Грег Кройц: Живопись маслом. Натюрморт, портрет, пейзаж, обнаженная натура и сюжетная композиция

Мы привыкли обвинять современное искусство в безыдейности и склонности к порнографии. Но так ли невинные старые классические картины, милые сердцу эстетам и ценителям целомудрия? При детальном рассмотрении среди полотен известных гениев живописи можно найти шедевры с откровенными сюжетами, способными заставить краснеть современных, видавших виды ценителей «клубнички». (Осторожно! Обнаженная натура).

«Леда и лебедь»

Если говорить о наиболее нескромном классическом сюжете, то заслуженную пальму первенства получит античная история о близости бога Зевса и прекрасной Леды. Согласно легенде, житель Олимпа явился к девушке инкогнито, в облике лебедя, но тем не менее умудрился вступить с ней в связь и даже завести потомство.

За последнее тысячелетие только ленивый не брался изображать сцену соития красавицы с птицей. Не миновала сия участь и великих — набивший оскомину сюжет эксплуатировали Буше, Микеланджело и даже Леонардо. Франсуа Буше в 1740 году предложил наиболее неприличную интерпретацию истории с демонстрацией анатомических особенностей, которые принято стыдливо драпировать.

Ранее предложил свое видение ситуации великий Микеланджело, который хоть и избежал излишней детализации, но все же не смог удержаться и изобразил пару прямо во время противоестественного межвидового соития.

На фоне всего этого картина Леонардо да Винчи кажется просто иллюстрацией к сказкам Пушкина для школьников младших классов. На его полотне все уже свершилось и Леда со скучающим лицом наблюдает, как из снесенных ею яиц вылупляются вполне здоровые годовалые малыши.

Нам эта идиллическая сцена кажется вполне приличной, но так было не всегда. Картины мастеров эпохи Возрождения были уничтожены в начале XVIII столетия престарелой фавориткой Людовика XIV маркизой де Ментенон как неприличные. Сегодня мы можем видеть весь этот разврат только благодаря поздним копиям.

«Брошенная кукла»

Французская художница Сюзанна Валадон творила в начале XX века. Она известна как автор множества замечательных картин, в основном воспевающих красоту женского тела в самых рядовых жизненных ситуациях. Несмотря на обилие обнаженных тел на полотнах художницы, лишь одно из творений Валадон вызывает у моралистов серьезные споры.

Картина «Брошенная кукла» в наши дни могла бы принести автору серьезные проблемы с педофилоборцами, но Валадон посчастливилось умереть в 1938 году, благодаря чему мы можем считать ее творение классикой. На картине изображена обнаженной совсем юная особа с начавшей формироваться грудью и детской прической с бантом.

История не сохранила для потомков описание этого полотна, но принято считать, что на нем изображено прощание с детством. Женщина с полотенцем, скорее всего, содержательница борделя, а ребенка готовят к встрече с первым в жизни клиентом. Название картине дала валяющаяся на полу кукла, очевидно, символизирующая сломанную судьбу. Впрочем, есть добряки, которые утверждают, что изображена мать, вытирающая дочь-подростка после купания.

«Похищение дочерей Левкиппа»

Великий голландец Питер Пауль Рубенс, известный своими прекрасными полотнами с тяжеловесными красавицами, в 1618 году представил зрителям свое «Похищение дочерей Левкиппа». На первый взгляд, между героями картины происходит удалая потасовка без всякого сексуального подтекста.

Но для тех, кто знаком с греческим мифом о братьях Диоскурах, совершенно очевидно, что раздетым блондинкам вовсе не до шуток. Второе название шедевра «Изнасилование дочерей Левкиппа» точнее отображает действие на картине.

В античной истории сыновья Зевса и Леды (смотри историю их странного рождения выше), Кастор и Поллукс, похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу и по старой доброй традиции, завещанной отцом, надругались над ними. Закончилось все вроде плохо — все умерли.

«Монах в кукурузном поле»

Если от Рубенса и Буше можно ожидать чего угодно, то сдержанный и склонный к религиозным сюжетам Рембрандт удивил. Хотя, в принципе, его небольшой, но мастерски выполненный рисунок «Монах в кукурузном поле» все же перекликается с духовной тематикой.

В центре композиции изображены католический монах и некая дама, предающиеся греху в миссионерской позе где-то среди сельскохозяйственных угодий. Пикантность сюжета даже не в том, что монах нарушает свой обет целомудрия, а в приближающемся слева человеке с серпом, благодаря которому вечер вот-вот перестанет быть томным.

