Устное народное творчество русского народа. Народные песни - текты, слова - сборник Державинская «Пчёлка» на казацкий лад

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

17 самых красивых видов народного искусства России.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань

Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Малые жанры русского фольклора:

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки - представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы - небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

17.05.2016

Какой же русский не любит петь? Есть ли у тебя голос и слух или медведь на ухо наступил, но приходит такая минута - и сердце само запросит песню: родную, бесхитростную, надрывную. Считается, что фольклорные песни пришли к нам из глубины веков, передавая из поколения в поколение таинственную народную душу. Но оказывается, очень многие любимые «исконно русские» песни – вовсе не народные!

Восхождение «Калинки-малинки»

Эта песня занимает особое место в русском фольклоре. «Калинка-малинка» и «Во поле березка стояла» стали практически символом русской народной песни. Бесчисленные рестораны русской кухни, магазины сувениров и в России, и за рубежом называются «Калинка-малинка», оркестры народных инструментов исполняют лихой плясовой припев, казалось бы, народнее не найдёшь. «Калинку» пляшут повсеместно – от детских утренников и

Ф. Малявин. Народная песня, 1925 г.

А появилась эта песня в 1860 году, в Саратове, её автор – бывший офицер, музыкальный критик и композитор Иван Петрович Ларионов. Он написал её для любительского спектакля – и саратовцам песня пришлась по душе, по крайней мере, так об этом писали в местных газетах.

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя!

Д. С. Агренев-Славянский, руководитель известного по всей России хора и сам страстный фольклорист, упросил Ларионова, своего приятеля, «подарить» песню его коллективу – и в исполнении хора Славянского (своеобразного предшественника хора Турецкого) «Калинка-малинка» стала довольно популярной, шагнув за пределы Саратова. Ну а настоящим мировым хитом песню сделал профессор А. В. Александров, обработав её для своего Краснознамённого ансамбля песни и пляски. Песня буквально прогремела – и теперь эту мелодию узнают с первых же нот по всему миру.

Известнейший номер фигуристов И. Родниной и А. Зайцева «Калинка» окончательно утвердил «Калинку-малинку» как музыкальную визитную карточку русского фольклора. К сожалению, Иван Петрович Ларионов так и не узнал, какая потрясающая известность выпала на долю его творения: он скончался в 1889 году, и о нём совершенно забыли – в Саратове не сохранилась даже его могила. А вот «Калинка-малинка» не увядает.

«Чёрный ворон» и зелёная ракита

Если «Калинку-малинку» знают все, но поют лишь немногие – уж очень замысловато сочетаются длинные, распевные куплеты и разухабистый припев, – то песня про чёрного ворона, который вьётся над умирающим бойцом, известна всем. Она – непременный атрибут душевного застолья, её постоянно поют в караоке, многие исполнители включают её в свой репертуар.

Казалось бы – самая что ни на есть народная. А тем не менее у песни есть автор. Звали его Николаем Верёвкиным, он служил унтер-офицером в Невском полку при Николае I, воевал с турками и персиянами – и за время службы сложил несколько песен, которые с удовольствием распевала вся армия.

Ты не вейся, чёрный ворон,

Над моею головой!

Ты добычи не дождёшься,

Я солдат ещё живой!

Бравый унтер-офицер дело своё знал отлично: песни его были простые, духоподъёмные, грубоватые и донельзя патриотичные, поэтому их охотно перенимали и другие полки. Пели солдатики про славные свои победы, про солдатское житье-бытье, про полковые учения-смотры, самое, можно сказать, рутинное дело в николаевской армии, а ещё про мудрость отцов-офицеров и счастье сражаться за русского царя. Верёвкин, как бы сказали сейчас, занимался «созданием привлекательного образа армейской жизни в глазах населения»:

Право, жизни нашей

Веселее нет!

Водка да щи с кашей

Есть у нас в обед.

Тексты солдатских песен Верёвкина печатались в дешёвых песенниках и расходились по всей России. Его песня со словами о чёрном вороне под названием «Под ракитою зелёной» была опубликована в 1837 году.

В советское время об унтер-офицере Николае Верёвкине забыли – и сейчас мы не знаем о нём ничего, кроме имени и полка, в котором он служил. И, видимо, не узнаем уже никогда. Бравый полковой поэт канул в прошлое, а жутковатая песня про ворона осталась с нами.

«Ой, мороз, мороз» с хэппи-эндом

Какую русскую народную песню громче и охотнее всего поют в подвыпивших компаниях – от Москвы до самых до окраин? Во времена Достоевского безусловным кабацким хитом был «Хуторок», чуть позже самой «пьяной» песней считали «Шумел камыш», а с середины ХХ века ничто не сравнится с «Ой, мороз, мороз».

Ой, мороз, мороз,

Не морозь меня,

Не морозь меня,

Моего коня.

В этой песне всё: и протяжность, и тоска, и лирика – и, что немаловажно, – хороший, оптимистический конец. Ямщик, скорее всего, добирается до дома, к своей молодой жене-красавице. Но вот что странно: ни в одном дореволюционном песеннике этот текст не встречался – и фольклористы, собирающие песни по деревням, до определённого времени не зафиксировали ни одного варианта.

Зато уже в 70-х «Ой, мороз» пели повсеместно. Любимая народная песня впервые появилась в 1956 году на пластинке Воронежского русского хора, исполняли её солисты, супруги Мария Морозова и Александр Уваров. А двумя годами раньше Мария Морозова и написала эту песню, а руководитель хора включил её в репертуар, как и другие произведения своей солистки.

