Интересные факты о скрипке существует легенда. Интересные факты о великих скрипачах Интересные факты о скрипке для детей

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы , а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардораспорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе — способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В. Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что бо льшую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

Виртуозы — это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Ребёнок, оставшийся за бортом воспитания — трудового, умственного, физического или музыкального — теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Поэтому не будем ситуацию излишне драматизировать. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4 или 5 лет.

Слушание музыки

При правильном музыкальном развитии дети в этом возрасте перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым. Могут высказать о музыке своё впечатление: «Хорошая песенка», «Там поёт птичка», «Я слышу, как шумит ветер» и т.п. Некоторые могут подобрать услышанную мелодию на детском музыкальном инмтрументе или на настоящем пианино.

Дети разные. Одни общительные, всё любят делать вместе, спрашивают, если что-то непонятно; другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и, кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и обязательно спросят:

— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая ещё симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о чём-то важном.
— А это интересно?
— Очень.

Не исключено, что ребёнок спросит:

— Можно я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А, если тебе надоест, уходи.

Хотя подобный способ приобщения к слушанию музыки дошкольников функционирует не всегда, но попытаться действовать в этом направлении стоит. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается. Личный пример эффективнее самых красноречивых слов.

Как рассказывать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребёнку, что такое симфония или соната. Всё равно, мол, не поймёт. Он не поймёт, конечно, в чём сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует, и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всём этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребёнка. Лучше всего рассказывать о музыкальных инструментах в форме, которая маленькому человеку ближе всего. В форме сказки.

Сказка о скрипке

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки.

Покажите ребёнку изображение скрипки. Или нарисуйте сами. Ещё лучше, если у вас дома найлётся игрушечная скрипочка. Совсем хорошо, если есть настоящая. А теперь расскажите придуманную нами сказку про скрипку. Уверены, что многие родители, обладающие большей, чем мы фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Внимание, игра. Вы пишите заранее ответы на приведённые здесь и другие, придуманные вами по теме сказки, вопросы и раскладываете листы на столе под соответствующими номерам. Прежде чем начать рассказывать сказку, объясните ребёнку условия игры. Например, так:

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я. Выигрвывает тот, кто получит больше очков.

Уверены, что после такого вступления ребёнок будет слушать сказку внимательно и с большим интересом.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когдав слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королество и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос мз смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сказочного сюжета. Ответы отчётливо, печатными буквами напишите на другой стороне листочка, чтобы дети, умеющие читать, прочитали их сами.

Рассказывать о музыке так, чтобы ребёнку было интересно, непросто. Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора. Или истории, героями которых являются дети.

Рассказ о «Марше деревянных солдатиков» П. Чайковского

У Петра Ильича Чайковского был 8-летний племянник Володя Давыдов. Он любил играть в солдатики, и ему композитор посвятил этот марш. Володя достал из коробки солдатиков. Если хочешь, и ты достань своих солдатиков и поставь их в ряд. Видишь, они стоят ровно и ждут команды. Раздался приказ, зазвучала музыка, и они пошли. Прислушайся, и ты услышишь как бодро и чётко они идут: «Раз-два! Раз-два!» Солдаты проходят мимо Володи, который принимает парад.

После такого рассказа дети понимают, что музыка способна выражать нечто вполне определённое. У них появляется интерес к тому, чтобы понять, что именно музыка выражает, а, следовательно, возникает желание слушать музыку.

О детском настроении

О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.

Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.

Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей

Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке.

К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям...

Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной , и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».

Сочинение музыки

Случается и так: после слушания музыки, соединённой с рассказом, малыши сами пытаются сочинять музыку. Особенно часто это происходит после того, как узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Если в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты, малыш подолгу сидит, нажимая на клавиши и прислушиваясь к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив. Такие попытки надо всячески поощрять: «Ой, молодец! Ну-ка, повтори ещё раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошёл... Как будто белочка пробежала...» И т.п.

Вот несколько советов

  • Запишите мелодию на магнитофон. Потом вместе с ребёнком прослушайте.
  • Постарайтесь в словах выразить, на что похожа написанная малышом музыка, какое настроение в ней выражено.
  • Придумайте вместе с юным композитором название мелодии.
  • Если сумеете, запишите детское сочинение в нотах.
  • Пусть у детей, которые учится играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
  • Хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания. Придумай грустную мелодию. Или весёлую. Или мелодию колыбельной песни для куклы. Сочини мелодию к стихотворению. На наш взгляд, хорошо использовать для этих целей детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других популярных авторов. Хорошие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

Музыка и рисунок

Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к музыкальным произведениям изобразительного хзарактера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме» П. Чайковского, Р. Шумана или, скажем, в пьесах для детей С. Майкапара, А. Гречанинова и других композиторов.