«Неосторожность Кандавла»

Картина Уильяма Этти, носящая скромное нейтральное название, «Неосторожность Кандавла», изображает совершенно неприличную историю из « Истории» Геродота. Полное название этого полотна, написанного в 1830 году, раскрывает всю неоднозначность изображенной на ней сцены: «Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг, когда она ложится в кровать».

Сложно сказать, почему «отец истории» решил описать эту полупорнографическую историю в своем труде, но благодаря ей мы получили трудно выговариваемый даже опытными сексопатологами термин кандаулезизм. Суть этой сексуальной девиации заключается в потребности демонстрировать своего обнаженного партнера посторонним людям.

Именно такой момент изображен Этти на картине. Царь Кандавл решил тайком показать свою супругу Нису телохранителю Гигу, но его замысел был раскрыт женщиной. Ниса потребовала у Гига, чтобы тот убил или ее, или мужа-извращенца, после чего Кандавла цинично зарезали прямо в его спальне.

«Авиньонские девицы»

С полотна «Авиньонские девицы » гениальный художник Пабло Пикассо начинает свой переход к кубизму. Известно, что на создание картины художника вдохновил Поль Сезанн своей работой « Купальщицы». Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель» и многие считают, что на ней маэстро изобразил сценку из публичного дома в барселонском Готическом квартале.

Картина изображает пятерых обнаженных дам, которые в развязных позах ожидают своих клиентов. Мы долго думали о том, стоит ли включать эту работу в список пикантных полотен. Проще говоря, если изображенные на полотне геометрические распутницы будят в вас нескромные фантазии, то у нас для вас плохие новости. Но слова из песни не выбросишь и сюжет картины, для 1907 года, все же очень вызывающий.

«Арабский рынок наложниц»

Отличная картина французского классика живописи Жана-Леона Жерома, написанная в 1866 году, изображает сцену на восточном невольничьем рынке. Группа мужчин в богатых одеждах прицениваются к обнаженной рабыне, проверяя, судя по всему, правильность ее прикуса.

Сам Жером, вне всякого сомнения, знал толк в невольничьих рынках и их завсегдатаях, так как обожал Восток и не раз путешествовал в тех краях в поисках вдохновения. Современники находили «Арабский рынок невольниц » очень вызывающей работой и называли картину гимном похотливого доминирования мужчины над женщиной.

«Великий мастурбатор»

Великий сюрреалист Сальвадор Дали обожал неприличные картины и от его эротоманства нас спасает лишь манера написания его картин, знатно искажающая сюжет. Вот и с работой «Великий мастурбатор » не все так однозначно. Более того, если бы не название, никто бы и не понял о чем эта прекрасная картина.

Но, как бы там ни было, явно выраженный сексуальный подтекст в этом полотне есть. Лицо женщины в правой части картины, почти упирающееся в мужской гульфик, раздражало современников Дали и вызывало даже осуждение. Хорошо никто не знает, что изобразил мастер сюрреализма в центре полотна — возможно, там творится самый разнузданный разврат.

«Происхождение мира»

Созданная в 1866 году Гюставом Курбе картина с незамысловатым бытовым сюжетом не выставлялась более 130-ти лет из-за излишней анатомической достоверности. Более того, даже сейчас, когда удивить посетителей музея, в принципе, сложно, к этой картине приставлен отдельный охранник.

В 2013 году в СМИ появилось радостное известие — была найдена вторая часть картины, на которой видно лицо натурщицы. Тщательное изучение биографии автора и его ближайшего окружения позволило выяснить личность дамы. Так, небритая промежность оказалась собственностью Джоанны Хиффернан, любовницы одного из лучших учеников Курбе, Джеймса Уистлера. Вот такая вот трогательная история воссоединения.

Это далеко не единственные в истории живописи — во все времена классики любили завернуть что-нибудь эдакое, вполне в духе нашего раскрепощенного времени.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш

Обнажённая натура на протяжении всего существования изобразительного искусства занимала в нём особенное место. Происходит это по нескольким причинам, которые мы укажем в статье далее. Сразу же стоит подчеркнуть, что здесь представлены и описываются картины известных советских художников. Некоторые из имён художников могут быть вам знакомы, ну а другие могут стать для вас настоящим открытием, и вы захотите познакомиться с их творчеством поближе.

