрид; Национальный музей западного искусства, Токио; Национальный музей современного искусства, Мехико; Musee Коммунальные Des Beaux-Arts, Брюгге; Теннесси Музей изобразительных искусств, Нэшвилл, Теннесси;Мемориальный музей Брукс, Мемфис, Теннесси; Capitol штата Гавайи, Гонолулу; Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и другие.


Итак, декабрь - месяц премьеры, и конечно, фильм должен быть потрясающим, ведь в той причудливой вселенной, создаваемой Тимом Бертоном с неподражаемым черным юмором, нет ни одного унылого момента!



Top