Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления. Эгоцентрическая речь

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он. Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентрическую речь на три относительно самостоятельные категории:

Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производи мых действий.

Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализи рованная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удоволь ствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказыва ния по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтер нативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной позиции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и преодолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчивости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направленностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как: - передаваемая информация, - критика; - побуждения к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); - вопросы; - ответы.



Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь Iсопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих, к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения, он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.

Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком Как считал Выготский, целесообразность этих эгоцентрических высказываний, их очевидная связь с наблюдаемыми поведенческими актами не позволяют, вслед за Пиаже, признать этот тип речевой активности «вербальным сновидением». В данном случае имеют место попытки совладения и разрешения проблемной ситуации, что роднит эгоцентрическую речь (в функциональном отношении) уже не с детским эгоцентризмом, но с реалистическим мышлением взрослого. Эгоцентрические высказывания ребенка в затрудненных условиях деятельности по функциям и содержанию подобны молчаливому продумыванию сложной задачи, т.е. внутренней речи, характерной для более позднего возраста.

По Выготскому, речь изначально социальна, т.к. ее исходные функции - сообщение, коммуникация, установление и поддержание социальной связи. По мере психического развития ребенка она дифференцируется, распадаясь на коммуникативную и эгоцентрическую речь, причем во втором случае наблюдается не эгоистическое замыкание мысли и слова в самих себе, а переход коллективных форм речевой активности во внутренний план, их целесообразное использование «для себя». Линия развития речи может быть отражена в следующей схеме:

социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь.

Выготский показал в полемике с Пиаже, что эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Можно сделать вывод, что она отражает одну из важнейших стадий интериоризации речи, обеспечивающей становление ее регуляторной функции.

Эг. речь. Выготский: ранняя форма внутренней речи. Пиаже: речь не для себя, а себе.

Ее назначение. Выготский: внутренний диалог. Пиаже: его нет.

Эксперимент: затруднения в повседневных действиях ребенка – эгоцентрические высказывания при встрече с трудностями. Эг. речь : а) планирующая (поведение), б) регулирующая.

Выготский: степень развернутости контекста. Письменная > устная > диалог. Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Во внутренней речи значение отличается от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл.

При изложении этого вопроса можно исхо­дить из противопоставления двух теорий эгоцентри­ческой речи - Пиаже и Выготского. Согласно учению Пиаже , эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мыс­ли, который, в свою очередь, является компромис­сом между изначальным аутизмом детского мышле­ния и постепенной его социализацией! В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрос­лого; поэтому его мысль остается максимально эго­центрической, что находит свое выражение в непо­нятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эг. речь - простой ак­компанемент, сопровождающим основную мело­дию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет ника­кой функции в поведении и мышлении ребенка. Развитие эг. речи идет по убы­вающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. Эта речь является прямым выражением степени не­достаточности и неполноты социализации детской речи.

Согласно противоположной теории эгоцентри­ческая речь ребенка представляет собой один из фе­номенов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Не постепенная социализация, вно­симая в ребенка извне, но постепенная индивидуа­лизация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детс­кого развития. Функция эгоцентрической речи представляется нам в свете наших экспериментов родственной функ­ции внутренней речи: это - менее всего аккомпане­мент, это - самостоятельная мелодия, самостоятель­ная функция, служащая целям умственной ориен­тировки, осознания преодоления затруднений и пре­пятствий, соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. В отличие от мнения Пиаже Выготский считает, что эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей гипоте­зы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба - перераста­ние во внутреннюю речь. Согласно фактам из экспериментов коэффициент эгоцентричес­кой речи возрастанет при затруднениях в деятельности, требую­щих осознания и размышления. Падение эгоцентрической речи не говорит ничего больше, кроме того, что убы­вает только одна-единственная особенность этой речи - именно ее вокализация, ее звучание. Считать падение коэффициента эгоцентрической речи до нуля за симптом умирания эгоцентрической речи совершенно то же самое, что считать отмира­нием счета тот момент, когда ребенок перестает пользоваться пальцами при перечислении и со сче­та вслух переходит к счету в уме. Это не отмирание, а нарождение новой формы речи.