Юрий Ракша — Сон

Обнажённая живопись, как и скульптура, существовала во все времена и практически во всех странах. Связано это с тем, что такой вид изображения является практически основополагающим. Любой художник прекрасно знает, что изображение обнажённой натуры является основой основ при изучении строения человека. Прежде, чем научиться правильно изображать человека в одежде, в любой форме, позе и обстановке, необходимо научиться рисовать его полностью обнажённым. За этим процессом начинающий художник учиться изображать правильно пропорции тела человека, а также самые разные его части и нюансы.

Зинаида Серебрякова — Купальщица

Вопреки суждениям тех, для кого живопись — лишь красивые картинки, обнажённая натура вовсе не создана для того, чтобы возбуждать низшие желания человека. Такая живопись представляет или даже воспевает красоту человеческого тела, его совершенство, необычайное создание природы или высших сил. Зачастую художники изображают своих персонажей именно обнажёнными с той целью, чтобы показать их натуральность и естественность, их принадлежность природе или даже божественному миру. Совсем другой эффект, менее значительный, будет наблюдаться, если тех же персонажей нарядить в красивые одежды, так как предметы, которые созданы руками человека, отрывают персонажа от натуральности.


Александр Дейнека — Купальщицы

Обнажённая натура была присуща и художникам советского периода. Во времена СССР художники также создавали картины с нагими женщинами, и это никогда не считалось пошлостью, так как в профессиональном, серьёзном и высоком искусстве это вряд ли приемлемо. Создавая картину, художник задаётся более чистыми и глубокими идеями, чем просто потешить желание зрителя увидеть нечто запретное. Здесь вы сможете увидеть серию работ советских художников, чтобы оценить талант и профессионализм живописцев недавнего прошлого.


Александр Герасимов — Советская общественная баня А. Завьялов — Натурщицы на фоне драпировок
А. Ольхович — Обнаженная Александр Самохвалов — Обнаженная


Алексндр Дейнека — Натурщица В. Аракчеев — Сидящая женщина Владимир Стожаров — Баня. Стирающая женщина Михаил Божий — Обнаженная Илья Машков — Обнаженная

Продолжим новую рубрику, которую я назвала «Ретроспектива». Рубрика эта была открыта одной из недавних публикаций, . Это был апокрифический библейский сюжет, а сегодня мы рассмотрим сюжет канонический.

40. Ретроспектива: Лот и его дочери

Многим знакома библейская история о судьбе Содома и Гоморры и о спасшейся семье праведника Лота, но всё же надо конкретизировать некоторые детали, чтобы сюжет, нами рассматриваемый, стал до конца понятен.

Лот был любимым племянником праотца Авраама, который считается родоначальником всех евреев (и не только), а также духовным предком трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и мусульманства, в каждой из которых он особо почитаем. Авраам имел прямые контакты с Богом, и однажды Бог его предупредил о своём намерении покарать город Содом, где жил Лот с семьёй, а также и соседние города Содомского пятиградия, так как жители этого региона погрязли в крайнем разврате. При этом, если бы там нашлось хотя бы 50 праведников, то Господь бы пощадил эти города. Авраам стал торговаться, последовательно снизив эту цифру до 10, и, видимо, на этом успокоился, надеясь, что уж десять-то праведников на пять городов как-нибудь отыщутся.

Бог послал в Содом с инспекцией двух ангелов, и те, приняв облик прекрасных юношей, явились в дом Лота и объяснили ему цель своего визита. Тем временем у дома Лота собралось практически всё мужское население Содома. Лот вышел к толпе - мол, что вам нужно, зачем пришли? Они ответили, что, дескать, мы видели, как к тебе два симпатичных паренька пришли - так вот, выдай их нам, и мы их познаем, а иначе тебе несдобровать. Лот отвечал - не могу, они ведь мои гости - а знаете что? - у меня есть две дочери, девицы - давайте, я их вам отдам, и вы отсюда уйдёте. Но общественность не приняла предложения Лота, требуя выдать именно юношей.

Сейчас прослеживается явная тенденция, особенно в иноязычных источниках, подменить понятие «содомский грех» отличным от общепринятого. Например, во французском языке слово «содомия» (в последние десятилетия) стало означать совокупление с домашними животными. А некоторые толкователи так прямо и пишут: грех содомлян состоял в том, что они плохо относились к благотворителям (какую-то девушку за ее доброту прямо аж сожгли), загрязняли окружающую среду и вообще, вероятно, обижали представителей меньшинств. За это их Господь и покарал. Но мы ведь не купимся на эти новомодные толкования, не так ли? Источник есть только один: книга Бытия. А там сказано, что ангелы явились в образе юношей, а не, прости господи, баранов или ишаков. И ничего про якобы сожжённую девушку-волонтёра не сказано. Так что мы будем придерживаться традиционной версии, вполне объясняющей, за какие конкретно грехи были уничтожены эти города.

