Писатель замятин биография. Сообщение "биография евгения замятина"

Евгений Иванович Замятин призван выдающимся русским писателем, критиком и публицистом. Большинству известен как автор антиутопического романа «Мы» . Следует познакомиться поближе с биографией Замятина, ведь его жизнь была полна увлекательных историй.

Детство и юность.

Писатель был рожден 20 января 1884 года. Отец Замятина был священником, а мать пианисткой. Первые годы обучения Евгений провел в гимназии родного города Лебедянь. Как только мальчик достиг возраста 12 лет, отец и мать отправили его дополучать образование в Воронеж. В 1902 году юноша окончил гимназию с отличием, получив золотую медаль. После гимназии он подался в Санкт-Петербургский политехнический институт на специальность кораблестроителя. Свой выбор юноша объяснил тем, что в период учебы в гимназии он блистательно писал сочинения, а вот математика ему давалась с трудом. Именно из-за упрямства и желания во что бы то ни стало осилить предмет, Замятин подался в инженеры.

За время обучения в институте, Евгения Замятина стало увлекать социалистическое учение. Будущий писатель активно участвовал в революционной студенческой деятельности. Один раз он был даже арестован за революционную деятельность, но был отпущен благодаря стараниям матери. В 1905 году Евгений случайным образом стал свидетелем восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Вскоре его арестовали и выслали в родной город. Однако он тайным образом возвратился в Петербург и 6 лет проживал в городе нелегально. В тот же период он познакомился со своей будущей супругой Людмилой Усовой.

В 1908 году Замятиным был окончен институт и написано первое произведение – рассказ «Один». Через 3 года его высылают из Петербурга, и в высылке Замятин пишет повесть «Уездное», которое было замечено многими писателями того времени, в частности Максимом Горьким.

Годы Первой мировой и Гражданской войн.

Военные обстановка сильно повлияла на творчество и характер писателя. Он пробыл 2 года в высылке в Кеми за обвинение в пацифизме. А затем писателя отправили в Англию строить ледокол. За некоторое время до начала Октябрьской революции писатель вернулся в Россию.

В 1917 году Евгений создал повесть «Островитяне». Она стала первым серьезным произведением писателя. Некоторое время после революции произведения писателя печатались под вымышленным именем «Мих. Платонов».

Евгению Замятину была не по душе Гражданская война. Он не видел в терроре достойного выхода из положения. В 1919 году во время волнений на Петроградских заводах писателя арестовали.

В 1920 году писатель создал роман «Мы». Тогда на территории нашей страны произведение резко критиковалось. Однако за рубежом роман обрел популярность и всеобщее признание. В России опубликование романа произошло через много лет после его написания, лишь в 1988 году.

Замятин за жизнь успел написать и несколько пьес – «Блоха», «Атилла» и др.

Последние годы жизни писатель провел за пределами родины. Он жил в Латвии, Германии и Франции. Смерть настигла Замятина в Париже в 1937 году.

Биография 2

Евгений Иванович Замятин, русский писатель, уроженец Липецкой области. Несколько лет обучался в Лебедянской гимназии, в которой трудился отец. В 9 летнем возрасте был переведён в гимназию Воронежа, после успешного окончания которой поступил в политехнический институт на кораблестроение. Будучи студентом вёл активную деятельность, участвовал в митингах. За свой непримиримый нрав был взят под арест. Пребывая в одиночной камере несколько месяцев занимался изучением английского языка и делал попытки в сочинении стихов. Институт удалось закончить в 1911 году.

Большую славу ему принесла повесть "Уездное", публикация которой состоялась в журнале "Заветы". В повести, которая тут же вызвала большой резонанс среди читательской аудитории, раскрывается весь ужас деревенского застоя, ведётся повествование о незаурядной жизни оскорбленного на всех Анфима Барыбы.

