Подготовка к всероссийской олимпиаде по русскому языку. Николай Аркадьевич, как живется вам в родовом гнезде


Последнее интервью сына Аркадия Пластова (№5)

Николая Аркадьевича Пластова, заслуженного художника РСФСР, сына Мастера, журналисты, особенно в последние годы его жизни, вниманием не баловали. Ну, поменял старик Москву на Прислониху - его дело. И вообще - о чем спрашивать сына, если об отце и так все известно...

Мы разговаривали с Николаем Аркадьевичем в мастерской его отца, народного художника - перекошенной деревянной избушке 40-летнего «возраста», до краев наполненной работами Аркадия Александровича, не вошедшими в музейные экспозиции. Сын Пластова в паузах между разговором продолжал дело, за которым я его и застала: вырезал деревянный орнамент иконостаса для той самой церкви, которая по проекту его деда была возведена в Прислонихе в 1878 году. На дворе стоял не по-весеннему холодный, со снегом, апрель. Николай Аркадьевич был в валенках и теплой куртке. Не сняла куртку и я - в мастерской стоял почти уличный холод.

Волею судеб это интервью десятилетней теперь уже давности оказалось для Николая Аркадьевича последним - в 2000 году сына Пластова не стало. Наша беседа никогда не публиковалась - редакторы газет и власть всегда хотели видеть в Пластовых хрестоматийно идиллический род художников. Сын Аркадия Пластова в своем интервью поднимает вопросы, которые старательно не «замечали»...

- Николай Аркадьевич, как живется вам в родовом гнезде?

Года два уже очень неважно себя чувствую, но отцовское гнездо требует столько сил, что не до столицы, где я вообще-то обитаю. Я тоже в Прислонихе родился, ходил здесь в начальную школу. Средняя - это уже было в Языково, а 17-ти лет поступил в художественный институт им. Сурикова. В Прислонихе мне всегда хорошо - живешь-то ведь внутри себя, а Прислониха этому всячески помогает. Да вы поглядите - весна приходит, все меняется: я это здесь, на родине, вижу сознательно 65 лет, и отец так же видел. И я, как и отец, удивляюсь той помощи, которую изменения времени года оказывают на душевное самостояние человека.

- Ваши односельчане так же трепетно и философски относятся к приходу весны?

Когда умерли практически все герои Пластова, Прислониха изменилась. Не внешне даже, а внутренне. И к этому прилагали все усилия, думая, что гонят «коней» в сторону прогресса, и чем больше будет у нас страсти к потреблению, тем лучше человеческий материал получится. Произошло все не так. В нашей стране создался страшный дисбаланс между теми, кто производит хлеб, и теми, кто потребляет. Я, конечно, тоже потребитель - жующая особь какая-то... А вот кто на земле - их осталось совсем немного, они потеряли психологию крестьянства. Это не люди земли, это наемники, которые выполняют работы. Все восхищаются: ах, пластовские крестьяне, ах, настоящая Россия! Конечно, отец выбирал лица для портретов, да вот все они, как назло, были единоличниками. Так получалось. Село все переписано отцом в трех поколениях, да только нет больше таких лиц. Да не только лиц - сел тех, лесов тех, которые писал отец, нет. Прислониха тоже была подготовлена к сносу. Совершенно случайно мой друг показал мне проект уничтожения села - здесь должен был быть построен животноводческий комплекс.

- Вы серьезно?! А как же «ах, настоящая Россия»?

