Поездка на кайлас, тибет отзывы по путешествию. Сакральный тибет и кайлас кора с русским гидом

Путешествие к священной горе Кайлас

19 дней. Стоимость похода: 3200 долларов.

Кора вокруг Кайласа – самый увлекательный тур в Тибете, позволяющий увидеть высочайшие вершины земного шара, познакомиться с уникальной культурой востока, прикоснуться к тайнам древних цивилизаций, посетить резиденцию Далай-Ламы Лхасу и совершить ритуальный обход вокруг священной горы Кайлас. В отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета высится заснеженная вершина горы Кайлас (Кайлаш). По сравнению с другими гималайскими пиками Кайлас не является самой высокой горой. Высота этой вершины достигает 6638 м, но удивительна её форма - четырёхгранная пирамида с гранями, ориентированными точно по сторонам света. Последователи четырёх религий (буддизма, индуизма, бон и джайнизма), две из которых являются мировыми, считают Кайлас священной горой, местом, где обитают их боги. Они уверены, что эта необычная гора является «сердцем мира» и наделена особыми силами. Поклоняясь священной горе, верующие совершают кору. Кора – тибетское слово, которое обозначает паломничество и выражается в обходе святого места: монастыря, храма, озера или горы. По преданию, кора вокруг горы Кайлас в Тибете даёт возможность каждому, совершившему этот обряд, очиститься от грехов прожитой жизни. На сегодняшний день 53-километровый треккинг вокруг Кайласа является самым священным путём паломничества в мире и притягивает множество путешественников.

Маршрут похода
Катманду-Лхаса-Шигатзе-Шегар-базовый лагерь Эвереста-Сага-Дарчен - гора Кайлас - озеро Манасаровар- Сага -Ньалам- Джангму-Катманду


День первый .

В этот день Вы прилетаете в аэропорт Трибхуван, расположенный в столице Непала – Катманду. Вас будет встречать инструктор нашей компании. После оформления непальской визы, вы отправитесь на такси в отель, который находится в туристическом районе города – Тамеле. После поселения в отеле вы сможете совершить пешую прогулку на старую дворцовую площадь Дурбар, где расположено множество средневековых храмов и дворец живой богини Кумари. В непальских магазинах много туристического снаряжения, и можно приобрести недостающие вещи. Вечером вас будет ждать ужин в одном из уютных ресторанов.

День второй

После завтрака вы отправитесь на осмотр главных достопримечательностей Катманду – храмов Пашупатинатх, Боднатх и Сваямбунатх.

Храмовый комплекс Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, основан в XIII веке. Он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся богу Шиве, названного царём животных. Здесь находится важный для всех шиваитов «Золотой храм», в который пускают только индуистов. В дни религиозных праздников в Пашупатинатхе собираются многочисленные паломники из Индии и Непала. Здесь можно встретить садху – странствующих йогов. Они имеют достаточно колоритный вид и за небольшую плату позволяют сделать фото с собой. Ежедневно в храмовом комплексе происходит ритуал - кремация индуистов.

Храмовый комплекс Боднатх – главный центр тибетского буддизма в Непале, священное буддийское место. В центральной части комплекса расположена большая, построенная ещё в VI веке, буддийская ступа, которую окружают многочисленные гомпы (тибетские монастыри). Тибетцы и монахи, начитывая мантры и перебирая чётки, совершают кору вокруг ступы.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх – буддийская святыня. Он расположен на вершине 77-метрового холма Сваямбху, покрытого лесом. В нём живёт огромное количество обезьян, из-за которых Сваямбхунатх часто называют Храмом Обезьян. В центре комплекса находится большая ступа, построенная в III веке до нашей эры и перестроенная тысячелетие спустя, вокруг неё расположено несколько тибетских монастырей и тибетское училище. Преодолев лестницу из 365 степеней, можно достичь вершины холма, откуда открывается замечательный вид на долину Катманду и вершины Гималаев.





День третий. Перелёт в Тибет, переезд в Лхасу (3595м).





Утром вы совершите трансфер в аэропорт Катманду и полетите в Тибет. Сегодня вам нужно добраться до Лхасы. Лхаса – это сердце и душа Тибета, центр и главный священный город этого района. На протяжении многих столетий Лхаса служила обителью Далай-Ламы, за что её называют «городом небожителей».

По прибытии в аэропорт Гонгкар, вы направитесь на автобусе в город Лхаса, который находится в 60 км от аэропорта. По дороге из аэропорта вы насладитесь тибетскими пейзажами и видом самой высокогорной в мире реки Брахмапутру. По прибытии в город вы поселитесь в отеле. Затем вас ждёт обед и акклиматизация на высокогорье.

День четвёртый. Экскурсии в Лхасе.






Утром вы начнёте знакомство с Лхасой с посещения Джоканга. Это знаменитый храм и монастырь, названный «Домом Господа», он особо почитается жителями Тибета. Сюда съезжаются толпы паломников, чтобы поклониться священной статуе Будды Шакьямуни, привезенной в Лхасу в VII веке. Храм производит впечатление своим высокохудожественным оформлением. Позолоченные черепица и украшения кровли в виде оленей, буддийских молитвенных колес, стягов, фигуры святых, мифических животных и птиц придают Джокангу блистательный вид. В храме хранится большое собрание произведений искусства и культурных памятников.





Во второй половине дня вы посетите крупный буддийский монастырь Сера – популярное место паломничества и музей. Монастырь был основан в XV веке, ранее он был одним из трёх государственных монастырей знаменитого университета тибетского буддизма школы Гелугпа, в нём проживало более 5 тысяч монахов. Этот монастырь до сих пор является действующим. В нём проживают около 100 монахов, которые после обеда устраивают красочные дебаты на философские темы и этим привлекают туристов.

День пятый. Экскурсии в Лхасе.








В этот день вы увидите самый высокогорный дворец – Потала (3767 м), названный «Жемчужиной Крыши мира». Долгие годы этот дверец служил резиденцией Далай-Ламы, сегодня он является музеем. Дворец Потала строился и перестраивался в течение десяти веков. На его строительство потрачено несметное количество дерева, камня, золота и драгоценных камней. Сегодня этот комплекс возвышается на 110 м на склоне Красной горы и состоит из Красного и Белого дворцов. Дворцовые залы, а их здесь более 1000, отличаются роскошной архитектурой и украшены золотыми и деревянными фигурками святых, тибетскими коврами, рисунками, а также изделиями из металла, фарфора, керамики и нефрита.

Далее вас ждёт поездка в Норбулинку – летнюю резиденцию Далай-Ламы. Название Норбулинка в переводе звучит как «Драгоценный Парк». Это самый красивый и самый большой рукотворный сад Тибета. В нём построено несколько прекрасных дворцов.

Ещё одна достопримечательность - монастырь Дрепунг, самый крупный монастырь Тибета, число монахов в нём ранее превышало 10 тысяч. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, манускриптов, художественных произведений, а также самую большую в мире танку Будды Шакьямуни, которую раз в год монахи вывешивают в западной части монастыря на горе.

День шестой. Переезд в город Шигадзе (3840м).





Утром вас ждёт долгий переезд на джипах из Лхасы во второй по величине город Тибета - Шигадзе. Дорога идёт по перевалу Камбо-ла, откуда открывается замечательный вид на вершины Гималаев. В пути вы сделаете остановку, чтобы полюбоваться красотой священного озера Ямдрок-цо, оно замечательно тем, что вода в нём беспрестанно меняет свой цвет. Далее вы направитесь в город Гьянце, чтобы осмотреть многоярусную ступу Кумбум, монастырь Пелчё Чоде, древнюю крепость-дзонг. По приезду в Шигадзе вы поселитесь в отель.

