Кто автор произведения ашик кериб. Какая важная мысль содержится в сказке об ашик керибе

Возмутилась_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Погожим летним деньком я гулял по лесу. Невысоко в кронах деревьев сидело несколько сорок. Увидев меня, затараторили. Вот вздорные крикуньи! Посмотрел на них строго и дальше пошёл. Вдруг одна из них залаяла собакой!Сидевшие рядом сороки ничуть не удивились. А я изумился. Эти птицы могут и залаять собакой, и закудахтать курицей, и заквакать лягушкой. Но так сразу получить ответ от сороки? Вот неожиданность! А я был очень удивлён. А может, сорока возмутилась из-за моих мыслей?Орфографическая подготовка. Д…ньком-_________________________ неск…лько-___________________________Кр…куньи-________________________ Посм…трел-__________________________С…дело-___________________________ Д…ревьев-___________________________В…ровки-__________________________ уд…вились-__________________________Раскрой скобки. (по)лесу___________________________ (по) смотрел_____________________(от)неожиданности__________________ (в)кронах_____________________
П…длетают, п…пробовал, …казались.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ Погожим, седевшие____________________________________________________________________Погожим,невысоко,доносчицы, залаяла, от неожидпнности, из-за, возмущения.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Погожий-____________________________________________________________________Изумиться-___________________________________________________________________Неожиданность-_______________________________________________________________Подбери антонимы Крикунья-____________________________________________________________________Погожий-____________________________________________________________________Объясни значение слова

Погожий-_____________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Горькая вода. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Толя с Витей возвращались из леса. Они увидели старушку с ведром воды. Бабушке было тяжело. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал домой. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс его домой. Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Ст..ру..ка_____________________ с в..дром_________________________________________________________ т..ж..ло_____________________________Поб..жал______________________ ___________________________________Зах...тел______________________ заш..гал____________________________Выб..жал_____________________ п..м..гать____________________________В..ды________________________ ___________________________________Н..сти_______________________ пок..залось_________________________Раскрой скобки. (из)леса___________________________ (по)дороге_____________________(с)ведром__________________________ (за)метили_____________________(в)избу_____________________________ (на)улицу______________________(по)казалась_________________________Выпиши из изложения имена собственные. _____________________________________________________________________________Объясни правописание приставок. В…звращалась,з…шагал, з…хотел, …ткрыла, п…пил, п…казалась.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧА-ЩА, Возвращались, постучал________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Возвращались, однажды._______________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Зашагать-____________________________________________________________________Захотеть-____________________________________________________________________Открыть-____________________________________________________________________Подбери антонимы Быстро-______________________________________________________________________Встретить-____________________________________________________________________Объясни значение слова Изба-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Кормушка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами и грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь буквы. Л…сной_________________ ст..ро..ке______________________К…рму…ку______________ ______________________________________________________ прил..тали____________________По..вилась________________ ост…рожно____________________М..лы..ка_________________ уг..щали________________________________________________ бр..ла_________________________Разгр..бала________________ приб..гала______________________Съ..стное__________________Раскрой скобки. (в)лесной____________________ (к)ёлке______________________(на)сыпали__________________ (в)неё_______________________(на)кормушку________________ (для)белочки__________________(в)снег______________________ (при)бегала___________________Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь. Чутьё, съестное________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧК Белочка, птички_______________________________________________________________Спиши. Выдели орфограммы ЖИ и ЩА. Жили, угощали________________________________________________________________Выпиши имена собственные _____________________________________________________________________________ Запомни как пишутся трудные слова Подвесили, однажды, разгребала, съестное_________________________________________
_____________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Корм-_______________________________________________________________________Чутьё-________________________________________________________________________Подвесить-____________________________________________________________________
Подбери антонимы .Сухой-_______________________________________________________________________Появиться-____________________________________________________________________Объясни значение слова Сторожка-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Медвежонок. Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать- медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Р…дился-__________________________ сне…-_________________________________Руч…йки-__________________________ п…лянка-______________________________Гла…ки-____________________________ ж…лище-______________________________Л…жал-_____________________________ поб…жали-____________________________Освоб…дились-______________________ подро…-______________________________Осм…трели-_________________________ в..сеннем-_____________________________Раскрой скобки. (в)лесу______________________________ (от)снега_____________________(из)берлоги__________________________ (по)бежали_____________________(по) ней_____________________________Объясни правописание приставок. П…бежали, …свободились, …смотрел, …ткрылись__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Медвежонок, таять, по ней, однажды, из берлоги.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Воля-____________________________________________________________________Везде-____________________________________________________________________Жилище-____________________________________________________________________Подбери антонимы Просторный___________________________________________________________________Весенний-____________________________________________________________________Объясни значение слова Ручей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 четверть