Вот так... У меня до сих пор сохранился черновик моего письма в обком - только тогда это прекратили. За другие села заступиться было некому. Я помню, мы с отцом ходили по округе - через каждые 5-7 километров - село. Орлы, Шиловка, Калмыковка, Медянское, Малиновский, десятки других - все умерли. Власть ведь пытается выжить любым способом, и что ей попадает под ноги, она никогда не жалеет. Беда российского руководства много десятилетий в том, что они лишены чувства культуры. У них этого нет. То ли оттого, что они поднимаются из определенных кругов, где это просто не бытует. То ли пока поднимаются по этим ступеням, перешагивая через близких своих жестоким образом, убивают в себе эти чувства. Что бы ни предпринимала власть в отношении культуры, все происходит, на удивление, невпопад. Даже добрые намерения. Культура для них - оседланная корова. А это очень несчастное и смешное зрелище, когда корова, на которую надели седло, воображает себя рысаком. Власть немилостива и не может быть милостива. Мы удивительный народ - единственный в мире, уничтоживший сам себя, запретивший себе вспоминать о былом.

- Но вы-то не перестали помнить!

Мне сам Бог велел - традиции в семье такие. А был бы я не из Пластовых, точно так же преспокойно смотрел бы на эту разруху. Вот, смотрите, от деда остались только три его работы. Вот эту икону, Михаила Архангела, дедушкиного письма, отец выкупил у местного кладовщика.

- Как же она у него оказалась?

Когда церковь громили - году в 35-36, я стоял с бабкой своей, держался за сарафан ее, - выкидывали к церковным воротам, как здесь выражаются, все святье. Иконы, книги, утварь - все это блистало, сверкало... Я же не видел этого раньше: церковь сначала закрытой стояла, а потом ее решили разгромить. Было выброшено прислонихинскими крестьянами Евангелие выносное - замечательное, 18 века, в малиновом бархате. Подошел шофер, бархат этот оторвал и ну чистить сапоги. Я все очень хорошо помню - как страницы церковных книг шелестели под ветром, летали по Прислонихе, как книги 16 века рвали, чтобы трактора протирать. Дед церковь расписывал пополам с художником Грошевым. Так холсты с этой живописью - евангельские сцены, орнаменты срывали со стен, скатывали в рулоны и тащили в бани.

- Зачем?!

А чтобы, когда сойдут краски, наделать из этих холстов безызносные портянки. Ну, бабка мне и говорит: "пойдем, пойдем отсюда - с маленьким стыдно глядеть на это".

Такое не может повториться?
- Если найдем, кого громить, почему бы и нет. По-моему, мы так устроены. Недавно листал книжку «Заповедные леса России» - пластовским местам посвящена целая страница: якобы как некой охраняемой государством ценности. А кому охранять, если ульяновским властям дела нет до тех уголков, где писал отец свои картины? Сколько я ни говори, никому не надо.

- То есть прошел очередной юбилей, и слава Богу...

Я так и живу - от одной даты похорон отца до следующей: почему-то власть страшно любит отмечать день смерти Пластова. Придут, поговорят и разъедутся... А последние много лет вообще никого нет. Но тут уж ничего не поделаешь - так власть относится к певцу России, к культуре вообще. Отец при жизни выставок не делал, а я осмелился устроить посмертные выставки его работ в Манеже, в Санкт-Петербурге - блистательные, надо сказать. И что? Никакого интереса у начальства, хотя, казалось бы, сам Бог велел посмотреть, какое «перо» у «птицы» наших, российских мест. А я никогда ничего не просил. Просишь - вступаешь в зависимость, будешь в роли этакого просителя. Да ладно бы только я, а то ведь и отца за собой приведешь. За что этакое ему - по прихожим мотаться? Он свое дело сделал. Если кто не видит... За отца я даже в прихожей президента не буду стоять. Отцовские работы всех президентов переживут. Кажется, Курбэ... который отказался от Ордена «Почетного легиона»... сказал: «Государство некомпетентно в вопросах искусства». И он прав. Вот что бы я хотел сказать власти, так свое горькое слово. Потому что это не ко мне, Пластову, относится, а к России. Лет 15 назад, если не больше, село попросило меня спроектировать памятник павшим за Родину. Из 200 человек, которые ушли из Прислонихи на фронт, вернулись человек 30. И как ни встретишь солдат бывших - ты бы хоть ради нас вычертил. Сделал. Приступили к работам - пошла самодельщина. Вместо бронзовых цифр, мраморных табличек - цемент. Бронзовые цифры, правда, были отлиты, но их почему-то увезли в Ульяновск представители реставрационных мастерских. Теперь памятник павшим стоит в жалком, полусделанном виде - я не могу признать его своей работой. А ветераны почти все умерли - осталось два-три человека. Но каждый День Победы жалкая сцена разыгрывается возле монумента говорятся ненужные, фальшивые слова, а вот исполнить проект достойно памяти фронтовиков так и не смогли.

