Сделать арт из фото онлайн. Как делать арты из фотографий Арты по фотографии

Привет всем, в этом мануале я расскажу как делать подобные арты

Что требуется:
1)Adobe Photoshop cs6, скачать можно
2)Прямые руки
3)Фотография с которой будем работать
Начнём:
Шаг первый: выбор фотографии. Фотография должна быть в разрешении 800x600 минимум, чтобы можно было качественно обработать. Я буду использовать эту фотографию

Шаг второй: создаём новый прозрачный слой Shift+Ctrl+N
Шаг третий: начнём обводку лица. Выбираем обычную кисть: размер 1, жёсткость 100%, цвет чёрный.
Ставим точку в том месте с которого начнём обводить.

Зажимаем SHIFT и ставим второю точку, между этими точками будет проведена прямая линия, поэтому смотрите, чтобы линия проходила по контуру того места, которое обводим. Должно получиться так:

Шаг четвёртый: начинаем заливку.
Выбираем инструмент ЗАЛИВКА, выбираем нужную часть фотографии, нажимаем ALT, появляется пипетка, затем заливаем выбранную область. Получитcя должно так:

Обводить фоновые объекты или нет, решайте сами, я не стал этого делать.
Шаг пятый: Тут наступает самый сложный выбор, как вы будете рисовать лицо, если хотите максимальной приближённости к реальной фотографии, то вернитесь к 3 шагу и обведите губы и нос.
Или же можно сделать части лица при помощи простых линий, я буду делать так. Получиться должно так: (цвет кожи изменил, так как не понравился).

Теперь выбор за вами, можно оставить чёрные линии, а можно закрасить их, и подчеркнуть подбородок более тёмным цветом кожи.
Наш арт готов, сохраняем картинку, хвалимся друзьям.
Особо не старался, так как устал.
Надеюсь статья была полезной;D

Очаровательный урок от Designerfreelance, в котором весьма простым способом создается арт рисунок из обычной фотографии. Сначала мы заготовим необходимые узоры фотошопа с разными наклонами декоративных линий. Потом мы будем использовать фильтр «Изогелия» (Treshhold) с различными вариантами настроек для разных дубликатов слоев, которые вместе создадут очень красивый эффект. Далее нам пригодится гранжевая текстура с характерным оттиском, которую мы наложим «Умножением» и потом слегка обработаем. В заключение украсим работу кляксами и текстов.

Шаг 1.
Воспользуемся какой-нибудь подходящей фотографией, например этой .

Шаг 2.
Делаем дубликат слоя с оригинала и применим «Фильтр» (Filter) > «Размытие» (Blur) > «Умное размытие» (Smart Blur) со значениями, как на рисунке ниже. Качество (Quality) — Высокое (High), Режим (Mode) — Только края (Edge Only).

Шаг 3.
Нажимаем Ctrl+I, чтобы инвертировать изображение. На данном этапе пока отключим этот слой. Он нам пригодится позже. И еще сделаем одну вещь. Создаем новый слой над слоем с оригинальной фотографией и зальем его белым цветом.

Шаг 4.
В новом документе создаем горизонтальную линию. Удерживая Shift+Ctrl+Alt нажимаем стрелку вправо, чтобы копировать линию. Потом объединяем все линии и поворачиваем их на 45 градусо.

Шаг 5.
Выделяем квадрат 100х100 пикселей и кадрируем рисунок. После этого определяем новый узор «Редактирование» (Edit) > «Определить узор» (Define pattern).

Шаг 6.
Аналогичным образом создаем второй узор с наклоном в другую сторону.

Шаг 7.
Возвращаемся в наш основной документ. После этого делаем дубликат слоя с фото и передвигаем его выше белого слоя. Применяем «Изображение» (Image) > «Коррекция» (Adjustments) > «Изогелия» (Threshold) с настройками, как на рисунке ниже.

Шаг 8.
Применим стиль слоя «Перекрытие узора» (Pattern Overlay). Режим наложения «Замена светлым» (Lighten). В качестве узора выбираем первый созданный нами узор из полосок (Шаг 4-5).

Шаг 9.