3 класс

Кладинка.

Идут утром Егорка с мамой. Прошли свою улицу. А тут канавка, грязь. Кое-как перепрыгнули. Мама туфли очищает, а Егорка смотрит, как переходят канавку школьники, девочка и бабушка.

На другой день Егорка взял небольшую доску. Мама стала его ругать, но Егорка упорно тащил доску с собой.

Дошли до канавы. Егорка положил дощечку, перешел по ней и маму позвал. Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит. Двинулись дальше. А за ними и все пошли. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Что встретилось на пути Егорки и его мамы?

Что сделал Егорка на следующий день?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Что такое кладинка?

Примерный план

    Грязная канава.

    Егорка несет доску.

    Кладинка.

    Всем хорошо.

Проверьте гласные в словах: оч…щает, неб…льшую, т…щил, пол…жил.

Вспомните, как следует писать приставки: пр…шли, п…р…прыгнул, п…р…ходят, д…шли, п…звал.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст.

Чему будет посвящена каждая часть?

Какие слова в первой части говорят о том, что снег шел густой?

Как выглядит летящая снежинка?

Как она выглядит на ладони?

Примерный план

    Летят снежинки.

    Снежинки на ладони.

    Белая деревня.

    Зима пришла.

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите слова-названия действий снежинок. Подберите свои, которые были бы близки по смыслу словам из текста.

Подберите прилагательные к словам грязь (какая?) …; лужицы …; лучики…. .

Объясните значение выражения черствая грязь. Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в словах: посм…трела, сн…ж…нки, л…тели, гря…ки, выгл…нуло, сне…, забл…стел, круж…лись, крыш…, ш…рокие.

Воробей.

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал перышки.

Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (77 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Где жил воробей?

Каково ему было зимой?

Какие странности происходили с воробьем? Как вы думаете, почему?

Как воробьи праздновали приход весны?

Примерный план

    Зимой в печной трубе.

    Сосулькина вода.

    Странные вещи.

    Дерево песен

Словарно-орфографическая подготовка.

Просклоняйте существительное воробей.

К словам схватил за загривок, трепать как собака кошку подберите близкие по смыслу.

Проверьте гласные в словах: п…чной, тр…нулась, загл…нуло, л…вил, схв…тил, тр…пать, сл…тались, пров…жали.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (с)воробьем, (с)хватил, (про)жил, (к)воробью, (в)трубу, (за)капала.

Обратите внимание на последнее предложение. Какие чувства оно вызывает?

Один тополь.

Морозной зимой ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла веточку. Примерзшие льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.

Дома девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны желтые почки.

Долго стояла ветка в банке с водой. Оля о ней забыла.

И вдруг ветка проснулась! Лопнула на почках жесткая кожура. Из трещин выскочили зеленые листья. Они были клейкие, смятые, но живые. От них шел свежий весенний запах. Запах тополя. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Почему ветки деревьев падали на снег?

Как поступила Оля с веточкой?

Как изменилась ветка в комнате?

Что в конце концов произошло с веткой?

Примерный план

    Стеклянная ветка.

    Ветка оттаяла.

    Оля забыла о ветке.

    Ветка проснулась.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные из текста к словам: зима (какая?) …; ветки …; прутья …. ; кожура ….; листья …., …., …, ….; запах …, ….

Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная? Что создавало это впечатление?

Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая?

Проверьте гласные в словах: к к…ре, в…дны, к…жура, зап…х.

Одинаковые.

Жили две подружки. Обе маленькие, с розовыми щечками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в первом классе. Обе получали только пятерки. Соня и Вера говорили, что они во всем одинаковые.

Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

Ты стала хуже! - грустно сказала мама. Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и потому получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что говорили о себе подружки?

В чем они были одинаковые?

Почему мама сказала Соне, что она хуже Веры?

Что вы думаете о поступке Сони?

Как девочки названы в начале рассказа? Соответствует ли это действительности?

Станет ли Соня хорошей подругой?

Примерный план

    Две подружки.

    Одинаковые.

    Соня хвастает.

    Ты стала хуже!

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные к словам: подружки …, щечки …, волосы …, платья …

п…дру…ки, в…л…сами, плат…я, п…терки, грус…но, уд…вилась, об…яснила, б…лела.

К слову значительно подберите близкие по смыслу. Запомните, как оно пишется.

Три товарища.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (65 слов).

Вопросы и задания к тексту.

Почему Витя не завтракал?

Расскажите, как отнесся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете?

Какие качества должны прежде всего отличать настоящего товарища?

Подумайте, как можно по-другому назвать этот рассказ.

Примерный план

    Витя не завтракает.

    Сочувствие Коли.

    Совет Миши.

    Володя – настоящий товарищ.

Словарно-орфографическая подготовка.

Выделите корень в словах: потерял, перемене, пожалел, объяснил, посоветовал, разломал, спросил, протянул. Объясните их написание.

Вспомните, как пишутся слова: завтрак, обед, товарищ.

Три весны.

Первой приходит весна полевая. Чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

В полях бежит ручьями снег, спасется от солнца под крепким льдом реки. Наступает весна речная. Треснул лед. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.

Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идет весна лесная. Укутывает деревья зеленым туманом, возвращает певчих птиц.

Это победа весны и солнца. (76 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что приносит весна полевая?

Какие события отличают весну речную?

Как названа в тексте весна лесная?

Действительно ли это разные весны?

Примерный план

    В поле.

    На реке.

    В лесу.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите из текста имена прилагательные к словам: весна (какая?) ….; проталины (какие?) …; лед (какой?) ….; птицы (какие?) …; снег (какой?) …; туман (какой?) …; зерно (какое?) …. .

Подумайте, какие признаки еще можно подобрать к этим существительным в данном тексте.

Замените близким по значению выражение укутывает зеленым туманом.

В лесу.

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Вереди топает мама-ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома.

Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пью воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет.

Будь хорошим гостем! (74 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Кого встретили ребята в лесу?

Как они поступили?

Чьим домом является лес?

Кем являются люди в лесу?

Примерный план

    Лесная семейка.

    ребята уступают дорогу.

    Люди – гости леса.

    Лес – дом всего живого

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите глаголы, с помощью которых описаны действия: мама-ежиха (что делает?) …., ежата (что делают?) …, люди (что делают?) …., все в лесу (что делает?) ….

Почему про ежиху сказано топает , а про ежат – семенят? Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: тр…пинка, …жиная, с…мейка, шу…ка, св…рнулась, к…лючий, в г…стях, п…ют, р…дник.

Пуговица.

Пришла Надя из школы и попросила бабушку пришить пуговицу.

Бабушка согласилась и попросила Надю принести иголку с ниткой. Девочка выполнила ее просьбу.

Потом бабушка пожаловалась, что у нее плохо видят глаза и попросила внучку продеть нитку в иголку. Надя продела. Еще бабушка предложила Наде приложить пуговицу к пальто, уколоть иголкой в одну дырочку, потом в другую.

Надя делала так, как говорила бабушка, и не заметила, как пуговицу пришила. Она поблагодарила бабушку. (71 слово)

Вопросы и задания к тексту.

О чем Надя просила бабушку?

Кто в результате пришил пуговицу?