Песню исполняли как народную, не открывая инкогнито автора. Когда записывали пластинку, авторство тоже не отметили – чтобы избежать лишней бюрократической возни. Тогда ни Мария, ни Александр как-то не задумывались об авторских правах и копирайте. Хор много гастролировал – и везде песню эту принимали на ура, требовали исполнить на бис, весь зал подпевал хору.

Особенно популярна песня стала после 1968 г., когда её спел с киноэкрана актёр Валерий Золотухин в фильме «Хозяин тайги». Сам он, кстати, был уверен, что песня народная. Тогда же появился и последний куплет – с возвращением домой и объятиями, но вот кто его придумал, совершенно неизвестно.

В первоначальном варианте всё заканчивалось тем, что жена «ждёт-печалится». Сама автор довольно прохладно отнеслась к неожиданному хэппи-энду. В 2008 году Мария Морозова, которой на те поры исполнилось 84 года, пыталась через суд доказать своё авторство, но дело застопорилось: к тому времени практически все, кто мог свидетельствовать в её пользу, уже умерли.

Т. Юшманова. Посиделки, 2000 г .

Это не единственная песня про ямщика, которую знает русский народ. Есть трагическая баллада «Когда я на почте служил ямщиком» , где ямщик находит свою возлюбленную, замёрзшую насмерть на зимней дороге, и, конечно же, «Степь да степь кругом» – там тоже дело происходит зимой, но умирает сам ямщик и просит передать последние слова привета своим родным. Обе этих песни тоже имели своих авторов и тоже ушли в народ. Балладу написал белорусский поэт Владислав Сырокомля (Людвиг Кондратович), а перевёл Леонид Трефолев. Изначально же она называлась «Почтальон» – и её великолепно исполнял Ф. Шаляпин. А знаменитая «Степь да степь кругом» – обработанный народом фрагмент стихотворения «В степи» Ивана Захаровича Сурикова, крестьянского поэта-самоучки.

Английский сплин и русская тоска

Но по-настоящему ошеломительная история случилась с казачьей песней «Проснётся день красы моей» . Эту щемящую, удивительно красивую песню записывали во множестве в разных станицах и селах от Кубани до Урала, – везде, где только жили казаки. Её с удовольствием исполняют разные казачьи хоры и ансамбли. Слова, правда, не всегда понятны, как и логика развития сюжета, но песня завораживает и прихотливым ритмическим узором, и переливами голосов, и какой-то нездешней разгульной тоской.

Проснётся день красы моей,

Украшен весь он божий свет.

Я вижу море, море, ай и небеса,

Отцовский дом, дом пропьём мы гуртом,

Травою зелёной зарастёт. 2р

Ай, травой зеленой зарастет.

Собачка, верный, верный а он мой зверок,

Залает у моих ворот. 3р

Заноет сердце, сердце оно загрустит.

Не быть мне в той, в той стране родной. 2р

Не быть мне в той стране родной,

В которой был я зарожден,

А быть мне в той, той стране чужой,

В которой мальчик был суждён. 3р

Над кровлей филин, филин а он прокричал,

Раздался зык он по лесам. 2р

Проснутся дети, дети и жена,

Малютки спросят про меня…3р

Каково же было удивление филологов, когда выяснилось, что песня эта – народное переложение фрагмента из первой главы поэмы Байрона «Чайльд-Гарольд»! На русский язык этот фрагмент под названием «Добрая ночь» перевёл поэт И. Козлов; герой прощается с Родиной, уплывая в неведомые дали. Его спутники печальны – кто-то тоскует по жене и детям, кто-то оставил старых родителей… Только Чайльд-Гарольду не о ком тосковать, никто о нём и не вспомнит. Всё вполне по-байроновски, каноны романтизма соблюдены полностью. В переводе Козлова отрывок из поэмы звучит так:

Прости, прости, мой край родной!

Уж скрылся ты в волнах;

Касатка вьётся, ветр ночной

Играет в парусах.

Уж тонут огненны лучи

В бездонной синеве...

Мой край родной, прости, прости!

Ночь добрая тебе!

Проснется день; его краса

Утешит божий свет;

Увижу море, небеса, –

А родины уж нет!

Отцовский дом покинул я;

Травой он зарастёт;

Собака верная моя

Выть станет у ворот.

Как случилось, что эти стихи попали в народ? То ли кто-то из дворовых слуг услышал, как господа читают звучные стихи, и запомнил, как сумел. То ли кто-то из грамотеев случайно прочёл – и не смог душою не отозваться на пронзительные строки: поделился с односельчанами.

Ну а что понять не смогли, то додумали: едет герой на чужбину явно не по своей воле, это изгнание за какую-то провинность, и даже отцовский дом по этому поводу уже пропили. А филин, чей «зык» раздается по лесам, нужен для мрачного колорита, у Байрона никакого филина не было. Зато суровую тоску и обречённость Чайльд-Гарольда народ принял близко к сердцу. Не только дворяне рядились в «Гарольдовы плащи» – крестьяне и казаки тоже крепко сочувствовали мятежному лорду. Правда, на свой лад.

Кстати, это не единственный вклад И. Козлова в сокровищницу народных песен. Знаменитый «Вечерний звон», который наводит много дум, – тоже его перевод. На этот раз Козлов переводил ирландского поэта Томаса Мура, но песня быстро стала фольклорной. Хотя и не подверглась такому народному переосмыслению, как «Добрая ночь».