Получили такой результат. Теперь преобразуем слой в новый смарт объект. Нажимаем на слое правую кнопку мыши и выбираем пункт «Сгруппировать в новый смарт объект» (Convert to smart Object). После этого меняем режим наложения слоя на «Умножение» (Multiply).

Шаг 10.
Создаем еще один дубликат оригинального слоя и повторяем Шаги 7-9 с той разницей, что в Шаге 7 используем значение 100, вместо 118, а в Шаге 8 используем второй созданный нами узор с другим наклоном полосок.

Шаг 11.
После этого должен получиться такой результат.

Шаг 12.
Включаем верхний слой из линий, который мы отключили в Шаге 3.

Шаг 13.
Создаем еще один дубликат слоя с оригинальной фотографии. Применяем к нему «Изображение» (Image) > «Коррекция» (Adjustments) > «Изогелия» (Threshold). Только теперь настройки должны быть еще ниже, чтобы получился такой эффект, как на картинке ниже. После этого меняем режим наложения слоя на «Умножение» (Multiply).

Шаг 14.
В целом после всех манипуляций должен получиться такой результат.

Шаг 15.
Воспользуемся какой-нибудь подходящей текстурой, например этой .

Шаг 16.
Вставляем текстуру в наш документ, меняем режим наложения на «Умножение» (Multiply).

Шаг 17.
Снижаем прозрачность слоя с текстурой до 85%. Потом выбираем инструмент «Ластик» (Eraser Tool), и маленькой мягкой кистью с прозрачностью 30% проводим по текстуре в районе лба, щек и подбородка.

Шаг 18.
Теперь украсим фон какими-нибудь , имеющимися в наличии.

Шаг 19.
В заключение напишем какой-нибудь текст .

PS. Постовой. А вы знаете, что Модель Адриана Лима — это очень красивая девушка, которая весьма востребована в рекламном и модном бизнесе и которая своей красотой вдохновляет очень многих дизайнеров.

Жанр: Иллюстрации

В данном уроке я хотела бы объяснить новичкам (или же людям, которые "пришли" из других программ) принципы работы в программе Adobe Photoshop на примере создания обыкновенного портрета (͡° ͜ʖ ͡°) Длинный урок.

1. Начало работы


Итак. Вот перед нами окно Photoshop. Человек, который впервые видит это, чаще всего просто не знает, с чего начать. Я выделила основные инструменты, с которыми предстоит работать в данной программе. 1. То, что вызывает проблемы у большинства новичков в пользовании данной программы. Человек просто не знает, как смешивать цвета, когда кисть идет одним сплошным жирным цветом. Чтобы избежать нервотрепки на эту тему, тыкаем на выделенные кнопочки. Они отвечают за нажим и интенсивность цвета. Так же можно играть непрозрачностью для удобства рисования. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 3. Инструмент кисть. 4. Ластик. 6. Отсылка к пункту номер три. В окне, которое появляется, если нажать на стрелку, можно менять размер кисти и саму кисть. В соседнем правом окне можно изменить настройки кисти. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 2. Здесь всё просто и понятно. Слои, как они есть. Создать слой и удалить слой. Сразу скажу, что если вы будете рисовать на фоне, то уже не сможете ничего рисовать под ним, поскольку фон залит белым цветом по-умолчанию, в отличии от начального фона в SAI, который, в принципе, прозрачный. 5. Поворот листа, лупа и палитра. 7. Пипетка. Не подумайте, она не для того, чтобы тырить цвета с фоток. Она вызывается клавишей левый alt и благодаря ей можно смешивать цвета, накладывая слои цвета поверх основы. Гм. Тавтология получается.

2. Нажим и интенсивность цвета

Пример того, как работают кнопки под цифрой 1 в первом пункте.

3. Скетч


Чтобы начать рисовать, обязательно создаём новый слой. Выбираем удобную вам кисть. Я нарисовала простой скетч-портрет для показа.

4. Основа


Создадим второй слой под первым. На нем накидываем основные цвета.

5. Оттенки


На том же слое поверх рисуем блики, тени, добавляем различные цвета, чтобы рисунок выглядел объёмнее и интереснее.

