Зарождение и развитие китайского музыкального искусства. Музыкальные инструменты

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak ) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче , которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку , песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры .

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы , которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак , но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):

Необычайно богата и разнообразна. Еще в древности на территории нынешнего Ближнего и Среднего Востока применялись простейшие ударные инструменты для ритуальных танцев и празднования знаменательных событий. Далее представлен список самых распространенных узбекских музыкальных инструментов с названиями и кратким описанием.

Дойра - разновидность бубна

Дойра - это узбекский музыкальный инструмент из семейства ударных, по виду напоминающий бубен. Широко распространен в странах Ближнего и Среднего Востока. Инструмент представляет собой обод из засушенной виноградной лозы (реже применяется бук или орех), на который натягивается кожаная мембрана. Диаметр в среднем составляет около 40 см. При изготовлении современного варианта этого узбекского народного музыкального инструмента могут применяться металлические кольца. Также существуют версии дойры с присоединяющимися к внутренней части основного обруча. Обычно их насчитывается от 40 до 100.

Для более звонкого и отчетливого звучания перед игрой дойру необходимо нагреть вблизи огня или на солнце. Жаркий воздух подсушивает натянутую на каркас кожу и сила натяжения мембраны увеличивается.

В древности на этом инструменте играли исключительно женщины. В пещерах гор Ферганской долины найдены изображения, датирующиеся 2000 годом до н. э. На картинках изображены женские фигуры, играющие на дойре, в окружении исполняющих ритуальные действия танцовщиц.

На дойре совершенствовалась в течение многих веков и к настоящему времени достигла высокого уровня. Инструмент используется как дополнение к ансамблю из других узбекских национальных музыкальных инструментов, так и в качестве сопровождения для голоса. Приемы звукоизвлечения весьма разнообразны: легкое постукивание мизинцами, сильные удары ладонями, скольжение пальцев по мембране и другие. В зависимости от расположения пальцев можно менять высоту звука. Удары в середине мембраны позволяют извлечь низкие ноты, а по мере перемещения рук к краю звук повышается. Также есть возможность обогащать свою игру различными витиеватыми ритмическими рисунками и всевозможными мелизмами, такими как трели, тремоло, форшлаги. Доступна динамика от самого тихого piano до громоподобного forte.

Нагора - аналог литавр

Еще один узбекский музыкальный инструмент, относящийся к ударным, - нагора. Он представляет собой парные литавры в виде керамических горшков, обтянутых мембраной из кожи. Инструменты отличаются по размеру, благодаря чему удается добиться разнообразия звучания. Нагора не имеет точной настройки, но существует несколько разновидностей:

  • Дол-нагора - крупный горшок, предназначенный для извлечения глубоких глухих ударов.
  • Кос-нагора - инструмент среднего размера, имеет относительно низкий звук.
  • Рез-нагора - для исполнения более высоких нот.

Перед исполнением узбекские литавры разогреваются на солнце. Это помогает добиться четких и звонких ударов.

В отличие от дойры, нагора редко применяется в качестве сольного инструмента. Она используется преимущественно для игры в ансамбле с деревянными духовыми инструментами, такими как карнай и сурнай. Реже можно услышать в сочетании со струнными (преимущественно в Армении). Инструмент обогащает произведения различными ритмическими рисунками и помогает передать характер трансовой или зажигательной музыки.

Най - восточная флейта Пана

Най - деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой с шестью отверстиями для пальцев. Изготавливается преимущественно из бамбукового дерева. Современные версии этого инструмента дополняются латунью и жестью. Характер звукоизвлечения - лабиальный (то есть, при помощи губ). Разнообразие мелодического рисунка достигается при помощи всевозможных аппликатурных комбинаций пальцев, частичного и полного закрывания игровых отверстий и варьирования интенсивности потока воздуха. Най применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента.

Сурнай - разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай - еще один узбекский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой узкую трубу, расширяющуюся в конце. В среднем длина инструмента составляет 45-55 см. Сурнай отличается достаточно сложным механизмом: в верхней части вставлена небольшая металлическая трубка с бамбуковыми пластинками. Для извлечения звука исполнителю нужно плотно прижимать губами маленькую плоскую деталь под названием "садат". Игра на такой трубе с двойной тростью требует определенных навыков и высокого уровня владения инструментом.

Сурнай применяется преимущественно в ансамбле в процессе проведения национальных празднований. Палитра звукоизвлечения довольно богата - от плавного легато до быстрых скачков и мелизматических украшений.