Державинская «Пчёлка» на казацкий лад

Одной из самых весёлых и удалых казачьих песен, «Пчёлочкой златой» , мы обязаны Гавриле Романовичу Державину. Правда, славный поэт, благословивший молодого Пушкина, вряд ли дорожил народной любовью, – уж ему бы точно не пришло в голову указывать своё авторство: слишком сильно изменилась его «Пчёлка» по сравнению с оригинальной версией.

Изящную «Пчёлку» Державин написал в 1796 году, уже будучи важным государственным мужем, президентом Коммерц-коллегии, то есть министром торговли.

Пчёлка златая!

Что ты жужжишь?

Всё вкруг летая,

Прочь не летишь?

Или ты любишь

Лизу мою?

Соты ль душисты

В жёлтых власах,

Розы ль огнисты

В алых устах,

Сахар ли белый

Вот уж без чего совершенно невозможно представить русского человека — так это без песни. И вовсе не потому, что все-еда весело живется — это хорошо поясняет народная мудрость «не от радости и пташка в клетке поет», «не всяк весел, кто поет — и за песней плачется».
Просто песня с давних времен стала неотъемлемой частью жизни — и бытовой, и духовной.
Родился человек — ему поют колыбельные.
Юность пришла— ее сопровождают хороводные, любовные, игровые песни.
А уж что касается свадебного обряда, то в нем песнями сопровождается едва ль не каждый жест невесты.
А сколько семейных песен звучит на российских просторах из века в век!
И еще отдельно — солдатские, казачьи, ямщицкие, уличные, бурлацкие, разбойничьи, тюремно-невольничьи.
Другими словами, в песнях отражена вся жизнь и человека, и народа в целом. Не зря же сам народ и говорит, что «сказка — складка, а песня — быль, сказка — ложь, а песня — правда», подтверждая этим прежде всего реалистичность песенного искусства. Действительно, сейчас по текстам песен можно достоверно узнать, как и из чего делалась колыбель для ребенка («оценок деревянный, колечко оловянно» и т.д.), как распределялись роли в семье, кто какую работу исполнял, каким образом происходило чаще всего знакомство будущих мужа и жены, почему именно такое отношение было к свекру, свекрови, золовкам..
А что за кладезь исторических сведений — песни о Пугачеве и Разине, о военных походах, об Иване Грозном, Петре Великом.

Наверное, нет такого события в жизни нашего народа, которое не нашло бы своего отражения в песнях, будь то давнее иго («А и деялось в орде..»), или покорение Сибири («Шатался-мотался Ермак сын Тимофеевич»), или Северная война («Пишет, пишет Карла шведский»), или Отечественная война с французами («Про Платова-казака»), уж не говоря о таких недавних, как гражданская война и Великая Отечественная.. Перечитывая эти песни, понимаешь, почему Н. Гоголь назвал их народной историей, исполненной истины.
Современный исследователь С. Лазутин в энциклопедической статье о песне как одной из форм словесно-музыкального искусства пишет, что «в былинах и исторических песнях русского народа получили отражение важнейшие исторические события за тысячелетие. Одна из центральных идей этих песенных жанров — идея патриотизма, защиты отечества».

Но патриотичны — в самом глубоком значении этого слова — практически все народные песни: календарные, лирические, плясовые, игровые, — ведь в них продолжает жить традиция, в них сохранен сам дух народной жизни. И если сейчас редко звучат родильные и крестильные песни, колядки и подблюдные, купальские и покосные, веснянки и жнивные, — это вовсе не значит, что они забыты за ненадобностью. Может, и забыты на время, но по другим причинам. А стоит любой из них зазвучать — и душа тут же потянется навстречу мелодии, распахнется, потому что узнает, почувствует нечто родное. Тем более, что русские песни, как, может, никакие иные, многогранны и многожанровы. Например, один из лучших современных знатоков русских обрядовых песен Ю. Круглов пишет: «То, что пелось и называлось колядками, на самом деле представляет собой комплекс жанров. Можно говорить о ритуальных песнях-колядках, колядках-заклинаниях, колядках-величаниях и колядках-корениях. Среди масленичных песен совершенно определенно можно выделить также ритуальные, заклинательные, величальные и корильные песни.. В хороводах и величали, и корили, в них исполнялись игровые и лирические песни.. В свадебных песнях наиболее полно представлены все жанры обрядовых песен.»
О сути народных песен, об их закономерностях и особенностях, о влиянии и распространении написано много книг и статей. Но данный сборник предназначен прежде всего для широкого читателя, которого интересуют в первую очередь сами тексты, ведь так много прекрасных песен со временем было утрачено, забыто. Память — не самое прочное на земле. Поэтому песенники были и остаются достаточно популярными изданиями, — начиная с появившихся в восемнадцатом веке, таких как «Музыкальные увеселения», «Собрание русских простых песен с нотами», «Собрание разных песен», «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», «Солдатский песенник» и других, и завершая выходящими в свет сейчас.

Распевая народные песни, мы, как правило, не задумываемся о том, что целые поколения отечественных фольклористов собирали, записывали, публиковали их именно для того, чтобы сохранить и для нас, и для наших внуков. Какие яркие личности в этой славной плеяде — Н. Львов, П. Рыбников и П. Киреевский, А. Соболевский и П. Якушкин, П. Шейн, Н. Лопатин, В. Прокудин, Ф. Истомин, С. Ляпунов и многие другие. Благодаря их поистине титаническому подвижническому труду десятки тысяч текстов обрели вторую жизнь.
Народная песня вдохновляла А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Некрасова и А. Кольцова, И. Сурикова, Н. Языкова и других поэтов, чьи стихи затем тоже стали народными песнями, будь то «Не шуми ты, рожь» или «Степь да степь кругом».

