Системные расстановки по Хеллингеру. В чем суть метода

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

Несмотря на то, что человек разумный активно пользуется всеми достижениями современной цивилизации, какая-то глубинная часть его психики и физиологии повторяет душевную организацию предков из первобытно – общинного общества.

Изначально мы были предназначены для жизни внутри рода, внутри семьи. Законы этих ячеек общества бессознательно направлены на сохранение рода, так же, как это происходит в муравейнике или в пчелином рое.

Казалось бы, зачем нам нужно знать об этих законах, когда теперь можно выжить и прекрасно себя реализовать, живя в одиночестве или в небольшой семье?

Оказывается, закономерности внутриродовых отношений между людьми по-прежнему действуют в нашей жизни. Мало того, они распространяются на все ее сферы, включая бизнес и отношения внутри любого коллектива.

Первым обнаружил этот феномен и систематизировал законы отношений между членами одной семьи психотерапевт Берт Хеллингер – автор методики семейных расстановок.

Об авторе методики

До того, как стать психотерапевтом, Берт Хеллингер прошел долгий путь от миссионера в южной Африке до практикующего члена ассоциации психоаналитиков в Мюнхене.

Исследуя отношения, возникающие в различных группах , он обнаружил, что появление трагических конфликтов в различных семьях имеет свои закономерности.

Имея солидный опыт работы семейным консультантом, Берт Хеллингер разработал методику преодоления таких конфликтов, получившую в профессиональных кругах название «расстановки по Хеллингеру».

В сотрудничестве с немецким психиатром Г. Вебером в 1993 году психотерапевт написал книгу «Два рода счастья», рассказывающую о методике расстановок. Этот плод многолетней практики сразу же стал национальным бестселлером.

В настоящее время Хеллингер создал школу для своих последователей, путешествует с лекциями по всему миру и проводит обучающие семинары.

Как проходят расстановки?

Внешне расстановки по Хеллингеру выглядят следующим образом:

  1. клиент заявляет о своей проблеме , связанной с отношениями между членами его семьи или личной сферой.
  2. среди членов группы, подобранной для работы с этой проблемой, выбираются так называемые «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента.
  3. они расставляются в пространстве, им не рекомендуется использовать выразительные жесты или позы.
  4. заместители, принявшие на себя чужие роли, двигаются так, как они чувствую и говорят то, что чувствуют.
  5. получив информацию и сделав выводы, расстановщик проводит работу, используя специальные приемы, разрешающие фразы и техники.
  6. после окончания сеанса расстановщик выводит заместителей из ролей замещаемых.

Несмотря на то, что члены группы понятия не имеют о своих прототипах и их проблемах, после серьезной и вдумчивой работы ведущего, заместители начинают чувствовать то же самое, что и члены семьи клиента или другие люди .

Информация об этом приходит к ним из «знающего» или «морфического» поля. Наличие этого поля – единственное слабое место метода расстановок по Хеллингеру, хотя за время практических занятий последних десятилетий появились доказательства того, что «полевой» информации можно доверять.

Опасность расстановок это миф?

Оппоненты Берта Хеллингера нередко заявляют, что при замещении имеется опасность того, что заместитель не сможет до конца выйти из роли замещаемого, он становится одержимым.

Еще опаснее, если заместитель брал на себя роль умершего человека. Так опасны ли расстановки по Хеллингеру?

Возможные проблемы сеанса семейной терапии:

  • Расстановщику не безопасно включаться в систему клиента, так как возникает опасность переплетения;
  • Расстановщики, заместители и даже наблюдатели со слабой энергетической защитой рискуют прицепить на свой тонкий план наследственные кармические болезни клиента.

Чтобы не появлялись сомнения, опасны л

и расстановки, нужно после сеанса «почистить» всех участников энергетическими потоками, создавать защитные вибрации, пользоваться специальными минералами.

К кому обратиться, если хочешь сделать расстановку?

Данный метод работы быстро распространяется, и не зря, ведь он действительно приводит клиента к результату. Однако, всё больше в мире психологии появляются неквалифицированных специалистов (расстановщиков), которые берутся за работу просто после прочтения книг, не обучаясь. Это очень опасно, ведь такой безответсвенный подход способен нанести вред и клиенту и терапевту.

Если человек принимает решение попробовать данную методику, то обращаться нужно строго к дипломированному профессионалу. Это обеспечит безопасность и качество работы. Ниже приведены ссылки на некоторых специалистов, которые известны и уже заслужили доверие клиентов.

Любовь Садовникова , Нижний Новгород (онлайн)
Наталья Рублева , Москва (онлайн)

Мир технологий развивается с каждым годом всё быстрее, а вот количество свободных часов у людей уменьшается.

Именно поэтому в психологической практике появился метод «консультация онлайн». Сейчас практически каждый специалист в области психологии готов принять клиента на расстоянии.

Однако, можно ли проводить расстановки по скайпу? Ведь это не совсем традиционный метод консультирования.

Мнения терапевтов по расстановкам на этот счет расходятся. Кто-то утверждает, что на расстоянии сложно передать роли и получить информацию, а кто-то уверен, что это не только возможно, но и совершенно легко.

Получается, возможность качественного сеанса расстановок по скайпу зависит от специалиста. Если он уверен в своей способности считывать информацию на расстоянии, имеет успешный опыт работы в данной области, а так же в совершенстве владеет методом расстановок, то всё получится. Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов хромает, то могут быть трудности. При обращении к терапевту по расстановкам, прочитайте о нем отзывы.