По прошествии двух лет Замятина ждал суд за повесть антивоенного характера "На куличиках", в которой власть усмотрела клевету на русскую армию. После этого последовала конфискация издания выпустившего "Уездное"

После пребывания на Соловках автор описывает свои эмоциональные ощущения в повести "Север", выход которой состоялся в 1915 году. А уже в 1916 - ом писатель нашёл себе занятие в Англии в строительстве российских ледоколов. Ряд своих воспоминаний взятых за основу он изложил в повестях "Островитяне" и "Ловец человеков". Пребывание в Англии дало писателю возможность переосмыслить ценности и жизненные ориентиры.

Вернувшись в 1917 году в Петроград Замятин был одним из самых востребованных авторов в российской литературе. Также стал организатором литературного направления "Серапионовы братья", которое объединило молодых писателей. Читателей восхищало творчество Замятина, они видели ценность в его произведениях, а критики писали достойные отзывы.

Основополагающим произведением всей его жизни стал роман "Мы", в котором отразились все его взгляды на роль государства как аппарата для принуждения и на отрицательную сторону технического прогресса.

Вся деятельность Замятина пришлась на эпоху перемен. Революционные годы и гражданская война наложили отпечаток на его бунтарское поведение.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Владимир Вернадский

    Владимир Вернадский – российский учёный, ускоривший развитие учения о минералах и кристаллах. Создатель термина Ноосфера.

  • Александр III

    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

  • Семён Дежнёв

    История географических открытий знает немало громких имен. Одно из них принадлежит сборщику дани, первопроходцу Восточной и Северной Сибири, мореходу, прошедшему Берингов пролив за 80 лет до самого Витуса Беринга.

  • Николай Иванович Вавилов

    Вавилов Николай Иванович это биолог, генетик, он входил в команду людей, которые основали сельскохозяйственные науки Советского Союза.

  • Василий Белов

    Василий Иванович Белов - писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи.

Евгений Иванович Замятин родился 2 февраля 1884 года. Родился в краю, где “Русью пахнет” - среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни, той самой, о которой писали Толстой и Тургенев. Гимназию он окончил в Воронеже. Частые встречи с русской провинцией продолжались и у взрослого Замятина. Но с тех пор, как в 1902 году будущий писатель стал студентом Петербургского политехнического института, Замятин - столичный житель, глубоко погруженный в культурную атмосферу времени.

Печать новейшей изощренной художественной культуры ложится уже на его ранние произведения. Много позже близко знавший его Константин Федин сказал, имея в виду это качество, об “европеизме” замятинского творчества как важной стороне его сущности. И однако на протяжении всего писательства этого “европейца”-художника больше всего влекла к себе захолустная Россия, городская и деревенская. Впитанная с материнским молоком, она осталась с ним на всю жизнь. Отсюда обильно черпал он для своих сочинений, благодарно приникал к этому роднику. Но уже в начале пути возникло и другое, гнетущее видение - замутненного родника, искаженного национального бытия. Впечатления от родины складывались в резко противоречивый образ. Непримиримое отношение к духовно-общественному состоянию России питали революционные настроения Замятина-студента. В “Автобиографии” 1929 года он рассказал о всплесках своей гражданской страсти в бурные 1905- 1906 годы. И о тяготении к самому радикальному, большевистскому образу мысли и действия.

С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. Выпускник института, инженер-кораблестроитель, он пробует силы в литературе начиная с 1908 года, позднее весьма иронически оценив эти первые пробы. Истинным началом его пути стала повесть “Уездное”, появившаяся в 1913 году. Она ознаменовала приход в русскую литературу большого мастера.

К этому времени Замятин уже не занимался политической деятельностью, хотя продолжал оставаться под полицейским надзором. Но неизменной была его общественно-критическая непримиримость. Вместе с тем изменялось, существенно осложнялось другое - отношение к историческим надеждам, вызванным прошедшей революцией. В этом смысле молодой литератор был не одинок.

Замятинский мир чаще всего напряженно-драматичен. Писатель - во власти мыслей о том в национальной жизни, что попрано, извращено, мыслей, которые внушала ему память о поражении первой русской революции.