Но разве и по сей день не вдохновляет она миллионы россиян? Не только потому, что «строить и жить помогает», хотя еще В. Даль в своем словаре отмечает — «весело поется — весело прядется», но и потому, что сохраняет представление о красоте, о доброте, о любви, о чести, о дружбе; а еще — спасает душу, не давая ей забывать о полете, о парении, о крыльях. И, конечно же, о красивом русском языке, который песня старается сохранять во всей его чистоте и многогранности.
В книге, которую вы держите в руках, собраны песни, представляющие жизнь в разных ее ипостасях. Как правило, тексты взяты из дореволюционных изданий. Составитель, не ставя задачи публиковать этнографические материалы, все же старался как можно бережнее относиться к тексту. Пунктуация по мере необходимости приведена к современным требованиям. Что же касается орфографии, то полностью следовать принятым сейчас принципам не всегда возможно, особенно в тех случаях, когда речь идет о ритме (например, «мово коня» вряд ли стоит править, ибо «моего коня» — это уже иной ритм), да и не всегда нужно, так как излишнее «осовременивание» старой народной песни лишает публикацию смысла. Это все равно, что букет сирени, лишенный запаха.

Надеюсь, читатель разделяет мое убеждение, что песня существует для того, чтобы ее пели, а не декламировали с листа. Следовательно, текст должен быть практически одинаков для всех потенциальных певцов, особенно, если предполагается хоровое исполнение.
Расположить народные песни по какому-либо одному принципу — жанровому, хронологическому, тематическому, функциональному и т.д. — достаточно сложно. Поэтому для удобства сборник составлен так, что песни в нем «взрослеют» вместе с человеком — от колыбели до самостоятельной жизни. Завершается книга авторскими произведениями, значительная часть которых со временем стала восприниматься, как народные песни. По соображениям объема книги за пределами данного сборника остались календарные и исторические песни, причитания и частушки, но — всему свое время и свои книги.

С самого раннего детства слыша русскую песню — то растяжную застольную, то удалую плясовую, то напевную лирическую — мы и сами того не замечаем, как она влияет на наш национальный характер.
Не зря же придумано — «чьим умом живешь, того и песенку поешь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня, с экранов телевизоров, в радиопередачах, на стадионных концертах современных «звезд» эстрады? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо. И если этот сборник поможет кому-то вспомнить и — дай Бог — пропеть несколько народных песен, значит, он не зря вышел в свет. Как говорится, хоть песней коня не накормишь, а и то верно, что слова из нее не выкинешь.

Иван Панкеев

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Серые коты
Уж ты, дремушка-дрема
Сон да дрема
Сон ходит по сеням
Бай-побай да ржаной каравай
Бай-бай, поскорее засыпай
Спи, хорошая моя
Бай-побаюшки
Бай-побай, колыбели не ломай
А баю-баю-баю
Баю-баюшки-баю
Котик-коток, серый хвосток
Байки-побайки
А баю-баю-баю, жил мужик на краю
Ай люшеньки-люли

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Я по жердочке шла
По утру ранешенько, на заре
Ах ты, веюшко
За лесом-лесом
Как за реченькой
Как у наших у дворянских у ворот
Как под белою под березою
Как и люди-то во людях-то живут
У девицы в белом лице
Я полю, полю лучок
В саду девки, в саду красны
Я по травке шла
Я вечор, молода
Выходили красны девушки
Как во далице, далице.
Как по речке, по Казанке.
Отпросилась Катенька у родимого батюшки.
Вздумала мати Дуню домой покликати.
На улице, матушка, девиц хоровод
Уж как на лугу-лугу
Этот кустичек не мил
Хожу млада по Дунаю
Горенка, горенка новая.
Со восточной со сторонушки.
Летел сокол высоко, да высоко
На горе-то калина
Как на море волны бьют
При долу лен, лен
Как у наших у ворот
По горам девки гуляли
На горе-то вьюны вьются,
За долом, долом
С вечерочка два следочка
Вечер девки, вечер девки
Молодка, молодка молоденькая.
Еще по морю корабличек
Скочил козел в огород
Я вечор, молода, во пиру была
Посеяли девки лен
Уж я сеяла, сеяла ленок
На горе, горушке, на высокой
Еще сметь ли песню петь
Взойду ли я
Посею лебеду на берегу.
Я из горницы в горницу ходила
Теща до зятя удобрилася

