Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир Подготовить сообщение народ в романе

«Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса - Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.

В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н. Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой - целая страна, борющаяся с нашествием врага» - писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа. Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа. Основная задача Толстого - показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.

Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией. Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев. Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».

Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску. Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии - все это усиливает трагизм событий. Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны. Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.

Бородинское сражение - кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны - сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ. Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят».

В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.

Я пытался писать историю народа.

Л. Толстой

Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен-ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы-ваются люди с бесконечным разнообразием характеров.

В романе «Война и мир» — величайшем произведении не только русской, но и мировой литературы — Толстому удалось не только отобразить важнейшие события в исто-рии русского народа, но и раскрыть особенности русского национального самосознания.

Положив в основу романа «мысль народную», писатель проверяет ценность и зрелость своих героев отношением к простым русским мужикам, к солдатам. Наблюдая за на-родом, погружаясь в самую гущу событий, герои Толстого совершают важные для себя открытия, которые часто ме-няют их дальнейшую жизнь.

Искренняя, открытая, жизнелюбивая Наташа Ростова, можно сказать, пропитана русским национальным ду-хом: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым дышала, — эта графинечка, воспитан-ная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Именно поэтому Наташе близка народная музыка, народные танцы. Но ее любовь к народу не ограничивается пассивным восхище-нием, и в тяжелое для страны время Наташа требует, чтобы их подводы, куда уже погрузили имущество, были отданы раненым. При общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остает-ся благодарным Платону Каратаеву, с которым познако-мился в плену у французов, — русскому солдату, пропо-ведующему добро и любовь к жизни.

Храбрость и самоотверженность русского народа во вре-мя сражения при Аустерлице во многом повлияли на от-каз от честолюбивых устремлений князя Андрея Болконс-кого. И этому народу князь посвятил всю свою жизнь, когда началась Отечественная война 1812 года — время грозных испытаний, которое внесло огромные перемены в жизнь всего русского народа.

Колоссальную волну гнева вызвало нападение францу-зов на Россию у всех людей, кому была не безразлична судьба родины. На борьбу с врагом поднялась вся страна. Многие, в том числе и Андрей Болконский, ушли в дей-ствующую армию. Такие, как Пьер Безухов, отдавали свои деньги на военные нужды, снаряжали ополченцев. Многие купцы, например Ферапонтов, сжигали свои лавки или раз-давали имущество, чтобы ничего не досталось французам. Мирные жители Москвы перед вступлением в город войск Наполеона покинули город, чтобы не оказаться под влас-тью захватчиков. Материал с сайта

Высокий патриотический дух показали русские люди во время Бородинского сражения, где проявились и вы-сокое чувство товарищества, и сознание долга, и физичес-кая и моральная сила солдат. На Бородинском поле французы впервые столкнулись с противником такой силы духа. Именно поэтому русский народ одержал победу в этой войне, ведь бегство французов из Москвы и их окончательный разгром явились следствием совместных действий регулярной армии, партизанских отрядов и местных жителей, которые отказывались продавать вра-гам сено и продовольствие, оставляли города и деревни, захваченные врагами, сжигали запасы и склады, обрекая французов на голодную смерть. Русские люди понимали, что исход войны зависит от каждого из них, и поэтому не нуждались ни в убеждениях, ни в понуканиях. И они отстояли свою жизнь. «Дубина народной войны подня-лась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

«Чудесным, бесподобным народом» называет русский народ Л. Н. Толстой, восхищаясь его мужеством, самоот-верженностью, стойкостью его духа, которые помогли раз-громить даже непобедимую прежде армию Наполеона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народ в романе л н толстого война и мир
  • чудесный бесподобный народ в романе война и мир сочинение
  • мирные жители в романе толстого война и мир
  • Воспитанная гувернанткой француженкой графинечка
  • чудесный бесподобный народ цитата

1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества “Война и мир”. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли “дубинку

Народной войны, которая наказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено”. Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа.

Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении

Своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был “самым полезным человеком в отряде”. Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении

Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим “против воли государя и согласно. с волей народа”. Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

“Мысль народная” – главная идея романа “Война и мир”. Толстой знал, что простая жизнь людей, с его “личными” судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. “Я старался писать историю народа”, – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому “мысль народная” играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Сам Толстой представляет это понятие так: “Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века...
  2. Образ Пьера Безухова является одним из самых необыкновенных образов романа “Война и мир”. Он стал одним из любимых героев автора...