6. Смешивание цветов

Здесь возвращаемся к использованию пипетки и кисти. Принцип прост: жмем alt и мажем. Жмем и мажем. Многие вам скажут, что от кисти ничего не зависит. Так вот, на деле это совсем не так. В зависимости от выбора кисти ваш предмет будет различной формы и сглаженности.

7. Придача формы


Если вы еще не устали листать похожие друг на друга картинки, то мы продолжаем. Создаём новый слой над скетчем. Начинаем мазать-мазать-мазать цветом сверху, пока не добиваемся приятного глазу результата. Степень проработки зависит от вашей лени и времени `v`

8. О режимах наложения и обтравочной маске


Мы подошли к тому этапу, когда хотим подредактировать свою работу. Но как? Давайте разберемся. В фотошопе есть такая штука, как режимы наложения. Кнопка, отвечающая за режимы наложения, находится прямо над слоями и на ней по-умолчанию стоит значение "Обычные". Чтобы открыть окно, нужно нажать на него левой кнопкой мыши и выбрать любой режим тем же нажатием ЛКМ. Помимо этого, есть в фотошопе такая вещь, как обтравочная маска. Вызывается она нажатием правой кнопки мыши на слое (Чтобы случайно не превратить часть рисунка в обтравочную маску, создайте новый слой и кликните ПКМ на нём). Что нам даёт обтравочная маска? По сути это аналог "Прикрепления слоя", с которым наверняка знакомы пользователи SAI. Обтравочная маска ограничивает область рисования с целого листа до нарисованного на предыдущем слое. Если создать обтравочную маску над другой обтравочной маской, они будут действовать на слой, к которому прикреплена первая маска. То есть, если мы рисуем примером нашего портрета, то маска будет действовать только на последний слой, где мы дорабатывали рисунок. Нехорошо получается. Однако, не используя маски, мы будем закрашивать все слои, что есть ниже. Ой! Мы замазали фон!

9. Выделения цветом при помощи режимов наложения


Чтобы подчеркнуть особые места на рисунке, показать свет или просто наложить сверху градиент для "симпатичности" мы можем использовать те же режимы наложения. На рисунке я отметила те места, куда может падать свет. Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Используя инструмент кисть, нанесём белый цвет на выделенные места. Пусть для примера я и использовала пятиминутный скетч, но даже по нему можно заметить, что появляется некое ощущение объёма и атмосферы.

10. Градиент и режимы наложения


Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Чтобы использовать градиент, вы должны выбрать кнопку, которая находится под "Ластиком" и провести прямую линию на рисунке. Есть различные виды градиентов, но пока мы рассмотрим только вид по-умолчанию. Если вы не выбирали градиент из меню, которое автоматически появляется во второй верхней панели и открывается кликом по стрелочке, то градиент будет соответственен цветам вашей палитры. Если первый цвет у вас розовый, а другой синий, то и градиент у вас будет розово-синим. Градиент может быть только одного, постепенно растворяющегося, цвета. Чтобы изменить структуру и цвет градиента (например, в том случае, если вы всё же выбрали образец из меню), открываем всё тоже меню образцов градиента. Первые два градиента соответственны цветам вашей палитры. Первый - двухцветный, а второй - полупрозрачный. Проводим линию градиента на слое со значением "мягкий свет". Кажется, наш рисунок стал немного теплее =)

11. Немного о кривых


Хм. Давайте нарисуем зайчика. В какой-то момент вы решили, что он получился слишком бледным. Не стоит пугаться, это можно исправить. В моём случае окно "Коррекция" располагается над окном "Слои". Если этого окна у вас нет, нажмите левой кнопкой мыши на пункт "Окно" в самой верхней панели и выберите пункт "Коррекция". Вы можете выбрать любой значок на панели и поэкспериментировать. Для примера я возьму "Кривые". Поставим случайное значение наших двух точек и наш зайчик станет гораздо ярче! Вы можете брать на кривой и более двух точек, хотя в основном вам потребуются только эти две.