День седьмой. Переезд в посёлок Шегар (4050м).






Утром вы осмотрите главную достопримечательность Шигадзе - монастырь Ташилунпо, ранее служивший резиденцией Панчен Ламы Тибет. Это один из самых больших в Тибете монастырей, действующих сегодня. Сложное название монастыря переводится с тибетского языка как «всё счастье и благополучие собрано тут». В монастыре находится самая большая в мире статуя Будды Майтреи, достигающая высоты 26 м. Она изготовленная из нескольких сотен килограммов золота, серебра, бронзы, украшена жемчугом и алмазами.




Далее вы направитесь в посёлок Шегар. По пути вам откроются красивые панорамные виды Тибета, самый высокий перевал Гямтсо Ла (5220 м), лагеря кочевых пастухов и одинокие монастыри. В пути вас будет ждать остановка около монастыря Сакья - главного монастыря одноименной школы тибетского буддизма. Здесь хранится значительная библиотека древних свитков. Вечером вы доберётесь до посёлка Шегар, где остановитесь на ночлег в гестхаусе.

День восьмой. Переезд к монастырю Ронгбук (5100 м).



Дорога к монастырю Ронгбук довольно сложная и интересная. Вам придётся долго ехать по длинному серпантину на перевал Панг Ла (5150 м), с высоты которого открывается восхитительный вид на четыре восьмитысячные гималайские вершины: Эверест, Макалу, Лхотсе и Чо-Ойю. Затем вы достигнете монастыря Ронгбук, откуда до базового лагеря Эвереста всего 10 км.

Тибетский буддийский монастырь Ронгбук – одна из главных достопримечательностей Непала, он является самым высокогорным (5100 м) и достаточно старым (1902 год основания) монастырём. Сейчас в пятиэтажном здании используются только два этажа, а из некогда проживавших здесь 500 монахов и монахинь осталось только 30. Внимания туристов заслуживают статуи Шакьямуни и Геру Ринпоче, расположенные в главном молитвенном зале, росписи внутренних стен, а также большая круглая гробница, установленная рядом с основным зданием.

Рядом с монастырём есть стационарный кемпинг, где вы остановитесь на ночлег.

День девятый. Переезд монастырь Ронгбук (5100 м) - Базовый лагерь Эвереста (5360 м) – город Сага (4640 м).




Непродолжительный переезд на смотровую точку Базового лагеря Эвереста, и вы сможете очень близко увидеть самую высокую точку земного шара – Эверест и сделать фото на память. Затем вы вернётесь в монастырь Ронгбук, откуда отправитесь в небольшой город Сага. Ночь в отеле.

День десятый. Переезд в посёлок Дарчен (4670 м)


В этот день вас ждёт долгая дорога в посёлок Дарчен, который является отправной точкой коры вокруг Кайласа. В посёлке есть небольшой монастырь, гестхаусы – отели для туристов и паломников, а также ресторанчики с китайской и тибетской кухней. Ночлег в гестхаусе.

День одиннадцатый. Первый день коры. Переход в монастырь Дирапук (5050 м).



Дорога от посёлка Дарчен идёт на запад вдоль хребта, закрывающего горы. В южном направлении простирается широкая равнина Барка, которую обрамляет величественная гряда Гималаев. Очень скоро вы достигнете места на высоте 4730 м, обозначенного молитвенными флажками. Оттуда вам откроется вид на южную сторону горы Кайлас, именуемую «сапфировой». Это место является первым из четырёх пунктов, где множество паломников совершает ритуалы подношения и простирания. Далее тропа поведёт вас на север в долину Ла Чу (4750м), где установлен столб Тарбоче, который устанавливается заново каждый год, и то, насколько вертикально он будет стоять, имеет значение для тибетцев. В западном направлении от Тарбоче расположен чортэн Кангни, и среди тибетцев считается благоприятным действием прохождение через его арку. Затем маршрут ритуального обхода продолжается по восточной стороне Ла Чу мимо ущелья монастыря Чуку, построенного в XIII веке, и вскоре перед вами предстанет западная стена Кайлаша. В этом месте расположен второй пункт, где тибетцы-паломники совершают простирания. Через несколько часов ходьбы вы доберётесь до монастыря Дирапук, который расположен под северной стеной Кайласа. Ночлег в гестхаусе.

День двенадцатый. Второй день коры. Радиальный выход к серверному склону Кайласа.



Чтобы хорошо рассмотреть ледник, сползающий с Кайласа, нужно подойти к его северному склону. В этот день вы совершите радиальный выход, который позволит приблизиться к священной горе максимально близко. Ночлег в гестхаусе.

День тринадцатый. Третий день коры. Переход через перевал Дролма Ла (5760м), спуск в монастырь Зутрулпук (4800 м).



От монастыря Дирапук тропа поднимается вверх к участку склона горы Шива Цаль (5330м) - место, где паломники оставляют свои старые вещи, принимают символическую смерть и готовятся к новой жизни, которая начинается в верхней точке коры – на перевале Дролма Ла. С перевала вы спуститесь мимо священного озера Тукпе Дзингбу в долину и поедите в кемпинг, расположенный рядом с монастырём Зутрулпук.

День четырнадцатый. Четвертый и завершающий день коры. Переезд к монастырю Чиу (4557 м)






В этот день вы вернётесь в посёлок Дарчен, где замыкается кора вокруг священной горы Кайлас. Затем вы совершите переезд к высокогорному озеру Манасаровар. Оно является популярным местом паломничества тибетцев, и чтобы очиститься от грехов, люди совершают кору вокруг озера, купаются в нём и пьют его воду. Манасаровар соединен каналом с меньшим озером Ракшас Тал. На берегу озера расположено пять монастырей. Самый известный из них Чиу («маленькая птичка»), знаменитый тем, что в нём хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте и есть пещера, где медитировал Падмасамбхава. Неподалёку находятся горячие источники, в которых можно принять тёплую ванну. Ночлег в гестхаусе рядом с монастырём Чиу.

День пятнадцатый. Переезд в город Сага (4640 м).


Возвращение назад. Добравшись до городка Сага, останавливаетесь на ночлег в отеле.

День шестнадцатый. Переезд в Ньалам (3750м).



Продолжение поездки по Тибетскому нагорью. По дороге хорошо просматривается вершина горы Шиша-Пангма (8027м). Ночь в отеле города Ньялам, расположенного недалеко от тибетской границы.

День семнадцатый. Переезд в Катманду.

После пересечения Моста дружбы вас ждет Непал с его зелеными равнинами. Возвращение в Катманду. Ночлег в отеле.

День восемнадцатый. Катманду.

Сегодня свободный день в Катманду, который можно посвятить закупке сувениров для друзей и родных.

День 19: Вылет домой.

5 человек – 3600$ 6 человек – 3350$

7 человек – 3100$ 8 человек – 2970$

Информация по авиабилетам

Вылет в Катманду из Москвы Airarabia - 700 долларов туда-обратно

Из Киева Flydubai: 650 долларов Airarabia: 700 долларов туда-обратно

В стоимость похода входит

  • Сопровождение нашего русскоязычного инструктора
  • трехразовое питание в Тибете
  • услуги тибетского гида
  • все трансферы на маршруте
  • переезды в джипах Toyota Land Cruiser (4 места на один джип)
  • все пермиты в Тибете
  • яки для перевозки груза во время коры вокруг Кайласа (1 як на двух человек)
  • проживание в гостиннице в Катманду и в лоджах и отелях во время маршрута
  • аптечка

Расписание походов по маршруту

В данный момент нет запланированных походов по данному маршруту.