ПЕСНИ О ЛЮБВИ
Ах, кабы на цветы да не морозы
Ой, матушка, тошно
Разливалась мати полая вода
Шумел камыш, деревья гнулись
Кручина моя, кручинушка
Я посею ли, младенька
Ты, дума моя, думушка
Из-за лесу, лесу темного
Вы не дуйте, ветры буйные
Кого-то нет, кого-то жаль
Кабы знала я, ведала
Волга-матушка родимая течет
Растоскуйся, моя сударушка
Ты полынушка, полынка
Если б я была вольной пташечкой
Цвели, цвели цветики да поблекли
Не спится мне, красной девушке
Скучно, матушка, весною жить одной
Ах, девица-красавица
Ах, уж вы, ночи, мои ноченьки
По улице мостовой
Я вечор, добрый молодец, загулялся.
Устиньюшка по горенке ходила
Грушица, грушица моя
Таня по полю ходила
Как и батюшкин терем
Поляна моя, полянушка
Ты дуброва моя, дубровушка
Хорошо тому на свете жить
Ах, кто бы мне, ах, мому горюшку
Ой ты, зимушка-зима
Соловей кукушку подговаривал
Не сиди, девушка, поздно вечером
Говорил-то мне мил друг, приказывал
Можно, можно по рощице разгуляться
Ах, ты зачем, зачем, рябинушка.
Среди поля, полюшка-поля
Ах вы ветры, ветры буйные
По весне то было, весне красныя
Как по улице молодец идет
Добрый молодец по улице похаживает
Болит моя головушка
Канарейка, канарейка, канареечка
Не пыль, не кура в поле подымалася
На восходе красна солнышка
Ах ты, душенька, красна девица
Вещевало мое сердце
Вострепенется сокол, на дубу сидючи
В чистом поле при долине
Не сокол летит по поднебесью
Туман, туман при долине
Ты о чем, горька кукушечка
На заре было, на зореньке
Красная девица по бережку гуляла
Пойду, млада, я вдоль долиною
Соловей мой, соловей
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет
Девки шили ковер
Возле речки, возле мосту
Сторона ль ты моя, сторонушка
Ах ты, камень мой, камышек
Туманно красное солнышко
Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь
Ты мой сизенький, мой беленький голубчик
Ахти, горе, тоска
Заболит головушка, заноет сердечушко
Подружки, голубушки
Долина-долинушка
По горам, и я по горам ходила
Девушка молоденька семнадцати лет
Во саду ли, в огороде:
Дорогая моя, хорошая
Полно, солнышко, из-за лесу светать
Ой, по удице туман расстилался
Как на горке, на горе, на прикрасе на такой
Не ржавчина у нас в болоте травку всю съедает
Уж вечор-то я, добрый молодец
Уродилася сильна ягода в бору
Говорила я дружку милому
Вену ли ветры из поля
Вниз по Волге-реке с Нижня города
На родимую сторонку ясный сокол прилетел
Веселитеся, подружки
Ты не пой, не пой, соловьюшко
Не летай, не летай, мой сизенькой голубок
Что цвели-то, цвели в поле цветики
Ивушка, ивушка, зеленая моя
Не калинушку ломала
Как у ключика у гремучего
Идет миленький лужочком
Как на дубчике два голубчика
Манул парень девушку
Ходил-гулял молодец
Во лесах то было, во лесах-борах
Соловей мой, громкая пташечка
Что во светлой было светлице
Пряди, моя пряха, пряди, не ленися
Государь мой родный батюшка
Далеченько в чистом поле
Прощай, батюшка-Иртыш, с крутыми горами
Возвивался сокол высоко
Ах, не одна-то, не одна
Из-под гор, млада, иду
Вдоль по улице молодчик
Вылетала бедна пташка на долину
Вниз по реченьке, вниз по быстренькой
Я во тихой во смиренной во беседушке
Соловей мой, соловей, молоденький
Выду за ворота
Во колодезю было во студеному
Не мила-то мому разлюбезному
Как и молодец шел дорожкою
Уж вы, сады мои, сады
Ой, неволя, неволя — боярский двор.
Ах ты, ноченька, ночка темная
Как во городе во Санктпитере.
Вечор ночесь к девушке
Не заря ли, вечерняя зорюшка, заря спотухала
Ты развей-ко, раздуй-ко, рябинушка раскудрявая
Во селе, селе Покровском
Не летай, сокол, по новым сеням,
Время проходит, время летит

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
Как у ласточки да у касаточки
Середи было царства Московского
Где был, сокол, где, соколинька?
Как бы по мосту, мосту
Как бы на горе, горе
Поутру рано на заре
Накануне было девичничка
В поле олень — золотые рога
Месяц светит над горою
Золото к золоту сыплется
По-край моря синего
На горе, горе, на высокой. :
Вкруг Казани, вкруг города
Ты камень яхонт
Что летал-то летал сокол
Летал сокол по вишенью
Билася буря перед тучею
Из поля, поля-поличка
Как у нас было во нынешнем году
Выкатался скатен жемчуг
На море, на море селезенюшко.
Ах ты яблонь, ты яблонь
Сердце мое, ты сердечко
Разлилась вода вешняя
Полечком, полечком уторена дорожка
Ай сборы, сборы Лукерьюшкины
Не буйные ветры навеяли
Что не ключики-то брякнули
Прошу я, красна девица
По лугам весною
Я пошла, молоденька
Спасибо тебе, парная мыльная баенка
Не несут-то мои ножки резвые
Спасибо, желанная родимая матушка
Теперь вскину свои очи ясные
Не пу жайся, дом тепловито гнездышко
Глупая младая буйная головушка
Расшатнитесь-ко, народ, люди добрые
Господи Иисусе Христе Сыне Божий
Полно спать, пора вставать
Слава Богу, слава Господу
Что сестра брату милому
Вы вставайте, мои голубушки
Во кремле Китае-городе
Во саду было, во садичке
Поднималася погодушка
Ой дымно, ой чадно

ПЕСНИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
По горенке похожу, в окошечко погляжу
Ветры мои, ветры, вы буйные ветры
Летела пава через улицу
Ходила-гуляла вдова молодая
Давно я, давно у батюшки была
Исходила, младенька, все луга и болота
Отдают меня, мл аду
Ой не сырой бор загорается
Понизехонько солнце ходит
Полоса ли моя да полосонька
Не сон мою головушку клонит.
На улице то дождь, то снег
На море орел
Выдала матушка далече замуж
А кумушки пьют, голубушки пьют
Лучина, лучинушка березовая
Судьба ты, моя судьба
Зеленейся, зеленейся, мой зелененький садочек
Калину с малиною вода поняла
Сосенка, сосенушка молоденькая
Возле садика, млада, хожу.
Мимо саду, мимо зеленого
Как у сизого млада селезня
Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые
Возле реченьки я хожу, молода
Спится мне, младешенькой, дремлется.
Калина, калина, калинушка моя
Ах, да у соловушки крылья примахалися
Как по речке-речке.
Я пойду, пойду в зеленый сад гулять
Ах ты хмель мой, хмель, веселая голова
Ой, и всплакнула вдовушка.ы
При дуброве лен, лен
Отдала меня матушка
Я малешенек у матушки родился
Одна была в поле дорожка
Ах ты, молодость, моя молодость
Высоко, высоко кленовый лист
Сосенка, сосенушка
Была я у матушки любимая дочь,
В чистом поле, полюшке.
У батюшкиных ворот
Через леса, леса темные
Виноградка, сладка ягодка

СОЛДАТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
.Черный ворон
У отца бьшо, у матушки три сына любимыих
Вдоль по, Питерской, Московской по дороженьке
Запобедны наши головушки молодецкие
Ты пеки, пеки, красно солнышко
Не кукушечка во сыром бору куковала
Тошно жить вдове с сиротами
Как у ласточки, у касаточки
Уж вы кудри мои, кудерушки
Не ясен сокол пролетывал
Торил Ванюшка дорожку
Как отдал меня батюшка замуж
Заря моя, зорюшка
Как не пыль в поле запылилася
Был один-то, один у отца, у матери
Не белы снеги во чистом поле
Попила-то моя буйная головушка
Вились, вились мои кудерцы.
Как у Ванюшки голова болит
Уж ты в^тер, шельма, ветер-ветерочек
Породила да меня матушка
Шел детинушка дорогою
Дорожка моя, дорожка славна питерска
По зарям- зарям сердце слышало
Уж вы ночи мои, ночи темные
В чистом поле стояло тут дерево
Горька-то в поле травонька, полынь горькая
Проторенная новая дорожка
Что победные головушки солдатские.
Сторона ль ты моя, сторонушка.
Как не с гор, не с дол сильная погодушка
Ты долина ли моя, долинушка, раздолье широкое
Уж ты зимушка, зима
Дорога ль моя, дороженька
Со вечера, со полночи
Погодушка полуденная
Далече ты, раздольице, в чистом поле
Ах, бедные головушки солдатские
Что вились-то мои русы кудри
Ох вы туманы мои, туманушки
Не травушка, не ковылушка в поле шатается
Не от тучи, не от грома, не от солнышка
Воспоют, воскормил отец сьша.
Не беленькая березонька к земле клонится
Как у ключика было у текучего
Как никто-то про то не знает, не ведает
Ах, пал туман на сине море
За Уралом за рекой
Ах ты, матушка Москва-река
Вы, солдатики-уланы
За горами бьшо за высокими
Не черная черница зачернелася
На заре то бьшо на утренней
Тихохонько сине море становилося
Возмутился славный наш тихий Дон
Как на славном то бьшо на Круглом озере
Шли казаки с моря Черного

ПЕСНИ БУРЛАКОВ
Да вы, ребята, бери дружно
Не вечерняя заря, братцы, приутухла
Ах, по помосту, мосту
Не пора ли нам, братцы-ребятушки
Поутру то бьшо раным-рано
Перед нашими вороты.
Вольна птичка пташечка перепел очка

ПЕСНИ РАЗБОЙНИЧЬИ И ТЮРЕМНЫЕ
Не шуми, мати зеленая дубровушка.
Вы бродяги, вы бродяги.
Ты рябинушка да ты кудрявая,
Ты детинугдка-сиротинушка
Волга, ты Волга-матушка
Сиротка, ты, сироточка, сиротинушка горькая
Не ковыль в поле травушка шатается
Край дорожки, край широкий
Не былинушка в чистом поле зашаталася
Еще что же вы, братцы, призадумались
Растужился млад ясен сокол
Собирается вор Копейкин
Не далече было вот, бьшо далече
Что из Нижнего Нова-города
Ты взойди-ка, красно солнышко
Сирота ль моя ты, сиротушка
На степи-то, степи на Саратовской
Пожила ли я с дружком, я с дружком во совести
Уж ты, воля, моя воля
Не для-ради меня, молодца, тюрьма строена
Вы, леса мои, лесочки, леса темные
Бывало у соколика времечко.
Добры молодцы все на волюшке живут
Ты воспой, воспой, млад жавороночек.
Как бывало мне, ясну соколу, да времечко.
Не соловушек в зеленом лесу громко свищет
Все люди живут, как цветы цветут.
Ты злодейка да злакоманка, змея лютая
Ах, что ж ты, мой сизый голубчик

