Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение. Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Полная картина жизни в романе

Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом».

Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может.

По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .

Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, " что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства. Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов.

Накануне Бородина Наполеон произносит: " Шахматы поставлены, игра начнётся завтра " . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: " Игра началась " . Далее Толстой показывает, что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не " игра " , а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения " .

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине: " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя: " Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперёд, не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. - Второе, - пропищал он. - Круши, Медведев! " ; " Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем, что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе. Вслед за нею - его грозный приказ: " Круши, ребята! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый, тоненький, нерешительный голосок " . Однако солдаты, " как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " (" как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе) - " все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение: " Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно, но вполне в духе толстовского представления о людях подвига: " - До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно: " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий, из сочетания " малого " и " великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины.

Нетрудно видеть, что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: " Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь " .

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал: " Нет, не Александр I был " спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ".

Платон Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона " мысли народной " .

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. " В полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира. Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его, князя Андрея, " счастливее и лучше " (а это всего важнее в жизни!) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " .

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: " Пока есть жизнь, есть и счастье " . Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: " Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Душевное спокойствие, уверенность в смвсле жизни Пьер обратает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть, просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер. Характкрно, что и солддаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том,что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны " .

26 . Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Элен. Их нравственно-психологический облик, своеобразие развития характеров.

Наташа Ростова и Марья Болконская

Четырехтомник Льва Толстого "Война и мир" - грандиозное по замыслу и содержанию произведение. Только действующих лиц в романе-эпопее более пятисот: от Наполеона, Александра 1, Кутузова до простых русских мужиков, мещан, купцов. Каждое действующее лицо в романе, пусть даже и второстепенное, интересно своей собственной, неповторимой судьбой, получившей особое значение в свете знаменательных событий.

И император Александр, и претендовавший на мировое господство Наполеон, и неграмотный крепостной мужик Платон Каратаев одинаково интересны автору как личности с неординарным, необычным мироощущением.

Говоря о "Войне и мире", нельзя, конечно, не сказать о главных героях романа: Андрее Волконском, Пьере Безухове, княжне Марье, семье Ростовых. Их внутренний мир, постоянная работа над собой, взаимоотношения с другими действующими лицами романа заставляют о многом задуматься.

О женских образах в романах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". Мне кажется, что Наташе Ростовой и княжне Марье подходит именно это определение, несмотря на всю его банальность.

Как не похожи кажутся на первый взгляд тоненькая, подвижная, грациозная Натаща и неуклюжая, некрасивая, неинтересная Марья Болконская! Наташа Ростова - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Княжна Болконская - унылая, непривлекательная, рассеянная девушка, которая и на замужество может рассчитывать только благодаря своему богатству.

Да и характеры обеих толстовских героинь нисколько не схожи. Княжна Марья, воспитанная на примере своего.гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство наследуются и дочерью. Наташе же свойственны доверчивость, непосредственность, эмоциональность. Старый граф Илья Андреич добродушен, простоват, любит посмеяться от души, в доме Ростовых всегда шумно и весело, много гостей, которые искренне любят этот хлебосольный дом. В семье Ростовых детей не просто любят естественной родительской любовью, но и балуют, не сдерживают их самостоятельность и свободу. 9

Взаимопонимание в этой семье удивительное, члены ее понимают друг.друга с полуслова, не оскорбляя даже маленьких Петю и Наташу подозрительностью или неуважением, чего никак не скажешь о князе Волконском по отношению к безропотной Марье. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела.

Наташино же существование лишь изредка омрачается смешными девичьими обидами. Мать Наташи - ее лучший друг. Дочь рассказывает ей обо всех своих радостях, печалях, сомнениях и разочарованиях. В их задушевных вечерних разговорах есть что-то трогательное. Близка Наташа и с братом Николаем, и со своей кузиной Соней. А у княжны Марьи все утешение - это письма Жюли Карагиной, которую Марья и знает больше по письмам. В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой м-ль Bourienne. Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Волконской становится всем в жизни: ее помощником, наставникам, строгим судьей. Временами ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чуждого.