Самая священная гора Тибета – Кайлас – находится на западе страны на высоте 6714 м. Уникальность Кайласа состоит в его священности для 4-х религий – буддизма, джайнизма, бон и индуизма. Туры на Кайлас совершаются паломниками и туристами со всего мира для совершения ритуального обхода горы (коры). Общая длина пути 53 км (2-4 дня). Все верят, что 1 обход избавляет от всех грехов.

Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике. Чтобы обход вокруг горы Кайлас был законченным, необходимо первоначально совершить кору вокруг озера Манасаровар поэтому рекомендуем созерцать гору Кайлас на рассвете и на закате, в полнолуние и днем, в солнце и дождь, в любое время года.

Кора вокруг горы Кайлас

В 100 км от Кайласа можно посмотреть руины древнего пещерной столицы Кьюнг-Лунг древнего государства Шанг-Шунг, владевший третью территории Тибета. Предполагается, что именно в этом месте впервые зародилась религия бон. В 1 дне езды от Кайласа сохранились развалины древнего королевства Гуге, который был известен как пересечение торговых путей с Индией. Сейчас здесь остался монастырь Тхолинга 10 в., раньше игравший важную роль в Тибете. В 1966 г. китайская армия при захвате практически его разрушила. Многие туристы главной целью ставят прохождение коры вокруг горы Кайлас. В идеале под полнолуние подгадать для усиления эффекта!

Второе важное место в этом месте – руины Царапанга, расположенного на склоне хребта. От монастыря к пещерам ведет тропа, где жили монахи. Оттуда открывается завораживающий вид на Гималаи. Рядом с Царапангом находится пещерный город Дунгкар, где хранятся самые древние изображения Будды. Сразу четыре религии: буддизм, индуизм, джайнизм и религия Бон-По считает гору Кайлас священной. Ежегодно поездку на Кайлас совершаю большое количество паломников. Считается, что сам факт нахождения возле этой горы приводит к очищению кармы, поэтому к этой горе стремятся попасть не только сторонники указанных религий, но и обычные туристы.

Обход вокруг Кайлас

Когда перед вами открывается вид на гору Кайлас в Тибете, то уже по ее внешнему виду начинаешь понимать, что перед вами не совсем обычная гора. Все дело в том, что она имеет очень правильную пирамидальную форму, из-за чего создается ощущение, что перед вами гигантская пирамида, хотя на самом деле это не так. Кайлас, это объект природного происхождения, но именно из-за этого создается ощущения его сверхъестественности. Грани, которые присутствуют на горе, четко сориентированы по сторонам света, а на южном склоне имеются трещины, которые в сочетании друг с другом образуют свастику. После созерцания подобных природных аномалий горы Кайлас в Тибете невольно начинаешь верить в чудеса и мистику.

Более того, современные исследования показали, что Кайлас, это гора, которая поднялась со дна древнего океана раньше, чем возник горный хребет, который мы называем Тибетом. То есть вначале появился Кайлас и спустя тысячелетия вокруг него образовался горный хребет. То есть предполагают посещение объекта природного происхождения, который возможно является самым древним на нашей планете.

Паломнический тур на Кайлас

У азиатских народов принято считать, что на вершине Кайласа живет бог Шива. Учитывая тот факт, что данная гора является самой древней или одной из самых древних на Земле, то в это утверждение хочется верить тем более что никто и никогда не поднимался на вершину этой горы. По различным причинам исследователи ни разу не доходили до вершины и местные легенды объясняют это тем, что никто не имеет права смотреть на бога, поэтому бог никого на вершину не пускает. Но, паломники едут к Кайлас кора не для того, чтобы покорить его вершину, а для того, чтобы очистить свою карму.

Что необходимо предпринять для того, чтобы очистить свою карму? Здесь все с одной стороны и просто и сложно. Для очистки кармы достаточно с чистыми помыслами, читая мантры пройти вокруг горы, но сделать это не просто. Все дело в том, что гору опоясывают два круга, внешний и внутренний. Внешний круг имеет протяженность 53 километра, то есть вам следует пройти все эти километры для того, чтобы ваша кармана стало немного чище. Но, если вы хотите полностью очистить свою карму, то одного прохода вокруг горы будет недостаточно. Вам придется пройти по внешнему кругу двенадцать раз, после чего вы получите право на прохождение внутреннего, тринадцатого круга. Так как внутренний круг находится ближе к вершине и, следовательно, к богу, то в результате вы получите не только прощение всех своих грехов, но и благословение на свои последующие поступки. Для многих верующих, это очень много значит.

Экскурсионные туры на Кайлас

Существует немало легенд говорящих о том, что человек, совершивший кору вокруг горы Кайлас (прохождение 13 кругов). Избавляется от всех своих болезней и становится нетленным, то есть его тело после смерти не разлагалось. Стоит отметить, что по поводу нетленности легенда не врет, существует немало подобных примеров. Поэтому есть все основания полагать, что и другие легенды связанные с горой Кайлас не являются вымыслом. Если вы собираетесь пройти по маршруту коры, то есть пройти все 13 кругов вокруг горы, то планируйте, что вам придется это делать в течении 15 дней. При этом желательно, чтобы вы после прохождения каждого круга ночевали не в респектабельном отеле. Закаляли свой дух и волю, ночуя вместе с обычными монахами, это вполне допускается. Чтобы восхититься красотой горы Кайлас достаточно быть на расстоянии, чтобы увидеть форму, образующую шпиль “крыши мира”. От Кайласа расходятся самые мощные реки Брахмапутра, Инд, Карнали и Сатледж.

Древние рукописи говорят, что все реки вытекают из Манасаровара и 7 раз опоясывают священную землю. Соседнее озеро с Манасароваром – Ракшас Тал (демон) пользуется меньшей популярностью. По каналу, соединяемому 2 озера, тибетцы определяют судьбу Тибета. Кора вокруг Кайласа оставляет очень сильные впечатления и рассчитан с момента прилета/вылета минимум на 17 дней. Компания “Эден тур” периодически собирает группы к горе Кайлас с обязательным посещением озера Манасаровар. Уточняйте у менеджеров компании точные даты заезда. Также есть возможность организации индивидуальных туров на Кайлас по Вашим пожеланиям – позвоните или напишите нам!

(разрешение на въезд): лететь до Пекина, затем в Лхасу и дальше ехать уже на джипах.
Весь путь строго расписан по дням. Всюду блокпосты, тщательная проверка. Обычно группу сопровождает китайский офицер, но нам повезло: наш гид имел разрешение не только от Тибета, но и от китайских властей, и поэтому мы ехали без надзирателя.

Готовясь к путешествию в Тибет, я узнавал, как справляться с горной болезнью, какие асаны помогают лучше всего, ведь со мной в поездку собирались ученики. Спрашивал у Лойс Штайнберг, ученицы Айенгара, крупнейшего специалиста по йоготерапии. Она сказала, что лучше вообще ничего не делать или только те асаны, что способствуют улучшению состояния в коленях. Татьяна Толочкова, один из главных русских авторитетов в йоге Айенгара, посоветовала Халасану - после нее дышать становится легче. Другой опытный преподаватель мне говорил, что на такой высоте нельзя ничего сложного давать: убьешь людей, убьешь себя.

В Лхасе мы почти все почувствовали себя плохо: головная боль, тошнота. Лекарств я принимать не собирался, потому что трудности, сопряженные с обходом Кайласа, - это не что иное, как чистка кармы, и чем больше тебе достается, тем больше грехов ты с себя стираешь. Поэтому использовать какие-то препараты - это попытка обмануть себя.

