Картина "Зимний вечер" Крымова: описание. Сочинение-описание по картине Н.П

Николай Петрович Крымов - знаменитый русский художник, профессионал пейзажа, воспитанный в семье живописцев. Юный мастер обожал природу, предпочитал изображать ее, раскрывая связи с человечеством. Пейзажи художника подлинно русские, пронизаны преданностью художника к Отечеству, его величию и изумительной приро​де. Особенно Н. Крымов предпочитал изображать на картинах зимние периоды. Интересно написал о художнике И. Порто, упомянув тот факт, что хранятся в Третьяковской галерее зимние пейзажи, созданные Крымовым в пери​од, когда на них изображены уютные, заметенные снегом домики забытого городка, озаренные золотым све​том садящегося зимнего солнца.

Замечательно преподнесено настро​ение зимнего времени. Вечернее время - один и периодов суток, столь любимых художником, особенно, если речь идет о природе. Восприятие тонкой границы между днем и вечером - именно то искусство в живописи по понятиям Крымова, о кото​ром он повествовал своим последователям.

В его произведениях зимнее время как бы обостряет все существо при​роды, мгновенными и непостоянными становятся краски, сгущаются тени, светлеет линия горизонта, солнце на снегу горит золотыми и голубыми пятнами. Может показаться, что еще несколько секунд - и сумерки затмят эту прекрасную пору дня.

Такой сюжет в воспроизведении границы между днем и ве​чером зритель видит и на картине Николая Петровича «Зимний вечер», которая была написана в 1919г. В центре экспозиции предстает русская деревня в зимний период. На первом плане мы видим огромную за​несенную снегом равнину. Небольшая речушка, покрытая льдом и припорошенная снегом - прекрасное зрелище. На берегу реки видно мел​кий куст, а рядом с ним расположились маленькие птички, пытающиеся спастись от мороза. Рыхлый снег расписан в голубовато-лиловые вечерние тени, нежно ложащиеся на него в лучах заходящего солнца. Мы словно чувствуем этот хрустящий снег, небольшой морозец и чистый воздух. Картина прорисована по диагонали - наплывающая тень, протоптанные дорожки, устремляющиеся вверх к домикам в центре. Люди, идущие по дорожкам, и лошади с возами создают ощущение движения, наполняя произведение жизнью. Все это указывает на связь человека с природой.

В центре картины мы видим окутанные снегом деревенские до​мики. За ними прорисованы коричневые деревья, мощные ветки которых возвышаются в самое небо. На заднем плане затаились маленькие до​мики, церковь и манящий нас вдаль лес. Картина наводит на мысль об удивительном настроении, внушая зрителю особое состояние спокойствия и умиротворенности. Глядя на это произведение, невольно вспоминаются сюжеты о русской природе. Возможно, их также воспринимал и передавал нам на своих полотнах Н.П. Крымов. Отчетливо заметно, что произведение поражает естественностью красок, и все это пропитано динамизмом в каждом пейзаже.

Действительно, динамичность и красота пейзажа поражает. Кажется, что мы погружаемся в безмолвие вечернего времени, нарушают которое лишь изредка доносящиеся звуки от полозьев санок или удары колокольни.

Да, неописуемо хорош зимний вечер! Художник мастерски использует ледяные тона и оттенки для передачи пейзажа. Это создает настроение мистики и изумления, располагая к философскому мышлению.

Картина чудесна в том, что ощущение природной красоты и неповторимости приходит зрителю вне зависимости от времени.

Известным русским художником-пейзажистом Николаем Петровичем Крымовым за весь период творчества было написано множество картин. Большинство из них представляет собой изображение безлюдной природы, показанной зрителю весьма поэтично.

Одним из прекраснейших пейзажей художника является картина «Зимний вечер». Крымовым она была создана в 1919 г. На этом полотне автор изобразил неброскую красоту родной русской природы и то, что ему особенно было по душе - мороз, снег, а также величавость и спокойствие зимы.