Наташе такие мысли не приходят в голову. Она весела, жизнерадостна и полна энергии. Ее юность, красота, невольное кокетство и волшебный голос очаровывают многих. И действительно, Наташей нельзя не восхищаться. Ее свежесть, грация, поэтический облик, простота и непосредственность в общении контрастируют с напыщенностью и неестественностью манер светских дам и барышень. На первом же балу Наташа замечена. А Андрей Болконскии внезапно понимает, что эта юная девушка, почти девочка, перевернула всю его жизнь, наполнила ее новым смыслом, что все, что он раньше считал важным и необходимым, не имеет для него теперь никакого значения. Любовь Наташи делает ее еще прелестнее, обворожительнее и неповторимее. Счастье, о котором она столько мечтала, переполняет ее всю.

У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина, ждет любви и обыкновенного женского счастья, но княжна не признается в этом даже самой себе. Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях.

Мне кажется, что, несмотря на внешнее несходство, непохожесть характеров, данных не только природой, но и формировавшихся под влиянием тех условий, в которых жили Наташа Ростова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего. И Марья Волконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене.

Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе.

Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолием Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним и Всемогущим. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

По-моему, слово "женственность" во многом определяет человеческую сущность героинь Толстого. Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской.

Лев Толстой говорит о глазах своих любимых героинь особо. У княжны Марьи они "большие, глубокие", "всегда грустные", "привлекательнее красоты". Глаза Наташи "оживленные", "прекрасные", "смеющиеся", "внимательные", "добрые". Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и Марьи они и в самом деле являются отражением их внутреннего мира.

Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе толстовские героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, и Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей.

Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей жены и нежной матери. Конечно, можно не принять "заземления", "опрощения" поэтической и прелестной Наташи. Но она считает себя счастливой, растворившись в детях и муже, а значит, такое "опрощение" вовсе и не опрощение для Наташи, а просто новый период ее жизни. Ведь и сегодня еще спорят о назначении женщины, о ее роли в обществе. И толстовское решение этой проблемы, я думаю, - один из вариантов.

Поразительно влияние обеих женщин на своих мужей, их взаимопонимание, взаимоуважение и любовь.

Я считаю, что княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями. Даже больше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья, помоему, стали духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и нести свет, красоту и любовь людям.

Одной из важнейших проблем в романе «Война и мир» является проблема национального характера. В огне Отечественной войны 1812 года русский народ проявил, по мнению Толстого, все свои важнейшие черты. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всей нации в борьбе с французскими захватчиками. «Дубина народной войны», захватившая не только армию, но и поднявшая самые широкие народные слои, соединившиеся в партизанских отрядах, выявила в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Именно таким героем является Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик-партизан в отряде Денисова. Ему присуща смекалка и удаль, находчивость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что естественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его товарищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он действительно весь в движении, в порыве к действию: «быстро и легко вскочил», «побежал дальше». Ему присущ и своеобразный грубоватый юмор, позволяющий в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оптимизм, так присущих народному характеру. Как говорили о Тихоне, он был «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие нас черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так он убивает захваченного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слушать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».

И все же Толстой верит в том, что война не погубила лучшие, гуманные основы народного характера. Народ в целом – это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе Платоном. Именно он становится для Пьера на долгое время нравственным ориентиром. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон активен и во всем надеется на себя, то Платон отражает живущую в народе веру и покорность судьбе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а божьим судом», «Час терпеть, а век жить». Тихон грубоват и бывает крайне жесток, а Платон благообразен и добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его. Если Тихон – «человек войны», то Платон – несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Именно в нем воплотилась толстовская идея роевого начала как основы народной жизни. Она близка духу крестьянской общины, но возводится Толстым на уровень особой философии жизни. Именно эта каратаевская философия позволила Пьеру Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. А в целом идея сплочения – «Всем народом навалиться хотят!» - и есть то объединяющее начало, которое позволило России победить в войне, соединив все лучшее, что было в русском народе.

«Война и мир» представляет читателю героев, столкнувшихся с неожиданными жизненными перипетиями. Главными действующими лицами в произведении стали люди, чьи судьбы – лакмусовая бумажка эпохи. Сквозь образы героев автор преподносит вниманию аудитории собственную философию.

История создания персонажа

Толстой был уверен в том, что путь развития страны зависит не от желания конкретного правителя, а от воли народа. Духовная жизнь людей без званий и титулов определяет, каким образом закончится сражение и на чьей стороне будет триумф. Патриотизм играет важную роль в сложном противостоянии врагу в военное время. Гуманист и противник сражений, Толстой выступал против кровопролития. В сложные времена страну спасало не ораторское мастерство предводителей, а воля народа, отстаивавшего родную землю. Толстой верил в народный характер войны.