Об этом автобиографический рассказ “Три дня”. Он далеко не из самых лучших у Замятина, однако характерен и многое объясняет. Писатель вспоминал о трех днях, прожитых в бытность студентом-практикантом рядом с “Потемкиным” - легендарным броненосцем, поднявшим знамя восстания на морском рейде у Одессы в июне 1905 года. События тех дней описаны, судя по всему, с дневниковой точностью. Но на них ложится и горький отсвет позднейших раздумий. Несостоявшееся обновление (ждали “самого неожиданного, самого удивительного”) - лейтмотив рассказа. В центре его - разгул мятущейся толпы, сначала восторженно приветствовавшей восставших, а затем отдающейся разрушительным инстинктам. Засилье мещанско-анархической стихии, российской “азиатчины”, губительной для живой жизни в стране, и становится одной из главных тем писателя.

Она ярко предстала уже в замятинском первенце, известной повести “Уездное”. Тут и давно знакомое, и новое. Разве не узнаем мы сразу эту русскую глухомань с ее “домовитым,., богомольным, степенным” народом, которому “с полной утробой сладко спится после обеда”, у которого “калитки на засовах железных”, который живет “вроде как во граде Китеже на дне озера... ничегошеньки у нас не слыхать, над головой вода мутная да сонная”? В повести Замятина есть и другое: приходят иные времена и кончается старинное житье. Исторический поток медленно просачивается и сюда. Но совладать ли ему с обитателями темных царств?

Поначалу кажется, что “герой” повести, звероподобный Ба-рыба, тупоумный невежда, угождающий лишь утробным своим инстинктам,- всего-навсего бытовое чудище из российского захолустья, но не слишком страшное. Но когда он пошел в рост, стал служить властям по части судебных лжесвидетельств (в том числе и политических), готовый к новым расправам, надел урядницкий китель, тогда повеяло жутковатым и зловещим от этой дремучей силы. Какую-то пугающую, уродливую монументальность приобрела она: “Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба”. Древняя каменная баба, воскресшая в уряднике! Этой многозначительной метафорой завершается “Уездное”. Она намекает на масштабы обобщения, заключенного и в главном образе, и во всем небольшом произведении. Здесь сходятся глубокое прошлое и настоящее. В слепой стихийной жестокости карателя революции, кем, наверное, станет Барыба (“Й-я им... У нас теперь смеяться с-строго не д-дозволяется...”), угадываются и дурные черты национального наследия.

Замятину была дана в избытке беспощадная зоркость художественного глаза по отношению к настоящему. Так написаны и другие его вещи о русской провинции. Среди них маленькая повесть “Алатырь” - превосходное сочинение, привлекающее отточенной цельностью художественной манеры. От начала и до конца оно выдержано в фарсовом ключе. Но по существу это трагифарс.

В какой-то музей восковых фигур, кажется сначала, попадаем мы с вами. Собрание нелепиц и аномалий являют изображенные здесь люди. Однако в них не одни курьезы, но и загубленные душевные возможности.

Еще одна повесть, “На куличках”, написана, казалось бы, о другом - о военной среде. Бог знает как далеко, на Дальний Восток, “к черту на кулички”, переносится на сей раз действие повести. Но прежде всего это иная, иносказательная отдаленность, точно такая, как в близкой мещанской провинции, от всего естественного и человеческого! Изображением психологических казусов трагикомического свойства “На куличках” сходится с “Алатырем”, а социальной злободневностью сближается с “Уездным”. Вслед за знаменитой купринской повестью “Поединок” сочинение Замятина живописует устрашающий тупик русского офицерского быта.

Перед революцией Замятин вынужден был уехать в Англию, где работал на судостроительных верфях с марта 1916 года до сентября 1917 года. Он был крупным инженером-кораблестроителем. Построенные им ледоколы “Ленин” и “Красин” пробивались к полюсу.

Он верил в будущее России и боролся за него. Он писал о застрявшем в сегодня прошлом и боролся с ним, мечтая о будущей жизни.