«Портрет» России

Картина Н. П. Крымова «Зимний вечер» уже с первого взгляда дает нам представление о ее авторе как о мастере гармоничного пейзажа. Полотно, на котором изображена средняя полоса России, отличается не только реалистичностью, но и тонким умением отображения натуральных красок окружающего мира.

В своей картине «Зимний вечер» Крымов смог точно воссоздать природу родной стороны и жизнь крестьянства. Именно поэтому пейзаж можно назвать «портретом» России, который автор смог увидеть в обычном скромном уголке страны.

Общий план

Учебные планы предусматривают изучение школьниками картины «Зимний вечер» в 6 классе. Тогда же учащимся предлагается сделать ее описание. Свои представления о пейзаже дети оформляют в виде сочинения. Одним из обязательных его пунктов является описание общего плана картины. Он представляет собой изображение деревенской околицы. Это менее десятка небольших деревянных строений, а также виднеющийся церковный купол. Изображены на переднем плане и двое саней, на которых везут дрова. Это и есть все основные детали картины, при рассмотрении которой на душе у зрителя не может не появиться чувство теплоты и умиротворения. И это несмотря на то, что на полотне изображена снежная зима.

Основа картины

О чем еще необходимо рассказать при написании сочинения (6 класс) по картине «Зимний вечер» Крымова? Основная часть изображенного на полотне пейзажа занята снегом. Он пушистый и белый. На кусте, торчащем из-под сугроба, сидят несколько небольших пташек, словно стремящихся поймать последние солнечные лучи заката.

Расположенные несколько поодаль деревянные дома смотрятся довольно темными. Именно поэтому белый снег, покрывающий крыши крестьянских строений, выглядит особенно контрастно. Темными пятнами на картине выделяются и люди, спешащие с мороза в тепло.

Не зря художник настолько сильно подчеркивает вид снега. Ведь он, белый и пушистый, - настоящий атрибут русской зимы. Н. Крымов в своей картине передает не только красоту русского пейзажа. Он позволяет нам понять ощущения и звуки природы. От картины веет на зрителя зимним холодом и в то же время она согревает его воспоминаниями и родным теплом.

На изображении снег пушистый и воздушный. И такой прием придает особое очарование неброскому по своей красоте уголку русской природы. Мы знаем, что погодные условия зимой бывают самые разные. Порой кружат метели, приходят сильные морозы или наступают оттепели. Автор же показал нам зиму пусть снежную, но при этом добрую, подобрав для этого невероятное сочетание оттенков для отображения прекрасного вечера.

Передний план

Любуясь картиной «Зимний вечер», первое, что мы видим - это закованная льдом река. Она располагается на первом плане полотна художника. Вода в речушке прозрачная и чистая. У берега виднеются из-под льда небольшие островки мелководья. Возле речушки растут кусты. На их ветках сидят, греясь друг о друга, небольшие птички. Подобное изображение свидетельствует о том, что на картине Н. Крымова «Зимний вечер» мы видим день морозный, но не слишком холодный. Скорее всего, из-за этого на реке нет людей. Ведь лед тонкий, и, идя по нему, можно провалиться. При практически горизонтальном естественном освещении он окрашен в бледно-бирюзовый тон.

Наверняка художник рисовал, расположившись на противоположном, более высоком берегу реки. Ведь все изображение на картине «Зимний вечер», как и взгляд художника, устремлено сверху вниз.

Зимняя природа

Глядя на картину «Зимний вечер», становится понятно, что живописец изображает на своем полотне село, находящееся где-то в русской глубинке. Оно полностью покрыто снегом. Невозможно найти здесь и хотя бы одну накатанную дорогу. Именно это придает картине «Зимний вечер» некий мифический вид.

Заснеженный простор вместе с заледеневшей рекой кажутся вышедшими из какой-либо русской сказки. Создается впечатление, что пройдет еще немного времени, и за водой к реке поедет на своей печи Емеля. При этом зимняя природа, изображенная на картине художника, тихая. Она словно уснула, и, кажется, останется такой до самой весны.