- Николай Аркадьевич, а пол в мастерской всегда такой наклонный был?

Да что вы - фундамент просел, лаги погнили: мне самому все это исправить не под силу. Хотя, по документам, здесь с 1993 года - музей-усадьба, памятник российского значения, охраняется государством. Из этой мастерской вышло все, чем славен Пластов, все, что висит в музеях. Сколько передумано здесь было, сколько сочинено! Вот эту деревянную лошадку отец смастерил для моего сына Коли, он тоже художник. У лошадки, обратите внимание, хвост настоящий - отец специально с Колей ходил на конеферму - у лошади позволили отрезать «локон», так сказать. Да все эти предметы были для него живые. Я не ставлю, конечно, знак равенства, но во Флоренции, в абсолютно пустом доме Микеланджело экспонируется якобы его уцелевший во времени башмак и терракотовый эскизик. С великим почтением это подано, водятся экскурсии. А у Пластова скоро будут показывать фундамент, на котором стоял дом.

- Но хоть кем-то дом охраняется?

Кем - мной. Семьей.

- Что ж - выходит, следующие поколения и башмака пластовского не увидят?

Пока жив, что-нибудь сохраню.

Рано или поздно Россия вспомнит о Пластове. Отец займет свое место и здесь, и в мировом искусстве по целому ряду открытий, которых до него не было и быть не могло. Это ведь только ему, изволите видеть, взбрело в голову 60 лет быть здесь ежегодно. Хоть на крыше вагона, но сюда - делить со своими героями способ существования, знать их изнутра. Это такой способ жизни, который не повторялся. Когда будет повтор, какой принесет результат - неизвестно. Работы отца - это исторический памятник ушедшей России. Когда Россия пожелает на себя оглянуться, она должна будет вглядываться в Пластова, чтобы понять самое себя.

Людмила Дуванова

1. Слово «эпидемия» содержит в составе греческий элемент «ЭПИ - ». Определите его значение. В каких лингвистических и литературоведческих терминах есть этот элемент?

Оценка – 3 балла

2. В каких словах ударение падает на второй слог?

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску, и всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

Оценка – 10 баллов

8. Есть ли противоречие в словосочетании «КОСИТЬ СЕНО»? Обоснуйте свою точку зрения.

Оценка – 2 балла

9. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Турки, казахи.

Басни, яблоки, граммы.

Блюдца, апельсины , эполеты, свечи, заморозки.

Оценка - за каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальная оценка - 5 баллов.

10. Выпишите слова, в которых нет в современном русском языке суффикса – ОТ:

Забота, сирота, охота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, пехота.

Оценка - 4 балла.

2 тур

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб , на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз , подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том , что он написан художником?