Почему это произошло?

За что Надя поблагодарила бабушку?

Примерный план

    Просьба

    Надя несет иголку.

    Надя продевает нитку в иголку.

    Надя работает с иголкой

    Спасибо бабушке.

Словарно-орфографическая подготовка.

Перечислите глаголы, обозначающие названия действий, которые выполняла Надя. Выделите корни и объясните написание гласных в конях и приставках: попросила, выполнила, продела, приложила, уколола, пришила, поблагодарила.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (при)шить, (с)ниткой, (по)просила, (по)жаловалась, (в)иголку, (к)пальто, (не)заметила

Самый лучший рисунок.

Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Все это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

Пришел отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку. (69 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Чем занималась мама?

Что делал Петя?

Какой же рисунок, по мнению папы, был самым лучшим? Почему он так сказал?

Примерный план

    Мама работает, Петя рисует.

    Петя показывает рисунки папе.

    Самый лучший рисунок.

Словарно-орфографическая подготовка.

Раскройте скобки и объясните написание слов: (под)метала, (с)веником, (вы)бивала, (на)рисовал, (рас)красил, (с)работы, (с)просил, (не)нарисовал.

подм…тала, выб…вала, карто…ку, цв…тными, пом…гает.

Найдите в тексте словарные слова, вспомните их написание.

Живой мячик.

Наташа Дурова гуляла во дворе цирка. На ней была белая шубка и пушистая шапка.

В углу стояла клетка. Там жили белые медведи. Девочка бросала им свежий снежок.

Вдруг медведь втянул малютку в клетку. Звери стали катать Наташу по полу, как мячик.

Люди закричали. Прибежал Дуров. Он велел бросить в клетку много рыбы.

Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от зверей. Так он стоял, пока Наташа вышла из клетки.

Люди говорили, что Наташу спасло чудо. (72 слова)

Вопросы и задания к тексту.

А как вы думаете? Почему вы считаете, что это так?

Как Дуров спас дочку?

Каким человеком был Дуров?

Как еще называют в тексте Наташу и Дурова? Почему используют эти названия?

Примерный план

    Где играла Наташа?

    Что на ней было надето?

    Что сделал белый медведь?

    Как Дуров спас дочку?

Словарно-орфографическая подготовка.

Объяснить написание имен персонажей.

Раскройте скобки и объясните правописание слов: (на)ней, (в)углу, (в)клетку, (по)полу, (от)зверей, (из)клетки, (за)городил, (во)шел.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание: ц…рка, шу…ка, м…дведи, мног…,г…в…рили, доч…ку.

Найдите словарные слова, объясните их написание.

Один в океане.

Была темная ночь. Огромный корабль шел у берегов Африки.

Вдруг моряки услышали плач. Зажгли прожектор. Луч осветил лодку. В ней оказался негритянский мальчик. Лодку подняли на палубу. Мальчик очень ослабел. Врач оказал ему помощь.

Что узнали моряки из рассказа мальчика? Восемь суток назад он вышел в океан ловит рыбу. Ветер унес его далеко от берегов.

Корабль изменил свой путь и взял курс к берегу. Мальчик вернулся в семью. (65 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Почему моряки изменили свой курс и взяли курс к африканским берегам?

О ком подумали они, когда услышали рассказ негритянского мальчика? /о семье, матери мальчика/

Зачем мальчик вышел в океан?

Примерный план

1. Огромный корабль. У берегов Африки

2. Лодка. Прожектор

3. Негритянский мальчик. На палубу

4. Рассказ мальчика. Океан

5. Корабль меняет курс. Взял курс

Словарно-орфографическая подготовка.

Объясните выражения: вышел в океан, взял курс.

Найдите существительные мужского и женского рода с шипящей гласной на конце. Объясните их написание.

Вставьте пропущенные буквы: к…рабль, пр…жектор, ра…ка…,веет…р, …кеан.

Изложение (82 слова).

Вопросы к тексту.

Изложение (80 слов).

Объяснение: медвежатник - охотник на медведя.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (73 слова) .