Испытав целительное действие некоторых асан на себе, я давал полноценные занятия, а потом добавил даже стойку на голове, руках и предплечьях. просто идеально помогала. Проходила голова, исчезала тошнота. Делали также простые виды пранаямы, в основном лежа. Было заметно, что те, кто не отказывался от йоги, болели гораздо меньше тех, кто так и не смог встать. Мы занимались на крыше отеля - не самое чистое место и не самое ровное. Температура была около нуля, все были в теплой одежде. Я просил всех мысленно отдавать избыток своих сил тем, кто так и не смог заставить себя встать. Как потом выяснилось, им в это время становилось легче, хотя они ничего не знали о нашем участии.

Лхасу мы осматривали три дня. Заходили в храмы, монастыри. Мы знали, что в монастыре Сэра всегда интенсивная духовная , там живут сотни монахов, которые, сидя на площади, ведут дискуссии, беседуют с учениками. Теперь словно вымер. Монахов почти не видно. Мы встретили не больше 15-20. Куда исчезли остальные, что вообще там творилось весной? Об этом все молчат. После событий этой весны жизнь словно схлынула. В храмах и на улицах Сэра следы запустения и осквернения. Вокруг действующих монастырей солдаты с автоматами.
Из Лхасы мы уезжали с тяжелым сердцем.
От Лхасы через Шигадзе, второй по величине город в Тибете, до Кайласа мы добирались на джипах пять дней. Ночевали в милых, скромных гестхаусах.
Подъехали к перевалу, за которым должен был открыться Кайлас. И он появился - почти не скрытый облаками. Он поздоровался с нами. Я и еще несколько человек бросились делать простирание Кайласу. Через несколько минут он скрылся в облаках.

Мы снова двинулись и тут заметили облако, очертаниями напоминавшее слона. Я успел его сфотографировать. Правда, поздно спохватился, из машины никак не мог поймать уровень горизонта, изображение получилось немного размытым. Но все равно видно: это слон идет по земле. А что такое слон? Это Ганеша, сын бога Шивы и его жены Парвати. Ганеша - покровитель учеников и путешественников. Но у него есть и другая функция - он мешает грешникам добраться до священной горы. После обхода вокруг Кайласа все грехи стираются; желающих, однако, слишком много, и Ганеша отбирает только достойных. Своим появлением в облике слона Ганеша нас приветствовал. Но приготовил нам испытания.
У священного озера Манасаровар мы совершили ритуальное омовение, хотя было холодно. Даже омывали только руки и ноги.

Кайлас открывается для коры (кора, или парикрама, - это обход вокруг священного места) всего два раза в год: в конце апреля - мае и в конце августа - сентябре. В остальное время кору пройти невозможно. Зимой и осенью все тонет в снегу. Летом ливни. Весной сходят лавины. Так что путь открыт только около трех месяцев в году. Мы отправились в Тибет в 20-х числах сентября, то есть под самый конец сезона. Специально поехали так поздно - хотели пройти кору 29-го, в новолуние. Считается, что в новолуние и полнолуние энергетика этого места особенно сильная.
Ехавшие нам навстречу рассказывали, что тропа закрыта: выпал снег, группы не идут - большой риск. Мы были обескуражены.
Однако первые, кого мы увидели в Дарчене - лагере, от которого начинается кора, были два австрийца, крепкие молодые парни, велосипедисты. Они только что завершили кору. Причем не за три дня, как большинство ходит, а за два. Почти никто не решался идти, но они рискнули - и у них это получилось. Мы взбодрились: значит, и мы пройдем. Наверное, каждый боялся, что домой может не вернуться, но виду никто не показывал.

Обычно группы, проходящие кору, берут яков, на которых везут поклажу - рюкзаки, спальники. Тибетские яки напоминают динозавров - с огромными рогами, но очень пугливые. Однако тибетцы в Дарчене нам сказали, что яков брать нельзя: когда снег, они проваливаются между камней на спуске, ломают ноги. И мы наняли четырех проводников-шерпов. Одним из них была красивейшая девушка, хрупкая, с прекрасным лицом.
Обычно делится на три отрезка. В первый день проходят 20 км, во второй - 23, в третий - 10. Всего 53 км.

Итак, первый день. Предстояло пройти 20 км, ночевка в небольшом гестхаусе у северной стены Кайласа. Долго шли вдоль западной стороны горы. Сначала по камням, так что идти было нетрудно. Потом по снегу. Под конец дня шли уже по сугробам.
Нам несколько раз встречались группы, которые решили вернуться: они поняли, что у них нет сил и решимости идти дальше. Голландская пара, совершенно измученная, сказала нам, что пойти сюда была самая большая глупость в их жизни.
В какой-то момент над нами начала кружить огромная птица, прилетевшая со стороны Кайласа, - туловище не меньше человеческого, с гигантским размахом коричнево-белых крыльев. Птица покружила над нами и полетела обратно. Эти питаются человеческими останками с кладбища, которое расположено неподалеку. В Тибете в земле не хоронят, потому что почвы мало, в основном , и не сжигают, потому что для этого нужны дрова. Трупы разрубают и оставляют на скале, где их склевывают птицы. Кладбище не пустует: одни специально приезжают сюда, чтобы отойти в мир иной в священном месте; некоторые умирают во время коры - кто-то плохо экипирован, кто-то не выдерживает пути. Судя по упитанности, птичкам всегда есть что поклевать.
Странно, но я не чувствовал усталости. Вообще не понимал, откуда она здесь может взяться. Смотришь на Кайлас - и сил прибавляется. Я никогда прежде не поднимался в горы. Меня все пугали, что будет очень тяжело. Но здесь словно включилась дополнительная батарея. Я бежал впереди всех. Вошел в ритм: шаг правой - вдох, шаг левой - выдох.

Наконец дошли до гестхауса. Австрийские велосипедисты нам советовали: когда придете в первый день на ночлег, попробуйте подняться еще немного в гору, это самая близкая к Кайласу точка на протяжении всей коры. Желающих еще куда-то карабкаться не оказалось, я пошел один. Действительно, с этой точки Кайлас был виден лучше всего. Отсюда он самый красивый: северная стена почти вертикальная и сверху огромная снежная шапка.
Я смотрел на Кайлас и понимал, что ничего подобного я в жизни еще не чувствовал. Обычно в природе встречаются вещи двоякого рода. Они или неподвижные, статичные, словно спящие, или движущиеся, динамичные. Сила в них не дремлет, она проявлена. В Кайласе соединяется и то и другое. Эта мощь одновременно и потенциальная, и явленная. Вот она, ты чувствуешь эту направленную на тебя силу. Она вроде бы внутри тебя и вроде идет оттуда. Стоит недвижимая мощь перед тобой, и ты чувствуешь силу внутри, и ее присутствие заставляет тебя что-то делать, идти дальше и помогать идти другим.
Вечером шерпы объявили нам, что дальше не пойдут - не хотят погибать вместе с нами. Мы предложили двойную плату. Но они не соглашались ни за какие . Утром мы отдали им все наши вещи, спальные мешки, и они пошли назад, обратно в Дарчен, а мы продолжили путь без них.