Отзывы специалистов и участников сеансов

Профессиональные психотерапевты считают, что эта методика позволяет человеку преодолеть внутренние барьеры, дать больше видения в сложных ситуациях, избавиться от препятствий отношениях.

Отзывы о расстановках участников таких сеансов говорят о том, что у них возникали интересные ощущения , появилась возможность посмотреть на многие вещи с другой точки зрения , увидеть через проблему другого выход из своей жизненной ситуации .

Клиенты таких сеансов, оставляя отзывы о расстановках, в которых они были главными лицами, в большинстве своем довольны результатами. Эффект от работы происходит сразу, не нужны долгие часы терапии.

Те, кто прошёл работу считают, что нужно над собой работать постоянно. Ничего не изменится у тех, кто, ничего не предпринимает для работы над своей проблемой.

Семейные расстановки по Хеллингеру – необычная перспективная методика, позволяющая проникнуть вглубь проблемы многих поколений одной семьи и решить ее с наименьшими усилиями.

Почему не помогают расстановки?

Иногда, приходится слышать и такое. Человек сделал себе расстановку, а может и не одну, но результата нет. Почему? Тут есть несколько нюансов. Отвечаем.

1. Результата точно нет?
Когда человек приходит на терапию или расстановку, у него в голове есть четкая картина хорошего результат, и как это должно СЛУЧИТЬСЯ. Он ждет именно такого хода истории. Например, чтобы подходящий партнер познакомился с ним, пригласил на свидание. Или, чтобы взяли на работу в компанию мечты. И тогда, когда что-то идет не совсем так, он отвергаем это. Если в поле появился нужный человек (а это уже результат), и у есть возможность с ним познакомиться, но иначе, чем это в голове представлялось - всё отвергается! Это не то! Это не тот результат. Если в компании мечты нет мест, но знакомый предлагает хороший проект, это не принимается за результат. Это не то.
Мозг человека бывает региден и ошибочно делает выводы. А результата точно нет?

2. Психика Души инертна.
Что уж тут скрывать. Психика человека инертна, и ей так и хочется пойти по старой дороге. И понятно почему, потому что там всё уже знакомо и пройдено ни 1 раз. А тут какое-то новое решение предлагают, неизвестность, путь расчищать надо, идти осознанно…»Нееее», - говорит психика и возвращается в старые сценарии. Что делать? ХОТЕТЬ ИДТИ ВПЕРЕД И БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ. Расстановка - это не волшебная палочка, сделал и всё. Это работа над собой. Каждый день нужно делать выбор в пользу нового или старого.

3. Степень НЕ готовности к изменениям.
Это пожалуй самое распространенное. Как это происходит. Человек N очень хотел что-то в своей жизни исправить, он пошел на расстановку и ему помогло. Результат был 100%. Он, конечно, рассказал об этом своему другу M. Тот загорелся, «пойду тоже схожу, помогло же N». Идёт, делает расстановку, и ему не помогает. Почему? Потому что у него «не горело, как у N»!!! Он пошел из любопытства, энергии на самом деле было мало для изменений.

4. У каждого свой ритм.
Иногда человек хочет слишком многого и сразу. Чтобы результат был на следующий день, чтобы всё было как он хочет, чтобы быстро и качественно. Но у каждой Души свой темп. На кого-то расстановка действительно действует очень быстро. Иногда изменения приходят уже на семинаре. Это говорит о том, что душа открыта для нового, она уже наелась старых проблем. А у кого-то результаты идут крайне медленно. Шаг за шагом Душа открывается новому. И самому человеку это может быть даже не заметно, но лишь люди вокруг замечают, как он изменился. Эти изменения на столько тонкие и по чуть чуть, что их отследить трудно и описать невозможно!!! Но они есть.

5. Проблема не разрешена окончательно.
Не все проблемы можно разрешить за 1 раз. Тема матери и отца - это самые популярные и самые долгие темы, которые даже продвинутые люди разрешивают годами. Там полно скрытых динамик и тайн. Они все снова и снова выползают наружу. Что делать? БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО, что они проявляются, и у есть возможность стать еще счастливее. Ведь некоторые живут в тумане всю жизнь. Пластов и слоев у 1 проблемы может быть до 10. Как сказал сам Хеллингер, жизни человека не хватит даже для того, чтобы освободиться от 50% переплетений. Так что предлагаем расслабиться и довериться процессам, которые происходят.

6. Не подходящий терапевт или метод.
Для успешного результата необходимо, чтобы клиент доверял методу и терапевту. Если этого не случилось, то результата может не быть. Так же, к сожалению, много не профессиональных специалистов, которые делают что-то, не зная что.

7. Взять ответственность.
Когда начинается расстановка 50% ответственности на клиенте и 50% на терапевте. Но когда она заканчивается, и человек уходит в свою жизнь, ответственность на нем в 100% объеме! А что происходит порой? Человек пришел, сделал расстановку, ушел и ждет результата. Он считает, что терапевт должен был сделать так, что бы результат появился. И клиент перестает следить за собой, за своими внутренними динамиками, перекладывая всю ответственность на терапевта. В результате ничего не происходит. Результата нет.

Вот пожалуй самые распространенные 7 пунктов, почему не происходит в жизни результат после расстановки. Прежде чем гневить на терапевта или снова обращаться за помощью, стоит подумать, а может быть какой-то пункт актуален?

Когда в нашу жизнь врываются ситуации, от которых мы чувствуем боль, злость, обиду, разочарование, - что с этим делать?