Карнай - народный узбекский музыкальный инструмент семейства медных. Также широко распространен в Иране и Таджикистане. Карнай представляет собой прямую трубу, расширяющуюся в конце. Длина инструмента достигает двух метров. Звук, извлекаемый при помощи карная, напоминает тромбон. Диапазон не превышает октаву.

Мощное и сильное звучание карная можно услышать на торжественных церемониях и спортивных играх в Узбекистане. В древние времена он также служил инструментом для сигналов, оповещающих о начале войны и поднимающих боевой дух армии.

Чанг - старинный аналог цимбал

Еще один известный узбекский музыкальный инструмент - чанг. Он принадлежит к роду цимбал. Состоит из деревянного корпуса в форме трапеции, на котором натянуто 42 В верхней деке находятся небольшие резонаторные отверстия, способствующие улучшению звучания. Играют на чанге при помощи двух бамбуковых или тростниковых палочек. Звук обладает чистотой, яркостью и хорошей продолжительностью. Чанг используется как в качестве сольного, так и ансамблевого инструмента.

Сато - струнный смычковый инструмент

Сато - инструмент с тысячелетней историей и восхитительным, завораживающим звучанием. Возникновение разновидностей струнно-смычковых инструментов на Востоке датируется X веком. К началу XX столетия они оказались на грани исчезновения, однако, мастеру Усману Зуфарову удалось возродить древние традиции.

Сато представляет собой деревянный корпус в форме груши с прикрепленной шейкой, на которой нанесены лады и натянуты струны. Звукоизвлечение производится путем ведения смычка по струнам.

Волнующая и загадочная музыка Востока завораживает своими сложными ритмами и витиеватыми мелодическими рисунками. Народам Азии удалось сохранить древние культурные традиции и мудрость веков, донеся до современников настоящее сокровище предков.

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай



Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб





Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз



Комуз - это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Источники информации, фотографий и видео

Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства

Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, . музыковедения, литературоведения и т. д.

Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты - каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ - сэ из древнего царства Чу) относятся к V-III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты. Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху - многолюдные песенноплясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца. И в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу).

В древнем Китае стала создаваться и музыкальная наука. Древнейший трактат о музыке «Юэцзин» входил в комплекс первоначально существовавших в Китае 6 классических книг. «Описание музыки» («Юэцзи») вошло затем в качестве одной из глав в «Или» («Обрядник»), составленный самим Конфуцием. Суждения Конфуция о музыке встречаются также в «Луныое». Музыка играла большую роль во всех сторонах жизни китайцев. Именно поэтому конфуцианцы придавали такое большое значение музыке. По их учению, музыкальная гармония должна была являться показателем социальной и политической гармонии.

Музыка пользовалась большим почетом при дворах ванов в чжоускую эпоху: исполнением песен и танцев при дворе ведала специальная придворная служба (Дасыюэ). В ханьский период была учреждена специальная музыкальная палата (Юэфу). В эпоху Хань наблюдалось бурное развитие музыкальной культуры. Именно в этот период появляются новые музыкальные инструменты (заимствованные извне кунхоу - струнные арфообразные инструменты и др.). Известно, какое большое влияние на развитие китайской музыки оказал проникший в Китай буддизм.

Новый расцвет китайской музыки приходится на эпоху Тан. На фресках Дуньхуана изображены различные музыканты, певцы, танцоры.

Обнаружены нотные записи песенной и танцевальной музыки танской эпохи. В конце XIII-начале XIV в. известный поэт и музыкант Чжан Янь создает книгу «Источники цы» («Цыюань»), которую историки китайской музыки рассматривают как самую раннюю работу о вокальном искусстве.

В XVIII в. было предпринято издание 62-томного свода китайских классических мелодий, охватившего период VIII-XVII вв. Недавно древние знаки этого свода были переведены на современные ноты. В эпохи Тан, Сун, Юань, Мин, Цин китайская музыка обогатилась за счет влияния музыки других народов: монголов, тибетцев, уйгуров и т. д., было заимствовано много новых музыкальных инструментов (пипа, эрху, янцинъ и т. д.). С XVII в. в Китае начала создаваться оркестровая музыка. В эпохи Мин и Цин музыка стала значительно более разнообразной, определилась специфика музыки оперных (музыкально-драматических) спектаклей.

Мелодика китайской музыки

Мелодический рисунок китайской музыки всегда необычайно отчетливый, выпуклый и своеобразно красочный, напевный и одновременно ритмичный.

Характерно, что нотная запись фиксирует далеко не все изгибы мелодии, а лишь ее основной стержень, исполнитель же произвольно нанизывает на нее разнообразные украшения, причем импровизация его имеет подчас очень широкую амплитуду, зависящую в первую очередь от мастерства исполнителя.