АВТОРСКИЕ ПЕСНИ, СТАВШИЕ НАРОДНЫМИ
Аммосов А. Хас-Булат удалой
Вельтман А. Что отуманилась, зоренька ясная
Вяземский П. Тройка
Глинка Ф. Тройка
Гребенка Е. Очи черные
Грейнц Р. Плещут холодные волны
Давыдов Д. Славное море — священный Байкал
Жуковский В. Кольцо души-девицы
Козлов И. Вечерний звон
Козлов И. Проснется день — его краса
Кольцов А. Ах, зачем меня силой выдали.
Кольцов А. За рекой на горе
Кольцов А. По-над Доном сад цветет
Кольцов А. Не шуми ты, рожь
Кугушев В. Не будите меня, молоду
Лермонтов М. В глубокой теснине Дарьяла
Лермонтов М. Выхожу один я на дорогу
Лермонтов М. Отворите мне темницу
Лермонтов М Спи, младенец мой прекрасный
Макаров Н. Однозвучно звенит колокольчик
Мерзляков А. Среди долины ровныя
Некрасов Н. Не гулял с кистенем я в дремучем лесу.
Некрасов Н. Хорошо бьшо детинушке
Некрасов Н. Тройка
Никитин И. Ни кола, ни двора
Ольхин А. Дубинушка
Плещеев А. Я у матушки выросла в холе
Полонский Я. В одной знакомой улице
Полонский Я. Мой костер в тумане светит
Пушкин А. Гляжу, как безумный, на черную шаль
Пушкин А. Раз полуночною порою
Разоренов А. Не брани меня, родная
Репнинский Я. Наверх вы, товарищи, все по местам.
Рылеев К. Ревела буря, дождь шумел
Соколов Н. Шумел, горел пожар московский
Стромилов С. То не ветер ветку клонит
Суриков И. Словно море в час прибоя
Суриков И. Спишь ты, спишь, моя родная
Суриков И. Степь да степь кругом
Суриков И. Тихо тощая лошадка
Трефолев Л. Когда я на почте служил ямщиком
Цыганов Н. Не шей ты мне, матушка
Цыганов Н. Что ты, соловьюшко
Языков Н. Из страны, страны далекой:
Языков Н. Нелюдимо наше море
Литература
Алфавитный указатель

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кафедра педагогики

Заочное отделение

Контрольная работа

по детской литературе

Задание 1

Выполнить полный анализ русских народных сказок (по типам):

а) волшебная сказка – социально-бытовая сказка или

б) сказка о животных – волшебная сказка или

в) волшебная сказка – кумулятивная сказка.

Выполняя анализ сказок, сделать выписки из рекомендованной литературы, определяющие особенности каждого типа сказок.

Страшно подумать, что фольклор, много веков по традиции, устно передававшийся от поколения к поколению, в середине XIX столетия вступил в кризисную пору, когда потревоженная социальной новизной творческая мысль народа устремилась на новые предметы – и полноценное искусство рассказывания сказок стало встречаться все реже и реже. Ведь сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля.

Русская народная сказка «Жадная старуха». («Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах». Под ред. В.П. Аникина.)

Социально-бытовая сказка о том, как старик в лесу нашел волшебное дерево, которое исполняло желания за то, что старик не стал рубить его. Но старуха, жена старика, исполненная непомерной гордыней и жадностью, погубила себя и своего мужа. В сказке присутствует волшебный элемент – дерево, которое в начале сказки воплощает мечты героев, а в финале наказывает их за непомерную гордыню, жадность. В основе – одно сюжетное действие – поход старика в лес.

Композиция.

Зачин: «Жил старик со своею старухою».

Действие разворачивается динамично, без длинных описаний. Используется повторение действия: поход старика в лес с топором к дереву. Каждый раз требования старика к дереву возрастают, т.е. действие развивается по нарастающей. Развязка – превращение старика и старухи в медведя и медведицу. Концовка – «…и побежали они в лес».

Образы.

В сказке присутствует предмет помощник – дерево, которое исполняет желания героя сказки (старика).

Мужской образ – старик. Безынициативный, находящийся под влиянием жены и безропотно исполняющий её указания бедняк, мечтающий о счастье. «Наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:

– Велико ли дело-генерал!…Ступай к дереву, проси, что бы сделало тебя царем, а меня царицею».

Женский образ – старуха. Деспотичная, жадная и с большими амбициями женщина, мечтающая о власти, пожелавшая в конце сказки стать богиней.

Язык сказки.

В сказке используются фольклорные элементы: «Что тебе надобно?», «Ступай к дереву», «Ступай с богом», «Что за корысть», «Воротился старик», «Обратился медведем».

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». ( «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах». Под ред. В.П. Аникина.)

Волшебная сказка. Сказка о поисках невесты и избавлении ее из плена колдовства. В сказке присутствует мифический герой – Баба Яга.

Отец хочет женить сыновей и для этого решает пустить стрелы
для поиска невест, сыновья находят их и играют свадьбы, но отец решает проверить своих невест и задает им задания. В это время Иван-царевич сжигает кожу лягушки и теряет невесту, и, затем, отправляется на ее поиски, в процессе которых встречает на пути Бабу Ягу, и она помогает выручить Елену Прекрасную.

Композиция.

Присказка: «В старые годы, в старопрежни, у одного царя было три сына – все они на возрасте».

Зачин: «Большой сын стрелил…» Здесь сыновья пускают стрелы для поиска невест и находят их: старшему достается «княжеска дочь», среднему – «генеральска дочь», а младшему – лягушка. Играют свадьбу.

Развитие действия: «Царь захотел одиножды посмотреть от невесток дары, котора из них лучше мастерица. Отдал приказ». Царь проверяет мастерство невесток: кто лучше всех шьет, печет, танцует.