Всегда ли это наши чувства и всегда ли мы контролируем ситуацию?

Расстановки вошли в мою жизнь в 2007 году - и за один день полностью перевернули сознание. Я осознавала, что я ничего не контролирую на самом деле, более того, очень многое в моем мире - иллюзия. Но что еще больше произвело на меня впечатление - это изменения, которые стали происходить и во мне, и в мире вокруг меня.

Случалось ли вам проходить тренинги прощения и отпускания - и потом понимать, что ничего не прошло - ничего не простилось и не отпустилось? Помнится, Марина Таргакова говорила об этом явлении: «Я прощала по Лууле Виилме, прощала по Луизе Хей, прощала по Свияшу….» Мне это очень хорошо знакомо, у меня практически так и было. Прощаешь, прощаешь, а все никак не прощается почему-то.

Всегда ли это означает, что мы плохо работаем и прикладываем мало усилий? Или мы просто копаем огород вилкой?

Для меня метод системных семейных расстановок стал надежной лопатой - с помощью которой можно гораздо быстрее и качественнее выполоть сорняки и посадить кусты роз. С его помощью я смогла, наконец, прополоть парочку давно заросших грядок.

В каких ситуациях могут помочь расстановки:

  • Наладить отношения с родителями - или по крайней мере сделать в этом направлении первый шаг
  • Наладить отношения с партнером
  • Разрешить проблемы в отношениях с детьми
  • Понять, почему любовь в жизни не случается и не получается
  • Простить и отпустить того, кого давно пора отпустить
  • Увидеть свою жизнь через другое стекло
  • Осознать, куда мы движемся на самом деле и почему

Как это выглядит

Семейные расстановки проходят в виде тренинга, в процессе которого находятся решения для проблем и ситуаций участников.

Процесс работы очень прост:

  • Вы обозначаете проблему
  • Вы немного рассказываете о семье (общие сведения, желательно только ведущему, чтобы эти сведения не мешали другим работать)
  • Затем вы выбираете из числа присутствующих людей заместителей для основных членов вашей семьи и для себя самого (первое время вы наблюдаете со стороны)
И тут начинается самое интересное. Люди вступают в контакт с энергетическим полем. И они начинают чувствовать то же, что и реальные люди, которых они замещают. Более того, они начинают говорить так же, двигаться так же, как ваша мама или муж.

Вопросы, которые задает заместителям ведущий, обычно просты:

  • Комфортно ли тебе стоять?
  • Что ты видишь?
  • Куда ты смотришь?
  • Что ты чувствуешь к остальным?
И ощущения реально есть. Вы, наблюдая со стороны, даже можете узнать какие-то жесты и повадки ваших близких - например, кто-то может начать щелкать пальцами, как ваш брат, а кто-то вдруг проявит властность, как ваш отец.

В то же время когда участвуешь в расстановке, эти ощущения приходят сами. И иногда даже удивительно, что сидел на скамейке с Васей - Вася нравился. А тут прямо так хочется его ударить, что еле сдерживаешься!

Или наоборот - был Коля как Коля, вы его даже не заметили, а вот стал он «вашим мужем», и вы чувствуете, как вас к нему влечет - и не можете остановиться - гладите его по руке.

После обозначения эмоций наружу выплывает причина проблемы - иногда сразу, иногда через какое-то время. И вы ясно видите, что, например, ваша обида на мужа на самом деле не ваша. Это ваша бабушка обижена на деда за то, что у него была другая женщина (кстати, если в системе какого-то не хватает, это тоже сразу видно - например, любовницы деда, и дед чувствует себя потерянным и говорит, что у него тут кто-то должен быть).

На завершающей стадии заместители проговаривают друг другу самые важные вещи («Я сожалею», «Я тебя люблю» и т.д.) и выстраиваются в правильном и комфортном порядке.

Когда смотришь со стороны, иногда кажется, что люди выучили сценарий и говорят то, что их просят. Но когда ты участвуешь, ты понимаешь, что это не игра. Что информация приходит откуда-то свыше.

Очень часто всплывают вещи, которые известны только самому делающему расстановку. А еще чаще - те, которые ему неизвестны. И иногда бывает даже возможность проверить.

Например, один мой знакомый выяснил в расстановке, что он не родной ребенок своих родителей. Сперва это было для него огромным потрясением, но затем он нашел в себе силы спросить у мамы. Первые несколько минут она молчала в шоковом состоянии. А потом спросила: «Откуда ты знаешь?»

Другая девушка на расстановке узнала о любовнице деда. К счастью, бабушка была еще жива, и она смогла у нее спросить. Бабушка сперва отмалчивалась. А через пару дней позвонила и сказала, что никто кроме нее и деда не должен был об этом знать.

Третий мужчина на расстановке узнал, что его сын не от него. Это было тяжелым ударом. Жена отказалась от комментариев, но он сдал тест на отцовство - и информация подтвердилась. Он не отказался от ребенка, но стал выяснять, кто настоящий отец. Самым большим потрясением для него стало то, что отцом был его родной брат.

