Христианские образы и мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание. Библейские мотивы в романе Ф.М

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества.

Ф.М.Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих выдающихся писателей. Библейскими мотивами наполнены произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, Айтматова и других писателей двадцатого века. Библейская проблематика является общечеловеческой, потому что в Библии речь идет о добре и зле, правде и лжи, о том, как жить и умирать. Недаром ее называют Книгой Книг. Романы Ф.М. Достоевского наполнены различными символами, ассоциациями и реминисценциями. Огромное место среди них занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Они подчинены определенным идеям и группируются, главным образом, вокруг трех тем: эсхатология, возрождение и утопия.

Эсхатология. Действительность, окружающий его мир Достоевский воспринимал как некие пророчества из Апокалипсиса, которые уже стали или вот-вот станут реальностью. Кризисы буржуазной цивилизации писатель постоянно соотносил с апокалиптическими прогнозами, а образы из Библии переносил в видения своих героев. Раскольникову «грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими» Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. - М., 1982. - Т. V.- С. 529). Сравним с Апокалипсисом, в котором говорится, что в конце времен появится на земле армия Аваддона: «И дано ей не убивать их (людей), а только мучить пять месяцев; и мучение от нее, подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Апок. IX, 5). Апокалиптические мотивы Достоевский использует для того, чтобы предупредить человечество: оно стоит на пороге глобальной катастрофы, Страшного суда, конца света, и виной этому - буржуазный Молох, культ насилия и наживы.

Болезнью мира, бесноватостью считал писатель пропаганду ненависти, нетерпимости и зла во имя добра. Эта мысль находит выражение и в романе «Бесы», и в романе «Преступление и наказание». Достоевский показал, что теория насилия, завладевшая умом Раскольникова, ведет к истреблению человеческого в человеке. «Я не старушонку, я себя убил!»,- с отчаянием восклицает главный герой. Писатель считает, убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и к смерти.

Возрождение. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе 19 века, пронизывает все его романы. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову Библейскую историю о возвращении к жизни Лазаря: «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоанн XI, 25-26). Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же» (V, 317). Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскресением из мертвых, дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия: «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший…» (Иоанн. XI, 43-44). Эта символическая сцена имеет символическое и художественное продолжение: в конце романа Раскольник-каторжник, покаявшись, возрождается к новой жизни, и в этом немалая роль Сониной любви: «Оба они были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» (V, 532).

Тема веры настойчиво звучит в романе. Она связана с образами Раскольникова и Сони Мармеладовой. Соня верует, она живет по библейским законам любви к ближнему, самопожертвования, веры, смирения. Бог не допустит того, «чему быть невозможно». С историей жизни Сони Мармеладовой типологически связана притча о блуднице, прощенной Христом. Существует предание о том, как реагировал Христос на решение фарисеев и книжников наказать в храме женщину, виновную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Вспомним слова отца Сони: «Прощаются и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, я уж знаю, что простит…» (V, 25). Любопытна такая деталь: евангельская Мария Магдалина жила неподалеку от города Капернаума, который посетил Христос; Соня снимает квартиру у Капернаумовых. Именно здесь она читала легенду о воскресении Лазаря.

Раскольников обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность, но это, как писал автор, уже история нового рассказа. А в романе «Преступление и наказание» на главном герое, отошедшем от веры, от библейских заповедей, лежит печать Каина, также библейского персонажа.

Библейская история о первом убийце и о его наказании соотносится с преступлением и наказанием Раскольникова. В библии Господь после убийства спрашивает Каина о брате: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» В чем смысл этого вопроса? Очевидно, за преступлением Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, потому что «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться ему и быть живу». Каин еще ничем не наказан, но его состояние таково же, как и перед убийством, — помрачнение ума, ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжет: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» От Бога - призыв к покаянию, от человека - безумное его отвержение.

Достоевский показывает, что помрачнение ума - непременное условие преступления и сохраняется по его совершении. Так, сознание Раскольникова в деталях, фрагментах, в отдельных истинах отчетливое и верное, но в целом это сознание болезненное. Задумав убийство, герой решил, что «рассудок и воля останутся при нем, неотъемлемо, единственно по той причине, что задуманное им - не преступление». Когда же он очнулся после преступления у себя в каморке, «вдруг в один миг все припомнил! В первое мгновение он думал, что с ума сойдет». Он припомнил, что после преступления не скрыл очевидных улик (не запер дверь на крючок, оставил следы крови на платье, кошелек и деньги не спрятал). Все его дальнейшие попытки замести следы носят оттенок безумия, «даже память, даже простое соображение оставляют его…ум помрачен» Он признается себе «Подлинно разум меня оставляет!» (ч.2, гл.1)

Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает весть - повестку из полиции с требованием явиться. Две мысли борются в нем. Первая мысль - скрыть улики, вторая - пусть уличат. Раскольников готов был открыться. Но его никто не вынуждает признаваться. По мысли автора, от него требуется покаяние, акт свободной воли и перемены мысли. Раскольников совершил идейное преступление, обдуманное, человек требует свое «право на кровь», и покаяние его не могло быть болезненным порывом, оно должно быть обдуманным, действительной переменой мыслей. Поэтому в ходе сюжетного повествования порыв Раскольникова сознаться останавливается: полицейские «вдруг» при нем начинают обсуждать вчерашнее.

Раскольникова ожидает не только болезнь, но и наказание. Наказание мы часто воспринимаем как кару, возмездие, мучительство… Не так у Бога. «Наказание» — это «указание на» что-то, а так же это наказ, что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано»: открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остается с тобой как акт милосердия Божьего. Об этом читаем в Библии: как Каин выпросил у Бога себе наказание - каинову печать. «И сказал (Господь Каину): что ты делал? Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отвергла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы для тебя; ты будешь стенающим и трясущимся на земле».

Каин - первый из людей, кто был проклят. Но никто Каина не проклинал… Господь не проклинает никогда никого… Каин был проклят от земли, он стал «стенающим и трясущимся на земле». В древнем еврейском языке одним словом обозначены «наказание» и «грех»: грех и есть наказание для преступника. Каин оказался вне мира Божьего. Господь не гонит Каина от себя, но Каин не понимает этого: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше чем снести можно. Вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…» Каин бежит от Бога. Ему никто не хочет мстить. За ним никто не гонится. Но, как сказано в Священном Писании «нечестивый бежит, когда никто не гонится (за ним)». Каин сам скрывается от лица Господня, боится же он одного - быть убитым. И Господь дает первому убийце защиту, которая станет его «наказанием». «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня… И построил он город; и назвал город по имени сына своего».

«Знамение», которое дал Господь первому убийце по его просьбе, охраняет убийцу от другого наказания, кроме изгнанничества и одиночества. Тема каиновой печати становится доминирующей в наказании Раскольникова. Его наказывают не столько муки совести, сколько двузначная печать Каина: Раскольников совершенно охранен от преследования и отлучен от общества людей. Только три человека видят эту печать на нем: следователь Порфирий Петрович (уверенный в преступлении Раскольникова, он оставляет его до времени «погулять»); Соня (она тоже преступница, и к ней раскольников пытается пробиться из своего жуткого одиночества) и Свидригайлов («Мы одного с вами поля ягоды», — говорит он при первой встрече).

Утопия. Залогом образования мира любви и справедливости Достоевский считал второе пришествие Христа. Именно этот мотив звучит в романе «Преступление и наказание». Чиновник Мармеладов убежден, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия». Сроки второго пришествия Христа неизвестны, но оно свершится в конце мира, когда на земле воцарятся беззаконие, войны и поклонение Сатане: «И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем! …и все поймут… Господи, да и приидет царствие твое!» Второе пришествие Христа, считал Достоевский, станет причиной сошествия на землю Нового Иерусалима. Раскольников, признавшийся в вере в Новый Иерусалим, имеет ввиду будущий социализм. В Библии Новый Иерусалим - «новая вера и новая земля», где людям «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. XXI, 4). Жизнь будущего видится Раскольникову: «Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (V, 531). И еще одно утопическое видение является герою романа: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, которую тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотистыми блесками песку…» (V, 69). Эти «видения» позволяют предположить, что Достоевскому была близка мифологическая утопия «Островов блаженных», где люди живут в полной изоляции от всего мира, не имея государства и законов, угнетающих человека.

Духовное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности и всеединства - такова философская концепция Достоевского. Тема конца света и времени, эсхатология, гибель мира и человека, последующее возрождение и устройство нового мира (золотого века) постоянно соприкасаются друг с другом, переплетаются, составляя единый утопический план писателя переделки Вселенной. Одним из источников этого плана (кроме русского и европейского фольклора) были мотивы, заимствованные Достоевским из Библии.

Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творче­стве использовал Библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и наказание”. Так, путь, который проходит главный герой произведения. обращает нас к образу первого на земле убийцы – Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.

С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым

И библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашел свое отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему “все надоели смертельно”, Разумихину он говорит о том, что “очень был бы рад умереть”, он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сестры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова. Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.

Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творче­стве использовал Библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и наказание”. Так, путь, который проходит главный герой произведения, обращает нас к образу первого на земле убийцы – Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.