События возле Лотова дома убедили ангелов в том, что расследование и поиск десяти праведников - дело лишнее, и так всё понятно. В качестве превентивной меры они ослепили всех собравшихся у дома, а Лоту сказали, мол, собирайся, бери семью, кто там у тебя? жена, дочери? женихи у дочерей есть? - бери и женихов, и сваливаем отсюда, потому что мы всё вот это сейчас спалим. Лот, воспользовавшись тем, что супостаты, осадившие его дом, ослепли, быстренько сбегал к женихам дочерей, но те ему не поверили - мол, что у вас, папаша, за фантазии такие, вина, небось, перебрали... Ну, как говорится, была бы честь предложена.

Почему-то принято считать, что небесным огнём были уничтожены только города Содом и Гоморра. Это не совсем так. Вместе с ними сгорели города Севоим и Адма. И только один город Содомского пятиградия не пострадал - Сигор, или Цоар. Не потому, что там нашёлся-таки десяток праведников, а по личной просьбе Лота, так как именно туда он собрался бежать с семьёй. Может быть, и впрямь в Сигоре нравы были не столь испорчены - кто ж теперь достоверно скажет.

Эпизод бегства семьи Лота из Содома известен, вероятно, практически всем - ангелы не велели им оборачиваться на горящие города, но жена Лота обернулась и превратилась в соляной столп. Этот момент очень важен, ведь если не случилось бы этого прискорбного происшествия, то и темы для сегодняшнего разговора у нас бы не было.

Этот драматичный момент изображён на картине, которая предваряет основную подборку. Рафаэль Санти (Raphael, Raffaello Sanzio da Urbino, 1483 - 1520, Италия)
Бегство Лота из Содома. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.

Вот еще одна, более поздняя, гравюра на ту же тему.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 - 1872, Германия)


Как видим, девицы тащат целый тюк добра, с кувшинами и прочей утварью, и наверняка в мешок сложили семейные накопления - золото там, не знаю, или серебро - Лот-то был отнюдь не бедным человеком. Это важно для понимания последующих событий, где даже кувшины сыграют определенную роль.


Прибыв с дочерьми в Сигор, Лот понял, что оставаться в городке нельзя. Реально, опасно для жизни. Оно и понятно - в городе царила паника, там ведь прекрасно было видно, как горели соседние города, а Огнь Господень это вам не бытовой пожар! Да и нравы сигорских жителей вряд ли сильно отличались от содомско-гоморрских, так что шанс быть убитыми и ограбленными в создавшейся неразберихе у спасшейся семьи был весьма реален. Поэтому Лот принял решение: удалимся пока в близлежащие горы, там есть удобные пещеры, а потом видно будет. Так и поступили: нашли пещерку поприличнее и на скорую руку обустроили там свой быт. Наличие рядом уцелевшего Сигора, по всей видимости, выручало Лота и дочерей: где-то им же надо было покупать себе пропитание, а деньги у них стопудово были.

Некоторые толкователи трактуют последующие события примерно так: Лотовы дочери, мол, искренне полагали, что кроме них, никого на свете не осталось, всё сгорело, и все сгорели, и поэтому на них лежит ответственность за продолжение человеческого рода. Ну, конечно же, это не так. Сигор уцелел, они жили, видимо, совсем рядом, и, повторюсь, наверняка запасались там провизией. Народ там остался, и мужики были - но мы-то с вами уже знаем, каковы были предпочтения у этих мужиков. Вряд ли Сигор в этом плане отличался от Содома - ангелы ведь не спалили его лишь по просьбе Лота.

Так что получается, что девушки беспокоились о продолжении не человеческого, а именно своего рода. И их можно понять: их женихи сгорели в содомском огне, который всё продолжал полыхать на небосводе, а в единственном доступном городе шанс найти жениха равен нулю. «Папаша наш еще вполне в силе», - так, видимо, рассудили девчонки, - «и он наверняка способен продолжить наш род... а кто же может посодействовать этому благородному начинанию, как не мы?» Тем более, надо понимать, что в те времена понятия «инцест» не особо-то и существовало. Авраам, например, женился на своей единокровной сестре, а сестра Лота, Милка, вышла замуж за своего дядю - и ничего.

