Подготовьте презентацию на тему русские былины. Былины презентация к уроку по литературе на тему




Сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.













Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.


Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…






Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).




Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Былины

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Историзм В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113-1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке » и немецкой поэме « Ортнит », а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Гильфердинг, Александр Фёдорович

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие - это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни - старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие - оберегателями людей.

« Святогор ». 1942 Николай Константинович Рерих

«Самсон» - центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895.

Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895.

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы М Б ОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!


Родина – это слово с детства знает каждый. Родина – это земля, на которой ты родился и живёшь со своими родителями, близкими, друзьями. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю. И в давние времена, и в наше время. Помнит имена своих героев народ, помнит. Идёт о них слава по всей земле нашей.




Былины Былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Главные в былинах - русские богатыри, защитники Отечества. И внешность у них разная, и характеры несходные, и происхождением неодинаковы, но все смелы, сильны, добры. Все в народе любимы, народом и придуманы, как бы мечты народные в них воплотились. Вот какими должны быть люди. Былины рассказывали о жизни древнерусского государства в те времена, когда главными городами на Руси были – на юге Киев, а на севере – Новгород.






Картина В. М. Васнецова «Богатыри» Какова композиция картины, краски?Кто и как на ней изображён? Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их? Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?


И л ь я М у р о м е ц Илья́ Му́ромец один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».




Прототип былинного персонажа Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м гг; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XIXII веками датируют погребение исследователи. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 4055 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг. «Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры). Мощи преподобного Илии Муромца в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры


Илья Муромец в народном творчестве Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: И. Муромец и Соловей-разбойник; И. Муромец и разбойники; И. Муромец на Соколе-корабле; И. Муромец и сын. В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Памятник Илье Муромцу в Муроме


Добрыня Никитич Добры́ня Ники́тич второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умеет читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.


Прототип былинного персонажа Исторический прототип Добрыни Никитича Добрыня, дядя и воевода князя Владимира, брат его матери Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне со братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, при чём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.




Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю. Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.


Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес Волосыня или Елс Елесиха.


Прототип былинного персонажа Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Использованная литература: Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М.,1995.

Ответ оставил Гость

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём.На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей.Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря:А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литератураНазвания статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ)». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб» По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря.О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах».Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.

Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.




Top