С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашел свое отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему “все надоели смертельно”, Разумихину он говорит о том, что “очень был бы рад умереть”, он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сестры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова. Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Библия – книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей,...
  2. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  3. Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе “Преступление и наказание”...
  4. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые...
  5. Ф. М Достоевского называют великим писателем – гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой...
  6. Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” не только фон, на котором развертываются драматические события, но это художественный...
  7. Для понимания содержания романа “Преступление и наказание” важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе...

Cтруктура проекта: 1.Вступление. О нашем проекте. 2. Православный Достоевский. 3. Роман «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои романа. 4. Библейские слова и выражения в романе. 5. Тайны имен. 6. Библейские числа в романе. 7. Соприкосновение сюжета романа с евангельскими мотивами. 8.Заключение. Выводы. 9.Приложения.


«Читать Достоевского это хотя сладостная, но утомительная, тяжёлая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений». Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».









































«…Содом –с, безобразнейший…гм…да…»(слова Мармеладова) «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова) «…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну) «На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова) «…два креста: кипарисный и медный» «Она,без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)


Соприкосновение сюжета романа с библейскими мотивами Икона Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении «Постоянно читающий божественные Писания(в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу». Св.Иоанн Златоуст


Заключение - Вне православия нельзя постигнуть творения писателя. - Без религии жизнь человека бессмысленна и невозможна. - В романе показано, как вера дает возможность человеку решать нравственные проблемы. - Автор вводит библейские слова и образы, которые в романе становятся символами- ориентирами для читателя.

Нестеров А.К. Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

Особенности представления христианских мотивов в романе "Преступление и наказание".

Судить о том, кем является Раскольников, можно только научившись языку, на котором говорит автор.

Для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там.

Дальнейшие его мысли развиваются на этой глубине.

Поэтому "Преступление и наказание" нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: "Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле". Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.

Фундамент романа стоит на мощном евангельском пласте, практически каждая сцена несёт в себе что-то символическое, какое-то сравнение, какую-то интерпретацию различных христианских притч и сказаний. Любая мелочь имеет своё значение, авторская речь насквозь пропитана специфическими словами, указывающими на религиозный подтекст романа. Имена и фамилии, подобранные Достоевским для героев своих романов, всегда значимы, но в "Преступлении и наказании" они являются важным ключом к пониманию основной мысли. В рабочей тетради Достоевский так определил идею романа: "Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. В его образе (Раскольникова) выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу (ни в коем случае индивидуализма). Его идея: взять во власть это общество". Автор не акцентирует внимание на том, является ли главный герой преступником или нет, – это и так понятно. Главное в романе – это страдание ради счастья, а в этом заключена сама сущность христианства.

Раскольников – преступник, нарушивший закон Божий, бросивший вызов Отцу. Поэтому Достоевский дал ему именно такую фамилию. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению церковному. Она отражает раскол в душе героя, восставшего против общества и Бога, но не находящего в себе сил отринуть ценности, связанные с ними. В черновом варианте романа Раскольников так говорит об этом Дуне: "Ну и дойдёшь до такой черты, что остановишься перед ней – несчастна будешь, а перешагнёшь, то, может быть, будешь ещё несчастнее. Такая черта есть".

Но при такой фамилии очень странно его имя: Родион Романович. Родион – розовый, Роман – крепкий. В связи с этим можно вспомнить именование Христа из молитвы Троице: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Родион Романович – розовый Крепкого. Розовый – зародыш, бутон. Итак, Родион Романович – бутон Христа. Родиона в романе постоянно сравнивают с Христом: процентщица называет его "батюшка", что не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, но так обращаются к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым; Дуня его "беспредельно, больше себя самой любит", а это одна из заповедей Христа: "Люби Бога Своего больше самого себя". И если вспомнить, чем кончился роман, становится ясно, что все, начиная с автора и заканчивая мужиком в сцене покаяния, знают о содеянном преступлении. Они призывают "бутон Христа" распустится, возыметь верх над остальным существом героя, отрёкшимся от Бога. Последнее можно заключить из слов Родиона: "Чёрт его возьми!"; "А чёрт возьми всё это!"; "…чёрт с ней и с новой жизнию!" – это выглядит уже не просто как ругательство, но как формула отречения в пользу чёрта.