Задний план

Что непременно включается в описание картины Крымова «Зимний вечер»? Картина, от которой сложно оторвать взгляд, демонстрирует нам на заднем плане околицу деревушки, состоящей из нескольких домиков. У первого из них виднеется выстроенный амбар. Деревня не может быть маленькой. Ведь в противном случае в ней не было бы церкви, купол колокольни которой виден за жилыми постройками и освещается закатными лучами. Скорее всего, на картине изображено село. Ведь именно в эти относительно большие населенные пункты по обычаю шли прихожане со всех окрестных деревень.

Лес

Рассматривая картину Крымова «Зимний вечер», в 6 классе дети непременно должны дать описание той природы, которая находится за деревней. Это возвышающиеся над жилыми домами, тополя и дубы.

Художник изобразил лес на фоне яркого неба и белого снега, создав этим яркий контраст. Справа на полотне возвышается могучая сосна с пышной кроной и искривленными ветками. Слева находится довольно густой лес, состоящий из лиственных деревьев. В центре картины автор изобразил высокие деревья с куполообразной кроной. Все они окрашены в рыжевато-коричневые тона, которые им подарили лучи заходящего солнца.

Небо

Описание картины «Зимний вечер» позволяет ощутить красоту и величественность русской природы. На своем полотне автор изобразил небо в несколько салатно-песочных тонах и без единого облачка. Это позволило ему создать мягкий его контраст с деревьями, освещенными закатным солнцем, которые возвышаются на заднем плане домов.

При любовании полотном приходит чувство умиротворенности и покоя. При этом сочетание автором холодных и теплых тонов, в которых написан снежный покров и предзакатное небо, навевает впечатление легкого морозца и необыкновенной свежести.

Описывая картину «Зимний вечер», можно предположить, что скоро в этом уютном уголке России можно будет насладиться ярко-багровым закатом. Ведь такое чистое небо часто становится его предвестником. А согласно народным приметам, на следующий день в деревушке после спокойного и тихого дня может подуть сильный ветер.

Оттенки снега

Никогда не являются чисто формальным отображением действительности хорошие картины художников. «Зимний вечер» можно отнести к таким из них. Ведь при просмотре полотна не просто любуешься пейзажем, а, кажется, слышишь стоящую в деревушке звенящую тишину. Подобного ощущения позволяет добиться огромное снежное поле, расположенное перед жилыми постройками. Крымов для его изображения гениально использовал палитры цвета. Снег передан различными оттенками. Основной его цвет - нежно-голубой. Кроме этого, на картине видны синевато-черные тени. Они падают от домов. В тени снег изображен самой разнообразной гаммой оттенков. Это тона, которые начинаются небесно-лазурным и заканчиваются светло-фиолетовым.

Снег на картине не изображен переливающимся в солнечных лучах. Ведь небесное светило уже готово спрятаться за горизонт. Там, где нет теней, снег светлый, а где они падают на поле - темно-синий. Благодаря большому количеству оттенков у зрителя, любующегося картиной, возникает ощущение тепла. Этого и добивался Крымов, применяя разнообразную цветовую гамму. Именно благодаря ей автор придал своему полотну искренность и чувственность.

Закат

То действие, которое изображено на полотне художника Крымова, происходит в вечерние часы. О том, что солнце стремится скрыться за горизонтом, говорят нам розоватые оттенки неба. Свидетельством о наступлении вечера являются и все остальные краски природы. Ведь на закате они уже не блестят так, как это происходит в утренние часы. В это время несколько усиливается мороз и появляется тишина, умиротворенность и спокойствие. На закат дня указывают нам и тени, падающие на снежное поле. Они ложатся на сугробы, придавая им глубину и пышность.

На картине изображен зимний вечер, когда в окнах уже зажегся свет. Однако, несмотря на это, полотно очень светлое. Возможно, это от того, что мы видим большое количество снега, а может просто еще не так уж и поздно. Но это все же вечерние, предзакатные часы.