Второй день - самый тяжелый. Дорога идет почти все время в гору. Камни покрыты снегом, и поскользнуться, провалиться между ними, упасть в ущелье ничего не стоит. Это случилось с нашим гидом. Я был рядом, подхватил его за рюкзак и помог выбраться. Тибетец сразу пошел дальше, а мне потребовался продолжительный .
Вот наконец перевал Дролма-Ла. Это высшая точка пути, 5626 метров. Забравшись туда, я сидел и ждал, когда появятся мои спутники. Их не было долго, и я уже начал думать, что они повернули обратно.
Подошла собака. Нас предупреждали, что здесь очень опасны. Но это ночью. А днем они ведут себя мирно, крутятся рядом, просят еды. Я угостил ее печеньем. Потом подлетели вороны, поклевали крошки.
Подошел -непалец - как выяснилось, тоже преподаватель йоги. Он объяснил мне, что мы находимся на самой высокой точке коры, которая символизирует точку бинди - ту, что рисуют на лбу. Это точка перехода к новой жизни.
Через час появился первый человек из нашей группы, еще через полтора часа - последний. Когда становилось совсем тяжело, каждый открывал для себя что-то свое: читали мантры, православные молитвы, использовали холотропное дыхание.
Все это помогало преодолеть самый тяжелый подъем.
Считается, что после этой точки, переломной, дорога гораздо легче: все время под гору. Но снег был глубокий, и облегчения мы не чувствовали. Теперь мы шли вдоль восточной стены, она самая узкая, и ее почти не видно: горы мешают. стало садиться. Наши силы таяли. Уже должен появиться гестхаус, но его все нет. А если мы его уже прошли, не заметив? Впереди нас ждала ночь без спальных мешков. Может, имеет смысл двигаться дальше и, пройдя вдоль южной стены Кайласа еще 10 км, дойти до Дарчена?

Но вот все-таки гестхаус. Ночь мы провели под тибетскими одеялами. Накрыться ими с головой не получается: они очень грязные, а стягиваешь - начинаешь мерзнуть. Я промучился пять минут и все же накрылся. Проснулся уже утром.
Следующий день, оставшиеся 10 км, - уже легкая прогулка. Все чувствовали себя героями. Сил заметно прибавилось. Добрались до Дарчена. На следующий день поехали в Тиртхапури, там находятся горячие источники, где, по преданию, Шива познал Парвати. Омыв ноги в их священной воде, мы окончательно пришли в себя.

…Считается, что, если кору пройти 108 раз, тебе обеспечена нирвана при жизни. Но есть другой способ: пройдя кору 12 раз, предпринять еще одну кору, ее называют внутренней, которая проходит гораздо ближе к Кайласу. Правда, она еще выше и тяжелее. Попытаемся.

22.10.2012 10

Всем доброго дня! Недавно я совершила удивительную поездку в Тибет, целью которой было совершить кору (обход) вокруг священной горы буддизма Кайласа. Это было настолько интересное, непохожее ни на что путешествие, что я, с разрешения Рами, поделюсь своими впечатлениями с вами. Кайлас описывается во многих буддийских трактатах, вокруг него сложено немало историй и легенд. И тем не менее его вершина остается непокорённой до сих пор. Говорят, что подойти к нему и тем более взобраться, не получалось ни одному путешественнику. Сначала скажу несколько слов о Тибете. Я уже около трех лет живу в Китае, много путешествовала по нему, причем не только по туристическим местам, но бывала и в самой глубинке страны. И нигде я не видела такой бедности и отсутствия признаков цивилизации в повседневной жизни и нигде я не видела таких постоянно улыбающихся, простодушных и открытых людей. Может быть это все влияние буддизма, которым пронизана вся жизнь тибетцев. Начали мы наше путешествие из Лхасы, где конечно же посетили прекрасный дворец Далай Ламы Поталу. Там мы впервые увидели так называемые простирания - буддийский ритуал, когда верующие, произнося мантру, становятся на колени, затем ложатся, вытягиваясь во весь рост, подтягиваются и встают. Таким образом они могут простираться на месте или совершать кору (обход) вокруг святого места. Немало простирающихся мы встретили и во время коры на Кайласе, что, по- моему мнению, является крайней степенью самоотверженности и преданности буддизму. Они передвигаются так и по снегу, и в гору по камням, питаются в основном тем, что подадут проходящие мимо. До Кайласа мы ехали два дня на машине и места становились всё более дикими и безжизненными, но природа в тех краях очень необычная и красивая. Горы там похожи по строению на слоёный пирог, а камни неожиданно смешиваются с песком. И над всем этим высятся снежные вершины, которые видны ото всюду. К концу второго дня дороги мы добрались до священного озера Манасаровар. Считается, что Манасаровар и Кайлас - это воплощения бога и богини на земле. Они находятся рядом и смотрят друг на друга. И чтобы действительно очиститься и душой и телом нужно искупаться в озере и совершить кору вокруг Кайласа. На первую часть этого очищения у нас, честно говоря, не хватило духа. Хотя ещё в Лхасе мы были уверены, что окунёмся, но приехав на берег озера и одев на себя всю одежду, что была с собой, поняли, что не в этот раз... Тем не менее мы видели наших соотечественников, которые купались в озере. Съездили мы также и на озеро Ракшас, которое считается мертвым озером, которое всегда волнуется и из него не пьют воду животные. Мой дядя, ученый-химик взял пробы из обоих озер, интересно, что они покажут. Погода на Кайласе менялась постоянно: практически каждый вечер шел снег с метелью и нам казалось, что завтра нам придется возвращаться, но наши гиды были удивительно спокойны и говорили, что мы не пойдем, если только снегу по пояс выпадет... В первый день коры мы шли около 6 часов и поднялись с высоты 4 000 на 4 600 метров по довольно пологим склонам. Хота с непривычки очень устали и задыхались от нехватки воздуха, зато каждый нашел свой ритм движения. Это очень важно в подобном походе, понять, что тут не главное быть первым или успевать идти за кем-то, важно идти и дойти до цели, совершить кору. Спасибо моему дяде, который как человек мудрый и опытный объяснил мне это в первый день, когда я едва дышала от усталости после первого перехода. Ночевали мы в очень простых, никогда не обогревавшихся комнатах гест-хауса под завывание метели. А на утро, когда мы вышли из комнаты прямо на улицу, то захватило дыхание. Такой красивый и ярко освещенный утренним солнцем был Кайлас перед нами. Потрясающий вид. А затем был 5 часовой подъем на перевал (5750 метров), где мы развесили тибетские флажки с мантрами, своими пожеланиями, а также оставили какую-то свою вещь, как знак избавления от грехов и привязанностей. И затем 5 часовой спуск с перевала в долину. Про сложность этого дня говорить сложно да и не нужно, наверное. Каждый перенес это по-своему. Но легко не было никому, это точно. Недостаток кислорода ощущается вдвойне остро в связи в физической нагрузкой и достаточно крутым заснеженным подъемом. К тому же, когда видишь как вприпрыжку мимо тебя проходят тибетцы. К слову, они совершают нашу 2,5 дневную кору за 1 день. В дороге мы как и положено, читали мантры про себя, думали о своих пожеланиях. Мне это отчасти помогло и облегчило путь. Вообще я сделала такое заключение: если вы не экстремал в поисках бытовых неудобств и острых ощущений, то на кору надо идти только с пониманием цели и предназначения этого ритуала. Это очень помогает очистить душу и мозги. Нам с нашим путешествием еще особо повезло, потому что на перевал мы взобрались 6 мая, а именно в период полнолуния и день рождения Будды по тибетскому календарю. Теперь я хочу сказать о том, с чего собственно появилась идея этой статьи. В Лхасе и других крупных городах Тибета мы встретили достаточно много иностранцев, потому что май считается высоким туристическим сезоном здесь и Тибет только недавно был опять открыт для иностранцев. На Кайласе это тоже высокий сезон и мы встретили там 5-6 групп туристов, которые все, к моему большому удивлению, оказались из России и Украины! Тибетцы, живущие в поселке Дарчен у начала коры подтвердили, что кору совершает очень много русских туристов. Красноречиво об этом говорит и надпись "РЕСТОРАН" на одной из стен этого маленького тибетского поселения. Но, что интересно, эти люди не произвели на меня впечатление верующих буддистов или людей, пришедших сюда с какими-то религиозными целями, как тибетцы. Но Кайлас потому и священная гора, что очищает всех, совершающих кору со знанием или без него. Мне показалось, что это очень хороший знак для России и русского народа. Прилагаю несколько фотографий из этой поездки, которые было довольно сложно выбрать из пары тысяч сделанных в Тибете фото. Всего наилучшего, Юлия.