Из Англии Замятин привел ледоколы и повесть “Островитяне”. Она одна из лучших в его творчестве. Повесть посвящена Англии. Замятин увидел Англию новую, незнакомую. Это была Англия первой мировой войны, но портрет Замятина - обобщенный. Его Англия сатирическая, пародийная; англичане условны, гротескны. Лондон Замятина - город со свежевыстриженными газонами, город, в котором жизнь организована по часам, в котором даже собаке дают спокойно перейти улицу - она может оказаться породистой. Жизнь “островитян” расписана по минутам, люда похожи друг на друга так, что даже ошибаются. Это ненастоящая жизнь, фальшивая жизнь заводной куклы. Замятин сумел это разглядеть и описать.

В городе, изображенном писателем, существует строгая пуританская мораль, и есть жизнь, которая обтекает эту мораль. Это подчеркнуто названием повести.

Англия живет двойной жизнью.

Герой рассказа “Ловец человеков” (выражение “ловец чело-веков” взято из Евангелия и иронически переосмыслено) из того же английского цикла занимается тем, что вылавливает парочки, занимающиеся любовью в неположенных местах. Он шантажирует их и получает свои деньги. На мир наброшена паутина ложной нравственности. Герой вылавливает попавших в нее людей. Это обыкновенное дело. Торгуют страхом, торгуют стыдом.

Замятин вынес свой приговор старой царской России, он осудил и жизнь буржуазной Англии.

Взгляд Замятина - взгляд со стороны, резкий и точный. Он умел смотреть со стороны и чуть сверху. Он умел видеть вещи никем не замечаемые, видеть их заново, а это необходимое, но очень редкое качество в искусстве.

В России его называли “англичанином”, но английская у него была, пожалуй, только его трубка.

После революции Замятин не мог оставаться больше в Англии. Он возвращается в блокадный голодный Петербург. Голод был всеобщим, голодала вся страна. Замятин был с нами в это тяжелое время, он сам все это пережил и описал правдиво и точно в рассказах “Дракон”, “Мамай”, “Пещера”.

Рассказ “Пещера” построен пронзительно обнаженно в своей правдивости. В голодном Петербурге живут мужчина и женщина. У них ничего уже не осталось, кроме их любви и сбереженной, как последняя драгоценность, крошечной ложки настоящего чая. Они заваривают его и вливают в чай яд. Пьют и говорят о своей любви. Умирают они, улыбаясь.

Революция изменила Замятина, и он разрушил, сломал о колено свою ставшую уже привычной манеру. Рассказы “Икс” и “Рассказ о самом главном”, может быть, не самые лучшие в творчестве Замятина, но без них нельзя понять писателя, его позицию и его отношение к трудно и медленно рождающейся новой действительности.

Замятин революцию принял, но понял по-своему: как то, чего он ждал сам, как силу, способную уничтожить ту мертвую “уездную” жизнь “островитян”, из которой он сам вышел и с которой боролся. Он поверил в революцию как в силу, которая начнет новый этап жизни человечества.

Название “Рассказа о самом главном” говорит само за себя. Это главная для писателя попытка осмысления революции.

Видение Замятина расширяется до космических масштабов. Он вводит в повествование то, что мы называем сейчас научной фантастикой. В этих космических масштабах попытка осмысления писателя революции и всего происходящего после нее на Земле. Будущее взято в еще незавершенном виде, оно как бы скрыто, не родилось, этот плод еще вызревает, но скоро явится. В рассказе говорится о превращении червя в кокон. Он корчится на листе, не зная, что его ожидает.

Евгений Замятин хронологическая таблица жизни и творчества изложена в этой статье.

Евгений Замятин хронология

Евгений Иванович Замятин - русский писатель, критик и публицист.

1884 г., 20 января (1 февраля н. ст.) — родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье священника.

1902 г. Окончил гимназию в Воронеже; поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института.