Люди

По тоненьким тропинкам, протоптанным между сугробами, можно судить о том, что зима уже полностью вступила в свои права. Однако художник дает нам понять, что люди вовсе не боятся ее и не желают сидеть дома.

На снегу можно видеть многочисленные тени, которые оставляют лучи заходящего солнца. Причем они не только от кустов. Падают тени и от четырех человеческих фигурок, идущих по узкой тропинке, протоптанной в сугробе. Скорее всего, это крестьяне, которые торопятся поскорее дойти к своему теплому и уютному жилью. Тропинка настолько узкая, что люди идут друг за другом. Впереди, предположительно, муж, жена и ребенок. Все они одеты в темные шубки. Поодаль стоит еще один человек. Почему он немного отстал от всех? Эту тайну художник нам не раскрыл. Он предоставил возможность зрителю самому додумать сюжет. Но при этом у людей хорошо различима главная особенность - они все смотрят вдаль. Возможно, ребенка заинтересовали птицы, а взрослые любуются прекрасным зимним вечером.

На переднем плане картины можно рассмотреть темные точки, в которых угадываются деревенские дети, катающиеся на санках с горки. Уже скоро станет темно, и они тоже побегут к себе домой.

В левой части картины виднеется проселок с движущимися по нему двумя санями, запряженными лошадьми. Повозки нагружены стогами сена. Люди, управляющими лошадьми, также спешат закончить свою работу. Ведь сделать это надо, пока еще совсем не стемнело.

Люди, которые идут по тропинке и лошади, тянущие за собой сани с сеном, наполняют картину движением и жизнью, указывая нам на ту связь, которая существует между человеком и природой.

Художник при написании картины явно находился на значительном расстоянии от деревни. Об этом говорят нам маленькие по своим размерам изображения лошадей, неясные небольшие фигурки людей, а также строения и дома, в которых невозможно рассмотреть конкретные детали. Общей массой на полотне выступают и деревья.

Глядя на картину, мы явно ощущаем глубокую тишину. Она нарушается лишь легким поскрипыванием снежного покрова под ногами идущих, тонким повизгиванием полозьев повозок, пеньем птиц и приглушенными ударами колокола.

Заключение

Картина «Зимний вечер» написана Н. Крымовым с большой любовью и тщательностью. Это становится понятным по широкой палитре оттенков и по разнообразию включенных в изображение деталей. Художник смог создать нужную атмосферу, благодаря которой зритель представляет себя стоящим на пригорке, любующимся деревушкой, ощущающим мороз и постепенно надвигающиеся сумерки.

Вся написанная картина обычна для деревни. Это настоящие русские селения, в которых живут простые люди, любящие окружающую природу и благодарные за свою жизнь.

Картина до сих пор продолжает создавать в душе зрителей умиротворенный и спокойный настрой. Наверняка каждый человек мечтал, хоть раз в своей жизни пожить в деревне, ощутив спокойствие, а также человеческое счастье. Испытать его можно только в таком тихом месте, а не в городе, где жизнь протекает в совершенно другом ритме.

На сегодняшний день подлинник картины Николая Петровича Крымова «Зимний вечер» является одним из экспонатов, находящихся в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств, который открыт в Казани.

Заледеневшая речка на переднем плане тоже имеет свои оттенки. Лед, укрывший водоем, практически сливается со снегом, поскольку имеет такой же бледно-бирюзовый цвет. О том, что это река, говорят только кустарники и птицы, усевшиеся на них.

Такое различное соединение цветов снега как нельзя лучше раскрывают ту самую русскую морозную зиму, к которой привык каждый человек. Именно такого снега ждут каждый год, именно он придает миру одновременное ощущение холода, свежести, чистоты и праздничного настроения.