Проявляемая жестокость, желание мести становились аргументом для тех, на чью родину пришел враг. Партизанская война 1812 года захватывала сердце каждого русского человека.

Биография Тихона


Тихон Щербатый стал олицетворением партизан. Простой мужик из отряда Денисова, этот крестьянин оказался необходимым человеком. Выходец из села Покровское стал по-настоящему полезен отряду.

Внешность героя забавна. Прозвище оправдывается отсутствием одного зуба, что придает выражению лица хитроватый вид. В руках мужчины спорится любое дело. В полевых условиях ему нет равных: он разводит костер, добывает воду, сам делает посуду и готовит пищу. Противостояние захватчикам – истинное призвание героя. В отряде на нем лежит грязная работа. Поначалу он раскладывал костры и ухаживал за лошадьми. Его потенциал проявился позднее. Ночами лазутчик уходил на разведку и возвращался с трофеями в виде одежды французских солдат, приводил пленников. Спустя некоторое время Тихона перевели в казаки.


Мужчина передвигался пешком, но это не затормаживало его. Он шел наравне с кавалерией, неся мушкетон. Топор был главным орудием героя, символом жестокости и желания рвать врага зубами. Им солдат владел безупречно. В сражении герой выкладывался полностью. Крестьянин, которому жизнь сулила мирный труд, стал заступником для родной земли. Тихон Щербатый – воплощение мстителя, пример храбрости русских воинов.

Окружающие восхищаются удалью мужчины. Его уважают за ловкость и смекалку. Ловкие и быстрые движения помогали ему выделиться в бою, урвав победу. Даже речь персонажа имеет особую динамику. Он постоянно находится в движении. Впервые Тихон предстает перед читателем в момент падения в воду. Выбравшись из брода, он, не задерживаясь, бежит дальше. Людям, живущим в быстром темпе, сопутствует чувство юмора, и Щербатый не является исключением.


Биография Щербатого мало известна, так как он является эпизодическим героем. Герою автор противопоставляет , миролюбивого крестьянина. Народный мститель и добродушный миролюбивый солдат становятся противоположностями. Толстой восхищается энергичностью Тихона, но преимущество отдает Платону, ратующему за доброту, веру в бога и гуманизм.

Щербатый, в сравнении с Каратаевым, грубоват, его юмор суров. Любовь к богу уходит для него на второй план. Герой верит лишь в собственные силы и, в отличие от своего антагониста, не надеется на помощь свыше. При этом сам мужчина – не из числа вершителей собственной судьбы.

«Война и мир»


В романе Тихон Щербатый появляется на короткое время и упоминается в нескольких главах мимоходом. Ему выделена одна сцена, подробно рисующая образ персонажа. Вместе с другими представителями отряда герой отдыхает после военной деятельности. При разговоре мужчин присутствует юный . Щербатый рассказывает о том, как брал в плен французского солдата – «языка». Это подвиг, сродни тем, благодаря которым русские солдаты смогли выиграть сражение на Бородинском поле. Значение подобных поступков простых людей сложно недооценить. Благодаря им война обретала определенный ход.

Рассказ Щербатого сопровождается шутками, и поначалу все смеются над ними. Но, когда Петя понимает суть происшествия, юноше становится не по себе. Смерть противника Тихон воспринимает как должное. Подобное отношение к людям чуждо молодому Ростову. Оправданность убийства в романе объясняется необходимостью стоять за правое дело.

  • Тихон Щербатый относится к числу персонажей, отдельное внимание которым уделяют не все режиссеры, заинтересованные в экранизации романа. К подобным относится и Долохов. Постановщики, ограниченные эфирным временем и необходимостью уложить произведение в привычный зрителю хронометраж, часто избавляются от эпизодических персонажей.

  • Впервые Тихон Щербатый появился на экране в исполнении – в ленте « », вышедшей в 1965 году. В 1972 году постановщик Джон Дейвис пригласил Уилла Лейтона для работы над ролью. В одноименном проекте 2007 года, созданном Робертом Дорнхельмом, в образе Щербатого предстал Лех Дыблик. Телесериал 2012 года представил аудитории Дэвида Куилтера в облике русского солдата.

Top