Хотя современные хоровые коллективы поют многоголосо, мелодия традиционных народных песен всегда ведется в унисон; в китайской музыке, особенно древней, никакого полифонического ведения голосов, а тем более сложной гармонизации мелодии нет. А потому китайская народная песня является по сути сольной, независимо от количества поющих.

Слабые интонационные возможности в значительной мере восполняются очень выпуклым и подчеркнутым ритмом, а отсюда и исключительная роль ударных инструментов. В силу упора на ритмичность в природе китайской музыки она близка к поэзии.

Ведь каждое китайское слово имеет характерный мелодический рисунок, определяемый тоном. И весьма вероятно, что в музыкальности китайской речи можно искать ее ^вязи с китайской музыкой.

Ритмичность наиболее характерна для музыки северных районов, Например, некоторые исследователи происхождение янгэ (песенно-танце- вального представления) связывают с внемелодической, ритмизированной музыкой барабана, которая затем обросла мелодией. В южнокитайской музыке тембровая окраска значительно ярче, на первый план выступает не ритм, а мелодия. Например, мелодичностью отличается гуан- дунская музыка, в которой наряду с четким и ясным ритмом, вообще присущим китайской музыке, мелодия льется красиво, напевно, вольно, Своеобразен тип южных янгэ - хуагу («цветочный барабан»), также отличающихся от северных значительно большей мелодичностью, напоминающей индонезийскую музыку.

Произведениям китайской музыки свойственна строгая и четкая программность. Характерно преобладание пейзажных картин. Так, среди музыкальных произведений района Чаочжоу (провинция Гуандун) можно* назвать музыкальные картинки «Праздничное катание на лодках» и «Отражение осенней луны на глади озера».

Музыкальный строй

Наиболее характерной особенностью лддового строя китайской музыки является пентатоника. При такой звуковой системе в пределах одной октавы содержится о звуков- разной высоты. Пятизвуковая гамма была установлена около IV в. н. э. музыкальными теоретиками древнего Китая с помощью математических расчетов и философских рассуждений. Наиболее распространенной является бесполутоновая пентатоника, т. е. между смежными ступенями интервалы достигают целого тона или полутона. В этой особенности китайской музыки ощущается и некоторая ограниченность ее возможностей.

Однако нельзя рассматривать национальный стиль китайской музыки только под углом зрения пентатоники. Лады пентатоники не сковывали развитие музыкальной культуры. Уже в III в. до н. э. была установлена семизвуковая, а затем и двенадцатизвуковая гамма. Созданием законченной двенадцатизвуковой музыкальной шкалы к концу эпохи Чжоу была заложена основа для дальнейшего развития китайской музыки. Развитие музыкальной культуры происходило и в результате приходящего извне влияния. С буддизмом в Китай проникли элементы музыкальной культуры Индии и Средней Азии. В XIV в. под влиянием монгольской музыкальной культуры в китайской музыке оформилась диатоническая гамма. Хотя в Китае в XVI в. Чжоу Цзай-юйем был применен темперированный строй, темперированная гамма не утвердилась в китайской музыке. Китайская музыка по-прежнему строилась на основе пяти пентатонных ладов. И в характере звучания пентатонной музыки в полной мере были использованы ее возможности. Уже начиная с глубокой древности, несмотря на определенную скованность звукорядной системы, народная музыка отличалась большим мелодико-интонационным богатством.

Музыкальные инструменты

Недостаточная гибкость, статичность интонационно-ладовой структуры восполняется богатым и очень разнообразным составом музыкальных инструментов, существующих до сих пор в составах народных оркестров и оркестров театров.

Из того, что основой музыкальной канвы был четкий ритм, совершенно понятна исключительно важная роль в китайской музыке ударных инструментов, отличающихся чрезвычайным разнообразием. И первенство среди всего этого многообразия бесспорно принадлежит барабану (гу); это двусторонние барабаны тангу, гангу, шугу, дянъгу, тамбуринообразный логу и др., односторонний малый барабан банъгу. К числу мембранных ударных инструментов также относятся бубнообразные дагу и бацзяогу. Барабаны делались из дерева, тыквы, глины, бронзы. Перепонки барабанов изготовлялись из кожи, бычьего пузыря и другого материала. Во время исполнения барабаны держат в руках или устанавливают на специальных подставках. Удары по перепонке исполнитель производит кистью руки и палочкой. Применение барабанов чрезвычайно широко. Не будет преувеличением сказать, что без барабана в Китае немыслимо ни одно празднество, немыслимо никакое торжество. О важности барабана в оркестре говорит тот факт, что исполнитель на барабане по существу выполняет функции дирижера оркестра, состоящего из китайских национальных инструментов.