22 августа 2013 г. 10:20 Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Октябрь 2011

Возможно, Ты уже знаком со мной, или знаком с моими статьями о Тибете. Меня зовут Надежда, я живу и работаю в Лхасе.


Мой новый отчет о поездке на Кайлас 18—30 октября не могу удержаться и начинаю писать уже сейчас. Почему? Потому что не сама поездка есть суть этого Пути, а та духовная работа, которая происходит внутри человека. Кто-то даже не замечает этого, кто-то идет к этому годами. Кто-то в это просто не верит, и ездит на Кайлас за физическими приключениями трехдневного трека.

Моя прошлая кора была уже «осознанной», на нее я получала благословение от Друга и Учителя Ламы Тхомэй из монастыря Сэра, города Лхасы. Что я вкладываю в понимание «осознанной коры»? Как минимум настрой, когда едешь в это путешествие не потому, что это «модно», «интересно» или «за компанию», а когда получаешь от сердца призыв прийти в определенные места, вознести определенные молитвы, провести работу над собой, выполнить определенные задачи…


У каждого человека своя цель коры, часто это слишком интимно, чтобы рассказывать об этом. Но общая цель, объединяющая всех паломников одна, вне зависимости от вероисповедания: сделать себя лучше, посредством очищения своей души, тем самым сделать энергетику вокруг себя лучше, что повлечет за собой увеличение положительного заряда на земле в целом. Простыми словами, цель: принесение пользы Миру путем совершенствования своего духовного сердца.

3


Духовный настрой перед корой вокруг Кайласа очень важен. Еще с прошлой «осознанной» коры, которую я прошла в августе 2010 года, я тренирую в своем сердце уроки, которые извлекла: урок терпения, урок беспрерывного творчества жизни, урок работы на благо живых существ. И сейчас, когда до поездки остается немногим более десяти дней, я начинаю окончательно настраиваться на поездку, путем закрепления уроков прошлой коры и всего жизненного периода, который был после нее. Воистину, после топора кармы, который открылся мне в августе 2010 года, началась уже другая жизнь. Но это не выбор небес, это мой выбор. Не стоит думать, что пройдя кору, все непременно изменится, и пойдет как по маслу. У каждого из нас своя карма, свой Путь, который надо пройти. Это не значит, что судьба написана нам заранее, это значит лишь, что у каждого есть набор задач, которые человек волен выполнить. Я заметила, что когда задумываешься и встаешь на путь духовного саморазвития, в процессе приобретения знаний или заслуг, задачи, которые встают перед человеком, возрастают по уровню сложности. Поэтому кора — это не Путь, впредь освобождающий нас от всяческих сложностей жизни и дарующий манну небесную, напротив, это выбор человека отныне развиваться, выбор человека служить Миру, выбор человека трудиться неустанно, творить и созидать, что далеко не самый легкий жизненный путь.


В качестве подготовки к поездке прокручиваю в своей голове ответы на вопросы: Какие мысли приходили мне в этом году? Какие мысли я слышала от Ламы и Учителя в этом году? Стараюсь закрепить их.

Поездка прошла замечательно!


Поездка на Кайлас — это особый тур, коллектив решает многое: придете ли Вы к Месту Силы с группой или в одиночку, будете ли поддержаны или выбиты из колеи. В Местах Силы обостряются все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы не только дают нам энергию, но и затягивают, как воронка. Поэтому цель поездки, коллектив, поведение в группе и работа с Местом крайне важны.

В первую очередь повезло с компанией. Наш коллектив собрался очень удачно, каждый занял свое место и выполнял свои функции в группе, что придавало группе сил и вдохновения. С нами были Учителя Эдуард и Фати, которые были основным стержнем, и помогли группе сосредоточиться на задачах Пути и выполнять их до конца.


Настраиваясь на поездку мы говорили о том, что горы — это прежде всего встреча с собой. Проводник — лишь только проводит человека, но от себя ничего не дает, поэтому не ожидайте от гида подсказок «к просветлению», его задача лишь провести Вас в это место. А открыть себя, познакомиться с собой — это задача самого путника.

Еще до отъезда из Лхасы мы удостоились счастья присутствовать на передаче Эдуарду двух мантр от нашего Ламы Тхомэя. После передачи мы провели медитацию вместе с Ламой, он благословил нас на предстоящий Путь, и путешествие началось.

В Лхасе мы прошли по пути паломников: Дворец Потала, храм Джоканг, Улица Баргхор, летняя резиденция Далай Лам Норбулинка, монастыри Сэра, Дрэпунг, храм Богатства и пещерный комплекс Драк Йерпа .


В монастыре Сэра благодаря другу Ламе нам удалось пройти обряд сжигания старой кармы и загадать желания у защитника с головой лошади Тамдрин. В павильоне Тамдрина сидит молодой Лама, записывающий на красные листочки бумаги золотыми чернилами прошения паломников, эти листочки отдаются в руки паломников, и отстояв очередь к статуе Тамдрина, эти записки передают старшему Ламе, который зачитывает просьбы вслух, поет мантры и сжигает их в большой посуде, после чего нужно приложиться головой к подножию статуи. Процедура потрясающе сильная, околдовывает, завораживает, особенно когда горят записки и монах читает мантры, ощущение, что мир переворачивается. Удивительно, но одно из моих загаданных там желаний исполнилось спустя всего три дня! Еще раз убеждаюсь в Тибете — желания исполняются как по движению волшебной палочки, поэтому уже давно стараюсь загадывать только то, что действительно необходимо, чтобы не стать рабом своих желаний.


Особенно вдохновило очередное посещение Драк Йерпы (трое участников группы были здесь уже не первый раз). В главном храме монастыря, мы задержались у статуи Будды Майтреи. Здесь же у нас завязался увлекательный разговор с молодым Ламой, который, тронутый нашим вниманием, старался рассказать нам все, что знает о храме и показать все самые драгоценные святыни, хранящиеся в том павильоне. От него мы узнали, что три самые почитаемые статуи Будды Майтреи в Тибете, три брата, хранятся в монастырях Дрэпунг, Ташилумпо и… Драк Йерпа! Паломничество ко всем трем является делом особенно благим. Лама показал нам камень, найденный в Драк Йерпе с самопроявившимся слогом ОМ, написанным белой породой на черной породе. Показал также необыкновенную древнейшую чашу из чистого золота, издающую потрясающие воображение длительные вибрации и особый звук. Еще открыл нам свою маленькую тайну, что было очень трогательно, но описывать ее письменно не могу. Мы немного помедитировали вместе, мы медитировали на открытие своих сердец. Лама благословил нас освященной водой из золотой чаши, которую мы испили, омыли ею лицо и окропили верхнюю чакру. После чего лама подарил нам мантру ОМ, А ХУМ ПЕНЗА ГУРУ ПЕДМА СИДХИ ХУМ , — мантру на развитие способностей и качеств тела. Мы были очень признательны Ламе Лобсангу, так радушно нас встретившему. Он был так счастлив рассказать и показать все, что знает, что это всем нам было примером простой чистой человеческой реализации.