Поэтому самые главные правила для участвующего:

  • Быть готовым узнать не самую приятную правду о своих предках - это особое мужество, и иногда на это сложно решиться
  • Быть готовым принять эту правду, хотя обычно первая реакция - это шок. Причем гораздо проще принять что-то далеко от себя (в третьем колене), чем то, что близко. Любовница прадеда - это нормально. Любовница папы - это трудно.
  • Быть готовым не набрасываться сразу с вопросами на родных. Во-первых, переждать время, когда улягутся эмоции. Во-вторых, все вопросы строить очень деликатно - не утверждая (я вот теперь все про вас знаю), а спрашивая (очень хороший вариант - «Мама, ты знаешь, мне приснился сон…» - через пару недель обычно мама звонит и говорит, что этот сон правдив)
  • Быть готовым помочь другим в работах. Можно, конечно, сделать только свою работу и уйти. Но остаться заместителем на остальных - это отдельное мужество и особая щедрость. Вы можете так помочь другим - почему бы просто не сделать это?
  • Быть готовым молчать о чужих работах и на какое-то время забыть о своей. Есть такая штука, как конфиденциальность - и о ней все знают. Но помимо этого нельзя разбрасываться энергией, полученной в работе, направо и налево - а рассказывая об этом, вы тратите часть энергии на пересказы и домыслы.

Конечно, важно сказать, что:

  • Расстановки не панацея. Далеко не все проблемы можно решить таким образом. Для большинства застарелых проблем требуется, возможно, не одна работа. Помимо расстановок необходима качественная психотерапия.
  • Расстановки - это указание пути. После этого необходимо знания применить в жизни. Начать вести себя иначе. Сказать кому-то что-то важное. Или наоборот - перестать тратить время и силы на общение с кем-то.
  • Иногда информация, полученная на расстановках, не подтверждается. Это значит, что либо что-то было неверно истолковано, либо в процесс расстановки вмешивались личные мотивы расстановщика, заместителей, клиента. Вариантов много.
  • Очень много зависит от расстановщика. Какие у него намерения, насколько у него открытое и чистое сердце, насколько вы доверяете ему и группе.

Законы системы

Для начала надо понять, кто входит в родовую систему. В нее входят:
  • Все рожденные в этой системе (включая выкидыши, аборты, умерших в младенчестве, отданных в детские дома и т.д.)
  • Все партнеры и сильные эмоциональные связи
  • Все те, кто помог системе выжить
  • Все те, кто нанес системе какой-либо ущерб
То есть (если говорить простым языком) в систему среднестатистической женщины войдут:
  • Дети мужа от предыдущих браков
  • Предыдущие партнеры или значимые эмоциональные связи
  • Предыдущие партнеры или значимые эмоциональные связи мужа,
  • Родные братья и сестры, в том числе рано умершие и абортированные,
  • Родители
  • Предыдущие партнеры родителей
  • Дедушки и бабушки
  • Прадедушки и прабабушки
А также стоит отдельно выделить в роду:
  • Всех тех, у кого была особенная судьба (репрессированные, погибшие, инвалиды, убийцы, убитые),
  • Всех тех, кто оказал системе существенное благодеяние или причинил существенный ущерб (Например, женщина, которая взяла на воспитание сироту после войны и тем самым спасла его. Или тот, кто принимал участие в раскулачивании прадеда)
Довольно внушительный список, верно?

Существует четыре основных закона рода. Нарушение этих законов влечет за собой различные проблемы в жизни.

Закон 1. Закон принадлежности.

Каждый, кто когда-то вошел в систему, остается в ней навсегда. То есть мы не можем вычеркнуть из своего рода тех, кого считаем ненужными.

Так часто бывает с бывшими мужьями (особенно если детей не было), с абортированными детьми (особенно если по молодости и в тайне), с нежелательными элементами - преступниками, алкоголиками и т.д.
Что же с ними со всеми делать? Нарисовать и принять их в свое родовое древо.

Закон 2. Закон замещения.

Если мы вычеркиваем из системы кого-то, то новый член системы (обычно ребенок) начинает энергетически его замещать.

Пример: У мужчины второй брак. Первая жена надежно вычеркнута из жизни (словно ее и не было). Может быть, был слишком болезненный разрыв, а может быть мама просто не хочет слышать о других женщинах в жизни папы.

Так или иначе - ее вычеркнули. После этого в семье рождается дочь (или сын). И энергетически она начинает замещать папину первую жену. Это выражается в двух составляющих:

Мама относится к ней как к сопернице - сама не понимая почему. Постоянно хочет отправить ее в лагерь, к бабушке или еще куда-то, лишь бы подальше от дома. Впрочем, и дочка особой симпатии к маме не испытывает. Наоборот, пытается маму «строить» и чувствует свое преимущество. Указывает маме, что ей делать, когда чистить зубы и т.д.

Папа обожает дочку - и это взаимно. Он носит ее на руках, выполняет все ее прихоти. Одним словом, типичная папина дочка.

Но ведь такое поведение ребенка и родителей - совсем не норма, верно?

При этом чем девочка взрослее, тем проблем больше. Зачастую она не может найти себе мужа (потому что энергетически муж уже есть - и это папа). У нее не складываются отношения с мамой. И так далее.
И если дать место в системе и своем сердце первой жене, дать ей уважение, которого она заслуживает - какой бы она ни была в реальной жизни, то ребенок начнет вести себя иначе.

Закон 3. Закон иерархии.

Тот, кто вошел в систему раньше, имеет преимущество перед теми, кто вошел позже.

Поэтому первая жена имеет системное преимущество перед второй. Это не значит, что первая ЛУЧШЕ, просто она что-то сделала в системе для того, чтобы вторая в нее вошла.

Также старшие дети имеют преимущество перед младшими, а родители перед детьми.

Но при этом новая семья имеет преимущество перед старой. То есть моя нынешняя семья для меня должна иметь больший приоритет, чем моя родительская (На деле так бывает далеко не всегда. Бывает, что у нас уже и дети есть, и иногда даже внуки, а мы все живем проблемами своих родителей).