Широко распространены и другие ударные инструменты - металлические гонги, из которых звук извлекается ударом деревянной колотушки, медные тарелки, фансян - подвешенные на деревянной раме-стойце каменные, нефритовые или, очень редко, металлические продолговатые четырехугольные пластинки, отличающиеся друг от друга только по толщине, а вследствие этого при ударе палочкой издающие каждая свой звук. Особо следует подчеркнуть наличие цинов (каменных гонгов, лито- фонов) - шицин, тэцин или бянъцин (набор цинов, различно настроенных). Особенностью другого рода ударных инструментов - бронзовых колоколов и колокольчиков (бочжун и бянъчжун - набор колоколов) является то, что звук извлекается ударом по колоколу деревянной колотушкой. Для отбивания ритма также используются деревянные ударные инструменты: деревянные пластинки куайбань, а также типа кастаньет кайбанъ, банцзы, пайбанъ. Пластинки делались из твердолиственных пород деревьев. Исполнитель держит одну пластинку в руке на ладони, ударяя по ней второй пластинкой, которую он держит в другой руке (банцзы), или движением кисти руки, в которой он держит связку пластинок, ударяет их друг о друга (пайбань). К числу ударных музыкальных инструментов, хотя и редко встречающихся, относится муюй («деревянная рыба») -по существу род деревянного колокола, обычно в виде рыбы (отсюда и название инструмента), из которого звук также извлекается ударом деревянной колотушки.

Большим разнообразием отличаются также струнные инструменты: сэ и чжэн - струнные щипковые музыкальные инструменты типа настольных гуслей. Весь корпус инструмента чуть выпуклый, представляет собой деку, во всю длину инструмента натянуты струны, обычно шелковые, под каждой струной устанавливается подставка, передвижением которой производится настройка инструмента. Играют одной (правой) рукой или обеими руками. Большой выразительностью обладают цисянъ- цинъ (род цитры), пипа (род лютни), кунхоу (род арфы) и т. д. Разнообразен тип струнных смычковых музыкальных инструментов ху (эрху, сыху, банъху и т. д.). Корпус эрху, например, полый, с верхней стороны дека из змеиной кожи. В резонатор вставлена бамбуковая шейка-гриф, в ней пара колков для двух шелковых струн, с помощью вращающихся колков и натягиваются струны. Играют сидя, инструмент ножкой резонатора упирают в колено, держа его вертикально. Волос смычка пропускается между струнами, расстояние между которыми не превышает

3-4 мм. В китайском оркестре народных инструментов эрху занимает такое же важное место, как скрипка в симфоническом оркестре.

Очень популярны духовые инструменты. Это бамбуковые сяо (род продольной флейты), чи и ди (род поперечной флейты), пайсяо (многоствольная флейта). Из глины изготовляли сюань - духовой инструмент овальной формы с 6 отверстиями для изменения высоты звуков. Воздух вдували через отверстие-дульце в вершине сюаня.

Эти инструменты очень просты. Более сложным инструментом является труба лаба (или сона) - род гобоя. Корпус лабы представляет собой почти коническую деревянную трубку с восемью отверстиями, с помощью которых исполнитель изменяет высоту звука. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. На концах трубок в косых срезах вставлены бронзовые язычки. В нижней части трубок сделаны отверстия, которые исполнитель при игре закрывает попеременно пальцами.

Звук возникает от колебания язычков. В зависимости от количества вставленных трубочек различается несколько типов шэнов.

Современная музыка и исполнительское искусство

За последний период, особенно после движения 4 мая, происходит быстрый процесс обогащения содержания и формы новой китайской музыки. В 1919 г. композитор Сяо Ю-мэй при Пекинском университете основал музыкальное отделение. Это было первое отделение при китайском высшем учебном заведении, где занятия шли по программе европейских музыкальных школ. Ряд таких отделений возник позже и при других университетах. В этот период создаются патриотические произведения, воспевающие любовь к родине, жизнь простого народа. Так, композитор Чжао Юань-жэнь написал «Песнь о труде» и «Песню о продаже полотна». С развитием революции в Китай проникают такие революционные песни, как «Интернационал», «Варшавянка» и др. С созданием КПК и началом революционных войн музыка начинает играть все более важную роль в борьбе народа. Уже в 1932 г. Не Эр и Люй Цзи выступили инициаторами создания революционной музыкальной группы, сплотившей вокруг себя передовых китайских музыкантов. Композитор- коммунист Не Эр за свою недолгую жизнь (1912-1935) написал около 50 боевых революционных массовых песен, среди них «Марш добровольцев», утвержденный теперь в качестве гимна КНР. Значительными произведениями в китайской музыке являются «Кантата о реке Хуанхэ» и «Движение за подъем производства» композитора Си Син-хая (1905- 1945 гг.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие китайской музыки. Новое в революционной песне - ее конкретность, политическая заостренность, простой язык, острая выразительность. Революционная песня характеризуется краткостью, четкостью и ясностью мысли, выраженной в тексте, стремительностью, напористостью, волевым ритмом, яркой красивой мелодией («Хвала Ленину», «Песня рабочих и крестьян», «1 Мая», «Брат и сестра поднимают целину»). Новое содержание и новая форма не отняли у песни ее национального колорита, она осталась китайской народной песней и тем самым пополнила сокровищницу богатой песенной культуры народа.

