Материал для учителей технологии "использование икт на уроках технологии". Использование ИКТ на уроках технологии План урока технологии мальчики с использованием икт

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Применение современных информационных технологий на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
  • Визуализировать учебный материал.
  • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
  • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись в тетрадь с экрана), создать игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест).

Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении;
  • позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы.
Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки.
Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов». При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока. Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный) . А также для проверки знаний в форме викторины.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР. Например, при изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное творчество» продемонстрировать видеоролик с диска. В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах. При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.
Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков. Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в.
Используя проект-презентацию учащейся школы, учащиеся знакомятся с таким видом ДПТ крестьян села Борки как кружевоплетение, что усиливает воспитательные задачи обучения - патриотизм и любовь к своей малой Родине.
Урок –игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса «Горшочек каши» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает учителю провести такой урок.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д. (проект «За чашкой чая»).

В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:

        • Дидактический материал.

При подготовке различного материала к урокам технологии используются возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся, видеофильм «Вязание крючком».

  • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

  • Методический материал.

В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

  • Использование готовых ЦОР.

Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Например, электронное издание «Выкройки одежды» Леко, «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья» и др.
Итак, использование ИКТ на уроках технологии дало возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметную связь с информатикой

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение технологии в школе – первый шаг в подготовке рабочих и инженерно-технических кадров. Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. анализировать получаемую информацию. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как ученики получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивной доски во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

ФГКОУ «СОШ №16»

ДОКЛАД

на тему:

«ИКТ на уроках технологии».

Выполнил: учитель технологии

ФГКОУ «СОШ№16»

с. Ботлих, Ботлихского района

Алисултанов А.Х.

ИКТ на уроках технологии

Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Сфера применения современных технологий очень разнооб­разна.

Для себя я определил несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.

1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.

Здесь компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

2. Использование тестовых оболочек.

Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.

3. Использование современных компьютерных программ в обучении

Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя.

    Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый редактор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-9-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.

    Для создания чертежей учащиеся активно используют программу КОМПАС-3D LT, которая позволяет создавать чертежи и трехмерные модели деталей.

4. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту.

5. Использование ИКТ в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов (на сервере школьной локальной сети). Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.

Проблемы внедрения ИКТ в работу учителя технологии.

Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель технологии следующие:

    Компьютеры не могут находиться в одном помещении со столярным и слесарным оборудованием. Поэтому приходится, если работать с компьютерами, то целый урок, значит, на практическую часть занятия остается достаточно мало времени.

    Работа с ИКТ происходит во внеурочное время.

    Неудобство использования переносной мультимедийной техники.

Планирование будущей работы.

Не хочется останавливаться на достигнутом. Существуют масса компьютерных программ, которые позволяют спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном пространстве, автоматически выполнить чертеж изделия и т.д.

Заключение.

Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

ИКТ–компетентность - это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Использование ИКТ на уроках.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

· Тренажёр

· Контроль за умениями, навыками учащихся

Чего мы достигаем на уроках?

· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

· Визуализация учебного материала;

· Интеграция со смежными дисциплинами.

· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

· Стимулирование воображения школьников;

· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования на уроках .

«Моделирование лифа»

«Получение ткани»

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение нового материала, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу ? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

§ повышению качества обучения;

§ выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

§ радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

§ эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

§ развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

§ развитию самостоятельности учащихся;

§ развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

§ непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно и нельзя допускать, чтобы компьютерная поддержка на уроке превратилась в игру.


Татаринцев Алексей Иванович,магистр технологического образования, педагогорганизатор МКОУ «Хохольский лицей», р. п. Хохольский[email protected]

Использование информационнокоммуникативных технологийна уроках технологии

Аннотация.В статье рассматривается современное представление урока технологии с применением информационнокоммуникационных технологий. Автором приводятся новые информационные средства обучения на уроке, раскрывается взаимосвязь проектного метода обучения с использованием информационнокоммуникационных технологий, их положительные тенденции развития.Ключевые слова:познавательная деятельность, контроль знаний, компьютерные технологии, методы обучения, программированный контроль, метод проектов.