4


Выехав из Лхасы, мы отправились на Священное озеро Ямдрок-цхо , которое у янас в Тибете называют «Драгоценный зеленый нефрит над пастбищами» и «озером скорпиона» за его неповторимый цвет и форму. Говорят, что это озеро нельзя увидеть дважды. Я могу подтвердить этот факт: уже не могу сосчитать, сколько раз я была у его берегов, и каждый раз озеро показывает себя по-разному. Оно бывает потрясающе теплым, гладким, спокойным, глубоким, а бывает суровым, бушующим, синим, фиолетовым, холодным.


Чем хороши такие поездки своим коллективом, так это тем, что можно остановиться и задержаться в понравившемся месте дольше обычного и уединиться для медитации. Прибыв на озеро и испив горячего чая, мы разошлись кто куда: Эдуард рисовал, Фати строила молитвенные пирамидки, Аслан гулял, Саша медитировал, а я прилегла на подстилку, чтобы немного заземлиться. После отдыха Эдуард и Фати провели медитацию на озере, в результате которой они сошлись во мнении, что в измерении озера существует подводная цивилизация, там живет много людей, местных сущностей, белых и прозрачных, жизнь бьет ключом. В озере хранятся глубокие знания — семена жизни, поэтому оно и признано священным и является местом паломничества и поклонения. Вода озера — небесная, здесь открыты небеса, открыт прямой проходв небо.


Поклоняясь священным озерам Тибета, таким как, озеро Ямдрок, Манасаровар, Наму-цхо, Ламула-цхо, нельзя ступать в воду ногами, мыть предметы, мыться, купаться, это считается осквернением святыни. С такими сильными местами лучше не вступать в борьбу. Да, индусы купаются, они делают это по своей традиции, но в Тибете нам следует уважать местные обычаи. Как можно совершить подношение священному озеру? Можно провести подношение воды: взять в ладони священной живой воды, и отдать ее же озеру. Этот ритуал не загрязняет священных вод, подчеркивает наше уважение к святыне.

В этот раз на озере мы видели одинокую уточку, она очень долго качалась на волнах. Озеро было активным, волновалось, как в сказке синее море.

В хорошую погоду всегда видно семитысячную гору Норин Канг 7206 м. — хранительницу озера Ямдрок.

После озера Ямдрок, мы продалжаем наш путь через перевал под названием ледник Карола 4825 м., который покрывает гору Женьцинканла 7191 м. Это место хранит ущелье красной реки. Здесь все проезжающие паломники останавливаются для развешивания молитвенных флажков тарчжо и разбрасывания карточек лунгта.

После перевала дорога выводит нас к искусственному озеру-водохранилицу Маньла , высота 4250 м. Это озеро всегда поражает своим неземным зеленым цветом.

1


Следующим пунктом программы был город Гьянтце с монастырем Пелкхор Чодэ и ступой Кумбум . Мы слишком долго задержались на озере, что приехав в Гьянтце, монастырь уже закрывался. Но в ступу Кумбум нам удалось попасть. Приятно было, когда я в ступе попросила у Ламы глоток воды, а он налил мне стаканчик вкусного сладкого чая с молоком. После посещения ступы я задержалась внизу, наблюдая за немногочисленными паломниками, совершающими кору вокруг монастыря. Эдуард и Саша остались медитировать в Ступе и… ее закрыли))). Спустя полчаса они спустились, и мы отправились в Шикадзе. Был очень насыщенный день, приятно уставшие мы заселились в отель.

1


После ужина мы собрались для того, чтобы обсудить цели поездки и настроиться на главную часть Пути. Каждый открылся группе, рассказав, с какой целью идет на Кайлас. После чего мы подвели итог. Эдуард обратил внимание каждого на то, что очень важно не распыляться в Местах Силы, потому что они своей силой затягивают, важно уметь собирать себя из этих мест. Уметь давать благословение и свою любовь месту, при этом забирая каждую личину своей души обратно, чтобы идти по жизни цельно. После прошлой коры у меня как раз было ощущение, что я оставила в горах половину себя, что четко ощущалось весь год, поэтому на эту кору я настроилась иначе: я буду идти и собирать себя обратно. Излишняя впечатлительность рассеивает частицы души, что вредно для развития и реализации. Места сильнее нас, поэтому надо идти осознанно.

Следующий день начался с посещения монастыря Ташилумпо в городе Шикадзе. В этом монастыре главной является самая большая в мире бронзовая статуя Будды Майтреи. От нее плывет мягкая, легкая, теплая, лучистая энергия. Майтрея излучает безграничную радость. Мы стояли под его статуей около часа, совершали кору, обучились мудре, разрушающей предрассудки. Справа от входа в этот павильон сидят Ламы, читающие молитвы. Можно попросить их записать имена людей, за которых мы хотим помолиться, оставить пожертвование, и они будут молиться. Я попросила их помолиться за нашего Ламу Тхомэя из Сэры, у него слабое здоровье, и была счастлива узнать, что Тхомэй знаменит даже в Шикадзе, его отлично знают, и обещали молиться за него непременно. Во всех павильонах монастыря шли утренние службы, в том числе и в павильоне защитников. На выходе из монастыря мне на голову прям с дерева упал персик — символ долголетия — я его съела с большим удовольствием, он оказался невероятно сладким и сочным.

1


Из Шикадзе мы отправились в Сагу, где разместились в отеле на ночь. Ранним утром следующего дня наш путь лежалв Дарчен к подножию Кайласа! По пути мы остановились на душевный обед в деревне Пхаян. Деревня так разрослась, стала даже зажиточной, молодежь развлекается на мотоциклах, дети на велосипедах, женщины заняты работой, мужчины ездят на тракторах. В Пхаяне мы купили фруктов в дорогу и на подношения в монастыри на Кайласе.

1


В пути мы говорили о том, как надо вести себя в Местах Силы. С землей надо непременно общаться, чувствовать ее, общаться с горами. Во время таких контактов важно центрировать себя, не развеиваться. Обязательно надо осознавать свою задачу, с корой Вы пришли. Но часто бывает, что человек ощущает лишь зов Места, и даже прибыв к нему, не понимает, зачем. В таком случае надо спросить у Места: «Зачем я здесь?».

Очень важно поведение в группе. Часто бывают сборные заезды, где участники группы не знакомы заранее друг с другом. В каждой группе обязательно принять друг друга, пожелать благополучия каждому. Это важно для поддержания здоровой атмосферы группы, дает силу, поддерживает слабые звенья. Остановитесь на какое-то время и представьте каждого участника Вашей группы и мысленно примите его, пожелайте ему добра, попросите его принять Вас, эта работа поможет Вам занять свое место в коллективе и поможет группе пройти Путь коры без срывов, наполнит силой, так как сила группы намного активнее силы одного человека.

Еще стоит обратить внимание на процесс прощания с Местом Силы: важно собрать себя. Оставить месту свои лучшие благословения. Места Силы настолько активны, что не нарочно могут втягивать нас как в воронку, забирая нашу энергию, поэтому важно центрироваться и уезжать окончательно собранными, не разбрасывать личины своей души.

Можно оставлять в Местах Силы молитвы за тех, кто еще придет, чтобы их Путь был благословлен. Посидите, подумайте, осознайте, поблагодарите друг друга за чудесное совместное путешествие.

В пути мы видели много диких животных. Летом, когда жарко, они поднимаются повыше в горы, а в октябре—ноябре они спускаются ниже. Много раз мы видели диких лис, зайцев, тибетских антилоп целыми стадами, тибетских диких ослов и козлов, журавлей и орлов. Это было очень приятно, ощущение, что место нас принимает и раскрывается.

