Скульптура сидящего мужчины. Издание данного тиража работ мастера уникально и охраняется Европейским законодательством

К:Скульптуры 1880 года

История

По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада » по мотивам «Божественной комедии », изображая Данте , создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело , Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.

Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud ), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей .

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне . В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне . При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

Копии

Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне , пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета .

    The Gates of Hell Philadelphia3.JPG

    Над «Вратами ада» сидит «Мыслитель»

Напишите отзыв о статье "Мыслитель (скульптура)"

Литература

  • Albert Edward Elsen, Rosalyn Frankel Jamison, Bernard Barryte. . - Oxford University Press, 2003. - P. 174-179. - 662 p. - ISBN 9780195133813.

Ссылки

  • - Проект, посвящённый судьбе различных копий скульптуры

Отрывок, характеризующий Мыслитель (скульптура)

Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.
– Вы пришли сюда видеть меня, а не разбивать сердца прекрасных дам! – недовольно прокаркал Папа. – Счастливого пути, Мороне!
– Я должен переговорить с вами, перед тем, как начну действовать, Ваше святейшество – со всей возможной учтивостью, ничуть не смутившись, произнёс Мороне. – Ошибка с моей стороны может стоить нам очень дорого. Поэтому прошу выделить мне чуточку вашего драгоценного времени, перед тем, как я покину вас.
Меня удивил оттенок колючей иронии, прозвучавший в словах «вашего драгоценного времени»... Он был почти, что неуловимым, но всё же – он явно был! И я тут же решила получше присмотреться к необычному кардиналу, удивляясь его смелости. Ведь обычно ни один человек не решался шутить и уж, тем более – иронизировать с Караффой. Что в данном случае показывало, что Мороне его ничуточки не боялся... А вот, что являлось причиной такого уверенного поведения – я сразу же решила выяснить, так как не пропускала ни малейшего случая узнать кого-то, кто мог бы когда-нибудь оказать мне хоть какую-то помощь в уничтожении «святейшества»... Но в данном случае мне, к сожалению, не повезло... Взяв кардинала под руку и приказав мне дожидаться в зале, Караффа увёл Мороне в свои покои, не разрешив мне даже простится с ним. А у меня почему-то осталось чувство странного сожаления, как будто я упустила какой-то важный, пусть даже и очень маленький шанс получить чужую поддержку...
Обычно Папа не разрешал мне находиться в его приёмной, когда там были люди. Но иногда, по той или иной причине, он вдруг «повелевал» следовать за ним, и отказать ему в этом, навлекая на себя ещё большие неприятности, было с моей стороны просто неразумно, да и не было на то никакого серьёзного повода. Потому я всегда шла, зная, что, как обычно, Папа будет с каким-то непонятным интересом наблюдать мою реакцию на тех или иных приглашённых. Мне было совершенно безразлично, зачем ему было нужно подобное «развлечение». Но такие «встречи» позволяли мне чуточку развеяться, и уже ради этого стоило не возражать против его странноватых приглашений.
Так и не встретившись никогда более с заинтересовавшим меня кардиналом Мороне, я очень скоро о нём забыла. И вот теперь он сидел на полу прямо передо мной, весь окровавленный, но всё такой же гордый, и опять заставлял точно также восхищаться его умением сохранять своё достоинство, оставаясь самим собой в любых, даже самых неприятных жизненных обстоятельствах.

О СКУЛЬПТУРЕ О.РОДЕНА " МЫСЛИТЕЛЬ"
Данная статья -обзор носит научный характер, и написана, опираясь на данные, взятые из интернета:Википедия,Биография скульптора Огюста Родена,Д.Алигьери, " Божественная комедия",М.изд. Эксмо, 2011год,экскурсии в музее О.Родена в Париже.

" Мыслитель"(фр.Le Penseur) - одна из самых известных работ французского скульптора Огюста Родена.Оригинал экспонируется в музее О.Родена. который находится в бывшем особняке маршала Бирона, 7 квартала Парижа, на улице Варенн, недалеко от Собора Инвалидов.
Интересным является тот факт, что скульптор изобразил человека, как бы задумавшегося над решением сложной задачи, человека, задающего себе внутренний вопрос.По словам того же О.Родена - " Кто я?,Откуда пришел?,Куда я иду? и Какова моя цель? ".Автор придал скульптуре портретное сходство с автором " Божественной комедии", средневековым поэтом - Данте Алигьери (1265 - 1321), идентифицировав этим два понятия: поэт и мыслитель.
Почти семь веков прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне,в церкви Сан- Пьер - Маджоре, но образ великого поэта и его творчество, его " Комедия", уже ближайшим поколением прозванная "божественной",остаются высочайшими духовными ориентирами человечества.
Каждая новая эпоха культуры,привносившая с собой иное мировоззрение, иное знание,иные ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образцу и непогрешимой мере своей духовной состоятельности.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, он, естественно, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого и прежде всего к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии.Баптистерий (крещальня)Сан- Джованни,во Флоренции известен тем, что 26 марта 1266 года в Страстную субботу,в нем прошла пышная и торжественная церемония крещения, которая проводилась в Италии, во Флоренции по тем обычаям,только один раз в год. В том числе, получил крещение в этот день- через год после рождения-, и будущий известный поэт средневековья Данте Алигьери.
Впоследствии, вход в баптистерий был украшен тремя дверями с бронзовыми рельефами, великолепно исполнеными Андреа Пизано(1336г.),и более известным скульптором эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти (1424 и 1452г.)
И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Он решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Впоследствии замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти. Роден, уделявший большое внимание использованию классического наследия, всегда требовал творческого подхода даже к самым высоким образцам. Он предостерегал молодых художников от механического подражания классикам: «Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природе и искренность. Это – две сильные страсти гениальных мастеров... Сама традиция предлагает вам беспрестанно вопрошать действительность и запрещает слепо подчиняться какому-либо мастеру».