Оценка – 20 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс
Задание 1. Чем различаются знаки тире и дефис? Задание 2. Объедините следующие слова в группы, учитывая их возможную лексическую многозначность. Укажите специфику каждой из групп. Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка. Задание 3. На основе какого языкового приема создаются скороговорки? Как он действует? Приведите примеры скороговорок. Задание 4. Знакомо ли вам слово данокилий? Покажите, как бы вы его просклоняли, если бы оно было прилагательным? Задание 5. В оде Г. Р. Державина «Бог» есть такая строка: Я есмь, конечно, … и Ты. Какая глагольная форма стоит на месте пропуска? Мотивируйте свой выбор. Задание 6. Как называются слова и выражения, подобные выделенному в следующем фрагменте из романа Пушкина «Евгений Онегин»? Почему они получили такое наименование? Можете ли вы привести примеры таких слов и выражений, встречающихся в современной русской речи? Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда он мог Beef-steaks и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова… Задание 7. Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции. Задание 8. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать? Какие латинские выражения вам известны? Переведите их при помощи толкования соответствующих слов русского языка. Задание 9. Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте. Задание 10. Являются ли данные в парах фразеологизмы синонимичными? Аргументируйте свой ответ. Со дня на день – изо дня в день; с минуту на минуту – минута в минуту. Задание 11. Составьте предложения с инфинитивом летать, в которых он выполнял бы различные синтаксические роли. Укажите на эту роль графически (подчеркиванием). Задание 12. Поставьте ударение в следующих словах. Августовский, кухонный, иконопись, кремень, молох, христианин, опошление, щавель, ломота, обеспечение. Задание 13. Расставьте знаки препинания в следующем предложении. Восстановите словообразовательный путь выделенного слова. Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс
I. Нормы русского литературного языка. 1.Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам. Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов? Ответ аргументируйте. А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь. (Н.С. Гумилев «Охота»)Б)…И ворвались в объятия друг друга. (А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался. (А.Н. Майков «Весна») 2. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка. А) Беспреце…дентный инци…дент. Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент». 3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте. 4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан. Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах. В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее. II. История русского языка 1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы. «Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона). А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром? Б) Почему дождь «летит», а не «идет»? 2. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование: А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. Б) Уничижение паче гордости. 3. Внимательно прочитайте фрагменты текстов: А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.) Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.) В) Но человека человек Послал к Анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек … («Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.) Г) Ну что же! Вставай, Сергуша! Ёще и заря не текла, Старуха за милую душу Оладьев тебе напекла. («Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.) Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов. Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента. Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке. III. Язык художественных произведений 1. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах. А) Как брань тебе не надоела? Расчет короток мой с тобой: Ну так, я празден, я без дела, А ты бездельник деловой. («Как брань тебе не надоела?») Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь. (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву») 2. Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского: Бог ухабов, бог метелей, Бог проселочных дорог, Бог ночлегов без постелей, Вот он, вот он, русский бог. 1854 Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте? 3. Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний. А) Оторвался твой добрый конь От того столба малинова. Б) На берегу лес Все малинов. Что обозначают подчеркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют? IV. Современный русский язык 1. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте. с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным. 2. Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием: Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М.Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте. 3. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Ниже приведены и те, и другие. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте эти группы. Дать стрекоча Набрать в рот воды Бить баклуши Бросать тень Очертя голову Первая ласточка С какой стати Делать из мухи слона 4. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте. А) Три книги лежал… на столе. Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен. В) Прошл… десять лет. Г) Несколько человек шл… по улице. Д) Сколько книг сто…т на полке. Е) Много людей пришл… на концерт. 5. Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните. 6. Дайте толкование лингвистическому термину ортология. V.Творческая работа Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга».

Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс.
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог. Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить. За каждый правильный ответ – 1 балл 2. В латинском языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним? За каждый правильный ответ – 1 балл 3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами. Решить, ранить, крестить, начать, бежать Оценка – 4 балла 4. Какая грамматическая форма, утраченная в современном русском языке, отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась? Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, широкие ворота. Оценка – 2 балла 5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов. Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет. Оценка – 7 баллов 6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте. Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель. Оценка – 2 балла 7. Укажите номера неполных предложений 1) Расступись, о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной! За каждый правильный ответ – 1 балл 8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы. 1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого. За каждый правильный ответ – 1 балл 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с,сс)ку(с,сс)ия, дела(н,нн)ая улыбка, счита(н,нн)ые дни. Оценка – 7 баллов 10. На каком языке написаны древнейшие памятники славянской литературы? Оценка – 1 балл 11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. «Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному». Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Оценка – 20 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 11 класс 1.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных: цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки 2. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Запишите одним словом: 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие. 3. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к какой смысловой паре относятся следующие пословицы: 1) двум смертям не бывать, одной не миновать; 2) не всяк праведник, кто ходит в церковь; 3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит; 4) горбатого могила исправит; 5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел; 6) в тихом омуте черти водятся; 7) встречают по одёжке – провожают по уму; 8) мал золотник, да дорог; 9) коровка чёрная, а молочко белое;10) терпение и труд всё перетрут; 11) копейка рубль бережёт; 12) одна паршивая овца всё стадо перепортит; 13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору. * Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам (по 0,5 балла за каждый правильный пример) 4. (1 балл за односложный ответ, + 1 балл за верное обоснование) Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Во всех ли случаях эта формула верна? 5. (10 баллов) Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории. 6. (1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование) Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочеты: а) «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» б) «К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» 7.(0,5 балла за каждый правильный ответ) Объясните варианты написания слов: обессилеть - обессилить; обезлюдеть – обезлюдить. 8. (от 1 до 5 баллов) В стихотворениях современных поэтов Виталия Кальпиди («О, сад») и Ольги Седаковой («Дикий шиповник») использована метаметафора. Постарайтесь объяснить смысл данного литературоведческого термина. Обоснуйте своё мнение. О, сад О, хорошо в саду моих Возвышенных обид На этот мир, что на двоих Таинственно накрыт, Сесть в одиночку и цедить Смородиновый чай И за полёвками следить, Повымершими, чай. Сад изумительных обид, Печаловый мой сад, Жуками жуткими набит И осами усат... ...о сад – обида и тоска, Обида и тоска – Построен на сухом песке Из влажного песка... Дикий шиповник
Ты развернёшься в расширенном сердце страданья, Дикий шиповник, О, Ранящий сад мирозданья. Дикий шиповник и белый, белее любого. Тот, кто тебя назовёт, переспорит Иова. Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда, Глаз не спуская и рук не снимая с ограды. Дикий шиповник идёт, Как садовник суровый, Не знающий страха, С розой пунцовой, Со спрятанной раной участья под дикой рубахой. 9. (10 баллов) Проведите филологический анализ одного из стихотворений, данных в задании № 8

В которых ударение нужно ставить на последний слог.

Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж , перчить, априори , торты, кровоточить .

2. В латинском языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами.

Решить, ранить, крестить, начать, бежать

Оценка – 4 балла

4. Какая грамматическая форма , утраченная в современном русском языке , отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась?

Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода , широкие ворота .

Оценка – 2 балла

5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов.

Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет .

Оценка – 7 баллов

6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте.

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Оценка – 2 балла

7. Укажите номера неполных предложений

1) Расступись, о старец-море. (М. Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н. Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А. Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К. Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц . (К. Скворцов). 6) За мной!

За каждый правильный ответ – 1 балл

8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с, сс)ку(с, сс)ия, дела(н, нн)ая улыбка, счита(н, нн)ые дни.

Оценка – 7 баллов

10 . Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным:

К ольт, комбинат, колония, гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон , монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот , бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп .

За правильный ответ– 0,5 балла, 0,5 балла за правильный комментарий к каждому из слов, максимально 18 баллов.

11. Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»

Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же князь ты комаром».

«Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете?»

«Ой вы гости-господа
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем? иль худо?
И какое в свете чудо?»

«Матушка моя родная!
Ты княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

Оценка.

Только за расстановку знаков препинания при обращении – 1 балл, 1 балл – за каждое объяснение.

Итого – 10 баллов.

12 . Прочитайте фрагмент письма художника к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником?

Оценка – 20 баллов


Top