В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе информационнокоммуникативных технологий (ИКТ), которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Интернет. Представляется исключительно важным, чтобы этот подход в подготовке специалистов нашёл адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы образования. Информатизация образования должна опережать другие направления общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, общекультурные предпосылки информатизации общества . Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернетсообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства . Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий (ИТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Предмет «Технология»формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической, экологической культуры.В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТна школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.В настоящее время особо актуальна проблема разработки методических и дидактических оснований сопровождения процесса обучения технологии цифровыми образовательными ресурсами. Урок с использованием ИКТ–это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.Использование ИКТ, в частности, мультимедийных презентаций, на курсах технологии дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Тестовые материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степень усвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические задания по изучаемой темедети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чем обычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий, что позволяет увеличить их количество.Преимущество уроков с использованием ИКТперед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности.Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.Компьютер –неотъемлемая составляющая жизни, и его возможности как средства коммуникации, источника приема, обработки и передачи информации могут быть основными инструментами для повышения мотивации в изучении национальной культуры.Применение средств ИКТвносит определенную специфику в известные методы обучения. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении различных предметов, в том числе и на технологии. Согласноданным,максимальная частота и длительность применения средств технических средств обучения в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. Поэтому на уроке мы стараемсячередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления.Существуют гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Мыследим, чтобы эти требования выполнялись учащимися. Согласно действующим нормам учащиеся 7хклассов могут непрерывно работать с компьютером не более 20минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8–9хклассов –25минут, 10–11хклассов –30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением технических средств обучения (компьютера) в неделю не должно превышать шести.Сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивови т.п.Начиная урок, мы делаем акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделий, которые должны освоить и практически применить учащиеся.Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайдфильмов, электронных учебников. Намиразработаны презентации, созданы электронные инструкционные карты, используемые для работы на уроке и дома;онисозданыс помощью программы для презентаций PowerPoint, которая используется в качестве сопровождения занятия.На итоговом уроке мы применяемпрограммированный контроль знаний с помощью карточек –заданий, тестов, при этом намудаётся сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся. Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизирует учащихся, повышает уровень знаний, их прочность.Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся могут реализовать свои индивидуальные возможности, проявить творчество.Опыт свидетельствует о больших возможностях, которые открывает использование компьютерной поддержки для повышения эффективности обучения технологии. Учителю нужно не только продумать, какой материал дать на уроках, но и самому его выполнить. В этом мне помогают ИКТ, которые позволяют активизировать внимание учащихся на основных моментах урока. При конструировании современного урока учитываютсяотличительные особенности самого урока технологии. Содержание обучения опирается на ранее изученный материал и подготавливает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков. Анализируетсясодержание урока на возможность и целесообразность, подбираетсяматериал,обеспечивающий решение учебных задач посредством ИКТ.ИКТиспользуются намина различных этапах урока: проверки домашнего задания, организации фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля.Цель педагогического опыта: активизация познавательной и творческой активности учащихся с использованием новых дополнительных источников информации, новых видов наглядных пособий, новых способов обработки информации, новых форм проверки знаний учащихся, для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения.Основной задачей считаем: воспитание эстетического вкуса, навыков бесконфликтного общения, трудолюбие и ответственность, воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных достижений в области технологии и художественноприкладной деятельности, содействие их профессиональному самоопределению.Известно, что творчеству нельзя научить, ограничившись показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.Применение компьютера на уроках технологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет MicrosoftOffice, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Wordеще и систему баз данных Accessи электронные презентации PowerPoint.На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию различных народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков –значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. На уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу, созданную в среде PowerPoint, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, используя мультимедиа, можно провести виртуальную экскурсию по образцам изделий созданных в XIX–XXвеках и сохранившихся в музеях Воронежа. Привлечение регионального компонента на уроке технологии повышает результативность обучения, стимулирует активный творческий поиск, способствует развитию познавательной деятельности. Компьютерные программы направлены не только на формирование знаний и умений, нои на выработку опыта творческой деятельности. Так, на уроках технологии посредством ИКТ, необходимо приобщать детей к миру народного декоративноприкладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению традиций народного творчества.Компьютерные технологии открыли для нас новые возможности. Отснятый на видеокамеру материал, обрабатываемна компьютере: при помощи сканера вводятсяв компьютер изображения изделий, иллюстрации из печатных изданий, фотографии, в графических редакторах устраняютсядефекты, выбираетсянужный формат, изменяетсяцвет, яркость, контрастность, удаляютсялишние детали, вырезаютсяотдельные фрагменты и составляетсяиз них новые изображения. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, что в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.Применение технологии проектного обучения на уроках позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, учащиеся приобретают коммуникативные умения, работа в группе и индивидуально, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании технологии метод проектов не только органично вписывается в учебновоспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения практических работ представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием компьютерной техники. При изучении информационных технологий учащиеся знакомятся с графическим редактором Paint. Например, по теме «Моделирование изделий» учащиеся создают на компьютере разнообразные красочные модели этого изделия.Инструкционные карты, выполненные с помощью ИКТ, отличаются от используемых на занятиях. Фотографии вместо традиционных графических изображений, делают их более наглядными.Подводя итог, следует сказать, что в результате небольшого анкетирования учащихся на тему «Уроки технологии и компьютер», почти все отметили, что использование компьютера делает занятия более содержательными, облегчает усвоение знаний и умений, повышает самостоятельность. Даёт представление о возможностях информационных технологий в производстве и быту.Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания предметов, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие вообще. Мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности. Он более эффективен, чем интерактивен.Информатизация образования –приоритетное направление процесса информатизации современного общества. Существует два направления компьютеризации обучения. Первое направление –овладение компьютерной грамотностью. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения.Поэтомуиспользование компьютерных технологий на уроках технологии –дело уже небудущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешномупродвижению по индивидуальной образовательной траектории .Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными . Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе –отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав –право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Ссылки на источники1.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. –М.: Издво РАО, 1994. –228 с.2.Полат Е. С., БухаркинаМ. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –268 с.3.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. –192 с.4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств.–

М.: НИИ школьных технологий, 2006. –208 с.

Tatarinsev Alexey,Master of Technology Education, teacherorganizer MKOU "Hoholsky lyceum”, [email protected]

The use of information and communication technologiesin the classroom technologyAbstract. The article deals with the modern concept of technology lesson using information and communication technologies. The author gives new media training in the classroom, reveals the relationship of project teaching method, using information and communication technologies and their positive development.Keywords: cognitive activity, knowledge control, computer technology, teaching methods, program control, project method.


Top