12. Последние шаги


И вот, когда наше изображение почти готово, мы можем подредактировать цвет, чтобы придать рисунку атмосферы, легкости и т.д. и т.п. Играемся с яркостью и контрастом. Создаём новый слой со значением, допустим, "Мягкий свет" и отмечаем цветом нужные вам места `v` Вот и всё! Наш портрет готов. P.S. Большое спасибо Vornava за исправления, подсказки и указания на очепятки =)

Именно в климате экспериментов и консьюмеризма конца 1950-х годов в Англии и Америке появился поп-арт - движение нового поколения художников, которые искали вдохновение в повседневной жизни, создавая искусство из товаров быта, народного потребления и средств массовой информации.

Поп-арт: искусство XX века

Художники поп-арта, или популярные художники, творили в прямолинейной манере, применяя смелые яркие цвета, использовали трафаретную печать, шелкографию для быстрого и массового производства картин, преуменьшая при этом ценность и эксклюзивность работы художника, обезличивая его деятельность. Направление в искусстве получило название «поп-арт » (сокращенно от «popular art» — «популярное искусство»).

Появилось это течение как ответ на работы абстрактных экспрессионистов, чьи творения доминировали в американском искусстве в послевоенное время, а впоследствии в целом как противовес «высокому искусству». Художники поп-арта предпочитали видеть в работах возвращение к реальности, ежедневные образы, остроумие и иронию.

Популярные художники стремились соединить традиции изобразительного искусства с элементами поп-культуры из телевидения, кино, мультфильмов, печатного глянца и рекламы.

В то же время, их творчество бросало вызов традиционным границам между различными масс-медиа, совмещая элементы живописи и графики с фотографией и печатью, элементы ручной работы и массового производства, а также комбинируя различные объекты, изображения и иногда текст для создания новых смыслов. Хотя пик популярности поп-арта случился в прошлом веке, это направление до сих пор имеет множество последователей, которые создают картины в современном стиле .

Основоположниками поп-арта являются Ричард Гамильтон и Эдуардо Паолоцци, однако сейчас этот стиль, в первую очередь, ассоциируется с именами Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста, Роберта Раушенберга, Класа Олденбурга и других художников.

Пожалуй, самой известной фигурой среди них является Энди Уорхол - американский художник, режиссер, дизайнер, продюсер и одна из самых противоречивых личностей в искусстве XX века. Его работы знамениты во всем мире, а некоторые из них являются одними из самых дорогих картин, когда-либо проданных.

ТОП-5 самых известных работ Энди Уорхола

Мэрилин Монро (1962-1967)


Именно это фото Мэрилин Монро - самое известное изображение среди работ Энди Уорхола и работ в стиле поп-арт в общем.

Первую работу под названием «Золотая Мэрилин» он создал в 1962 году, когда актриса покончила с собой. Для этого Уорхол использовал черно-белое промо-фото к фильму «Ниагара» (1953) с изображением Мэрилин, закрасил холст переливающейся золотой краской и отпечатал лицо кинозвезды прямо в центре этой композиции. Таким образом, дублируя фотографию, Уорхол подрывает уникальность и подлинность характеристик традиционного портрета, показывает, что он может быть бесконечно воспроизводимым изображением.

Уорхол использует эту же фотографию для создания целых серий изображений. Каждая работа с Мэрилин была экспериментом над цветом и тенями. Благодаря технике нанесения изображения методом шелкографии и помощи своих ассистентов Уорхол был способен очень быстро создавать такие картины в стиле поп-арт .

Позже Уорхол создал пять портретов Мэрилин в красном, голубом, оранжевом, шалфейном и бирюзовом цветах. С первыми четырьмя работами случилась интересная история: на одной из выставок Уорхола их прострелила из пистолета одна из гостей-художниц (она всего лишь попросила у художника разрешения «щелкнуть» картины, а слово «shoot» на английском означает не только стрелять, но и снимать фотографии). Однако это только усилило популярность картин: они получили название «Застреленные Мэрилин», а их цена повысилась.

Уцелевшая пятая картина оказалась «Бирюзовой Мэрилин», и именно репродукции этой работы сейчас растиражированы больше всего.

Банки супа «Кэмпбелл» (1962)


Говорят, именно владелец художественной галереи и дизайнер интерьеров Мюриэл Лэтоу подал идею этой поп-арт картины Уорхолу, когда сказал, что тот должен рисовать объекты, которые люди видят вокруг каждый день.