С образованием КНР китайская музыкальная культура получила определенные условия для своего развития. В произведениях первых лет воспевается народная власть, давшая крестьянам землю, сделавшая женщину свободным равноправным членом общества и т. д. Развивается песенно-танцевальное музыкальное искусство. Осваиваются новые жанры музыки. Так, группа студентов Шанхайской консерватории написала концерт для скрипки с оркестром «Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай», «Молодежный концерт». Плодотворно трудятся крупнейшие китайские композиторы Ма Сы-цун и Хэ Лу-дин. Композитор У Цэу-цян написал музыку к национальному балету «Красавица-рыбка», с большим успехом идущему на сцене Центрального театра оперы и балета в Пекине в постановке П. А. Гусева.

Всекитайская ассоциация работников музыки и Союз китайских писателей совместно ведут работу по собиранию, записи, систематизации и изучению народной музыки. Изучение и преподавание народной музыки ведется в консерваториях и музыкальных школах. После 1949 г. почти на каждом предприятии, в деревне, в учебном заведении создан свой коллектив художественной самодеятельности, местные ансамбли национальной песни и танца, музыкальной драмы и т. д.

Подготовку музыкантов осуществляют Пекинская 1 и Шанхайская консерватории. Наряду с такими крупными мастерами, как скрипач Ма Сы-цун, выступают и выдвинувшиеся в последние годы молодые музыканты, в том числе лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского Лю Ши-кунь и Ин Чэн-цун, а также Ли Мин-цян (ученики проф. Т. П. Кравченко). В оперных спектаклях с успехом выступает воспитанница Московской консерватории Го Шу-ин. В 1957-1958 гг. создан Центральный симфонический оркестр (главный дирижер - Ли Дэ- лунь, выпускник Московской консерватории, ученик проф. Н. П. Аносова) . Успешную концертную деятельность ведут многочисленные оркестры народных инструментов. Большое количество исполнителей собирают ежегодные музыкальные фестивали «Шанхайская весна».

Громадное влияние на развитие музыкальной культуры Китая оказывает советская музыка. С советской музыкой китайский народ познакомился через боевую, массовую советскую песню, которая начала проникать в Китай уже в годы революции 1925-1927 гг. Советские песни «Марш Буденного», «Песня о Родине», «Катюша», «Гимн демократической молодежи мира», «Подмосковные вечера» и другие хорошо известны китайскому народу. С большим успехом прошли многочисленные выступления советских музыкантов в Китае. Через знакомство с советской музыкой китайские музыканты осваивали достижения мировой музыкальной культуры, советский опыт строительства новой музыкальной культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Дутар. Ду - два. Тар - струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?

Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре - Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!

Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.

Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.

Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд - лют, лютня - слышите? Обычный уд не имеет ладов - лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.

Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.


От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.

Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.


Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма - какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.

Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.



Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву - толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.

Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар - предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се - три, тар - струна), а о двух других я расскажу ниже.

Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.

Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова - Руфат.

Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.

Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали - мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.

Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.

Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.

Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.

Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.

Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.

В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента - карнай. Карнай-сурнай - устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.

Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим - трембита.

А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.

Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.

Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
- Как это называется? - спросил я через переводчицу.
- Сона, - ответили мне.
- До чего похоже на "сорна - сурнай - зурна" - подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
- Китайцы не произносят букву р в середине слова.

Подробнее о китайской разновидности зурны можете
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего - может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент - гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:

Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая - сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?

Смотрите и слушайте с 18-й секунды! Вы только послушайте, какой роскошный звук у уйгурского баламана - да, здесь он называется точно так же, как в азербайджанском языке (существует и такое произношение названия).

А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.

Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп - Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.

Ведь только ленивый не слышал, что "дудук - древний армянский инструмент". При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад - то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.

Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: "Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?" А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.

Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть - в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.

Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).

При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить "армянский дудук" правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.

Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.


Top