Небо у Крымова имеет особую колористику – оно одновременно салатового и песочного оттенка, которые удивительным образом гармонируют между собой. Небесный свод словно обнимает окружающий пейзаж и жизнь людей, демонстрируя потрясающую красоту природы. От такого пейзажа веет умиротворением и покоем, который создает гармоничное сочетание теплых и холодных красок. Как правило, такой необычный закат – это время морозного и одновременно теплого дня.

У Крымова снег пушистый и одновременно воздушный. Он несет в себе неброскую красоту и демонстрирует разнообразие русской зимы, в которой есть метели, есть морозные дни и оттепели. На картине «Зимний вечер» изображена та зима, которую любят многие – морозная, воздушная, добрая и невероятно очаровательная благодаря сочетанию цветов.

«Зимний вечер» - это достаточно гармоничный пейзаж, в котором чудесным образом переплелись несовместимые оттенки. Крымов мастерки передал природные красоты, сумел органично соединить их с жизненным укладом русской деревеньки. Этот фрагмент из привычной человеческой жизни, становиться «портретом» как всей России, так и родного края художника.

Описание картины «Зимний вечер» Н. Крымова

Каждый мазок кисти Н. Крымова – это очарование красоты природы, мастерство семейных традиций живописи и глубокая душевность. Сказать, о том, что художник любил свой край – это ничего не сказать. Он восхищался каждым мгновением, проведенном в нем.

Графические изображения и театральные декорации Крымова – нечто особое для мира искусства. Рано получивший признание, мастер был тем редким счастливчиком, чье полотно украсило Третьяковку еще во времена учебы. Все ранние и последующие работы художника дышат символизмом, чему немало способствовала работа оформителя журнала «Золотое руно». Его пейзажи – это не традиционное изображение природы, а гобелен, так похожий на тот, который ткали средневековые дамы. Его красочное марево напоминает мираж, облеченный в форму русской традиционной предметности и объемности изображения.

Картина «Зимний вечер» - одна из таких работ. Традиционный пейзаж средней полосы России – это реализм и символизм одновременно. Это та самая природа, которая неразрывно связана с жизнью людей. Крымов – один из немногих, кто умел рисовать «портреты» России в скромном, привычном для каждого зрителя, виде.

Передний план картины занимает река, покрытая льдом, вдоль которой находятся небольшие кустарники с облепившими их птицами. Солнце, скрывшееся за горизонтом – это задний фон, который и влияет на всю колористику полотна. Маленькие деревянные домики отражают свет уходящего солнца и горят своим собственным светом. Зима в самом разгаре – об этом сообщают многочисленные тропинки, что ведут к деревне.

Центральную часть картины занимает изображение людей, которые хотят попасть домой побыстрее. Теплая одежда свидетельствует о морозной поре, которая вызывает у зрителя звуковые ассоциации: кажется, что уже слышен скрип снега под обувь. Одна из женщин останавливается, то ли задумавшись о чем-то, то ли чтобы полюбоваться красотой зимнего пейзажа. В деревню направляются сани, которые везут сено для лошадей. Их всадники идут рядом, направляясь к амбару в одном из дворов.

На картине «Зимний вечер» нет общепринятого понятия «пейзаж», которое подразумевает природные виды. В контекст вписаны живые люди, что и придает полотну динамики и насыщает его жизнью. След человека здесь во всем: в протоптанной тропинке, в домах, в лошадях и фигурах, и даже в церкви на заднем плане картины. Дети, которые съезжают с горки на санках – это основной «двигатель», который, пусть и написан несколькими точками, но говорит о том, что зимняя жизнь не уныла, а красочна и динамична.

Левая часть картины – это еще один момент движения. Поселок, расположенный по диагонали, к которому двигаются повозки с сеном, говорит о том, что в нем кипит жизнь. Склоняющийся к вечеру короткий зимний день словно заставляет людей двигаться быстрее. Кофейного цвета деревянные домики, от которых веет теплотой, являются символом домашнего уюта на полотне Крымова. Церковь на косогоре с горящим золотым светом куполом, вселяет в людей надежду, придает гармонии и завершенности холсту.