Эта работа является ранним образцом серий многократно повторяющихся изображений Уорхола, представляющих товары массового потребления. Художник рисовал банки с супом не единожды: есть картина, где банка изображена в единственном экземпляре, картина, где представлено шесть банок, а есть варианты изображений целых рядов банок с разными вкусами супа: «32 банки супа «Кэмпбелл», «100 банок супа «Кэмпбелл» и «200 банок супа «Кэмпбелл».

200 долларовых банкнот (1962)

Когда Уорхол спрашивал у своих знакомых, какие поп-арт рисунки они бы еще хотели увидеть, одна из знакомых девушек спросила его о том, что он сам в действительности любит больше всего. Тут-то у Уорхола и возникла идея нарисовать долларовую банкноту — вот уж действительно самый популярный и самый массовый объект современности. На картине не изображено ничего лишнего, только двести однодолларовых купюр, выложенных сплошными рядами.

Восемь Элвисов (1963)

Эта монохромная поп-арт картина, размером в двенадцать футов, представляет собой восемь одинаковых, накладывающихся друг на друга рисунков Элвиса Пресли в ковбойской одежде. Она является уникальной, поскольку не прошла через массовое производство, как большинство работ Уорхола. В 2008 году «Восемь Элвисов» была продана за сто миллионов долларов США — она до сих пор остается одной из самых дорогих когда-либо проданных картин и считается одним из шедевров Уорхола.

Банан (1967)

В 1965 году Уорхол становится менеджером известной американской рок-группы под названием The Velvet Underground, которая в то время еще не была популярной. В сотрудничестве с известным художником группа выпускает свой дебютный альбом, обложкой к которому стала эта иллюстрация в стиле поп-арт, изображающая банан, подпись Уорхола и фразу «Peel slowly and see» («Медленно очисть шкурку и смотри»).

Как сделать портрет в стиле поп-арт в фотошопе

Стиль поп-арт и сейчас очень популярен: в этом стиле не только рисуют картины, но и делают макияж для тематических вечеринок и праздников, рисуют бодиарт , а также стилизуют фотографии. Если вы тоже хотите сделать фото в стиле поп-арт, то в этом нет ничего сложного - вам понадобятся только фотошоп и цифровая фотография, которую вы и хотите преобразить.

Чтобы поп-арт портрет хорошо получился, лучше использовать фотографию, где человек изображен крупным планом или хотя бы по плечи.

  • Откройте ваше фото в редакторе.

  • Примените к нему изогелию, или постеризацию («Изображение» - «Коррекция» - «Постеризация»). В выплывшем окне выберите количество уровней постеризации - 2.

  • Зайдите в «Выделение» - «Цветовой диапазон». У вас откроется окно, в котором нужно будет нажать на выпадающее меню и выбрать пункт «По образцам». Курсор превратится в инструмент-пипетку, с помощью которого вам нужно выбрать белый цвет - для этого просто сделайте щелчок на белом поле документа. Если ваше фото имеет разноцветный фон, воспользуйтесь ластиком или кисточкой белого цвета на панели инструментов, чтобы обвести человека на фотографии и закрасить задний план.

  • Теперь найдите на панели слева инструмент «Заливка». Выберите из палитры цвет, который вам нравится, и щелкните по белому фону левой кнопкой мыши. Все связанное белое поле фотографии окрасится в этот цвет.

  • Вот мы и получили первый кусочек нашего будущего коллажа. Но нам для него понадобятся аж четыре картинки в стиле поп-арт, поэтому создаем новый документ («Файл» - «Создать») и задаем размер рабочей области. Чтобы точно его определить, проверьте размеры первой фотографии - новый документ должен быть в два раза шире и в два раза длиннее.

  • Вернитесь к первому фото, зайдите в меню «Выделение» и выберите пункт «Все». Воспользовавшись сочетанием кнопок «Ctrl+C», скопируйте полученное выделение. Перейдите на новый созданный документ и вставьте скопированное выделение на белое поле («Ctrl+V»).

  • После этого скопируйте поп-арт фото и переместите его справа от первого. Вам всего лишь остается снова скопировать фото, воспользоваться заливкой и менять цвета составных деталей коллажа, чтобы они отличались друг от друга.