Проект педагога дополнительного образования Лизневой Е.А. МБОУ ДОД ДШИ №12 г.о. Самара 2014 год. Интересные факты о скрипке Скрипка Откуда появилась скрипка Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству. Самой известной семьёй мастеров - создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто. Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса. Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства. Скрипка Антонио Страдивари История музыки знает много прославленных скрипачей. Непревзойдённ ым скрипачом всех времён был Николо Паганини, который жил в первой половине XIX века. В симфоническом оркестре более трети музыкантов - скрипачи. Это объясняется тем, что скрипка занимает ведущее место в оркестре благодаря красоте и выразительности звучания. Интересные факты о скрипке Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки. Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство - даже в тихой Норвегии их считали пособниками тёмных сил, норвежские народные скрипки жгли, как ведьм. Норвежская скрипка хардингфеле Самая дорогая скрипка Скрипка, сделанная известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану. Самые маленькие скрипки В 1973 году Эрик Майсснер изготовил скрипку высотой всего 4,1см. Несмотря на маленький размер, скрипка издаёт приятные звуки. Дэвид Эдвардс, который когда-то играл на скрипке в шотландском национальном оркестре, сделал скрипку высотой 1,5 сантиметра, наименьшую в мире. Скрипки иногда служат художникам в качестве своеобразного холста. Джулия Борден уже несколько лет занимается росписью скрипок и виолончелей. Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей. Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире — скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха. Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия. Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный. Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой. Музыка Н.Паганини (исп. Леонид Коган) Соната № 1 для скрипки и гитары ля мажор, соч. 2 № 1: Менуэт. Adagio В презентации использованы материалы Википедии, сайтов en.wikipedia.org missjacobsonsmusic.blogspot.ru ru.wikipedia.org www.washingtonpost.com www.terra-2.ru www.rate1.com www.kulturologia.ru http://samoe-samaya.ru http://sitefaktov.ru

Скрипка - музыкальный инструмент, пользующийся особой любовью за изысканный внешний вид и неповторимый тембр, близкий по звучанию к голосу человека, но более многогранный и яркий. Скрипка заслужено носит имя «королева оркестра». Представляем интересные факты о скрипке.

История

Инструмент похожий на современную скрипку появился в XIV веке и считался народным. Признание у дворян скрипка получила в 1560 году, когда мастер Амати получил заказ на 24 скрипки для придворных музыкантов императора Карла IX.

Соперником Амати был другой мастер скрипичных дел – Гаспаро де Соло. Историки спорят о том, кто же из них автор образа современной скрипки. Некоторые же считают, что первым в этом был учитель Амати Гаспаро Бертолотти. Из мастерских Гварнери и Страдивари вышли не менее прекрасные экземпляры скрипок.

В руках музыкантов-виртуозов скрипка обрела небывалую славу – Паганини, Тартини, Лолли. Особое место этот инструмент занял в творчестве композитора Вивальди. Его сочинения для скрипки входят в мировую коллекцию классической музыки.

Звук

Если композитор хочет донести до зрителей чувства главных героев оперы или балета, передать их характеры он пишет основную партию именно для скрипки. Ее звук может быть одновременно мягким и сильным, бодрящим и успокаивающим.

Применение и репертуар

В составе симфонического оркестра почти треть занимают скрипки. Скрипка прекрасна в сольных партиях. Ее главное достоинство – широкое разнообразие звуков и не менее богатая палитра их оттенков.

Самый распространенный ансамбль с участием скрипки – струнный квартет в составе двух скрипок и альта. Множество произведений в разных стилях написано для этого квартета. А концерты для скрипки с оркестром стали мировой классикой.

В начале XX века скрипач Джо Венути впервые исполнил на скрипке джазовые композиции.

Конструкция

Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева.

Традиционные породы деревьев для скрипки:

  • Ель резонансная для верхней деки
  • Клён для завитка, нижней деки и шейки
  • Красное дерево, ольха, липа, хвойные для обручиков
  • Чёрное дерево для грифа
  • Хвойные для клоцев
  • Самшит, чёрное или розовое деревья для подбородника, пуговицы, колок.

На классической скрипке крепятся четыре струны. Иногда ставится пятая альтовая струна. Для струн используют жилы, шёлк или металл.

Кто из мастеров изготовил скрипку, можно определить по отдельным деталям. Неповторимой же деталью – «росписью мастера», считается завиток.

Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Иногда ученики так и не узнавали точного состава лака.

Полноразмерная скрипка имеет общую длину 60 см, длина корпуса – 35 см, вес от 300 до 400 гр. Для детей выпускают инструменты от 32 до 43 см.

Для игры на скрипке используют смычок – деревянную трость с натянутым вдоль конским волосом, натертого канифолью для лучшего звука. Длина смычка 75 см, вес – 60 грамм.

Сегодня музыканты используют как классические инструменты так и электроскрипки. Но как бы скрипка не выглядела, ее звук продолжает поражать слушателей красотой и силой.