Гигантская работа над «Вратами ада» продолжалась до конца жизни Родена, а в бронзе «Врата» были отлиты уже после его смерти.Врата завершала фигура Мыслителя - которая была меньших размеров, чем экспонируемая сегодня скульптура - в саду музея О. Родена. Многие фигуры и скульптурные группы, предназначенные для включения в композицию дверей, получили самостоятельное существование («Мыслитель». 1880; «Три тени». 1880; «Адам». 1882; «Ева». 1882; «Уголино». 1882; «Старуха», «Вечная весна», «Поцелуй». 1886 и др.). Поистине колоссален диапазон мыслей и чувств, выраженных в роденовских образах. Многие из них как бы концентрируют и обобщают явления, имеющие общечеловеческий смысл. Трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя». И, пожалуй, нигде еще в такой страстной и одновременно целомудренной форме не прославлялась в скульптуре любовь, как в знаменитом «Поцелуе».

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена . По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

«Врата Ада» - величайшее произведение Родена, воплотившееся в материале уже после смерти своего создателя. Роден работал над ним полжизни (целых 37 лет), и многие известные скульптуры мастера изначально являлись частью грандиозной композиции «Врат».

Огюст Роден. "Врата Ада", 1880-1917

Мы видим здесь знаменитого «Мыслителя», но мало кто знает, что это портрет Данте, чуть позже трансформировавшийся в собирательный образ поэта, философа и творца, существующего вне времени и над временем.

Или «Поцелуй» - изображение персонажей «Божественной комедии», в которой Роден черпал вдохновение, работая над «Вратами».



Врата Ада. Фрагмент. Мыслитель

Влияние Данте во «Вратах» несомненно, как и несомненно влияние «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Бодлера, а также готической архитектуры.

А началось все с того, что в 1880 году Роден получил заказ (причем от государства) на создание скульптурного портала (двери) для украшения здания нового музея в Париже. Музея декоративного искусства планировали открыть в 1885 году, но Роден не уложился в сроки. Впрочем, музей так и не создали, но мастер продолжал работать над «Вратами». Их отлили в бронзе уже после смерти скульптора в 1921 году.

Семиметровые «Врата» вмещают 186 фигур, изначально их должны были обрамлять статуи первых грешников - Адама и Евы, но чуть позже Роден отказался от этой идеи. Впрочем, фигура Адама стала основой для композиции, которая венчает портал - «Трех теней». А под ней - бездонная пропасть, поглощающая души грешников…












Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему.

«Уголино» (1882), Роден


"Уголино и его сыновья» мраморная скульптура Жана-Батиста Карпо , в Метрополитен-музее .

Граф Уголино делла Герардеска, граф Доноратико (итал. Ugolino della Gherardesca; ок. 1220 — март 1289) — свергнутый правитель Пизы, глава гвельфской партии города. Выведен в «Божественной комедии» Данте («Ад» 32:124-33:90), где рассказывается о его смерти вместе с сыновьями от голода.

Хрупкая и беззащитная фигура «Евы» предназначалась для ансамбля «Врата Ада». По замыслу автора она должна была вместе с фигурой «Адама» фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние охватившее его героиню.

Скульптура "Ева". Бронза, Франция, 1998 год.

Автор - французский скульптор Огюст Роден (1840-1917).

Высота 68,7 см.

На скульптуре имеются клейма: уникальный порядковый номер с указанием общего количества выпущенных экземпляров, подпись автора, клеймо фабрики, дата отливки, знак "Reproduction".

Представленная скульптура была отлита по гипсовому слепку в 1998 году

При жизни Огюст Роден не отливал скульптуры из бронзы, все они были отлиты после его смерти. Скульптор реализовывал только слепки.

На сегодняшний день слепки принадлежат известнейшему исследователю творчества Огюста Родена господину Гольденбергу.

Издание данного тиража работ мастера уникально и охраняется Европейским законодательством.

Статуя Родена


Мыслитель: Мыслитель человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления, философ. «Мыслитель» скульптура Огюста Родена … Википедия

Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее. Огюст Роден, вслед за Микеланджело Предел достижения искусства намечаем только средствами искусства иного. Всего чудеснее скульптура Микель Анджело на фресках Последнего Суда. Григорий Ландау… … Сводная энциклопедия афоризмов

Огюст Роден Мыслитель, 1880 1882 (фр. Le Penseur) Бронза. Высота: 181 см Музей Родена, Париж «Мыслитель» (фр … Википедия

Запрос «скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт Петербург), 1768 1770 гг … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Философ (значения). Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда; О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура) … Википедия

Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда. О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура). Платон и Аристотель Иммануил Кант Философ (др. греч … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лист. Ференц Лист Ferenc Liszt … Википедия

Ференц Лист Перенц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя 31 июля 1886, Байройт, Германия) композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей… … Википедия

Ференц Лист Перенц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян (Райдинг), Австрийская империя 31 июля 1886, Байройт, Германия) композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей… … Википедия

Книги

  • Духовное завещание , Гоголь Николай Васильевич. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя - это путь постижения русской жизни,…
  • Духовное завещание , Гоголь Николай Васильевич. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя - это путь постижения русской жизни,…

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Огюст Роден - великий французский скульптор.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Три тени» Огюста Родена.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.

«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную проволоку он превращает в динамичные трехмерные скульптуры.


Top