  • Вот и все - у вас получится подобный коллаж в стиле поп-арт .

А как сделать картину в стиле поп-арт своими руками с помощью трафарета, из бумаги и красок, вы узнаете в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Для того, чтобы погружение в вымышленную реальность проходило более естественно, будь-то кино, игры или книги, создаются искусственные языки. Мы решили рассказать о самых известных в современной поп-культуре вымышленных языках, а также привести примеры несложных фраз, на случай, если вы захотите выучить парочку.

Этот Photoshop урок познакомит вас с очень известным направлением в изобразительном искусстве как Поп-арт.

Рядом с поп-артом стоит имя Andy Warhol, который был и художником, и фотографом, и кинорежиссером, и издателем.

Именно он в середине 20 века создавал уникальные картины-коллажи из совершенно неожиданных вещей - от изображений консервных банок до столь гламурных коллажей с Элвисом Пресли и Мэрлин Монро.

Этот стиль стал невероятно популярным в то время, благодаря чему начало появляться бесчисленное количество иммитаций творчества этого художника.

Потому что создавать картинки в стиле Поп-арт очень просто, особенно, если вы владеете программой Photoshop.

Техника, о которой мы хотим вам рассказать заключается в том, что сначала делается черно-белый трафарет на основе исходного рисунка. А затем части этого рисунка раскрашиваются в очень яркие цвета в разных вариациях.

Любой портрет можно превратить в поп-арт рисунок, но особенно для этого подойдет фото с четкими границами.

Желательно, чтобы человек на фото смотрел прямо в объектив камеры.

1. Ниже показан процесс вырезания мальчика с родного фона и размещение его на новом. Для нас важно, чтобы мальчик и фон размещались на разных слоях.

Чтобы быстро убрать однотонный фон используйте инструмент - волшебная палочка , если фон разноцветный, то возьмите инструмент - Перо

2. Скорее всего Вы уже заметили, что изображения в стиле поп-арт славятся очень высокой контрастностью.

Последующие шаги удалят много мелких деталей, поэтому вам не стоит быть слишком аккуратным по ходу работы.

Разместите яркий фоновый слой прямо под рабочим слоем (с мальчиком).

3. Чтобы сделать высоко-контрастное изображение, то сначала убедитесь в том, что вы находитесь на слое с вырезанным мальчиком и выберите в меню Image > Adjustment > Threshold .

Передвиньте ползунок так, чтобы изображение содержало достаточо теней, чтобы все главные формы и черты сохранились.

4. Грубо выделите каждую часть изображения, которую вы позже будете раскрашивать.

Нажимайте Alt + Ctrl + J чтобы каждую часть копировать на отдельный слой. Назовите каждый новый слой. Поменяйте режим смешивания каждому слою на Multiply , и нажмите OK.

5. По очереди активизируйте каждый слой в палитре слоев.
Для каждого нажимайте Ctrl + клик по окошку слоя и переходите в меню Edit > Fill .

Кликните на строчке Use, там выйдет окошко, где вы сможете выбрать строчку Color . Благодаря чему появится палитра цветов, где вы можете на свой вкус подобрать яркий насыщенный цвет, чтобы закрасить какую-нибудь часть изображения.

6. В окне "Стили слоя" (Layer Style , появляется если дважды щелкнуть по слою) выберите стиль Color Overlay (заливка цветом) и поменяйте там blending mode (режим смешивания слоев) на Color . Выберите яркий цвет и нажмите OK.

7. Когда вы повторите эти шаги для каждого отдельного участка изображения, то вы увидите, что перед вами настоящий шедевр в стиле поп-арт.

8. Сохраните этот файл в формате фотошоп (.psd) и сделайте копии слоев, где вы делали колорирование. У вас в панели слоев каждый участок закрашен в определенный цвет. Теперь очень просто можно заменить цвет участка, использую функцию Hue/Saturation (Ctrl +U).

В конце можно скомбинировать все варианты в одно большое изображение.

Такое комбинирование различных вариантов одного и того же изображения очень характерно для стиля 60-х годов Поп-арта.


Top