План девушек был таков: напоить папашу вином до бесчувствия - благо, кувшины взяли с собой, а вина можно купить в городе - самим, конечно, тоже для храбрости выпить, да и залечь с ним на ночь, сначала старшей, а потом повторить всё это с младшей сестрой. Ну, собственно, план свой они реализовали вполне себе успешно, обе забеременели, и в положенное время родили каждая по сыну. Одного назвали Моав, другого - Аммон. От них пошли моавитяне и аммонитяне. и, между прочим, столица Иордании совсем неспроста называется Амман (а все эти события происходили как раз где-то там поблизости)... но это всё-таки уже совсем другая история.

Начиная с позднего ренессанса, да даже с ренессанса высокого, когда «табу» на изображение обнаженного тела как-то само собой отпало, художники с радостью ухватились за сюжет «Лот и дочери». Пожалуй, на эту тему написано картин не меньше, чем про Сусанну и старцев, хотя в случае Сусанны это был гимн благочестию, а в случае дочерей Лота... история эта, конечно, при всех её рациональных толкованиях, всё равно выглядит несколько, скажем так, неоднозначной. Впрочем - судить не нам.

Картины будут упорядочены, как и всегда, по годам рождения художников, их написавших. Итак, приступим к просмотру.
Джакомо Пальма Старший, он же Пальма иль Веккьо (Palma il Vecchio, он же Jacopo Negretti, 1480 - 1528, Венеция)

Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer, около 1480 - 1538, Германия)


Здесь папа-Лот выглядит, в отличие от предыдущей картины, вполне вменяемым и осознающим свои действия...

Фрагмент картины


Ой, блин, ну и заварили же мы кашу...

Бонифацио Веронезе (Bonifacio Veronese, 1487 - 1553, Верона - Венеция)


Немного странная версия. Зачем нужны два амурчика, я еще могу понять, но почему один из них в маске?
И да, создаётся впечатление, что вторая дочь сидит с планшетом и постит происходящее в Инстаграм...

Лукас ван Лейден, он же Лука Лейденский, он же Лукас Хюйгенс (Lucas van Leyden, 1494 - 1533, Нидерланды)


А тут непонятно, что это там за народец на холме?

Георг Пенц (Georg Pencz, 1500 – 1550, Германия)


Ну да, именно такими, видимо, были тогда идеалы красоты...

Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys, ок. 1509 - 1575, Фландрия - Нидерланды)


А здесь девицы вполне по-современному смотрятся, особенно та, что слева.

Андреа Мельдолла, он же Скьявоне (Andrea Meldolla, 1510 - 1563, Италия)

Франс Флорис (Frans Floris, правильнее Frans «Floris» de Vriendt, 1520 - 1570, Нидерланды)


Здесь не столько Лот выглядит пьяным, сколько вторая сестра. Заскучала, видать, да и не рассчитала, перебрала.
И здесь же мы видим фигуру Лотовой жены в виде соляного столпа, хотя по идее там её быть не должно. Но - символ же...

Еще одна версия от Франса Флориса


А здесь папаша Лот совсем еще не стар, молодцом выглядит. Хотя и очевидно подшофе.

И еще раз Франс Флорис!


Что интересно, именно у Флориса изображена малосимпатичной страхолюдиной, а вот Лотовы дочери - вполне себе ничего.

Неизвестный художник XVI века, последователь Франса Флориса

Нравится эта картина, образы героев хорошо переданы. Девчонки участвуют в «вечеринке» без особого энтузиазма,
но и без брезгливости, знают на что и зачем идут. Отец, судя по всему, тоже всё прекрасно понимает.

Жак де Бакер (Jacob de Backer, 1555 – 1590, Фландрия - Нидерланды)


Опять видим соляной столп, который на самом деле возле Содома. Еще не раз на него полюбуемся.

Агостино Карраччи (Agostino Carracci, 1557 - 1602, Италия)

Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 - 1617, Нидерланды)


Вся легенда напрочь летит... Но до чего ж хорош Гольциус!
И лисичка здесь. Прямо Ларсом нашим фон Триером повеяло...
А летит легенда потому, что вот эта компания, которая изображена - они все всё прекрасно понимают, при этом настроены позитивно, иронично, и не хрен, типа, дурака вам валять, дорогие потомки с вашими толкованиями. Всё мы делаем правильно и без всяких этих ваших рефлексий.