Кульминация: «Бал был на отходе. Иван-царевич поехал наперед, нашел там где-то жениен кожух, взял его да и сжег». Иван-царевич встречает сестер Бабы Яги и они помогают выручить невесту.

Концовка: «Вдруг и очутилась Елена Прекрасна, начала здороваться… Елена Прекрасна взяла ковер-самолет у старухи, села на него, и понеслись, как птицы полетели».

Конечный присказ: «а те прилетели домой, все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать – на славу всем людям».

Характеристика персонажей:

Иван-царевич – идеал народа, сын царя, но обретает идеальные черты в процессе инициации. Влюбляется в свою невесту и ради ее спасения идет на любые трудности, общается с Бабой Ягой. Открытый, честный.

Елена Прекрасная – женщина, обладающая волшебными качествами, является женой, частью мужского мира.

Баба Яга – эпоха патриархата, проводник в мир мертвых, помогает герою выручить невесту: «Старуха напоила-накормила, и спать положила», рассказывает, как разрушить злые чары.

Национальный стиль языка – русский.

В сказке присутствуют все композиционные элементы. Герои сказки реалистические и мифические. Описание внешности героев: «сделалась красной девицей», «оделась чудо как», «кака красавица»; описание времени: «Вот год прошел», «Идет долго уж».

Используется общеупотребительная лексика с использованием фольклоризмов: «кака», «стрелил», «лягуша», «сделат», «хитра», «коска» и т.д., неологизмов: «кули-мули»

Используются уменьшительно-ласкательные существительные: «Ой, дитятко, как ты долго (не бывал)», «веретешко».

В сказке используются все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, краткие прилагательные: «княжеска», «генеральска». В синтаксисе используются сложные и простые предложения, сложноподчиненные. В инверсии используются диалоги.

Задание 2

А) показать общие и отличительные черты русских и коми народных сказок. Сравнение провести по типам:

а) волшебные: сказки о змее Горыныче и «Гундыр» или

б) бытовые: например, «Горе» и «Портной и омэли», «Несговорчивый Петра» или

в) о животных: «Кот, лиса и петух» и «Лиса и заяц».

Б) Докажите, что Пера-богатырь – это самобытный национальный герой коми сказок.

А) Мы возьмем для сравнения сказки о животных «Кот, лиса и петух» (в обр. А.Н. Афанасьева) и «Лиса и заяц» (в обр. Ф.В. Плесовского).

Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках России. Иной раз это попросту недавние заимствования. В обеих сказках высмеиваются человеческие пороки, добро торжествует над злом поэтому они сходны прежде всего своей назидательностью. При этом неоспоримом сходстве – сюжеты не совпадают, есть расхождения в содержании, обрисовке образов, что связано с особенностями общественных и семейных отношений, быта, фольклорных традиций каждого народа.

В сказках резкое разграничение положительного и отрицательного. Между тем образы не совпадают. Национальные черты сказки определяются в немалой мере фольклорными традициями народа, присущим ему особым поэтическим взглядом. В русской сказке обычно заяц выступает в роли трусишки, а лиса в них хитрая. В коми сказке же наоборот смелый заяц проучил глуповатую лису. В этих сказках нашел отражение животный мир той местности, где они появились. Животные в них и похожи и не похожи на настоящих. Своей речью и поведением они напоминают народ-создатель сказки.

У истоков коми литературы – богатый и разнообразный фольклор (в 19 в. его начали собирать и записывать русские ученые). К 14 – 16 вв относятся первые памятники древнекоми письменности, основанной миссионером Стефаном Пермским.

В сказках народа Коми, окружающая действительность, как творение Бога, была неподвластна человеческому познанию, человек подчинялся явлениям природы, как проявлениям высших сил.

Итак, подведем итог:

Общие черты:

Герои сказок имеют типичные черты человека, которые приобретают художественную условность: лиса – хитрая, хвастливая; заяц – трусливый, но находчивый. В центре – конфликт между животными как представителями разных человеческих типов. В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» конфликт между лисой и домашними животными котом и петухом. В коми народной сказке «Лиса и заяц» – между хвастливой лисой и находчивым зайцем. Сюжет динамичный: в русской сказке дружба кота и петуха побеждает коварство лисы; в коми сказке – находчивый заяц проучил лису. Идейное содержание – прославление положительных человеческих черт: взаимопомощи, скромности, находчивости.

С целью раскрытия особенностей действий героев используется речь, диалоги животных. В сказках используется прием инверсии: «Если лиса придет звать в гости.», «Лиса крутилась уж жарить его (петуха)» – рус. нар. сказка «Кот, петух и лиса»; «Успел уже раздобыть себе московский кафтан.» – коми нар. сказка «Лиса и заяц».

– Отличительные черты:

В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» сюжет простой, динамичный, практически отсутствуют описания, используется повторение действия (кража петуха лисой). В сказке присутствует угроза жизни героя (петуха) и поэтому в развязке физическая победа над лисой («Он (кот) и ее убил и избавил кочетка от смерти»). Лиса здесь хитра, коварна, обманом заманивает петуха: «Пойдем на гуменцы, золоты яблочки катать». При обращении друг к другу животные используют уменьшительно-ласкательные формы: кочеток, кочетунюшка, котинька, котунюшка, лисонька…

В коми народной сказке «Лиса и заяц» сюжет более развернутый. Заяц не только проучил хвастливую лису от пороков, отстегав ее прутьями:

– Ой, не ешь ты кур,


Top