Выготский решается поставить эксперимент, где основная мысль доказать гипотезу Пиаже, что всякое освобождение ребенка от необхо­димости пользоваться социализованной речью не­обходимо должны привести к резкому повышению коэффициента эг.речи за счет социа­лизованной, потому что все это должно создать мак­симально благоприятные условия для свободного и полного выявления недостаточности социализации мысли и речи ребенка ЛИБО опровергнуть : если же эг. речь проистекает из недостаточной дифференциации речи для себя от речи для других, то все эти изменения ситуации должны сказаться в резком падении эгоцентричес­кой речи. Пиаже описывает, но не придает никако­го теоретического значения трём особенностям этой речи: 1) то, что она представляет собой коллективный монолог , т. е. проявляется не иначе, как в детском коллективе при наличии дру­гих детей, занятых той же деятельностью, а не тог­да, когда ребенок остается сам с собой; 2) то, что этот коллективный монолог сопровождается, как от­мечает сам Пиаже, иллюзией понимания ; то, что ребенок верит и полагает, будто его ни к кому не обращенные эгоцентрические высказывания пони­маются окружающими; 3) то, что эта речь для себя имеет характер внешней речи, совершенно напоминая социализованную речь , а не произносит­ся шепотом, невнятно, про себя.

В первой серии наших экспериментов мы пыта­лись уничтожить возникающую при эгоцентричес­кой речи у ребенка иллюзию понимания его други­ми детьми: организовали его деятельность в коллективе негово­рящих глухонемых детей, либо помещали его в кол­лектив детей, говорящих на иностранном для него языке. Опыты показали, что коэффициент эгоречи в кри­тическом опыте без иллюзии понимания стремитель­но падал, в большинстве случаев достигая нуля, а во всех остальных случаях сокращаясь в среднем в восемь раз.

Во второй серии экспериментов мы ввели в ка­честве переменной величины при переходе от ос­новного к критическому опыту коллективный мо­нолог ребенка. Первоначально измерялся ко­эффициент эг. речи в основной ситу­ации, в которой феномен эгоречи проявлялся в форме коллективного монолога. Затем деятельность ребен­ка переносилась в другую ситуацию, в которой воз­можность коллективного монолога исключалась. Уничтожение коллективного монолога в ситуации, которая во всем остальном остается неизменной, приводит, как правило, к резкому падению коэф­фициента эг. речи. Ко­эффициент резко падал до нуля.

Наконец, в третьей серии наших экспериментов мы выбрали в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту вока­лизацию эгоцентрической речи. После измерения коэффициента эгоцентрической речи в основной ситуации ребенок переводился в другую ситуацию, в которой была затруднена или исключена возмож­ность вокализации. Ребенок усаживался на далекое расстояние от других детей, или играл оркестр/шум, или ребенку специальной инст­рукцией запрещалось говорить громко и предлага­лось вести разговор не иначе, как тихим и беззвуч­ным шепотом. И мы снова наблюдали падение кривой коэффициента эгоцентри­ческой речи вниз. Согласно Пиаже эгоречь испытуемых делится на две большие группы , которые мож­но назвать эгоцентрической и социализированной . Произнося фразы первой группы, ребенок не инте­ресуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Собеседник для него первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слы­шат и понимают. Он не испытывает желания воздей­ствовать на собеседника. Можно разбить эг. речь на три категории:

1. Повторение.

2. Монолог.

3. Монолог вдвоем или коллективный монолог.

В социализированной речи можно различать следующие категории:

4. Передаваемая информация.

5. Критика.

6. Приказания, просьбы и угрозы.

7. Вопросы.

8. Ответы.

Эхолалия. Ребенку дос­тавляет удовольствие повторять слова ради них са­мих, ради развлечения, которое они ему доставля­ют, не обращаясь абсолютно ни к кому.

Монолог. Ребенок беспрерывно объявлять всем о том, что он делает либо с целью ритмизировать свое действие.

Коллективный монолог. Это самая социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить мо­нолог перед другими и т.о. привлекать - или полагать, что привлекаешь, - их интерес к его собственному действию или к собственной мысли.

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией.