Адам ван Ноорт (Adam van Noort, 1562 - 1641, Фландрия)

Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563 - 1639, Италия)


На двух картинах Джентилески изображен момент, по всей видимости, завершения «банкета».
Полагаю, что дочери Лота показывают одна другой зарево от горящих городов - мол, и всё
остальное тоже сгорит! И Сигор сгорит! Так что - всё правильно мы, сестрёнка, сделали!

Йозеф Хейнц Старший (Joseph Heintz der Altere, 1564 - 1609, Швейцария)

Абрахам Блумарт (Abraham Bloemaert, 1564 - 1651, Нидерланды)


Старый Лот, конечно же, был не столь пьян и всё понимал

Лазарус ван дер Борхт (Lazarus van der Borcht, 1565 – 1611, Фландрия)

Не забываем: в каждое время был свой идеал женской красоты

Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael или Uytewael, 1566 - 1638, Нидерланды)


Ну, Юттеваль всегда хорош, вне зависимости от сюжета.

Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 - 1625, Нидерланды)
Лот с дочерьми на фоне Содома и Гоморры

Ян Мюллер (Jan Harmensz Muller, 1571 - 1628, Нидерланды)

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)


Рубенсовский Лот совсем уж в невменяемом состоянии.

Джованни Баттиста Караччоло, он же Баттистелло (Battistello Caracciolo, 1578 - 1635, Италия)


Какая-то интересная композиционная задумка с коленками...

Филиппо Витале (Filippo Vitale, 1585 - 1650, Италия)

Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)

На первой картине Станционе - начало процесса спаивания Лота, а на второй - вечеринка уже в самом разгаре.
Девицы вполне стройны и смотрятся, можно сказать, по-современному. Впрочем, у него и Сусанна похоже выглядела.

Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590 - 1649, Франция)

Неизвестный художник XVII века, последователь Симона Вуэ

Гверчино, он же Джованни Франческо Барбьери (Giovanni Francesco Barbieri, 1591 - 1666, Италия)

Есть и ещё одна версия того же художника:

Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)

Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburch, 1594 - 1667, Нидерланды)

Соляной столп на обеих картинах Пуленбурга - это, видимо, образ матери как упрек девушкам. То-то они на второй картине запаниковали...

Хендрик Блумарт (Hendrick Bloemaert, 1601 или 1602 – 1672, Нидерланды)

Франческо Фурини (Francesco Furini, 1603 - 1646, Италия)

Андреа Ваккаро (Andrea Vaccaro, 1604 - 1670, Италия)

Джироламо Форабоско (Girolamo Forabosco, 1605 - 1679, Италия)

Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi, 1605 - 1687, Италия)

Пьетро Риччи (Pietro Ricci, 1606 - 1675, Италия)

Хендрик ван Сомер (Hendrick Van Somer, 1607 - 1655, Нидерданды)

Любен Божен (Lubin Baugin, 1610 или 1612 - 1663, Франция)

Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)

Неизвестный художник XVII века, Нидерланды


У той, что справа - всё ли в порядке со здоровьем?

Бернардо Каваллино (Bernardo Cavallino, 1616 - 1656, Италия)


Эти - они какие-то не совсем, чтоб современные - скорее советские.

Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617 - 1681, Нидерланды)


И дочка, и папаша как-то совсем уж карикатурно выглядят...

Фламинио Торре (Flaminio Torre, 1620 - 1661, Италия)

Джованни Батиста Лангетти (Giovanni Battista Langetti, 1625 - 1676, Италия)

Федерико Сервелли (Federico Cervelli 1625 - ранее 1700, Италия)

Ян Стэн (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626 - 1679, Нидерланды)

Лот здесь хорош! Да и дочки неплохи.

Пьетро Негри (Pietro Negri, 1628 - 1679, Италия)


Вторая дочка почему-то за кадром осталась

Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 - 1705, Италия) - две картины

Грегорио де Феррари (Gregorio De Ferrari, 1647 - 1726, Италия)

Маркантонио Франческини (Marcantonio Franceschini, 1648 – 1729, Италия)

и ещё его же версия:

Антонио Беллуччи (Antonio Bellucci, 1654 – 1726, Италия)

Йоханн-Михаэль Роттмайр (Johann Michael Rottmayr, 1654 - 1730, Австрия)

Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff, 1659 - 1722, Нидерланды)

Паоло де Маттейс (Paolo De Matteis, 1662 - 1728, Италия)

Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 – 1747, Нидерланды)

Франтишек Карел Ремб (Francisek Karel Remb, 1675 - 1718, Словения)

Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)

Тут все трое, похоже, совсем уже хороши!

Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1682 – 1752, Италия)

Франс ван Мирис Младший (Frans van Mieris II, 1689 - 1763, Нидерланды)

Неизвестный художник, конец XVII - начало XVIII века, Россия


В отечественной версии Лот совсем уж дряхл, как же он с задачей-то справился...

Неизвестный художник XVIII века

Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze, 1725 - 1805, Франция)


Вот и у Грёза все ни-мамы-ни-тяти. Как же они детей-то зачали, а?

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 – 1805, Франция)

Петер Йозеф Верхаген (Pieter Jozef Verhaghen, 1728 – 1811, Фландрия – Нидерланды)

И вторая версия Верхагена. Героини вполне узнаваемы.

Иоганн Готтгард фон Мюллер (Johann Gotthard von Müller, 1747 - 1830, Германия)


Тут, похоже, никто не комплексует, и все довольны.

Уильям Блейк (William Blake, 1757 - 1827, Великобритания)

Джузеппе Бернардино Бисон (Giuseppe Bernardino Bison, 1762 - 1844, Италия)

Самуэль Вудфорд (Samuel Woodforde, 1763 - 1817, Великобритания)

Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 – 1882, Италия)

Гюстав Курбе (Gustave Courbet 1819 - 1877, Франция)

Йозеф Ворличек (Josef Worlicek, 1824 - 1897, Чехия)

Доменико Морелли (Domenico Morelli, 1826 - 1901, Италия)

И на этом эпоха академизма в попытках изобразить Лота и его дочерей закончилась. Но сами попытки эти - вполне продолжились!

Константин Павлович Кузнецов (1863 - 1936, Россия - Франция)

Марк Захарович Шагал (1887 - 1985, Россия - Франция)

Исаак Гирше Грюневальд (Isaac Hirsche Grunewald, 1889 - 1946, Швеция)

Отто Дикс (Otto Dix, 1891 - 1969, Германия)

Ренато Гуттузо (Renato Guttuso, 1912 – 1987, Италия)

Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)


У Джекобса, как и у Гуттузо, всё вообще-то вполне реалистично выглядит.

Давид Беккер (1940, Украина)

Татьяна Григорьевна Назаренко (1944, Россия)
Лот и дочери - диптих

Стефано Пулео (Stefano Puleo, 1950, Италия)
Дочери Лота

А в завершение сегодняшней антологии предлагаю вернуться в начало истории с Лотом и дочерьми: к инциденту с осадой Лотова дома в Содоме. Немецкий художник Михаэль Хуттер (Michael Hutter, 1963) написал эпическое полотно «Лот предлагает своих дочерей жителям Содома». Смотрим.

Крупно - фрагмент, где Лот, собственно, их и предлагает.

Вот, на этом и закончим.

Обучая студентов классическому искусству, педагоги давно призывали художников работать с натуры. Ну, в нашем, западном мире; не знают, как в азиатском, но думаю - так же.
Студенты учатся рисовать, рисовать и лепить, наблюдая объекты, модели и сцены, которые они видят «в живую». Однако, работа с натуры — это не само собой разумеющееся.

Сегодня многие художники используют снимки. И вот здесь мы ступаем на скользкую почву. Если полагаться исключительно на фотографии, можно тратить свое время на воссоздание мировоззрения камеры, а не на свое собственно человеческое, индивидуальное, оригинальное - словом, на то, что есть один из столпов искусства.

1. Люди не так видят мир, как это делают камеры.

За миллисекунду камера может запечатлеть абсолютную детализацию, но в снимке не хватит глубины.
Например, на изображении ниже, от цветов на переднем плане до черепицы на заднем, все элементы сцены находятся в фокусе одновременно.

Можно только сказать, что некоторые объекты находятся позади других. Деревья и кустарники не кажутся трехмерными; они выглядят как плоские фигуры с рисунком листьев. Если вы сейчас в помещении - подойдите к окну и посмотрите, если читаете с экрана в парке - сделайте то же самое. Посмотрите на дерево. Вы видите объёмный круглый ствол, ветки раскинулись по большому пространству, они даже подчеркивают глубину неба.
Значит, мы превосходим камеру в глубине восприятия - оно трехмерно для нас и двухмерно для камеры.

2 И вот здесь играет роль одна наша способность. Вернее, ее отсутствие: мы неспособны сосредоточиться на более чем одной вещи за раз, поэтому, чтобы увидеть каждый элемент - надо подвигать глазами.