Народ в романе «Война и мир»

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Образ народа в романе

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты». Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

Заключение

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Тест по произведению

Повествователь в романе «Война и мир» пишет о народе, что он «спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось». Это и было представление о том, что же такое «народная война». Здесь не оставалось места для корысти, для раздумий о собственном имуществе, для размышлений о завтрашнем дне: не будет завтрашнего дня, пока сегодня враг топчет родную землю. Здесь происходит — на очень короткое время — единение всего народа: от бедных крестьян, поджигающих оставленное имущество, которое не должно достаться врагу, — до императора Александра I, решительно и категорически отвергающего мирные переговоры, пока Наполеон находится в пределах России. В народе Толстой видит простоту, искренность, осознание собственного достоинства и долга перед Родиной. Не случайно Толстой писал: «Мне интереснее знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

Мы имеем возможность судить о войне 1812 года с позиций XXI века, и мы видим, какой самоотверженностью обладали русские солдаты, вступая в бой с наполеоновской армией, успевшей до этого покорить едва ли не весь мир. Ведь каждое ранение на той войне могло быть смертельным: солдаты не были ничем защищены, врачебная помощь — весьма ограниченна. Даже если рана была лёгкой, солдат мог вскоре погибнуть от заражения крови. В романе «Война и мир» сами солдаты мало думают о смерти: они просто выполняют свой патриотический долг, не усложняя своего подвига раздумьями. В этой простоте и заключается, по Толстому, величие народного подвига.

Князь Андрей смотрит на купающихся солдат и понимает, что они — пушечное мясо. Он один из немногих, кто задумывается об их обречённости и понимает силу их героизма. Поэтому он для солдат — «наш князь».

В первых двух томах мы видим, как приближается к России угроза, как она нарастает. В третьем и четвёртом томах романа «Война и мир» широко развёрнута картина народного подвига, спасшего Россию от наполеоновского захвата.

Одно из великих писательских открытий Толстого — описание психологии толпы. Описание народа не только складывается из отдельных портретов героев из народа, но и подаётся как собирательный образ народа. Мы видим народ в сцене молебна перед битвой, на московской площади перед сожжением Москвы, перед сдачей Москвы войскам Наполеона, слышим перекличку голосов. Такой коллективный образ в русской «изящной литературе» впервые появился именно у Толстого. Кроме того, великолепное начало романа — вечер у Анны Павловны Шерер — тоже, по сути, описание толпы, только «великосветской толпы».

Особое внимание читатели-современники обратили на бунт богучаровских крестьян. Богучарово было так называемым «заглазным имением» Болконского. Уже по этому именованию видно, что попадалось ему на глаза Богучарово не часто. Да и вообще помещиков в окрестностях этого имения было немного. Помещики, кроме всего прочего, были и передатчиками новостей (чем, кстати, иногда в реальной жизни пользовались не вполне добросовестно: крестьяне-то газет не выписывали, а других «средств массовой информации» ещё не было). Поэтому объяснимо, что между богучаровцами «всегда ходили какие-нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких-то…».

Старый князь Болконский не любил богучаровцев «за дикость». По своему правилу, князь Андрей как мог облегчил жизнь богучаровцев. За то небольшое время, что он жил там, Андрей Болконский уменьшил крестьянам оброк. С этого обычно начинались и заканчивались помещичьи «реформы», но князь пошел дальше, построил больницы и школы. Однако крестьян это не очень обрадовало. После наполеоновского вторжения они решили оставаться в Богучарове, надеясь с помощью французов освободиться от помещиков, от «крепости». Однако планов освобождать русских крестьян у Наполеона не было: их «управляемость» через хорошо говоривших на французском языке помещиков вполне его устраивала. Конфликт крестьян с княжной Марьей начался неожиданно для неё. Однако достаточно было появиться бравому офицеру Николаю Ростову, скомандовать громко, и крестьяне сами же и повязали зачинщиков этого неудавшегося бунта. В развязке этого неожиданно начавшегося и столь же неожиданно завершившегося происшествия сказалось, безусловно, отношение самого писателя к крестьянским восстаниям начала XIX века: они были попросту невозможны, по мнению Толстого. Поэтому-то его герой и должен быть стать декабристом, членом тайного общества, пытающегося освободить крестьян «сверху», через долгожданную конституцию.

Именно этот народ, который так легко отказался от своих замыслов, стоило лишь неизвестному офицеру прикрикнуть, оказался славным победителем Наполеона. Это было национальное сопротивление, «дубина народной войны».

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016


Top