В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Эгоцентрическая речь является прямым выражением неполноты социализации детской речи. Пиаже описал три особенности эгоцентрической речи:

1. она представляет собой коллективный монолог, т.е проявляется в детском коллективе при наличии других детей;

2. этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания;

3. эта речь для себя имеет характер внешней речи, напоминая социализированную речь, а не произносится шепотом, невнятно.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный - собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что - либо. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей ровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление -- умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. Термин "эгоцентризм" вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, - фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин "центрация". С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания - это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя "Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм -- это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений. Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. На смену эгоцентризма мышления приходит социализированное мышление, происходит переход от общего эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции в познании окружающего и себя самого. Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе -- координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -- переход от эгоцентрической позиции - к объективной. По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

Феномен эгоцентрической речи ребенка обстоятельно и довольно часто обсуждался в психологии. Если говорить о речи вообще, то в ней заложены внешний, внутренний и чувственный аспекты сознания человека. Поэтому, чтобы понять, о чем мыслит ребенок, каков он внутри, стоит обратить внимание на его речь.

Некоторые родители начинают тревожиться, когда их малыш произносит не связанные по смыслу слова, словно бездумно повторяя все то, что от кого-то услышал. Может быть не по себе, когда пытаешься выяснить, для чего он сказал то или иное слово, а ребенок просто не способен этого объяснить. Или когда чадо говорит с собеседником, словно со стенкой, другими словами, практически в никуда и не ожидая ни ответа, ни тем более понимания. У родителей могут возникать мысли о развитии у их малыша психического расстройства и об опасностях, которые скрывает под собой такая форма речи.

Что же представляет собой эгоцентрическая речь на самом деле? И стоит ли переживать, если вы заметили ее признаки у своего ребенка?

Что такое эгоцентрическая речь?

Одним из первых ученых, который посвятил немало времени исследованию детской эгоцентрической речи, а также открыл само это понятие, стал Жан Пиаже - психолог из Швейцарии. Он разработал собственную теорию в данной области и провел ряд экспериментов с участием маленьких детей.

Согласно его выводам, одним из явных внешних проявлений эгоцентрических позиций в мышлении ребенка является именно эгоцентрическая речь. Возраст, в котором она чаще всего наблюдается, - от трех до пяти лет. Позднее, как утверждает Пиаже, данное явление практически полностью исчезает.

Чем отличается такое поведение от обычного детского лепета? Эгоцентрическая речь - это в психологии разговор, направленный к самому себе. У детей она проявляется, когда те говорят вслух, не обращаясь при этом ни к кому, задают себе вопросы и нисколько не беспокоятся о том, что не получают ответа на них.

Сам эгоцентризм определяется в психологии как сосредоточенность на личных стремлениях, целях, переживаниях, отсутствие ориентированности на переживания других людей и любые внешние воздействия. Однако если у вашего малыша наблюдается данный феномен, впадать в панику не стоит. Многое прояснится и окажется совсем не страшным при более глубоком рассмотрении исследований психологов в данной области.

Разработки и выводы Жана Пиаже

Жан Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» старался раскрыть ответ на вопрос о том, какие потребности пытается удовлетворить ребенок, беседуя с самим собой. В ходе исследований он пришел к нескольким интересным выводам, однако одной из его ошибок стало утверждение, что для полного понимания образа мыслей ребенка достаточно анализа одной лишь его речи, поскольку слова непосредственно отражают действия. Позднее другие психологи опровергли такой неверный догмат, а явление эгоцентрического языка в детском общении стало понятно глубже.

Когда же Пиаже исследовал данный вопрос, то утверждал, что речь у детей, как, впрочем, и у взрослых, существует не только для сообщения мысли, но имеет и другие функции. В ходе исследований и экспериментов, проведенных в «Доме малюток», Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже удалось определить функциональные категории детской речи. На протяжении месяца велись тщательные и подробные записи того, о чем говорил каждый ребенок. После внимательной обработки собранного материала психологи выделили две основные группы детской речи: эгоцентрическая речь и социализированная.

О чем может рассказать данное явление?

Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.

Типы эгоцентрической речи

Интересно еще и то, что, как определил Пиаже, эгоцентрическая речь тоже подразделяется на несколько категорий, у каждой из которых различные особенности:

  1. Повторение слов.
  2. Монолог.
  3. «Монолог вдвоем».

Выделенные типы эгоцентрического детского языка применяются малышами в соответствии с определенной ситуацией и их сиюминутными потребностями.

Что такое повторение?