То есть получается очень интересный баланс - мой муж вошел в систему позже, чем моя мама. Поэтому моя мама имеет преимущество. И она должна получать уважение от меня и мужа, как старшая. Но при этом моя нынешняя семья должна иметь для меня преимущество перед родительской. И я должна в большей степени заниматься мужем и детьми, чем мамой. Сохраняя при этом уважение к маме, как к старшей.

Закон 4. Закон любви.

Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот.

Это не о том, что не нужно любить мам и пап, а о том, что энергию мы должны отдавать детям. И жизнь свою посвящать детям, а не родителям. Я могу целыми днями думать о маме, вести с ней постоянные споры (даже если просто у себя в голове), заботиться о ней, как о маленькой девочке. И тогда мои дети не получат от меня энергии материнской любви. Потому что вся любовь начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.

Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением. А ведь очень часто мы заботимся о них, но внутри себя считаем их полусумасшедшими или отставшими от жизни, верно?

Как обнаружить сбои и исправить ситуацию

Я призываю вас не заниматься диагностикой самостоятельно. Вы можете придумать то, чего нет. К тому же не бывает двух одинаковых систем. Даже если вам кажется, что у кого-то система точно как у вас, стопроцентно могу сказать - это не так. У вас могут быть похожие причины, но разные следствия, и наоборот - одинаковые следствия, но разные причины.

Самое лучшее, с чего можно начать - нарисовать свое генеалогическое дерево. Расспросить маму и папу о предках, посмотреть тенденции в роду.

Иногда сразу видно, что женщины по материнской линии, например, выходят замуж не менее трех раз, а мужчины - рано умирают.

Обычно о самых сложных вещах не говорят - об абортах, убийствах, любовницах и всем остальном - поэтому после расстановки ваше дерево, скорее всего, пополнится новыми членами.

После того, как вы сформировали запрос и нарисовали дерево - ищите хорошего специалиста. Лучше всего - по рекомендации (метод сегодня очень моден, и расстановки делают все - но не все делают их качественно).

  • На самого человека. Сначала встретьтесь лично (на расстановках часто можно сперва прийти бесплатно просто заместителем) и посмотрите - внушает ли он вам доверие? Решил ли он у себя свои проблемы (ведь в психологи обычно идут те, кому нужна подобная помощь)? Есть ли у него семья, дети, бизнес? Приятно ли с ним общаться? Доверяйте своей интуиции. Этот критерий очень часто оказывается самым главным.
  • На отзывы. Если есть возможность, то лучше идти по рекомендации - когда вы видите плоды работы человека. Если такой возможности нет - может быть, есть отзывы в письменном виде или координаты других клиентов.
  • Очень часто после качественной работы что-то сдвигается, меняется и решается.
Опять-таки приведу свой пример - метод мне очень близок.

Я сделала более 20 работ для того, чтобы решить свои проблемы в семье. В добавок к этому мой муж тоже сделал несколько работ.

И меня потрясли результаты:

  • Во-первых, мы сразу поняли, почему мы создали семью - наши родовые динамики просто нуждались друг в друге - для рода своего папы я была потерянным ребенком (обо мне никто не знал, кроме самого папы), а в роду папы моего мужа был забыт потерянный ребенок (кстати, тоже девочка). И это только один из факторов.
  • Во-вторых, сделав несколько работ на тему заболевания нашего сына, были выявлены некоторые динамики. И после этих работ в состоянии Данила были реальные улучшения. Например, на семинар Марианны Франке-Грикш сперва пришел Леша. Он сделал работу на тему заболевания Данила, и в этот же вечер у ребенка поднялась температура до 40. Мы сбивали ее, а она снова поднималась. Других симптомов не было совсем. Через два дня я пришла на семинар к Марианне и сделала свою работу на ту же тему. И к моменту моего возвращения домой, температура спала. Сама.
  • В-третьих, мы постоянно делаем работы на тему бизнеса - когда нет понимания, почему клиент не платит деньги, или почему не получается что-то в развитии проектов.
  • В-четвертых, наши отношения с мужем изменились до неузнаваемости - стали более теплыми и доверительными, мы перестали воевать и ругаться.
  • В-пятых, именно расстановки помогают мне восстанавливать отношения с мамой - которые никогда не были для меня источником радости.
  • К тому же, хотя прямо с этими вопросами я не работала, у меня улучшились отношения со свекровью, братом и деньгами.
Конечно, я не буду расписывать все проблемные места наших родов - это не этично по отношению к предкам.

Мне кажется этот метод был послан нам, чтобы мы смогли решить свои материальные проблемы, увидеть свет в конце тоннеля и стать счастливыми уже в этой жизни. Мы можем выполнять свои обязанности в семье и на работе. Потому как освобождаясь от пут, мы можем идти вперед.

В 2013 году статья издана в новой редакции отдельной книгой с авторским послесловием, отражающим основные инновации метода расстановок, произошедшие с момента издания первой редакции. Книгу Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия. технология" Вы можете приобрести в Центре Современных системных расстановок.

Текст статьи представляет собой обзор первого дня образовательной программы Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия, технология". Новая образовательная программа в Москве - март 2014>>

Автор сердечно благодарит Ирину Алексеевну Чеглову (заместителя главного редактора журнала "Психотерапия", вице-президента ППЛ) за поддержку и терпение в работе над статьей. Благодарность психотерапевту Ольге Лови, а также Татьяне Любимовой, Елене Климовой, Софье Марголиной за критику и редакторские правки текста.