Но Раскольников "остановился на топоре окончательно" не в результате причин, напечатанных на бумаге: не теория о "необыкновенных" людях, не беды и горести Мармеладовых и случайно встреченной девочки и даже не отсутствие денег толкнули его на преступление. Настоящая причина скрыта между строк, и заключается она в духовном расколе героя. Достоевский описал её в "страшном сне" Родиона, но сон трудно понять без маленькой, но очень веской детали. Сначала обратимся к отцу героя. В романе он называется только "отец", но в письме матери упоминается Афанасий Иванович Вахрушин, бывший приятелем отца. Афанасий – бессмертный, Иоанн – благодать Божия. Значит, мать Раскольникова получает нужные ему деньги от "бессмертной благодати Божией". Отец же предстаёт перед нами Богом, что подкрепляется его именем: Роман. А вера в Бога крепка на Руси. Теперь вернёмся ко сну, в котором герой теряет свою веру и обретает уверенность в необходимости самому изменить мир. Видя грех людей, он кидается за помощью к отцу, но, поняв, что тот нечего не может или не хочет сделать, сам бросается на помощь "лошадке". Это момент, в который теряется вера в могущество отца, в его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент потери доверия к Богу. Отец – Бог "умер" в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о нём. "Смерть", отсутствие Бога позволяют человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему, позволяют стать выше законов совести и законов Божьих. Такое "восстание" отделяет человека от людей, позволяет ходить "бледным ангелом", лишает сознания собственной греховности. Раскольников составил свою теорию задолго до сна, но он колебался проверить её на собственной практике, поскольку вера в Бога ещё жила в нём, но после сна её не стало. Раскольников сразу же становится чрезвычайно суеверным, суеверие и вера – вещи несовместимые.

Достоевский на первых страницах романа противопоставляет этому сну сцену с перевозимым в телеге пьяным, и так как это происходит в реальности, то этот эпизод и является истиной, а не сон. Во сне всё отличается от реальности, кроме размеров телеги, значит, только это и воспринимается Раскольниковым адекватно. Родион бросился защищать бедную лошадку потому, что ей дали непосильный воз и заставили его везти. Но на самом деле лошадь справляется со своим грузом. Здесь заложена мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо "всем даётся ноша по силам и никому не даётся больше, чем он может снести. Лошадь во сне – аналог Катерины Ивановны, которая сама придумала себе нереальные беды, которые тяжелы, но сносимы, ведь, дойдя до края, всегда находится защитник: Соня, Раскольников, Свидригайлов. Выходит, наш герой – заблудшая душа, потерявшая веру в Бога и восставшая против него из-за неправильного восприятия мира.

И эту заблудшую душу каждый человек, начиная с процентщицы, вернуть на путь истинный. Алёна Ивановна, называя его "батюшкой", напоминает Раскольникову, что тот, являясь Христом, не должен бросать вызов Богу. Затем Родион встречает Мармеладова.

Сразу бросается в глаза резкое противопоставление фамилий: с одной стороны – нечто "раскалывающееся", с другой – вязкая масса, слепляющее "расколотое" существование Родиона. Но на фамилии значение Мармеладова не исчерпывается. Встреча персонажей начинается со слов: "Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда…" – здесь отображена сцена Сретения, когда пророк Симеон узнаёт Христа и пророчествует о нём. К тому же имя Мармеладова – Семён Захарович, что означает "Бога слышащий, память Божия". В исповеди-пророчестве Мармеладов как бы говорит: "Смотри, у нас беды большие, чем у тебя, но мы не собираемся резать и грабить людей". Отведя Мармеладова домой, Раскольников оставляет на подоконнике "сколько пришлось медных денег". Затем, подумав, "хотел было воротится", "но, рассудив, что взять уже невозможно… пошёл на квартиру". Здесь ярко проявляется двуприродность героя: импульсивно, по первому позыву сердца он действует по-божески, подумав и рассудив, – поступает цинично и эгоистично. Настоящее удовлетворение от поступка он испытывает, действуя импульсивно.

Решившись на убийство, Раскольников стал преступником, но он "себя убил, а не старушонку". Старухе он топор "опустил на голову обухом", лезвие же было направлено на него самого. Сестру он убил лезвием, но здесь и жест Лизаветы: "протянутая рука", – как бы отпустившей ему его грех против неё. Раскольников никого не убил, кроме себя, значит он – не убийца. После преступления он должен выбрать либо Соню, либо Свидригайлова. Они – два пути, предложенные герою.