На высоте 4775 м нам открылось озеро Ганчжу , озеро наложницы тибетского царя Гэсан Ван, которая по легенде омывалась в водах этого озера. Спустившись на 4600 м. нам открылось Священное озеро Манасаровар и красавица гора Намунани — великолепный семитысячник. На каждом высоком перевале мы вместе с водителем воскликивали: «Гососо! Лачжало! », — что означает «боги победят», это такая тибетская традиция, произносить эти слова на вершинах горных перевалах. Настроение становилось все более радостным, потому что спустя какое-то мгновение нам открылся сам Кайлас — «драгоценная снежная вершина» ! Всю дорогу я тайно просила хорошей погоды, чтобы облака отступили и была ясная видимость. И когда Кайлас открылся, единственное облачко было за горой, просто чудо!

На высоте 4515 м. мы остановились для фото в деревеньке Хор. Отсюда открывается вид на Священное Озеро и Священную Гору одновременно! Выйдя из машин для приветственного поклона Святыням, нас обдало холодным октябрьским ветром, с которым мы договорились, что завтра на коре он будет дуть нам исключительно в спину, и так и было. Погода была изумительная, и Драгоценный Кайлас (6721 м.), и красавица Намунани (7694 м.) — гора «Богоматерь», были видны как на ладони.

1


Для тех, кто интересуется особенностями коры в конце октября: в это время в Дарчене уже нет воды (есть только привозная в ведрах), душ закрыт, большинство торговых лавок, гестхаузов и ресторанов закрыты, остаются только самые стойкие, и те съезжают по одному, к началу ноября закрывается практически все обслуживание. Тоже ситуация и на коре, палатки местных, продающих чай и лапшу на полпути в первый и второй дни коры, покидают свое место работы к ноябрю. Нам повезло, потому что все необходимое еще работало, когда мы были там.

Утро первого дня коры началось с исполнения моего желания, загаданного в Сэре, и, совершенно не в тему, с новости о неблагополучной кончине Кадафи. Проснувшись в Дарчене, мы хорошо позавтракали, хозяйка моего любимого ресторана приготовила нам в дорогу по лепешке. И мы отправились в Путь.

Погода была просто чудесной, видимость кристальная. Мы остановились как всегда у белого чортена — духовных ворот коры — для совершения обряда. Здесь развесили первые флажки, совершили трижды кору вокруг чортена, и, войдя внутрь с молитвой, каждый ударил в колокол, висящий в чортене, это знак того, что человек вступает в поле Кайласа, и как бы сообщает об этом: «Я пришел!». Внутри чортена было много всего: флажки, предметы одежды, черепа баранов, какие-то волосы и зубы, чего только не повыбрасывали паломники в знак желания пройти кору и начать новое духовное существование. Особенно меня удивил труп собачки, мирно покоящийся на куче молитвенных флажков у чортена. В тех краях собак очень много. Говорят, что ярые грешники воплощаются в собак, всю жизнь сопровождающих паломников на коре. Хорошее место эта собачка выбрала для того, чтобы придаться нирване, подумала я. Наверное, она искупила свою плохую карму сполна и может смело двигаться дальше.


В этом году на Кайлас приезжала большая делегация Высоких Буддистских лам из Индии, для их приема были построены новые гестхаузы и туалеты вокруг Кайласа на пути коры. Те, кто шел кору в этом году и бурчал: «Понастроили, понаехали», — знайте, что это делается для увеличивающегося числа паломников, а не для каких-то других (как только это приходит людям на коре в голову) политических целей. К году лошади (2014), возможно, будет еще что-то построено, потому что именно в год лошади на Кайлас идет самое большое число паломников. Считается, что кора, совершенная в год лошади, приносит больше всего заслуг паломнику и даже засчитывается за 13, что означает частичное освобождение и возможность за одно воплощение вырваться из колеса сансары.


Наш Лама говорит, что все изменения вроде строительства дорог, новых приютов для паломников и так далее, — это непременно положительные изменения. Почему? Потому что, как говорит Лама, техническое цивилизационное развитие и развитие духовности людей — это два крыла одной птицы. Без развития одной из сторон вторая одна не вознесет птицу в небо. Мы живем во времена грандиозного духовного подъема, когда все больше и больше людей встают на Путь развития и совершенствования, на Путь положительных изменений, поэтому и бытовая сторона получает такой большой подъем: так и должно быть, чтобы у большего и большего числа ищущих сердец была возможность приезжать сюда для поклонения и выполнения своих духовных задач. Места невероятно активны, поэтому стягивают к себе из года в год все больше паломников. Не стоит, побывав на Святом Месте ворчать о том, что это все надо закрыть и изолировать. Вы же смогли приехать? Так почему же другим нельзя? Зачем скрывать Сильные Места, наоборот, надо делиться приобретенным опытом, это часть личного, общественного и общепланетарного роста!

1


Совершив обряд у белого чортена мы отправились в монастырь Чуку, где нас очень тепло встретили два Ламы из трех, живущих в монастыре. По нашей просьбе Лама провел ритуал очищения и благословения на кору, который я подробно описывала в рассказе о коре 2010. Я попросила такой ритуал для нашего дорого Ламы, чтобы поддержать его слабеющее здоровье, и Лама из Чуку выполнил этот ритуал еще раз специально для Тхомэя. После чего мы поставили свечи на алтарь, и спустились к тропе коры.

1


Путь первого дня был необычайно солнечным и легким. Небольшой ветерок дул в спину. И Южное, и Западное, и Северное лица Кайласа были открыты. Прийдя в монастырь Дирапук мы разместились в новых комнатах гестхауза сразу под монастырем. Моя сумка с подношениями в монастырь еще не подошла, но я не смогла удержаться и пошла в монастырь сначала с пустыми руками. Несколько раз удалось уединиться в пещеры Миларепы, где Великий Учитель провел три года три месяца и три дня, питаясь камушками с гор. Удалось поприсутствовать на службе в молельном павильоне главного храма. Но больше всего меня тронула моя встреча с Ламой Ганма Цюйцзе. Этого Ламу я видела и в прошлый раз, когда была в монастыре и по большой доброте настоятеля Тенцзин Ньямгал Ринпоче была накормлена ужином и просто одарена подарками. В этом году Учитель Тенцзин Ньямгал Ринпоче был в отъезде, и мне было предначертано передать мою благодарность на теплый прием и благословения его младшему брату — Ламе Ганма Цюйцзе. Лама Ганма Цюйцзе был не менее добр, он принял меня трижды в тот вечер, принял и моих гостей, пришедших в нашей параллельной группе. Ответил на ряд вопросов. Дал мне много советов и благословил мой новый Путь, мою новую кору и новую жизнь, которая началась с того момента, как я у него побывала. Кроме того, я просила у него помощи для нашего Ламы Тхомэя, и Лама Ганма Цюйцзе передал мне ряд лекарственных и других освещенных предметов для того, чтобы я отнесла их Тхомэю. До сих пор еще они лежат у меня, тк Лама наш уехал на очередное обследование в Пекин, но, что удивительно, смертельный три года назад диагноз, в этом году показал тенденцию к восстановлению! Я определенно вижу в этом всю ту добрую деятельность, которую Тхомэй проводит в Тибете, и молитвы за него большого числа добрых сердец, таких как Лама Ганма Цюйцзе и другие…


На прощание Лама Ганма Цюйцзе благословил меня, подарил хадак и оставил свой номер телефона, по которому разрешил звонить по любому вопросу. Удивительное благословение для меня, я до сих пор регулярно вижу сны, как я нахожусь в монастыре Дирапук в келье этих двух Высоких Лам, людей с громадными сердцами, наполненными настоящей земной добротой, простой и трогательной, такой, какой должна быть доброта и служение людям. Спасибо! Спасибо! Спасибо!


Top