Аннотация : в статье рассматриваются история, основные термины и понятия системных расстановок по Берту Хеллингеру и других направлений. Автор дает описание системных расстановок как подхода в помогающей практике, и показывает, как менялась с течением времени философия расстановочной работы и используемые в этой работе технологии. Отдельное внимание уделено концептуальному разделению метода на «терапевтическое» и «духовное» направления и возникшим при этом противоречиям между Бертом Хеллингером и международным расстановочным сообществом. В статье также предлагаются структурированные схемы для ориентации в многообразии стилей и направлений расстановочной работы, которые развивались как на базе оригинальных идей Берта Хеллингера, так и во взаимодействии с другими подходами.

Ключевые слова: расстановки, Хеллингер, системная терапия, семейная терапия

При цитировании в Ваших статьях и книгах Вы можете использовать ссылку:

Электронные ресурсы

Веселаго Е. В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история,
философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. :
[Электронный ресурс]: – Режим доступа:
.

Елена Веселаго. "Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология"

Сердечно благодарю офис Hellinger Sciencia и его партнеров в России и на Украине за предоставленную возможность присутствия и со-участия в работе Берта Хеллингера. Я с благодарностью беру то, что могу взять из практики Берта, и передаю это дальше своей работой и этой статьей.

Я благодарю Институт Интегративной семейной терапии, его директора Марину Бебчук,Институт Консультирования и системных решений, его директора Михаила Бурняшева, российских и приглашенных преподавателей обоих Институтов -за бесценную возможность приобрести опыт сопричастности различным взглядам и подходам в расстановках.

Я благодарна своим коллегам и собеседникам, интересующимся методом,участникам моих семинаров и клиентских групп, пользователям виртуальных ресурсов, переводчикам и редакторам материалов моей рассылки - за возможность исследования нового вместе с ними.

Я благодарна своим родителям, своей семье и своим близким и любимым - за то, что через нашу любовь и взаимосвязи я познаю то большее, к чему ведут также и расстановки.

Введение

Метод системных расстановок очень популярен в России. К 2010 году только двумя ведущими расстановочными институтами в Москве выпущено около полутора тысяч расстановщиков, закончивших базовые учебные программы. При этом, вокруг системных расстановок сложилось пространство, заполненное слухами, спорами, непониманием, восторгами, страхом…метод пока не получается определить ни как психотерапию, ни как «принятую» духовную практику, а некоторые называют его «шаманством» и «вызыванием духов» или даже сектой. Тот, кто решает составить собственное впечатление, посещая различные расстановочные группы , часто получает в этих группах опыт, который настолько не укладывается в какую-то ясную схему, что многими делаются попытки создать свою собственную «теорию». И тогда информационное пространство наполняется еще несколькими противоречащими друг другу концепциями.

Есть несколько причин того, что информация о расстановках отрывочна и полна противоречий, и позже мы некоторые из этих причин рассмотрим. В этой статье я не ставила себе цели внести полную ясность и определенность по всем вопросам, это невозможно. Я попробую дать структуру, систему координат и факты, на базе которых читатели, которым интересны исследование и практика этого метода, могут начать строить собственное представление о нем.

Основные факторы, которые, на мой взгляд, влияют на формирование и распространение знаний о расстановках и их понимания, следующие:

· «Автор» системных расстановок, Берт Хеллингер, не стремится быть учителем, если понимать под этим словом теоретика, методолога или преподавателя. Скорее, он духовный учитель – он просто предлагает своим соратникам (их даже не совсем корректно называть учениками, сам Берт никогда не употребляет это слово) вместе отправиться в «приключение духа», как он сам это называет, и через расстановку погрузиться в исследование человеческих историй. Берт Хеллингер не написал ни одной теоретической статьи или монографии по расстановкам –его книги по расстановкам представляют собой сборники конспектов с его семинаров, а те оригинальные книги, которые он написал, относятся к особому жанру философско-поэтических и богословских этюдов.
Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремятся принадлежать к научному сообществу и выбирают «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов.

Здесь я,как автор данной статьи, также испытываю сложности, во многих случаях не имея возможности сослаться на публикации и опираясь «всего лишь» на свой личный опыт и неформальное общение с российскими и иностранными коллегами.

· Многие коллеги придерживаются мнения, что освоить расстановки через обучение в привычном смысле слова (теория, практика на базе стандартизированной методики, наработка навыка, исправление ошибок под руководством старшего коллеги) невозможно или возможно только до определенных пределов.Собственно, теория и методика пока находятся во фрагментарном, зачаточном состоянии.Вместе с тем, постоянно появляются расстановщики, которые «просто» делают эту работу хорошо, даже не имея базового образования (это признает даже глава международной расстановочной ассоциации ISCA Хантер Бомон). Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка» тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется.

· Красивые расстановки делать приятно, это удовольствие примерно такого же свойства, как творчество и медитация (по мнению многих, расстановки и есть медитация). И многие расстановщики не спешат заниматься теорией и методологией, предпочитая посвящать свое время этой вдохновляющей их практике.