Правильный выбор Родиону показал Мармеладов, рассказав о своей дочери. В черновиках Достоевского есть такая запись: "Свидригайлов – отчаяние, самое циничное. Соня – надежда, самое неосуществимое". Свидригайлов старается "спасти" Раскольникова, предлагая ему действовать так, как бы он действовал сам. Но истинное спасение может принести только Соня. Её имя означает "мудрость, слушающая Бога". Это имя абсолютно соответствует её поведению с Раскольниковым: она выслушала его и дала ему самый мудрый совет, чтобы он покаялся, а не просто явился с повинной. При описании её комнаты Достоевский сравнивает её с сараем. Сарай – это тот самый хлев, где родился младенец-Христос. В Раскольникове в комнате Сони начал раскрываться "бутон Христа", он начал перерождаться. С Соней ему общаться сложно: она пытается указать ему правильный путь, но он не выносит её слов, потому что не может поверить ей из-за отсутствия веры в Бога. Подавая Родиону пример сильной веры, она заставляет его страдать, страдать ради счастья. Соня тем самым спасает его, даёт ему надежду на счастье, чего никогда не дал бы ему Свидригайлов. Здесь заложена другая важная мысль романа: человек спасается человеком и никак иначе спасён быть не может. Раскольников спас девочку от нового надругательства, Соня – его от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он – Соню от греха и позора, его сестра – Разумихина, Разумихин – его сестру. Не нашедший человека гибнет – Свидригайлов.

Свою роль сыграл и Порфирий, что означает "багряница". Имя в высшей степени не случайное для человека, который будет истязать Раскольникова "И раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову…" это ассоциируется со сценой, когда Порфирий пытался выбить признание из Раскольникова: Родион краснеет во время разговора, у него начинает болеть голова. А также Достоевский неоднократно употребляет глагол "кудахтать" по отношению к Порфирию. Это слово очень странно при употреблении к следователю, но этот глагол указывает на то, что Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо – древний символ воскресения к новой жизни, которую пророчит герою следователь. Он также сравнивает преступника с солнцем: "Станьте солнцем, вас и увидят…" Солнце олицетворяет собой Христа.

Народ постоянно смеётся над Раскольниковым, а осмеяние – это единственно возможное "прощение", включение обратно в народное тело частицы, которая вырвалась из него и нечестиво вознеслась над ним, возомнив себя чем-то сверхъестественным. Но смех прощения кажется герою надругательством над его идеей и заставляет его страдать.

Но страдание – "удобрение", получив которое "бутон Христа" сможет раскрыться. Окончательно цветок распустится в эпилоге, но уже в сцене покаяния, когда Раскольников "стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием", смех не раздражает его, он помогает ему.

"В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников" Именно столько времени нужно для развития плода в утробе матери. В остроге Раскольников все девять месяцев страдает, то есть перерождается. "Вдруг подле него появилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом". Здесь Соня играет роль Богоматери, а Иисусом предстаёт сам Родион. Это описание иконы Божией Матери "Споручница грешных". Внезапный прилив чувств у Раскольникова, следующий после этих слов, является моментом воскрешения, моментом "рождения от Духа". В Евангелии от Иоанна сказано: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе…"

После окончания срока Раскольников обретёт своё счастье, ибо он окончательно выстрадает его. Восстав против Бога, он совершил преступление, после которого он начал страдать, а затем покаялся, следовательно, он – и страдалец, и покаявшийся преступник одновременно.

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - один из идеологических романов Ф. Достоевского - пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них - проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «... грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы...» Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.

Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, - хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, - во веки не умрет». Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них - вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья». Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости.

Итак, философская концепция Достоевского - это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства- Библии.

проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п.. Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга - в котором происходят события.

Внимательный читатель имел возможность заметить, что образ Петербурга так или иначе выделяется во многих произведениях русской литературы. Вспомним пушкинскую поэму «всадник», в котором город Петербург фактически является отдельным персонажем. Петербурга не было бы и известных нам гоголевских «Петербургских повестей». Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга?

Как возникает новый город? На определенном месте начинают селиться люди, поселок достраивается, увеличивается... Но не так было с Петербургом. Он известен нам как рукотворный город, построенный на болотах по приказу Петра I. Во время его лечения от болезней, которым оказывал содействие климат, и от тяжелой работы умерло много людей, фактически этот город на костях. Прямые улицы, созданные искусственно, величественные и малые здания... Все это не оставляет жизненного простора для существования простому человеку. Поэтому гибнут в Петербурге герои «Медного всадника» Пушкина, « Шинели» Гоголя. Этот город с собственной, жестокой и химерической, душой... Город-Фантом... Город-монстр...

В романе «Преступление и наказание» реалии Петербурга воспроизведены с топографической точностью, тем не менее часто они приобретают символическое значение, становясь, и частью ее. В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) - город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими.

«по венцы» полный жестокости, несправедливости, не существующей морали.

В ад). Важной есть символика в изображении города - желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

«декорации» реалистически и символически нагруженные места действия. Именно таким городом-символом есть Петербург в романе «Преступление и наказание». Анализ значения этого образа помогает лучше понять глубокое содержание этого романа.


Top