1905 г. Арест за большевистскую агитацию; выслан в Лебедянь под надзор полиции.

1908 г. Нелегально вернулся в Петербург; окончил институт по специальности - морской инженер. Публикация первого рассказа «Один».

1911 г. Начал преподавать в Политехническом институте, одновременно работал инженером. Выслан из Петербурга, поселился в Сестрорецке, затем - в Лахте.

1913 г. Написаны повести «Уездное», «На куличках». Переехал в город Николаев.

1914 г. — за повесть «На куличках» был привлечён к суду и сослан в Кемь

1916 г. — отбыв сыылку был Командирован в Англию для наблюдения за строительством ледоколов для российского флота. Вышел первый сборник прозы «Уездное».

1917 г. Возвращение в Россию. Повесть «Островитяне».

1918 г. Создана серия рассказов, сказок, повестей: «Север», «Ловец человеков», «Дракон» и др.

1921 г. Написаны роман «Мы», статья «Я боюсь». Организовал группу молодых писателей «Серапионовы братья».

1927 г. Издание романа «Мы» на русском языке в пражском эмигрантском журнале «Воля России». Выход сборника «Нечестивые рассказы» (Москва).

1928 г. Избрание председателем Всероссийского союза писателей.

1929 г. Вышло в свет Собрание сочинений в 4 т. Начало политической травли писателя в СССР. Выходит из союза писателей.

1931 г . Письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить отъезд из СССР. Выехал в Берлин, затем в Париж.

1935 г. Участие в работе Международного конгресса в защиту культуры (как представитель СССР).

Роман "Мы" писал литературный Мефистофель,
скептик и в то же время — романтик, идеалист.
И. Сухих 1

«Еретик» в жизни и в литературе. Евгений Замятин был «еретиком» и вечным революционером и в жизни, и в литературе.

Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...»

Русская провинция на долгие годы стала основной темой творчества писателя, как, например, в повестях «Уездное» (1911), «На куличках» (1914). Американский литературовед П. Фишер в связи с этим замечает: «Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика - и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой, по терминологии самого Замятина - энтропия… Мир он видит в каком-то провинциальном оцепенении… И в этом провинциальном, подавляющем личность мире появляются еретики, причем всегда эти еретики - неудачники. Бунт им не удается…» 2

В 1893-1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 рублей, да так и не выкупленной).

Замятин вспоминал о гимназических годах: «Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)».

«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».

В период учебы во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.

В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года в журнале «Образование», где был опубликован рассказ «Один».

Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал о событиях 1905 года: «И вдруг — революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить».

За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть «На куличках» — это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

Писательство Е. Замятин совмещал с работой морского инженера и в этом качестве продолжал служебные поездки по России. «Много связанных с работой поездок по России: Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, Крым», — из автобиографии Е. Замятина.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Повесть «Островитяне» (которую называют прообразом романа "Мы") посвящена изображению обывательского мира, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

Узнав о революции в России, Замятин возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: «Веселая, жуткая зима 17-18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.

В советском государстве явственно проступали черты некоего бюрократического чудовища — Левиафана; тоталитаризм — эта чума ХХ века — использовал человека как кирпичик в государственном строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма. Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического (хотя не такого уж и фантастического, если вспомнить отечественную и мировую историю ХХ века) антиутопического романа "Мы" (1920; впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году). Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее эрзаца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе "Мы", а реального Единого сталинского Государства.

Роман "Мы" стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как «Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Е. Замятин был наставником молодых писателей — членов литературной группы «Серапионовы братья», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей (избран председателем в 1928 году), в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.

В начале 1920-х годов появляются рассказы «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921), резко критические по отношению к эпохе военного коммунизма в большевистской России, а также книга о Г. Уэллсе «Герберт Уэллс» (1922).

В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».

В 1929 году Е. Замятин за роман "Мы" (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть «Красное дерево») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».

Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году.

Похоронен в пригороде Парижа.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы":

  • Биография Е.И. Замятина

Top