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (81 слово) .

Вопросы.

1. Сколько частей в тексте?
2. Как ветер пытался справиться с дубом?
3. Кого ветер позвал на помощь?
4. Почему ветер не покорил дуб?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание безударных гласных: ст..ял, на г..ре, пок..рялся, прил..тел, ст..рон, бл..снула, в з..млю, р..дную, к..рнями, д..ржусь.
2. Написание трудных слов: никому, землю-матушку.
3. Написание глаголов с "не": не совдадать .
4. Слова с приставками: непокорный, раскололось, запылала, врос.
5. Вставь пропущенные буквы: дут.., согнут.., дожд.., огон.., об..яснить , держус.. .
6. Написание местоимений: изо всех, с ним, в том.
7. Знаки препинания: в том, что...
- Моя сила...
8. Дополни словосочетания: стал дуть изо..............; смеется...............; врос в..................; держусь за................. .
9.
Выдели корень в словах: блеснула, прилетел, поплыли.

Изложение (93 слова) .

Вопросы.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (91 слово) .

Вопросы.
1. Чему радовались звери?
2. Как хвалился Камень-валун?
3. Что кричал Ручей?
4. Как делает весну Сосулька?
5. Кто же делает весну?

Словарно-орфографическая подготовка.
1. Сложные слова: на весь, сразу.
2. Выдели приставки и корни в глаголах: выдался, показалась, закричал, растапливает, закатилось, заледенел, замерзла.
3. Написание глаголов: не было, начнется, хвалится, радуются.
4. Проверь гласные в словах: выд..лся, д..нек, в л..су, т..пло, св..тло, в..сны, закр..чал, в..дой, с..сулька, ..ловой, н..чнется.
5. Написание местоимений: вокруг него, без него, о себе, как она.
6. Знаки препинания: ......И Камень-валун остыл, и..........., и.................... .
.......стало ясно, кто.............. .

7. Найди восклицательные и вопросительные предложения.
8. Продолжи: денек (какой?) ................... ; солнышко (какое?) ................; камень (какой?) ..................; ручей (какой?) ..................; лапа (какая?)

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Правильное написание слов: шелушила, убежище, росток, расти, сначала.
Выдели приставки в словах: спилили, присаживались, прокис, превратился, сбежались, потеплело, порозовел, набрел, высунулся.
Объясни значения слов, подбери к ним синонимы: целебные, пир, дряхлый, убежище.
Проверь безударные гласные: з..мой, в..сной, ..жил, гр..бники, мур..вьи, ж..ков, м..дведь, кл..чки, б..резу, з..мли, р..сточек.
Написание местоимений: на нем, он был, на это, и все.
Подбери в словосочетания и предложения нужные слова: соки (какие?)..............., сок (что сделал?)..................., бабочки (какие?)..............., много лет был (чем?)................, медведь (какой?)..............., разворотил (как?) .............. .

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (86 слов).

Непоседа.

Вопросы к тексту.


Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Девочка на шаре.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (89 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (93 слова).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Сказка была рассказана Михаилу Юрьевичу Лермонтову в пору его службы на Кавказе одним из местных жителей, возможно, азербайджанцем по национальности.

Главная мысль сказки “Ашик Кериб”

Все дороги ведут… к родному порогу

Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе. Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста. Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.

Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах. Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?

Не мальчик, но муж

В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.

Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.

Благодарность матери, доверие к любимой

Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.

Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.

А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.

Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней. Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая. Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.

Чему учит сказка Ашик Кериб

Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:

  • береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
  • помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
  • если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.

Часто задаваемые вопросы:

Ашик Кериба сделал богатым некий паша, живший в тех местах. Ашик Кериб и стал собственно богатым, благодаря своему красивому голосу. Паша любил слушать песни Ашик Кериба, хотя ему ни один певец не нравился. И когда Ашик Кериб выступил перед ним, паша щедро отблагодарил его, сделав Ашик Кериб богатым.

Первый человеком, который узнал Агика Кериба, была его сестра.


Top