Игра на инструменте

Для извлечения звука струны прижимаются к грифу пальцами левой руки. В правой держат смычек и водят им по струнам. От силы прижатия струн и способа ведения смычка зависит высота, характер и тембр звука.

Диапазон скрипки - от соль малой октавы до четвёртой октавы.

Флажолеты – при не сильном нажатии на струны создаются звуки похожие на звучание флейты.

Тремоло – быстрая смена двух звуков или повторение одного и того же звука, вызывающая эффект дрожания.

Коль леньо – постукивание древком смычка по струне создает сухой звук.

Рикошет – бросок смычка на струну с отскоком.

Пиццикато (подсекать) – игра без смычка – щипком струн пальцами.

Для исполнения лирических произведений скрипачи пользуются сурдиной – гребешком из дерева или металла для смягчения звучания.

Одновременно на скрипке можно брать две ноты на соседних струнах, при большем давлении смычка – три ноты. Поочередно, но с большой скоростью можно взять три, а то и четыре ноты.

Для освоения инструмента требуется много времени и старания. Скрипач должен обладать высокой чувствительностью пальцев и богатой мышечной памятью. С возрастом шансы стать виртуозом уменьшаются. Чувствительность пальцев зрелого человека меньше, чем у молодого, а тренировка мышечной памяти потребует большего времени. Поэтому лучше обучение начинать в возрасте от пяти лет или раньше.

Занимательная информация

  1. Около 170 калорий в час расходуется во время игра на скрипке.
  2. На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков.
  3. Полностью воспроизвести звучание скрипки с помощью аппаратуры невозможно.
  4. До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки.
  5. Первое произведение для скрипки в 1620 году было написано композитором Марини.
  6. Эйнштейн умел играть на скрипке.
  7. Наиболее ценными признаны инструменты Гварнери и Страдивари. За скрипку Гварнери в 2010 году заплатили 18 миллионов долларов. А каждая из сохранившихся скрипок Страдивари уникальны по своему строению и звучанию. Средняя цена на скрипки Страдивари около 4 миллионов долларов.
  8. Вершиной техники игры считается «Полёт шмеля» – из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Скрипачи всего мира соревнуются на скорость его исполнения. Д.Гарретт установил рекорд, исполнив фрагмент за минуту и 6,56 секунды.
  9. Хороші сучасні скрипки мають краще звучання, ніж інструменти, виготовлені Страдіварі.

Ни один другой музыкальный инструмент не овеян таким ореолом таинственности и загадок, как скрипка. Вот несколько интересных историй и неожиданных фактов о великих скрипачах.

Николо Паганини

Самым выдающимся скрипачом в истории считается итальянец Николо Паганини. Паганини был настоящим гением скрипки, никто из современников не мог даже близко повторить его манеру игры, ту легкость, с которой он исполнял сложнейшие пассажи с непогрешимой точностью. Игра Паганини оказывала на публику почти гипнотическое воздействие. Некоторые считали, что Паганини заключил сделку с дьяволом, из-за чего церковь даже пыталась запрещать его концерты.

На одном из концертов, Паганини исполнил композицию всего лишь на двух струнах. Одна его поклонница восторженно сказала маэстро: "Вы совершенно несносный человек, кто теперь сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это совершенно невозможно!" Паганини понравилась идея, и через две недели он исполнил сонату всего на одной струне.

Паганини выступал с концертами не только перед широкой публикой. Все европейские монархи приглашали его для личного выступления, а однажды Паганини даже исполнил масонский гимн, в великой ложе Италии. За эти выступления он получал огромные гонорары, но из-за любви к азартным играм часто попадал в ситуации, что ему не хватало денег даже на еду. Однако к старости он все же сумел скопить небольшое состояние.

Эйнштейн

Мало кто знает, что создатель теории относительности и дедушка атомной бомбы - физик Альберт Эйнштейн, виртуозно играл на скрипке. Эйнштейн занимался игрой на скрипке с шести лет, и в 1934 году устроил благотворительный концерт, где исполнял произведения Моцарта. В Немецкой прессе об Эйнштейне писали не как об ученом, а как о «великом музыканте, несравненном виртуозе-скрипаче».

Скрики Гваринери

Самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гваринери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини, которую перед смертью виртуоз завещал родной Генуе.

Джузеппе Тартини

Другой велики скрипач, Джузеппе Тартини, написал самое сложное из когда-либо созданных произведений для скрипки. Правильно исполнить его, даже сегодня, могут лишь немногие. Sonate du diable - Соната Дьявола или Дьявольская трель.

Вот что Тартини рассказывал про историю сочинения этого произведения:

«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы, отличие между тем, что я услышал, и записал, огромно. Тем не менее, я всё равно назвал это сочинение „Дьявольской трелью“».


Top