Эдгар Дега «s Кафе-концерт в Les Ambassadeurs (1876-1877). Смотрите, как он манипулирует степенью внимания в естественности позы.

Его интерес сосредоточен на лице и правой руке певицы, все другие фигуры написаны с мягкими краями и уменьшенным контрастом.


Вот и получается, что первый план мы считываем четко и резко, все остальное - мягко и слегка размыто, хотя никогда этого не осознаем. Когда мастер пишет с натуры, он не выделяет жёсткими линиями контуры второго плана.

Так получается с фотографии. Людей добавили к фону.

Микеле Дель Кампо. Работает как с фотографии, так и с натуры (значительно реже 😊 ). Получил множество художественных призов, среди которых премия BMW 2006 года, врученная королевой Испании Софией.

Микеле Дель Кампо

3. Мы можем изучить сцену с тенями и ярким светом и увидеть все в правильном свете благодаря движению нашего взгляда. И это очень, очень значимо.
Камеры, напротив, выбирают одну экспозицию, которая работает достаточно хорошо для всей сцены. В результате что-то неизбежно искажается, становясь слишком темным или слишком светлыми. Художники, работающие с фотографиями, часто копируют этот дефект, отмечая свои работы как фотографические, увы. Это сразу видно.


Меган Буди - американская художница. Работает в основном по фотографиям с цифровыми манипуляциями. 2009

На фотографии типичное искажение объектива - результат фиксированной точки обзора камеры и близости к объекту.
Стоя в том же месте, в реальной жизни, мы не так видим. Наши постоянно движущиеся глаза сталкиваются с крупными предметами и фигурами по частям, а не в целом.

4. Мы сканируем фигуру, фокусируясь и перефокусируясь несколько раз, и, когда фокусируется каждая новая область, предыдущая возвращается к размытому периферийному зрению.
Наш мозг связывает воедино эти многочисленные взгляды в единое, разумное целое.

Для нас при взгляде на живую лошадь не будет огромной передней половины и крошечного зада, и художник так не напишет. Он изобразит вот так:

О книге

Читать полностью

О книге
Незаменимое пособие по технике масляной живописи для знакомства с самыми разными жанрами: натюрмортом, портретом, пейзажем, обнаженной натурой и сюжетной композицией.

Многие живописцы ограничивают себя одним жанром. А художник и преподаватель Грег Кройц рассказывает, как помогают творческому росту навыки работы в нескольких направлениях. В каждой главе есть основы, применимые и к конкретному жанру, и к другим. В руководстве описаны универсальные методы, которые позволят расширить кругозор, выйти из накатанной колеи и попробовать себя в новом жанре.

В пошаговых разборах на примере своих произведений Кройц показывает, как навыки, приобретенные в одном жанре, помогают в другом. Обсуждение теории и практики масляной живописи станет руководством и источником вдохновения для создания успешных картин.

От автора
Любому живописцу знакомо это чувство. Стоишь перед мольбертом, изучая свое произведение: вроде бы и неправильного ничего нет, но что-то явно не так. Картина безмолвно взывает о помощи, но непонятно, что делать.

По моему опыту, когда неведомые силы увлекают произведение в сумрачные глубины и препятствуют всем попыткам вернуть его к жизни, пора заняться серьезными вопросами, отбросить все поверхностное и погрузиться в суть - основы.

А что такое основы? Скоро вы узнаете много прописных истин масляной живописи, но их нельзя собрать в охапку и бросить страждущей картине. Художник в таком безвыходном положении нуждается в основах основ!

К счастью, за 40 лет серьезных изысканий мне удалось их емко сформулировать.

Точность: убедитесь, что объект изображен предельно точно.

Композиция: организуйте сюжет в динамичную композицию.

Пространственная глубина: проверьте, насколько убедительно изображены близко и далеко расположенные предметы.

Выразительность: активно используйте выразительные средства.

Для кого эта книга
Книга для всех, кто хочет совершенствовать свои навыки в масляной живописи.

Об авторе
Грег Кройц - художник и преподаватель Студенческой лиги искусств в Нью-Йорке, автор классического учебника "Решение задач для пишущих маслом". Его работы представлены в галереях в Нью-Йорке и других городах США. Занимается живописью и преподаванием более 30 лет, его мастер-классы популярны на родине и в других странах как видеоуроки. Живет в Нью-Йорке.

Скрыть

Top