· Попытки говорить о расстановках в научной среде или среде профессиональных психотерапевтов нередко встречаютнепонимание и противодействие, столкновение корпоративных интересов. И расстановщики снова предпочитают возвращаться к своей практике – искусству, удовольствию, медитации, приключению…

Я здесь не отличаюсь от коллег и тоже не пойду в область научных концепций и дискуссий. Мне кажется,я могу принести определенную пользу для тех, кто хочет лучше узнать этот метод, если поделюсь теми фактами, идеями и опытом, которые мне стали доступны в силу моего несколько нетипичного положения в расстановочном сообществе. Вместе с несколькими русскими коллегами мне посчастливилось провести много дней в Австрии, на международных лагерях Берта Хеллингера, которые представляют собойэкспериментальную расстановочную лабораторию, место «духовного приключения», как называет это сам Берт. Хеллингер, к сожалению, не «привозил» эти эксперименты в Россию, их трудно проводить в «выездном» формате. Вместе с тем, мне еще раз посчастливилось – я имела возможность учиться в России у известных специалистов в терапевтических расстановках, в которых разработаны некоторые правила работы, этика, технологические решения и методики. Представители духовных и терапевтических расстановок долгое время находились между собой в конфликте, носящем концептуальный характер, и это затрудняло информационный обмен и взаимное обогащение идеями и находками. Развитие шло в прямом смысле слова параллельно – в одном направлении, но без обмена. Рассказывая об этапах развития, которое в течение нескольких лет происходило в этих почти не пересекающихся сообществах, мне кажется, я могла бы способствовать диалогу и лучшему пониманию.

Это вполне соответствует основному (и, возможно, единственному) правилу расстановок: «Nobody is excluded » - никто не исключен, все принадлежат.

Оговорюсь, что мое мнение и взгляды совсем не являются «общепринятыми» в расстановочном пространстве. Мы много спорим с коллегами, и многие из них придерживаются взглядов на расстановки, совершенно противоположных моим. Я буду рада, если полемические статьи, а также тексты, основанные на иных взглядах на расстановки, скоро появятся и на русском языке.

«Открытие» расстановок и отличительные признаки метода

Существует несколько версий относительно того, как были открыты расстановки, и было ли это открытие как таковое, либо эволюционное развитие и соединение нескольких подходов. С начала своего широкого распространения расстановки интенсивно развивались и трансформировались, и это также рождало новые версии о том, откуда Хеллингер мог взять те идеи, которые привнес в расстановки позже.

Я рассмотрю основные версии. Комментируя их, в некоторых случаях я снова не смогу сослаться на публикации. Берт Хеллингер мало об этом пишет, но иногда говорит. К сожалению, не все его слова записаны на аудио/видео носители, но в тех случаях, когда официальная запись существует, я буду это указывать, а те читатели, которым важны первоисточники, могут обратиться за ними непосредственно в офис Берта Хеллингера. Пока, к сожалению, сведения о расстановках во многом находятся в области «устной передачи».При пересказе слов Берта Хеллингера я стараюсь свести к минимуму искажения, возникающие в процессе последовательного пересказа, а также фактор времени, и опираюсь в основном на те слова, которые слышала от Берта лично и недавно (с 2008 по 2010 годы).

Первая версия, «терапевтическая» – расстановки ведут свое происхождение от таких методов, как психодрама Якоба Морено и семейная скульптура Вирджинии Сатир,и используют также идеи из транзактного анализа,системной семейной терапии Сальвадора Минухина, терапевтов итальянской школы и других направлений.

И прежде чем мы начнем говорить о правомерности этой версии, необходимо дать определение расстановок как метода, чтобы понимать, происхождение чего мы начинаем исследовать.

Согласованного и общепринятого определения метода пока нет, я дам свое описание, которое, как мне кажется, показывает основные отличия расстановок от других практик, где расставляют фигуры (кстати, в современных расстановках расставлять фигуры уже совсем не обязательно).

Расстановки называют системно-феноменологическим подходом. Слово «системный» здесь означает, что заявленная клиентом жизненная история представляется в виде элементов и взаимодействий между ними. Элементы могут быть любого свойства, мы подробно обсудим это далее. В классических семейных расстановках в качестве элементов выступали члены семьи клиента. Работа проводилась в группе, и члены семьи клиента расставлялись в пространстве с помощью т.н. заместителей. Для каждого члена семьи выбирался заместитель – участник группы. Клиент или расстановщик располагал заместителей в пространстве комнаты, ориентируясь на свои ощущения «правильности места».

Слово «феноменологический» здесь означает, что расстановщик в своей работе опирается исключительно на наблюдения. Он наблюдает за тем, как ведут себя заместители и клиент, и за тем, что «приходит» в его собственное восприятие. Восприятие здесь противопоставляется интерпретациям и концепциям, привычным для нас в других терапевтических практиках (и это является еще одной причиной того, что развитой расстановочной теории и методологии нет).

Самое таинственное явление в расстановках состоит в том, что заместители, поставленные на место членов семьи клиента, начинают чувствовать (в общих чертах) взаимосвязи и отношения, в которые вовлечены их прототипы – реальные члены семьи клиента. Слово «реальные» тут даже не совсем уместно, т.к. заместители могут чувствовать также и то, что чувствовали члены семьи, ныне умершие. Эту способность чувствовать других, незнакомых людей мы называем заместительским восприятием . А то, откуда заместители получают информацию об этих чувствах, называют полем (знающим полем, морфическим или морфогенетическим полем).