Повторение (эхолалия) заключает в себе практически бездумное повторение слов или слогов. Ребенок делает это ради удовольствия, получаемого от речи, он не совсем осмысливает слова и не обращается к кому-либо с чем-то конкретным. Этот феномен является остатками младенческого лепета и не содержит ни малейшей общественной направленности. В первые несколько лет жизни ребенку нравится повторять услышанные слова, имитировать звуки и слоги, часто не вкладывая в это никакого особого смысла. Пиаже считает, что подобный вид речи имеет определенное сходство с игрой, ведь ребенок повторяет звуки или слова ради развлечения.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

  • действуя, ребенок (даже наедине с собой) должен говорить и сопровождать игры и различные движения словами и криками;
  • сопровождая словами определенное действие, малыш может видоизменить отношение к самому действию или произнести то, без чего бы оно осуществиться не могло.

Что такое «монолог вдвоем»?

«Монолог вдвоем», также известный как коллективный монолог, тоже довольно подробно описан в трудах Пиаже. Автор пишет, что название данной формы, которую принимает эгоцентрическая детская речь, может показаться несколько противоречивым, ведь как монолог может вестись в диалоге с собеседником? Однако этот феномен часто прослеживается в разговорах детей. Он проявляется в том, что во время беседы каждый ребенок приобщает другого к своему действию или мысли, не стремясь при этом быть по-настоящему услышанным и понятым. Мнение собеседника такой ребенок никогда не берет в расчет, для него оппонент является своего рода возбудителем монолога.

Пиаже называет коллективный монолог самой социальной формой эгоцентрических разновидностей речи. Ведь используя этот вид языка, ребенок говорит уже не только для одного себя, но и для окружающих. Но в то же время дети таких монологов не слушают, ведь они обращены, в конечном счете, к себе - малыш вслух размышляет о своих поступках и не ставит перед собой цель донести какие-либо мысли до собеседника.

Противоречивое мнение психолога

Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Исследования и выводы Льва Выготского

Позже, проводя подобные эксперименты, многие исследователи опровергали представленный выше вывод Пиаже. Например, - советский ученый и психолог - подверг критике мнение швейцарца о функциональной бессмысленности эгоцентрической речи ребенка. В ходе собственных экспериментов, подобных тем, что производил Жан Пиаже, он пришел к выводам, в определенной степени противоречащим первоначальным утверждениям швейцарского психолога.

Новый взгляд на феномен эгоцентрической речи

Среди выведенных Выготским фактов о феномене детского эгоцентризма можно принять во внимание следующие:

  1. Факторы, затрудняющие определенную деятельность ребенка (например, у него во время рисования забрали карандаши определенного цвета), провоцируют эгоцентрическую речь. Ее объем в подобных ситуациях возрастает почти в два раза.
  2. Помимо функции разряда, чисто экспрессивной функции и того, что эгоцентрическая речь ребенка часто просто сопровождает игры или другие виды детской активности, она еще и может играть другую важную роль. Такая форма речи заключает в себе функцию образования некоего плана разрешения проблемы или задачи, становясь, таким образом, своеобразным средством мышления.
  3. Эгоцентрическая речь малыша очень похожа на внутреннюю мысленную речь взрослого. Они имеют немало схожего: сокращенный ход мысли, невозможность понимания собеседником без использования дополнительного контекста. Таким образом, одной из главных функций этого феномена является переход речи в процессе своего формирования от внутренней к внешней.
  4. В более поздние годы подобная речь не исчезает, а переходит в эгоцентрическое мышление - внутреннюю речь.
  5. Интеллектуальную функцию данного феномена нельзя считать прямым следствием эгоцентризма детской мысли, ведь между этими понятиями нет абсолютно никакой связи. На самом деле эгоцентрическая речь довольно рано становится своего рода средством словесного оформления реалистического мышления малыша.

Как реагировать?

Эти выводы кажутся гораздо более логичными и помогают не волноваться чрезмерно, если у ребенка проявляются признаки эгоцентрической формы общения. Ведь данный не говорит о сосредоточенности исключительно на себе или о социальной неприспособленности, и тем более не является каким-либо тяжелым психическим расстройством, например, как некоторые совершенно ошибочно путают его с проявлениями шизофрении. Эгоцентрическая речь является лишь переходным этапом в развитии логического мышления ребенка и со временем превращается во внутреннюю. Поэтому многие современные психологи говорят о том, что эгоцентрическую форму речи не нужно пытаться исправить или вылечить - она абсолютно нормальна.


Top