Зимняя пора у Крымова – размеренная и тихая. Природа, погруженная с сон и ковер бело-голубого снега, казалось бы, должны наполнять все вокруг безмолвием, но этого не происходит. Есть человеческий фактор, который создает живой и одновременно слаженный быт вокруг себя.

Зрители могут вспомнить все строки русских классиков о зиме, и каждая из них отразит восприятие Крымовым зимнего вечера: он неспешен, умиротворен, размерен и неизбежен и вместе с тем имеет особое звучание. Его музыка погружает каждого человека в тихий предвечерний час, когда отчетливо слышен скрип полозьев, смех детей и приглушенные удары церковных колоколов.

Цветовое решение картины несколько необычно для изображения зимнего вечера. Крымов ведь тяготел к символизму, а эти люди всегда искали необычные способы изображения мира. Зеленоватый закат солнца придает необычности картины, но вместе с тем подчеркивает мягкость спускающихся сумерек. Снег, написанный художником, является уникальной игрой целой гаммы оттенков – от тона небесной лазури до светло-фиолетового колера. Цвета эти расположены по восходящей от левого нижнего угла, именно они меняют окраску снега, оставляя его девственно-белым на крышах. Такой переход неслучаен – он создает мелодичные и похрустывающие звуковые эффекты.

Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Н. П. Крымов - известный русский художник, мастер лири­ческого пейзажа, выросший в семье живописцев. Он страстно любил природу, любил изображать ее, открывая ее тесные связи с человеком. Пейзажи Крымова исконно русские, они проник­нуты любовью художника к Родине, ее величавой и тихой приро­де. Особенно Крымов любил изображать зиму. Вот что писал об этом художнике И. В. Порто: «Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот пери­од: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым све­том заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настро­ение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о кото­ром он так часто говорил своим ученикам. В картинах это корот­кое по протяженности время как бы обостряет все существо при­роды, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густе­ют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожи­данными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений - и сумерки погасят эту красивую пору дня».

Такой пограничный сюжет, воспроизведение грани дня и ве­чера, мы видим и на картине И.П. Крымова «Зимний вечер», созданной в 1919 году. В центре сюжета ее - русская деревушка зимой. На переднем плане перед нами предстает огромная, за­порошенная снегом равнина. Мы видим небольшую речушку, скованную льдом и припорошенную снегом. На берегу ее - мел­кий кустарник, рядом с ним тихонечко притаились маленькие пташки, спасающиеся от морозов. Глубокий снег увенчан голубовато-лиловыми вечерними тенями, мягко ложатся на него лучи заходящего солнца. Мы словно ощущаем этот хрустящий под ногами снег, небольшой бодрящий морозец, славный, прозрач­ный воздух. «Картина построена по диагонали: надвигающаяся

тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, ве­зущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой». В центре картины мы видим окутанные снегом деревенские до­мишки. За ними возвышаются старые могучие рыжевато-коричневые деревья, мощные кроны которых устремлены взеленова- то-сизое небо. На заднем плане притаились два небольших до­мика, сельская церквушка, уходящий вдаль лес. Картина созда­ет удивительно настроение, передавая особое состояние покоя и умиротворенности, царящее в вечерней зимней природе. Глядя на этот пейзаж, я невольно вспоминаю стихи Фета:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Этому поэту было свойственно особое эстетическое воспри­ятие природы. Думается, также воспринимал природу и И. П. Крымов. В. Фаворский в воспоминаниях об этом художнике писал: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз раз­ной, в каждом пейзаже своей». Действительно, пейзаж этот уди­вительно музыкален. Мы словно погружаемся в тишину предве­чернего часа, нарушаемую лишь скрипом полозьев саней, везу­щих сено, да приглушенными ударами колоколов. До чего же хорош этот зимний угасающий день!

Художник в основном использует холодные тона и оттенки: нежно-голубоватый, зеленоватый, лиловый, сизый. Этот пейзаж создает настроение умиротворенности, радости, располагает к философскому размышлению.


Top