Заместитель может рассказать о том, что он чувствует из роли своего прототипа, либо заместитель может двигаться, ориентируясь на свои ощущения в роли (например, повернуться к тому, к кому он чувствует привязанность или сжать кулаки, обозначая гнев). В расстановках двигаются очень медленно, не играя и не придумывая выразительные средства для чувств, а следуя тому, что приходит извне, из поля. Заместители в расстановках не знают о том,как себя чувствовала или вела, например, бабушка клиента, они настраиваются на восприятие этого и говорят/двигаются в соответствии с тем, что ощущают. Такая настройка помогает также «поймать» в область восприятия фигуры, о которых нет информации также и у самого клиента. Например, можно «увидеть» рано умершего брата матери, о котором никто никогда в семье не говорил и клиент о нем не знал.

Осознанное обращениек внешнему источнику (полю) за информацией и использование ее для работы с клиентской историей и отличает расстановки от других методов, где семьи (и иные системы) представляют в виде фигур заместителей и расставляют их.

Это обращение к внешнему источнику неисследованного происхождения и малоизвестных свойств, конечно же, вызывает много вопросов с точки зрения научности такой работы. Расстановки называют «магией». Я не являюсь специалистом по магическим практикам, но заметила одно важное, как мне кажется, отличие расстановок: в расстановках ведущий и группа просто наблюдают и следуют той информации и тем движениям, которые приходят из поля. Расстановку нельзя сделать «на результат» (достижение какой-то цели), в то время как магическая работа направлена именно на это.

Конечно же, можно увидеть множество рекламных объявлений расстановщиков, которые «решают все проблемы», а также множество магических дел специалистов, которые используют знания из поля, чтобы «дорабатывать» их с помощью своих методов. К сожалению, уже известно о случаях манипуляций и прямого мошенничества, совершенных с использованием знаний, полученных посредством заместительского восприятия.

Заместительское восприятие удается почти всем, кто это пробует, а при некоторых способностях и хорошей практике опытный заместитель может быстро «читать» системные ситуации, даже не расставляя фигуры в пространстве.

Вопросы этики и безопасности (для расстановщика, клиента и заместителей) будут рассмотрены в данной статье отдельно. Пока я отмечу только, что обращение за информацией к внешнему источнику с намерением «исправить ситуацию» является достаточно двойственной и противоречивой позицией. Мнение о том, какой должна быть ситуация, чтобы «все было хорошо», мешает расстановщикувоспринять внешнюю информацию о том, как ситуация проявляется сейчас (по-разному, не всегда «хорошо»).И тогда смысл обращения к внешней информации теряется, а работа перестает быть феноменологической.

А сейчас, возвращаясь к терапевтической версии о происхождении расстановок, я хотела бы подвергнуть ее сомнению, основываясь именно на том, что ни в психодраме, ни в семейной скульптуре В. Сатир заместительское восприятие из внешнего источника не является основой метода. Хотя спонтанно оно, конечно же, возникает и спонтанно же иногда используется. Но все-таки в психодраме и семейной скульптуре представление фигур в пространстве и их взаимодействие определяется «внутренней реальностью клиента», а не внешним источником.

Я описала очень схематично «типичную» расстановочную ситуацию. В расстановках, однако, важно то, что типичных ситуаций в них нет. Другая история конфликта с мамой по поводу позднего возвращения с прогулок может раскрыться через системные взаимосвязи совершенно другого свойства, и заранее это непредсказуемо. Мы не интерпретируем, мы наблюдаем то, что приходит извне, и это основной отличительный признак расстановок как метода.

Сам Берт Хеллингер на вопрос «как были открыты расстановки» говорит, что не является их автором. Он рассказывает, что расстановки открывались ему постепенно. Например, однажды, на «какой-то конференции» он представлял («замещал» в демонстрационной работе интегративного жанра) отца мальчика, больного шизофренией. Внезапно испытанные сильные заместительские чувства навели его на дальнейшие соображения о «переплетениях». Этим термином называют взаимосвязь текущей ситуации клиента с историями в других частях системы, включенной в расстановку. В самых «хрестоматийных» случаях переплетение выглядит как повтор истории (судьбы) кого-то из членов семьи, но в наблюдениях за историями в расстановках переплетения могут проявляться в многослойных, читаемых только на символическом уровне взаимодействиях, которые не имеютоднозначной интерпретации.

Второй эпизод, который обычно упоминает Берт, говоря о«предшественниках» расстановок – это его обучение в середине 70-х в США у Рут МакКлендон и Лэса Кэдиса, супружеской пары и семейных терапевтов, работавших, в частности, в транзактном анализе. На учебной группе использовались методы с расстановкой фигур в пространстве и Берт говорил, что там впервые сделал наблюдения о повторяющихся семейных сценариях. Сходные идеи можно было почерпнуть также в работах Анн Анселин Шутценбергер и Ивана Бузормени-Надь.

По моему мнению, в различных терапевтических подходах 70-80 годов, конечно же, уже присутствовали идеи повторов судеб, семейных сценариев и неосознанных связей членов рода («невидимые лояльности» в терминах Бузормени). Но читать эти лояльности и переплетения из внешнегоисточника «придумал» Берт Хеллингер. Это до сих пор считается «очень странным» подходом и в традиционной научной психотерапии неприемлемо. Впрочем, здесь мы рискуем уйти в рассуждения о том, является ли психотерапия отраслью науки вообще … Я отмечу здесь, что сам Берт Хеллингер шел к полному доверию полю очень медленно, несколько десятилетий. Только в последние несколько лет в его работах заместители свободно взаимодействуют с полем, получая из него многослойный объемный символический массив (чувства, отношения, обрывки фраз,картин, «состояний») который уже принципиально не может сопоставляться с какими-либо фактами или событиями. В современных расстановках работает сам акт непосредственного восприятия и проживания того, что приходит.


Top